Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«юбилеи великих композиторов»




Скачать 246.78 Kb.
Дата25.06.2017
Размер246.78 Kb.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Комитет по образованию Администрации

Щелковского муниципального района Московской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Монинская детская музыкальная школа


КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«ЮБИЛЕИ ВЕЛИКИХ КОМПОЗИТОРОВ»
Автор:
преподаватель

Зеленина Неля Владимировна

Монино – 2016
АННОТАЦИЯ
Проект о жизни и творчестве великих русских и зарубежных композиторов стартовал в 2013 году и реализуется в форме ежегодных литературно-музыкальных концертов.

В подготовке и проведении литературно-музыкальной композиции участвуют преподаватели и учащиеся фортепианного, народного, струнного и вокального отделов школы. Рассказы о композиторах сопровождаются исполнением музыкальных произведений и демонстрацией слайдов с изображением портретов, панорам стран и городов, в которых родились и творили композиторы, интересной информацией об их жизни.



Проект способствует развитию исполнительского мастерства обучающихся, содействует профессиональному росту преподавателей, дает возможность получить и расширить знания о великих композиторах-классиках слушателям, способствует популяризации классической музыки.

ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение………………………………………………………………….4
Основная часть…………………………………………………………..7
Заключение……………………………………………………………..18
Список использованных источников…………………………………19
Приложение…………………………………………………………….20.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проекта состоит в том, что он является средством просвещения, образования, развития творческого потенциала, профессионального самоопределения детей, создает условия для результативной коммуникации и самореализации учащихся. Рассчитан на широкий круг слушателей разных возрастов.

Новизна состоит в том, что проект посвящен творчеству не одного – двух композиторов, а охватывает максимально большое число великих музыкантов, о которых интересно узнать больше и услышать их музыку.

Уникальность проекта нам видится в его долговременности – в 2016 году состоялся уже четвертый концерт, в сопровождении литературной информации показом слайдов с изображением портретов композиторов, рассказом об их творчестве, а также в том, что учащиеся принимают участие не только как исполнители-музыканты, но в подготовке сценария, литературной части концерта и его проведении.
Цель и задачи

Цель: приобщение участников и слушателей проекта к мировому культурному наследию, популяризация классической музыки, совершенствование исполнительской компетенции и содействие в реализации творческого потенциала учащихся детской музыкальной школы.

Задачи:

Образовательные

  1. Ознакомление с интересными фактами биографии великих композиторов;

  2. предоставление информации о творчестве композиторов;

  3. расширение музыкального кругозора участников проекта посредством знакомства с музыкой великих композиторов.

Воспитательные

  1. Формирование осознания общечеловеческих и общекультурных ценностей;

  2. оказание идейно-эстетического воздействия на подрастающее поколение;

  3. воспитание интереса к исполнению музыки на различных музыкальных инструментах.

Развивающие:

  1. Развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся и слушателей;

  2. развитие исполнительского (профессионального) мастерства обучающихся;

  3. развитие коммуникативных навыков (совместное творчество обучающихся и преподавателей, навыки публичного выступления).


Принципы подготовки сценария

  • Историзма;

  • последовательности;

  • хронологии.

Технологии и методики
  • Метод проектов;

  • ИКТ-технологии;

  • Арттехнологии;

  • Личностно ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманская);

  • Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков).



Используемые методы

  • словесный (рассказ, разъяснение);

  • наглядный (демонстрация презентации);

  • практический (исполнение музыкальных произведений, ведение концерта).


Форма организации и реализации проекта

Тип проекта: творческий, групповой

Участники проекта: учащиеся, преподаватели, концертмейстеры МБУДО Монинской ДМШ ЩМР МО.

Продолжительность проекта: открытый.

Сроки реализации проекта: начало реализации 2013 год. Наличие большого количества музыкальных произведений у каждого композитора и возможность приводить интересные факты об их жизни и творчестве делает проект практически бесконечным.

Форма реализации проекта: литературно-музыкальные концерты
Условия и особенности реализации:

Адресность: проект разработан для учащихся музыкальных школ, их родителей, друзей и всех желающих.

