Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Японии, но и за её пределами. В настоящее время наиболее известными стиля­ми




страница1/6
Дата02.07.2017
Размер1.57 Mb.
  1   2   3   4   5   6

Каратэ Годзю-рю

5

Японии, но и за её пределами.

В настоящее время наиболее известными стиля­ми каратэ являются: Сётокан, Сито-рю, Годзю-рю, Вадо-рю, Уэчи-рю и Кёкусинкай.

Основателем Сётокан, как уже было сказано ра­нее, был Фунакоси Гитин. Он на основании стиля Сюритэ создал школу, для которой характерно использование низких стоек, длинных шагов и ведение поединка на дальней и средней дистан­ции. Фунакоси ввел в технику своей школы раз­личные удары ногой, выполняемые на среднем и высоком уровне. Особое внимание в данной шко­ле отводится изучению и отработке многочислен­ных катЯ: Считается, что Сётокан стал развиваться в сторону спортивного единоборства, от чего поте­рял в эффективности относительно реального по­единка.

Стиль Сито-рю был создан мастером Мабуни Кэнва. Этот стиль родственен Сётокан, так как берёт свое начало от стиля Сюритэ. Мабуни Кэнва обо­гатил технику старого стиля приёмами более мощ­ного и силового стиля Нахатэ. \л(AoS® ^MJO^Ij Стиль Годзю-рю, созданный Мияги Тёдзюном НШ'й" на основе стиля Нахатэ, рационально сочетает в себе мягкую и жёсткую техники, что отражено даже "}чг в названии школы. Высокие стойки, мягкие уходы , . г. с линии атаки совмещаются здесь с мощной фрон­тальной атакой и жёсткой защитой. При ведении поединка предпочтение отдается средней и ближ­ней дистанции. В ближнем бою широко использу­ются различные приёмы, позволяющие опрокинуть противника на землю. Большое внимание в трени-

Введение


Родиной современного каратэ по праву считает­ся Окинава, в прошлом крупнейший из островов архипелага Рюкю, лежащего на перекрёстках тор­говых путей, в нескольких сотнях километров от Японского и Китайского побережья. Это обстоя­тельство определённым образом повлияло на за­рождение и развитие боевого искусства на остро­ве, так как и японцы и китайцы волею обстоя­тельств посещали и проживали на Окинаве. Мно­гие исследователи считают главенствующим китай­ское влияние на становление и развитие каратэ, что в свою очередь отразилось даже в названии. До XX века слово каратэ писалось двумя иероглифа­ми. Кара буквально означало «Китай», а тэ — «рука». Впоследствии иероглиф кара был заменён на но­вый со значением «пустота». С тех пор термин ка­ратэ стал означать «пустая рука».

К концу XIX века окончательно сформировалось два магистральных направления каратэ на Окина­ве: Нахатэ и Сюритэ. В начале XX века каратэ было завезено с архипелага Рюкю в Японию, где стало развиваться бурными темпами.

Основателем современного каратэ по праву мож­но считать Фунакоси Гитина, который на основе окинавского стиля Сюритэ создал свой собствен­ный стиль Сётокан. В дальнейшем стараниями мастеров с Окинавы появились другие школы ка­ратэ, которые стали очень популярны не только в


6

Еио Сидзато

ровочном процессе занимают различные упражне­ния, направленные на развитие силовой выносли­вости мощных ударов.

Еще одним популярным стилем современного каратэ является Вадо-рю, созданный мастером Оцукой Хиронори. Эта школа отличается эконо­мичной техникой, преобладанием мягких уходов и блоков в сочетании с резкими и хлесткими уда­рами. Поединок ведется преимущественно на ближ­ней дистанции, поэтому большое внимание уделя­ется освоению бросковой техники.

Стиль Уэчи-рю был основан Камбуном Уэти на основе нескольких стилей китайского ушу и оки- навского Нахатэ. Техника Уэчи-рю выделяется сво­ей мощью и атакующим напором. Поединок ве­дётся на средней и ближней дистанции. Особое внимание в этом стиле каратэ уделяется закалке всего тела, благодаря чему тело бойца становится практически неуязвимым для ударов противника.

Стиль Кёкусинкай был создан Оямой Масутатсу во второй половине XX века. Техника Кёкусинкай достаточно разнообразна и эффективна в реаль­ном поединке. Приверженцы этого стиля пропо­ведуют тактику силового давления в атакующей манере. Бой ведётся на средней и ближней дис­танции. В тренировочном процессе особое внима­ние уделяется развитию силы и закалке ударных поверхностей.

Таковы вкратце основные характеристики наи­более известных стилей каратэ.

Мир каратэ глубок и разнообразен и поэтому требует детального изучения. Книгой, которую




Каратэ Годзю-рю

7

читатель держит в руках, мы начинаем серию книг посвященных этому уникальному боевому искус­ству. В данной работе представлен и детально опи­сан стиль Годзю-рю. Надеемся, что эта книга бу­дет интересна и полезна всем интересующимся каратэ и Годзю-рю в частности.


Глава 1

История развития каратэ Годзю-рю

Годзю-рю в настоящее время является одним из

аиболее известных и распространённых стилей каратэ, привлекающий внимание огромного числа любителей боевых искусств во всём мире, прежде всего, своей направленностью на реальный поеди­нок и высокой прикладной эффективностью. Год- зю-рю дословно означает «школа жёсткого и мяг­кого». Этот стиль был основан Мияги Тёдзюном в 20-е годы прошлого века.

