Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Задачи преподавания




Скачать 321.61 Kb.
Дата25.06.2017
Размер321.61 Kb.
ТипУрок












Примерный тематический план «Беседы об изобразительном искусстве»

1класс (34 часа)

Тема

программы,

кол-во часов

Тема урока

Задачи преподавания

Что такое изобразительное искусство.

1 час


1.Что такое изобразительное искусство. Его место в ряду других видов искусства.


Показать место и цивилизующую роль искусства в истории человечества, искусство как средство узнавания потомками фактов истории и психологии людей прошлых эпох.

Виды изобразительного искусства.

1 час


2. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, ДПИ.

Познакомить с видами изобразительного искусства, показать особенности каждого вида, сравнить их по степени и качеству воздействия на зрителей.

Архитектура.

1 час


3. Архитектура. Связь искусства, науки и техники. Выдающиеся архитектурные сооружения Европы (Парфенон, Кёльнский собор, храм Василия Блаженного)

Показать архитектуру как неотъемлемую часть изобразительного искусства, архитектуру как выражение души народа.

Рисунок как основа живописи,

скульптуры, графики, ДПИ.

1 час


4. Рисунок как основа живописи, скульптуры, графики, ДПИ. Рисунки Леонардо да Винчи, Дюрера, Ремрандта, В. Серова.

Показать самостоятельное художественное и прикладное значение рисунка, художественную ценность набросков и зарисовок великих художников.

Живопись.

2 часа


5. Что такое живопись. Материалы, рисунок, композиция и цвет в живописи.

Показать, используя метод сравнения, отличие живописи от графики и ДПИ. (Разница в материале, техниках исполнения и тематике).


Тема

программы,

кол-во часов


Тема урока


Задачи преподавания




6. Техники работы в живописи (пятно, мазок, точка, лессировки ). Мастера эпохи Возрождения, импрессионисты, постимпрессионисты, модернисты.

Сравнить работы в разных живописных техниках, мастеров разных эпох, выявить новое и положительное в достигаемых эффектах, показать стремление искусства по- новому познавать мир.

Жанры живописи

1 час


7. Жанр картин в живописи (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр)

Сравнить картины разных жанров, показать разницу в тематике и композиции.




  1. Жанровые картины

8 часов
Контрольный

урок


1 час

8. Жанровые картины. Время возникновения. Церковь и жанровые картины.


Познакомить с религиозной тематикой. Показать церковь как основного заказчика работ художника. Изображение художником в религиозных сюжетах своих современников.


9. Контрольный урок за I четверть. Викторина.




10. Мифологический жанр в живописи. Боттичелли.


Показ красоты человеческого тела через мифологические образы. Динамика картин.



Тема

программы,

кол-во

часов



Тема урока



Задачи преподавания




11. Исторический жанр в живописи. В. Суриков, Н. Семирадский.

Показать драматизм и динамику исторических сюжетов, выбор художниками наиболее значительных фактов национальной и общечеловеческой истории.



12. Батальный жанр. В. Верещагин, В. Суриков, студия Грекова, А. Дейнека, Г. Коржев

Показать прославление героизма воинов при защите Родины (А. Дейнека), неприятие художником войны (В. Верещагин), гуманизм художников-баталистов (Г. Коржев).

13. Сказочный жанр в живописи. В. Васнецов, М. Врубель.

Сказка и русская история. Дать понятие о фантазии, иносказании, обобщении в сказочных сюжетах. Героические образы в русских сказочных картинах.

14. Бытовой жанр в живописи. Ж.-Б. Шарден, художники голландской и фламандской школы, П.Федотов, В.Перов.

Показать интерес художников бытового жанра к жизни простого человека, изображение трагичного и комичного в жизни.



15. Бытовой жанр в советской живописи. А.Пластов.



Мир деревни. Показать духовную красоту, трудолюбие деревенских жителей.



Тема программы,

кол-во

часов



Тема урока





Задачи преподавания

Контрольный

урок


1 час

16. Контрольный урок за II четверть. Викторина.




2.Пейзаж


4 час

17. Жанр пейзажа. Возникновение жанра. Малые голландцы. Пейзаж в жанровых картинах фламандских художников. Английский романтический пейзаж.

Проследить постепенное возникновение жанра от условных пейзажей Возрождения до реалистических пейзажей малых голландцев. Сравнить простоту и безыскусность пейзажа Нидерландов с пышностью фламандского пейзажа. Показать, как художники передают свое настроение через пейзаж (английский романтический пейзаж).

