Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Языковая и литературная компетенция




страница1/5
Дата02.07.2017
Размер0.98 Mb.
  1   2   3   4   5
Предметный цикл «Язык и литература»

Содержание:

Языковая и литературная компетенция

Выпускник основной школы:



  1. осознает значение русского языка как носителя национальной культуры и средства общения во всех сферах деятельности;

  2. воспринимает владение языком как основу для обучения в целом и как существенную часть своего самосознания;

  3. усвоил основные знания о языке и орфографические навыки;

  4. сознательно относится к языку, высказывает свои мысли адекватно и ясно как в устной, так и в письменной форме, учитывая сложившиеся в данной культуре традиции использования языковых средств;

  5. осмысленно читает и воспринимает на слух, а также пишет тексты разных типов; выступая, пользуется разными способами информирования слушателей;

  6. целесообразно использует различные каналы общения, находит, критически оценивает и применяет информацию, имеющуюся в средствах массовой информации и в Интернете;

  7. знает и высоко ценит как свою национальную литературу, так и литературу других народов, как свою национальную традиционную культуру, так и культурные традиции и мультикультурность родины;

  8. читал высокохудожественную литературу, соответствующую возрасту, формировал на ее основе свои нравственные установки и обогащал духовный и эмоциональный мир, становясь развитой личностью;

  9. воспринимает литературное произведение как произведение искусства, понимает его содержание, способен оценить его художественные достоинства;

  10. способен формулировать и высказывать собственное мнение, признает чужое мнение и учитывает его;

  11. высоко ценит честность и справедливость, человеческое достоинство и ответственное поведение;

  12. умеет учиться, извлекает информацию из разных источников, пользуется словарями и справочниками.

Учебные предметы

Обязательными предметами являются русский язык и литература. Русский язык изучают с 1-го по 9-й класс, литературу с 5-го по 9-й класс.

Распределение уроков русского языка и литературы по школьным ступеням:

I школьная ступень

В обычных классах

Русский язык -19 часов в неделю,

В классах языкового погружения

Русский язык - 7 часов в неделю

II школьная ступень

Русский язык — 11 часов в неделю

Литература — 4 часа в неделю

III школьная ступень

Русский язык — 6 часов в неделю

Литература — 6 часов в неделю

Описание предметного цикла

Язык — носитель национальной культуры и национального самосознания; владение языком в устной и письменной форме является основой и одной из предпосылок формирования мыслительных способностей, духовного развития и социализации человека. Хорошее владение русским языком — предпосылка успешных занятий по всем учебным предметам. Предметы описываемого предметного цикла способствуют в первую очередь развитию языковой и литературной компетенции ученика, развитию его коммуникативных умений. Изучая предметы, предусмотренные программой, учащийся приобретает знания по языку и литературе, а также разнообразный опыт чтения, письма и общения. На основе знаний и опыта формируется личность, которой свойственно сознательно, активно и ответственно относиться к чтению, письму и общению. Изучаемые предметы в то же время способствуют формированию идентичности и самопознания учащегося, поддерживают его культурное и социальное развитие.


С 1-го по 4-й класс русский язык — предмет, занятия которым развивают все виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо, правописание), этому способствует чтение, осмысливание и составление текстов информационного и прикладного характера, а также художественных текстов. Начиная с 5-го класса русский язык и литература — разные учебные предметы, для которых общими являются текстоцентричный подход и развитие языковых умений. Обучение литературе прежде всего ставит целью формирование литературного интереса и читательских навыков учащегося, а также нравственно-эмоциональное развитие через чтение и осмысление литературы; в то же время на уроках литературы рассматривается и языковое своеобразие художественной литературы и развивается умение учащегося излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Основой интеграции предметов данного предметного цикла является широкое понимание текста, охватывающее как устные, так и письменные, как прикладные, так и художественные тексты, а также комбинации картинного, графического и других видов текстов. Совместное воздействие языковых и литературных предметов способствует развитию навыков слушания, говорения, чтения и письма, необходимых при изучении других предметов, у учащихся возникает желание научиться грамотно выражать собственные мысли.
Изучение текстов и обучение правописанию развивают речевую деятельность и умение понимать и создавать тексты. Занимаясь русским языком и литературой, учащийся приобретает навыки речевого общения, учится выражать свои чувства и мысли, анализировать услышанное и прочитанное и обобщать собранную информацию. Чтение и анализ литературы на уроках расширяет культурный и жизненный опыт учащегося, обогащает его словарный запас, способствует развитию интереса к литературе и читательского навыка, содействует развитию личности.
В целом учебные предметы данного цикла способствуют формированию языковой компетенции и коммуникативных умений ученика, поддерживают его эстетическое, культурное и социальное развитие.
Формирование общих компетенций на основе учебных предметов
В формировании ценностной компетенции учащихся данный предметный цикл занимает весьма существенное место, что вытекает из специфики литературы как предмета искусства. В обучении по литературе прежде всего акцентируется формирование нравственных и эстетико-эмоциональных, а также культурных ценностей на основе читаемых художественных и научно-популярных текстов. Обучение языку также подчеркивает духовные и культурные ценности: язык выступает как носитель национальной культуры, владение языком — это важная часть самосознания человека. Особое значение придается функциональной грамотности и сознательному критическому отношению к источникам информации, в том числе к средствам массовой информации.

Обучение языку и литературе развивает существенные компетенции, необходимые для успешной учебы: навыки слушания и чтения, понимание текстов различного вида, различение факта и мнения, умение извлекать информацию из разных источников и критическое ее использование, составление текстов разного рода, формирование и высказывание собственного мнения.