Мияги Тёдзюн (Миягусуку) родился 25 апреля 1888 года в городе Наха, расположенном на остро­ве Окинава. Семья его принадлежала к сословию дворян, а глава семьи, Миягусуку Тёсё владелец двух кораблей, считался одним из богатейших лю­дей в округе. В 1899 году, когда Тёдзюну исполни­лось одиннадцать лет, его мать попросила извест­ного мастера туди-дзюцу Арагаки Рюко принять сына в ученики, где он обучался около трёх лет. За эти несколько лет юноша посредством физических упражнений и тренировки с различными приспо­соблениями достаточно хорошо укрепил свое тело и начал постигать основы искусства поединка. Когда Тёдзюну исполнилось четырнадцать лет, Арагаки посчитал целесообразным обратиться к своему другу, известному мастеру Нахатэ Хигаон- не Канрё с просьбой взять юношу к себе в учени­ки. Стать учеником Хигаонны значило удостоить­ся большой чести, поэтому многие стремились






Каратэ Годзю-рю

9

изучать воинское искусство у этого мастера. Здесь необходимо сделать небольшое отступление и ска­зать несколько слов о мастере Хигаонне Канрё. Этого человека часть приверженцев Годзю-рю счи­тает истинным основателем данного стиля каратэ, так как именно он заложил основы, созданного впоследствии Мияги Тёдзюном боевого искусства. Мастер Хигаонне Канрё родился 10 марта 1853 года в селении Нисимура, которое являлось одним из районов города Наха. Заниматься воинскими искусствами Хигаона начал в возрасте четырнад­цати лет под руководством мастера Сэйсё Арагаки, у которого он обучался в течение трёх лет.

В 1873 году Канрё отправился в Китай в город Фучжоу. Здесь он прожил около девятитй лет. В течение этого времени он обучался технике стиля «Кричащий журавль» у мастера Рюрю Ко. Трени­ровки включали в себя, помимо изучения и отра­ботки тао (ката), технику туй шоу (какиэ), а также приемы борьбы в стойке и лежа на земле (шуайц- зяо). Огромное внимание уделялось развитию фи­зической силы и «внутренней энергии». Для раз­вития силы широко использовались различные при­способления, позволявшие за достаточно корот­кий промежуток времени значительно увеличить силу мышц всего тела. Также Рюрю Ко обучил Канрё технике владения традиционным китайским оружием, такими как меч «дао», меч «цзянь», шест и копьё.

В 1882 году Хигаонна Канрё возвратился к себе на родину. Первое время он тренировался само­стоятельно и не брат учеников. В 1905 году Хига-


10

Еио Сидзато

онна Канрё по просьбе директора одного коммер­ческого училища начал преподавать боевое искус­ство. Занятия проводились два раза в неделю во внутреннем дворе училища. Через несколько лет изучение искусства поединка было включено в учебный план училища, а спустя год был образо­ван клуб для тех, кто желал изучать рукопашный бой более серьёзно и глубоко. В это самое время у мастера учился его лучший ученик 1Мияги Тёд- зюн, к которому мы возвращаемся вновь, продол­жая рассказ об истории развития Годзю-рю.

Итак, Мияги Тёдзюн постигал искусство боя у Хигаонны Канрё. Тренировки у великого мастера были очень тяжёлые, и не многие выдерживали такие нагрузки, к тому же Тёдзюну, кроме всего прочего, приходилось заниматься домашним хо­зяйством в доме мастера. Однако огромное жела­ние постичь искусство боя давало ему силы и он, преодолевая усталость, с большим рвением про­должал тренироваться. Стремление стать мастером побуждало его заниматься и в свободное время. Очень часто он отрабатывал технику на морском побережье, а ката Сангин выполнял, заходя по шею в воду.

В 1910 году Мияги мобилизовали в армию. Спу­стя два года он вернулся домой и продолжил обу­чение у мастера Хигаонны. В этот период времени учитель посвящал Мияги в тонкости своего искус­ства, обучая не только новым техникам и ката, но и духовным премудростям.

В 1915 году мастер Хигаонна Канрё ушёл из жизни и Мияги решает направиться в Китай в го-




Каратэ Годзю-рю

11

род Фучжоу, чтобы найти легендарного мастера Рюрю Ко. К большому разочарованию Мияги, сбыться этой мечте было не суждено, так как к этому времени мастер Рюрю Ко со своей семьёй уехал из Фучжоу, и переехал в другой город.

В 1918 году после возвращения из Китая Мияги начал преподавать каратэ в Педагогическом кол­ледже и Коммерческом училище. Примерно в это же время он начал работу по упорядочиванию из­вестной ему техники и созданию своей собствен­ной системы рукопашного боя. В 1921 году Мияги продемонстрировал своё искусство новому импе­ратору Японии Хирохито, посетившему Окинаву после вступления на трон.

В 1922 году он стал инструктором в додзё Поли­цейского училища префектуры, позже преподавал в Ассоциации физической культуры префектуры и в различных университетах Центральной Японии. Сравнивать обязательное для учащихся Педагоги­ческого колледжа или Коммерческого училища изучение каратэ с теми тренировками, что прово­дил Мияги для своих персональных учеников, довольно сложно. Вместе с тем, некоторые из тех, кто занимался у него в учебных заведениях, впос­ледствии стали хорошими мастерами. Они попол­нили свои знания благодаря регулярным допол­нительным тренировкам под руководством Мияги. А тренировал он так, что сил после занятия ни на что больше не оставалось. Занятия Мияги прово­дил на заднем дворе своего дома с трех часов дня до восьми вечера. Новые ученики поначалу вы­полняли только упражнения, которые были направ-


12

Ее и о Сидзато

лены в основном на укрепление и развитие мышц всего тела, а также изучали передвижение в стойке сантин-дачи. И лишь спустя два года они изучали Сантмн-ката - главную ката школы Годзю-рю.

