Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Юный партизан Сережа Карасёв»




Скачать 138.05 Kb.
Дата08.07.2017
Размер138.05 Kb.
«Юный партизан Сережа Карасёв»
Козлов Максим Юрьевич
МОУ «Пореченская средняя общеобразовательная

школа имени К.С. Заслонова»


д.Поречье 10 класс

Аннотация
В данной работе содержатся материалы о жизни и подвиге юного партизана Серёжи Карасёва, ученика Урицкой школы Пореченской волости.

Всё дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны, но интерес к ним не утрачивается. Всё меньше остаётся участников тех грозных событий. Как жаль, что за прошедшие годы многие события уже не воспроизвести никогда. И так ценен собранный буквально по крупицам материал о героях тех лет, о событиях 1941-1943 годов в родном крае. Данная работа углубляет наше представление об истории родного края. Это важная и актуальная задача в наше время.

Работа выполнена с использованием материалов Комнаты боевой славы Лёховской школы Невельского района, личных воспоминаний комиссара партизанского отряда «За Родину» Новикова Павла Александровича, бывшего директора Урицкой восьмилетней школы и руководителя школьного музея Струпковой Зои Исаевны, воспоминаний бывшей учительницы Урицкой семилетней школы Блажевич Апполинарии Семёновны, местных жителей д. Урицкое и окрестных деревень, в памяти которых ещё сохранились воспоминания о Сергее Карасёве и страшных днях Великой Отечественной войны.

Данная работа может быть использована на классных часах, уроках истории и краеведения, при проведении внеклассных мероприятий.




Введение.
Всё дальше и дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны. Всё меньше остаётся участников тех грозных событий. Как жаль, что за прошедшие годы многие события уже не воспроизвести никогда. Поэтому воссоздание того, что происходило на территории нашего края в 1941-1943 годах - важная и актуальная задача.
Цель моей работы: изучить и систематизировать материал о юном партизане - пионере С.Карасёве, ученике Урицкой восьмилетней школы.

Задачи: 1)изучить и проанализировать имеющийся материал о Сергее Карасёве по различным источникам;

2) ознакомиться с материалами Комнаты боевой славы Лёховской школы Невельского района;

3)записать личные воспоминания людей, знавших Сергея Карасёва;

4)посетить могилу юного партизана Серёжи Карасёва, похороненного на кладбище Лобово;

5) описать результаты исследования, сделав выводы;

6)разработать заочную экскурсию о жизни и подвиге Сергея Карасёва, использовав собранный материал.


При исследовании использовались следующие методы:

1. Изучение документальных материалов архивного отдела при администрации Великолукского района, материалов городской библиотеки и её архивов по теме исследования.

2. Изучение материалов, имеющихся в Лёховской школе Невельского района, по теме исследования.

3.Изучение писем – воспоминаний бывшей учительницы Урицкой семилетней школы Блажевич Апполинарии Семёновны.

4. Беседы - интервью

- с руководителем Комнаты боевой славы Лёховской школы Невельского района Желамской Людмилой Константиновной;

- с бывшим директором Урицкой восьмилетней школы, руководителем школьного музея Струпковой Зоей Исаевной;

- жительницей деревни Костюжино Пореченской волости Ханжановой Ксенией Яковлевной, жившей в годы войны по соседству с семьёй Сергея Карасёва;

- жительницей деревни Урицкое Рыбаковой Еленой Тихоновной, троюродной сестрой отца Сергея Карасёва;

- местными жителями деревни Урицкое Зерновой Л.В., Топтыгиной Е.А.

4. Совершение поездки к могиле Сергея Карасёва на кладбище д.Лобово Невельского района.

5. Проведение фото- и видеосъёмки.



Данная тема актуальна. Я считаю, что каждый человек должен знать историю своего края, чтобы не оставалось белых пятен в истории Великой Отечественной войны. С каждым годом всё меньше остаётся свидетелей той страшной войны, людей, которые могут нам рассказать о реальных событиях того времени. Поэтому, я думаю, что это наш долг по крупицам собрать материал о таких людях, как Серёжа Карасёв. Память о них должна сохраниться!

Основная часть.
На классном часе, посвящённом празднику Победы, классный руководитель Григорьева Любовь Васильевна рассказывала о пионерах-героях. Я поинтересовался , а были ли такие герои в нашем крае. Любовь Васильевна сообщила об урицких школьниках, ушедших во время войны в партизанский отряд.