18. Пейзаж импрессионистов. Э.Мане, А. Сислей, Ж. Сера.

Показать пейзаж импрессионистов как новое слово в пейзажной живописи (работа на пленере, новые техники работы, новые сюжеты).

19. Русский пейзаж XIX века. С. Щедрин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Шишкин, И. Левитан.

Проследить движение русской пейзажной живописи от пейзажа классицизма к реалистическому и импрессионистскому пейзажу на сравнении картин данных художников. Показать демократичность русского пейзажа.

20. Советские художники-пейзажисты. И. Грабарь, Н. Ромадин, И. Остроухов.

На сравнении живописных техник показать, каким разным может быть восприятие и отражение художником действительности.


Тема программы,

кол-во

часов



Тема урока





Задачи преподавания

3.Портрет

3часа


21. Портрет. Портрет Возрождения. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан.

Познакомить с жанром портрета как средством постижения человеком самого себя, показать реализм и психологизм портрета эпохи Возрождения.

22. Портреты импрессионистов. О. Ренуар, Э. Мане.

Показать новый подход к жанру, изображение моментальных, быстроисчезающих впечатлений, настроения героев, новые техники.

23. Бытовой и парадный портрет. К. Брюллов, В. Тропинин.

Показать разницу в видах портрета, особенности парадного портрета на сравнении творчества двух художников одной страны, одного времени.

4. Натюрморт

3 часа


24. Натюрморт в живописи XIX века в России (Ф. Толстой, И. Хруцкий) и голландский натюрморт XV века.

Проследить истоки жанра, причины его возникновения в Нидерландах и Фландрии, дать понятие «завтрак» и «прилавок».

25. Натюрморт в живописи постимрессионистов (Ван Гог) и модернистов (А. Матисс).


Дать понятие о сознательном упрощении формы (примитивизме) и искажении формы. Праздник цвета.


Тема программы,

кол-во

часов



Тема урока





Задачи преподавания





26. Контрольный урок за III четверть.






5. Анималистический жанр

1 час


27. Анималистический жанр в живописи. Б. Мурильо.

Показать анималистические фрагменты в жанровых работах и самостоятельные анималистические картины, любовь художников к миру животных, особое отношение к теме животные и дети.

Скульптура

3 часа


28. Скульптура. Монументальная скульптура. Микеланджело, О. Роден.

Дать понятие круглой скульптуры. Понятие точки обзора. Роль скульптуры как средства пропаганды политических взглядов. Связь скульптуры с жилой средой и архитектурой.

29. Скульптура малых форм. Декоративная скульптура. Бенвенуто Челлини.

Дать понятие о роли малой скульптуры в украшении быта. Понятие стилизации формы, декорирования.



30. Рельефы (барельеф, горельеф) Ж. Гужон, памятник тысячелетию России в Новгороде.

Познакомить с видами рельефов, выявить отличие рельефов от круглой скульптуры по способу изображения и способу восприятия зрителями. Показать рельефы как часть декора в архитектуре и часть памятников.


Тема программы,

кол-во

часов



Тема урока





Задачи преподавания


Графика


4 часа

31. Графика. Виды гравюр по способу изготовления. А. Дюрер, О. Домье.

Дать понятие гравюры. Показать изображение трагического и комического в гравюре.

32. Графика. Акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь. Работы советских художников.

Закрепить понятие графики, ее отличие от живописи по материалу, техникам и способам передачи действительности. Кратковременность работ, удобство при фиксации момента.

33. Книжная графика. Иллюстраторы детских книг. А. Пахомов, В. Лебедев, В. Конашевич, Е. Чарушин.

Дать понятие о прикладном характере книжной графики, ее связи с литературой и историей, психологией и жизнью современного человека. Понятие своеобразия творческой манеры художника-графика.

Контрольный урок

1 час


34. Контрольный урок за IV четверть.

Итоги года.







Примерный тематический план по предмету «Беседы об изобразительном искусстве »

2класс (34 часа)

четверть

Тема программы,

количество часов


Тема урока


Основные понятия.

Содержание урока.

I четверть

Искусство

в жизни человека.

Первобытное

и примитивное

искусство

(1 час)

1. Искусство в жизни человека. Первобытное и примитивное искусство. Наскальные росписи. Юг Испании и Франции. Каменные бабы.

Понятие: «примитивизм». Культовая роль примитивного искусства. Сравнение древнего искусства и искусства современных народов, стоящих на низкой ступени развития.

