Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Зачем же ты в душе неистребима




Скачать 41.95 Kb.
Дата27.01.2017
Размер41.95 Kb.
ЛЮБОВЬ И ПРОЗА

(ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Н.А.НЕКРАСОВА)

ЗАЧЕМ ЖЕ ТЫ В ДУШЕ НЕИСТРЕБИМА.

МЕЧТА ЛЮБВИ, НЕ ЗНАЮЩЕЙ КОНЦА…

Н.. НЕКРАСОВ

ЧЕЛОВЕК СОЗДАН БЫТЬ ОПОРОЙ ДРУГОМУ,

ПОТОМУ ЧТО ЕМУ САМОМУ НУЖНА ОПОРА.

Н.НЕКРАСОВ

Цели

Образовательная: познакомить с фактами из биографии писателя, дать представление о любовной лирике поэта, о судьбе его произведений



Воспитательная: воспитывать любовь и интерес к изучению литературы, поэзии, сочувствие судьбе писателя. Дать опыт эстетического переживания.

Развивающая: развивать интерес к личности Некрасова, его творчеству, умение выразительно читать наизусть и анализировать лирические произведения, повторение и закрепление умения вести беседу, развивать речь. Развивать творческие и исследовательские способности учащихся.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, слайды с портретами Н. Некрасова, А. Панаевой, с документальными материалами, стенд «Некрасов в иллюстрациях». Выставка книг.

ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА РОЖДАЕТСЯ ТОГДА. КОГДА ПОЭТ ВСТРЕТИТ ЖЕНЩИНУ, СПОСОБНУЮ ВЫЗВАТЬ В ЕГО ДУШЕ СИЛЬНЫЕ ЧУВСТВА: ЛЮБОВЬ, СТРАСТЬ, ВОСХИЩЕНИЕ! И ПУСТЬ БЛАГОСЛОВЕНЫ БУДУТ АННА КЕРН, НАТАЛИ ГОНЧАРОВА, АВДОТЬЯ ПАНАЕВА, ЕЛЕНА ДЕНИСЪЕВА, БЛАГОДАРЯ КОТОРЫМ МЫ УЗНАЕМ ПРЕКРАСНЫЕ ТВОРЕНИЯ ПОЭТОВ …

(Слайд)

ХОД УРОКА



Учитель. Когда произносят имя: Некрасов, то на память приходят строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», «Я лиру посвятил народу своему», «Доля ты русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать...», «Где народ,, там и стон» Мы привыкли к тому, что Некрасов - поэт - гражданин, революционер-демократ, поэт униженных и обездоленных, чье слово звало на борьбу со злом, звало к добру и справедливости... И совсем мы мало знаем, что у Некрасова есть замечательные стихи о любви (слайд «Портрет Н.Некрасова)

Сообщение темы урока, эпиграф (слайд)

Любовь, как в жизни, так и в искусстве, - вечна. Все хотят быть люби­мыми ...

От любви к женщине, говорят, родилось все прекрасное на земле. И в этом убеждаешься еще раз, когда читаешь любовную лирику Некрасова, особенно Панаевский цикл. А кто же она, Авдотья Яковлевна Панаева, чье имя обес­смертил Некрасов?

Сообщение ученика «Авдотья Яковлевна Панаева» (слайд Портрет А.Панаевой)

Учитель. «Страна любви - великая страна!» Она лишает покоя, отдыха и сна, заставляет ревновать и страдать, требует разлук и расстояний...

А какой была любовь Некрасова и Панаевой? Свое исследование провела ...



Сообщение ученика "История любви"

Учитель. Конечно, не всегда можно стихи поэта перевести на язык фактов его биографии. Но отношения двух людей, став предметом поэзии, де­лаются общим достоянием и надолго переживают свое время. Стихи, обращенные к Панаевой, составляют целый цикл. Это настоящий роман в стихах, перечитывая который, можно понять многое. Стихи образуют как бы поэму, в _которой нашли отражение различные моменты в жизни лирических героев. Перечитаем и мы с вами этот лирический дневник поэта и попытаемся проследить, как складывались отношения лирических героев, что нового в отношении к женщине можно отметить в любовной лирике Некрасова. Начнем мы со стихотворения «Да, наша жизнь текла мятежно»

Выразительное чтение и анализ стихотворений.

1. «Да, наша жизнь текла мятежно?..»

Что мы можем сказать о взаимоотношениях героев?

О чем вспоминает лирический герой?

Почему свою любовь герой называет странной?

2. «Ты всегда хороша несравненно»

«Мы с тобой бестолковые люди»

«Я не люблю иронии твоей»

«Если мучимый страстью мятежной»

Каковы взаимоотношения героев?

Меняется ли характер героини?

Что вызывает ссору?

Как бы понимаете строки: "Если проза в любви неизбежна,

так возьмем и с нее долю счастья"?

3. «Тяжелый крест достался ей на долю»

Основной образ стихотворения? Что значит "Нести крест?

Как отвлеченное обозначение тягот материализуется в настоящий могильный крест?

Какие ассоциации вызывает последняя строфа?

4. «Тяжелый год - сломил меня недуг»

О чем говорит начало стихотворения?

Кто был самым надежным оплотом в жизни для лирического героя?

Как показана ссора?

Разрешим ли конфликт героев?

Кто прав?

-Какие эпитеты чаще всего встречаются в стихотворениях Панаевского цикла?

-Обратили ли внимание, какой знак стоит в конце почти всех стихов панаевского цикла?

5. «Горящие письма»

О чем говорят строки: «Свободно ты решила выбор свой,

И не как раб упал я на колени»

6. Следующий этап в отношениях героев мы видим в стихотворении

«Давно отвергнутый тобою»

И вот как бы концовка этого лирического романа, этой нелегкой, проходив­шей в борениях любви.

7. «Прощание», «Прости»

О чем заклинает герой?

Какими чувствами наполнены стихи?

Учитель. Итак, какой вывод можем сделать о любовной лирике Некрасова?

- Каков же он, лирический роман? Как развивался?

- Как дан характер героини?

-Каковы отношения между героями?

-Как относится герой к своей воз­любленной?

Заключительное слово учителя. Женщина всегда была объектом поклонения, хотя, как правило, поэты описывали не возлюбленную, а собственные чувства… Некрасов нарушил эту традицию. В панаевском цикле представлены психологические портреты героев, исследованы противоречивые чувства влюбленных, сочетающих любовь и ненависть, страсть и муку.

Психологический портрет героини: она полноправный участник любовного «рокового поединка», со своим сложным богатым внутренним миром. Требова­тельная, ироничная, ласковая, страстная, чутко откликающаяся на изменения его настроения, понимающая, что их чувства нестабильны, что их роман обречен. Герой предстает как человек усталый, надломленный жизнью. Поэт смело вводит любовную в лирику детали быта, «прозу жизни». И наконец, почти по Пушкину «прости». В любовной лирике поэт не менее значителен, чем в гражданской.



Итоги урока
Спасибо за урок!