Участники: учащиеся всех классов - от подготовительного до выпускного, возраст детей от 5 до 18 лет.

Слушательская аудитория:

  • Учащиеся и родители музыкальной школы;

  • обучающиеся общеобразовательных школ г.п. Монино;

  • кадеты школы-интерната с первоначальной летной подготовкой;

  • жители г.п. Монино.

Материально-техническое обеспечение: наличие помещения, музыкальных инструментов, мультимедийное оборудование.
Ожидаемые результаты

Для слушателей:

  • Посещение концертов жителями г.п. Монино;

  • получение и расширение знаний о жизни и творчестве великих композиторах-классиках;

  • возросший интерес к классической музыке.

Для участников:

  • Расширение исполнительской практики учащихся;

  • приобретение опыта взаимодействия учащихся между собой и с преподавателями в подготовке литературно-музыкальной композиции;

  • полученные знания о жизни и творчестве композиторов будут способствовать более глубокому пониманию и изучению учащимися произведений на уроках специальности;

  • объединение педагогического коллектива в работе над проектом.

Созданы условия для развития эстетических представлений и художественного вкуса учащихся и слушателей.
Практическая значимость

  1. Проект может быть интересен для любителей классической музыки всех возрастов.

  2. Может быть использован в музыкальных школах и школах искусств как образовательно-воспитательное мероприятие.

  3. Рассказы об отдельных композиторах и исполнение произведений учащимися могут быть использованы в ДМШ и ДШИ на уроках музыкальной литературы при изучении жизни и творчества композиторов.

  4. Полученные знания о жизни и творчестве композиторов будут способствовать более глубокому пониманию изучению учащимися произведений на уроках специальности.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Подготовка и проведение литературно-музыкального концерта
Подготовительный этап

  1. Постановка цели и задач.

  2. Анализ и учет памятных дат великих композиторов.

  3. Предварительная работа с преподавателями (предоставление списка памятных дат композиторов для возможности подбора произведений для учащихся).

  4. Выбор преподавателями учащихся для участия в концерте, разучивание музыкальных произведений.

  5. Выбор ведущих из числа учащихся.

  6. Подготовка литературной части (участвуют автор проекта, преподаватель по музыкальной литературе, учащиеся-ведущие концерта).

  7. Разработка сценария.

  8. Создание единой композиции.

  9. Оформление мультимедийной презентации

  10. Размещение объявления-афиши в здании и на сайте школы, на досках объявления в г.п. Монино.


Ход мероприятия

Дорогие друзья! Я рада приветствовать вас на четвертом концерте культурно-просветительского проекта «Юбилеи великих композиторов». Хочу отметить, что наш проект получил диплом 1 степени общероссийского конкурса «Педагогические проекты».

Мы будем слушать музыку великих, известных во всем мире композиторов, мы будем говорить о выдающихся российских композиторах, чья музыка звучит уже не одно десятилетие.

А начнем мы с рассказа о немецком композиторе Иоганне Филиппе Кирнбергере (24 апреля 1721 – 27 июля 1783). Кирнбергер - автор сонат для флейты, хоралов, произведений органной и камерной музыки; музыкальный теоретик и педагог, автор восьми научно-педагогических музыкальных трудов. Кирнбергер был учеником И. С. Баха, причем одним из самых лучших.

Хотя Кирнбергером было написано немало различных произведений, наибольшую ценность представляют его педагогические труды, из которых наиболее известен цикл клавирных произведений, написанных в порядке возрастания технической сложности.

Мы с вами послушаем Прелюдию Кирнбергера. Прелю́дия -  (от ·лат. praeludo - начинаю играть).


Сначала прелюдии были вступлением к более сложным музыкальным произведениям, настраивали слушателя на восприятие серьезной музыки. Затем композиторы стали сочинять прелюдии как самостоятельные произведения.

