Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Ю. М. Лотман семиосфера Культура и взрыв Внутри мыслящих миров




Скачать 13.18 Mb.
страница1/75
Дата28.06.2017
Размер13.18 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   75
Ю.М.ЛОТМАН

Семиосфера

Культура и взрыв

Внутри мыслящих миров

Статьи

Исследования

Заметки

Санкт-Петербург «Искусство-СПБ»


О метаязыке типологических описаний культуры

О семиотическом механизме культуры

Миф — имя — культура

Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума

Феномен культуры

Технический прогресс как культурологическая проблема

Культура как субъект и сама-себе объект

О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры

Память в культурологическом освещении


Содержание 4

Люди и знаки1 8

Культура и взрыв 13

Постановка проблемы 14

Система с одним языком 16

Постепенный прогресс 19

Прерывное и непрерывное 23

Семантическое пересечение как смысловой взрыв. Вдохновение 28

Мыслящий тростник 33

Мир собственных имен 37

Дурак и сумасшедший 43

Текст в тексте (Вставная глава) 64

Перевернутый образ 75

Логика взрыва 103

Момент непредсказуемости 110

Внутренние структуры и внешние влияния 118

Две формы динамики 122

Сон — семиотическое окно 125

«Я» и «Я» 128

Феномен искусства 131

«Конец! как звучно это слово!» 139

Перспективы 143

Вместо выводов 148

Внутри мыслящих миров 151

Введение 151

Вводные замечания 151

После Соссюра 152

Часть первая. Текст как смыслопорождающее устройство 154

Три функции текста 154

Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты (О двух моделях коммуникации в системе культуры) 158

Риторика — механизм смыслопорождения 165

Иконическая риторика 174

Текст в процессе движения: автор — аудитория, замысел — текст 178

Символ — «ген сюжета» 187

Символ в системе культуры 197

Часть вторая. Семиосфера 202

Семиотическое пространство 202

Понятие границы 205

Механизмы диалога 211

Семиосфера и проблема сюжета 215

Символические пространства 225

1. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах 225

2. Путешествие Улисса в «Божественной комедии» Данте 228

3. Дом в «Мастере и Маргарите» 233

4. Символика Петербурга 237

Некоторые итоги 244

Часть третья. Память культуры. История и семиотика 244

Проблема исторического факта 244

Исторические закономерности и структура текста 246

Альтернативный вариант: бесписьменная культура или культура до культуры? 258

О роли типологических символов в истории культуры 262

Возможна ли историческая наука и в чем ее функция в системе культуры? 269

Заключение 271



Введение 272

Культура и информация 272

Культура и язык 274

Проблема знака и знаковой системы и типология русской культуры XI—XIX веков 277

1. Семантический («символический») тип 279

II. Синтактический тип 283

III. Асемантический и асинтактический тип 285

IV. Семантико-синтактический тип 289

Проблема «обучения культуре» как типологическая характеристика 290

О двух типах ориентированности культуры 296

О моделирующем значении понятий «конца» и «начала» в художественных текстах 298

Семантика числа и тип культуры 300

Текст и функция1 303

К проблеме типологии текстов 309

О типологическом изучении культуры 313

Некоторые выводы 321

Статьи и исследования 322

О метаязыке типологических описаний культуры 322

О семиотическом механизме культуры 339

Тезисы к семиотическому изучению культур1 (в применении к славянским текстам) 353