Мияги сыграл одну из наиболее важных ролей в развитии и становлении каратэ. В 1926 году он вместе с такими известными специалистами в об­ласти боевых искусств, как Ханасиро Тёмо, Мото- бу Тёю, Мабуни Кэнвой и двумя китайскими ма­стерами у-шу У Сянгуем (известным больше под именем Гокэнки) и Таном Дайцзи (на Окинаве его звали То Дайки) создали клуб по изучению каратэ «Окинава Каратэ Кэнкю-кай», в котором обмени­вались знаниями и своими соображениями по по­воду развития каратэ, методов обучения и по неко­торым другим специфическим вопросам. Лично Мияги преподавал в основном базовую технику, физические упражнения и Сантин-ката. Стоит от­метить, что данный клуб стал первой официаль­ной организацией в истории окинавского каратэ. В 1930 году ученик Мияги Тёдзюна Синдзато Дзи- нан выступал на Фестивале Воинских Искусств, организованном Дай Ниппон Бутоку-кай в связи с проведением празднеств по случаю открытия хра­ма Мэйдзи Дзингу. После показательных выступ­лений у Дзинана спросили, как называется школа, которую он представляет. Этот вопрос поставил его в замешательство, так как официального на­звания ещё не существовало. Тогда он вспомнил, что его учитель много раз говорил о гармонии мягкого и жёсткого в искусстве поединка, и спон­танно ответил, что стиль, который был продемон-




Каратэ Годзю-рю

13

стрирован, называется Ханко-рю (школа середи­ны). Спустя некоторое время, когда встал вопрос об официальном названии стиля, Мияги Тёдзюн решил, что это название точнее всего отображает суть его боевого искусства и как нельзя лучше подходит для его школы. С тех пор стиль каратэ, которому обучал Мияги, стал называться Годзю- рю, что означает «Школа твёрдого и мягкого». Именно под этим названием в 1933 году школа Мияги Тёдзуна была зарегистрирована во Всеяпон- ской Ассоциации Боевых Искусств (Дай Ниппон Бутоку-кай).

В 1932 году Мияги отправился в город Осака, по приглашению одной из кафедр университета Кан- сай. Затем он побывал в городе Киото, в штаб- квартире Всеяпонской Ассоциации Боевых Ис­кусств (Дай Ниппон Бутоку-кай) и, наконец, в Токио. Там он встретился с Ямагучи Гогэном, ко­торому суждено было стать одним из выдающихся мастеров Годзю-рю.

В 1934 году Мияги уехал на Гавайи. Там он про­вел 8 месяцев, в течение которых преподавал тех­нику каратэ служащим гавайской полиции, а так­же участвовал в показательных выступлениях.

В 1935 году Мияги снова посетил Китай. А в 1937-м в Киото представители Всеяпонской Ассо­циации Боевых Искусств (Дай Ниппон Бутоку-кай) удостоили его звания «Кёси»-верховного настав­ника школы. С этого времени Мияги стал активно заниматься внедрением каратэ в учебные програм­мы окинавских школ. В это время, продолжая си­стематизировать свою систему, Мияги обогатил




14

Ее и о Сидзато

арсенал школы двумя ката Гекисай Дай Ичи и Гекисай Дай Ни. Параллельно он продолжал про­водить персональные тренировки.

В годы Второй мировой войны с 1944 по 1947 годы Мияги был вынужден прекратить занятия, и возобновил их лишь с наступлением мирного вре­мени. Он продолжал обучать учеников вплоть до своей кончины в возрасте 65-и лет.

После смерти Мияги главой школы Годзю-рю стал Хига Сэйко (1898 - 1966). Он начал свои занятия в тринадцать лет вместе с Мияги у самого Хигаонны Канрё. После смерти Великого мастера Хига Сэйко продолжил обучение у Мияги Тёдзю- на, который стал приемником Хигаонны. В1931 году Хига ушёл из полиции, где он обучал личный состав приёмам рукопашного боя и открыл свое додзё в деревне Сиондзуми префектуры Наха, а через два года перенёс его в деревню Мацусита. Еще при жизни мастера Мияги Хига Сэйко был единственным человеком, имевшим право препо­давать Годзю-рю вне стен додзё Мияги. В 1937 году Всеяпонская Ассоциация Боевых Искусств (Дай Ниппон Бутоку-кай) присвоила Хига 7-й дан и звание «Рэнси» (наставник). После Второй Ми­ровой Войны, в 1947 году, он открыл додзё в горо­де Итоман на юге Окинавы и преподавал каратэ в средней школе этого города, а также в университе­те Рюкю города Сюри и при тюрьме города Наха. В 1948 году Сэйко Хига вместе с такими выдаю­щимися мастерами каратэ как Цуёси Титоси, Ги- тином Фунакоси, Кэнва Мабуни и Канкэн Тояма- создал Всеяпонскую федерацию каратэ (Дзэн Ни-


Каратэ Годзю-рю

15

хон Каратэ-до Рэнмэй). В 1956 году Хига стал пер­вым вице-президентом образованной Всеокинавс- кой федерации каратэ-до (Дзэн-Окинава Каратэ- до Рэнмэй). Через два года он стат президентом, получив по общему согласию других членов, так­же предлагавших свои кандидатуры, звание «Хан- си». В течение того же года он построил додзё, которое назвал Сёдокан и создал собственную орга­низацию — Международную федерацию каратэ и ко- будо.

После смерти Хига Сэйко его место занял Яги Мэйтоку (1912 г. р.), ученик Мияги с 1926 года, а с 1929 ещё и помощник. В 1955 году в квартале Дайдо города Наха Яги открыл свое додзё и стал преподавать каратэ. Сейчас это додзё носит имя Мэйбукан.

Еще одним человеком, который внёс огромный вклад в дело развития Годзю-рю, является Мияд- зато Эйити (1922 — 1999). С тринадцати лет он начал заниматься у Мияги Тёдзюна и почти все время, за исключением нескольких лет во время войны, вплоть до кончины мастера всегда был ря­дом с учителем. Миядзато был помощником Ми­яги в додзё в квартале Цубоя, а после кончины учителя продолжил занятия в роли главного на­ставника так, как, по мнению большинства своих соучеников, был наиболее опытным специалистом в искусстве поединка. В 1957 году в квартале Асато города Наха завершилось строительство зала, по­лучившего название Дзюндокан, где Миядзато стал преподавать Годзю-рю. В течение этого времени он также обучат курсантов полицейской академии


16

Еио Сидзато

навыкам рукопашного боя, из элементов каратэ и дзюдо, которым он также владел достаточно хорошо. В 1969 году на месте старого зала был построен новый, хорошо оборудованный зал, который существует и поныне. За время препо­давания каратэ Миядзато Эйити воспитал боль­шое количество учеников, среди которых Хигао- на Марио продолжает развивать и пропаганди­ровать Годзю-рю в настоящее время.