Иоганн Кирнбергер. Прелюдия Ми мажор

исполняет Акимова Елизавета

27 января 2016 года исполнилось 260 лет со дня рождения Вольфганга Амадея Моцарта (27 января 1756 – 5 декабря 1791). Австрийский композитор, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист - величайший гений мировой музыкальной культуры. Солнечно ясным и непостижимо загадочным, простым и безмерно сложным, глубоко человечным и вселенским, космическим предстает мир моцартовской музыки. «Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!» Так выразил Пушкин сущность гениального искусства Моцарта.

Уникальность Моцарта состоит в том, что он работал во всех музыкальных жанрах своего времени. Он сочинил более 600 произведений, многие из которых признаны вершиной симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки.

«По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки», - писал П. Чайковский.

Музыкальные способности Моцарта проявились рано, когда ему было около трёх лет. А в 4 года Вольфганг написал свой 1-й концерт для клавесина, причем такой сложный, что вряд ли кто из тогдашних европейских виртуозов мог бы его исполнить. На слова отца, Леопольда Моцарта, о том, что такое трудное произведение исполнить практически невозможно, мальчик возразил, отметив, что нужно хорошо упражняться, тогда все выйдет. Спустя какое-то время ему удалось сыграть этот концерт.

Музыкальное наследие Моцарта поражают своими масштабами: 23 оперы, 50 симфоний, концерты для инструментов с оркестром, в том числе 27 для фортепиано. Сонаты для различных инструментов. Одно из самых известных и узнаваемых произведений – «Маленькая ночная серенада» и одно из важнейших творений композитора - «Реквием».

А еще научно доказано, что музыка Моцарта, его сонаты и концерты положительно влияют на умственную деятельность человека, помогают стать собранными и логично мыслить, способствуют развитию математических способностей.

В силу своего непосредственного характера Моцарт больше всего любил находиться в весёлом обществе. Как и многие его современники, Моцарт играл в кегли и особенно хорошо — в бильярд. У него в квартире был собственный бильярдный стол — роскошь для Вены того времени, на котором он часто играл с друзьями или даже с женой.

Моцарт очень любил животных, особенно птиц — канареек и скворцов, которых он охотно держал у себя в качестве домашних животных. Кроме того, в разное время он держал также собак и даже лошадей — в венские годы Моцарт совершал ежедневные прогулки верхом в пять утра, которые были рекомендованы его лечащим врачом.

Он регулярно посещал различные балы, приёмы и маскарады и даже сам устраивал их в собственной квартире. К тому же Моцарт был хорошим танцором, особенно красиво он танцевал менуэт.



Менуэт си-бемоль мажор мы услышим в исполнении

Тесленко Александры

Моцарт. Песня «Благодарность». Поет Матвиец Арина

Концертмейстер Санникова Т.В.

Моцарт. Сонатина ми-бемоль минор, часть 3. Играет Попова Анна

Карл Мария фон Вебер (19 ноября 1786 – 5 июня 1826) - немецкий композитор, дирижёр, пианист, музыкальный писатель, основоположник немецкой романтической оперы. Вебер по справедливости считается чисто германским композитором, глубоко понимавшим склад национальной музыки. Патриот в душе, он не только разрабатывал народные мелодии, но и создавал свои в чисто народном духе. 

Вебер написал 2 симфонии, 8 концертов для разных инструментов, музыка к 7 драматическим пьесам, 4 сонаты, около 40 пьес для фортепиано, в число которых вошли такие известные, как «Приглашение к танцу», «Вечное движение», «Блестящее рондо». Но по преимуществу Вебер композитор оперный, владевший оркестровой палитрой в совершенстве.

Вебером написано 6 опер и вершиной его творчества считается опера «Волшебный стрелок». Сюжетом оперы послужила старинная легенда о юноше, который заключил договор с дьяволом. Заколдованные пули, полученные от дьявола, приносят юноше победу в стрелковом состязании, но последняя пуля смертельно ранит его невесту Агату. К счастью, как и случается в сказке, невеста оказывается жива и все заканчивается большим праздником.

Мы с вами послушаем Ариетту Анхен – подруги Агаты,

из оп. «Волшебный стрелок». Поет Лемешко Антонина.

концертмейстер Санникова Т.В.