Учебные предметы данного предметного цикла поддерживают формирование социальной компетенции: расширяется картина мира учащегося и его представления о взаимоотношениях между людьми; формируется коммуникативная компетентность: навыки устного и письменного общения, выбор уместного речевого поведения с учетом партнера общения, умение высказывать и обосновывать собственное мнение.
Формирование адекватного самоопределения и предприимчивости, а также чувства ответственности подкрепляются обсуждением соответствующих возрасту проблем, как отраженных в средствах массовой информации, так и возникающих в повседневной жизни учащихся, определением собственной точки зрения по этим вопросам и поиском способов их решения как на уроках языка и литературы, так и в творческих работах. Познанию самого себя и развитию инициативности способствует участие в проектах, предполагающих не только инициативу и активность учащихся, но и использование и пополнение знаний по языку и литературе из различных источников.

Интеграция

Интеграция с другими предметными областями и с соответствующими компетенциями

Предметы данного предметного цикла способствуют формированию компетенции в других предметах, поскольку на уроках языка и литературы учащиеся развивают умение высказывать свои мысли в устной и письменной форме; развиваются навыки общения; ученики учатся читать и понимать тексты разного рода, в том числе тексты информационного и прикладного характера; читая литературные тексты, ученики обогащают свой словарный запас и расширяют картину мира; учатся писать разнотипные тексты (в том числе отзыв, реферат, инструкцию), используя адекватные речевые средства и уместный стиль; учатся составлять и оформлять исследование, пользоваться источниками и ссылаться на них, приобретают привычку пользоваться разными словарями и справочниками.



При изучении грамматических систем других языков подспорьем являются языковые понятия, усвоенные на уроках родного языка, знание иностранных слов также способствует овладению языками. Ознакомление с произведениями иностранных авторов пробуждает интерес к языкам; чтение и обсуждение произведений авторов, пишущих на изучаемом языке, углубляет интерес к стране, к ее культуре и к чтению литературы в оригинале.
Пониманию учебных текстов и текстовых заданий по математике способствуют навыки чтения, развиваемые на уроках эстонского/русского языка. Правописание имен числительных служит подспорьем при овладении математической грамотностью. В то же время достижение хороших результатов обучения и корректного использования речевых средств предполагает, что и на уроках математики ведется работа с текстом, необходимая для понимания содержания учебного текста или задания, и что требуется соблюдение элементарных орфографических норм в письменных работах.
Понимание учебных и информационных текстов по естественнонаучным предметам также предполагает хорошие навыки чтения и умение работать с текстом. Учащийся должен научиться правильно писать топонимы, а также наименования природных явлений и объектов. Тексты о природе в учебной и художественной литературе содействуют приобретению знаний о природе, учат понимать и высоко ценить ее. Словарный запас и знания, усвоенные на уроках естественнонаучных предметов, в свою очередь способствуют восприятию описаний природы в художественной литературе, возникновению у читателя образных представлений и эмоциональному воздействию на него.
Предметный цикл разными способами содействует изучению предметов социального цикла. Чтение и анализ художественных произведений способствуют формированию картины мира, пониманию исторических событий и развития истории, ориентации в общественной жизни и во взаимоотношениях людей. При выборе и анализе литературных текстов учитываются существенные сферы общественной жизни: человеческие ценности и нравственность; взаимоотношения дома и в школе; национальная культура и культурное многообразие; гражданское общество и межнациональные отношения. В то же время знания, приобретенные в процессе изучения социальных предметов, знания об истории, о развитии и функционировании общества, о человеке способствуют пониманию проблем общественной жизни и взаимоотношений людей, отраженных в литературных произведениях. На уроках языка изучают нормы правописания наименований стран, союзов, организаций, исторических лиц, исторических событий; на уроках истории и обществоведения следует эти знания закреплять на материале конкретных примеров. Умение рассуждать, а также умение извлекать информацию из различных источников, осмыслять ее и пользоваться ею необходимы; соответствующие навыки развивают в процессе работы с текстами разного содержания как в пределах данного предметного цикла, так и по социальным предметам.
Обучению предметам художественного цикла способствует в первую очередь изучение литературы как предмета искусства. Анализ литературного произведения параллельно с рассматриванием иллюстраций способствует пониманию своеобразия средств художественного выражения. Всестороннее рассмотрение рекламы на занятиях по языку предполагает анализ и визуальных компонентов, что было бы целесообразно делать совместно с преподавателем искусствоведения. Сопровождение анализа литературного произведения музыкой соответствующей эпохи помогает ученику понять эмоциональное воздействие музыки, знакомит с разными средствами художественной выразительности. Общей частью литературы и преподавания музыки является (народная) песня, ее текст и выступление с нею, что предполагает совместные действия преподавателей.
Сквозные темы

При планировании целей, результатов и содержания обучения по предметам данного предметного цикла в разной степени учитывались все сквозные темы программы в зависимости от школьной ступени, специфики предмета и связей с той или другой сквозной темой. Сквозные темы «Ценности и нравственность» и «Культурное самосознание» являются специфическими темами в предметной области; эти темы рассматриваются в ходе чтения и анализа художественной литературы и текстов, информирующих о культурной тематике, они обсуждаются и на их основе составляются собственные тексты.


С целями темы «Непрерывное обучение и планирование карьеры» согласуются все виды компетенции, достижение которых предусматривается в процессе обучения в рамках предметной области: умение учиться, навыки функционального чтения, умение выражать мысли в устной и письменной форме, создание текстов. Развивают навыки общения и совместных действий, способность формировать и высказывать собственное мнение, решать проблемы. В ходе учебной деятельности ученик замечает и осознает свои специфические склонности в сфере изучаемого предмета и получает возможность развивать свои творческие способности.
Работа над сквозными темами «Окружающая среда и устойчивое развитие» и «Здоровье и безопасность» ставит целью формирование социально активного, ответственного человека, сознательно относящегося к окружающей среде и умеющего ценить здоровье и безопасность. Учебные предметы поддерживают эту направленность выбором и анализом тематически соответствующих текстов, в том числе текстов средств массовой коммуникации, а также обсуждением выдвигаемых в этих текстах проблем в устной и письменной форме.
Сквозная тема «Информационная среда» в учебных предметах данной области отражается посредством извлечения информации из разных источников (в том числе из Интернета), критической ее оценки и использования как для расширения языковых знаний и сведений по учебной теме, так и при создании текста.

