Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Второстепенные члены предложения




страница1/13
Дата06.07.2018
Размер2.06 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Утверждаю __________


Учитель:

Учитель русского языка и литературы II категории III(базового)уровня:

Вдовина Татьяна Александровна

Класс:

8 русский

Предмет:

Русский язык

Дата:

24.11.14

Тема урока:

Второстепенные члены предложения

Цель урока:

Активизация ранее полученных учащимися знаний о второстепенных членах предложения

Тип урока:

Урок повторение полученных знаний

Задачи урока:

Стимулировать навыки критического мышления и самостоятельного осмысления; 
Развивать логическое и творческое мышление. 
Расширить понятия о второстипенных членах предложения. 

Результаты обучения:

Оборудование урока:

Учащиеся могут различать основные виды второстипенных членах предложения.  Строить диалоги, используя обстоятельства; 
Оценивать себя по своей активности. 

интерактивная доска, презентация к уроку, учебники 8 русского класса, тетради учащихся, песня «Голубой вагон», билеты 1-2-3 для деления на группы, вагончики на партах при деении на группы, жетоны оценивания, карточки с заданими, цветыне карандаши, маркеры, ватман, корзинка с фруктами для приема: «Корзина вопросов», таблица ЗХУ, лист оценивания групп критериями оценивания, картинка поезд для рефлексии урока.

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Организационный момент
1.Эмоциональный настрой класса на урок

«Голубой

вагон»
Слайд: 3

Организовать направленное внимание на начало урока. Создание положительного настроя учащихся на урок и  проверка готовности рабочих мест. Учитель приветствует детей

- Здравствуйте! Садитесь, ребята!



Включаю песню “ Голубой вагон”.
Дети входят в класс образуя вагончики ,поют песню , делают один круг в центре класса, учитель раздает им разноцветные билетикис номнрами вагонов.

Медленно минуты уплывают вдаль
Встречи с ними ты уже не жди
И хотя нам прошлого немного жаль
Лучшее конечно впереди
Скатертью скатертью дальний путь стелится
И упирается прямо в небосклон
Каждому каждому в лучшее верится
Катится катится голубой вагон

Ученики проверяют наличие своих учебных принадлежностей. 
входят в класс, поют песню, кружатся, образуя вагоны поезда, берут по билету

2.Деление на группы:

«Вагончики»
Слайд: 3

Кружки трех цветов и номерами вагонов раздаются ученикам при входе в класс, с помощью которых делю учеников на три группы. На каждом столе стоит макет цветного вагона. Ученики рассаживаются по местам, согласно цвету кружков и номеров своих вагонов.

класс делятся на группы

3.Реализация дом задания
«Корзина

вопросов» Слайд: 4

Учащиеся должны были повторить пройденный материал о второстепенных членах предложениях. С целью проверки домашнего задания использую прием «Корзина вопросов»

«Корзина вопросов »

На доске прикрепляю картинку корзину с разными фруктами, прошу ребят взять по одному фрукту, на которых написаны вопросы. Ученикам предстоит на них ответить.

1.Второстепенные члены предложения?

Ответ:- это , члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов, и поясняют, уточняют или дополняют господствующие слова.

2. Определение - это



Ответ: второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество или свойство предмета.

3.На какие вопросы отвечает определение?



Ответ: отвечает на вопросы какой? чей?

4.Согласованное определение-это



? Ответ: (согласуется с определяемым словом в числе, падеже, в единственном числе - и в роде;

5.Какими членами предложения выражается согласованные определени?



Ответ: выражается прилагательным, местоимением-прилагательным, причастием, порядковым числительным:

Вымытые полы еще не высохли.

6.Несогласованное определение-это?



Ответ: связано с главным словом по способу управления или примыкания, связь лишена формально выраженного согласования;

7.Какими членами предложения выражается несогласованные определени?

Ответ: выражается существительными в косвенных падежах, личными местоимениями, прилагательными в сравнительной степени, наречиями, инфинитивами

8. Дополнение- это?



Ответ: второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняем слово, от которого зависит и отвечает на вопросы косвенных падежей.

9. Прямое дополнение-это?



Ответ:выражается формой именительного падежа без предлога при переходных глаголах и словах категории состояния и формой родительного падеже при переходных глаголах с отрицанием или если действие, которое выражает переходный глагол, направлено не на весь предмет, а лишь на его часть. написать письмо

10. Косвенное дополнение-это?



Ответ: все остальные дополнения: директор завода.

11.Обстотельство-это?



Ответ: Это второстепенный член предложения, который поясняет слово со значением действия или признака и обозначает, как или при каких обстоятельствах производится действие.

