Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Ю. Ершов, Д. Бевз Телевизионное производство новостей Томск 2000




страница1/16
Дата27.06.2017
Размер3.31 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Ю.Ершов, Д.Бевз Телевизионное производство новостей Томск - 2000 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ………………………………………………………………………………………… 4 Введение ……………………………………………………………………………………………….4 Принципы телевизионных новостей…………………………………….. ………………….. 5 Удовлетворение информационных запросов населения………………………………… 5 Непредвзятость и точность как отношения партнерства со зрителями………………….6 Ясность и вразумительность как способы уважения аудитории…….…………………...7 Критерии приемлемых новостей на телевидении………………………………………...7 Производственный цикл телеслужбы новостей…………………………………………….9 Планирование информации. Источники новостей………………………………………..9 Работа на месте события…………………………………………………………………...13 Монтаж сюжетов……………………………………………………………………………16 Выпуск новостей в эфир…………………………………………………………………...24 Своеобразие новостных программ ……………………………………….………………….27 Специфика утренних информационных программ ………………………….………… 27 Вечерние выпуски новостей ………………………………………………………………28 Дневные и ночные выпуски новостей ……………………………………………………30 Новостной круглосуточный канал ………………………………………………………..32 Структура выпуска и оформление новостей на телевидении…………………………… 34 Четырехблоковые и иные форматы выпусков……………………………………………34 Разработка текста информационного сообщения в эфире………………………………36 Компьютерная оболочка информационной программы и использование видеографики в выпуске новостей…………………………………………………………………………38 Дизайн декораций в студии новостной программы……………………………………...40 Ведущий новостной программы……………………………………………………………...44 Диктор и комментатор – рупор или якорь………………………………………………44 Облик и образ ведущего новостей………………………………………………………...45 Культура телевизионной речи……………………………………………………………. 47 О приемах усиления зрительского внимания к ведущему информационной программы и содержанию новостей……………………………………………………………………50 Структура типичного новостного сюжета…………………………………………………. 51 Текст: подводкивыводки (обвязки) и начитка закадровым голосом…………………...51 Родной звук или интершум……………………………………………………………….. 54 Синхрон…………………………………………………………………………………….55 Стэнд-ап или журналист в кадре………………………………………………………….57 Работа над новостями в команде……………………………………………………………..61 Выпускающий редактор – репортеры…………………………………………………….61 Репортер – оператор………………………………………………………………………..66 Репортер – инженер монтажа…………………………………………….………………..69 Репортер и другие…………………………………………………………………………..72 «Изюминка» выпуска…………………………………………………………………………..73 Экстренная новость……………………………………………………….……………… 73 Спецрепортаж……………………………………………………………………………… 75 Передача «живьем» с места события………………………………….………………… 77 Гость в студии………………………………………………………………………………78 Специализация репортеров в телеслужбе новостей………………………………………..81 Политические репортажи и обозрения……………………………………………………81 Образование и наука…………………………………………………….………………… 85 Культура и искусство………………………………………………………………………87 Финансы и экономика, бизнес…………………………………………………………….88 Криминальная хроника…………………………………………………………………….90 Экологический репортаж…………………………………………………………………..92 Репортажи из «горячих точек»…………………………………………………………….95 Спорт и погода в теленовостях…………………………………………………………….97 Исследования теленовостей………………………………………………………………….. 98 10.1.Контент-анализ текстов теленовостей…………………………………………………….98 10.2.Социологические опросы аудитории…………………………………………………… 100 10.3.Фокусированное групповое интервью…………………………………………………...102 10.4.Психолологическое тестирование телезрителей………………………………………...103 Оборудование и технические аспекты производства теленовостей……………………105 11.1.Съемочная техника………………………………………………………………………..105 11.2. Принадлежности к телекамерам…………………………………………………………106 11.3.Монтажная техника………………………………………………………………………..108 11.4. Newsroom. Компьютерные технологии в производстве теленовостей………………..110 Юридические проблемы и нормативы производства теленовостей…. ……………….112 12.1.Свободный и ограниченный доступ к информации.……………………………………112 12.2.Вмешательство в деятельность редакции. Нарушение профессиональной самостоятельности журналистов………………………………………………………………115 12.3.Ущемление чести, достоинства и деловой репутации.…………………………………116 12.4.Нарушения норм избирательного права.……………………………………………… 118 Заключение……………………………………………………………………………………..120 Подход к новостям в местных телекомпаниях………………………………………………..120 Критерии качественного сюжета в информационной программе…………………………...121 Список литературы………………………………………………………………………… 123 Предметный указатель……………………………………………………………………….125 ПРЕДИСЛОВИЕ Эта книга написана для студентов факультетов и отделений журналистики, а также для начинающих работать на государственном и негосударственном региональном телевидении. Речь идет именно о региональном ТВ. Сегодня мы можем говорить о нем как о феномене, имеющем свой путь развития. Связано это как с экономической ситуацией (меньше финансовых, кадровых, технических ресурсов), так и политической обстановкой (сориентированность центральных средств массовой информации прежде всего на московскую аудиторию). В России в отличие от некоторых стран (в США – CNN, в Европе - Euronews) не сложилась общенациональная или транснациональная информационная телесеть. Работа ОРТ, РТР и НТВ с регионами носит несистематический, случайный характер. Крупнейшим телевизионным каналам в 90-е годы не удалось в полном объеме сохранить свою корреспонденсткую сеть в многонаселенной и географически протяженной стране. Учитывая же постоянный политический заказ центральным СМИ, который усиливается в последнее время в связи с избирательными кампаниями, региональная информация чаще всего остается вообще за кадром. Из выпусков центральных каналов невозможно узнать, чем реально живет та или иная область, край. И в то же время у жителей этих краев и областей существует потребность (и конституционное право) на получение информационной картины дня. От того, насколько качественно справляются местная журналистика со своей задачей, нередко зависит общая социальная обстановка в регионе. Цель этой книги сформировать представление у будущих телерепортеров, что их ждет в информационных программах ТВ и что в телекомпаниях ждут от них. Мы, авторы этой книги, Юрий Ершов и Денис Бевз, обращаемся к читателю с напутственным словом. Один из нас заведует кафедрой телерадиожурналистики и учит студентов премудростям тележурналистики. Другой заведует службой новостей на самом рейтинговом телеканале города и тоже учит студентов, практикантов, стажеров как делать телерепортаж. В один прекрасный день мы решили объединить наши усилия и написать нужный учебник для тех, кто хочет научиться теории и практике теленовостей. Толчком к реализации этой идеи послужила привезенная Денисом из США толстая книжка