Русский язык

Общие положения
Учебно-воспитательные цели

В ходе изучения предмета учащийся:



  1. осознает значение русского языка как носителя русской культуры и средства общения во всех сферах деятельности; с уважением относится к языку и культуре других народов;

  2. воспринимает владение русским языком как основу для обучения и своей идентичности; осознанно использует язык;

  3. усваивает основные знания о языке и умеет применять их в повседневной жизни и учебной деятельности, следуя нормам русского литературного языка;

  4. повышает уровень владения русским языком как средством общения и самовыражения, учитывая сложившиеся языковые нормы, ситуацию и цель общения;

  5. учится целесообразно использовать различные каналы общения, развивает умение находить, критически оценивать и применять по назначению информацию, имеющуюся в средствах массовой информации и Интернете;

  6. осмысленно читает и воспринимает на слух, а также составляет тексты разных типов в устной и письменной форме;

  7. развивает умение критически мыслить, аргументировать свои высказывания и делать собственные выводы, опираясь на устные и письменные тексты;

  8. использует словари, в том числе электронные, справочную литературу и ресурсы Интернета для совершенствования своих знаний по русскому языку.


Описание предмета

Основная функция языка — коммуникация посредством текстов в разных условиях. В процессе овладения языком формируется система лингвистических понятий, развиваются память, мышление, творческие способности учащихся.


Русский язык является многоплановым предметом, содержащим сведения об истории русского языка, о его развитии, современном состоянии и функционировании в разных сферах. Базовыми являются знания о языке как системе: о фонетической, лексической, морфологической, синтаксической подсистемах и основных нормах современного русского литературного языка. Текст как основная коммуникативная единица рассматривается в качестве средства, а его восприятие и создание – как цель обучения русскому языку.
Изучение русского языка как средства общения и познания окружающего мира играет важную роль в жизни каждого учащегося. От уровня владения русским языком зависит успешность усвоения учебного материала в целом. В условиях диаспоры русский язык обеспечивает связь с национальной культурой.
Основным объектом изучения в школе является литературный язык, который обеспечивает культуру общения и преемственность речевой культуры. Однако наряду с этим необходимо изучать и такие формы общенародного языка, как диалекты, профессиональная речь, жаргоны, городское просторечие, язык Интернета, региональные варианты русского языка. На фоне этого многообразия более понятными становятся значимость литературного языка и, соответственно, необходимость усвоения единой нормы.
Формирование коммуникативных и языковых умений создает необходимые предпосылки для изучения других (государственного эстонского и иностранных) языков. Русский язык — это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка учащиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с речевой деятельностью.
В процессе речевой деятельности слушание, говорение, чтение и письмо тесно связаны между собой, так как речь — это комплексное их сочетание. Изучение языковых единиц и категорий на каждой последующей ступени обучения предполагает углубленное рассмотрение ранее изученного и добавление новых знаний. Этот же принцип действует и в отношении видов речевой деятельности. В основной школе изучение русского языка ориентировано на прочное овладение разными видами речевой деятельности.
При реализации воспитательных целей обучения учитываются такие темы и проблемы, как

  1. нравственное достоинство человека;

  2. честность, трудолюбие, активная жизненная позиция, способность творить добро как важнейшие моральные ценности;

  3. роль семьи и школы в формировании молодого поколения;

  4. историческая родина, чувство национальной идентичности;

  5. мультикультурное общество Эстонии;

  6. охрана природы и защита животных;

  7. современное общество: преобладание потребительского менталитета, доминирование личных интересов над общественными, отсутствие толерантности, агрессивность.

Эти темы и проблемы находят отражение в текстовом материале учебников по русскому языку.


Обучение русскому языку на первой школьной ступени обучения (1–3 классы) развивает все виды речевой деятельности и направлено на формирование первичных знаний в области фонетики, орфоэпии, графики, лексикологии, фразеологии, морфемики, грамматики и языковой нормы. Обучение правописанию на совмещается с развитием навыков чтения и производится на основе текстов разных типов. Анализ текста предусматривает определение темы, деление на части, озаглавливание. Переработка и создание текстов производятся под руководством учителя.
Обучение русскому языку на второй школьной ступени (4–6 классы) направлено на расширение объема знаний по фонетике, орфоэпии, лексикологии, фразеологии, морфемике, словообразованию, морфологии, синтаксису, на развитие орфографических и пунктуационных навыков. Анализ текста предусматривает изучение его строения, определение основной мысли, типа и стиля речи, использования в нем изобразительно-выразительных средств и средств связности. Орфография и пунктуация изучаются на текстовой основе.
На третьей ступени (7–9 классы) завершается изучение фонетики, орфоэпии, морфологии, орфографии и проводится систематическая работа по изучению синтаксиса и пунктуации, школьники приобретают знания о тексте как языковой / речевой единице, особенностях его структуры, порождения и восприятия, о соотношении текстов разных типов.
На протяжении всего процесса обучения русскому языку в основной школе проводится работа по формированию грамотной связной речи и обогащению словарного запаса учащегося.
Постепенно повышается степень самостоятельности в работе над текстом: его восприятием, интерпретацией, созданием текстов разных жанров и стилей.
При планировании и организации учебной деятельности:

  1. исходят из базовых ценностей, изложенных в программе, из общих компетенций, целей учебного предмета и результатов обучения, а также поддерживают интеграцию с другими предметами и сквозными темами;

  2. следят, чтобы учебная нагрузка учеников (в том числе объем домашних заданий) была умеренной, распределялась в течение учебного года равномерно и оставляла достаточно времени для отдыха и развлечений;

  3. предоставляют возможность заниматься индивидуально и совместно с другими (самостоятельная работа, работа в парах и в группе), что способствует развитию активности и самостоятельности учеников в учебной работе;

  4. учитывают индивидуальные особенности учеников и используют дифференцированные учебные задания, характер и степень сложности которых соответствуют возможностям учащихся;

  5. используют учебную среду, учебные материалы и средства, базирующиеся на современных инфо- и коммуникационных технологиях;

  6. расширяют учебную среду: компьютерный класс, музей, выставка, библиотека;

  1. применяют разнообразные учебные методы, в том числе методы активного обучения: выступление, ролевые игры, написание творческой работы, обсуждение, дискуссия, дебаты, составление учебной папки и исследования, проектное обучение.