Искусство Древнего Египта

(2 час)

2. Искусство Древнего Египта. Архитектура. Пирамиды, храм в Карнаке. Сфинкс. Настенные росписи

Монументальность сооружений, культовый характер. Особенности древнеегипетской колонны. Условность изображения пространства в настенных росписях. Отражение реального быта.

3. Изображение человека в Древнеегипетском искусстве. Настенные росписи. Статуя писца. Золотая маска Тутанхамона. Скульптурный портрет Нефертити.

Канон в изображении человека. Пропорциональность, статичность поз, красота форм.

Искусство Древнего Китая

и Древней Индии

(1 час)

4. Искусство Древнего Китая. Архитектура. Роспись по шёлку. Предметы быта. Лаковые миниатюры.

Искусство Древней Индии. Архитектура. Скульптура. Пантеон индийских богов, их отражение в архитектуре.



Яркая самобытность и декоративность китайского искусства. Тонкий вкус и цветовая гармония в росписях и предметах быта. Построение изображения вне законов перспективы, особенности композиции.


Природные формы в архитектуре. Тесная связь архитектуры и скульптуры. Динамизм изображений. Яркая декоративность.

Искусство Древней Греции

(5 час)
Контрольный урок за I четверть

5-9. Искусство Древней Греции. Мифы, их отражение в искусстве Греции и Европы последующих эпох.
Архитектура Древней Греции. Акрополь: фронтон, статуя акрополя. Пергамский алтарь, барельефы.

Огромная роль мифов в жизни греков и искусстве последующих эпох. Разнообразие сюжетов и образов, богатая фантазия.

Древнегреческая архитектура как основа европейской архитектуры. Пропорции. Красота форм. Богатство декора. Тесная связь архитектуры и скульптуры.

II четверть

Искусство Древней Греции

(продолжение)

10. Архитектура Древней Греции. Древнегреческая колонна, дорический, ионический, коринфский ордера. Скульптура «Дискобол», «Лаокоон», «Ника Самофракийская», скульптурные портреты общественных деятелей.

Ордерная система. Связь украшения капители с условиями быта и хозяйствования в различных областях Древней Греции. Связь архитектуры и скульптуры. Круглая скульптура и барельефы. Культ красоты человеческого тела. Идиализированное изображение человека. Статуи богов. Динамизм скульптуры. Портретный реализм.

11. Вазопись. Настенная роспись в частных домах Греции.

Лиризм росписей, реальное изображение людей и окружающего пейзажа.

Искусство Древнего Рима

(2 час)

12. Древний Рим. Римский скульптурный портрет.

Портреты императоров. Реализм портрета. Бюст. Поясной портрет.

13. Архитектура Древнего Рима. Колизей. Настенная роспись в Помпеях.

Монументальная архитектура.

Лиризм настенных росписей.



Искусство средневековой Европы

(3 час)

14. Искусство средневековой Европы. Влияние церкви. Скульптура.

Человек в средневековом искусстве. Отступление от достижений античного искусства. Условность, аскетизм фигур, нарушение пропорций человеческого тела. Выразительность фантастических образов.

15. Архитектура средневековой Европы. Романский и готический стили.

Задачи романского стиля – прочность сооружений, защита от неприятеля. Готический стиль – стремление к богу. Витраж. Шпиль. Аркбутаны.

16. Искусство в жизни человека средневековья. Оформление книг. Материальная культура. Иконы.

Любовное отношение к книге. Миниатюры в книгах. Оформление заставок. Иконы: канон в письме, символика цвета.

(1 час)

17. Контрольный урок за 2 четверть.




III четверть

Искусство Эпохи Возрождения

в Италии

(14 час)

18. Эпоха Возрождения в Италии. Характеристика эпохи. Гуманизм. Идеал человека в жизни и в искусстве. Обзор.

Идеал сильного, умного, предприимчивого человека. Освоение наследия античности, развитие его в новую эпоху. Одна из вершин в истории человечества. Художник и церковь, религиозные мотивы в творчестве художников Возрождения.

19. Архитектура эпохи Возрождения. Города - архитектурные памятники. Флоренция, Венеция, Рим. Филиппо Брунелесски.

Понятие – архитектурный ансамбль, архитектурная деталь.

20. Живопись Возрождения. Флорентийская школа. Ф. Липпи, С. Боттичелли, Леонардо да Винчи. Рафаэль. Обзор.

Понятие: школа живописи. Сравнение нескольких мастеров, живших в одно время и получивших образование в одном месте, сходство и различие тем, образов и творческой манеры.

21. Живопись Возрождения. С. Боттичелли «Рождение Венеры», «Весна», «Марс и Венера», портреты.