Карл Черни (1791 – 15 июля 1857). Это имя, без сомнения, известно каждому пианисту.

Австрийский композитор, пианист, педагог. В 9-летнем возрасте начал концертировать, а также обучаться у Людвига ван Бетховена. Впоследствии Черни был первым исполнителем  некоторых  концертов Бетховена, сделал переложение его симфоний для фортепиано.

Большой заслугой Черни является создание энциклопедии «Обзор всей музыкальной истории», где представлены сведения о крупных композиторах всех времён и народов.

Интересы Черни не ограничивались исключительно музыкой.

Самостоятельно он изучил семь иностранных языков, занимался древней историей, литературой, поэзией: написал две драмы и несколько стихотворений.

Перу Черни принадлежат более  тысячи  произведений в различных жанрах, среди них множество сонат, симфоний, трио, квартетов.

  Он работал одновременно над четырьмя или пятью сочинениями, бегая от одного к другому по мере того, как высыхали чернила и можно было перевернуть страницу, и при этом не прекращал оживленный разговор со случившимися посетителями.

Важную часть наследия К. Черни составляют многочисленные этюды и упражнения.

Ему принадлежит более 800 (восьмисот) произведений, которые связаны с техникой фортепианной игры и которые до настоящего времени успешно используются в педагогической практике.

В исполнении Вечтомовой Насти прозвучит Этюд № 45 Карла Черни в редакции Гермера,

Этюд Черни ре минор уже из другого сборника - «Искусство беглости пальцев» исполнит для нас Мякишева О.В.
Винченцо Беллини (3 ноября 1801 – 24 сентября 1835). Композитор вошел в историю музыки как крупнейший мастер итальянского бельканто - «прекрасного пения». Его творчество отличает изысканная мелодичность и невероятная лиричность.

На обороте золотой медали, которая была выпущена еще при жизни композитора и в его честь, краткая надпись гласит «Творец итальянских мелодий». Кроме того, Беллини - кавалер ордена Почетного легиона Франции. Это высший знак отличия, почета, невероятных заслуг перед страной.



Тельнова Юля (ученица)

Свое первое произведение он написал, когда ему было лишь 6 лет, а свою первую оперу «Адельсон и Сальвини» он представил в 24 года. Уже тогда, с этого музыкального произведения, проявилось яркое лирическое дарование молодого композитора.

Опера прошла успешно, лучшие театры Италии обратили на Беллини внимание, и стали буквально засыпать его заказами. Ежегодно Беллини выпускал по опере, а всего их у него было 11. 

Самое яркое его произведение - опера «Норма».  

Либретто «Нормы» переносит нас в 50-й год до нашей эры в Галлию. В покоренной римлянами Галлии друиды готовят восстание против иноземного владычества.

Верховная жрица и прорицательница Норма обращается к богам за поддержкой и, получив их благословение, предсказывает падение римского владычества и освобождение родины.



Арию Сasta diva (пречистая Богиня) из оперы Беллини «Норма»

исп. Перминова О.О., конц Санникова Т.В.

Ария прозвучит на итальянском языке
Александр Варламов (27 ноября 1801 – 27 октября 1848), русский композитор, чьи романсы и песни  — яркая страница русской вокальной музыки. Кому не известны мелодии песен «Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метет» или романсов «Белеет парус одинокий», «На заре ты ее не буди»? По справедливому замечанию современника, его песни «с чисто русскими мотивами сделались народными». 

Всего Варламовым создано около 200 романсов и песен на тексты более 40 поэтов. Круг авторов слов очень широк: Пушкин, Дельвиг, Лермонтов, Жуковский, Кольцов, Плещеев, Фет.



Тимонина Соня (ученица)

Работая капельмейстером Московских императорских театров, Варламов пишет музыку к драматическим постановкам, два балета. Александр Варламов был широко известен и как вокальный педагог. Его «Школа пения»— первая в России крупная работа в этой области — и сейчас не утратила своего значения.

Сегодня в концерте прозвучит и инструментальное музыка Александра Варламова, и его прекрасные романсы.