Сегодня в мире существует большое количе­ство различных организаций, которые занима­ются развитием и популяризацией Годзю-рю. Этот стиль каратэ является одним из наиболее популярных стилей, уступая по количеству при­верженцев лишь школам Сётокан и Кёкусин­кай.

Стиль Годзю-рю, как явствует из названия, пред­ставляет собой боевое искусство, в основу кото­рого положено понятие о неразрывной связи двух противоположностей: жёсткого и мягкого. Тех­ника Годзю-рю в полной мере отражает эту кон­цепцию, имея в арсенале различные приёмы, которые можно условно разделить на жёсткие и мягкие. К первым можно отнести всевозможные удары руками и ногами, а также останавливаю­щие (стопорящие) блоки. Ко вторым относятся сбивающие круговые блоки, опрокидывания при помощи бросков и подсечек, болевые замки на суставы рук и удушения. Огромное внимание в Годзю-рю уделяется силовой подготовке с ис­пользованием как традиционных, так и совре­менных приспособлений. Упражнения, направ-


Каратэ Годзю-рю

17

ленные на развитие силы мышц всего тела, ак­тивно используются не только новичками на на­чальном этапе постижения боевого искусства, но и зрелыми мастерами в процессе совершенство­вания.

Как и в большинстве школ каратэ, в Годзю-рю большое внимание уделяется изучению и отра­ботке комплексов формальных упражнений — ката, которые представляют собой квинтэссен­цию школы. В обшей сложности в Годзю-рю имеется двенадцать ката. Каждая из них изучает­ся на соответствующем этапе обучения. Главной ката Годзю-рю считается Сантин ката. Ещё Ми­яги Тёдзюн не уставал повторять: «Ката Сантин необходимо выполнять по тридцать раз в день. Если отрабатывать Ката Сантин всю жизнь, то не будет необходимости учить, что-либо ещё. В Сантин есть всё».

Техника Годзю-рю чрезвычайно эффективна в реальном поединке. Приверженцы этого стиля стараются вести бой на средней и ближней дис­танции, подходя к противнику сбоку, что дает определённое преимущество, так как лишает его способности использовать вторую руку. Для эф­фективного ведения боя на ближней дистанции в тренировочном процессе используются специ­альные упражнения, называемые «какиэ». Эти уп­ражнения развивают способность чувствовать на­правление атаки противника через контакт с его руками и позволяют своевременно провести кон­тратаку в наиболее оптимальном варианте.

В тренировочном процессе широко применяет-




18

Еио Сидзато

ся практика проведения различного рода куми- тэ, что дает возможность отработать прикладную технику и вплотную приблизиться к восприятию реального поединка.


Глава

Базовая техника Годзю-рю

Постижение боевого искусства начинается с изу­чения базовой техники. От того насколько хорошо она усвоена, зависит дальнейший рост мастерства. Поэтому необходимо особое внимание уделить изучению базовой техники, чтобы в будущем не испытывать сложностей при разучивании приклад­ных техник и комбинаций. Базовая техника пред­ставляет собой тот фундамент, на котором в после­дующем будет возводиться всё здание, представля­ющее собой огромный арсенал техник рукопаш­ного боя, эффективность которого будет напря­мую зависеть от того, насколько добротно освоена именно фундаментальная техника. Если базовая техника отработана недостаточно, в этом случае вряд ли стоит рассчитывать на рост мастерства и возможность достичь каких либо существенных результатов в освоение боевого искусства.

Основные стойки Годзю-рю

Традиционно изучение базовой техники начина­ется с освоения стоек и методов передвижений. От умения сохранять устойчивое положение тела, за­частую, зависит исход поединка. Данное утверж­дение также справедливо относительно способно­сти быстро и своевременно перемещаться в нуж­ном направлении, создавая наиболее выгодное положение для проведения атакующих и защит-




20

Еио Сидзато

ных действий.

Правильная стойка — основа для выполнения со­вершенных действий в бою. Этот принцип являет­ся общим для всех боевых искусств. Именно по­этому изучение и правильное освоение стоек явля­ется первым шагом в изучении Годзю-рю. Следует сказать, что точность и быстрота, необходимые для проведения эффективных действий в реальном поединке, напрямую зависят от правильной пози­ции, выбранной с учётом создавшейся ситуации. Более того, любая стойка — это не просто физи­ческое положение тела, но и выражение внутрен­него состояния сознания.

Очень важным фактором при принятии соответ­ствующей стойки является оценка дистанции до противника. В свою очередь выбор дистанции на­прямую зависит от физических данных противни­ка и от того вооружён он или нет.

Перейдём к рассмотрению основных стоек, ис­пользуемых в Годзю-рю.



  1. «Хэйсоку Дачи» (рис. 1)

Это стойка ожидания. Хэйсоку дачи принимает­ся перед началом выполнения, каких либо упраж­нений, а также ката и кумитэ. В этой стойке стопы должны располагаться параллельно друг другу, со­прикасаясь между собой. Ноги выпрямлены. Вес тела равномерно распределён на обе ноги.

  1. «Мусуби Дачи» (рис. 2)

В этой стойке стопы развёрнуты наружу под уг­лом 90°. Ноги, как и в предыдущей стойке, вып­рямлены в коленных суставах. Вес тела равномер­но распределён на обе ноги.


Каратэ Годзю-рю

21

  1. «Хэйко Дачи» (рис. 3)

Эту стойку также можно причислить к стойкам ожидания. В хэйко дачи стопы располагаются па­раллельно друг другу на расстоянии равном шири­не плеч. Ноги выпрямлены. Вес тела равномерно распределён на обе ноги.

  1. «Учихаси Мондзи Дачи» (рис. 4)

В данной стойке стопы расположены носками внутрь под углом 90°. Ноги немного согнуты в ко­ленных суставах и широко расставлены. Вес тела равномерно распределён на обе ноги.