о телевизионном производстве. Сначала мы думали перевести эту книгу как учебное пособие. Но в самом начале работы мы поняли, что простой перевод американского руководства будет малополезен. У них там всё своё – у нас другое. Тогда мы решили исследовать региональные теленовости как одну из составляющих местного телевещания и рассмотреть все аспекты производства информационных программ в провинции. Благодаря комплексному подходу наша книжка может быть полезна студентам и стажерам на разных этапах освоения профессиональной деятельности. На первом курсе студенты отделений и факультетов журналистики осваивают технику ТВ и могут обратиться к 11-ой главе, где речь как раз и идет о технических аспектах производства теленовостей. В первый же год обучения преподаются курсы «Основы тележурналистики», «Технология производства телепрограмм», учебным материалом для которых можно считать второй, шестой и седьмой раздел нашей монографии. Студенты, осваивающие курсы «Методика тележурналистики», «Основы телевизионного менеджмента», «Ведущий на телеэкране», также найдут для себя необходимые сведения и рекомендации в этой книге. Но книга не появилась бы на свет, если бы наши коллеги не помогли нам советами по выстраиванию материала, да и самим материалом, который приходилось в некоторых главах собирать буквально по крупицам. Мы хотели бы выразить благодарность всем, кто разделил с нами радость совместной работы: Леониду Прокофьеву, Аркадию Майофису, Сергею Евенко, Андрею Острову. Мы благодарим также наших университетских коллег, которые, несмотря на занятость, дали критические отзывы: Э.Блинову, Е.Халину, И.Митченкову, Г.Кручевскую, Ю.Н.Мясникова и других. Эта работа во многом обязана и студентам отделения журналистики ТГУ, чьи живые, въедливые и дотошные вопросы, чье заинтересованное отношение повлияло на её содержание и структуру. Безусловно, в книге нет ответов на все вопросы, как и нет чудесной формулы, с помощью которой ваш новостной сюжет станет сенсацией. Для этого нужна репортерская целеустремленность, творческий подход, глубина мысли и практический опыт. Однако, освоив основные принципы и правила, изложенные в нашем руководстве, вы будете готовы к выполнению первого закона производства теленовостей: «Найдите новость». Найдите новость и подайте её эффектнее, чем описывается в разных книжках. Преподнесите новость лучше, чем это делали ваши учителя. В производстве теленовостей не так уж много правил и нет никаких уставов. Почувствуйте себя первооткрывателем! Введение Информационные программы являются наиболее важной продукцией большинства телестанций. Все журналисты на телевидении проходят «школу новостей». Благодаря выпускам новостей телекомпании выполняют информационную, коммуникативную и контрольную функцию в обществе, а, кроме того, создают в эфире нишу, очень привлекательную для рекламодателей, и обеспечивают, таким образом, основной источник собственного дохода. Поскольку новостные программы обычно идут в прямом эфире, они представляют и технологическую, и творческую сложность для производства и требуют привлечения значительных ресурсов вещателя. По этой причине рассмотрение производства новостей должно быть осуществлено во всех деталях и аспектах. Телевизионное производство новостей – процесс создания и выпуска в эфир регулярных информационных программ, без которых сегодня невозможно представить нашу жизнь. Телепроизводство новостей включает в себя труд журналистов и технических работников, складывающиеся в этом процессе производственные отношения; информационный продукт, подготовленный и выпущенный в эфир; телевизионный инструментарий, предназначенный для создания видеоматериалов и их трансляции. При этом производство новостей на телевидении не остается одинаковым, но постоянно развивается, имеет свои особенности на каждой из ступеней технического прогресса и в каждой национально-культурной среде, и выступает как определенный способ производства. Способы производства в небольших телестудиях провинциальных городов и в гигантских newsroom общенациональных телеканалов, на государственных телерадиокомпаниях и на коммерческих телестанциях имеют и общие черты, и существенные отличия. Человеку, избравшему своей профессией тележурналистику, приходится в течение нескольких месяцев или нескольких лет осваивать тот конкретный способ производства новостей, который принят для данной аудитории. Связь производства новостей со зрительской аудиторией закономерна, поскольку производство новостей – это не только производство телесюжетов и информационных выпусков, но и производство самих зрителей. Эту мысль мы постараемся развить и конкретизировать в каждой из глав данной книги. Потребление информации создает потребность в ее производстве. Экономисты назвали это законом воспроизводительного потребления. Если бы каждый вечер у телеприемников не собирались семьи увидеть, чем жили в течение дня мир, страна, город, разве стали бы репортеры, операторы, инженеры видеомонтажа, выпускающие редакторы, ведущие программы стараться собирать новости, обрабатывать тексты, монтировать видеосюжеты и представлять их в эфире Журналистика создает не только информацию, но и её потребителя, масс-медиа формируют свою аудиторию. А кроме того теленовости определяют и способ их потребления, воспитывают вкус к тому или иному информационному продукту и влияют на само информационное поведение индивидов. Главная информационная программы нашей страны – «Время» – вышла в эфир 1 января 1968 года. До этого с 50-х годов на первом канале существовали 10-15-минутные «Телевизионные новости» с небольшим количеством сюжетов, напоминавшие читку газеты перед телекамерой. До появления техники видеозаписи на телевидении в 70-е годы все передачи шли либо в прямом эфире, либо из кинопроекционной комнаты с кинопленки. Использование видеокамер позволило передавать в эфир репортажи «живьем», отменяя проявку кинопленки, а применение видеомагнитофонов значительно упростило процесс монтажа и совершило настоящую революцию в телевидении. Слайды, фотографии, карты, схемы и диаграммы стали органичной частью новостного сюжета, делая его более информативным. Телевидение стало почти таким же оперативным средством массовой информации, как радио, обладая при этом еще и качествами зрелищности и достоверности происходящего. Вместе с тем, видеомонтажная техника в известном смысле подорвала «непосредственность» телетрансляции, поскольку из политических, цензурных, редакторских соображений отснятый сюжет может быть отредактирован и «причесан» или вообще снят с эфира. А раз есть возможность контроля, она непременно будет использована. Сегодня передачи, идущие в прямом эфире занимают очень небольшую долю всего эфира станции. Часто это одна только информационная программа, которая содержит смонтированные сюжеты. На развитие электронной журналистики большое влияние оказали события, привлекшие в последние два десятилетия внимание