Вальс Варламова для нас исполнит Рязанова Настя
Варламовские романсы пользовались большой любовью московской публики и моментально разлетались по всему городу. Близкий приятель Варламова, солист Большого театра Бантышев долгое время упрашивал композитора написать для него романс.


  • Какой тебе?

  • Какой сам пожелаешь, Александр Егорович...

  • Хорошо. Приходи через неделю. Писал Варламов очень легко, но, будучи человеком чрезвычайно несобранным, очень подолгу собирался приняться за работу.

Через неделю Бантышев приходит - романса нет.

  • Некогда было, - разводит руками Варламов. - Завтра приходи.

Назавтра - то же самое. Но певец был человеком упорным и стал приходить к Варламову каждое утро, когда композитор еще спал.

  • Экий ты, право, - вознегодовал однажды Варламов. - Человек спит, а ты являешься, можно сказать, на заре! Напишу я тебе романс. Сказал же, напишу, и напишу!

  • Завтра? - язвительно спрашивает Бантышев.

  • Завтра, завтра!

Утром певец, как всегда, является. Варламов спит.

  • Это вам, господин Бантышев, - говорит слуга и передает раннему гостю новый романс, которому было суждено прославиться на всю Россию.

Назывался романс «На заре ты ее не буди»!

Для нас этот романс прозвучит в исполнении

Буковой Ольги, аккомпанирует Букова Елена

конц. Санникова Т.В.

Синкина Катя (ученица)

ГЕРМАН БЕРЕНС (7 апреля 1826 – 9 мая 1880) - Шведский композитор, пианист, дирижер и педагог. Родился в Германии, но получил известность в Швеции как аккомпаниатор, выступая на концертах камерной музыке в Стокгольме. 

В возрасте 35 лет Беренс был приглашен преподавать композицию в Стокгольмскую консерваторию. Особой популярностью пользуются его этюды для фортепиано, служащие необходимой основой воспитания современных пианистов.



В исполнении Карпова Ильи прозвучит Этюд ля минор Беренса.
Антонин Дворжак (8 сентября 1841 – 1 мая 1904) - чешский композитор, представитель романтизма. Еще при жизни его ценили во всей Европе и США, а произведения знали и в Австралии.

Ранние произведения Антонина Дворжака до нас не дошли: требовательный к себе автор сжигал все, что его не удовлетворяло. Лишь через два года после окончания Органной школы двадцатилетний композитор написал музыку, которую решился опубликовать. Это был струнный Квинтет ля-минор, который вышел под номером 1.



Тимонина Соня (ученица)

Дворжак сочинял произведения самых разных жанров и форм:

10 опер, 9 симфоний, 14 струнных квартетов, 3 струнных квинтета, вокальные и хоровые произведения, произведения для фортепиано, самые известные из которых – «Славянские танцы».

Славянские танцы - собрание из шестнадцати пьес, изначально написанные для фортепиано в четыре руки, они почти сразу были оркестрованы самим автором. Принадлежат к числу самых известных сочинений Дворжака.



Славянский танец № 10, ми минор исполнит Ходемчук Кира



Сергея Прокофьева (23 апреля 1891 – 5 марта 1953) называют солнцем русской музыки двадцатого века. Его музыка ярка, как солнце, тепла, как солнце, величественна, как солнце. Даже в самых печальных, самых драматически-напряженных страницах его музыки мы чувствуем, что снова засияет над нами солнце.

Его симфоническая сказка для детей «Петя и волк», балеты «Ромео и Джульетта» и «Золушка», оперы и симфонии входят во все списки мировых шедевров.

10 опер, одна из которых - «Великан» написана в 9 летнем возрасте, 7 балетов, 7 симфоний, 5 концертов для фортепиано с оркестром, музыка к спектаклям и кинофильмам, самые известные из которых «Иван Грозный» и «Александр Невский», произведения для различных инструментов – вот далеко неполный перечень сочинений Сергея Прокофьева.

Чудесной страницей творчества С.С. Прокофьева стала его музыка для детей и юношества.