Предусмотренные программой результаты отражают хорошие достижения ученика. Результаты обучения определяются применительно к школьным ступеням на двух уровнях: общие результаты и результаты в пределах отдельных более общих тем. Оценивая результаты обучения, исходят из принципов, изложенных в общей части государственной программы основной школы и в других правовых актах, регулирующих критерии оценивания.


Знания и умения ученика оцениваются на основе устных ответов (выступлений) и письменных работ, учитывая соответствие знаний и умений результатам обучения, предусмотренным в программе. Оценка излагается в словесной форме и дается в виде отметки. Формы контроля результатов обучения должны быть разнообразными и соответствовать предполагаемым результатам. Ученик должен знать, что и когда будет оцениваться, какими будут средства оценивания и из каких критериев при этом исходят.


I школьная ступень

Результаты обучения
Результаты обучения I школьной ступени отражают хорошие достижения учащегося.
Учащийся, окончивший 3-й класс:

  1. различает на слух звук, слог, фонетическое слово и предложение;

  2. подробно или кратко пересказывает текст по простому плану / по вопросам / по ключевым словам;

  3. определяет на слух тему и основную мысль текста;

  4. комментирует выполнение учебных заданий, обсуждает их в группе / в парах;

  5. читает тексты четко, осознанно, выразительно, без искажений, правильно интонируя текст и соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка;

  6. самостоятельно читает и выполняет задания и инструкции;

  7. каллиграфически правильно переписывает печатный и рукописный текст;

  8. пишет под диктовку текст, включающий изученные орфограммы и пунктограммы;

  9. составляет и записывает простые тексты повествовательного и описательного характера.



Слушание

Учащийся, окончивший 3-й класс:



  1. определяет звуковой состав слова, различает гласные / согласные, мягкие / твердые звуки;

  2. определяет границы фонетических слов, делит слово на слоги;

  3. различает предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные);

  4. различает формы речи (диалог, монолог), типы речи (описание, повествование, рассуждение), жанры (стихотворение, рассказ, сказка);

  5. определяет тему и основную мысль аудиотекста;

  6. воспринимает на слух устные указания учителя.


Говорение

Учащийся, окончивший 3-й класс:



  1. правильно и четко произносит звуки / их сочетания в словах;

  2. составляет и интонационно правильно произносит разные по цели высказывания предложения;

  3. поддерживает беседу о событиях своей жизни, о прочитанном, увиденном;

  4. составляет простые повествовательные и описательные тексты, а также тексты с элементами рассуждения;

  5. рассказывает наизусть стихотворные и прозаические тексты.


Чтение

Учащийся, окончивший 3-й класс:



  1. выполняет задания по выборочному чтению слов, словосочетаний, предложений, отрывков текста;

  2. самостоятельно читает и понимает тексты разных жанров (не менее 12);

  3. читает таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения, применяемые на бумажных и электронных носителях.


Письмо

Учащийся, окончивший 3-й класс:



  1. записывает и корректно оформляет необходимую информацию в тетради, в дневнике, на доске;

  2. правильно обозначает мягкость согласных на письме (с помощью букв и, е, ё, ю, я и мягкого знака);

  3. выполняет письменные грамматические задания и оформляет их, соблюдая правила;

  4. пишет изложения по плану и опорным словам; а также диктанты и простые сочинения;

  5. умеет исправлять свои письменные работы.



Учебная деятельность

Ученик усваивает теоретические знания по графике, фонетике, лексикологии, фразеологии, морфемике, грамматике в соответствии с содержанием обучения на данной ступени и учится применять их в ходе лингвистического анализа и в речевой деятельности.


Слушание

Учащийся учится:



  1. определять последовательность звуков в слове;

  2. различать ударные и безударные слоги;

  3. распознавать на слух гласные и согласные как в сильной, так и в слабой позиции;

  4. распознавать твердые / мягкие, глухие / звонкие согласные;

  5. определять границы слов в предложении и частеречную принадлежность слов;

  6. определять грамматическую основу предложения, устанавливать связь слов в предложении;

  7. определять границы предложений; различать типы предложений по интонации;

  8. внимательно слушать и распознавать устные тексты разных стилей и жанров;

  9. определять главную мысль произносимого текста, запоминать его содержание, выполнять текстовые задания по указанию учителя.


Говорение

Учащийся учится:



  1. правильно и четко произносить все русские звуки и их сочетания;

  2. называть буквы русского алфавита;

  3. объяснять лексическое значение слова самостоятельно и с помощью словаря;

  4. составлять предложения, разные по цели высказывания;

  5. составлять разные по стилю тексты с опорой на вопросы, ключевые слова и простой план;

  6. пересказывать тексты разных стилей и жанров;

  7. вести беседу на основе увиденного, услышанного, прочитанного;

  8. декламировать стихотворения;

  9. объяснять выполнение учебных заданий с опорой на правила, обсуждать задания в группе / в парах и принимать правильное решение.


Чтение

Учащийся учится:



  1. читать вслух адаптированные тексты: а) по слогам, б) бегло;

  2. читать разные тексты про себя, следить за чтением в группе;

  3. совершенствовать технику чтения;

  4. читать самостоятельно, осознанно и целенаправленно;

  5. осуществлять выборочное чтение;

  6. находить, выбирать и читать тексты в Интернете;

  7. целенаправленно пользоваться титульным листом и оглавлением книги.


