Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Зачет по сложноподчинённым предложениям на материале биографии и творчества А. С. Пушкина




Скачать 147.51 Kb.
Дата03.07.2017
Размер147.51 Kb.
Составила учитель русского языка МОУ «Марковская СОШ» Иркутской области Иркутского района Буйновская М.А. Тема: зачет по сложноподчинённым предложениям на материале биографии и творчества А. С. Пушкина. Цель: 1.проверить знания учащихся по сложноподчиненным предложениям 2. познакомить с биографией поэта 3. привить интерес учащихся к изучению литературы. Ход урока: На доску проектируется портрет А. С. Пушкина, ученик читает стихи: Мы любим Пушкина, Мы бережем его прекрасные сказания. Преодолела время, расстояния, Как светоч, песнь его своим лучом. С благоговением, храня наследство Пушкина, День ото дня мы думаем о нем, С ним говорим, склонившись над плетнем И, возвратившись к очагу, домой, Наедине с самим собой Внимаем пушкинское слово. Для нас его песнесложение ново… Вступительное слово учителя: С каждой новой строкой мы открываем для себя Пушкина, мы начинаем знакомиться с творчеством поэта, когда не умеем читать, и мама читает нам сказки, и продолжаем знакомиться всю жизнь. Сегодня на материале биографии и творчества поэта вы должны получить зачет по сложноподчинённым предложениям. После изучения выше названной темы вы должны уметь: составлять СПП определять вид придаточного составлять схемы предложений производить синтаксический разбор О Пушкине сказано столько, сколько несказанно не об одном поэте. Мне нравятся слова поэтессы Нины Храбровой: «Люблю я Пушкина за то, что дал он свету свой ясный ум и мысли чистоту». 1. Задание: произвести синтаксический разбор этого предложения. Люблю я Пушкина за то, что дал он свету свой ясный ум и свету чистоту Рассказ учителя: ( на доску проектируются портреты) 26 мая (6 июня) на одной из окраин­ных улочек Москвы, в Немецкой ) слободе (ныне ул. Баумана), «во дворе коллежского регист­ратора Ивана Васильевича Скворцова у жильца его майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Алек­сандр»,— гласит запись в метрической церковной книге — первый документ, связанный с жизнью ве­ликого поэта. На самом раннем, дошедшем до нас портрете Пушкин изображен совсем маленьким ре­бенком, двух-трех лет. С первого взгляда он кажет­ся непохожим на известные портреты взрослого Пушкина. Но если приглядеться внимательно, можно увидеть знакомые черты: высокий лоб, вьющиеся рыжеватые волосы (позднее они потемнеют, станут темно-каштановыми), большие голубые глаза. «Са­ша был большой увалень и дикарь, кудрявый маль­чик... со смуглым личиком, не скажу, чтобы при­глядным, но с очень живыми глазами, из которых искры так и сыпались» — так описывает малень­кого Александра одна из современниц, Отец поэта, Сергей Львович Пушкин, отстав­ной военный, был старинного рода, но не богат и не слишком удачлив в службе и чинах. Он был, что называется, «светский человек», острослов, страстный любитель поэзии, «нрава пылкого и до крайности раздражительного». Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была внучкой знаменитого Ибра­гима Ганнибала. Она была красива, любила выез­жать, пользовалась успехом. Характер имела самый неровный, с резкими сменами настроений: то гне­валась, да так, что не только прислуга, но и дети и муж старались не попадаться на глаза, то впадала в черную меланхолию, то вдруг снова становилась ласковой и оживленной. Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал её и призывался обычно после очередной шалости, на расправу, Мать раздражало все: упрямство маль­чика, его неповоротливость, привычка грызть ногти и, главное, его непохожесть на других детей, его непонятная сложность. Но были две женщины в доме Пушкиных, которые дали Александру так недостававшие ему материнскую любовь и ласку. Няня Арина Родионовна, крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от господ, вынянчившая их детей, а потом и внуков, и бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, которая, по свидетельству сестры поэта, Ольги Сергеевны, «была ума светлого и по своему времени образован­ного, говорила и писала прекрасным русским язы­ком...». Это они спешили утешить и приласкать мальчика, они рассказывали ему сказки, познако­мили