Синкина Катя

«Летом 1935 года, одновременно с «Ромео и Джульеттой», я сочинял легкие пьески для детей…К осени их набралась целая дюжина, которая затем вышла сборником под названием «Детская музыка», ор. 65.

Последняя из пьесок, «Ходит месяц над лугами», написана на собственную, а не народную тему. Я жил тогда в Поленове, в отдельной избушке с балконом на Оку, и по вечерам любовался, как месяц гулял по полянам и лугам. Надобность в детской музыке ощущалась явно...», — пишет композитор в «Автобиографии».

Мы сейчас услышим 4 пьесы из сборника «Детская музыка» Сергея Прокофьева

Прогулка. Исп. Матвиец Арина

Вальс. Исп. Синкина Катя

Вечер. Исп. Тимонина Соня.

Раскаяние. Исп. Суслова Женя

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (25 сентября 1906 – 9 августа 1975) - русский советский композитор, пианист, доктор искусствоведения, профессор, один из выдающихся композиторов XX столетия...

Высокий уровень композиторской техники, способность создавать яркие и выразительные мелодии, тончайшее владение искусством оркестровки в сочетании с личной эмоциональностью и колоссальной работоспособностью, сделали его музыкальные произведения яркими, самобытными и обладающими огромной художественной ценностью.

Среди его сочинений оперы «Нос», «Катерина Измайлова», балеты «Болт», «Светлый ручей», оратория «Песнь о лесах», 15 симфоний, концерты для разных инструментов с оркестром, 15 струнных квартетов, музыка к кинофильмам.

Пожалуй, самым известным произведением Шостаковича является Седьмая симфония, над которой композитор работал в осажденном фашистами Ленинграде. Седьмая симфония стала музыкальным памятником Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

«Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду я посвящаю свою 7-ю симфонию», - писал Шостакович.

Участвуя в качестве члена жюри на Конкурсе имени Баха в Лейпциге осенью 1950 года, композитор был настолько вдохновлён атмосферой города и музыкой его великого жителя — И. С. Баха, — что по приезде в Москву приступил к сочинению 24 Прелюдий и Фуг для фортепиано. Циклы «24 прелюдии и фуги» и «24 прелюдии», а также многочисленные пьесы для фортепиано вошли в золотой фонд мировой фортепианной литературы

А мы с вами послушаем Прелюдию Шостаковича в исполнении ансамбля скрипачей в составе Акимовой Кати, Лемешко Антонины,

Нестеровой Ани, Исаевой А.А.,

концертм. Отиско А.П.
Гаврилова Кристина исполнит Танец из Первой балетной сюиты Шостаковича.

Сюита балетная (от франц. Suite ряд, последовательность) — последовательность танцевальных номеров, объединенных одной темой, но в то же время контрастирующих по темпу и характеру.
Тельнова Юля

Зара Александровна Левина (5 февраля 1906 - 27 июня 1976) - композитор, пианистка. В семилетнем возрасте впервые выступила перед публикой в городском саду.  В это же время начала сочинять. С золотой медалью закончила Одесскую консерваторию по классу фортепиано, затем Московскую консерваторию как композитор.

Во время войны Зара Левина работала сестрой в госпитале, выступала там же с концертами, руководила хором курсантов авиационной школы. Она пишет песни, героические монологи, концерт для фортепиано с оркестром по теме связанный с событиями военного времени.

Заре Левиной принадлежит более 200 романсов на стихи Пушкина и Лермонтова, Есенина и Маршака. Обработки народных песен разных стран, детские песни по сей день находят отклик в сердцах исполнителей и слушателей.  

В исполнении учащихся подготовительного отделения прозвучит песня Зары Левиной на слова Зои Петровой «Неваляшки».

Аккомпанирует Боброва Л.А.
Александр Цфасман (14 декабря 1906 – 20 февраля 1971) является крупнейшей фигурой российского джаза XX века. Он стал первым у нас в стране джазовым музыкантом-профессионалом, получившим консерваторское образование.