всего человечества: космические полеты и катастрофы, олимпийские игры и чемпионаты мира, крушение берлинской стены в 1989 году, война в Персидском заливе в 1991 году и расстрел Дома Советов в Москве в 1993 году, югославский и северокавказский кризис 1999 года. Благодаря телерпортерам эти события смотрел весь мир в то самое время, когда они происходили. Возможность вести оперативные съемки в центре событий превратило телевидение в непревзойденное во многих отношениях средство коммуникации. Документальные кадры, показывающие красоту и ужас происходящего, врезаются в память зрителя, помогая ему проследить развитие событий и понять их суть. Это именно то, благодаря чему телевидение, изобретенное в самом начале ХХ века, триумфально прошествовало с человечеством всю вторую половину столетия и продолжает в ХХI веке оказывать влияние на общественные процессы, которое трудно с чем-то сопоставить. Сегодня ни литература, ни театр, ни церковь и никакой другой социальный институт не оказывает такого воздействия на массовое сознание и поведение, какое можно было бы сравнить с воздействием ежедневных теленовостей на умы и сердца людей. Хорошо это или плохо – Это зависит от людей, которые создают информационную картину дня. Если они рассматривают новости как инструмент манипулирования общественным мнением, средство оболвания масс, то «их телевидение» отвратительно. Если они руководствуются принципами непредвзятости, точности, уважения аудитории, то их новости достойны внимания. Глава 1. Принципы телевизионных новостей Удовлетворение информационных запросов аудитории Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» определяет право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Общественность имеет право знать, как готовятся и принимаются государственные решения. Журналистский корпус видит в себе канал коммуникации, по которому передается эта информация, поскольку обычный гражданин не имеет ни возможности, ни средств для того, чтобы самостоятельно регулярно собирать подробную информацию о том, чем занимается федеральное правительство и местные власти. Однако население интересует не только деятельность властных структур, но и вся картина мира сегодня. Просмотр телевизионных передач, по данным Фонда «Общественное мнение», по-прежнему стоит на первом месте в провождении свободного от работы времени, когда как чтение газет и журналов занимает третье место после «хлопот по дому». Человек имеет выбор источников информации, и если он вечером включает телевизор, чтобы узнать новости, он справедливо желает, чтобы сбор информации проводился профессионально, а сами сведения были правдивыми и полезными. Такие ожидания и составляют высшую форму общественного доверия к телеканалу или иным СМИ. Считается, что в демократическом обществе пресса является голосом народа, выражающим его заботы, предоставляющим информацию и каналы для обсуждения насущных вопросов. Телеслужбы новостей не могут работать успешно без общественного доверия, или, другими словами, не заботясь о том, чтобы их зрители верили в то, что им говорят и показывают. Рост числа телеканалов, развитие методов исследования аудитории сделали журналистов более восприимчивыми к информационным запросам аудитории. Телеслужбы новостей благодаря постоянной обратной связи знают, чего хотят их зрители, что волнует их аудиторию. Существует, однако, и другое мнение, в соответствии с которым все средства массовой информации в нашем обществе представляют собой коммерческие предприятия, чьей основной заботой является получение прибыли. Государственные телерадиокомпании (в той мере, в какой они являются операторами рекламного рынка) также представляют собой коммерческие предприятия или напоминают по способу деятельности коммерческие предприятия. Ни одна телекомпания не переходит границ самостоятельности, обозначенных теми, кто ей владеет. И если крупнейшее предприятие, снабжающее весь город теплом и электрической энергией, является постоянным рекламодателем и спонсором развлекательной программы телестанции, эта телестанция вряд ли будет давать о нем негативную информацию в своем выпуске новостей. И если муниципальная телестудия находится на обеспечении городской администрации, её репортеры рискуют своим рабочим местом, когда берутся критиковать мэра за серьезные просчеты в руководстве городским хозяйством. Журналисты, таким образом, пытаются найти баланс между общественными интересами и целями телекомпании, на которую они работают. Было бы идеализмом считать, что интересы СМИ и общественные интересы всегда совпадают. Но будет циничным и несправедливым считать, что журналисты работают только на свои редакции, на владельцев телекомпаний и издателей – они работают и на все общество. Средства массовой информации и население - это два взаимодействующих субъекта информационного рынка, между которыми происходит своего рода обмен: со стороны СМИ идет поток фактологической, оценочной и символической информации, со стороны населения восходит поток потребностей, интересов и ожиданий. Когда эти потоки «встречаются и соответствуют», возникают и формируются аудитории масс-медиа. Беда только в том, что подобное происходит не всегда, так как для этого необходимо информационное «излучение» СМИ, тонко настроенное на потенциальных читателей, зрителей, слушателей, учитывающее их особенности и специфику. Порой эти потоки проходят мимо друг друга, и тогда редакции «облучают» безлюдную часть информационного пространства, а потребители не получают того, что хотят, и удовлетворяются суррогатами, либо вообще «отключаются» от информационного потока. Так происходит, например, когда государственная или муниципальная студия становится рупором администрации и закрывает глаза на все ошибки и недостатки в деятельности мэрии (областной администрации). Так происходит, когда коммерческая телестанция допускает грубое вмешательство спонсоров в телевизионные дела и слишком прямую связь содержания передач с интересами фирм-рекламодателей. Так происходит, когда любая телекомпания (независимо от формы собственности) пренебрегает общественным доверием и вместо информирования начинает заниматься пропагандой или «информационными войнами». Итак, теленовости должны быть достойны зрительского внимания, а значит соответствовать информационным запросам аудитории. Если зритель после выпуска новостей чувствует себя хорошо информированным; если он знает все, что ему нужно знать о мире, о сегодняшнем дне, значит основополагающий принцип новостной тележурналистики соблюдается. 1.2.