Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Взгляд в прошлое – Н. М. Жеромская




Скачать 151.08 Kb.
Дата05.07.2017
Размер151.08 Kb.

Взгляд в прошлое – Н. М. Жеромская


Слайд – 1

Заглядывая в прошлое, хочется как можно больше узнать о ссыльной творческой интеллигенции, жившей в 1940-60-х гг. в нашем городе и сыгравшей свою положительную роль в развитии культурной жизни городского социума.

Одной из самых ярких личностей того времени, несомненно, была Нина Михайловна Жеромская, о которой сегодня хочется рассказать подробнее.

Слайд – 2

Еще А.Н. Толстой великолепно сказал: «У великих людей не две даты их бытия - рождение и смерть, а только одна: их рождение». Нина Михайловна родилась в Петербурге в 1897 г.. В 1917 г. окончила театральное училище в Петрограде.

В 1918 году была зачислена в состав молодого рабочего театра Дома культуры. Вместе с другими артистами театра выступала перед бойцами Красной Армии, на фронтах. Работала в Петроградском академическом театре драмы, который до революции именовался Александринским.

Слайд – 3 (Театр Александринский)

Надо отметить, что значительную роль в поднятии постановочной культуры спектаклей театра сыграл В. Э. Мейерхольд1, ставший по существу первым режиссёром-постановщиком Александринской сцены.

С первых же дней установления советской власти Жеромская принимала участие в спектаклях и концертах, организуемых Петроградским театральным отделом театров и зрелищ. «Новый» зритель требовал подлинно реалистического искусства, современного репертуара и новой углублённой трактовки произведений классической драматургии.

Известен факт, что Н.М. Жеромская играла в годы революции и гражданской войны в Севастополе в театре «Ренессанс», который позже стал именоваться театром им. А.В. Луначарского2. Город стал прибежищем творческой интеллигенции всей рухнувшей империи. В 1919 году со сцены «Ренессанса» пел свои ариэтки «Печальный Пьеро» А.Н. Вертинский. Остались воспоминания Ф.Г. Раневской о том, как на заре своей карьеры она успешно играла роли «гранд-кокетт»  в Севастополе.





Слайд – 4 Большой художественный театр «Ренессанс». 1910-е годы

В это суровое время в театре работали знаменитые актеры: В.М. Петипа, П.А. Полевой, С.И. Евкин, Ф.Г. Раневская, Н.А. Долгов, М.И. Царев, Н.М. Жеромская и другие. При театре была образована актерская студия.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: актриса Н.М. Жеромская имела за плечами достойную театральную школу. Возможно, не было бы и повода для сегодняшнего разговора, если бы…

31 июля 1938 г. актриса была арестована во время гастролей в г. Каменске Ростовской обл..



Слайд – 5 (арест Жеромской)

Надо заметить, что в 1938 г. Театр Мейерхольда был закрыт, а в июле 1939 г. Мейерхольд арестован, в феврале 1940 г. расстрелян. Есть большая вероятность, что события в жизни Нины Михайловны связаны с этим фактом.

Н.М. Жеромской было предъявлено обвинение, как «члену шпионской организации, действующему в пользу немецких и французских разведорганов», согласно материалам дела, по заданию организации она выполняла функции агента-связника: разъезжала по городам СССР, собирала от участников шпионской организации сведения шпионского характера, которые «доставляла резиденту в Ленинград» и так далее.

В октябре 1938 г. актриса была осуждена на 10 лет. Позже от своих прежних показаний отказалась по причине давления со стороны следователя.

До 1942 г. она отбывала срок в Усольлаге (г. Соликамск), затем была переведена в Ныроблаг. Но и здесь, в местах заключения, в лагере, Нина Михайловна руководила культбригадой. Её труды не остались незамеченными, и потому ей была оказана привилегия – освобождение на три месяца раньше срока за хорошо организованную культмассовую работу в лагере.

К сожалению или к радости, трудно сказать, но политические репрессии того времени во многом определили развитие культуры г.Соликамска. Многие репрессированные деятели культуры и искусства отбывали свое наказание в лагерях этого города: С.Л. Гремячкин, режиссер, руководитель драмкружка; К.П. Ротов3, художник-карикатурист; П.А. Вульфиус, музыковед, профессор Ленинградской консерватории и мн.др.. Это отдельная и очень интересная тема для исследования.