Письмо

Учащийся учится:



  1. оформлять работы в соответствии с требованиями;

  2. правильно, без искажений переписывать печатные или рукописные тексты;

  3. выполнять письменные грамматические задания, корректно оформлять их;

  4. грамотно писать под диктовку слова, предложения, небольшие тексты;

  5. писать изложения по плану и опорным словам;

  6. писать и оформлять описательные, повествовательные тексты и тексты-рассуждения;

  7. выполнять работу над ошибками.

Литература
Общие положения

Учебные и воспитательные цели

Изучение литературы в основной школе направлено на то, чтобы учащийся:



  1. читал соответствующую его возрасту художественную литературу и развивал навыки чтения, имел стойкую привычку к чтению как средству понимания мира и самого себя;

  2. ценил литературу как составную часть своей национальной культуры, знакомился с литературой и культурой других народов;

  3. понимал образный язык произведения словесного творчества, обогащал свой словарный запас, развивал умение выражать собственные мысли в устной и письменной форме;

  4. развивал свои творческие способности, с уважением относился к творческому труду;

  5. формировал через чтение литературы свои эстетические и этические ценности;

  6. расширял свой кругозор, обогащал духовный и эмоциональный мир;

  7. мог самостоятельно давать оценки, формулировать и излагать свои мысли;

  8. критически оценивал и рационально использовал различные источники информации.

Описание предмета

Литература посредством художественных образов отображает накопленный человечеством духовный опыт и все многообразие мира. Этим определяется необходимость развивать умение учащихся глубоко проникать в смысл текста, понимать проблематику прочитанного и самостоятельно анализировать художественное произведение, привлекая необходимые историко-литературные и теоретические знания. В процессе учебно-познавательной деятельности под руководством учителя учащиеся расширяют свое представление об окружающем мире. Анализ художественного текста помогает соотнести свои переживания с переживаниями героев, обогащает внутренний мир, вырабатывает эстетический вкус. Наряду с этим существенное внимание уделяется развитию умения интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия произведения. Сочетание практического анализа и интерпретации способствует формированию эмоционально-ценностного опыта восприятия художественной литературы, воспитанию культурного читателя, способного распознать настоящее произведение искусства. Сопереживание, как способ понять поведение героя, развивает эмоциональную сферу школьника.


Приоритетным является изучение произведений русской литературы, в том числе фольклора. Формирование мультикультурности, толерантности и уважительного отношения к другим национальным культурам предполагает любовь и уважение к собственной национальной культуре, понимание ее места в общемировом культурном наследии. Наряду с русской литературой рассматриваются произведения эстонских и зарубежных писателей, что должно способствовать пониманию взаимосвязи различных национальных литератур, их взаимного влияния, приобщает учащихся к общечеловеческим ценностям.
Основными критериями отбора художественных произведений являются их художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, актуальность поставленных в них проблем для нравственного воспитания учащихся и формирования у них толерантности. При отборе художественных произведений для чтения и анализа на уроке необходимо учитывать и психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы учащихся определенной возрастной группы, соотносительность предлагаемых для изучения произведений с жизненным опытом учащихся, возможность обсуждения соответствующих возрасту учащихся тем и проблем. Существенно также жанровое многообразие изучаемых художественных текстов; необходимо учитывать и предлагаемый в программе список произведений.
Программа по литературе построена на проблемно-тематическом принципе, что предполагает понимание учащимися проблематики изучаемых литературных произведений, умение формулировать свое отношение к поставленным в них проблемам, участвовать в дискуссии, учитывать чужое мнение и аргументировано отстаивать собственное. В силу многоплановости художественного произведения как такового любой литературный текст может рассматриваться сквозь призму различных проблем, что позволяет возвращаться и к проблемам, которые обсуждались ранее.
Изучение литературы в основной школе базируется на принципах креативности, коммуникативности и стадиальности. Принцип креативности предполагает деятельностный подход к произведению словесного искусства, при этом акцент делается на всестороннее развитие творческого потенциала учащихся. В рамках коммуникативного подхода сам процесс обучения рассматривается как диалогический, в котором учащийся выступает полноправным участником диалога. Художественное восприятие произведения также понимается как коммуникативная деятельность. Принцип стадиальности в изучении литературы требует постановки на каждом этапе обучения определенных дидактических задач, соответствующих уровню эстетических потребностей и творческих возможностей учащихся.
В процессе изучения произведений художественной литературы учащиеся приобретают необходимые историко-литературные знания, усваивают литературные понятия и опыт их применения.
Специфическими сферами обучения являются чтение текста, пересказ текста, осмысление и анализ текста, развитие образного мышления и выразительности языка, а также творческая деятельность ( написание творческих работ и выступление перед аудиторией).
При планировании и организации учебной деятельности:

  1. исходят из базовых ценностей, изложенных в программе, из общих компетенций, из целей учебного предмета и результатов обучения, содействуют интеграции с другими предметами и сквозными темами;

  2. следят, чтобы учебная нагрузка учеников (в том числе объем домашних заданий) была умеренной, распределялась в течение учебного года равномерно и оставляла достаточно времени для отдыха и любимых занятий;

  3. предоставляют возможность заниматься индивидуально и совместно с другими (самостоятельная работа, работа в парах и в группе), что способствует развитию активности и самостоятельности учащихся в учебной работе;

  4. учитывают индивидуальные особенности учащихся и используют дифференцированные учебные задания, характер и степень сложности которых позволяют учащемуся заниматься на уровне усилий, соответствующих его возможностям.

  5. используют учебную среду, учебные материалы и средства, базирующиеся на современных инфо- и коммуникационных технологиях;

  6. расширяют учебную среду: компьютерный класс, музей, выставка, библиотека;

  7. применяют разнообразные учебные методы, в том числе методы активного обучения: выступление, ролевые игры, написание творческой работы, обсуждение, дискуссия, дебаты, составление портфолио и исследования;

  8. вводятся учебные формы, поддерживающие и разнообразящие учебную деятельность (в том числе библиотечные уроки, экскурсии в места, связанные с писателями, а также в учреждения, связанные с языком и литературой, встречи с писателями, творческие конкурсы, литературные олимпиады, проектное обучение), считая существенным достижение социальной компетенции, чему способствует совместная учебная деятельность, и учитывая множественность возможностей информационного общества.