Миф — имя — культура 371

I 371


II 379

III 380


IV 383

Динамическая модель семиотической системы 385

Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума 395

Феномен культуры 403

Мозг — текст — культура — искусственный интеллект 412

Асимметрия и диалог 420

К построению теории взаимодействия культур (семиотический аспект) 430

Память культуры 438

Технический прогресс как культурологическая проблема 444

Культура как субъект и сама-себе объект 456

О динамике культуры 462

Мелкие заметки, тезисы 473

О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры 473

О двух моделях коммуникации и их соотношении в общей системе культуры 475

Индивидуальный творческий путь и типология культурных кодов 476

О мифологическом коде сюжетных текстов 477

Память в культурологическом освещении 480

Архитектура в контексте культуры 482

Из письма Ю. М. Лотмана Б. А. Успенскому 487



От издательства 488

I 489


II 489

III 489


IV 489

V 490


УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН 490

Содержание 513



Содержание


Ю. М. Лотман. Люди и знаки [Вместо предисловия]........................... 5

КУЛЬТУРА И ВЗРЫВ

Постановка проблемы ...................................................... 12

Система с одним языком ................................................... 14

Постепенный прогресс...................................................... 17

Прерывное и непрерывное .............................................. 21

Семантическое пересечение как смысловой взрыв. Вдохновение........ 26

Мыслящий тростник........................................................ 31

Мир собственных имен ..................................................... 35

Дурак и сумасшедший ...................................................... 41

Текст в тексте (Вставная глава) ............................................. 62

Перевернутый образ........................................................ 73

Логика взрыва............................................................ 101

Момент непредсказуемости................................................. 108

Внутренние структуры и внешние влияния................................... 116

Две формы динамики...................................................... 120

Сон — семиотическое окно ................................................ 123

«Я» и «Я»................................................................ 126

Феномен искусства ........................................................ 129

«Конец! как звучно это слово!»............................................. 137

Перспективы.............................................................. 141

Вместо выводов........................................................... 146

ВНУТРИ МЫСЛЯЩИХ МИРОВ

Введение ................................................................. 150

Вводные замечания.................................................. 150

После Сосюра ...................................................... 153

Часть первая. Текст как смыслопорождающее устройство

Три функции текста................................................. 155

Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты (О двух моделях коммуникации в системе культуры).... 163

Риторика — механизм смыслопорождения............................. 177

Иконическая риторика............................................... 194

Текст в процессе движения: автор — аудитория, замысел — текст....... 203

Символ — «ген сюжета»......................................... .. 220

Символ в системе культуры........................................ 240



Часть вторая. Семиосфера

Семиотическое пространство .................... 250

Понятие границы ........................................ 257

Механизмы диалога ................................................. 268

Семиосфера и проблема сюжета ...................................... 276

Символические пространства ......................................... 297



1. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах......... 297

2. Путешествие Улисса в «Божественной комедии» Данте............ 303

3. Дом в «Мастере и Маргарите».................................. 313

4. Символика Петербурга .......................................... 320

Некоторые итоги.................................................... 334



Часть третья. Память культуры. История и семиотика

Проблема исторического факта....................................... 335

Исторические закономерности и структура текста ...................... 339

Альтернативный вариант: бесписьменная культура или культура до культуры?........ 363

О роли типологических символов в истории культуры.................. 371

Возможна ли историческая наука и в чем ее функция в системе культуры? .............. 385



Заключение ............................................................... 389

СТАТЬИ ПО ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ

Введение.................................................................. 392

Культура и информация ................................................... 393



Культура и язык .................................................... 396

Проблема знака и знаковой системы и типология русской культуры XI—XIX веков ........... 400



I. Семантический («символический») тип............................... 402

II. Синтаксический тип .............................................. 407

III. Асемантический и асинтаксический тип ............................ 410

IV. Семантика-синтаксический тип.................................... 415

Проблема «обучения культуре» как типологическая характеристика ............ 417

О двух типах ориентированности культуры .................................. 425

О моделирующем значении понятий «конца» и «начала» в художественных текстах ............ 427

Семантика числа и тип культуры ........................................... 430

Текст и функция (совместно с А. М. Пятигорским)........................... 434

К проблеме типологии текстов ............................................. 442

О типологическом изучении культуры ....................................... 447

Некоторые выводы ........................................................ 457

СТАТЬИ И ИССЛЕДОВАНИЯ

О метаязыке типологических описаний культуры ............................. 462

О семиотическом механизме культуры (совместно с Б. А. Успенским)........... 485

Тезисы к семиотическому изучению культур (в применении к славянским текстам)


(совместно с Вяч. Вс. Ивановым, А. М. Пятигорским, В. Н. Топоровым, Б. А. Успенским) ............ 504

