Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Задания школьного тура олимпиады по географии. 6 класс




Скачать 139.68 Kb.
Дата15.05.2017
Размер139.68 Kb.
Задания школьного тура олимпиады по географии.

6 класс.

Вариант 1.

  1. Как изменилось бы положение со временами года на Земле, если бы земная ось была перпендикулярна плоскости земной орбиты?

  2. Равные значения каких показателей наносят с помощью следующих изолиний? Какими приборами измеряются данные показатели?

Название изолинии

Показатель

Название прибора

Изобара







Изогипса









  1. Гигантский кенгуру может совершать прыжки длиной 5 метров. За сколько прыжков он преодолеет расстояние от столицы Австралии до южного тропика по кратчайшему пути? Задание выполняется с использованием знаний о географических координатах.

Вариант 2

  1. Как изменилось бы положение со временами года на Земле, если бы земная ось была параллельна плоскости земной орбиты?

  2. Равные значения каких показателей наносят с помощью следующих изолиний? Какими приборами измеряются данные показатели?

Название изолинии

Показатель

Название прибора

Изотерма







Изохорна









  1. У африканского страуса длина шага при беге составляет около 4 метров. За сколько шагов он преодолеет расстояние от южной оконечности Африки до Южного тропика по кратчайшему пути? Задание выполняется с использованием знаний о географических координатах.

7 класс.

Вариант 1.

  1. Назовите, без использования карты:

  1. Материк, который пересекается 900 з.д.

  2. Материк, который омывается только Тихим и Атлантическим и Южным океанами

  3. Самый северный материк

  4. Самый южный материк

  5. Материк, который омывают четыре океана

  6. Материк, который омывается одним океаном.



  1. Выберите из списка старинные навигационные приборы. Укажите их назначение.

  • Психрометр

  • Квадрант

  • Астролябия

  • Нивелир

  • Портолан

  • Гироскоп.

3.Вы слышали об Афанасии Никитине и его литературном произведении «Хождение за три моря». Дата его рождения не известна, а умер он в 1475 году, так и не вернувшись после скитаний домой. Назовите современные и древние названия морей. Перечислите части света, в которых побывал А.Никитин.

Вариант 2

  1. Определите по предложенному рисунку географические объекты. Какому государству принадлежит остров?

остров

Океан 1


Страна 1

Пролив


Страна 2

  1. Выберите из списка старинные навигационные приборы. Укажите их назначение.

  • Психрометр

  • Квадрант

  • Астролябия

  • Нивелир

  • Портолан

  • Гироскоп.



  1. Укажите географические неточности (заблуждения), допущенные следующими путешественниками. Кто исправил ошибку Крузенштерна?

  1. И.Ф.Крузенштерном

  2. Х.Колумбом

  3. Д.Куком

  4. А.Гумбольтом

8 класс.

Вариант 1.

  1. Классифицируйте географические понятия. Укажите принципы классификации. Подчеркните понятия, применимые к территории Москвы и Московской области.

  • Абсолютная высота, параллель, горы, географическая широта, карьер, бассейн реки, природопользование, водохранилище, режим реки, природный комплекс, торф.



  1. Жители каких стран встречают Новый год первыми, а каких - последними? Укажите по два государства. Жители какого административного центра субъекта Федерации встречают Новый год первыми, а какого – последними?



  1. В 1930 году к одному из островов в Карском море размером 288 км2 подошёл корабль «Георгий Седов». На капитанском мостике стоял О.Ю. Шмидт. А первым на берег спустился советский учёный, ещё в 1924 году теоретически предсказавший его существование. О каком острове идёт речь? Назовите имя ученого?

Вариант 2

  1. Классифицируйте географические понятия. Укажите принципы классификации. Подчеркните понятия, применимые к территории Москвы и Московской области.

  • Меридиан, относительная высота, охрана природы, географическая долгота, равнина, водораздел, террикон, питание реки, пруд, природная зона, фосфориты.



  1. Жители каких стран встречают Новый год первыми, а каких - последними? Укажите по два государства. Жители какого административного центра субъекта Федерации встречают Новый год первыми, а какого – последними?



  1. Прочитайте стихотворение поэта М. Пляцковского.

Треплет вьюга белой лапой по плечу,

Я живу на половину суток раньше,

И когда домой со льдины прилечу,

Это значит – возвращусь я в день вчерашний.



  • Назовите море, в котором должна находиться льдина и субъект Федерации, где расположен его дом.