5. «Сантин Дачи» (рис. 5, 5а) Эта стойка является наиболее используемой в Год­зю-рю. Сантин дачи применяется для отработки базовой техники в тренировочном процессе, при выполнении некоторых ката, и, само собой разу­меется, довольно часть используется в реальном поединке. В этой стойке одна нога, в данном слу­чае правая, выставлена вперёд. Её стопа направле­на пальцами внутрь под углом 45° к стотте сзади стоящей ноги. Пятка стопы впереди стоящей ноги располагается на уровне носка стопы сзади сто-


22

Еио Сидзато

ящей ноги. Колени должны быть немного согну­ты, бедра напряжены. Вес тела равномерно рас­пределён на обе ноги. Мы рассмотрели правосто­роннюю стойку. В левосторонней стойке впереди стоящей ногой является левая нога.

6. «Шико Дачи» (рис. 6)

Данная стойка используется как в тренировоч­ном процессе, так и в реальном поединке. В шико дачи ноги сильно согнуты в коленных суставах и широко расставлены. Стопы развернуты наружу под углом 90° относительно друг друга. Вес тела равно­мерно распределён на обе ноги.



7. «Дзэнкуцу Дачи» (рис. 7, 7а) Это атакующая стойка. Наиболее часто дзэнкуцу дачи используется при нанесении ударов рукой. В данной стойке одна нога выставлена вперёд, при этом она достаточно сильно согнута в коленном суставе. Стопа выставленной вперёд ноги направ­лена пальцами внутрь под углом 45° к стопе сзади стоящей ноги. Вторая нога выпрямлена в колен­ном суставе и отставлена назад. Вес тела смещён на впереди стоящую ногу в пропорции 70/30. Мы



Вид сбоку

Рис.5

Рис.5а

Рис.6


Каратэ Годзю-рю

23

рассмотрели правостороннюю стойку. В левосто­ронней стойке впереди стоящей ногой является левая нога.

8. «Тэйдзи Дачи» (рис. 8)

Эта стойка может использоваться перед началом поединка. В тэйдзи дачи одна нога выставлена вперёд. Ноги немного согнуты в коленных суста­вах. Стопы располагаются под углом 90° относи­тельно друг друга. Вес тела равномерно распреде­лён на обе ноги, при этом допускается небольшое смещение центра тяжести на сзади стоящую ногу. Мы рассмотрели правостороннюю стойку. В лево­сторонней стойке впереди стоящей ногой являет­ся левая нога.



9. «Нэко Аши Дачи» (рис. 9, 9а) Это защитная стойка. Наиболее часто нэко аши дачи используется при выполнении блокирующих техник. В данной стойке одна нога выставлена впе­рёд и упирается в поверхность пола подушечками пальцев, пятка приподнята. Стопы располагаются под углом 45° друг относительно друга. Обе ноги сильно согнуты в коленях, при этом вес тела сме-



Вид сбоку

Рис.7

Рис.7а

Рис.8


24

Есио Сидзато-

щён на сзади стоящую ногу в пропорции 80/20. Мы рассмотрели правостороннюю стойку. В лево­сторонней стойке впереди стоящей ногой являет­ся левая нога.

  1. «Саги Аши Дачи» (рис. 10)

Это защитная стойка. В саги аши дачи одна нога поднята вверх и не касается поверхности земли. Она сильно согнута в колене, при этом бедро рас­полагается горизонтально. Опорная нога немного согнута в коленном суставе и на неё приходится весь вес тела.

  1. «Коса Дачи» (рис. 11)

Эта стойка может успешно использоваться как в атаке, так и при выполнении защитных действий. В коса дачи ноги скрещены между собой и прижи­маются друг к другу в области коленных суставов. Стопы расположены под углом 90° относительно друг друга. Обе ноги согнуты в коленях. Сзади стоящая нога упирается в поверхность земли поду­шечками пальцев, при этом пятка немного при­поднята. Вес тела смещён на впереди стоящую ногу в пропорции 60/40. Мы рассмотрели правосторон­нюю стойку. В левосторонней стойке впереди сто­ящей ногой является левая нога.



Вид сбоку

Рис.9 Рис.9а

Рис.10

Рис.11


Каратэ Годзю-рю

25

Удары рукой

Следующим этапом постижения боевого искус­ства является изучение ударов рукой, как основно­го средства достижения победы в поединке. Уда­ры рукой в Годзю-рю достаточно разнообразны. При их выполнении используются различные удар­ные поверхности от кончиков пальцев до локтя. Ударам, которые наносятся рукой, в Годзю-рю уде­ляется большое внимание, так как верхние конеч­ности наиболее приспособлены для выполнения этой функции. Удар рукой имеет большую ско­рость и разрушительную силу. Хорошо поставлен­ный удар рукой часто невидим для противника, вследствие чего представляет собой наиболее эф­фективный метод атаки в реальном поединке.

Рассмотрим основные удары рукой, используе­мые в Годзю-рю.

1. «Сэйкен Цуки»



Этот удар является наиболее часто применяемым в поединке. Сэйкен цуки является прямым ударом «горизонтальным» кулаком. Ударной поверхнос­тью в данном случае являются первые суставы ука­зательного и среднего пальцев. Удар выполняется по прямолинейной траектории от туловища впе­рёд по направлению к цели. Во время нанесения удара рука, а, следовательно, и сам кулак, совер­шает вращательно-поступательное движение вдоль продольной оси, создавая тем самым дополнитель­ную разрушительную мощь. В конечном положе­нии кулак располагается таким образом, чтобы вне­шняя часть кисти была направлена вверх. Рука на­прягается только лишь в конечной фазе удара, в


26

Есио Сидзато

момент соприкосновения с поверхностью тела про­тивника. Это напряжение длится доли секунды, после чего рука расслабляется и отводится назад. На протяжении движения к цели рука должна быть также расслабленной для того, чтобы не создавал­ся тормозящий эффект. В процессе нанесения удара вторая рука синхронно отводится назад к тулови­щу. Следует учитывать, что в ударе участвует не только сама рука, но также и весь корпус, который совершает вращение в направлении удара, благо­даря чему сила удара возрастает на порядок. Вслед­ствие синхронности выпрямления руки в локтевом суставе и вращательного движения туловища со­здается огромная разрушительная сила. При нане­сении данного удара локоть полностью не должен распрямляться. Во время нанесения удара делает­ся выдох. Сэйкен дзёдан цуки наносится в голову (рис. 12, 12а), а сэйкен чудан цуки в верхнюю и среднюю часть туловища (рис. 13).