с Бовой-королевичем и Кощеем, добрыми вол­шебниками и злыми колдунами — с прекрасным миром поэтического народного вымысла. Ты, детскую качая колыбель. Мой юный слух напевами пленила И меж пелен оставила свирель Которую сама заворожила. «Наперсница волшебной старины», 1822 Воспитывали мальчика, как и всех детей его круга, французские гувернантки и гувернеры, жив­шие в доме. Бабушка выучила его читать и писать по-русски; учили его и танцам, возили на детские балы к знаменитому в Москве танцмейстеру Иогелю. Когда мальчик подрос, его стали учить арифмети­ке, истории и другим наукам. Но главным источником знаний уже и в эти детские годы были книги, Читал Александр много и жадно. «Не довольствуясь тем, что ему давали,— рассказывает его сестра,— он часто забирался в кабинет отца и читал другие книги; библиотека же отцовская состояла из клас­сиков французских и философов XVIII века» Рано пробудившемуся интересу к литературе способствовала вся атмосфера родительского дома, собиравшееся здесь общество. У Сергея Львовича бывали виднейшие писатели и поэты — Н М Карам­зин, И. И Дмитриев. К. Н Батюшков, В А Жуков­ский, вечера проходили в разговорах о литературе, в шумных спорах, обсуждениях новинок. Дядя Пуш­кина, поэт Василий Львович, читал свои стихи и басни. Мальчик забирался в уголок, стараясь быть как можно неприметнее, и вслушивался в разговоры взрослых. Он рано начал пробовать свои силы: «...на восьмом году возраста...— вспоминал позд­нее его брат Лев Сергеевич,— он сочинял на фран­цузском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей». В девять писал басни, пьесы, даже большую поэму со сказочным сюжетом. Эти ранние опыты не сохранились, мы знаем о них из воспоми­наний сестры поэта. Александру было 12 лет, когда родители решили определить сына в только что основанный Царско­сельский лицей. Летом 1811 года в сопровождении дяди Василия Львовича Пушкин отправился в Петер­бург. Он надолго покидал Москву; замелькали перед окнами кареты верстовые столбы, почтовые стан­ции, которых так много будет потом в его скиталь­ческой жизни. Детство кончилось. Он ехал в Лицей Лицей был расположен в одном из красивейших пригородов Петербур­га — Царском Селе. Пушкин про­вел здесь шесть лет. Его отрочество и юность, пробуждение его гения неразрывно связаны с этим поэти­ческим зеленым городком. Аллеи старых лип, сол­нечные поляны, березовые рощи, масса воды — озе­ра, пруды, протоки, каскады, фонтаны; стройные дворцы и причудливые беседки, гроты и белеющие среди ветвей мраморные статуи — все будило в мальчике фантазию, вдохновение, творчество. Об­лик пушкинского Царского Села прекрасно передан в серии литографий А. Е. Мартынова, созданной в начале 1820-х годов. Четырехэтажное здание Лицея было соединено аркой с Екатерининским дворцом. На третьем этаже располагался актовый зал — здесь 19 октября 1811 года состоялась торжественная церемония от­крытия; здесь же, три года спустя, пятнадцатилет­ний Пушкин читал на публичном экзамене свои «Воспоминания в Царском Селе» перед старым Дер­жавиным. На четвертом этаже находились комнаты лицеистов — небольшие узенькие «кельи», как на­зывал их Пушкин, очень скромно обставленные: конторка, комод, железная кровать, стол для умыва­ния, зеркало. Александр жил в комнате № 14. Потом, много лет спустя, уже взрослым человеком, прослав­ленным поэтом, письма к бывшим лицеистам он всегда подписывал «№ 14». Первый «Пушкинский» лицейский курс состоял из даровитых, незаурядных мальчиков. Имена многих из них вошли впоследствии в историю русской куль­туры и общественной мысли. Пушкин был чрезвы­чайно привязан к своим школьным товарищам, и эту пылкую дружбу, верность лицейскому братству он пронес через всю жизнь. Ближайшими друзьями Пушкина были: Иван Пущин («№ 13», сосед по «келье») — справедливый, смелый, спокойно-веселый юноша; Вильгельм Кю­хельбекер — восторженный, одержимый стихами, нелепый и трогательный «Кюхля»; Антон Дельвиг — добродушный, медлительный, фантазер и тоже поэт. (дух вольномыслия царил в «лицейской респуб­лике». Здесь обсуждались жгучие проблемы со­временности: деспотизм, рабство, свобода, любовь к отечеству. Некоторые из воспитанников Лицея впоследствии были близки к декабристским общест­вам, а Пущин и Кюхельбекер стали