12. Назовите виды обстоятельств:



Ответ: Обстоятельство: времени, места, степени, условия, уступки, образа действия, причины и цели.

выбирают вопрос отвечают на него.

4.Оценивание

Слайд: 5

На этом уроке учеников, правильно ответивших на вопросы оцениваю жетоном на которых написаны слова- похвала «Молодец!», «Умник!» или «Умница» . А в конце урока подсчитывается количество набранных жетонов.

II. Стадия вызова

1.Таблица ЗХУ

(индивидуально)

Слайд: 6

Заполнение интерактивной таблицы «ЗХУ» 

Сначало прошу заполнить 1 и 2 груфу таблицы.





заполняют таблицу 1 и 2 графу

2.Составление кластера

(групповая работа)

Слайд: 7

1 группа: Кластер «Определение»

2 группа: Кластер «Обстоятельство»

3 группа: Кластер «Дополнение»

составляют кластер

3.Оцениваниеетод «ПРЕСС»
Слайд: 8

ученикам заранее раздаю листы оценивания групп, оценивание методом ПРЕСС

Нескольким ученикам предлагаю оценить работу во время урока.



Метод « ПРЕСС» 
Это упражнение развивает умение формулировать высказывание по определенному дискуссионному вопросу в сжатой форме, выразительно, аргументировано, лаконично. «Метод ПРЕСС» состоит из четырех этапов: 
1. – Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…») 
2. – Обоснование своей мысли («… Так как…») 
3. – Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («… например…») 
4. – Обобщение, выводы («Итак…»). 

Критерии оценивания
1. Убедительность ответов 
2. Активность на уроке 
3. Аргументированность ответов 
4. Правильное выполнение заданий

оценивают своих свертников

III.Стадия осмысления




1.Работа по карточкам №1

(парная

работа)
Слайд: 9

Задание №1. Найти определения поставить к ним вопросы и определить вид определения и способы их выражения
1.В магазине продавали апельсиновый сок

(какой?, согласованное, прилагательным


2.Я учусь в восьмом классе  

(в каком?, согласованное, числительным)


3.Листва берез висит не шелохнувшись 

(как?, согласованное, причастием)

читают правило и выполняют упражнение

2.Оценивание групп

Слайд: 10

На этом уроке учеников ,правильно ответивших на вопросы оцениваю жетоном на которых написаны слова- похвала «Молодец!», «Умник!» или «Умница» . А в конце урока подсчитывается количество набранных жетонов.

3.Работа по учебнику
Слайд: 10


Предлагаю выполнить упражнение 117 на стр 59.

Условие: Прочитайте. Найдите дополнение. Определите, какие дополнения являются прямыми, какими –косвенными.

1 группа:

1) Нет розы без шипов. (без чего? –без шипов: Ковенное дополнение, стоит в Р.п с прелогом без )

2)Я лиру посвятил народу своему (что?-лиру, прямое дополнение, стоит в В.п )

2 группа:

3)Обещанного три года ждут (чего?-обещанного, прямое дополнение, в Р п)

4) Враг камнем ударит, ты его хлебом бей.(чем?-камнем, хлебом; кого?-его-прямое, в Т.п и Р.п)

3 группа:

5)Не ищи красоты, ищи доброты (чего?-красоты, доброты, прямое, Р.п, с отриц частица НЕ)



6) Кто всех добрее, кто всем хорош, у тех друзей и не сочтешь (кого?-всех, друзей, прямое, Р.п)

работают в группе

4.Оценивание

На этом уроке учеников ,правильно ответивших на вопросы оцениваю жетоном на которых написаны слова- похвала «Молодец!», «Умник!» или «Умница» . А в конце урока подсчитывается количество набранных жетонов.

5.Физминутка

Вот мы руки развели, 
Словно удивились. 
И друг другу до земли 
В пояс поклонились! 
Наклонились, выпрямились, 
Наклонились, выпрямились. 
Ниже, ниже, не ленись, 
Поклонись и улыбнусь.

Выполняют движения

6. Цифровой

диктант
Слайд: 11

Слайд: 12

Задание: Сопоставьте виды обстоятельства с подходящими предложениями.



Виды обстоятельств



Предложения

1

времени

1

Ярко светила звезда.

2.

места

2.

Из уважения к вам я не сделал этого.

3.

образа действия

3.

Утром шел дождь.

4.

степени

4.

При желании можно добиться многого.

5.

условия

5.

Вопреки нашим ожиданиям, весна в этом году запоздала.

6.

причины

6.