Миф — имя — культура (совместно с Б. А. Успенским)..................... 525

Динамическая модель семиотической системы................................ 543

Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума ..... 557

Феномен культуры ........................................................ 568

Мозг — текст — культура — искусственный интеллект....................... 580

Асимметрия и диалог...................................................... 590

К построению теории взаимодействия культур (семиотический аспект)......... 603

Память культуры................................................... 614

Технический прогресс как культурологическая проблема...................... 622

Культура как субъект и сама-себе объект.................................... 639

О динамике культуры ..................................................... 647



МЕЛКИЕ ЗАМЕТКИ, ТЕЗИСЫ

О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры ................ 664

О двух моделях коммуникации и их соотношении в общей системе культуры .. 666

Индивидуальный творческий путь и типология культурных кодов ............. 668

О мифологическом коде сюжетных текстов .................................. 670

Память в культурологическом освещении.................................... 673

Архитектура в контексте культуры.......................................... 676

Из письма Ю. М. Лотмана Б. А. Успенскому (от 19 марта 1982 г.) ........... 683



От издательства........................................................... 685

Указатель имен ........................................................ 688

Лотман Ю. М. Л80 Семиосфера. — С.-Петербург: «Искусство—СПБ», 2000. — 704 с.

ISBN 5-210-01488-6

Седьмая книга сочинений Ю. М. Лотмана представляет его как основателя московско-тартуской семиотической школы, автора универсальной семиотиче­ской теории и методологии. Работы в этой области, составившие настоящий том, принесли ученому мировую известность. Публикуемые в томе монографии («Культура и взрыв» и «Внутри мыслящих миров»), статьи разных лет, по существу, заново возвращаются в научный обиход, становятся доступными широким кругам гуманитариев. Книга окажется полезной для студентов и педагогов, историков культуры и словесников, для всех, кто изучает глубинные явления культуры.

ББК 81


Научное издание

Юрий Михайлович Лотман

СЕМИОСФЕРА

Культура и взрыв

Внутри мыслящих миров

Статьи. Исследования. Заметки (1968—1992)

Редакторы Н. Г. Николаюк, Т. А. Шпак Компьютерная верстка С. Л. Пилипенко Компьютерный набор Г. П. Жуковой Корректоры Л. Н. Борисова, Т. А. Румянцева

ЛР № 000024 от 09.Х.98.

Подписано в печать 07.IX.2000. Формат 70 Х 100 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура «Таймc». Печать офсетная. Физ. печ. л. 44,0. Усл. печ. л. 57,2. Тираж 5000 экз. Заказ № 1790. Издательство «Искусство—СПБ». 191014 Санкт-Петербург, Саперный пер., 10, оф. 8. Отпечатано с диапозитивов в ГПП «Печатный Двор» Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых ком­муникаций. 197110 Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.

УДК 80/81 ББК 81 Л80



Федеральная программа книгоиздания России

Составитель М. Ю. Лопшан

Составитель указателя имен А. Ю. Балакин

Художник С. Д. Плаксин

Все права защищены.

Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Книги можно приобрести в издательстве по адресу:

191014 С.-Петербург, Саперный пер., 10, офис 8.

Тел. коммерческой службы: (812) 275-29-49; (812) 275-08-72; факс (812) 275-46-45

ISBN 5-210-01488-6

© М. Ю. Лотман, текст, состав, 2000 г. © С. Д. Плаксин, оформление, 2000 г. © «Искусство—СПБ», 2000 г.

4

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   75

  • Содержание 4 Люди и знаки1 8 Культура и взрыв 13
  • Внутри мыслящих миров 151
  • Введение 272 Культура и информация 272
  • Статьи и исследования 322
  • Мелкие заметки, тезисы 473
  • От издательства 488
  • ВНУТРИ МЫСЛЯЩИХ МИРОВ Введение
  • Часть первая.
  • Часть вторая.
  • Часть третья. Память культуры. История и семиотика
  • Заключение ............................................................... 389 СТАТЬИ ПО ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ Введение.
  • От издательства........................................................... 685 Указатель имен ........................................................ 688