Надо заметить, что в то время на общем фоне культурной жизни города весьма активно развивалась самодеятельность, например, в 1938 г. более 200 человек (работников калийного комбината) посещали различные кружки (театральный, духовой, детский театральный, джаз-оркестр и даже струнный оркестр ИТР и т.д.).

Слайд – 7 Струнный оркестр ИТР

Большая часть этих людей тоже были спецпереселенцами, они не имели возможности получать дальнейшего образования, но именно такие люди, как Н.М. Жеромская, способствовали их самообразованию и духовному развитию.

Сложно представить, что в небольшом провинциальном промышленном городе ежемесячно организовывались выставки, концерты, тематические вечера, спектакли, заезжали именитые гастролеры. Горожане ждали удивительных культурных событий. Жадно изучали анонсы и афиши. Сенсацией было появление в городе Московского квартета им. М. И. Глинки под руководством Михаила Абрамовича Калужского.

Слайд – 7, 8 квартет Калужского

В 1940-е гг. в городе существовало несколько культурных центров – 2 клуба, Дом культуры, музей, Парк культуры с летним кинотеатром, танцплощадкой, эстрадой, летними читальными беседками и библиотекой.

Центром культуры калийщиков был клуб Горняков, где и вела свою просветительскую работу Н.М. Жеромская.

Слайд – 9

В 1948 г. Жеромскую определяют в Соликамск на трудопоселение. Нина Михайловна стала создателем и художественным руководителем драмтеатра клуба горняков.

В одном из январских номеров журнала «Калий» (1935 г.) мы встречаем следующую информацию: «Дворец культуры Горняков: театральный зал на 300 человек со сценой, оборудованный по последнему слову техники, концертные и лекционные залы, физкультурный кабинет, библиотека, буфет-столовая, комнаты для кружковой и культурной работы».

Воспитанная в классическом духе, Нина Михайловна была верна себе и в творческой работе: под ее руководством были поставлены известные классические пьесы А. Н. Островского – «Последняя жертва», «На бойком месте», «Бедность – не порок».



Слайд – 10, 11

Включение в репертуар пьес А.Н. Островского в этот период неслучайно. Драматургия Островского пристально изучалась, а пьесы стали опытной мастерской для режиссеров-постановщиков. Его пьесы никогда еще не ставились так часто, как в эту эпоху. Высокую оценку драматургии Островского дали политические деятели послеоктябрьского периода (В.И. Ленин, А.В. Луначарский). Прежде всего ценилась свойственная его пьесам народность, колоритность и ясность крупно обозначенных характеров, жизненность сюжетов, глубокая конфликтность, обличительно сатирическая и героико-патриотическая идейность.

Жеромская, обращаясь к классикам, отдала дань уважения А. С. Пушкину: ею были поставлены отрывки из поэм «Борис Годунов», «Русалка», «Цыгане», - веницианскому драматургу XVIII века Карло Гольдони – «Слуга двух господ».

Наряду с классическими произведениями режиссер обращалась к современному репертуару: были поставлены пьесы Константина Михайловича Симонова «Под каштанами Праги»4, «Чужая тень», пьеса Александра Николаевича Афиногенова «Машенька» о человечности в человеке, написанная им в 1940 году, после того как писателя восстановили в рядах партии после длительной унизительной опалы 1937 года; Алексея Николаевича Арбузова «Дальняя дорога» (1935 г.).

Особняком в репертуарной копилке Жеромской стоит пьеса в 3-х действиях греческого поэта и писателя Алексиса Парниса «Остров Афродиты, или Последняя ночь Афин» (1960 году пьеса поставлена на сцене Малого театра).

Слайд – 12 (афиша)

Удивительно, что в декабре 1962 года “Остров Афродиты” был запрещен в Советском Союзе по распоряжению сверху, а Жеромская осмелилась ставить пьесу, будучи сама в опале.

Особое внимание в работе Н. М. Жеромская уделяла искусству художественного чтения.

Слайд – 13 (коллективное фото, 1958г)

Слайд – 14 (фото статья)

Ею проводились тематические вечера, литературные программы памяти Пушкина, Чехова, Гоголя, была поставлена эмоционально мощная программа в честь 150-летия Бородинской битвы.

По воспоминаниям ветерана-калийщика, поэта Ивана Тимофеевича Батанина, Жеромской была поставлена также пьеса «День рождения Терезы».5 Известен факт, что пьеса вышла в свет в 1961 г., а в 1962 г. Нина Михайловна поставила ее на соликамской сцене. Помимо клуба горняков, актеры показали её на гастролях по Соликамскому району (Половодово, Усолье).