Зайцы, спасаясь от лыжников, путали следы.

7.

цели

7.

На востоке краснела заря.

8.

уступки

8.

Мы смеялись до слез.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

3

7

1

8

4

2

6

5




работают в парах

7.Составление Синквейна
Слайд: 13

Учащимся трех групп предлагаю написать синквейн о языке.

В конце урока обучающимся, предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.



1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Язык

Завораживающий, необычайный.

Вьется, разгорается и пляшет.

Языки пламени...

Очень красивое явление!

русский язык

древнерусский современный

говорят пишут разговаривают

один из крупнейших языков мира

русистика

Русский язык.

Распространённый, сложный.

Обучает, тренирует, развивает.

Не каждый может его выучить.

Россия.


составляют Синквейн

8.Оценивание

На этом уроке учеников ,правильно ответивших на вопросы оцениваю жетоном на которых написаны слова- похвала «Молодец!», «Умник!» или «Умница» . А в конце урока подсчитывается количество набранных жетонов.

IV.Стадия Рефлексии




1.Подведение итогов урока

Учитель: ребята, наш урок подходит к концу, давайте выясним, что нам удалось с вами сделать.

Подводят итоги урока

2.Дом задание

Слайд: 14

Домашнее задание: написать мини-сочинение

«Мама – самый близкий и родной человек» употребляя в своих сочинениях второстипенные члены предложения.

Записывают Д\з.

3.Формативное и суммативное оценивание

Игра «Браво!»
Слайд: 15 

Посчитывается количество жетонов и с помощью критериев оценивания выставляются оценки за урок.

Цель: сплочение коллектива. 
Учитель: Я считаю, что время от времени каждый из нас заслуживает аплодисментов.

(Поставьте стул в центр класса и попросите всех плотно окружить его со всех сторон.)

Дети, в чей адрес раздаются аплодисменты, получают точно такое же наслаждение от игры, как и те, кто им рукоплещет. В результате в классе после окончания урока создается атмосфера взаимного принятия и хорошего настроения. 
Инструкция. Кто из вас бывал в театре или цирке и воочию видел, как публика восторженно рукоплещет артистам в конце представления? Кто из вас, хотя бы в своих мечтах, хотел оказаться на сцене и заслужить восторженные аплодисменты зрительного зала?


Активные ученик занимают место на сцене , остальные учащиеся хлопают в ладоши,

4.Рефлексия поезд

Слайд: 16

На доске вывешиваю поезд, раздаю майлики, и прошу учеников написать на них рефлексию нашего урока.

пишут

рефлексию



4.Слово

учителя

Учитель: Дорогие ребята. Вы большие молодцы!

Я желаю вам и в дальнейшем с удовольствием постигать тайны и богатства русского языка. Больше читайте! Узнавайте. Это не только обогатит ваш словарный запас, но и разовьёт орфографическую зоркость.

Не забывайте народную мудрость: «Кто много читает, тот много знает»

Учите русский - годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда,

И та награда - в нём самом.


слушают учителя, и прощаются с ним.


ФИО ученика:________________________Класс:___________Дата:__________


Знаю

Хочу узнать

Узнал











ФИО ученика:________________________Класс:___________Дата:__________


Знаю

Хочу узнать

Узнал











ФИО ученика:________________________Класс:___________Дата:__________


Знаю

Хочу узнать

Узнал











Медленно минуты уплывают вдаль
Встречи с ними ты уже не жди
И хотя нам прошлого немного жаль
Лучшее конечно впереди
Скатертью скатертью дальний путь стелится
И упирается прямо в небосклон
Каждому каждому в лучшее верится
Катится катится голубой вагон


1.Второстепенные члены предложения?
2. Определение - это.

3.На какие вопросы отвечает определение?



4.Согласованное определение-это? Ответ: (согласуется с определяемым словом в числе, падеже, в единственном числе - и в роде;



5.Какими членами предложения выражается согласованные определени? Ответ: выражается прилагательным, местоимением-прилагательным, причастием, порядковым числительным: Вымытые полы еще не высохли.

6.Несогласованное определение-это? Ответ: связано с главным словом по способу управления или примыкания, связь лишена формально выраженного согласования;

7.Какими членами предложения выражается согласованные определени? Ответ: выражается существительными в косвенных падежах, личными местоимениями, прилагательными в сравнительной степени, наречиями, инфинитивами

8. Дополнение- это?Ответ: второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняем слово, от которого зависит и отвечает на вопросы косвенных падежей.