9 класс.

Вариант 1.

  1. Какую религию исповедует, к какой языковой семье и группе относится народ, самым последним вошедший в состав СССР? Как называется данный народ? В каком году народ вошёл в состав СССР? Как называется субъект Федерации, на территории которого компактно проживает данный народ? Какой город является административным центром данного субъекта Федерации?

  2. Если бы возник вопрос о переносе столицы России, в какое место и почему можно её перенести? Укажите пять вариантов переноса.

  3. Какая из экологических проблем характерна для указанных территорий (одна территория – одна проблема)?

ПРОБЛЕМЫ: опустынивание, водная эрозия, кислотные дожди, радиационное загрязнение, изъятие из оборота пахотных земель в следствии горнодобычи, вырубка леса.

ТЕРРИТОРИИ: Калмыкия, Карелия, Брянская область, Курская область, Орловская область, Псковская область.



Вариант 2

  1. Какую религию исповедует, к какой языковой семье и группе относится народ, самым последним вошедший в состав СССР? Как называется данный народ? В каком году народ вошёл в состав СССР? Как называется субъект Федерации, на территории которого компактно проживает данный народ? Какой город является административным центром данного субъекта Федерации?

  2. В чём заключаются плюсы и минусы городского образа жизни?

  3. Какая из экологических проблем характерна для указанных территорий (одна территория – одна проблема)?

ПРОБЛЕМЫ: опустынивание, водная эрозия, кислотные дожди, радиационное загрязнение, изъятие из оборота пахотных земель в следствии горнодобычи, вырубка леса.

ТЕРРИТОРИИ: Брянская область, Республика Коми, Дагестан, Липецкая область, Белгородская область, Новгородская область.



Задания олимпиады по экологии 2010-2011 учебного года

Школьный тур

10-11 классы

ЧАСТЬ 1.

Выберите 1 правильный ответ из нескольких предложенных

(вопросы 1-16):





В качестве объектов для биоиндикации наиболее пригодны:

а) эврибионтные организмы,

б) эвритермые виды

в)стенобионты,

г) стеногалийные организмы





Растения, особенно требовательные к повышенному содержанию азота в почве называют:

а) олиготрофами; б) нитрофилами;

в) эутрофами; г) нейтрофилами;





Базифилами называют растения:

а) предпочитающие почвы с небольшим значением pH;

б) предпочитающие почвы с нейтральной реакцией;

в) приуроченные к почвам с определенным значением pH;

г) предпочитающие почвы с высоким значением pH;





Какое определение характеризует понятие «жизненная форма»:

а) совокупность организмов, которые выделяют по отношению к какому-либо экологическому фактору;

б) совокупность организмов, имеющих сходные биологические ритмы;

в) совокупность организмов, имеющих сходное морфо-анатомическое строение, связанное с типом питания;

г) совокупность основных признаков внешнего облика живого организма, полученных в процессе эволюции и отражающих их приспособленность к условиям среды.





. Агроэкосистемы характеризуются:

а) разнообразием организмов,

б) получением вспомогательной энергии,

в) устойчивостью к воздействиям извне.




Слабое звено в цепи экологических потребностей организма определяет его:

а) выносливость; б) генофонд;

в) положение в экосистеме,

с) принадлежность к трофическому уровню.




Для большинства гидробионтов основным способом поддержания своего солевого баланса является:

а) активное выделение излишков соли;

б) разбавление излишков соли в организме водой;

в) избегание неблагоприятных местообитаний;

г) погружение в состояние оцепенения





Какие загрязнители воздуха в большей степени влияют на органы дыхания человека?

а) сернистый газ; б) оксиды свинца;

в) углекислый газ; г) свинец и другие тяжелые металлы





Синантропными называются:


а) виды, живущие в тесной связи с человеком;

б) виды, вытесненные за пределы своих естественных ареалов;

в) виды домашних животных;

г) виды, переселенные с других географических территорий и обогащающие местную флору и фауну.





Запасом пресной воды, недоступным для употребления живыми организмами, на нашей планете являются:

à) ïîäçåìíûå âîäû; á) àòìîñôåðíàÿ âëàãà;
â) õèìè÷åñêè ñâÿçàííàÿ âëàãà;

ã) ëåäíèêè Àðêòèêè è Àíòàðêòèêè.