По воспоминаниям того же И.Т. Батанина, Н.М. Жеромская была общительным и добрым человеком, прекрасно ладила с молодым поколением: «Однажды мы с приятелем проходили мимо её раскрытого окна, где она сидела, облокотившись на подоконник (там кроме нее сидели несколько кошек: она их очень любила и содержала не менее 12).



Слайд – 15 Жеромская с кошкой


Мы поздоровались и разговорились (Н.М. была очень общительна и внимательна к собеседникам). Она спросила, кто мы такие, чем занимаемся и чем увлекаемся. Мы ответили, и она сразу стала нас приглашать в самодеятельность. Достала с этажерки несколько томиков стихов Сергея Есенина, Вадима Шефнера, Льва Ошанина, Евгения Евтушенко. Мы посмотрели книги, которые позже вернули. В конце беседы она добавила: «Обожаю ленинградских поэтов, их стихи мне дороги и близки, они поддерживают меня в трудные минуты жизни». Возможно, именно это знакомство с поэзией не прошло бесследно: впоследствии Иван Тимофеевич стал писать стихи.

Интересно, что кроме прочего Нина Михайловна работала руководителем пионерского драмкружка. Для юных зрителей Соликамска на сцену вышли замечательные детские постановки: «Хрустальный башмачок», «Сказка о правде».

Слайд – 16 Детская группа

Воспитанники обожали свою наставницу, некоторые, благодаря Н.М. Жеромской, меняли свою судьбу и прямо с комбината уходили на профессиональную сцену. Известен факт, что маркшейдер горного цеха Николай Шантаренков стал студентом Московского государственного института театрального искусства. Слесарь Анатолий Останин стал актером Кудымкарского театра драмы. Штукатуры Валентина Валюженина и Нина Переславцева вошли в состав Пермского ансамбля профтехобразования.

Как по волшебству, по вечерам и выходные дни обычные работники калийного комбината превращались в актеров, благодаря талантливому театральному педагогу и режиссеру – Нине Михайловне Жеромской.

Из воспоминаний Бориса Курочкина, проходчика рудника: «Приятно чувствовать, что делаешь что-то хорошее, когда они [зрители] после тяжелого трудового дня приходят, чтобы посмотреть концерт. Быть участником художественной самодеятельности – это почетный долг».

Она всецело отдавалась работе, была требовательна и к себе, и к воспитанникам.

Слайд – 17 Воспитанники

Говорила: «Надо очень любить людей, пришедших в коллектив, и знать, что они ищут в искусстве. Манит ли их лёгкий успех, или они готовы преодолеть любые трудности. Великие идеалы человечества воплощать на сцене имеют право только те, кто своей личной жизнью, работой, учебой может служить добрым примером».

Проработав в Соликамске около двух лет, Н.М. Жеромская была вновь арестована в апреле 1950 г.. После пяти допросов Особым Совещанием приговорена к ссылке на поселение и доставлена в г. Енисейск по адресу ул. Ленина, 10. Артистке предстояло этапом оправиться в Енисейск, а значит, расстаться с единственным близким ей человеком, с матерью. Это расставание было бы очень болезненным для обеих. И тогда директор калийного комбината А.Ю. Нестеренко выписал ей материальную помощь.
Слайд – 18
Люди искусства также не остались в стороне. Известно, что ее давний друг и артист Малого драматического театра Михаил Иванович Царев6 отправил ей денежный перевод. Разлуки с матерью удалось избежать.

Нине Михайловне оказывали поддержку многие, писали оптимистичные письма. Актриса с благодарностью говорила, что мир не без добрых людей.

Освободилась Нина Михайловна в августе 1954 г.. Судьба дважды направила к нам удивительную актрису! После ссылки Жеромская вновь возвращается в Соликамск и на общественных началах занимается своим любимым делом.

В 1958 году в Соликамске актриса отмечала сорокалетний юбилей своей творческой деятельности, от родного комбината и поклонников ее творчества ей были подарены настольные часы и коллекция минералов калийного рудника. Со всего Советского Союза с поздравлениями шли телеграммы. Актриса была крайне признательна.