Предусмотренные программой результаты отражают высокий уровень достижения учащегося. Результаты обучения определены на двух уровнях: общие результаты и результаты по видам учебной деятельности. Оценивая результаты обучения, исходят из критериев оценивания, изложенных в общей части государственной программы основной школы и в других правовых актах, регулирующих критерии оценивания.. Знания и умения учащегося оцениваются на основе устных ответов (выступлений) и письменных работ, учитывая соответствие знаний и умений результатам обучения, предусмотренным в программе. Оценка излагается в словесной форме и дается в виде отметки. Формы контроля результатов обучения должны быть разнообразными и соответствовать предполагаемым результатам. Учащийся должен быть поставлен в известность учителем, что и когда будет оцениваться, какими будут средства оценивания и из каких критериев при этом исходят.


II ступень обучения (5–6 классы)

Результаты обучения

Результаты II ступени обучения отражают высокий уровень достижений учащегося.


Учащийся, окончивший 6-й класс:

  1. усвоил технику выразительного чтения, бегло и осознанно читает текст доступной степени сложности;

  2. составляет план прочитанного текста и на основе плана пересказывает содержание, высказывает мнение о прочитанном;

  3. определяет тему, идею и композицию художественного произведения;

  4. видит позицию автора по отношению к изображаемым героям и событиям;

  5. характеризует героев, сравнивает их;

  6. определяет жанр и род прочитанного произведения, объясняет роль языковых средств в художественном тексте;

  7. может осознанно рассказывать и писать о пережитом и увиденном;

  8. использует словари, библиотечный каталог и Интернет для получения необходимой информации.


Чтение

Учащийся, окончивший 6-й класс:



  1. прочитал по меньшей мере 8 литературных произведений (книг), принадлежащих к различным жанрам;

  2. читает литературный текст бегло и осмысленно;

  3. знает авторов и содержание прочитанных произведений;

  4. знакомит учащихся с прочитанным произведением и делится своими впечатлениями и переживаниями по поводу прочитанного.


Пересказ прочитанного

Учащийся, окончивший 6-й класс:



  1. пересказывает содержание прочитанного текста кратко;

  2. пересказывает прочитанный текст по плану.


Осмысление и анализ текста

Учащийся, окончивший 6-й класс:



  1. составляет план художественного текста, используя вопросы, утверждения или ключевые слова;

  2. определяет тему и основную мысль текста;

  3. различает главных и второстепенных героев произведения;

  4. понимает суть конфликта между литературными героями и причины его возникновения;

  5. высказывает собственное мнение о прочитанном произведении, опираясь на примеры из текста и личный жизненный опыт.


Развитие образного мышления и работа над выразительностью языка

Учащийся, окончивший 6-й класс:



  1. знает изобразительно-выразительные средства литературы: эпитеты, гиперболы, метафоры, олицетворения, сравнения; а также понятия рифма и размер стиха;

  2. использует в собственных текстах изобразительно-выразительные средства.


Творческая деятельность и выступление перед аудиторией

Учащийся, окончивший 6-й класс:



  1. пишет различные творческие работы, в том числе описательный и повествовательный текст и короткий отзыв о прочитанном произведении;

  2. читает наизусть стихотворение, короткий прозаический текст или ролевой текст драматического произведения;

  3. выступает перед одноклассниками с чтением собственного текста.


Учебная деятельность
Требования к учебной деятельности

Изучение литературного произведения направлено на развитие навыков чтения и возможностей самовыражения учащегося. В центре внимания – работа с текстом. В процессе анализа литературных текстов у школьников формируется культура контекстуального восприятия литературы, понимание жизненной логики событий, особенностей и роли изобразительно-выразительных средств языка. Слово становится объектом пристального внимания, совершается постепенный переход к изучению литературы как искусства слова. Изучение литературы на второй ступени предполагает разнообразные виды учебной деятельности, основными из которых являются следующие:



  1. осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  2. выразительное чтение произведений;

  1. различные виды пересказа прочитанного: подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием;

  2. заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворных текстов;

  3. ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  4. составление краткого и развернутого планов прочитанного;

  5. написание сочинений на основе изученных литературных произведений с привлечением собственного жизненного опыта;

  6. целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Достижению результатов обучения будет способствовать и использование в учебной деятельности других видов и форм работы: библиотечных уроков, проектной деятельности, творческих конкурсов, экскурсий по литературным местам, встреч с писателями и переводчиками.


Чтение

Процесс чтения является важнейшей составляющей предмета. На уроках используются разные методы чтения: чтение с целевой установкой; предварительное (подготовительное) чтение, чтение по ролям, перечитывание с определенной целевой установкой и др. Продолжается работа по развитию техники чтения вслух и про себя. Обращается внимание на правильное интонирование, расстановку пауз, выбор темпа чтения.


Самостоятельное чтение произведений по собственному выбору.
Пересказ прочитанного

На уроках применяется пересказ с различной степенью развёрнутости (подробный, краткий, по составленному плану, с элементами комментария, от лица персонажей ит.д.), пересказ на основе иллюстраций, созданных как художниками, так и самими учащимися. Практикуется ознакомление одноклассников с самостоятельно прочитанными произведениями.


Осмысление и анализ текста

В центре работы с литературным текстом — понимание прочитанного. Продолжается развитие навыков, необходимых для понимания и интерпретации текста художественного произведения:



  1. составление вопросов, проверяющих фактическое знание содержания текста и развивающих воображение;

  2. формулирование ответов на вопросы своими словами и с опорой на текст (цитирование);

  3. составление плана текста; озаглавливание пунктов плана отдельным словом, утверждением, вопросом, цитатой;

  4. определение основной темы и идеи произведения; обсуждение отражения данной темы в других изученных ранее произведениях;

  5. формулирование собственного мнения, отражающего отношение к теме и идее произведения; привлечение в качестве доказательств примеров из текста и собственного жизненного опыта;

  6. выявление главного конфликта между действующими лицами или группами лиц, объяснение причин его возникновения и возможных способов разрешения; выявление места и времени описанных событий, их причинно-следственных связей.