Вид спереди

Рис.12

Рис. 12а

Рис.13


Каратэ Годзю-рю

27

  1. «Каги Цуки»

Это круговой удар «горизонтальным» кулаком пе­ред собой (рис. 14). Ударной поверхностью в дан­ном случае являются первые суставы указательно­го и среднего пальцев. Удар выполняется по дуго­образной траектории от туловища снаружи внутрь. Кулак приближается к цели сбоку. Как и в преды­дущем случае во время движения к цели рука со­вершает вращательное движение вдоль продоль­ной оси, в результате чего кулак в конечном поло­жении располагается внешней стороной кисти вверх. Во время удара рука согнута в локтевом суставе практически под прямым углом. Каги цуки при­меняется на короткой дистанции для поражения средней части туловища противника, в частности плавающих рёбер и солнечного сплетения.

  1. «ФуриУчи»

Это круговой удар «вертикальным» кулаком пе­ред собой (рис. 15, 15а). Ударной поверхностью в данном случае являются первые суставы указатель­ного и среднего пальцев, однако в отличие от пре­дыдущего удара кулак в конечной фазе располага­ется таким образом, чтобы внешняя часть кисти оказалась направлена в сторону. Траектория дви­жения кулака к цели дугообразная снаружи внутрь и снизу вверх. Во время нанесения удара рука со­вершает вращательное движение вдоль продоль­ной оси. Рука при нанесении удара должна нахо­диться в полусогнутом состояния, которое зависит от расстояния до противника. Фури учи использу­ется для поражения головы противника и в част­ности височной области.


28

Есио Сидзато

4. «Агэ Цуки»

Это прямой восходящий удар кулаком (рис. 16, 16а). Ударной поверхностью в данном случае являются первые суставы указательного и среднего пальцев. В конечном положении кулак располагается так, что внешняя часть кисти оказывается направлен­ной вперёд. Во время нанесения удара кулак дви­жется к цели по прямой восходящей траектории, которая является почти вертикальной. Агэ цуки применяется на короткой дистанции для пораже­ния головы противника и в частности подбородка.





Рис.14



Рис.15





Рис. 15а

Рис.16



Рис. 16а


Каратэ Годзю-рю

29

    1. «Шита Цуки»

Это прямой удар «горизонтальным» кулаком (рис. 17). Ударной поверхностью в данном случае являются первые суставы указательного и средне­го пальцев. В конечном положении кулак распо­лагается так, что внешняя часть кисти оказывается направленной вниз. При нанесении удара кулак движется к цели по прямой траектории в горизон­тальной плоскости. Шита цуки применяется для поражения солнечного сплетения.

    1. «Дзёдзэ Цуки»

Это двойной удар одновременно обоими кула­ками (рис. 18, 18а). Дзёдзэ цуки представляет со­бой комбинацию из двух ударов сэйкен цуки и шита цуки.



Рис.17 Рис.18 Рис. 18а

7) «Уракен Учи»

Это дугообразный удар кулаком вперёд (рис. 19, 19а). Ударной поверхностью в данном случае являются первые суставы указательного и среднего пальцев




30

Еио Сидзато

или тыльная сторона кисти. Удар осуществляется путём резкого разгибания руки в локтевом суставе. В конечном положении кулак располагается внеш­ней стороной вниз. Уракен учи применяется для поражения головы противника и в частности височ­ной области.

      1. «Тэцуи Учи»

Это нисходящий удар кулаком (рис. 20). Удар­ной поверхностью в данном случае является ниж­няя часть кулака со стороны мизинца. Удар осу­ществляется путём резкого разгибания руки в лок­тевом суставе. В конечном положении кулак рас­полагается так, что внешняя часть кисти оказыва­ется направленной в сторону, при этом остриё лок­тевого сустава должно быть направлено вниз. Тэ­цуи учи применяется для поражения головы про­тивника. Существует вариант удара, называемый тэцуи гедан учи (рис. 20а), который используется для поражения паха. В этом случае в конечном положении острие локтевого сустава должно быть направлено вверх.

      1. «Нукитэ Цуки»

Это прямой удар пальцами вперёд (рис. 21, 21а). Ударной поверхностью в данном случае являются кончики пальцев руки. Техника выполнения схо­жа с техникой исполнения удара сэйкен цуки. Отличие заключается в том, что рука во время уда­ра вращается вдоль продольной оси не на 180°, а на 90°, в результате чего в конечном положении внешняя часть кисти должна быть направлена в сторону. Нукитэ цуки используется для пораже­ния горла и солнечного сплетения.


Каратэ Годзю-рю

31














32

Еио Сидзато

10. «Шуто Учи»

Это горизонтальный удар кистью. Существует два варианта удара. Первый вариант предусматривает движение руки снаружи внутрь (рис. 22, 22а), а второй - изнутри наружу (рис. 23, 23а). В обоих случаях ударной поверхностью является внешняя рёберная часть кисти со стороны мизинца. Удар осуществляется путём разгибания руки в локтевом суставе, при этом в первом варианте в конечном положении кисть располагается так, что ладонь оказывается направленной вверх, а во втором ва­рианте ладонь направлена вниз. Шуто учи исполь­зуется для поражения горла и боковых частей шеи.






Каратэ Годзю-рю

33

11. «Тэйсо Цуки»

Это прямой удар открытой ладонью вперёд (рис. 24, 24а). Ударной поверхностью в данном случае является основание ладони. Техника вы­полнения тэйсо цуки схожа с техникой выполне­ния удара сэйкен цуки. В ударе участвует всё тело. За счёт поворота туловища происходит усиление удара и повышается его эффективность. В конеч­ном положении пальцы кисти могут принимать раз­личное направление: вверх, в сторону и вниз. При этом соответственно, во время удара рука вращает­ся вдоль продольной оси на 180°, 90° и 0°. Данный удар применяется для поражения головы (подбо­родок, нос), а также верхней и средней части туло­вища (плавающие рёбра, солнечное сплетение). Также существует вариант моротэ тэйсо цуки, ко­торый представляет собой удар одновременно дву­мя руками (рис. 25).