Слайд – 19 (1958 г. Юбилей 40летней сценической деятельности)

Последние годы своей жизни, наполненной особым предназначением, Нина Михайловна провела в Ленинградском Доме ветеранов сцены, куда отправилась по настоянию своего друга, актёра М.И. Царева. Вела активный образ жизни, интересовалась культурной жизнью и переписывалась с выдающимися современниками, которые вошли в историю (Фаина Георгиевна Раневская, Михаил Иванович Царев, Валентин Саввич Пикуль, Всеволод Александрович Рождественский и др.).



Слайд - 20

«Это был добрый дом для актеров. При 180 проживающих – обслуживающий персонал 100 человек. После 1969 года, – вспоминает Александра Викторовна Каверинская, ее воспитанница, – мы каждый год встречались. Она очень любила Соликамск, расспрашивала о людях… В апреле 1987 года Жеромской исполнилось 90 лет». В то время она уже тяжело болела и лежала в больнице. Свою последнюю волю Нина Михайловна произнесла А. Каверинской, и заключалась она в том, чтобы ее похоронили в Соликамске... ».

Урну с прахом А.В. Каверинская привезла из Ленинграда и захоронила её рядом со своими родственниками на соликамском кладбище. Позже, в 2007 году, к 95-летию сценической деятельности, по инициативе администрации ОАО "Сильвинит" был установлен но­вый памятник, на нем вы­сечено: «Великой артистке от со­ликамских калийщиков».

Важно подчеркнуть то, что деятельность ссыльной интеллигенции 30-40 гг., имевшая прочные исторические корни и традиции, в равной степени выражала собственную творческую индивидуальность каждого деятеля и носила просветительский, духовно-нравственный характер и, несомненно, оставила след на соликамской земле. Вероятнее всего, и интерес именно к этой теме поддерживается сегодня на фоне активной гастрольной деятельности, которую проводит МАУК «КДЦ». Современный театральный зритель ищет для себя серьезный репертуар, который заставляет его думать на темы нашего существования – повседневные и вечные. И сегодня можно сказать, что потребность людей в искусстве по-прежнему сильна. Безусловно, есть веский повод говорить о значительном вкладе в развитие культурной жизни нашего города, который привнесла Н.М. Жеромская – даже при том, что многие сведения о жизни актрисы собраны по крупицам, где-то обрывочны, где-то требуют уточнения…

Нам показался интересен следующий факт. В Соликамске родилась еще одна известная актриса - Нина Корниенко. Ее юность, период становления совпали с соликамским периодом театральной деятельности Н.М. Жеромской. Как знать, возможно, Нина Корниенко увлеклась театром именно поэтому?

На сегодняшний день благодаря деятельности КДЦ сформировался новый соликамский зритель, поднялась новая волна интереса к театру и к различным театральным жанрам (водевиль, трагедия, комедия, драма и т.д.).

В перспективе нами планируется организация клубного объединения театрального зрителя «Послесловие».

Данный материал можно использовать для проведения экскурсий (в том числе виртуальных), театральных уроков, для создания культурно-просветительских проектов.

Вклад Н.М. Жеромской в развитие культуры города ценен, но вряд ли она возвела бы себя в ранг «великих». Прежде всего, она была талантливым режиссером, добрым и порядочным человеком, несмотря на все тяготы, осталась верна себе и искусству.

В завершении доклада хотелось бы прочесть отрывок из стихотворения Б.Пастернака, думается, что эти строки очень близки сегодняшней теме:



Быть знаменитым некрасиво
Не это поднимает ввысь,
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись. 

Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех, 
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех,

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях. 

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать не зги. 

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать. 

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только - до конца.

Список использованных материалов:

Интернет-источники:



  1. http://www.memorial.krsk.ru/

  2. http://www. meyrhold.ru

  3. http://georfed.narod.ru/texts/2000-Ural.htm

  4. http://www.poluostrov-krym.com/dostoprimechatelnosti/teatry-kryma/teatr-lunacharskogo.html

  5. http://guides.rusarchives.ru

Литература:

  1. Казак К. Лексикон русской литературы XX века. М:РИК «Культура», 1996, 492с.

  2. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. М. 2000.

  3.  Собрание материалов Ленинградского дома ветеранов сцены Ф. 2341; 206 ед. хр.; 1898 - 1984 гг.; оп. 4**


Статьи:

    • Жеромская Н.М. «Души высокое свечение» // «Соликамский химик», 1961

    • Пономаренко В.П. Соликамск. «Культурная жизнь Соликамска в 30-40 годы XX столетия».

    • «Сорокалетний юбилей сценической деятельности» // «Соликамский химик», 1958, 11 июня.