Ðàñòèòåëüíîñòü íà ïëàíåòå ðàñïðåäåëåíà â ñîîòâåòñòâèè ñ çàêîíîì ãåîãðàôè÷åñêîé çîíàëüíîñòè, êîòîðûé ñôîðìóëèðîâàë:

à) Â.Í.Ñóêà÷åâ; á) Ê.Ìåáèóñ;

â) Â.Â. Äîêó÷àåâ; ã) Â.È. Âåðíàäñêèé.





×åì ìîæíî îáúÿñíèòü òîò ôàêò, ÷òî àðêòè÷åñêèå ìîðÿ â áîëüøåé ñòåïåíè ïîäâåðæåíû çàãðÿçíåíèþ íåôòåïðîäóêòàìè, ÷åì òðîïè÷åñêèå:

à) òàì ïðîëåãàþò îñíîâíûå òðàññû íåôòåïåðåâîçîê;

á) ìåíüøèìè òåìïåðàòóðàìè âîäû;


â) îòíîñèòåëüíî ìàëûìè ãëóáèíàìè;
ã) èíòåíñèâíûì ðàçâèòèåì ðûáîëîâíîãî ïðîìûñëà.



Растения, произрастающие на песках называются:

à) ïñàììîôèòàìè; á) ïñèõðîôèòàìè;

â) ãèãðîôèòàìè; ã) ãàëîôèòàìè.





Ïðîöåññ ðàçðóøåíèÿ áåðåãîâ âîäîõðàíèëèù íàçûâàþò:

à) àáðàçèåé; á) àáëÿöèåé; â) äåôëÿöèåé;

ã) àýðàöèåé; ä) èíñîëÿöèåé.





Êàêîå âåùåñòâî îáðàçóåòñÿ â ïî÷âå â ðåçóëüòàòå ïðîöåññà ðàçëîæåíèÿ îðãàíè÷åñêèõ âåùåñòâ êîðíåâûõ îñòàòêîâ ðàñòåíèé è ïî÷âåííûõ æèâîòíûõ?

à) ñàïðîïåëü; á) ñëàíöû;

â) ãóìóñ; ã) áåíòîñ.





Первым звеном в составе детритной цепи является:

а) автотроф; б) гетеротроф;

в) редуцент; г) сапрофаг.



Выберите 2 правильных ответа из нескольких предложенных

(вопросы 17-20):





Какую опасность представляют для биосферы хлорфторуглероды?

à) âûçûâàþò ïàðíèêîâûé ýôôåêò;

á) óíè÷òîæàþò îçîíîâûé ýêðàí;

â) îòðàâëÿþò ïðîäóêòàìè ôîòîõèìè÷åñêèõ ðåàêöèé æèâîòíûõ;

ã) âûïàäàþò â âèäå êèñëîòíûõ äîæäåé;

ä) âûçûâàþò ôîòîõèìè÷åñêèé ñìîã.




Разнообразие форм и размеров клювов дарвиновских вьюрков (дивергенция признаков) обусловлено:

а) резкими флуктуациями климата на океанических островах;

б) пищевой конкуренцией;

в) повышенной влажностью климата;

г) использованием птицами различных типов кормов;

д) разнообразием способов строительства гнезд;

е) недостатком некоторых микроэлементов





×òî ñâèäåòåëüñòâóåò î íàèáîëåå ñèëüíîì âëèÿíèè òàêîãî àíòðîïîãåííîãî ôàêòîðà êàê âûòàïòûâàíèå â çîíå îòäûõà?

à) íàðóøåíèå ãàçî-, âîäîîáìåíà è õèìè÷åñêîãî ñîñòàâà ïî÷â;

á) óïëîòíåíèå ïî÷âû;

â) ñìåíà òèïà ñîîáùåñòâà;

ã) ãèáåëü îòäåëüíûõ îñîáåé;

ä) ïîòåðÿ ðåêðåàöèîííûõ ñâîéñòâ è óñòîé÷èâîñòè ñîîáùåñòâà;

å) èçìåíåíèå ìèêðîêëèìàòà.





 ñèñòåìó åñòåñòâåííûõ áèîòè÷åñêèõ îòíîøåíèé òèïà ôàêóëüòàòèâíîãî ìóòóàëèçìà âñòóïàþò:

à) ïåíî÷êà - âåñíè÷êà è ïåíî÷êà - òðåùîòêà;

á) ÷åðíûé íîñîðîã è âîëîâüè ïòèöû;

â) îáûêíîâåííàÿ áóðîçóáêà è åâðîïåéñêèé êðîò;

ã) ñàäîâàÿ æóæåëèöà è ãóñåíèöà áàáî÷êè - êðàïèâíèöû;

ä) ãèïïîïîòàì è âîëîâüè ïòèöû; å) âàëüäøíåï è äóïåëü.