Меня заинтересовала судьба моего ровесника Серёжи Карасёва, и я решил узнать об этом подробнее. Работая над темой, мы изучили материалы периодической печати разных лет, сделали запросы в архивный отдел Администрации Великолукского района, военный комиссариат г.Великие Луки, архив г.Подольска, познакомились с материалом Комнаты боевой славы Лёховской школы Невельского района, записали воспоминания бывшего директора Урицкой восьмилетней школы и руководителя школьного музея Струпковой Зои Исаевны, беседовали со старожилами д.Урицкое и окружных деревень.

Сделав запросы в архивный отдел Великолукского района, военный комиссариат г.Великие Луки, архив г.Подольска, мы выяснили, что никаких данных о юных партизанах Великой Отечественной войны у них нет.(приложение 1)

Деревня Урицкое расположена в 40 км от районного центра –

г. Великие Луки, в 12 км от деревни Поречье, в которой находится Пореченская средняя школа, в которой я учусь.(3) (приложение 2)

Беседуя с Зоей Исаевной Струпковой(бывшим директором Урицкой школы), мы выяснили, что во время войны 52 учащихся Урицкой семилетней школы(до войны школа была семилетней) в возрасте от 12 до 16 лет ушли в партизанский отряд , 26 из них погибли на дорогах войны,

6 умерли от старых ран сразу после войны. Вместе с учениками в партизанский отряд записалась и Вера Степановна Горелова – вожатая этой же школы.(приложение 3)

Как это происходило? Вот что нам удалось выяснить. Во второй половине июля 1941 года в окружение попала небольшая группа красноармейцев вместе с командиром и встала на путь партизанской борьбы. Группа после стычек с немцами таяла. И вскоре в живых остался один Павел Новиков, который упорно старался найти своих, чтобы к ним присоединиться. Вскоре он нашёл единомышленников, готовых встать на путь партизанской борьбы. Так в д.Коротышево Калдобинского сельсовета был создан партизанский отряд, командиром которого стал лейтенант Фёдор Бойдин, а комиссаром – Павел Новиков. Вскоре и в ближайших деревнях были созданы партизанские отряды, а их командирами стали Тимофей Шлёмин и Фёдор Зылёв. В середине февраля 1942 года был сформирован объединённый отряд, получивший название

«За Родину». Было дано указание проводить мобилизацию военнообязанных всех возрастов как в Красную Армию, так и в партизанские отряды. Об этом партизанском отряде узнал и 14-летний Серёжа Карасёв.(6)

Серёжа родился в 1927 году в обычной крестьянской семье. «День рождения брата вспомнить не могу», - говорил в своих воспоминаниях Исай Кондратьевич Карасёв, старший брат Сергея Карасёва. В семье было девять детей, Серёжа седьмой. До войны мальчик закончил 5класс Урицкой школы. Дальнейшей учёбе помешала война. Жили они в

д. Берёзка Великолукского района (близ Урицкого). «В годы Великой Отечественной войны дом Карасёвых, вместе с домами переселенцев из других деревень, сгорел», - вспоминает Ханжанова Ксения Яковлевна, жившая в то время по соседству с Серёжей Карасёвым. Семью Ксении Яковлевны переселили в район деревни Троица, а семья Карасёвых вынуждена была переехать в д.Староселье. (приложение 4)

Не сохранилось ни одной фотографии Серёжи Карасёва, потому что за свою короткую жизнь мальчик ни разу не фотографировался. «Фотографии в то время в деревнях не делали, а в город идти далеко», - вспоминает Исай Кондратьевич. По воспоминаниям Зерновой Лилии Владимировны (бывшей ученицы Урицкой школы) о встрече с И.К. Карасёвым: «Серёжа был голубоглазым, черноволосым мальчуганом, очень похожим на мать, невысокий, худенький. Очень любил рыбалку, а из всех домашних дел больше всего не любил чистить картошку. Семья была многодетной, лишнего не было».

С начала войны Серёжа стал проситься на фронт добровольцем ,но его не взяли, так как был мал. Тогда мальчик решил самостоятельно действовать в тылу противника. Вначале он помогал солдатам, не успевшим выйти из окружения. Однажды в деревне появилось пятеро красноармейцев: два офицера и три солдата. Серёжа спрятал их на огороде под лодкой. Два дня провели они там, а затем он, рискуя жизнью, переправил солдат дальше.