34

Есио Сидзато

  1. «Мае Эмпи Учи»

Это прямой удар локтём вперёд (рис. 26). Удар­ной поверхностью в данном случае является ост­рие локтевого сустава. Мае эмпи учи выполняется путём сгибания руки в локте и поднятия плеча до горизонтального положения перед собой. Данный удар используется для поражения солнечного спле­тения.

  1. «Агэ Эмпи Учи»

Это восходящий удар локтём вперёд (рис. 27, 27а). Ударной поверхностью в данном случае является основание предплечья у локтевого сустава. Для удара рука сильно сгибается в локте, а затем быс­тро поднимается вверх, до горизонтального поло­жения плеча. В конечном положении кулак руки, наносящей удар располагается у одноимённого уха. Данный удар используется для поражения подбо­родка, а иногда и солнечного сплетения.



Вид спереди

Рис.2

Рис.2Рис.


Каратэ Годзю-рю

35

  1. «Маваси Эмпи Учи»

Это круговой удар локтём вперёд (рис. 28). Удар­ной поверхностью в данном случае является осно­вание предплечья у локтевого сустава. Удар нано­ситься по дугообразной траектории в горизонталь­ной плоскости, при этом сильно согнутая в локте­вом суставе рука движется снаружи внутрь по на­правлению к цели. Для усиления удара необходи­мо поворачивать туловище в направлении удара. Маваси эмпи учи используется для поражения го­ловы противника.

  1. «Отоши Эмпи Учи»

Это нисходящий удар локтём (рис. 29). Ударной поверхностью в данном случае является основание плеча у локтевого сустава. Удар наноситься сверху вниз в вертикальной плоскости. В конечном поло­жении внешняя часть кисти направлена вперёд. При нанесении отоши эмпи учи необходимо не­много понизить центр тяжести, приседая вниз. Данный удар применяется для поражения затылка и позвоночника со стороны спины.

Г



Рис.

Рис.9


36

Есио Сидзато

16. «Уширо Эмпи Учи»

Это удар локтём назад (рис. 30). Ударной повер­хностью в данном случае является остриё локтево­го сустава. Удар наноситься посредством резкого отведения согнутой в локтевом суставе руки назад. Уширо эмпи учи используется для поражения сол­нечного сплетения и плавающих рёбер.

Удары ногой

Удары ногой в Годзю-рю изучаются параллельно с ударами рукой. Данный арсенал атакующих тех­ник не многочислен, однако является чрезвычай­но действенным в реальном поединке. В Годзю- рю присутствуют только удары, которые реально могут повлиять на исход боя. Это относительно простые удары, но в то же время и достаточно эффективные. Здесь отсутствуют сложно коорди­национные удары, которые зачастую не приносят требуемого результата и к тому же достаточно слож­ны в исполнении. Простота и эффективность — вот основные критерии присущие ударам ногой в Годзю-рю. Как правило, удары ногой наносятся не выше уровня низа живота. Основными целями для поражения служат: коленный сустав, внешняя часть бедра, пах. Иногда удары ногой наносятся в солнечное сплетение и плавающие рёбра.

Рассмотрим основные удары ногой, используе­мые в Годзю-рю.

1. «Мае Гери»

Прямой толкающий удар стопой вперёд (рис. 31). Ударной поверхностью в данном случае являются подушечки пальцев ноги. Удар наносится посред­ством распрямления ноги в коленном суставе и


Каратэ Годзю-рю

37

выноса бедра вперёд. При этом сначала согнутая нога поднимается вверх, а затем выполняется тол­кающее движение вперёд. Опорная нога должна быть немного согнута в коленном суставе. Мае гери применяется для поражения паха и солнечного сплетения.

2. «Коган Гери»

Это восходящий удар стопой вперёд (рис. 32). Ударной поверхностью в данном случае является подъём стопы. Коган гери наносится путём разги­бания ноги в коленном суставе без выноса бедра вперёд-вверх. Данный удар используется для по­ражения паха.







Рис.31

Рис.32


38

Еио Сидзато


  1. «Кансецу Гери»

Это нисходящий удар стопой вперёд (рис. 33). Ударной поверхностью в данном случае является внешняя рёберная часть стопы. Удар выполняется посредством разгибания согнутой в колене ноги с опусканием бедра вниз. Кансецу гери применяет­ся для поражения коленного сустава ноги против­ника.

  1. «Сокуто Гери»

Это боковой удар стопой в сторону (рис. 34). Удар­ной поверхностью в данном случае является вне­шняя рёберная часть стопы. Сокуто гери отличает­ся от предыдущего удара тем, что наноситься с использованием толкающего движения и с боль­шей амплитудой подъёма бедра вверх. Данный удар используется для поражения коленного сустава, внешней части бедра и плавающих рёбер.

  1. «Гэдан Гери»

Это прямой нисходящий удар стопой вперёд (рис.35). Ударной поверхностью в данном случае является внутренняя рёберная часть стопы. Удар выполняется посредством резкого разгибания со­гнутой в коленном суставе ноги, которая предва­рительно поднимается вверх, а затем опускается вниз. Гэдан гери используется для поражения го­лени.

  1. «Какато Гери»

Это восходящий удар стопой назад (рис. 36). Удар­ной поверхностью в данном случае является пят­ка. Какато гери наносится путём сгибания ноги в коленном суставе, при котором голень поднимает­ся вверх, а бедро остается опущенным вниз. Дан­ный удар используется для поражения паха.


Каратэ Годзю-рю

39

7. «Мае Хидза Гери»

Это прямой удар коленом вперёд (рис. 37). Удар­ной поверхностью в данном случае является ко­ленный сустав или основание бедра у коленного сустава. Удар выполняется посредством быстрого подъёма бедра согнутой в колене ноги вперёд — вверх. Мае хидза гери применяется для пораже­ния паха и нижней части живота.