При анализе текста используются понятия фабула и сюжет, главные и второстепенные герои, рассказ от 1-го и 3-го лица.

Обращается особое внимание на художественные детали. Продолжается работа с незнакомыми словами и выражениями, направленная на обогащение словарного запаса.


Развитие образного мышления и работа над выразительностью языка

Работа направлена на понимание в литературных текстах и использование в собственной речи эпитетов, сравнений, олицетворений. Вводится понятие метафоры в первоначальном значении, рассматриваются случаи её применения в текстах. Ведётся работа по осмыслению несложных примеров аллегории.

Учащиеся объясняют смысл пословиц и поговорок и практикуются в использовании их при создании собственных текстов. Учатся находить элементы комического в тексте, знакомятся с понятием иронии.
Уделяется внимание умению находить рифму, приобретается опыт написания собственного стихотворения. Вводятся понятия рифмы, размера стиха, рассматриваются двусложные размеры.

Развивается умение образно выражать свои мысли.



Творческая деятельность и выступление перед аудиторией

Учащиеся пишут творческие работы в прозе (сказки, небольшие рассказы повествовательного характера, рассказы на основе изученных пословиц и поговорок и др.) и в стихотворной форме (стихотворение на основе предложенных рифм и др.).

Учащиеся пишут работы на основе прочитанных произведений (диалог действующих лиц; собственный вариант окончания рассказа; письмо литературному герою; краткий отзыв о прочитанном произведении).

Учащиеся описывают природу и интерьер, а также берут интервью.

Развивается умение выступать перед аудиторией: учащиеся читают наизусть стихотворения, отрывки прозаических и драматических произведений; выступают перед одноклассниками с чтением текстов собственного сочинения. Прививаются навыки культуры ведения диалога с оппонентом и аудиторией.
Содержание обучения

Требования к учебной деятельности

Изучение литературного произведения направлено на развитие навыков чтения и возможностей самовыражения учащегося. В центре внимания – работа с текстом. В процессе анализа литературных текстов у школьников формируется культура контекстуального восприятия литературы, понимание жизненной логики событий, особенностей и роли изобразительно-выразительных средств языка. Слово становится объектом пристального внимания, совершается постепенный переход к изучению литературы как искусства слова. Изучение литературы на второй ступени предполагает разнообразные виды учебной деятельности, основными из которых являются следующие:



  1. осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  2. выразительное чтение произведений;

  3. различные виды пересказа прочитанного: подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием;

  4. заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворных текстов;

  5. ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  6. составление краткого и развернутого планов прочитанного;

  7. написание сочинений на основе изученных литературных произведений с привлечением собственного жизненного опыта;

  8. целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Достижению результатов обучения будет способствовать и использование в учебной деятельности других видов и форм работы: библиотечных уроков, проектной деятельности, творческих конкурсов, экскурсий по литературным местам, встреч с писателями и переводчиками.


Чтение

Процесс чтения является важнейшей составляющей предмета. На уроках используются разные методы чтения: чтение с целевой установкой; предварительное (подготовительное) чтение, чтение по ролям, перечитывание с определенной целевой установкой и др. Продолжается работа по развитию техники чтения вслух и про себя. Обращается внимание на правильное интонирование, расстановку пауз, выбор темпа чтения.


Самостоятельное чтение произведений по собственному выбору.
Пересказ прочитанного

На уроках применяется пересказ с различной степенью развёрнутости (подробный, краткий, по составленному плану, с элементами комментария, от лица персонажей ит.д.), пересказ на основе иллюстраций, созданных как художниками, так и самими учащимися. Практикуется ознакомление одноклассников с самостоятельно прочитанными произведениями.


Осмысление и анализ текста

В центре работы с литературным текстом — понимание прочитанного. Продолжается развитие навыков, необходимых для понимания и интерпретации текста художественного произведения:



  1. составление вопросов, проверяющих фактическое знание содержания текста и развивающих воображение;

  2. формулирование ответов на вопросы своими словами и с опорой на текст (цитирование);

  3. составление плана текста; озаглавливание пунктов плана отдельным словом, утверждением, вопросом, цитатой;

  4. определение основной темы и идеи произведения; обсуждение отражения данной темы в других изученных ранее произведениях;

  5. формулирование собственного мнения, отражающего отношение к теме и идее произведения; привлечение в качестве доказательств примеров из текста и собственного жизненного опыта;

  6. выявление главного конфликта между действующими лицами или группами лиц, объяснение причин его возникновения и возможных способов разрешения; выявление места и времени описанных событий, их причинно-следственных связей.

При анализе текста используются понятия фабула и сюжет, главные и второстепенные герои, рассказ от 1-го и 3-го лица.

Обращается особое внимание на художественные детали. Продолжается работа с незнакомыми словами и выражениями, направленная на обогащение словарного запаса.


Развитие образного мышления и работа над выразительностью языка

Работа направлена на понимание в литературных текстах и использование в собственной речи эпитетов, сравнений, олицетворений. Вводится понятие метафоры в первоначальном значении, рассматриваются случаи её применения в текстах. Ведётся работа по осмыслению несложных примеров аллегории.

Учащиеся объясняют смысл пословиц и поговорок и практикуются в использовании их при создании собственных текстов. Учатся находить элементы комического в тексте, знакомятся с понятием иронии.
Уделяется внимание умению находить рифму, приобретается опыт написания собственного стихотворения. Вводятся понятия рифмы, размера стиха, рассматриваются двусложные размеры.

Развивается умение образно выражать свои мысли.