Античный миф глазами художника Возрождения. Гимн красоте и нежности. Особенности композиции картин. Условность пейзажа.

22. Живопись Возрождения. Леонардо да Винчи, биография. «Мадонна Литта», «Джоконда»

Идеализация образа Мадонны (от рисунка к портрету). Загадка Джоконды.

Одушевлённость предмета. «Сфумато» - размытые, расплавленные контуры и сгущающиеся тени.



23. Рисунки Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря»,

Разнообразие художественных интересов. Выработка правил рисования, изучение анатомии человека, разнообразие графических приёмов и используемых материалов. Экспрессия рисунков.

Понятие «фреска». Композиция. Организация центра композиции. Группы персонажей.



24. Рафаэль Санти. Портреты. «Дама под пкрывалом».

Отражение души художника в портретах других людей. Нежность, гармония чувств.

25. Живопись итальянского Возрождения. Рафаэль «Сикстинская Мадонна». Образ мадонны в творчестве других художников этого периода.

Женский идеал в живописи художника. Мадонны Рафаэля и мадонны других художников Возрождения. «Рафаэль всегда умел делать то, о чём другие только мечтали» (Гёте)

26.Венецианская школа живописи. Тициан Вечеллио. Портреты, «Портрет молодого человека», «Любовь земная» и «любовь небесная».

Идеалы эпохи Возрождения в живописи Тициана: сильный, полный чувств, здоровый человек.

27. Венецианская школа живописи. Паоло Веронезе. Джованни Беллини.

Мифологические сюжеты Веронезе, использование находки Леонардо – приёма сфумато, особенности света в работах, архитектурный фон. Одухотворённость, мягкость, поэтичность произведений Беллини.

(1 час)

24. Контрольный урок за 3 четверть. Собеседование.






Искусство Эпохи Возрождения

в Италии

(продолжение)

28. Джорджоне «Венера», жанровые картины. «Гроза».

Красота человеческого тела. Фантастический пейзаж.







29. Скульптура Возрождения. Донателло, конные статуи, Бенвенуто Челлини. «Персей».

Осмысление опыта античного искусства, создание классических форм и видов ренессансной скульптуры, новый тип круглой статуи и скульптурной группы, монументального конного памятника.

Челлини. Яркая декоративность.









30. Микеланджело Буонаротти. Скульптура. «Давид», «Пьета», скульптуры капеллы Медичи.

Монументальность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед физической и духовной красотой, его безграничными творческими возможностями.







31. Микеланджело Буонаротти. Фрески. Роспись Сикстинской капеллы.

Подвиг художника. Сила человеческого духа. Человек и Вселенная. Человек и Бог.




Северное Возрождение

(3 час)

32. Северное Возрождение. Питер Брейгель Мужицкий, Луис Кранах. Жанр, пейзаж, портрет.

Творческая переработка П.Брейгелем уроков итальянской живописи 16 в., создание глубоко национального искусства, опирающегося на нидерландские традиции и фольклор. Юмор, фантастический гротеск, лиричность и эпичность картины мироздания.

Индивидуальная творческая манера Кранаха, близость к искусству Средневековья.







33. Альбрехт Дюрер. Автопортреты. Графика. «Апокалипсис», пейзаж, анималистика.

Развитие традиций итальянских мастеров. Поиск идеальных пропорций человеческого тела. Автопортреты. Своеобразие характера, внутренняя энергия модели.

Пейзаж. Первый в истории европейского искусства пейзаж в чистом виде.



Рисунок как важнейший этап работы над композицией: эскизы, штудии голов, рук, ног, драпировок. Инструмент изучения характерных типов — крестьян, нарядных кавалеров, модниц. Философский смысл гравюр Дюрера.




(1 час)

34. Контрольный урок за 4 четверть. Собеседование.




ВСЕГО ЗА ГОД: 34 ЧАСА

Примерный тематический план по предмету «Беседы об изобразительном искусстве »

3класс (34 часа)

четверть

Тема программы,

количество часов


Тема урока


Основные понятия.

Содержание урока

I

четверть

Искусство Нидерландов и Фландрии

(9 час)

1-2. Искусство Нидерландров и Фландрии. Жанры, художественные особенности (обзор).

Разработка системы жанров. Появление жанра пейзажа, натюрморта, интерьера. Виды натюрморта.

3. «Малые голландцы». Искусство пейзажа. Натюрморт Голландии и Фландрии. Разница в подходе. В. Клаас, В. Геда.

Отображение в картинах реального окружающего мира и обычного человека.