участниками восстания 14 декабря. В Лицее Пушкин начал всерьез сочинять стихи 2. Задание: составить СПП по вашим впечатлениям, связанными с жизнью поэта с 1799 по 1817 г., подчеркнуть основы и указать вид придаточного. Рассказ учителя: По окончании Лицея Пушкин пере­езжает в Петербург, куда он был определен на службу. Вырвав­шись из лицейского затворниче­ства, молодой поэт радостно бросается в водоворот шумной столичной жизни. Балы, маскарады, обеды, друже­ские пирушки сменяют друг друга. Все это чрез­вычайно напоминает петербургскую жизнь пушкин­ского героя — Онегина: Там будет бал, там детский праздник. Куда ж поскачет мой проказник С кого начнет он Все равно: Везде поспеть не мудрено. Но может быть, главное увлечение этого вре­мени — театр, «волшебный край». Каждый вечер Пушкин — в театральных креслах. Он — признан­ный ценитель актерских дарований, пламенный по­клонник актрис Е. С. Семеновой, А. М. Колосовой, Е. И. Истоминой; он знаком со всеми сценическими знаменитостями, он свой человек за кулисами. Пер­вая его критическая работа, написанная в 1820 го­ду,— «Мои замечания об русском театре». Несколь­ко лет спустя, находясь в ссылке и вспоминая в первой главе «Евгения Онегина» далекий остав­ленный Петербург, Пушкин с тоской и любовью вздохнет о милом его сердцу столичном театре: ...Там, там под сению кулис, Младые дни мои неслись. Однако светский шум и театральные увлечения, столь занимавшие Пушкина в это петербургское трехлетие, были лишь одной, скорее внешней сторо­ной его бурной и сложной жизни. «В тревоге пест­рой и бесплодной» он ни на минуту не переставал быть поэтом, литератором, тружеником. В марте 1820 года Пушкин закончил начатую еще в Лицее поэму «Руслан и Людмила», которая произвела истинную революцию в русской поэзии. Новизна этой изящной и веселой сказки, ее живой, энергичный, разговорный и в то же время безупреч­но-литературный слог, смелое введение в поэтиче­скую речь простонародных оборотов — все это произ­вело огромное впечатление на читателей и крити­ков. Вокруг «Руслана» закипели яростные литера­турные сражения. У поэмы появились ревностные поклонники и ожесточенные враги. «...Ни одно про­изведение Пушкина... не произвело столько шума и криков, как «Руслан и Людмила»,— писал В. Г. Бе­линский. Одним из самых восторженных сторон­ников поэмы был замечательный русский поэт-ро­мантик, старший друг Пушкина В. А. Жуковский. Прославленный поэтический метр, он отнесся к первому большому созданию юноши-поэта с отече­ским вниманием и нежностью. Он подарил Пуш­кину свой портрет (рисунок О. Эстеррейха) с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в кото­рый он окончил свою поэму «Руслан и Людмила» 1820 марта 26 великая пятница». В эти же годы Пушкиным созданы многие поли­тические, вольнолюбивые стихотворения. Восемна­дцатилетний поэт уверенно вступал в русскую лите­ратуру как певец революционно настроенных кру­гов общества: Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок. («Вольность» 3. Задание . Учитель читает строки из произведений, учащиеся должны определить вид придаточного 1 Бессмертен тот, чья муза до конца добру и красоте не изменила 2 Коли жив я только буду, чудный остров навещу – у Гвидона погощу 3 Я вас любил так искренно, так нежно как дай вам бог любимой быть другим 4 Нет истины, где нет любви 5 Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать 6 И вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметно 7 Дорогою свободно ты иди, куда влечет тебя свободный ум 8 И славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит Взаимопроверка изъяснительное условие образы действия места цели определительное места времени Весной 1820г над Пушкиным разразилась гроза -за оду «Вольность» АлександрI хотел сослать поэта в Сибирь, но благодаря заступничеству друзей, Пушкин был сослан на юг. Затем переведён в Михайловское, за два года заточения поэт написал более 70 стихотворений, 2 поэмы, 4 главы «Евгений Онегин», « Борис Годунов». Все эти годы он поддерживал связь со своими друзьями. После поражения восстания декабристов Пушкин возвращается в Петербург, где продолжает творчество с новыми силами. Его поэзия требовала бескомпромиссного служения истине. 