Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Задание История написания «Семейной хроники»




Скачать 77.43 Kb.
Дата10.02.2020
Размер77.43 Kb.
Задание 1. История написания «Семейной хроники» растянулась почти на полтора десятилетия. Начало работы над ней относится к 1840-му году. Но вскоре Аксакова отвлекло от неё написание записок о рыбалке и охоте. Хотя он и не переставал размышлять о большой мемуарном произведении, но работа над ним возобновилась лишь в 1852 г. По мере написания, книга публиковалась по частям в периодике: небольшой эпизод из неё появился ещё в 1846 г. в «Московском литературном и ученом сборнике». Спустя 8 лет, первый «отрывок» — в «Москвитянине» (1854), четвёртый — в «Русской беседе» (1856) и пятый — в «Русском вестнике» (1856). Параллельно Аксаков работал над «Воспоминаниями», которые в 1856 г. под одной обложкой вместе с первыми тремя отрывками «Семейной хроники» вышли отдельной книгой. В том же году Аксаков во 2-е издание добавляет оставшиеся два отрывка, и «Семейная хроника», наконец, принимает свою законченную форму. При подготовке книги к публикации Аксаков вновь столкнулся с цензурными трудностями, особенно в отношении отрывков «Степан Михайлович Багров» и «Михайла Максимович Куролесов». Но гораздо тягостнее цензурного давления для Аксакова была необходимость сопротивление многих родственников, опасавшихся публичной огласки теневых сторон семейной жизни, каких-либо тайн и неурядиц. Многие из упомянутых лиц были ещё живы, многие внутренние конфликты сохраняли ещё остроту. В итоге о многих Аксаков был вынужден о многих событиях либо умолчать, либо упомянуть вскользь, намеком. Во многом из-за этих же причин Аксаковым не была закончена тематически примыкающая к «Семейной хронике» повесть «Наташа» (1856). В итоге было найдено компромиссное решение: отказаться от подробного рассказа о некоторых событиях и заменить реальные имена персонажей вымышленными. «Семейная хроника» состоит из пяти отрывков. Первый отрывок посвящен описанию жизни семьи после переезда на новые земли в Уфимское наместничество. Во втором рассказывается драматичная история замужества Прасковьи Ивановны Багровой. История женитьбы и первых лет семейной жизни родителей автора. В итоге из разнородных и по теме и по стилю повествований складывается удивительно целостная картина провинциальной дворянской жизни конца XVIII века. События, описанные в «Воспоминаниях» Аксакова происходили в период с 1801 по 1807 гг., в период его обучения в Казанской гимназии и Университете. В отличие от «Семейной хроники», материалом для которой служили преимущественно устные рассказы родных и близких, это произведение построено почти полностью на основе личных воспоминаний Аксакова. Тематически она также отличается от неё. Семейная тема отходит на задний план, и сюжетное развитее строится вокруг проблем, неизбежно возникающих в период взросления героя-подростка. С 1854 по 1856 гг. Аксаков сосредоточено работает над написанием «Детских лет Багрова-внука». Опубликована книга была сразу целиком в 1858-м, лишь небольшой отрывок был напечатан годом раньше в периодике. Хронология её сюжета восполняет «пробел» между окончанием «Семейной хроники» и началом «Воспоминаний», и охватывает период биографии Аксакова с 1794 по 1801 годы «Детские годы Багрова-внука» заслуженно считается одним из лучших произведений, художественно описывающих душевную жизнь ребёнка, постепенное, по мере взросления, изменение его мировосприятия.  Главное место в художественном наследии А. занимает автобиографическая проза. В “Семейной хронике” (1856) прослеживается жизнь трех поколений усадебных дворян Багровых. Книга “Детские годы Багрова-вкука” (1858) является продолжением “Хроники”. При этом “детские годы” произведение, написанное для детей. В одном из писем внучке Оленьке, своей любимице, А. обещает сочинить для нее книжку “...про весну младую, про цветы полей, про малюток птичек (...) про лесного Мишку, про грибочек белый (...)“. В процессе работы замысел автора существенно расширился и изменился. Возникла книга, описывающая жизнь ребенка от младенчества до девятилетнего возраста на фоне тщательно воссозданного быта русской усадьбы конца XVIII века, на фоне грандиозных по степени одухотворенности картин природы.  