Непредвзятость и точность как отношения партнерства со зрителями Если выделить главное из профессиональных и человеческих качеств всех лучших телерепортеров, то им окажется объективность. Она является, пожалуй, единственной благородной целью журналистики вообще. В широком философском смысле объективность означает рассмотрение вещей так, как они существуют сами по себе, без привнесения в картину моментов, искажающих реальные явления личными чувствами или предрассудками. Для журналистов объективность не означает некую математическую точность, а скорее такое освещение новостей, которое отделяет факты от мнений, а рациональные суждения от эмоций. Для большинства телерепортеров объективность – точное освещение событий и явлений в форме беспристрастного описания, в основе которого лежит стремление к непредвзятости и сбалансированности, дающей обеим сторонам возможность высказать свою точку зрения. Если вы – телерепортер и у вас есть свои политические пристрастия, аудитория не должна догадываться о ваших личных симпатиях и антипатиях. Это правило касается не только политических убеждений, но политических - в первую очередь. Одно из противоречий нашей профессии состоит в том, что журналист, с одной стороны, должен увлечься темой, а с другой стороны, оставаться объективным, работая с ней. Необходимость постоянно разделять news и views (новости и взгляды, священные факты и мнения об этих фактах) ведет к тому, что нам приходится подчас испытать чувство социальной изолированности. У участников событий есть возможность высказать свое мнение по тому или иному вопросу, репортер же вынужден быть чаще всего в стороне: «Я здесь не для того, чтобы говорить о своих мыслях и чувствах, а для того, чтобы сообщать о том, что думаете и делаете вы». Некоторые журналисты переживают это довольно болезненно. Ведь часто в процессе работы над материалом репортер знакомится с людьми, разделяет их переживания, сочувствует им или негодует вместе с ними, и вдруг в какой-то момент должен оказаться за пределами общности для того, чтобы иметь возможность непредвзято завершить свою работу. Журналист, как и люди других профессий, должен иметь сферу личной жизни, в которой он – не репортер, а частное лицо. Но в реальной жизни провести грань частным и общественным отнюдь не так легко. Можно сказать, что в какие-то моменты репортеру приходится наступить на горло собственной песне и зажать своё «Эго», чтобы выпустить в эфир голоса улицы, мнения специалистов и комментарии очевидцев события. Люди, которые приходят в журналистику для творческого самовыражения, а другими словами, чтобы покрасоваться в кадре, не способны производить новости, хотя им могут оказаться по плечу иные журналистские роли. Репортер в каждую минуту творческого процесса обязан помнить о зрителе, доверяющем ему только потому, что он – репортер – беспристрастный летописец, непредвзятый хроникёр, точный информатор. Для того, чтобы добиться доверия зрителей и вступить с аудиторией в отношения партнерства, следует практиковать приемы беспристрастного репортажа. Во-первых, тщательно планировать репортерскую работу, решая, что заслуживает первоочередного освещения и почему. Во-вторых, ограничиваться только проверенными фактами. Качественно работающие телеслужбы новостей не говорят о том, что могло бы случиться или, по слухам, произошло. Точность должна цениться больше оперативности. В-третьих, представить удовлетворительно репрезентативную картину общественного мнения. Как минимум, две точки зрения по спорному вопросу или проблеме в новостном сюжете должно быть! Как шутят на американском телевидении, «если кто-то заявляет вам, что земля круглая, вы должны найти сторонника другой концепции». Зритель теленовостей – не мишень пропагандистского воздействия и не объект манипулирования, а уважаемый собеседник, партнер по коммуникации, который оправдывает журналистское существование, который домысливает слова репортера и оценивает качество информационного обслуживания. Целью производства теленовостей является выпуск в эфир такого репортажа, чтобы сложившаяся у зрителя картина случившегося выглядела так, как если бы он сам присутствовал на месте события. Для современной электронной журналистики такая цель не является недостижимой, хотя она требует систематических усилий по достижению максимальной точности и непредвзятости. Ясность и вразумительность как способы уважения аудитории Человек может отложить газету и вернуться через какое-то время к её чтению. Однако, если вы тележурналист, не надейтесь, что ваш репортаж будет записан каким-то телезрителем на видеомагнитофон, чтобы потом на досуге просмотреть его еще раз и понять, наконец, о чем шла речь. Если вы не излагаете материал ясно и вразумительно, все остальные принципы производства теленовости теряют смысл. Телевизионный репортаж должен быть снят и подан настолько прозрачно, чтобы зритель мог воспринять его с первого взгляда. Если вы не озабочены доходчивостью своего сюжета, не учитываете особенностей телевизионного восприятия информации, не ищите самого точного слова или наиболее ёмкой видеометафоры, вы не уважаете свою аудиторию и, в сущности, не достойны её внимания. Желаемая прозрачность, ясность, конкретность и вразумительность обеспечивается несколькими простыми правилами, известными каждому профессионалу: У сюжета должна быть четкая композиция: завязка, кульминация, финал. Сюжетная определенность позволяет пересказать телерепортаж, как пересказывают, например, содержание художественного фильма. Новости рассказывают людям и, по большому счету, всегда о людях, даже если они мелькнут в кадре только на секунду. Рассказывают о тех, кто что-то сотворил, пережил, знает, или о тех, кого принятие какого-то управленческого решения непосредственно затрагивает. Рассказ о судьбе отдельного человека помогает зрителю отождествить себя с сообщением даже тогда, когда речь идет о катастрофах или несчастных случаях. Аудитории легче понять сложные явления или заявления политиков на примере отдельной семьи или человека. Рассказать о закрытии сельской школы можно словами деревенского мальчишки, которому придется теперь ездить в интернат за 50 вёрст. Если рассказ о конкретном событии не является частью общей проблемы, не ведет к освещению более крупных вопросов, то новость теряет свою значимость для аудитории. Темп изложения и ритм видеоряда должны позволять зрителю следить за содержанием и воспринимать его без головной боли. Не надо стремиться сказать в сюжете все, что вы знаете по изученному вопросу – не вываливайте на голову аудитории такой массив информации, пожалейте зрителя! Картинка и звуковое сопровождение обязаны взаимодополнять и развивать содержание сюжета, а не затруднять его понимание. Телерепортаж – это не видеоклип для MTV. Авторский текст (включая и подводки) должен быть строго организован и логически непротиворечив. Следите за уместностью тех или иных выражений, за соответствием речевых средств теме репортажа. «…Иногда здоровую свежую мысль выразим так, что она вянет и блекнет в нашем выражении, как цветок, попавший под тяжелую жестокую подошву»,- писал историк В.