4. Питер Пауль Рубенс. Биография, жанровые картины, портрет.

Искусство барокко. Приподнятость, бурное движение, декоративный блеск колорита, чувственная красота образов, смелые реалистические наблюдения. Картины на религиозные и мифологические сюжеты, историко-аллегорические полотна, изображение могучих природных сил, пейзажи и сцены крестьянской жизни, полные живого обаяния портреты. Уверенная свободная манера письма, выразительная пластическая лепка, тонкость красочных градаций.


5. Антонис ван Дейк. Портрет, парадный портрет и его особенности. Изображение аристократии.

Искусство барокко. Понятие: парадный портрет. Подчёркнутое внутреннее благородство, аристократическая утонченность, живая характерность.




6. Рембранд Ван Рейн, биография. Жанровые картины. Мифологический жанр. Рисунки, офорты.

Демократизм, жизненность образов. Сочетание глубины психологической характеристики с исключительным мастерством живописи. Эффекты светотени. Религиозные и мифологические сюжеты. Широкая, свободная живопись, виртуозная графика (рисунки, офорты). Светотень как средство раскрытия психологических коллизий.


7. Ян Вермер Дельфтский. Биография. Творчество.

Поэтическое восприятие повседневной жизни, классическая ясность композиции, богатство и тонкость колорита, живая вибрация света и воздуха.


8. Франц Халс. Портреты.

Понятие: групповой портрет. Психологизм портретных характеристик. Свободная живописная манера, похожая на менеру письма художников конца XIX века.

(1 час)

9. Контрольный урок за 1 четверть.




II
четверть

Искусство Испании

(4 час)

10. Искусство Испании. Господство церкви и королевской власти. Влияние итальянского искусства. Диего Веласкес. «Менины». Парадный портрет. Батальный жанр («Сдача Бреды»).

Понятие: парадный портрет. Глубокая правдивость портретов, изображение глубинных чувств, характера правителей Испании. Особенности батального жанра.

11. Бартоломе Эстебан. Мурильо, «Отдых на пути в Египет», «Мальчик с собакой» Франсиско Сурбаран. Портреты, «Детство Богоматери».

Сходство тем и творческой манеры двух художников. Идеализированные, сентиментальные лирические образы Мурильо. Тщательная передача предметной фактуры, теплота цветовой гаммы, светотеневая моделировка Сурбарана.


12. Эль Греко. Религиозная живопись. «Автопортрет», «Апостолы Пётр и Павел».

Наполненные сильным чувством религиозные сюжеты (экзальтация)

Нарушение пропорций человеческого тела ради создания выразительных образов (сравнение с искусством маньеризма)






13. Франсиско Гойя. Портреты, «Капричос». Реализм и сатира на существующий строй.

Смелое новаторство, страстная эмоциональность, фантазия, остротота характеристик, гротеск, направленный против правящих классов. Понятие политической карикатуры.

Искусство Франции

(2 час)

14. Классицизм в искусстве Франции. Архитектура классицизма. Жанровые картины. Шарден Жан-Батист. «Атрибуты искусства», «Цветы в вазе», «Разносчица», «Прачка». Портрет. Давид Жак Луи. «Смерть Марата», «Клятва Горациев».

Классицизм как выражение абсолютизма. Жанровый тип портрета в творчестве Шардена, реалистический бытовой жанр, бытовые сцены из жизни третьего сословия. Мастерская передача света и воздуха, материальности предметов в натюрмортах.

Строгие по композиции и ритму жанровые картины Давида, общественное и гражданское звучание картин.








15. Скульптура классицизма. Жан Антуан Гудон. Мастерство формы.

Психологический скульптурный портрет. Портреты представителей эпохи Просвещения, деятелей Великой французской революции


(1 час)

16. Контрольный урок за 2 четверть.




III
четверть

Английская живопись

18-19 в.в.

(1 час)

17. Английская живопись. Жанровая картина на темы морали. Портрет. Джошуа Рейнольдс. Томас Грейнсборо.

Понятие: парадный портрет. Романтизм в парадном портрете. Красота колорита, серебристые тона. Романтический пейзаж как фон портрета.

Французское искусство

17-19 в.в.

(7 часов)

18. Романтизм и сентиментализм во французском искусстве. От Антуана Ватто до Эжена Делакруа.

Франсуа Буше.



Сравнение двух художественных стилей: барокко и романтизма, сходство и разница. Насыщенность чувством, театральность; камерные темы барокко, игривое отношение к жизни в барокко, глобальные темы, яркие динамичные образы, драматизм сюжетов у романтиков.