Творческая деятельность и выступление перед аудиторией

Учащиеся пишут творческие работы в прозе (сказки, небольшие рассказы повествовательного характера, рассказы на основе изученных пословиц и поговорок и др.) и в стихотворной форме (стихотворение на основе предложенных рифм и др.).

Учащиеся пишут работы на основе прочитанных произведений (диалог действующих лиц; собственный вариант окончания рассказа; письмо литературному герою; краткий отзыв о прочитанном произведении).

Учащиеся описывают природу и интерьер, а также берут интервью.

Развивается умение выступать перед аудиторией: учащиеся читают наизусть стихотворения, отрывки прозаических и драматических произведений; выступают перед одноклассниками с чтением текстов собственного сочинения. Прививаются навыки культуры ведения диалога с оппонентом и аудиторией.
5 класс

Тема, подтема

Результаты обучения

Кол-во часовов

Основные понятия

Введение.




1

Художественная литература

Мифы. Что такое миф? Как появились мифы?

«Олимп». «Олимп». «Ночь, Луна, Заря и Солнце». «Посейдон и божества моря». Мифы о подвигах Геракла



Объясняют, почему в давние времена люди сочиняли мифы. Находят в текстах мифов отголоски представлений древних людей об устройстве мира.

Определяют роль фантазии и вымысла в текстах мифов. Рассказывают о своих впечатлениях, делают выборочный пересказ.




4

Герои в древнегреческих мифах. Отличие мифоф от других жанров устного народного творчества

Фольклор.

Сказка, её особенности

Чем сказка отличается от мифа?

Знакомство с былинами

Русская народная сказка «Финист – ясный сокол». Эстонская народная сказка «Неразменный рубль».

Пословицы и поговорки. Загадки.

Легенды.Таллинн в легендах.

О. Лутс. «Старец из Юлемисте».



Рассказывают об особенностях фольклорных жанров, разделяют сказку и реальность. Анализируют ситуации, в которые попадают герои былин, характеризуют героев.

12

Устное народное творчество

Фольклор, его жанры

Сказка Особые

художественные приёмы в сказках Строение сказки: присказка, зачин, концовка.Особыехудожественные приёмы в сказках .



Литературная сказка

Н. Вагнер. «Сказка». А. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Г. Х. Андерсен. «Снежная королева». Я. Кросс. «Мартов хлеб» Л. Кэрролл. «Алиса в стране чудес» Кир Булычёв. «Заповедник сказок». Рэй Брэдбери. «Зелёное утро».



Литературная сказка

Писатель Прозаическая речь

Стихотворная речь.Проза Поэзия

Рифма Ритм Сказочник

Литературный герой Тема

Основная мысль Фантастика

Приключения


15

Выразительно читают и комментируют текст. Анализируют прочитанное,

объясняют замысел автора. Читают и пересказывают текст, понимают прочитанное, анализируют, аргументируют своё мнение. Определяют время и место событий,



Рассказы о животных. Вера Инбер«Сеттер Джек»

А. П. Чехов. Рассказ «Каштанка». А. И. Куприн. Рассказ «Ю-ю» Л. Андреев. Рассказ «Кусака» Харри Йыгисалу. Рассказ «Серебряная шейка»



Герой произведения.Тема произведения

Основная мысль произведения Судьба литературного героя. Настроение и чувства литературного героя

Завязка сюжета


10

Понимают, что речь пойдёт о произведениях, главными героями которых являются животные.

Выразительно читают текст, понимают прочитанное, комментируют текст, анализируя поступки героев, делают выводы.



Природа в литературных

произведениях .М. Пришвин. «Лесная капель» Осенние, зимние, весенние и летние пейзажи в литературных произведениях.





Литературный пейзаж.Очерк.Миниатюра

Мастерство писателя. Поэзия

Стихотворение. Строфа Размер. Ямб и

хорей



7

Понимают, что речь пойдёт о произведениях, описывающих красоту природы. Выразительно читают

текст, понимают прочитанное, комментируют текст, анализируют картины, созданные автором, делают выводы. Понимают, что такое стихотворный размер.



Ю. Лермонтов. Анализ стихотворений «Парус», «Тучи», «Бородино» Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» М. Пришвина «Кладовая солнца»Ю. Яковлев. Анализ рассказа «Рыцарь Вася» Д. Лондон. Рассказ «Сказание о Кише». Ю. Лермонтов. Анализ стихотворений «Парус», «Тучи»

Герой произведения

Характеристика литературного героя

Тема произведения

Основная мысль произведения

Приключенческая литература

Заголовок

Предисловие


16

Определяют проблематику прочитанных произведений, объясняют их поучительный смысл, умеют кратко пересказывать прочитанное, делают выводы.


Юмор в литературе. А. Аверченко. Анализ рассказа «Берегов – воспитатель Киси». В. Драгунский. «Надо иметь чувство юмора» К. Драгунская. Анализ рассказа «Особый случай» Г. Остер. «Вредные советы».


Юмористическое произведение

Чувство юмора

Тема произведения

Основная мысль произведения

Характеристика литературного героя



3

Понимают, что речь пойдёт об особых произведениях, которые называются юмористическими.

Выразительно читают тексты стихотворений, понимают прочитанное, комментируют тексты, анализируют, делают выводы о юмористическом характере этих произведений.



Резерв




2



  1   2   3   4   5

  • II школьная ступень
  • Описание предметного цикла
  • Формирование общих компетенций на основе учебных предметов
  • Интеграция Интеграция с другими предметными областями и с соответствующими компетенциями
  • Русский язык Общие положения Учебно-воспитательные цели
  • I школьная ступень Результаты обучения
  • Чтение
  • Литература Общие положения Учебные и воспитательные цели
  • II ступень обучения (5–6 классы) Результаты обучения
  • Осмысление и анализ текста
  • Развитие образного мышления и работа над выразительностью языка
  • Творческая деятельность и выступление перед аудиторией
  • Учебная деятельность Требования к учебной деятельности
  • Содержание обучения Требования к учебной деятельности
  • 5 класс Тема, подтема