Ключевский. Составляя текст, вы используете только понятные среднему зрителю слова (ориентируйтесь на уровень пятиклассника средней школы), по возможности избегая технических и научных терминов, жаргона и иностранных слов. Ваша артикуляция должна быть четкой. Если у вас недостаточно хорошая дикция, обратитесь к логопеду. Или смените журналистскую специализацию… 1.4. Критерии новостей на телевидении Оперативность. Новость – это то, что происходит сейчас; то, что случилось только-только. Завтра она, возможно, не будет заслуживать и упоминания, поскольку об этом уже будут знать все. Близость освещаемого события к аудитории. Если 9 человек погибли в результате катастрофы в нашем городе, об этом, несомнено, будет рассказано в новостях. Но если люди погибли в африканской республике Кот-Дивуар или в каком-то другом далеком месте, сообщение об этом может пройти незамеченным. Хотя есть и исключения. Исключительное обстоятельство. Исключением могут стать новости из далекого региона, если обнаруживается явная связь с нашими местными делами и проблемами. Например, бешенство английских коров может стать темой местных новостей, если в наш город поступала и продолжает экспортироваться говядина из Великобритании. Или другой случай. То, что некий человек стал дирижером оркестра – само по себе новостью не является. Но если дирижером томского симфонического стал известный музыкант из Польши – это заслуживает внимания. Также новостью станет женщина-дирижер, что бывает исключительно редко. Возможные последствия свершившегося события. Репортеру, который ведет репортаж с места события бывает трудно представить, чем это все может кончиться. Однако продюсер новостной программы должен предвидеть возможное развитие данной темы. Если на химическом комбинате случился взрыв и выброс радиоактивных веществ в атмосферу, вполне возможен ряд репортажей, посвященных степени загрязнения окружающей среды, выделению государственных субсидий на ликвидацию последствий аварии, контролю за расходованием этих средств, экологическому мониторингу и т.п. Значимость новости. Если жена ударила мужа пепельницей по голове и он попал с бытовой травмой в больницу, это вряд ли может стать новостью, если только участником инцидента не стал начальник областного управления внутренних дел, застигнутый своей супругой в рабочем кабинете с любовницей. Значимость новости определяется чаще всего рангом события, масштабом личности или высоким должностным положением виновника происшествия. Некоторые персоны именуются ньюс-мейкерами, поскольку любое их заявление или публичное появление собирает репортеров и становится новостью автоматически. Так можно считать ньюс-мейкером №1 Президента страны, а на региональном уровне – губернатора. Конфликт. Конфликт в самых разнообразных формах становится центром зрительского интереса. Конфликт может быть физическим, идеологическим, эмоциональным, скрытым и открытым. Можно вести речь и о высоких уровнях конфликта между человеком и природой, личностью и государством, жизнью и судьбой. Человеческий интерес. Это фактор, определяющий включение так называемых мягких новостей в информационную программу. Это может быть, например, история о том, как по всему дому вылавливали ядовитых змей, сбежавших из расположенного рядом зоомагазина. Или о том, как жители одного из муниципальных домов украсили свой подъезд домашними цветами. Или о том, как проходивший мимо дома парень поймал пятилетнюю девочку, выпавшую из окна 7-го этажа. Человеческий интерес – вещь порой непредсказуемая и противоречивая, как и сама личность. Сегодня всех интересует психоанализ и гипнотическое обезболивание, а завтра никто и не вспомнит об этом, но все говорят об уринотерапии. Драматический сюжет. Все, что связано с войной, с террористами, с киллерами, с гибелью известных личностей. Как писал В.Розанов в “Уединенном”, “… едва напишешь что-нибудь злое, разрушающее, убивающее, - как все люди жадно хватаются за книгу, статью… Любят люди пожар. Любят цирк. Охоту. Даже когда кто-нибудь тонет – в сущности любят смотреть: сбегаются”. На американском телевидении даже появился жанр, названный docudrama, суть которого в реконструкции драматического события по свидетельствам очевидцев, когда «повторяется», например, ограбление банка в том же хронологическом порядке, в котором оно происходило, и с теми же участниками, если они соглашаются на постановочную съемку (если нет, то приглашают актеров). Несколько лет продолжаются споры о том, может ли такая «драматизация» считаться документалистикой или это чистой воды «развлекаловка» (infotainment) Возбуждающий компонент. Все, что связано с взаимоотношениями полов, с секс-символами, с проституцией и т.п. В нашей стране этот фактор имеет особое значение, потому что “сексуальная революция”, случившаяся на Западе в 60-е годы, у нас произошла с запозданием. Вряд ли в какой-то другой стране возможен был бы показ на первом общенациональном канале видеоматериалов, в которых лицо, похожее на генерального прокурора, развлекается с “девочками по вызову”. Хотя Моника Левински – это тоже новость не одного дня. Когда в местной телекомпании решили устроить телезрителям первоапрельский розыгрыш, в выпуск новостей включили интервью с мэром города о предстоящем открытии первого публичного дома. Многие зрители восприняли эту информацию за чистую монету, поскольку градоначальнику вроде бы по должности не положено так шутить в телевизионном эфире. Заметим, что приемлемая по перечисленным критериям новость не значит качественная информация. Понятие качественных теленовостей обосновывается всей нашей книгой. Пока же заметим: любой новостной сюжет имеет право на эфир, если он, во-первых, содержит утилитарный смысл, то есть зритель скорректирует свое дальнейшее поведение в зависимости от полученных сведений (сюда относятся новости “от моды до погоды”). Спросите себя: “А кому это все нужно” и вы, может быть, не станете монтировать уже отснятый видеоматериал, если не найдете ответа на поставленный вопрос. Во-вторых, новостной сюжет имеет право на эфир, если имеет коммуникативный смысл и удовлетворяет любознательность большей части аудитории. Спросите себя: “О чем я мог бы рассказать друзьям и знакомым” Неужели ваши зрители никогда не станут вашими добрыми знакомыми или друзьями только потому, что им вы рассказываете всякую занудную ерунду В-третьих, сюжет имет право на эфир, если он имеет этический и эстетический смысл, то есть заставляет зрителя радоваться или волноваться, сопереживать рассказанному, ценить красоту и доброту. Однако, не все, что имеет по названным критериям право на эфир, ставят в информационный выпуск. Выпускающий редактор при планировании и отборе новостей руководствуется помимо вышеперечисленных факторов еще десятком определяющих моментов, как то: приоритетная тема дня, соотношение “официальных” и “человеческих” событий, режиссура выпуска, эксклюзивность отснятого материала, общее количество подготовленных к эфиру сюжетов и их суммарная продолжительность, разнообразие информационных поводов, соответствие репортажа техническим требованиям эфира и пр. Это уже сфера