19. Импрессионизм во Франции. Революция в изобразительном искусстве. Пейзаж, жанр, портрет(обзор).

«Впечатление» стремление более естественно изобразить реальный мир в его изменчивости и подвижности, изображение мгновенных, случайных движений. Работа на пленере. Новые техники работы. Новые приёмы композиции – как бы случайно выхваченный кусочек жизни.

20. Импрессионисты. Клод Моне.

Эдуард Мане.




Свежесть и острота восприятия.

Впечатление случайно выхваченного фрагмента из потока жизни. Новаторская работа мазком – кладёт рядом мазки разного цвета, добиваясь нового звучания цвета




21. Импрессионисты. Альфред Сислей. Пейзажи. Пьер-Огюст Ренуар. Жанр, портреты, пейзаж.

Пейзажи полные света и воздуха, работа на пленере.

Поэзия обыденности. Композиция, кажущаяся случайной. Пастельные тона, «перламутровый период», солнечный свет в работах.



22. Импрессионисты. Поль Сезанн.

Новаторство цвета.

23. Постимпрессионисты.

Сезанн.
Жорж Сёра.


Винсент Ван Гог.

Поль Гоген.



Градации чистого цвета, устойчивые композиционные построения.

Работа мелким мазком, точкой, понятие «пуантилизм»

Предельная экспрессия. Цветовые контрасты, прерывистый ритм работ. Пастозный мазок.

Упрощение линии, формы и цвета, яркая декоративность.



24. Скульптура. Огюст Роден. Скульптурные портреты, «Граждане Кале».

Реализм. Драматизм замысла, философские обобщения. Близость по духу живописи импрессионизма: энергичная живописная лепка, текучесть формы.

Английское искусство

конца 19 века

(1 час)

25. Прерафаэлиты в Англии. Д. Г. Россетти, Х. Хант, Дж. Э. Миллес

Особенности композиции. Пейзаж: многократное повторение одних и тех же сюжетов, нахождение ньюансов в изображении одного и того же предмета. Показ обыденной жизни. Изящество линий, пастельные тона, отсутствие перспективы, внимание к деталям быта.

(1 час)

26.Контрольный урок за 3 четверть




IV четверть

Искусство Японии

(1 час)

27. Японская гравюра. Особенности композиции. Цвет.

Особенности композиции. Пейзаж: многократное повторение одних и тех же сюжетов, нахождение ньюансов в изображении одного и того же предмета. Показ обыденной жизни. Изящество линий, пастельные тона, отсутствие перспективы, внимание к деталям быта.

Европейское искусство

конца 19- 20 века

(7 часов)

27. Искусство конца IXX начала XX века. Модернизм. Архитектура, изобразительное искусство (обзор)

Множественность течений в искусстве. Стремление разрушить прежнее восприятие мира, заменив его новым, оригинальным.

28. Архитектура. Гауди.




29. Модернизм. Примитивизм. Анри Матисс. Марк Шагал. Н. Гончарова, М. Ларионов

Понятие: примитивизм. Сознательное упрощение формы, подобие детского творчества, работа чистым цветом, нарушение пропорций и перспективы. Яркая декоративность.

30. Искусство XX. Супрематизм. Кубизм.

Василий Кандинский. Казимир Малевич.

Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов.


Супрематизм, искусство геометрической абстракции. Выражение эмоций в чистом виде.


31. Сюрреализм. Пабло Пикассо.


Понятия: кубизм, сюрреализм. Работа в определённом колорите: «розовый период», «голубой период».

32. Сюрреализм. Сальвадор Дали.

Сюрреализм. Виртуозная техника, безудержная фантазия. Фантасмагорические сюжеты, которым придана полная убедительность.

33. Искусство второй половины XX века. Абстракционизм. Коммерческое искусство. Энди Уорхол.

Коммерциализация искусства. Использование декоративных и плакатных техник.

(1 час)

34. Итоговый урок за курс обучения.

Защита реферата.




ВСЕГО ЗА ГОД: 34 ЧАСА

ВСЕГО ЗА КУРС ОБУЧЕНИЯ: 136 ЧАСОВ


Примерное тематическое планирование

Беседы об изобразительном искусстве, 4 класс, 34 часа

четверть

Тема программы,

количество часов

Тема урока

Основные понятия.


I

четверть

Древнерусское искусство.

3 часа


1. Древнерусская архитектура.

Соборы Новгорода и Владимира.

Покровский собор в Москве.

Гражданская архитектура – собор в Коломенском.