4. Задание из стихотворений выписать союзы и союзные слова: 1) Я помню твой восход, знакомое светило над мирною страной, где все для сердца мило 2) Я стал умен, я лицемерю, пощусь, молюсь и твердо верю, что бог простит мои грехи. 3) В те дни, когда еще, незнаемый ни кем я пением оглашал приют забав и лени 4) Беспечный сын природы, пока златые год в забвенья трачу я со мною неразлучно, живет благополучно наперстиница моя. 5) Скажите мне, кто видел край прелестный. 6) Если юноши, внимая молча шли, дивились долгому любви моей мучению и ты сама, предавшись умилению печальные стихи твердила в тишине. 7) Лишь ты завидел белый свет, к тебе все музы прилетели 8) И так он в прах готов упасть, чтоб вымолить у друга примирение 9) Ты меж пелен оставила свирель, которую сама заворожила 10) И злобно мной играет счастье, давно без крова я ношусь, куда подует самовластье, уснув, не знаю где проснусь. Самопроверка:1-где,2-что,3-когда,4-пока,5-кто.6-если,7-лишь,8-чтоб,9-которую,10-куда Зимой 1828—1829 годов на одном из московских балов Пушкин познако­мился с Натальей Николаевной Гон­чаровой. Ей было тогда 16 лет. Ее не­обыкновенная красота, юность, роман­тическая прелесть глубоко взволно­вали Пушкина. Он полюбил ее; с ней теперь стали связаны его мечты о своем доме, своей семье. Весной 1829 года Пушкин сделал предложение. Мать де­вушки, Наталья Ивановна, не считала поэта за­видным женихом: состояния нет никакого, не в чи­нах и не служит, к тому же, как говорят, на плохом счету у правительства. И она сочла благоразумным уклониться от прямого ответа: дочь еще слишком молода, дело не к спеху, надо повременить... Сразу после неудачного сватовства Пушкин уехал на Кав­каз, где в то время шла война с Турцией. «...В ту же ночь я уехал в армию,— писал Пушкин позднее,— вы спросите меня — зачем клянусь вам, не знаю, но какая-то непроизвольная тоска гнала меня из Москвы...» В конце сентября Пушкин вернулся в Москву и снова стал бывать у Гончаровых: его чувство к Наталье Николаевне не угасло. Вся история сватов­ства Пушкина — очень трудная, наполненная со­мнениями, мучительной неуверенностью, унизитель­ными придирками и требованиями будущей тещи. «Черт меня догадал бредить о счастии, как будто я для него создан»,— с горечью писал он другу. Наконец предложение Пушкина было принято, и 6 мая 1830 года состоялась помолвка. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. («Мадонна», 1830) Но прошли еще долгие месяцы до того дня — 18 февраля 1831 года,— когда в церкви Большого Вознесения, что и сейчас стоит в Москве у Никит­ских ворот, Пушкин и Наталья Николаевна были обвенчаны. Молодые поселились на Арбате (теперь дом № 53, где находится мемориальный пушкин­ский музей). «Я женат — и счастлив,— писал поэт П. А. Плетневу,— одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось — лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился». Но еще до всего этого — до свадьбы, до свер­шения надежд — была знаменитая Болдинская осень. Сегодня говоря о Пушкине, мы не можем обойти внимание его любимое время года. Корнилов пишет: «Эта осень радости виною, сыплет изморозь, темнеет в пять, за стихами и за красотою заходите в Болдино опять». Давайте с вами окунемся в очарование осенней природы, в красоту русской осени. Предлагаю вам написать мини сочинение осенняя пора – очей очарование. Вспомнить красоту осени с ее уходящим теплом помогут вам прекрасные картины русских художников ( И. Левитан «Золотая осень» И. Бродский «Опавшие листья», фотографии осени и музыка И. П. Чайковского «Сентябрь».) В вашем сочинении обязательно должно быть 1-2 СПП (на сочинение отводится 7 минут). Но женитьба на красавице не принесла Пушкину радости и покоя. В самом конце 1833 года Пушкину было «пожало­вано» придворное звание камер-юнкера, которое обычно давалось совсем молодым людям. Пушкин прекрасно понимал унизительный смысл этого импе­раторского жеста: царь хотел, чтобы жена поэта могла появляться на придворных балах в Аничковом дворце. «Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам). Но двору хотелось, чтобы Наталья Николаевна танцевала в Аничкове». Пушкин был взбешен царской «милостью». Сколько достоинства, сколько благородной гордости в короткой дневниковой записи Пушкина: «Государю неугодно было, что о своем камер-юнкерстве отзывал­ся я не с умилением и благодарностью. Но я могу быть подданным, даже рабом, но холопом и шутом не буду и у царя небесного» Суета большого света, придворных балов и при­емов, все растущая зависимость от царя тяготили Пушкина. «Жизнь моя в Петербурге ни то ни се,— жалуется он Нащокину.