управленческой ответственности и область продюсерского творчества, о чем более подробный разговор пойдет в трех следующих главах. Глава 2. Производственный цикл телеслужбы новостей 2.1. Планирование информации. Источники новостей и поиск темы. Использование архива. Как мы уже заметили в предыдущей главе, большинство телестанций, выпускающих в эфир новости, представляет не только свои собственные экономические и политические интересы, но и общественное мнение. Поскольку основная масса населения в городах имеет возможность выбирать между несколькими местными и несколькими общенациональными каналами, новостные выпуски этих каналов оказываются в центре конкурентной борьбы за телезрителя. В этом творческом соревновании служб новостей сюжеты все чаще выходят за рамки текстов, просто прочитываемых диктором с телесуфлера, становясь захватывающими историями. Сделать из заметки или релиза увлекательную и зрелищную историю можно в том случае, если поступление информации и ее обработка тщательно планируется. Свою работу журналист планирует под влиянием двух факторов. Во-первых, это концепция новостей, принятая в данной телекомпании, и концепция телевидения, которое они делают в целом. В соответствии с профилем телестанции формируются общередакционные установки, например, на политически влиятельные комментарии или на сенсационно-развлекательные сообщения. Репортер получает задания от главного редактора или продюсера новостной программы и готовит такие сюжеты, которые будут отвечать требованиям его отдела новостей. Во-вторых, на планирование влияют, разумеется, личные интересы и творческие предпочтения каждого журналиста. Эти интересы, предпочтения и склонности находят отражение в творческих заявках на освещение той или иной темы, обсуждаемых на производственных совещаниях – летучках. Долговременные интересы журналиста отражаются, как правило, в его специализации (тематической, жанровой). В отделах новостей заводят специальные папки заявок, где собираются все адреса планируемых сюжетов с указанием времени съемок. Используют в телеслужбах новостей и доски операторов, где под именем каждого оператора составляется его личное расписание на каждый съёмочный день. Планирование операторской работы стало не менее важной частью продюсерской деятельности, чем планирование журналистского поиска, поскольку у сюжета с видеорядом обычно больше шансов попасть в эфир, чем у информации устной. Сообщения включаются в новости, если они «хорошо смотрятся»: сплошь и рядом отличная операторская работа вытесняет важный, но лишенный «картинки» материал. Специфика новостей определяет и выбор темы: новостной сюжет должен начинаться со слова «сегодня». Поэтому основная задача репортера - оказаться в нужном месте в нужное время. Это довольно непростая задача. Но комплексное использование различных источников информации позволяет решить ее. Более 500 российских телестанций ежедневно выдают в эфир выпуски новостей. Какими источниками они обычно пользуются - Сообщения собственных корреспондентов и репортажи с места события; Конкурирующие средства массовой информации (телеканалы, радиостанции и газеты); Пресс-релизы и факс-сообщения, присылаемые пресс-службами администраций разного уровня; Интернет-страницы новостного характера (например, Russia-on-Line, What Papers Says и т.д.); Бюллетени, сводки и подборки оперативных сообщений от информационных агентств (Интерфакс, ИТАР-ТАСС, Рейтер, Ассошиэйтед Пресс и др.), а также и телевизионных мировых агентств (WTN – World Television News); Звонки телезрителей, письма заинтересованных представителей аудитории; Радиоперехват переговоров некоторых оперативных служб и ведомств; Продолжение разработки ранее освещавшейся темы – «раскрутка события»; Провоцирование («организация») события. Дадим перечисленным источникам характеристику в плане их информационной ценности. Сообщения собственных корреспондентов и репортажи с места события – наиболее ценный и незаменимый канал информации. Ничто не возвышает информационную службу в глазах аудитории так, как добытые ею самой новости. В этом случае телевизионщики выглядят не ретрансляторами, посредниками, интерпретаторами, а настоящими разработчиками информации – создателями новостей. Чаще всего нормой в телекомпаниях считается ежедневная подготовка каждым штатным репортером одного сюжета к эфиру. Но бывает изредка и такое, что один тележурналист может подготовить три собственных сюжета к вечернему выпуску новостей. Чем больше в телекомпании репортеров, тем интенсивнее ежедневный приток новостей, потому что профессиональный журналист всегда найдет информацию, достойную внимания массовой аудитории. Конкурирующие средства массовой информации (телеканалы, радиостанции и газеты) создают постоянный информационный фон или контекст, в котором работают телеслужбы новостей. Редакторы информационных выпусков всегда стараются «держать руку на пульсе дня», просматривая свежие выпуски газет, последние известия других телекомпаний, чтобы, не дай бог, не пропустить важное сообщение, которое может стать новостью № 1 к вечеру того же дня. Важно следить за появлением новостей общенациональной значимости. Нередко события, происходящие в Москве, имеют свое продолжение на местах. Яркий пример тому - акция протеста, объявленная профсоюзом шахтеров. Результатом стала рельсовая война в Ростове и Кузбассе. На жизни регионов также может отражаться законодательная деятельность Правительства и его кадровая политика. Так, например, решение правительства о продаже государственных пакетов акций предприятий нефтегазового комплекса непосредственно коснулось Томской области, так как в этот список попало бюджетообразующее предприятие региона: Восточная нефтяная компания (ВНК). Продажа ВНК привела к существенному сокращению доходной части бюджета области и далее - к невыплате заработной платы работникам бюджетной сферы, к пикетам и забастовкам. Число новостных сюжетов и информационных публикаций на эту тему в какой-то момент исчислялось десятками. Разумеется, не все события, происходящие в Москве, могут получить дальнейшие развитие на местах. Так, всероссийская акция протеста учителей в 1997 г., о которой много говорилось в центральных СМИ, не вызвала в сибирских регионах практически никакой реакции. А вот указ об обязательном использовании контрольно-кассовых машин, который в Москве остался незамеченным, в Томске привел к пикетам. Пресс-службы и отделы по связям с общественностью становятся «приисками информации» и в некоторых случаях обеспечивают до половины всех сообщений местной телеслужбы новостей. Сегодня в Томске и подобных ему городах с населением от 500 тысяч до миллиона жителей насчитывается около двух десятков пресс-служб. На некоторых предприятиях и в организациях пресс-службы не выделены в отдельную структуру, общение со средствами массовой информации там поручено отдельному человеку или группе лиц - специалистам по связям с