До 1987 года в Урицком жил брат С. Карасёва - Исай Кондратьевич Карасёв. (приложение 5) Он был частым гостем урицких школьников. Вот что вспоминает Зернова Л.В .- бывшая ученица Урицкой школы : « Я помню одну встречу с Исаем Кондратьевичем накануне праздника Победы. Он рассказывал о своём брате Серёже. Юный пионер не мог смириться с приходом немцев, поэтому он следил за тем, чтобы немецких флагов и листовок в деревне не было. Срывал их. А на советские праздники вывешивал красные флаги. Всё это старался делать с большой осторожностью».

Серёжа был очень хороший стрелок. А в ту пору можно было найти любое оружие. Вот он и раздобыл где-то пулемёт и винтовку. Пулемёт установил на острове Седеный. Однажды узнал, что по дороге Великие Луки–Урицкое должен пройти немецкий обоз. Установил пулемёт у дороги, но стрелять не пришлось: его затея была разгадана отцом.

Когда на территории Урицкого сельсовета организовался отряд под командованием Т. Т. Шлёмина, то Серёжу и других школьников зачислили в его состав. Отец был против, на что мальчик ответил : « Если не отпустишь – всё равно убегу». Серёжа был зачислен в партизанский отряд разведчиком. Под видом того, что он меняет вещи на продукты, мальчик беспрепятственно передвигался по многим населённым пунктам, собирая ценные для партизан сведения».

В 1985 году по приглашению руководства Псковской области Павел Александрович Новиков (комиссар партизанского отряда «За Родину) участвовал в торжествах, посвящённых 40-летию Победы в Великой Отечественной войне.(1,2) Он посетил Урицкую школу, встретился со школьниками и учителями.(приложение 6) Из воспоминаний Струпковой З. И.: «Павел Александрович много рассказывал о создании отряда « За Родину», о боевых операциях, проведённых партизанами, о погибших своих товарищах. По его воспоминаниям, командование отряда « За Родину», побывав в штабе 31-й стрелковой дивизии, получило конкретные задачи: обеспечить армейское командование данными разведки и вести наблюдение в направлении станций Опухлики и Фенино, за передвижением немцев по шоссе Невель - Усвяты, по которому перебрасывалась живая сила, техника и боеприпасы, делать засады, минировать дороги. Одной из первых крупных операций отряда, проведённой по поручению армейского командования, был разгром немецкого гарнизона в д. Лёхово в ночь с 27 на 28 марта 1942года.(приложение 8)

Из штаба 31-й бригады поступило новое распоряжение, выяснить численность и вооружение гарнизона в селе Лёхово, что стояло в 30 километрах от линии фронта. По-видимому, выбор для расселения немецкого гарнизона именно в Лёхове был не случаен: Лёхово –удобный стратегический объект, так как находится на шоссе Невель- Усвяты. Здесь шло довольно интенсивное движение, располагались на ночлег маршевые роты, двигавшиеся на передовую. Надо было установить численность гарнизона в д.Лёхово. Отряд, выполняя указание командования бригады, начал систематически устраивать засады на шоссе Невель - Усвяты. Иногда разведчики возвращались ни с чем. Удачно прошла засада 15 марта 1942 года, когда удалось взять в плен двух немцев. От них узнали, что в Лёхове Невельского района располагается крупный гарнизон. Однако показаниям пленных верить было нельзя. Решено было вновь устроить засаду и взять языка. Были проведены боевые операции у деревень Субочево, Пески, Бардино (Кошелёвский сельсовет). Но ни эти операции, ни допросы пленных не давали ясной картины о численности и вооружении Лёховского гарнизона. Нужно было вновь посылать в Лёхово разведчиков из отряда. Вновь, потому что первая разведка закончилась полным провалом и гибелью разведчиц Елены Носенковой и Зинаиды Волковой.(4)

В своих воспоминаниях Павел Александрович Новиков указывает, что на разведку в д. Лёхово Серёжа ходил дважды. Первый раз с Надей Козинцевой.

Из воспоминаний П. А. Новикова: « В штаб вызвали командира взвода разведки Дмитрия Хруцкого.

- Вот что, товарищ Хруцкий, - сказал командир отряда,- посылай своих разведчиков в Лёхово, надо точно установить силы и вооружение гарнизона, расположение огневых точек. Известно, что вокруг села сооружены дзоты, опасные для подхода места опоясаны колючей проволокой. Кого думаете посылать?

