Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева




Скачать 97.05 Kb.
Дата20.07.2017
Размер97.05 Kb.
ТипЗакон
ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС

КВН по теме «Периодический закон

и периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева»

Оборудование: периодическая система химических элемен­тов Д.И. Менделеева (настенная таблица и таблицы на сто­лах учащихся), магнитная доска с магнитными знаками, выполняющая роль экрана игры, карточки с заданиями, таб­лицы для фиксации ответов, творческие работы учащихся, рефераты.

Предварительная подготовка: на первых уроках темы учитель объявляет о предстоящем уроке — КВН, класс де­лится на три команды (при этом учитываются и личные симпатии учеников, но силы команд должны быть прибли­зительно равными). Каждая команда выбирает себе капи­тана (ученика, имеющего прочные знания по предмету). В дальнейшем капитаны готовят свои команды, а учитель работает с капитанами. Выбирают жюри в составе трех человек, которые будут помогать учителю следить за хо­дом игры. Учитель нацеливает учеников на то, что они должны знать и уметь к обобщающему уроку. Для этого в классе вывешиваются вопросы, на которые следует обра­тить внимание. Предлагаются также возможные темы ре­фератов, так как написание рефератов является важным условием участия в игре.

Рефераты, доклады выполняются добровольно, но ребя­та знают: кто напишет интересный доклад — будет поощ­рен, а в зачет его команды пойдут дополнительные баллы при подведении итогов игры. Как правило, практически все учащиеся с удовольствием выполняют эту работу и по­лучают огромное удовлетворение уже оттого, что узнали что-то новое и поделились своими знаниями с учителем и одноклассниками. Каждая команда придумывает себе на­звание, эмблему, девиз, готовит приветствие и домашнее задание.

Учитель рекомендует школьникам дополнительную лите­ратуру, имеющуюся в наличии в библиотеке и кабинете хи­мии. В классе вывешиваются памятки.

Знания, необходимые командам во время КВН

1. Биография Д.И. Менделеева.

2. Открытие периодического закона и периодической сис­темы.

3. Физический смысл порядкового номера элемента, номе­ра группы, номера периода в периодической системе хи­мических элементов.

4. Что такое период? Периодичность? Почему свойства элементов изменяются периодически?

5. Почему при завершении одного периода и при переходе к следующему периоду свойства элементов изменяются скачкообразно?

6. Современная формулировка периодического закона в свете теории строения атома.

7. Значение периодического закона.

8. Перечислите известные вам факты, которые еще при жизни Д.И. Менделеева подтвердили правильность пе­риодического закона.

9. Перечислите ученых-химиков — утвердителей перио­дического закона.

10. Характеристика элемента по положению в периоди­ческой системе химических элементов.

Темы рефератов:

1. Великий закон сегодня.

2. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.

3. Значение периодического закона Д.И. Менделеева для науки и техники.

4. Подтверждение основных законов философии на приме­ре периодической системы химических элементов и стро­ения атома.
Ход урока

Каждая команда садится на отдельный ряд во главе с ка­питаном. На вывешенной магнитной доске прикреплены эм­блемы и названия команд.

После каждого задания на доске отмечают результаты. К концу урока будут видны все результаты и учитель вместе с учениками сможет сделать вывод, какой вид работы и у какой команды вызвал наибольшие затруднения (учитель бе­рет на заметку пробелы в знаниях учеников по изучаемой теме).

Учитель. В истории мировой науки запечатлены имена прославленных ученых, чьи открытия способствовали про­грессу знаний о природе, овладению ее тайнами, использова­нию их на благо человечества. В истории человеческих зна­ний немало подвигов. Но очень немногие из них можно сопо­ставить с тем, что было сделано Д.И. Менделеевым. Величие научного подвига Менделеева не только не стирается време­нем, но продолжает расти. И никто не может сказать, будет ли когда-нибудь исчерпано до конца все содержимое одного из величайших в науке обобщений — периодического закона Д.И. Менделеева.

Законы природы, открытые человеком, различны. Их труд­но сравнивать между собой. Но законы сравнимы по самому главному — по возможности предсказания нового, предвиде­ния неизвестного. Периодический закон в этом отношении не имеет себе равных в истории науки.

Да, мы не раз географа помянем, Что шел тайгой в былые времена, Давал названья рекам безымянным, Придумывал для сопок имена. Но во сто крат открыл закон важней Тот химик, что немалый труд вложил И имена планет, богов, стран и людей В одной таблице навсегда объединил.

Многие ученые предсказывали существование и описыва­ли неизвестные химические элементы и их свойства, основы­ваясь на периодическом законе, который стал «Звездным ча­сом» одного из величайших людей нашей планеты.

Конкурс «Приветствие»

Во время приветствия каждая команда должна предста­вить свое название, свой девиз и свою эмблему.



Конкурс «Разминка»

Участвуют все команды. Учитель задает вопросы. Первым отвечает тот, кто быстрее всех поднял руку. За правильный, полный ответ — три балла, за дополнение — один балл.

