Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Ю. С. Рытхэу «Пурга» (1 урок) 6 кл




Скачать 54.04 Kb.
Дата27.06.2017
Размер54.04 Kb.
ТипУрок
Тема урока: Ю.С. Рытхэу «Пурга» (1 урок) 6 кл.

Цель: обучающиеся познакомятся с рассказом Ю. Рытхэу «Пурга»; Обучающиеся получат возможность узнать об особенностях жизни людей на крайнем севере.

Задачи:

Образовательная: познакомить с новым произведением; дать представление о личности известного чукотского писателя Ю.С. Рытхэу; формировать навыки

осознанного, выразительного чтения, чтения разными способами; учить находить в тексте ответы на поставленные вопросы; учить анализировать и обобщать.

Коррекционно-развивающая: корригировать и развивать зрительное восприятие на основе упражнения на внимание, вербальную память на основе упражнений в запоминании и обобщении, логическое и ассоциативное мышление и воображение на основе активизации творческой деятельности обучающихся; пополнять активный и пассивный словарь обучающихся; способствовать развитию устной связной речи и умению работать в паре;

Воспитательная: воспитывать интерес к чтению, любознательность.

Словарная работа: Чукотка, торосы, полярная станция, циклон, вельбот, малахай, яранга.

Используемые технологии: информационно-коммуникационные (презентация PowerPoint), личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, коррекционно-развивающие.

Оборудование: портрет Ю. С. Рытхэу.

Дидактическое обеспечение: презентация «Биография Ю. С. Рытхэу», аудиозапись вой пурги.

Форма организации деятельности учащихся:

- индивидуальная, групповая.



Тип урока:

- комбинированный.



Ход урока


  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

  1. Слово учителя.

Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок.

Начинаем наш урок.

- Ребята, а как падает снег? (тихо, неслышно), так же тихо сядем и мы.

- Молодцы!

- А всегда ли снег падает так тихо, как вы сейчас сели?

- А от чего это зависит?

- Сейчас я загадаю загадку, которая поможет найти ответ на этот вопрос


«Гуляю, где хочу,

По лесу лечу,

По полю кручу,

На всех ворчу,

Снегом засыпаю,

следы заметаю»




Варианты ответов:

- Это метель. Докажу словами текста: «Снегом засыпаю, следы заметаю».

- У кого другой ответ?



- Я думаю, что это вьюга. Вьюга вьет, кружит снежинки.

- А я думаю, что это пурга. Ведь пурга – это сильная метель.

- Слова: метель, вьюга, пурга, буран - близкие по значению - синонимы.

На Чукотке пурга бывает часто, там дуют сильные ветры, а снег засыпает все дороги и дома.

- И сегодня на уроке вы познакомитесь с рассказом чукотского писателя Ю. С. Рытхэу, который так и называется «Пурга».




3. Подготовка к чтению.

- Прежде чем приступить к изучению нового произведения, давайте подготовим свой артикуляционный аппарат к чтению.



1. Чтение скороговорки.

- Прочитайте про себя.

- Четко произносим скороговорку.

То одна зима идёт, то другая,
И метели за окном завывают
.

- Чтение «Паровозиком»



Проверка д/з.:

- Как называется рассказ, который читали вчера?

- Что было задано?

4. Физминутка для глаз.

5. Постановка целей.

- Сегодня на уроке познакомимся с биографией и творчеством чукотского писателя Ю.С. Рытхэу, прочитаем его рассказ «Пурга», и узнаем об особенностях жизни людей на крайнем севере.

Ваша задача – быть внимательными, активными, уметь слушать и дополнять друг друга, давать полные ответы на поставленные вопросы.

Знакомство с биографией Ю. Рытхэу. ( 1 слайд)

Дед-шаман дал ему настоящее шаманское имя, Рытхэу переводится как “Никто” или “Неизвестный”.



Юрий Сергеевич Рытхэу родился 8 марта в поселке Уэлен Чукотского национального округа в семье охотника. Рос он в селе, которое с давних времен славилось искусством художественной резьбы по моржовой кости. Окончил семилетку и ушел из родного села, решил самостоятельно добраться до Ленинграда, чтобы продолжать образование. Начался его долгий, продолжавшийся несколько лет, путь в Ленинград. Надо было зарабатывать на жизнь и на проезд. Он плавал матросом по Берингову морю, ходил в горы с геологической экспедицией, участвовал в зверобойном промысле, был грузчиком.

Долгий путь дал будущему писателю бесценный опыт жизни. Когда пришло время получать паспорт, Рытхэу пошел к знакомому геологу и попросил у него имя и отчество (у чукчей не было традиции отчества и фамилии). Так он стал Юрием Сергеевичем, имя же Рытхэу стало ему фамилией. В 1949 году стал студентом Ленинградского университета. Ему было немногим больше 20 лет, когда стали появляться первые его рассказы.



6. Изучение нового материала.

Сейчас переходим к чтению рассказа Ю. С. Рытхэу «Пурга»

1) Чтение текста учителем.

- Вы меня внимательно слушаете, после моего чтения ответите на вопрос:

Где происходит действие этого рассказа?

(После прочтения – заслушивание ответов детей).

2) Физминутка.

Звучит аудиозапись пурги, дети под завывание ветра выполняют движения: изображают ветер, представляют, что пробиваются сквозь пургу, закрываются от ветра и др.

3) Словарная работа по тексту.

Чукотка - это край Российской земли.

Торосы - ледяные горы.

Полярная станция - научно-наблюдательный пункт.

Циклон –вихрь огромного диаметра; разрушительный ветер.

Вельбот – большая лодка для охоты на морского зверя.

Малахай - меховая шапка.

Яранга – это жилище из шкур и кожи.

( Обсуждение, чтение словарных слов и показ иллюстраций)

Поставь правильно ударение Слайд

Север велик

Работает в яслях

Начинают куриться

Вышел в сени
Произноси правильно Слайд

Со-дро-га-ют-ся - со-дро-га- ю-ца

Кос-то-рез-на-я мас-тер-ска-я
3) Чтение текста учащимися.

Установка на правильное, осознанное чтение.

- Прочитайте рассказ в лицах. Роли: автор, мальчик, мама, папа, мастер.

- Что вы узнали о жизни людей на Чукотке?

- Что в их жизни оказалось для вас непривычным?

- Чему успел научиться в своей жизни маленький мальчик Йоо?



7. Домашнее задание. Разгадать кроссворд, научиться читать по ролям, нарисуйте картинки к этому рассказу.

8. Итог: - Чему учились на уроке?

- Что нового и интересного узнали?





  • С ловарная работа
  • Оборудование
  • Организационный момент. Приветствие учащихся. Слово учителя.
  • 3. Подготовка к чтению.
  • Проверка д/з.
  • Знакомство с биографией Ю. Рытхэу
  • 6. Изучение нового материала.
  • 7. Домашнее задание