А. Цфасман закончил Московскую консерваторию по классу фортепиано с золотой медалью и его пианистический талант вызывал восхищение выдающихся музыкантов: А.Б. Гольденвейзера, К.Н. Игумнова, Г.Г. Нейгауза, Д.Д. Шостаковича. Техника игры Цфасмана отличалась невероятной виртуозностью и всегда приковывала к себе внимание слушателя.



В 1951 году Дмитрий Дмитриевич Шостакович, сам неоднократно выступавший в концертных залах в качестве пианиста, писал Цфасману: «Обращаюсь к Вам с большой просьбой. Я написал для картины «Незабываемый 1919 год» нечто вроде фортепианного концерта. Для Вас он не представляет трудностей. Сам же я его сыграть не могу. Очень просим Вас не отказаться и сыграть его. Повторяю: для Вас это будет не трудно».

Цфасман писал разную музыку: Концерт для фортепиано с джаз-оркестром, Концерт для фортепиано с симфоническим оркестром, Балетная сюита «Рот-фронт» для оркестра, Интермеццо для кларнета и джаз-оркестра и другие произведения. Но особую популярность приобрели его замечательные песни и джазовые пьесы: Прощальный луч, Утомленное солнце, Случайная встреча, Веселый вечер и многие другие.



В исполнении Красносельской Ирины мы услышим замечательный фокстрот (популярный в 20-40-е годы танец) Александра Цфасмана «Радостный день»
Одну из самых известных и любимых песен Александра Цфасмана мы послушаем и в инструментальном и в вокальном исполнении.

«Неудачное свидание» Исполняют Букова Елена, Букова Ольга

Переложение для фортепиано в 4 руки Паллон О.Ю.

А. Цфасман, сл. Трофимова

Неудачное свидание

поют Перминова О.О., Зеленин В.Д.
Раймонд Паулс (12 января 1936) - советский латвийский композитор, дирижёр, пианист. Народный артист СССР. Композитором написаны оперетты, мюзиклы, симфонические произведения, вокальные циклы, инструментальные пьесы, детские песни, произведения для хора, более 300 песен, среди которых любимые многими «Листья желтые», «Вернисаж», «Зеленый свет», «Маэстро», «Миллион алых роз», «Скрипач на крыше», «Старинные часы» и многие другие.

Секрет популярности Раймонда Паулса заключен в простой, казалось бы, формуле: талант плюс удивительная работоспособность. Если он не сочиняет за роялем новую мелодию, то репетирует с оркестром. Если нет репетиции, назначена запись в студни радио. Запись окончена — готовится премьера, завершена работа и начинается другая... А это значит: встречи с. поэтами, переговоры с исполнителями, режиссерами. Ему чуждо состояние покоя, творческой успокоенности.

Раймонд Паулс написал музыку более чем к 50 театральным постановкам и 43 фильмам, в том числе и к фильму «Театр» по роману Сомерсета Моэма.



Для нас звучит Мелодия из музыки к кинофильму «Театр».

Играет Тельнова Юлия
Где-то там, иногда в моей памяти

На снегу мелькнут бабочки –

Опять невольно вижу их

Весной в горах...

Желтые, на снегу дрожат трепетно

Как лепестки цветов нежные

Раймонд Паулс. Элегия «Бабочки на снегу».

Играет Букова Ольга
10 марта 2016 года свой юбилей отметил легендарный советский и российский композитор Александр Сергеевич Зацепин. Ему исполнилось 90 лет, за которые великий музыкант успел сделать очень и очень многое для отечественного и мирового искусства. Огромное число песен и инструментальных композиций, написанных Зацепиным, любимы людьми во всем мире уже на протяжении 60 лет.

В армии он самостоятельно научился играть на музыкальных инструментах, причем талант проявился настолько ярко, что рядового Зацепина перевели в Новосибирский армейский ансамбль песни и пляски. Музыкальный опыт не прошел даром, и после увольнения в запас Александр становится сотрудником Новосибирской филармонии.