В дальнейшем каждое правильное задание оценивается в пять баллов, а дополнение в один балл.

1. Кем и когда был открыт периодический закон

2. Где родился Д.И. Менделеев? Кто были его родители?

3. Происхождение фамилии Менделеева.

4. Где учился Д.И. Менделеев? Кем он хотел стать? Поче­му это ему не удавалось?

5. Какое высшее учебное заведение окончил Д.И. Менде­леев?

6. Кем и где работал Менделеев во время своего открытия?

7. В каком году и по какой причине Д.И. Менделеев скон­чался?

8. Как читается периодический закон по Менделееву?

9. Современная формулировка периодического закона.

10. Какие подтверждения периодического закона, извест­ные еще при жизни Менделеева, вы знаете?

11. В чем причина плавного и скачкообразного изменения свойств химических элементов в периодах периодичес­кой системы химических элементов?

12. В чем вы видите значение периодического закона для науки, техники, промышленности?

Ответы приводятся в конце этого сценария.



Конкурс «Расскажи мне обо мне»

Капитаны команд выходят к доске и вытаскивают карточ­ку с заданием.

1. Дать характеристику элементу № 15.

2. Дать характеристику элементу № 17.

3. Дать характеристику элементу № 13.

План составления характеристики элемента

1. Положение элемента в периодической системе: поряд­ковый номер, относительная атомная масса, группа, под­группа, период.

2. Строение атома, степени окисления.

3. Принадлежность к классу металл, неметалл, переход­ный элемент.

4. Формула высшего оксида и его характер.

5. Формула высшего гидроксида и его характер.

6. Летучее водородное соединение.

Пока команды коллективно выполняют задание, от каж­дой команды вызывается один человек для выполнения сле­дующего конкурса.



Конкурс «Найти ошибку»

В каких уравнениях химических реакций коэффициент!» расставлены неверно?

Подводятся итоги коллективного и индивидуального заданий. Итоги отражаются на доске.



Конкурс Капитанов

1. «Кто быстрее».

На доске прикреплены три листа с половинками формул. Необходимо дописать формулы. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее выполнит задание.





2. «Мои соседи».

Необходимо указать знаком → ослабление металлических свойств и усиление неметаллических свойств в следующих пятерках элементов. Объяснить, на каком основании расстав­лены знаки.



Подводятся итоги конкурса Капитанов.



Конкурс «Что в имени моем?»

Какие химические элементы названы в честь ученых, в память успехов астрономии, в честь городов, в честь стран и континентов? Напишите названия и порядковые номера этих элементов. Задание ограничено временем: кто назовет боль­ше элементов за отведенное время? (Ответы приведены на странице ...)



Подведение итогов урока.

Лучшая команда награждается. Кроме этого, все члены команд получают оценки. Оценки выставляет каждому уче­нику вся команда. Учитель внимательно следит за игрой и, в свою очередь, тоже выставляет оценки в течение урока. Оценка учителя и оценка, выставленная командой, как правило, совпадают. Ребята очень пристрастно оценивают друг друга: не спустят лентяю, а хорошо поработавшего высоко оценят. Особо отмечаются учителем капитаны команд, так как они выполняли самую трудную работу и в подготовительный пе­риод, и во время урока.



Ответы

1. Периодический закон был сформулирован Д.И. Менде­леевым по старому стилю 1 марта 1869 года, по новому сти­лю 17 февраля 1869 года. Этой работе Менделеев посвятил 15 лет непрерывного труда.

2. Менделеев родился 27 января 1834 года в Тобольске. В семье он был последним, семнадцатым ребенком. Его отец был директором гимназии, а мать, оставшись вдовой вскоре после рождения сына, управляла небольшим стекольным за­водом.

3. В родословной, составленной в 1880 году, записано: «Фамилию нередко давали учителя духовного училища; фа­милия Менделеев дана отцу, когда он что-то выменял, как соседний помещик менял лошадей и прочее. Учитель по со­звучию "мену даю" вписал и отца под фамилией Менделеев».

4. Летом 1850 года Менделеев подал документы в Медико-хирургическую академию в Петербурге. Однако анатомия оказалась не под силу впечатлительному юноше: первого ис­пытания — присутствия в анатомическом театре — он не выдержал. От медицинской карьеры пришлось отказаться. Мать подсказала другой путь — стать учителем.

5. В 1855 году Менделеев блестяще окончил Главный пе­дагогический институт в Петербурге с золотой медалью.

6. В год, когда Менделеев открыл периодический закон, ему исполнилось 35 лет. К этому времени он был профессо­ром химии Петербургского университета, автором учебников по органической и аналитической химии.

7. 11 января 1907 года, принимая в Палате мер и весов министра торговли и промышленности Д.А. Философова, Менделеев простудился на сквозняке. В результате развилось воспаление легких. Принятые меры по лечению оказались безрезультатными. В 5 часов 20 минут 2 февраля 1907 года Менделеев скончался. Похоронен он на Волоковом кладбище в Петербурге.