Основной предмет книги определил сам автор — жизнь человека в детстве, детский мир, созидающийся под влиянием ежедневных новых впечатлений... Жизнь человека в дитяти”. Маленький Сережа растет, познает мир, который кажется ему ярким, загадочным, бесконечным. Читатель видит предметы и явления, описанные в книге глазами маленького героя, чувствует свежесть и непосредственность детского восприятия. Бытовые картины, жизнь природу, переживания и впечатления Сережи, простые и важные события его жизни — разговоры с маменькой, смерть дедушки, рождение брата соединяются в единое полотно книги повествования.  Сережа Багров, безусловно, является автобиографическим героем, и, конечно же, наследует отличительную черту А. — страстную любовь к природе, ее глубокое понимание. Так, приход весны — событие огромной важности в жизни Сережи: “...все замечалось мной точно и внимательно, и каждый миг весны торжествовался мной как победа”. Природа - одно из главных действующих лиц повести. Ее описания у А.— не картины, не пейзажи в общепринятом смысле, а сама жизнь, свободно дышащая и разнообразно себя проявляющая. Надо обладать особым складом души, особым взглядом, чтобы чувствовать это. Герой книги обладает этим даром в полной мере. “Наконец мы въехали в урему (пойму реки — И.А.), зелёную, цветущую душистую урему. Веселое пение птичек неслось со всех сторон (...) Около деревьев в цвету вились и жужжали целые рои пчел, ос и шмелей. Боже мой, как было весело!” — такой видит сибирскую весну Сережа.  В основе повествования лежит неторопливый, обстоятельный и в то же время емкий устный рассказ. Язык А. давно признан образцом русской литературной речи. О стиле А. с похвалой отзывались Гоголь, Тургенев, Толстой, Белинский, Тютчев и другие. Книга “детские годы Багрова-внука” была очень тепло принята критиками и читателями. В истории русской литературы повесть А. встала рядом с трилогией Толстого “детство”, “Отрочество”, “Юность”. До сих пор “детские годы Багрова-внука” - одно из лучших произведений автобиографически-мемуарной прозы, в центре, которого герой-ребенок.  В качестве приложения к «Детским годам Багрова-внука» Аксаковым была опубликована сказка «Аленький цветочек. (Сказка ключницы Пелагеи)». Эта литературная обработка известного сюжета о красавице и чудовище, впоследствии, публикуясь отдельно, стала, наверно, самым популярным и часто издаваемым произведением Аксакова. Мемуарно-биографическая трилогия Аксакова занимает уникальное место в русской литературе. Она сразу же была высоко оценена как литературной критикой, так и всей читающей Россией. Каждое из произведений её составляющих намечало новые пути развития жанра и служило образцом для будущих поколений писателей. До сих пор читателя не оставляют равнодушными стиль и художественные образы аксаковской мемуарно-автобиографической прозы. Задание 2. -Здравствуйте дорогие слушатели « Руссского радио » с вами я приглашенный гость Крючко Наталья . Хочу немного отойти от темы и сказать вам , что на улице поистине предзимняя погода . Листья уже упали с деревьев , немного идет снег , похолодало . Именно в такую погоду охото собраться семьей в теплом доме , посидеть , попить всем вместе чай и конечно же поговорить на душевные темы . И сегодняшняя тема нашего эфира как раз затрагивает семью , и звучит она так «Мысль семейная» в русской литературе 19-20 веков. Тема семьи в русской литературе - одна из ведущих. Благодаря ей раскрываются и взаимоотношения поколений вообще, и отношения в семье, и тема дворянского гнезда. Сам подход к этой вечной теме у писателей был разный, но все они были едины в главном – в семье происходит утверждение нравственных устоев, общечеловеческих ценностей, переходящих из поколения в поколение. Один из аспектов романа Толстого «Война и мир» — семейно—бытовой. В романе пересекаются сюжетные линии, связанные с историей нескольких семей. Семья у Толстого связана с главным, сущностными вопросами человеческого бытия. Несчастлива та семья, в которой дают трещину или рушатся её основы или если семейные отношения держатся на внешних условиях, формальных связях. Такой часто бывает светская семья (например, семья Курагиных). Чем ближе люди к «естественным» началам жизни, тем глубже и прочнее у них внутрисемейные связи. Внутренняя жизнь семьи Ростовых – это «домашние сцены», милые детские эпизоды, поэзия и уют дома. В этой атмосфере вырастают Николай, Петя, Наташа, Соня, которая воспитывается как свой ребёнок. Для них характерна тесная связь с другими людьми, с народом. Они чувствуют себя частью большого внешнего мира, где равны все: и дворяне, и крестьяне. В семье добрые и доверительные отношения. Единственным человеком, который живёт по иному принципу, является Вера Ростова. Любовь семьи дает Ростовым силу, устойчивость, доверие к самой жизни. На этих же основах строятся отношения и в семье Болконских. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» также присутствует «мысль семейная», вопрос взаимоотношения поколений. Главный герой - Евгений Базаров, человек, которому чуждо понятие семьи. Он отрицает все основы традиционного общества, опорой которой является именно семья. Базаров в глубине души любит своих родителей, но презирает их. Он мало обращает внимания на чувства, переживания своей матери и отца, которые боготворят сына, называют его не иначе, как «Енюшка». Но в их доме не принято показывать своих чувств. Даже отец не смеет при Базарове выказывать свою любовь, поэтому он пытается удержать и свою жену от всяческих «слабостей». В итоге Базаров одинок, но его одиночество создается резким противостоянием всем и вся. Другой, более «счастливый» пример взаимоотношения поколений показан на примере Николая Петровича Кирсанова. Он рано овдовел и воспитывал своего сына один. Николай Петрович обожает своего Аркадия, старается не вмешиваться в его дела, а понять «причуды молодых». Именно поэтому он не критикует Базарова так, как Павел Петрович, а старается уяснить его нигилистические позиции. Много лет спустя после смерти жены Николай Петрович влюбляется в молодую девушку Фенечку, от которой у него рождается еще один сын. Кирсанов вновь обретает всю полноту счастья и смысл жизни, который он видит в любви и детях. Его сын Аркадий перенял у отца представления о жизни. Несмотря на свои увлечения нигилизмом, в конце концов, он приходит к тому же пониманию счастья – семья, дети, хозяйство. «Мысль семейную» затрагивал в своих произведениях и М.Е. Салтыков-Щедрин. Его роман «Господа Головлевы» повествует об истории семьи провинциальных дворян. Автор пишет, что это не столько история семьи, сколько «история умертвий». И, действительно, на протяжении произведения семья Головлевых постоянно вымирает: сначала умирает старший сын Степка-балбес, затем средний – Павел. Вслед за ним уходит и глава семейства – мать Арина Петровна. И во всех смертях родственников «участвовал» младший брат, прозванный Иудушкой. В своем романе писатель показывает вырождение провинциального дворянства в России, проявляющееся в распаде семьи, родственных отношений. Арина Петровна воспитывала своих детей как пасынков, жестоко обращаясь с ними, моря их голодом и суровым обращением. Один Иудушка, имея свои цели, всегда был сыт и доволен, потому что умел угодить маменьке. Герой задумывает захватить все богатство семьи в свои руки, постепенно сживает со свету всех родственников. К концу романа семья Головлевых почти исчезает. Только в конце своей «вымороченной» жизни к Иудушке приходит раскаяние, но поздно: он умирает по дороге на семейное кладбище. Таким образом, «мысль семейная» - одна из ведущих тем отечественной литературы. Русские писатели всегда рассматривали семью как основу общества и основу личности, формирующей характер, мировоззрение, жизнь и судьбу страны. - И на этом наш эфир заканчивается , берегите себя и своих близких, а с вами была приглашенный гость Крючко Наталья .
Каталог: data -> olimp
olimp -> Александр II и отмена крепостного права в россии объект исследования
olimp -> Мифтахетдин Камалетдинович Акмулла (1831 1835) один из крупнейших прогрессивных представителей башкирской литературы и общественно-политической мысли Башкирии XIX столетия
olimp -> 2. Моцарт биография великого человека
olimp -> Первая глава Творчество поэта-просветителя Мифтахетдина Акмуллы
olimp -> Биография 8-я императрица всероссийская период правления 28 июня
olimp -> Харисова Альмира Илусовна 7 класс Интернет-викторина, посвященная 180-летию со дня рождения М. Акмуллы
olimp -> Интернет-викторина, посвященная 180-летию со дня рождения М. Акмуллы
olimp -> Мифтахетдин Акмулла. Мифтахетдин Акмулла
olimp -> М. Акмулла родился 26 декабря 1831 года в д. Туксанбай Белебеевского уезда Уфимской губернии

  • «Детских лет Багрова-внука».
  • Основной предмет книги определил сам автор — жизнь человека в детстве
  • Сережа Багров, безусловно, является автобиографическим героем
  • В основе повествования