- Надю Козинцеву и Серёжу Карасёва(мальчику было всего 14 лет). Кстати, у Козинцевой раньше там жила тётка . Есть предлог - разыскать родню.

…Бойкая лошадёнка бежит резво. Позади Лоскотухино, Никулино, Рыжесиденье. Вот и Лёхово. Подъехали к дому тётки. Но он пуст. У соседей обогрелись, напились чаю. Теперь надо обойти село. Серёжа и Надя пошли « раздобыть» соли. Прошли мимо колхозных конюшен, около которых толпились немцы. В открытые двери видны были деревянные и металлические ящики. Здесь склад с боеприпасами. Рядом другой склад, из которого нагружали на подводу кули и ящики с какими-то продуктами. Значит, здесь склад с продовольствием. Вокруг тюки сена. Немного в стороне аккуратно расставлены железные бочки с горючим. В лощине установлено несколько рядов колючей проволоки. На возвышенности – дзот. Справа и слева от него ещё дзот. Численность гарнизона - человек триста. На вооружении миномёты, пулемёты, автоматы и винтовки. Через село на передовую проходят маршевые роты. Когда застанет ночь, ночуют в Лёхово.(5)

Вечером разведчики выехали из села. И тут увидели, что за ними бежит человек, что-то кричит и размахивает руками. Впереди группа людей расчищает от снега шоссе. От них отделились двое с винтовками. Серёжка развернул лошадь. Ударил кнутом. Она галопом понеслась навстречу размахивающему руками мужику.

-Серёжка, ты куда?- с тревогой крикнула Надя. Но он не отвечал и молча работал кнутом. На левой стороне есть поворот на просёлочную дорогу, а там лес. Позади раздалось два выстрела, из села появилась автомашина. Только бы до поворота…Машина по санной дороге не пройдёт, пешие не догонят. В сторону беглецов неслись автоматные очереди. Но пули не долетали. Вот и лес, спасены!

Вернулись разведчики промёрзшие и усталые, явились в штаб вместе с Хруцким. Подробно доложили о результатах разведки. Позднее установили, что лошадь, на которой ездили разведчики, принадлежала собакинскому старосте, который и бежал вслед за ними. Он-то и узнал своего буланого».(5)

А вот вторая разведка оказалась роковой. Далее Павел Александрович вспоминает:«Группа разведчиков дошла до д.Сафроново. Дальше отправили одного Серёжу. Добрался мальчик до Лёхова благополучно, выполнил задание и шёл обратно. При выходе из Лёхова его остановили немцы. Задали несколько вопросов. Он им наврал, и его отпустили. Но что-то заподозрил офицер и приказал солдатам догнать Серёжу. Стали обыскивать, нашли в шапке сведения. Избили и посадили в сарай. На следующий день поставили на кухню подвозить воду. Мальчик решил бежать. Он не знал того, что за ним наблюдали.(5)

Приехав к речке Гуже, которая протекает через Лёхово, немцы оставили Серёжу наполнять бочку, а сами ушли в деревню собирать яйца. Серёжа выпряг лошадь и галопом помчался из Лёхова. На выезде стоял немецкий часовой. Раздался какой-то окрик - мальчик команду не выполнил. Скорей, скорей, только бы добраться до спасительного леса. Вдогонку стали раздаваться выстрелы. Была ранена лошадь, был ранен и сам Серёжа. Всё же он собрал последние силы, добежал до ближайшей деревни Рыжесиденье, прибежал в дом к бабке и попросил его спрятать. Но старуха испугалась и убежала к соседям. Серёжа спрятался на сарае. Это было 19 марта 1942года. Кругом лежал снег. Убегая, мальчик оставлял на снегу кровавый след. По этому следу немцы его нашли, жестоко избили, а потом расстреляли. Под страхом смерти местному населению запрещалось хоронить юного партизана. Однако нашёлся кто-то, кто не выполнил немецкий приказ и ночью похоронил мальчика. На кладбище Лобово Лёховской волости есть могила Серёжи Карасёва, за ней ухаживают местные жители.(приложение 9,10)

«Вообще, кто предал земле тело Серёжи Карасёва неизвестно. Хотя, отец Серёжи, Кондратий Осипович и говорил мне, чтоего Серёжу похоронили на местном кладбище его дальние родственники, там проживающие, но после освобождения Лёхова от фашистских извергов он ездил туда всё разведать о Серёже, но могилу не нашёл»,- вспоминает в своём письме Учащимся Лёховской школы А.С.Блажевич (письмо датировано 1 сентября 1971 года).