Рис.3

Рис.3


40

Еио Сидзато

Техника блокирования ударов

Изучению различных защитных приёмов в Год­зю-рю уделяется большое внимание. Одной из глав­ной составляющей надёжной обороны является техника блоков, которая представляет собой все­возможные действия, направленные на нейтрали­зацию разнообразных атак со стороны противни­ка, выполняемые как руками, так и ногами. Блоки, используемые в Годзю-рю, условно могут быть раз­делены на жёсткие и мягкие. Первые используют­ся не только для нейтрализации атак противника, но и с целью травмировать его ударную конеч­ность. Вторые применяются для сбивания руки или ноги противника с линии атаки, что позволяет мгновенно и относительно безопасно сблизиться с ним, проводя контратаку. Каждая техника блоки­рования используется строго для защиты опреде­лённых участков тела от конкретных ударов.



Рассмотрим основные блоки, используемые в Год­зю-рю.

    1. «Агэ Укэ»

Это восходящий блок внешней рёберной частью предплечья (рис. 38, 38а). Выполнение данного блока осуществляется путём перемещения согну­той в локтевом суставе руки снизу вверх перед ту­ловищем, при этом рука вращается вдоль продоль­ной оси. Агэ укэ используется для нейтрализации прямых атак в голову.

    1. «Учи Укэ»

Это блок внутренней рёберной частью предпле­чья изнутри наружу (рис. 39, 39а). Выполнение данного блока осуществляется путём перемещения


Каратэ Годзю-рю

согнутой в локтевом суставе руки изнутри наружу перед туловищем, при этом рука вращается вдоль продольной оси. Учи укэ используется для нейт­рализации прямых атак в среднюю часть туловища.





Вид спереди Рис.38 Рис.38а





Рис.39

Рис.39а


42

Еио Сидзато

    1. «Хараи Отоши Укэ»

Это нисходящий блок внешней рёберной частью предплечья (рис. 40, 40а). Выполнение данного блока осуществляется путём перемещения выпрям­ленной руки сверху вниз и изнутри наружу перед туловищем, при этом рука вращается вдоль про­дольной оси. Хараи Отоши укэ используется для нейтрализации прямых и круговых атак в нижнюю часть туловища.

    1. «Сото Укэ»

Это блок внешней рёберной частью предплечья снаружи внутрь (рис. 41). Выполнение данного блока осуществляется путём перемещения согну­той в локтевом суставе руки снаружи внутрь перед туловищем, при этом рука вращается вдоль про­дольной оси. Сото укэ используется для нейтра­лизации прямых атак в среднюю часть туловища.

    1. «Дзёдзэ Укэ»

Это двойной блок (рис. 42). Выполнение данно­го блока предусматривает использование одновре­менно обеих рук. При этом одна рука выполняет учи укэ, а вторая рука - хараи отоши укэ. Дзёдзэ укэ используется для нейтрализации одновремен­ных, прямых атак в среднюю и нижнюю часть ту­ловища.

    1. «Маваси Укэ»

Это также двойной блок (рис. 43, 44). Выполне­ние данного блока предусматривает использова­ние одновременно обеих рук. При выполнении маваси укэ одна рука движется по дугообразной траектории сверху вниз, а другая рука - снизу вверх. Данный блок используется для нейтрализации


Каратэ Годзю-рю

43

одновременных, прямых атак в голову и нижнюю часть туловища.





Рис.40

Рис.40а










44

Еио Сидзато

    1. «Какэ Укэ»

Это блок внешней частью запястья (рис. 45). Вы­полнение данного блока осуществляется путём перемещения согнутой в локте руки изнутри нару­жу перед туловищем, при этом рука вращается вдоль продольной оси. Какэ укэ используется для нейт­рализации прямых атак в среднюю часть тулови­ща.

    1. «Осаэ Укэ»

Это нисходящий блок основанием ладони (рис. 46, 47). Выполнение данного блока осуще­ствляется путём перемещения согнутой в локте руки сверху вниз перед туловищем, с использованием давящего движения. Осаэ укэ используется для нейтрализации прямых атак в среднюю часть туло­вища.



Вид спереди

Рис.45

Рис.46

Рис.47

9. «Тэйсо Укэ»

Это блок основанием ладони снаружи внутрь (рис. 48). Выполнение данного блока осуществля-




Каратэ Годзю-рю

45

ется путём перемещения согнутой в локте руки сна­ружи внутрь перед туловищем, с использованием давящего движения. Тэйсо укэ используется для нейтрализации прямых атак в среднюю часть туло­вища.

10. «Сукуи Укэ»

Это нисходящий блок основанием ладони снару­жи внутрь (рис. 49). Выполнение данного блока осуществляется путём перемещения согнутой в локте руки снаружи внутрь перед туловищем, с использованием давящего движения. В конечном положении, в отличие от предыдущего случая, паль­цы блокирующей руки должны быть направлены вниз. Сукуи укэ используется для нейтрализации прямых атак в нижнюю часть туловища.





Рис.48 Рис.49

11. «Какуто Укэ»

Это восходящий блок внешней частью запястья (рис. 50). Выполнение данного блока осуществля­ется путём перемещения согнутой в локте и запя-


46

Есио Сидзато

стье руки снизу вверх перед туловищем. Блокиро­вание выполняется внешней частью запястья, при этом необходимо собрать пальцы в щепоть, при­жимая их друг к другу. Какуто укэ используется для нейтрализации прямых атак в голову.


      1. «Хари Укэ»

Это двойной блок (рис. 51). Выполнение данно­го блока предусматривает использование одновре­менно обеих рук. При этом одна рука выполняет осаэ укэ, а вторая рука - агэ укэ. Хари укэ исполь­зуется для нейтрализации одновременных, прямых атак в голову и нижнюю часть туловища.

      1. «Дзюдзи Укэ»

Это восходящий блок внешними рёберными ча­стями предплечий скрещенных рук (рис. 52). Вы­полнение данного блока осуществляется путём перемещения обеих рук вверх и скрещивания их между собой на уровне головы. Дзюдзи укэ ис­пользуется для нейтрализации прямых атак в го­лову.







Рис.

Рис.1

Рис.


  1   2   3   4   5   6