Зацепин подает документы в музыкальное училище. Туда его не приняли по оригинальной причине. Экзаменационная комиссия посчитала, что молодой человек уже перерос уровень среднего учебного заведения, и направила Александра Сергеевича в алма-атинскую консерваторию. В 1956 году Зацепин защитил дипломную работу, которой оказался балет «Старик Хоттабыч», исполненный на сцене Алма-Атинского театра оперы и балета. По распределению он попал на киностудию «Казахфильм» и с тех пор его творческий путь неотрывно будет связан с миром кино и телевидения.

Фильмография и перечень телевизионных-, и кино проектов, в которых принимал участие или участвует сегодня композитор Александр Зацепин, насчитывает порядка 87 работ. 

Одна из самых любимых многими людьми песен – песня «Есть только миг» на слова Леонида Дербенева из фильма «Земля Санникова».
Я предлагаю этой замечательной песней закончить наш сегодняшний концерт.

Я благодарю всех, кто принял участие в подготовке проекта: преподавателей, учащихся, наших гостей.

Концерт провели Зеленина Неля Владимировна

Синкина Катя

Тельнова Юля

Тимонина Соня



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проект «Юбилеи великих композиторов» мы относим к открытым проектам, его реализация будет продолжаться, но мы можем подводить промежуточные итоги по проведению ежегодных концертов. На данный момент проведено четыре концерта, и можно говорить о достигнутых результатах.

Проведенные концерты показали, что цель проекта достигается в каждом из них: слушатели получают информацию о жизни и творчестве великих композиторов, приобщаются к мировой музыкальной классической культуре посредством знакомства с музыкальными произведениями, возрастает интерес к классической музыке.

Создаются условия для развитие (профессионального) мастерства обучающихся – участники концерта получают возможность реализовать свои исполнительские способности.

Проект позволяет принимать участие юным музыкантам всех специальностей, а слушателям знакомиться с особенностями игры на различных инструментах.

По отзывам преподавателей по специальности, учащиеся проявляют больше интереса к изучению произведений тех композиторов, о которых рассказывалось в проекте.

Приобретенный опыт взаимодействия учащихся между собой и с преподавателями в подготовке литературно-музыкальной композиции способствует развитию коммуникативных навыков, социальному самоопределению детей и развитию детской социальной инициативы.



Список использованных источников:


  1. Всеобщая история музыки /авт.-сост. А. Минакова, С. Минаков – М.: Эксмо, 2009.

  2. Классическая музыка. История музыки, биографии великих композиторов и музыкантов. Изд-во Эксмо, 2015.

  3. Михеева Л. 166 биографий знаменитых композиторов. Словарь-справочник. Изд-во «Композитор», 1999.

  4. Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш. – М.: Сов. энциклопедия, 1982. Т.6. 

  5. Нагорнова А.Ю. Творческая самореализация детей и подростков в учреждениях дополнительного образования детей // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/03/6190

  6. Самин Д. Сто великих композиторов. Изд-во «Вече», 2008.



К концерту 2016 года



  1. Беллини опера «Норма». Содержание. Интересные факты. [Электронный ресурс]. URL http://soundtimes.ru/opera/spektakli/opera-norma

  2. Вудфорд П. Моцарт. «Урал LTD», 2005

  3. Интересные факты из жизни Карла Мария фон Вебера. [Электронный ресурс]. URL http://subscribe.ru/group/chelovek-priroda-vselennaya/3014504/

  4. Дмитрий Шостакович: биография и творчество. Интересные факты из жизни. [Электронный ресурс]. URL https://www.syl.ru/article/290261/dmitriy-shostakovich-biografiya-i-tvorchestvo-interesnyie-faktyi-iz-jizni

  5. Прокофьев С.С. Автобиография. - Классика XXI, 2007


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1



Приложение 2
Таблица 1

Охват проекта


год

Кол-во учащихся

Кол-во преподавателей

Аудитория проекта:


2013

23

8

47

2014

24

9

46

2015

25

8

49

2016

27

7

48

Отзыв родителей о концерте проекта «Юбилеи великих композиторов» на сайте Монинской ДМШ



http://muzmon-schel.edumsko.ru/about/reviews/positive/1294



  • Метод проектов;