    • Прозорова О.П. «Невыдуманная история», // «За калий»,2008, №2

    • Прозорова О.П. «Я хочу покоиться на Соликамской земле» // «Соликамский рабочий», 2012, №23, 24 марта.

    • Прозорова О.П. «Я тысячами душ живу в сердцах» //«За калий», 2004, №44

Фотоархив Музейно-выставочного центра г. Соликамск УВК ОАО "Уралкалий"

Воспоминания И.Т. Батанина, поэта-калийщика.

1 ВСЕВОЛОД ЭМИЛЬЕВИЧ МЕЙЕРХОЛЬД


Родился 28 января (10 февраля — по новому стилю) 1874 года в Пензе. Играл в любительских спектаклях. В 1902 г. Мейерхольд покинул труппу МХТ и возглавил как режиссёр странствующую по российской провинции группу молодых актёров. Узнав о сценических опытах Мейерхольда, К.С. Станиславский в 1905 г. предложил ему совместно продолжить эксперименты в московской Студии на Поварской. В 1906 г. В.Ф. Комиссаржевская пригласила Мейерхольда в Петербург главным режиссёром своего театра. Здесь за один сезон Мейерхольд выпустил 13 спектаклей, вызвавших оживленные дискуссии. В 1907—1917 гг. Мейерхольд работал в петербургских императорских театрах и главным образом в Александринском. После октября 1917 г. Мейерхольд, воодушевленный открывшимися новыми возможностями, сблизился с Вл. Маяковским. В 1922-24 гг. Мейерхольд руководил Театром Революции, где в 1923 г. поставил «Доходное место» Островского и «Озеро Люль» А. Файко. В 1924 г. он выпустил «Лес» Островского, где представил персонажей по принципу «социальной маски», аранжировал пьесу карнавальной веселостью. «Лес» пользовался большим успехом. В 1930-е началась травля режиссёра в прессе, его искусство было названо чуждым советскому народу и враждебным советской действительности. В 1938 г. Театр Мейерхольда был закрыт. В июле 1939 г. Мейерхольд был арестован, а в феврале 1940 г. расстрелян. В 1955 году Верховный суд СССР посмертно реабилитировал Мейерхольда.

2 В ноябре 1920 года власть в Севастополе перешла в руки Революционного комитета. Отделом народного образования руководил великий русский тенор Л.В. Собинов. По его инициативе приказом Ревкома № 132  от 14 декабря 1920 года 1-й Советский театр (бывший «Ренессанс») переименован в театр имени А.В. Луначарского.

3 В 1940 году К.П. Ротов был арестован и 14 лет провел в заключении и в ссылке в Соликамске и Северо-Енисейске. Но он все равно продолжал рисовать. Многие его работы лагерного периода хранятся в музее в г. Соликамске, часть из них была передана наследниками художника в музей Общества «Мемориал».

4 Пьеса К.М Симонова «Под каштанами Праги», написанная в 1945 году. Премьера состоялась в  Театре им. Ленинского комсомола. Была популярна с 1946.

5 «День рождения Терезы», пьеса Георгия Давидовича Мдивани (грузинский советский драматург и киносценарист), написанная им в 1961 году о событиях на Кубе и героизме кубинского народа. В 1980 году пьесу экранизировали.

6 Царев Михаил Иванович. Годы жизни 01.12 (18.11) 1903, Тверь – 10.11.1987, Москва. После окончания школы Михаил решил связать свою судьбу с театром. Актерское образование Михаил Царев получил в Школе русской драмы в Петрограде, где в 1919-1921 годах обучался у Юрия Михайловича Юрьева. Еще, будучи студентом, Михаил в 1920 году вступил в труппу Большого Драматического театра. В 1924-1926 годах Михаил Царев работал в Москве, играя в бывшем театре Корша. В 1926-1931 годы он выступал на сценах театров Махачкалы, Казани и Симферополя, а в 1931 году перебрался в Ленинград, где был принят в труппу Ленинградского академического театра драмы. В 1934-1937 годах Михаил Царёв работал у Всеволода Мейерхольда в театре, названном его именем (Государственный театр имени Мейерхольда). В конце 30-х началась травля этого выдающегося мастера, театр был закрыт, и Михаил Царев с группой других актеров перешел в труппу Малого театра.




  • 1 ВСЕВОЛОД ЭМИЛЬЕВИЧ МЕЙЕРХОЛЬД