— Заботы о жизни мешают мне скучать. Но нет у меня досуга, вольной холостой жизни, необходимой для писателя. Кружусь в свете, жена моя в большой моде — все это требует денег, деньги достаются мне через труды, а труды требуют уединения». Семья Пушкина росла. В 1835 году у него уже было трое детей: два мальчика и одна девочка. А в мае 1836 года родился его последний ребенок — дочь Наталья. Расходы все увеличивались, денег не хватало. Пушкин много работает Создаёт исторические произведения. Современники по- разному оценивают творчество поэта, и вы имеете свой взгляд на творчество поэта. 6. Задание: Из ваших сочинений «Мой Пушкин» зачитываются предложения, а вы составляете схемы. Когда я читаю его стихи, на душе у меня становится ясно и спокойно. Пушкин навечно останется первым поэтом России, ведь его стихи звучат современно для любого поколения. Стихи, которые Пушкин посвятил своей няни, читаются с волнением, нежностью и теплотой. До конца в поэзии Пушкина разобраться невозможно, потому что каждый выбирает в его поэзии что-то новое и неоткрытое. Если бы было больше таких поэтов, то было бы больше на земле добра и любви. Больше всего мне нравятся стихи Пушкина о природе, так как в них мы видим всю красоту каждого времени года. Все, кто прочтет стихи Пушкина, полюбят его творчество на всю жизнь. Последней каплей, переполнившей чашу оскорб­лений, был полученный Пушкиным анонимный паск­виль, подло обвиняющий Наталью Николаевну в из­мене. Пушкин должен был вступиться за свою честь, за честь жены. Он должен был драться. Утром 27 января 1837 года Пушкин еще работал: писал, занимался делами «Современника»; внешне он был спокоен, даже весел. Короткий зимний день уже клонился к вечеру, когда Пушкин и его секундант К. К. Данзас отправились на Черную речку — не­далекий пригород Петербурга, где была назначена дуэль. На узкой заснеженной тропе, в двадцати шагах друг против друга, стали Пушкин и Дантес. По зна­ку секундантов они начали сходиться. Дантес вы­стрелил первым. Пушкин упал...Вот как вспоминает об этом страшном дне поэт Николай Туроверо (ЧТЕНИЕ УЧАЩИМСЯ) Задыхаясь, бежали к опушке. Кто-то крикнул: «Устал, не могу». Опоздали мы. Раненый Пушкин Неподвижно лежал на снегу. Слишком поздно опять прибежали, Никакого прощенья нам нет. Опоздали, опять опоздали У Дантеса отнять пистолет. Снова так же стояла карета, Снова был ни к чему наш рассказ, И с кровавого снега поэта Поднимал побледневший Данзас. А потом эти сутки мученья, На рассвете несдержанный стон, Ужасающий крик обреченья И жены летаргический сон. Отлетела душа, улетела, Разрешила последний вопрос, Выносили друзья его тело На родной петербургский мороз Он жил еще два дня. Врачи не давали ни малей­шей надежды на выздоровление: рана была смертель­ной. Пушкин с необыкновенным мужеством пере­носил мучения и смертную тоску. Доктор И. Т. Спас­ский, лечивший умирающего Пушкина, вспоминал: «Больной испытывал ужасную муку. Но и тут необык­новенная твердость его души раскрылась в полной мере. Готовый вскрикнуть, он только стонал, боясь, как он говорил, чтоб жена не услышала, чтоб ее не испугать».Ночью 3 февраля поэта не стало. Закончить сегодняшний урок хочется словами Игоря Северянина: «Есть имена как солнце! Имена – как музыка! Как яблоня в расцвете! Я говорю о Пушкине: поэте, Действительно в любые времена!» Домашнее задание: Учить стихи о любви.

  • Буйновская М.А. Тема
  • Люблю я Пушкина за то, что дал он свету свой ясный ум и свету чистоту Рассказ учителя: ( на доску проектируются портреты)
  • Там будет бал, там детский праздник. Куда ж поскачет мой проказник С кого начнет он Все равно: Везде поспеть не мудрено.
  • ...Там, там под сению кулис, Младые дни мои неслись.
  • Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок.
  • Самопроверка :1-где,2-что,3-когда,4-пока,5-кто.6-если,7-лишь,8-чтоб,9-которую,10-куда
  • Предлагаю вам написать мини сочинение осенняя пора – очей очарование
  • Закончить сегодняшний урок хочется словами Игоря Северянина