общественностью. В таком режиме, например, работает управление Федеральной службы безопасности по Томской области (УФСБ). Пресс-службы и отделы по связям с общественностью - самый стабильный источник информации, по которому ежедневно поступает наибольшее количество новостей. К сожалению, далеко не все они являются телевизионными. Пресс-службы, в основном, информируют о таких событиях как издание того или иного постановления, проведение семинара, заседания или пресс-конференции. То есть об официальных событиях (на телевизионном жаргоне все это называется «паркетные съемки»), а они, как правило, содержат бедный видеоряд. На телевидении же важно не только, о чем рассказывать, но и что показывать. (Более подробно об этом в следующем разделе: «Выбор темы»). Интернет-страницы новостного характера в последние годы используются все большим числом телекомпаний в качестве постоянного канала информации. Он обеспечивает быструю и надежную связь между журналистами и их источниками, даже если между ними тысячи и тысячи километров. Для некоторых редакций Интернет стал основным источником поступления разнообразных сведений. Сегодня в глобальных компьютерных сетях можно найти не только сообщения информационных агентств, но и газетные публикации, и тексты телевизионных материалов, и даже небольшие фрагменты видеосюжетов, голоса и музыку в режиме real audio. В приложениях к основным разделам нашей книги заинтересованный читатель найдет список наиболее популярных в журналистской среде WWW-адресов. Бюллетени, сводки и подборки оперативных сообщений от информационных агентств – один из наиболее стабильных и надежных профессиональных источников информации для телеслужб новостей. Никакая местная телекомпания не может себе позволить содержание штата, необходимого для того, чтобы круглосуточно держать в поле зрения информацию из разных стран. Еще менее возможно иметь постоянные представительства в тысячах других мест, где в любой момент может что-то случиться. Правда, по оценкам «Интерньюс», только 10 процентов независимых телекомпаний в России имеют финансовые возможности для использования в качестве постоянного источника информации сообщений телеграфных агентств или специализированных информационных служб вроде World Television News. Звонки телезрителей (очевидцев), сообщения на пейджер - самый непредсказуемый источник информации. И в то же время, именно таким образом поступает наиболее оперативная и интересная информация, позволяющая съемочной группе оказаться в нужном месте в нужное время. Основной недостаток этого источника - его нестабильность. В некоторые дни может поступать до десятка сообщений от телезрителей, но бывают дни, когда нет ни одного звонка. Поэтому телекомпании пытаются стимулировать зрительскую активность. Например, за рубежом довольно активно пользуются услугами внештатных репортеров-операторов (стрингеров). Так, на станцию Fox в Сан-Франциско работает около сотни стрингеров. Ежедневно они поставляют 2-4 сюжета. Российские региональные телекомпании в большинстве своем не способны адекватно оплачивать труд «свободных художников», поэтому стрингеры в регионах - явление редкое. Большинство же зрителей, сообщая ту или иную информацию, делают это бескорыстно. Чтобы активизировать этот процесс, станции занимаются тем, что называют промоушен (promotion – рекламная раскрутка): регулярно сообщают в своем эфире или в других СМИ номера телефонов информационных служб. Впрочем, многое зависит от самих сотрудников новостей: насколько оперативно и адекватно они реагируют на зрительские звонки. Большое значение имеют личные связи. У опытных репортеров имеются свои картотеки с телефонами людей, к которым они могут неофициально обратиться за информацией. Бывает, что журналист оплачивает труд своих информаторов. Так «информированный источник в Правительстве» может получать до 1000 долларов и больше за сообщение. Но в провинции подобное пока не замечено. Радиоперехват (прослушивание частот УВД, ГИБДД, противопожарной службы, скорой помощи и службы ГО и ЧС). Ежедневно в таком городе, как Томск, происходит около десятка дорожно-транспортных происшествий, более десятка преступлений, несколько пожаров, отравлений и так далее. Этот источник информации мог бы быть самым стабильным. Но для того, чтобы прослушивать частоты вышеперечисленных служб, необходимо получить специальное разрешение. В Америке и Европе сделать это довольно просто, в России значительно сложнее. Далеко не все телекомпании имеют сегодня право на сканирование частот. А те, что имеют, могут довольно легко потерять его, если будут недостаточно лояльно освещать деятельность правоохранительных органов. Несанкционированное же прослушивание может повлечь за собой административное наказание. Тема с продолжением («раскрученное событие») – это обращение тележурналистов к использованным ранее источникам и отслеживание развития тех или иных фактов. 17 июля 1997 года обвалилось перекрытие в казарме Томского высшего военного командного училища связи. Ряд общенациональных выпусков новостей открывался сообщением об этой трагедии и на протяжении нескольких дней это событие оставалось темой N 1 во всех томских СМИ. Информационные службы рассказывали о ходе спасательных работ, о состоянии здоровья пострадавших курсантов, о помощи семьям погибших... К счастью, события подобного рода происходят нечасто. Иногда редактор новостей определяет одну-две наиболее значимые темы, которые с его точки зрения могут иметь продолжение. Некоторые события журналисты сознательно раскручивают до такой степени, что любое сообщение на данную тему воспринимается как новость. Во время судебного процесса над звездой американского футбола О.Джей Симпсоном телекомпания CNN снимала новостийные сюжеты даже о том, как другие телекомпании освещают эту новость. Другой пример касается того, как подавали в московских СМИ тему здоровья Б.Н.Ельцина: «... сегодня Президент провел в Горках-7 обычный рабочий день...» Вряд ли можно считать новостью информацию такого рода. Когда масс-медиа обвиняют в том, что они делают из мухи слона, то, как правило, имеют в виду именно подобное «раскручивание темы». Как видим, подчас такие обвинения бывают вполне справедливыми. Провоцирование событий – прием манипуляторской журналистики, которым достаточно часто пользуются специалисты по рекламе и «паблик рилейшнз». Хрестоматийный пример провокации показал еще в 1898 году американский газетный магнат Р.Херст, потребовавший от своих сотрудников обеспечить публикацию снимков начала войны между США и Испанией. Когда подчиненные заметили ему, что война еще не началась, Р.