Глубокие исторические традиции древнерусского зодчества. Тесная связь архитектуры и религии. Различие новгородской и владимирской архитектуры. Понятие архитектурного ансамбля. Яркая декоративность внутреннего убранства помещений.

2. Иконы, фрески. Феофан Грек.

Андрей Рублев.



Канон в построении фигуры и композиции икон и фресок. Византийская традиция, славянские орнаментальные мотивы и образы из славянской мифологии.

3. Оформление книг.

Книжная миниатюра.



Художественный вкус оформителей, богатое декорирование. Понятия «миниатюра», «заставка». Влияние греческого искусства.


Русское искусство конца 17 начала 18 веков.

7 часов

4. Русское искусство Петровской эпохи.

Архитектура.

Иван Зарудный, Меньшикова башня.


Понятия «архитектурный стиль», «русское барокко», «архитектурный ансамбль». Влияние итальянских мастеров.

Одновременное существование древнерусского и европейского стилей.




5. Русское искусство Петровской эпохи.

Парсуна. Графика (батальные сцены).



Появление светского искусства. Понятие «парсуна». Отличие парсуны от последующего портрета. Плоскостное изображение в парсуне, темный плоский фон.

6. Русское искусство второй половины 18 века. Архитектура (С. Чевакинский, В. Баженов,

А. Кокорин, М.Казаков).



Выражение идеи абсолютизма в искусстве. Понятие «русское барокко». Влияние итальянских мастеров (Растрелли). Архитектурный ансамбль. Парковая культура. Понятие «классицизм в архитектуре».

7. Русское искусство второй половины 18 века. Жанровая живопись. А.П.Лосенко.

Классицизм в живописи. Мифологический и исторический жанры как высшие в классификации жанров. Роль Академии искусств в воспитании вкусов художников и зрителей.

8. Русское искусство второй половины 18 века.

Реализм в портретной живописи.

Ф.Рокотов, Левицкий, Боровиковский.


Понятие «реализм». Развитие жанра от парсуны до психологического портрета. Появление световоздушной среды в портрете. Разнообразие живописных техник.

1 час

9. Контрольный урок за I четверть.

Устный опрос.

-

II

четверть

Русское искусство конца 17 начала 18 веков.

(продолжение)

10. Русское искусство второй половины 18 века. Декоративно-прикладное искусство.

Понятие «рококо». Мебель, интерьеры, предметы быта. Причудливость, орнаментальность. Влияние искусства Западной Европы (Франции).

11. Русское искусство второй половины 18 века. Скульптура. Ф.Шубин.

Реализм скульптурных портретов. Выражение идеи величия государства и государственных деятелей. Классицизм скульптурных композиций (условность поз, классицистическая тематика).

Русское искусство 1 половины 19 века.

6 часов

12. Русское искусство начала 19 века (обзор).

Романтизм и реализм.



Понятие «романтизм». Связь русского искусства с искусством Западной Европы, связь изобразительного искусства с литературой.

13. Орест Кипренский. Классицизм в жанровой живописи. Реализм портрета.

Мифологический жанр в творчестве художника. Правдивость и психологизм портретных характеристик.

14. Алексей Венецианов.

Последователи Венецианова. Изображение жизни крестьян.



Понятие «идеализация». Реализм и романтизм в портретах и жанровых композициях.

15. Василий Тропинин.

Реализм и психологизм портрета.



Вершины портретного искусства. Изображение внутреннего мира человека. Позиция автора по отношению к портретируемому. Особенности освещения в портрете (портрет сына).

1 час

16. Контрольный урок за II четверть.

Устный опрос.

-

III

четверть

Русское искусство 1 половины 19 века.

(продолжение)

17. Карл Брюллов. Портретная живопись.

«Последний день Помпеи».



Понятие «парадный портрет». Богатство цвета, разнообразие композиции.

Анализ картины. Взгляд художника на ужасное и прекрасное, драматизм, динамика картины, скульптурность композиционных групп, колорит картины.



18. Александр Иванов «Явление Христа народу».

Подвиг художника.



Анализ картины. Характеристика персонажей. Показ психологического состояния человека через позу и жест. Христос и Иоанн Креститель – сопоставление образов.

Искусство второй половины 19 века.

Период демократического искусства

8 часов

19. Искусство второй половины 19 века

(обзор; темы, идеи и образы).

Художники-передвижники.


Интерес художников к русской истории, народной жизни. Понятие «демократизм». Связь художественного творчества с литературой и общественным движением.

20. Скульптура. А.Опекушин.

Памятник Пушкину.

М.Антокольский. Памятник Петру I.

Памятник тысячелетию России в Новгороде.



Повторение понятия «монументальная скульптура» и «скульптура малых форм».

21. Бытовой жанр середины 19 века.

П.Федотов, В.Перов, В.Пукирев,

К.Маковский.


Влияние литературы на развитие живописи. Расцвет жанра. Демократизм. Поэтизация народной жизни. Критика действительности. Драматизм, юмор и сатира в бытовом жанре.

22. Портрет (И.Репин, И.Крамской).

Глубокий психологизм портрета. Портреты деятелей культуры.

23. Пейзаж. Утверждение реализма

в пейзажной живописи.

Художники-передвижники (А.Саврасов, И.Айвазовский).


Красота обыкновенного русского пейзажа. Разнообразие творческой манеры художников.

Понятие «марина», рисование морских пейзажей по памяти.



24. Ф.Васильев, А.Куинджи, И.Шишкин.

Сравнение трех художников-пейзажистов, выявление разницы в творческой манере и философии художников.

25. Исторический и сказочный жанр

в живописи (В.Суриков, В.Васнецов).



Патриотическая идея. Динамика в картинах Сурикова, скупой колорит. Отображение истории в сказочных и мифологических сюжетах. Театральность работ Васнецова.

1 час

26. Контрольный урок за III четверть.

Устный опрос.

-

IV

четверть

Конец 19, начало 20 века.

Искусство эпохи модерна. Русские импрессионисты. Неоромантизм.

Модернизм.

6 часов


27. Архитектура и дизайн от середины

19 века до 10-х годов 20 века.



Интерес художников к архитектуре Эпохи Возрождения (формы итальянского палаццо) и попытки возродить древнерусский стиль. Понятие «эклектика». Понятие «модерн». Тесная связь с декоративно-прикладным искусством Западной Европы.

28. «Русские импрессионисты»

(К.Коровин, М.Врубель, В.Серов, Ф.Малявин).



Решение художниками новых колористических задач. Праздник цвета.

29. В.Серов. Портреты

(«Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»).



Анализ картин. Работа на пленере. Новаторство в передаче световоздушной среды. Новые техники письма.


30. Особенности бытовой и исторической

темы у художников конца 19

начала 20 веков

(А.Рябушкин, Н.Нестеров,

В.Борисов-Мусатов,

художники «Мира искусства», И.Грабарь, З.Серебрякова).



Понятие «неоромантизм». Особый подход к истории. Идеализация прошлого и настоящего. Решение, в первую очередь, колористических задач. Оригинальность творческой манеры художника.

31. Модернизм (К.Малевич, М.Шагал,

И.Машков, объединение «Бубновый валет», М.Ларионов, Н.Гончарова).



Понятия «модернизм», «примитивизм», «супрематизм», «лучизм».

32. Искусство революционной эпохи.

Архитектура и дизайн, живопись,

скульптура (обзор). В.Татлин,

Веснины, В.Кандинский,

П.Филонов, С.Коненков, С.Эрзя.


Общие тенденции в разных видах искусства. Стремление художников выразить жизнь по-новому, сломав старые представления о классическом искусстве.

Советское изобразительное искусство.

1 час

33. Искусство социалистического реализма.

Темы, идеи, образы (В.Мухина,

Е.Вучетич, А.Дайнека, П.Корин,

Лактионов, Т.Яблонская,



Ф.Решетников, Н.Ромадин).

Понятие «социалистический реализм». Поиск новых сюжетов, новых героев. Прославление подвига советского народа в труде и в бою. Поэтизация народной жизни. Лирический пейзаж.

1 час

34. Контрольный урок за IV четверть.

Собеседование.

-

Всего за год: 34 часа

Каталог: attachments -> article
article -> Книги об Анне Ахматовой, изданные в XXI веке
article -> А. А. Фета в двух предложенных источниках. Составить опорный конспект
article -> Систематизация знаний по теме «южные материки»
article -> Программа по кружку «Литература Испании»
article -> Урок литературы 01. 02. Тема урока: «В. Г. Короленко. Краткие сведения о писателе». Задание Прочитать краткую биографию писателя
article -> «Дети и взрослые в повести. Система образов» Проверка знания текста. Отметить номера правильных утверждений
article -> Моя родина поселок Шольский завод Белозерского (до августа 1959 года Шольского) района Вологодской области, где в самое Рождество по старому стилю 25 декабря 1939 года, я родился в семье сельских интеллигентов
article -> Программа для взрослой молодёжи. Маук «Центр досуга и кино