(приложение 8)

Партизаны жестоко отомстили за смерть юного товарища: немецкий гарнизон в Лёхово был разгромлен в ночь с 27 на 28 марта 1942 года. Это была самая крупная операция, проведённая партизанами в глубоком тылу противника. Она показала и боеспособность партизанского отряда, и то, что немецкие солдаты не могли себя чувствовать хозяевами даже в глубоком тылу. И конечно же, немаловажную роль для партизан играли добытые в бою трофеи.

Как рассказала Зоя Исаевна, ежегодно 19 марта (в день гибели Серёжи Карасёва), пока существовала Урицкая восьмилетняя школа, проводился День памяти Урицких партизан.

В 1966 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Сергей Карасёв посмертно награждён медалью «За отвагу» (из письма А.С.Блажевич). (приложение7)

Нам разъяснили, что во время войны такой медалью награждались рядовые, для которых это была самая высокая награда.

В архивных данных на данный момент текста Указа найти не удалось. Удостоверение к медали хранилось до 1994 года в музее Урицкой восьмилетней школы. После закрытия школы, экспонаты музея были утеряны.

Родители С. Карасёва после войны проживали в д.Берёзка Урицкой волости, похоронены на местном кладбище. Из детей в деревне после войны остался только Карасёв Исай Кондратьевич, который умер в 1987 году. Связь с остальными детьми не поддерживается, их судьба в настоящее время неизвестна. Как утверждают местные жители, после смерти родителей они в родную деревню не приезжали.

Поиск сведений о юных партизанах Великой Отечественной войны, воевавших на территории Великолукского и прилегающих районов, о их родственниках продолжается в настоящее время. Сотрудники архивного отдела администрации Великолукского района пытаются разыскать все имеющиеся у них сведения по интересующей нас теме. Надеемся, что наше исследование будет дополнено нужной информацией.

Мы уверены, что нам, молодому поколению, нельзя забывать о тех страшных днях Великой Отечественной войны.

Выводы
1. При написании исследовательской работы мною было выполнено следующее:


  • изучен и систематизирован материал по биографии С. Карасёва;

  • собраны и систематизированы воспоминания старожилов д.Урицкое и близлежащих деревень;

  • изучен материал комнаты боевой славы Лёховской школы Невелького района;

  • посетили могилу Сергея Карасёва в Невельском районе;

  • создана презентация о юном партизане Серёже Карасёве;

  • начата работа по изучению судеб других юных партизан Урицкой школы

  1. Изученный материал оформлен в виде исследовательской работы.

  2. Разработан материал экскурсии о Серёже Карасёве и предложен к использованию на классных часах и уроках истории

  3. Изучение данного материала вызывает интерес к новым фактам в истории родного края, воспитывает патриотизм, желание подробнее изучать и узнавать родной край.

При написании работы я столкнулся с рядом проблем.



  1. Нет ни одной фотографии Серёжи Карасёва.

  2. Сведения о юном партизане, найденные нами в Лёховской школе Невельского района разобщены, не приведены в систему. Поэтому работу приходилось оформлять буквально по крупицам

3. В Книге Памяти Великолукского района, к сожалению, никаких данных о юном партизане не обнаружили.

4. Не сохранилось ни удостоверения к медали « За отвагу», ни самой медали. Всё это хранилось в музее Урицкой восьмилетней школы. Но музей обокрали, и ценные экспонаты исчезли.

5. Очень мало осталось людей, которые помнят события того времени.

Используемая литература

1. Газета « Путь Октября», № 36, 1985 г.


2. Газета « Путь Октября», № 27,1987 г.
3. Иванова П. «Великие Луки». Справочник для туристов. 1968 г.
4. «Народная война в тылу врага. К истории партизанского

движения в Калининской области.» Московский рабочий,1971г.


5. Новиков П. А. « В тылу врага». Научная библиотека ВКГУ им. С. Аманжолова,2008г.
6. Харитонов М. Ф. « Дороги памяти», Псков,1994г.



  • Цель моей работы
  • Данная тема актуальна .