9. Прямое дополнение-это? Ответ:выражается формой именительного падежа без предлога при переходных глаголах и словах категории состояния и формой родительного падеже при переходных глаголах с отрицанием или если действие, которое выражает переходный глагол, направлено не на весь предмет, а лишь на его часть. написать письмо

10. Косвенное дополнение-это? Ответ: все остальные дополнения: директор завода.

11.Обстотельство-это? Ответ: Это второстепенный член предложения, который поясняет слово со значением действия или признака и обозначает, как или при каких обстоятельствах производится действие.

12. Назовите виды обстоятельств: Ответ: Обстоятельство: времени, места, степени, условия, уступки, образа действия, причины и цели.

- Задание «Чем выражается обстоятельства?» 
Мы приехали утром. (наречием) 
Он сидел, греясь на солнышке. (дееприч.оборот) 
Он бежал сломя голову.(фразелогизм) 

- Задание «Замените фразеологизмы наречиями» 


Он живет у черта на куличках (далеко) 
Ответь мне положа руку на сердце (честно) 
Наши дома стоят бок о бок (близко) 
Саша проснулся ни свет, ни заря (рано) 
Он бежал сломя голову (быстро) 
Наташа трудилась на покладая рук (хорошо) 
Катя выучила стихотворение на зубок (отлично) 
Ребята на уроке труда работали засучив рукава (отлично) 

Заполнение таблицы «ЗХУ» 


Знаем Хотим узнать Узнали 
Обстоятельство- это второстепенный член предложения, указывающий на обстоятельство при которых происходит действие: время, место, образ действия.
Обстоятельство отвечает на вопросы: когда? где? как? зачем? почему? Обстоятельство поясняют сказуемое. Выражаются существительными и наречиями. Виды обстоятельств (цели, причины, условия, меры и степени). 
Способы выражения обстоятельств. Виды обстоятельств, на какие вопросы они отвечают: меры и степени- в какой степени?, причины- почему, по какой причине?, условия- при каком условии? 
Выражаются словосочетанием, фразеологизмами, деепричастием, деепричастным оборотом. 
Работа с текстами. 
Деление учащихся на две группы. Каждой группе дается текст. 
Метод Insert. 

1 текст. 


В Центральной Азии Новый год- Наурыз- по древней традиции отмечается весной. 
Накануне праздника молодые наводят порядок в доме и около него. Они белят дома, чистят колодцы и арыки, очищают место вокруг стойбищ и родников, сажают деревья и кустарники. Только в этот день на полях можно увидеть деревянный плуг. Он символизирует хороший урожай. 
Праздник приходит в каждый дом, на каждую улицу. Здесь поют и танцуют, угощают всех наурыз- коже. 
На зеленой поляне под открытым небом состязаются певцы, танцоры, поэты, борцы. Рядом самые молодые и ловкие принимают участие в национальной игре «Кыз куу». Не думайте, что это легче, чем победить в борьбе или в конкурсе акынов. Ведь на востоке женщины с детства ездят верхом. Считается, чем веселее пройдет Наурыз, тем щедрее будет природа. 
К вечеру в местах празднования Наурыза устанавливают огромные качели- алтыбакан. Праздник продолжается всю ночь, а к рассвету молодежь поднимается на близлежащую возвышенность и встречают восход солнца. 

Основная мысль текста. 


Ключевые слова. 
Найти в тексте обстоятельства. Метод Insert. 

2 текст. 


Бәйге- приз, премия. У многих эта традиция ассоциируется со скачками. Однако это одностороннее понятие. Той и другие праздники не проходили бы без единоборства борцов, без айтыса акынов, без скачек. Бәйге- приз- получал в первую очередь чемпион, победивший в борьбе или в скачках. Особо почетный приз доставался лучшему всаднику. Победившему в виде приза ( бәйге) давали сто и более лошадей. Призер не должен был угонять весь скот в свой аул. Часть он должен был подарить аксакалам, друзьям, часть оставить святым духам предков. Лучшему борцу давали бәйге- верблюда, покрытого ковром. Акыну, победившему в айтысе, накидывали на плечи чапан и дарили хорошего коня. 

Составление диалога, употребляя различные виды обстоятельств. 

III.Стадия рефлексии 
Что такое обстоятельство
Назвать виды обстоятельств? 
Чем выражаются обстоятельства? 

Метод «Фруктовый сад» 

Источники, оснащение и оборудование Интерактивная доска 
Последующее задание Упражнение № 7, 9. 
Выучить правила. 
Оценивание практического занятия Оценивание формативное и суммативное. 
Учащиеся оценивались на всех этапах урока. 
В конце ставилась итоговая оценка.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13