ЧАСТЬ 2.

Задача 1. В чем проявляется биосферная роль водорослей?

Из предложенных ответов выберите 4 наиболее верные обоснования. Объясните свой выбор

1) у всех водорослей имеются хроматофоры, осуществляющие процесс фотосинтеза и накопления первичного органического вещества;

2) только крупные нитчатые и пластинчатые виды водорослей (бурые, красные и зеленные, достигающие 10 и более м в длину) формируют в шельфовой зоне настоящие подводные фитоценозы и образуют наибольшую первичную биомассу мирового океана;

3) наибольшую первичную биомассу мирового океана образуют планктонные водоросли, размером от 1 до 100 мкм (ультрапланктон, наннопланктон и микропланктон);

4) водоросли в наземных биогеоценозах, вместе с грибами, бактериями и мелкими беспозвоночными животными, участвуют в образовании поверхностного слоя почвы (гумуса);

5) водоросли – растения, обитающие исключительно в водоемах – морях, океанах, реках, озерах, прудах, лужах, болотах и т.д.;

6) только сине-зеленые водоросли усваивают атмосферный азот, благодаря чему в почве накапливаются азотосодержищие вещества;

7) наибольшая доля атмосферного кислорода образуется в процессе фотосинтеза водорослей мирового океана.

Задача 2.

Какие характеристики имеют инвазионные популяции растений? Объясните свой выбор

1) популяция содержит особи всех возрастных состояний, является полночленной или полносоставной;

2) популяция состоит из семян, проростков, имматурных и виргинильных особей;

3) состоит из семян и проростков

4) большую долю в популяции составляют старые особи;

5) популяция не зависит от заноса зачатков извне, способна к самоподдержанию семенным или вегетативным путем, либо тем и другим вместе;

6) популяция еще не способна к самоподдержанию и зависит от заноса зачатков извне;

7) популяция потеряла способность к самоподдержанию как семенным, так и вегетативным путем.

ЧАСТЬ 3.

Практическое задание.

Рассмотрите рисунок и ответьте на предложенные вопросы

    1. Проанализируйте график динамики численности хищника и жертвы, укажите какая кривая, относится к хищнику, какая к жертве. Ответ обоснуйте

image1

Задача 3.2. На диаграмме приведено соотношение подростков и людей пожилого возраста в США. Рассмотрите диаграмму и составьте ответы на вопросы.

1. Как изменяется численность населения в США?



2. С какого рода демографическими проблемами может столкнуться в ближайшее время?

новый-3

  • Задания школьного тура олимпиады по географии. 6 класс. Вариант 1.
  • 7 класс. Вариант 1.
  • 8 класс. Вариант 1.
  • 9 класс. Вариант 1.
  • Задания олимпиады по экологии 2010-2011 учебного года Школьный тур 10-11 классы ЧАСТЬ 1.
  • Выберите 2 правильных ответа из нескольких предложенных
  • ЧАСТЬ 2. Задача 1. В чем проявляется биосферная роль водорослей Из предложенных ответов выберите 4 наиболее верные
  • 3) наибольшую первичную биомассу мирового океана образуют планктонные водоросли, размером от 1 до 100 мкм (ультрапланктон, наннопланктон и микропланктон);
  • 4) водоросли в наземных биогеоценозах, вместе с грибами, бактериями и мелкими беспозвоночными животными, участвуют в образовании поверхностного слоя почвы (гумуса);
  • 5) водоросли – растения, обитающие исключительно в водоемах – морях, океанах, реках, озерах, прудах, лужах, болотах и т.д.;
  • 7) наибольшая доля атмосферного кислорода образуется в процессе фотосинтеза водорослей мирового океана. Задача 2.
  • 1) популяция содержит особи всех возрастных состояний, является полночленной или полносоставной; 2) популяция состоит из семян, проростков, имматурных и виргинильных особей;
  • 3) состоит из семян и проростков 4) большую долю в популяции составляют старые особи;
  • 6) популяция еще не способна к самоподдержанию и зависит от заноса зачатков извне; 7) популяция потеряла способность к самоподдержанию как семенным, так и вегетативным путем.
  • ЧАСТЬ 3. Практическое задание. Рассмотрите рисунок и ответьте на предложенные вопросы