8. Свойства простых тел, а также формы и свойства соеди­нений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов.

9. Свойства химических элементов и образуемых ими про­стых и сложных веществ находятся в периодической зависи­мости от величины заряда ядра атомов элементов.

10. В 1871 году Менделеев описал свойства неизвестных элементов, условно назвав их «эка кремний», «эка бор», «эка алюминий». Не прошло и четырех лет, как в Париже моло­дой ученый П.Э. Лекок де Буабордан открыл галлий (1875).

У химиков переполох!

Ведь галлий был одним из трех,

Предсказанных заранее открытий!

И, следом, как из-под земли,

Вдруг скандий в Швеции нашли,

На свет германий извлекли

(естественно, в Германии).

Потом дополнилась таблица,

В ней появились новые частицы.

Прославят, подтвердят Закон

Открытья будущих времен.

Галлий — это предсказанный Менделеевым «эка алюми­ний», за ним последовало открытие шведским химиком Л.Ф. Нильсоном «эка бора» — скандия в 1879 году и откры­тие К.А. Винклером «эка кремния» — германия в 1886 году.

Менделеев пишет: «Лекока де Буабордана, Нильсона и Винклера ... я считаю истинными укрепителями периоди­ческого закона. Без них он не был бы признан в такой мере, , как это случилось ныне...»

11. Причина плавного изменения свойств химических эле­ментов в периодах — в постепенном изменении количества электронов на внешнем или предвнешнем электронном уровне. А скачкообразно свойства химических элементов изменя­ются при переходе от одного периода к другому. Причина — в появлении нового электронного уровня. Постепенно накапливание количественных изменений на границе периодов при­водит к качественному скачку свойств.

12. Периодический закон позволил ученым предвидеть ряд фактов и явлений, предопределяющих развитие учения о стро­ении вещества. С помощью периодического закона стало воз­можным предсказание и открытие новых химических эле­ментов, в том числе трансурановых. Периодический закон и периодическая система химических элементов имели боль­шое значение для открытия радиоактивных изотопов, широ­ко используемых в современной технике, медицине и сельс­ком хозяйстве. Периодический закон сыграл большую роль в создании современной теории строения атомов. Кроме того, в периодическом законе и в периодической системе химичес­ких элементов ярко проявляются общие законы развития природы: закон перехода количества в качество, закон един­ства и борьбы противоположностей, закон отрицания отри­цания, всеобщая закономерность развития по спирали.



Ответы В честь городов:

№ 12 — магний (Магнезия — город в Греции);

№ 39 — иттрий (Иттерби — город неподалеку от Стокгольма);

№ 67 — гольмий (Стокгольм — от лат.Но1miа);

№ 71 — лютеций (Лютеция — древнее название Парижа);

№ 72 — гафний (Гафния — древнее название столицы Дании — Копенгагена);

№ 97 — берклий (город Беркли, Калифорния, США);

№ 104 — дубний (город Дубна, Россия).

В честь стран и континентов:

№ 31 — галлий (Галлия — Франция);

№ 32 — германий (Германия);

№ 44 — рутений (лат. Ruthtnia — Россия);

№ 63 — европий (Европа);

№ 69 — туллий (Туле — полулегендарная страна, самая северная часть земли, что соответствует в Европе Скандинав­скому полуострову);

№ 84 — полоний (лат. Polonia — Польша);

№ 87 — франций (Франция);

№ 95 — америций (Америка);

№ 98 — калифорний (название штата в США — Калифор­ния).

В память успехов астрономии:

№ 2 — гелий (Гелиос — солнце);

№ 22 — титан (третий спутник планеты Уран, шестой спут-

ник Сатурна);

№ 34 — селен (греч. Selena — луна) ;

№ 46 — палладий (планета Паллада);

№ 52 — теллур (лат. tellus — земля);

№ 58 — церий (малая планета Церера)

№ 92 — уран (планета Уран);

№ 93 — нептуний (планета Нептун);

№ 94 — плутоний (планета Плутон).

В честь ученых:

№ 64 — гадолиний (финский химик Ю. Гадолин);

№ 96 — кюрий (Мари и Пьер Кюри);

№ 99 — эйнштейний (Альберт Эйнштейн);

№ 101 — менделевий (Д.И. Менделеев);

№ 102 — нобелий (Альфред Нобель);

№ 103 — лоуренсий (изобретатель циклотрона Э. Лоуренс);



№ 106 — резерфордий (Эрнст Резерфорд);

№ 107 — борий (Нильс Бор).

  • Предварительная подготовка
  • Знания, необходимые командам во время КВН
  • Конкурс «Приветствие»
  • Конкурс «Расскажи мне обо мне»
  • План составления характеристики элемента
  • Конкурс Капитанов 1. «Кто быстрее».
  • Конкурс «Что в имени моем»
  • Подведение итогов урока.