Херст невозмутимо парировал: «Опубликуем снимки, и она начнется». Репортер одной из немецких телекомпаний недавно снял серию репортажей о деятельности организации «Ку-Клукс-Клан» в Европе. В репортажах было показано, как «ку-клукс-клановцы» устанавливают и сжигают кресты. Местная полиция провела расследование и обнаружила весь антураж съемок на квартире у самого журналиста. Репортер был взят под стражу, но у вымышленных «ку-клус-клановцев» появились реальные последователи. Не всегда провокация бывает столь очевидной. Некоторые экономисты считают, что в дни финансового кризиса, в августе 1998 года, именно сообщения в СМИ о грядущем голоде привели к ажиотажному спросу на продовольственные товары. Стоило заострить внимание на каком-либо продукте питания, как он тут же исчезал из магазинов. После чего у журналистов появлялся уже реальный информационный повод рассказывать об опустевших прилавках и росте цен. Несовершенство нынешнего законодательства РФ не позволяет привлечь журналистов к ответственности за провокации. По крайней мере, ни один подобный процесс не стал достоянием гласности. Все вышеперечисленные источники информации имеют свои плюсы и минусы. Нельзя работать в новостях, используя лишь один источник и игнорируя другие. Мнение, будто одному репортеру постоянно везет с темами, а другому - нет, ошибочное. Просто один для этого делает больше, а другой - меньше. Под лежачий камень вода не течет. Информация тоже… Главное, обеспечить приток новостей от самых разных источников и оказаться на месте события раньше других. Репортеры телеслужбы новостей - это гончие. Большая часть их рабочего дня - это работа на телефоне. Если они имеют постоянное редакционное задание, связанное с устоявшимимся интересами и контактами репортера, у них появляются надежные источники в УВД, ГАИ, пожарной охране и других интересных ведомствах. Со временем у таких репортеров появляется как бы второе специальное образование. Наличие таких репортеров позволяет информационной службе избежать дублирования репортажей и дает возможность несколько более глубокого взгляда, чем в «репортерской смеси». Вместе с тем, маленькие местные телекомпании не всегда могут себе позволить иметь репортеров, специализирующихся в какой-либо одной отрасли. И хотя у одного лучше получается политическая хроника, а у другого – криминальная или спортивная, в любой момент надо быть готовым мчаться туда, где происходит что-то интересное. Новости и стихийность, репортер и спешка – понятия неразделимые. Однако, несмотря на вечную журналистскую текучку, готовиться к съемкам все-таки нужно. Делать это надо прежде всего в целях экономии времени – чтобы по прибытии на место скорее сориентироваться в обстановке и не метаться в поисках ответов на элементарные вопросы. Так что, не взирая на традиционный репортерский цейтнот, попытайтесь выкроить время, чтобы поговорить с экспертами или более опытными журналистами, что-то знающими о теме, с которой вы, возможно, сталкиваетесь впервые, чтобы посмотреть справочные материалы или газетные публикации, провести поиск в Интернет. Использование архива в новостях способствует усилению информационной насыщенности ваших сюжетов. Что такое архив Архив - это видео и устная информация, которую мы добыли не сегодня, которую мы откладываем на хранение с возможностью последующего использования в выпуске новостей. Помните требование Закона о СМИ о минимальном сроке хранения вышедших в эфир материалов (два месяца с момента выхода - для материалов, не шедших в прямом эфире). Так что архив в телекомпании создается в любом случае. Чаще всего встречающиеся причины не поддерживать архив: недостаток кассет, нет свободной монтажки, нет специального человека, который сгонял бы видеоматериалы в архив, лень и т.п. Изредка случается и другая крайность, когда какой-то репортер всецело полагается на архив и ленится снимать свежее видео. Его репортаж в таком случае теряет свою жанровую сущность и становится вневременным видеоматериалом. Использование архива делает сюжет более информативным, экономит съемочное время, выручает в случае длинных синхронов, придает сюжетам стилистическую остроту (например, приятное сопоставление архивных предвыборных обещаний кандидата четырехлетней давности и его нынешней деятельности). Всегда ли указывать титр «Архив» - Если это тематическое видео (например, подсъемки онкологического диспансера для рубрики о здоровье населения), то такой необходимости нет. Если же это хроника актуальных событий, то указание на использование архивных материалов обязательно. Иначе вас могут обвинить в фальсификации видеоряда. В любом случае помните о сезонности съемок. Было бы в высшей степени странно в лютые январские морозы использовать архивные кадры, отснятые летним деньком на улицах города. Особое внимание обратите на этические моменты использования крупных планов людей (в случае с онкологической больницей, например, кто-то из заснятых пациентов мог уже и умереть за это время. Пощадите чувства родственников). Чтобы понять возможности использования архива рекомендуется проделать следующее упражнение: взять порядок выпуска и проанализировать, что могло бы быть сделано лучше при использовании архива. СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИВА
Каталог: download -> version
version -> I " Больной, проснитесь примите снотворное"
version -> 1. Историко-географические знания в школьном курсе географии на примере некоторых географических открытиях
version -> Нурсултан Аби́шевич Назарба́ев
version -> Биография Мухтар Кабулович Аблязов родился 16 мая 1963 в селе Галкино Ленинского района Южно-Казахстанской области
version -> Рабочая программа по русскому языку 58 1 класс (обучение грамоте) 58 Рабочая программа по литературному чтению 107
version -> Степанов Александр Михайлович Большой словарь эзотерических терминов
version -> Внеклассное мероприятие литературная гостиная Сгорая пламенем любви
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

  • Принципы телевизионных новостей…………………………………….. ………………….. 5
  • Производственный цикл телеслужбы новостей…………………………………………….9
  • Своеобразие новостных программ ……………………………………….………………….27
  • Структура выпуска и оформление новостей на телевидении…………………………… 34
  • Ведущий новостной программы……………………………………………………………...44
  • Структура типичного новостного сюжета…………………………………………………. 51
  • Работа над новостями в команде……………………………………………………………..61
  • «Изюминка» выпуска…………………………………………………………………………..73
  • Специализация репортеров в телеслужбе новостей………………………………………..81
  • Исследования теленовостей………………………………………………………………….. 98
  • Оборудование и технические аспекты производства теленовостей……………………105
  • Юридические проблемы и нормативы производства теленовостей…. ……………….112
  • Заключение……………………………………………………………………………………..120
  • Список литературы………………………………………………………………………… 123 Предметный указатель……………………………………………………………………….125 ПРЕДИСЛОВИЕ
  • Глава 1. Принципы телевизионных новостей
  • Близость освещаемого события к аудитории
  • Исключительное обстоятельство
  • Возможные последствия свершившегося события
  • Глава 2. Производственный цикл телеслужбы новостей
  • СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИВА