Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Вторая причина это массовое осознание того факта, что культурное развитие отнюдь не совпадает с историческим развитием




Скачать 243.74 Kb.
Дата26.01.2017
Размер243.74 Kb.



От автора

Проблемы культуры и ее изучения являются не таким тривиальным делом, как представляется на первый взгляд. Уже само понятие «культура» при всей привычности, является исключительно сложным и неоднозначным. Человек открыл для себя феномен культуры в ту эпоху, которую К. Ясперс назвал «осевым временем истории», т.е. VI – IV вв. до н.э. Правда, в то далекое время задумывались над культурной проблематикой отдельные, выдающиеся умы своего времени: Сократ, Платон, Аристотель, Конфуций, Гаутама, Махавира, Лао-Цзы. Шло время и на рубеже XIX и XX вв. происходит резкий всплеск интереса к культуре. Причем необходимо отметить, что этот интерес носил массовый характер. Это было обусловлено целым рядом обстоятельств.

Первая причина была связана с тем, что развитие и уровень культуры стал неразрывно связываться с прогрессом и развитием самого общества и благополучием людей этого общества.

Вторая причина – это массовое осознание того факта, что культурное развитие отнюдь не совпадает с историческим развитием.

Третья причина – это преодоление прогрессистских надежд XIX века, которые теснейшим образом связывали развитие общества и благополучие человечества с научным и техническим прогрессом. Выяснилось, что технические достижения, сочетаясь с низким уровнем культурного развития человека, ведут к большим опасностям и проблемам.

Четвертая причина – это социальные катаклизмы: войны, в том числе мировые, революции, восстания, мятежи, которые взорвали упорядоченную и «спокойную» жизнь цивилизации.

Пятая – «взрыв» этнического самосознания народов, который привел к возникновению массы движений, борющихся за осуществление политических целей и приведший к возникновению сотен новых государств.

Все эти обстоятельства привели к развертыванию исследований по культурной проблематике. И возникновению отчетливой потребности в формировании особой науки, чьим предметом был бы феномен культуры. Всё это привело к становлению культурологии в середине XX в. Основоположником новой научной дисциплины стал крупный американский ученый Лесли Уайт.

Необходимо заметить, что в нашей стране культурные исследования долгое время осуществлялись в рамках господствующей марксистско-ленинской методологии, что оказало существенное влияние на практику и результаты таких изысканий. Только в 1980-е гг. в советской науке культурология приобрела самостоятельный научный статус.

Если же говорить об институциональном становлении культурологии в России, то здесь необходимо указать на 1990-е гг., когда были учреждены кафедры и факультеты культурологии в российских высших учебных заведениях, были разработаны программы и планы учебной дисциплины, появились учебники и монографии по культурологии.

Предложенный курс учебной дисциплины структурно делится на две части: теоретико-методологическую и историю цивилизаций. В рамках первой части студенты смогут познакомиться с научным аппаратом культурологии, важнейшими понятиями: «культура», «цивилизация», «традиция», «миф», «обряд», «ритуал», «культ», «религия», «обычай», «гуманизм», «толерантность». Подходами, методами, используемыми данной дисциплиной. Узнать, как менялись представления о культуре в исторической перспективе. Познакомиться с ключевыми мыслителями, внесших крупнейший вклад в изучение культуры. И, естественно, узнать о специфике научного познания, «исповедуемой» культурологией.

Вторая часть познакомит студентов с многообразным, парадоксальным, но очень интересным миром локальных цивилизаций. Здесь изложение материала подчинено логике развития человеческой культуры. Исток – первобытная культура человечества, потом зарождение первых цивилизаций – древнеегипетской, шумерской, аккадской, древнекитайской, древнеиндийской. Далее идет рассмотрение античной культуры, эллинистической, арабо-мусульманской, культуры Европы в средние века, Новое время и завершается изложение рассмотрением культуры Древней Руси, Российской империи, СССР и современной России.

Задачи, которые стоят перед учебным курсом «культурология» весьма многообразны.

Во-первых, познакомить студентов с критическим объемом культурно-исторического материала, в объемах, достаточных для выполнения учебных требований.

Во-вторых, способствовать личностному, образовательному и профессиональному росту студентов.

В-третьих, вооружить их инструментами понимания для успешной адаптации в любой социокультурной обстановке.

В-четвертых, данный учебный курс несет серьезный дидактический потенциал, позволяя решать кроме учебных, воспитательные задачи.

В-пятых, наряду с курсом отечественной истории, учебная дисциплина культурология позволяет в творческой, диалогической, непосредственной форме вести работу с такими важными и сложными темами как патриотизм, толерантность, гражданственность.

Важным моментом является и то, что курс культурологии, читаемый в техническом высшем учебном заведении, должен способствовать формированию у студентов навыков работы с гуманитарным знанием, развивая их способности и умения.

Главной задачей курса является помощь в формировании активной, заинтересованной позиции студентов в их отношении к социокультурной реальности, повышение их культурного уровня, осознание себя как достойных граждан своей страны.


ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ

  1. Обыденное и теоретическое представления о культуре.

  2. Культурный Термин «культура», его история и понятие культуры.

  3. Многообразие подходов к определению культуры.

  4. Онтология культуры.

  5. шок и способы его преодоления.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  1. Что означает слово «культура» в своем первоначальном смысле? Кто в истории античности привносит новое понимание в это понятие?

  2. Какие обстоятельства задают многозначность понятия «культура»?

  3. Что такое онтология культуры? Что значит «быть в культуре»?

  4. Как связаны с развитием культуры синпрактическая и теоретическая деятельность человека?

  5. Человек как культурное существо.

  6. Представление о культуре как «музее».

  7. «Антропологическая революция» и парадигмы познания культуры.

  8. Культура и «культуры»: Иоганн Готфрид Гердер и его «Идеи к философии истории человечества» как новый взгляд на феномен культуры.

  9. Чем обусловлена необходимость анализа культуры?

  10. Откуда берет свои истоки человеческая культура?

  11. Как на ваш взгляд связаны культура и творчество?

  12. Определите основу культурологической проблематики. Кто является творцом и создателем всего историко-культурного поля?

  13. Сформулируйте ваше понимание того, что такое «культурный шок». В каких ситуациях человек особенно остро переживает это состояние?

  14. Предложите стратегии преодоления культурного шока.

  15. Как Вы думаете, кто такой «интеллигент» и что такое «интеллигенция»?


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Силичев Д.А. Культурология. - М., 1998. - С. 8-12.

2. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1994. - С. 19-39.

3. Пименова Ж.В. Культурология. Вопросы теории культуры: тексты лекций. - М., 2000. - С. 38-55.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

2. Бенедикт Р. Образы культуры //Человек и социокультурная среда. - М., 1992. - Вып. 2.

3. Бердяев Н.А. Смысл творчества //Эрос и личность. - М., 1989.

4. Конев В.А. Человек в мире культуры. - Самара, 1996.

5. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992.

6. Ортега-и-Гассет Х. Тема нашего времени //Самосознание европейской культуры XX в. - М., 1991.
ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ


  1. Донаучный, научно-исторический и научно-философский этапы культурологической рефлексии.

  2. Смена представлений о культуре в историческом времени.

  3. Греческая «пайдейя», идеи гуманизма в античном Риме.

  4. Теоцентризм европейской культуры в средние века.

  5. Культурологическая мысль в период Возрождения.

  6. Классическая модель культуры в европейской философии.

  7. Век Просвещения и «философия культуры».

  8. Основные культурологические концепции XIX и XX вв.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  1. Мифологическая картина мира как модель культуры.

  2. Миф об Исиде и Осирисе как древнеегипетская версия понимания культуры.

  3. Индийские представления о миропорядке и культуре – гимн Пуруше (10 мандала Ригведы).

  4. Шумерский «Эпос о Гильгамеше, или О всё видавшем».

  5. Представления о развитии культуры в философии Платона.

  6. Антиномии культуры и природы у софистов, киников, стоиков и эпикурейцев.

  7. Культурно-исторический антропоцентризм в учении Конфуция.

  8. Иудейско-христианская телеология истории в Библии.

  9. Диалектика «града земного» и «града небесного» в историософии Августина Блаженного.

  10. Новое время – новая эпоха в развитии культуры.

  11. Программа культивирования разума. Осмысление культуры Декартом, Локком, Спинозой.

  12. Теория циклического развития культуры Дж. Б. Вико.

  13. Идеи прогресса культуры в философии истории Вольтера и Кондорсе.

  14. Природа, культура и цивилизация в философии Ж. Ж. Руссо.

  15. Антагонизм истории и культуры в философии И. Канта.

  16. Теория единства и разнообразия культурно-исторического процесса в философии культуры Гердера.

  17. Философия истории Гегеля.

  18. Философия культуры немецкого романтизма.

  19. Философия культуры славянофильства и западничества.

  20. Марксистская концепция культуры.

  21. Концепция культуры в «философии жизни».

  22. Ценностная теория культуры В. Виндельбанда и Г. Риккерта.

  23. Концепция полилинейного, органичного и завершенного развития культур.

  24. Психоаналитическая концепция культуры З. Фрейда.

  25. Философия культуры в экзистенциализме.

  26. Историософия и культурология.

  27. Социология культуры Франкфуртской школы.

  28. Гуманистическая культурология.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Силичев Д.А. Культурология. - М., 1998. - С. 22-34.

2. Культурология /под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону, 1996. - С.23-36.

3. Пименова Ж.В. Культурология. Вопросы теории культуры: тексты лекций. - М., 2000. - С. 26-37.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. - М., 1995.

2. Боннар А. Греческая цивилизация. - М., 1992.

3. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М., 1990.

4. Зиммель Г. Философия культуры. - М., 1996. - Т.1.

5. Йегер В. Пайдейя. - М., 1997.

6. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое: соч. в 2 т. - М., 1990.

7. Фрейд З. Недовольство культурой //Психология. Религия. Культура. - М., 1992.

8. Ярхо В.Н., Гаспаров М.Л., Молок Д.Ю. Античная культура. Литература, театр, искусство, философия, наука: словарь-справочник. - М.: Высшая школа, 1995.
ТЕМА 3. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА


  1. Специфика и периодизация первобытной культуры.

  2. Место человека в животном мире. Движущие силы процесса антропогенеза.

  3. Первобытное искусство.

  4. Начальные идеологические представления и основные принципы первобытной культуры.

  5. Ранние формы религии.



ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  1. Родовая община и генезис первобытной культуры.

  2. Символическое понимание почтения к женщине и экзогамное табу.

  3. Возникновение речи и мышления.

  4. Сохранение и захоронение.

  5. Концепции происхождения первобытного искусства.

  6. Игровая теория происхождения первобытной культуры.

  7. «Престижная» экономика первобытности и коммунализм.

  8. Расогенез.

  9. Возникновение частной собственности, эксплуатации и государства.

  10. Духовная культура в период разложения первобытности.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Полищук В.И. Культурология. - М., 1998. - С. 128-144.

2. Культурология /под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону, 1996.

3. Культурология /сост. А.А. Радугин. - М., 1997.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. - М., 1994.

2. Хейзинга Й. Homo ludens. - М., 1992.

3. Тейлор Э. Первобытная культура. - М., 1989.

4. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1992.

5. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. - Л., 1989.

6. Лоренц К. Агрессия. - М., 1994.
ТЕМА 4. КУЛЬТУРА БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В ДРЕВНОСТИ


    1. Древнеегипетская цивилизация фараонов.

    2. Культура Шумера и Аккада.

    3. Ассирия – первая империя древнего мира.

    4. Культура Финикии.

    5. Древняя Палестина – перекресток культур.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  1. Природные условия древнеегипетской цивилизации.

  2. Хронология древнеегипетской культуры.

  3. Культ мертвых. Фараон – живое божество.

  4. Особенности культуры и цивилизации Древнего Египта.

  5. Достижения в духовной культуре. Амарнский стиль.

  6. Значение культуры Древнего Египта.

  7. Зарождение древних культур в Двуречье.

  8. Как Вы понимает фразу ассириолога Крамера «История начинается в Шумере»?

  9. Проблема клинописи и иероглифики.

  10. Лирика и эпос Шумеро-Аккадской цивилизации.

  11. Зарождение научных знаний и культы в Месопотамии.

  12. Финикия – как образец «морской цивилизации».

  13. Зороастризм и Авеста.

  14. Ветхий завет и его мир.

  15. Вавилонское пленение и пророческое движение в Палестине.

  16. Кумранская община и рукописи Мертвого моря.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Полищук В.И. Культурология. - М., 1998. - С. 165-191.

2. Культурология /под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону, 1996.

3.Культурология /сост. А.А. Радугин. - М., 1997.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Прусаков Д.Б. Природа и человек в Древнем Египте. - М., 1999.

2. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. - М., 2001.

3. Антонова Е.В. Месопотамия на пути к первым государствам. - М., 1998.

4. Афанасьева В.К. Гильгамеш и Энкиду. - М., 1979.

5. Циркин Ю.В. Карфаген и его культура. - М., 1987.

6. Дьяконов И.М. История Мидии. - М., 1956.
ТЕМА 5. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

1. Общие черты древнеиндийской культуры.



  1. Доарийская Индия и цивилизация Хараппы.

  2. Вторжение Ариев и формирование кастовой системы.

  3. Индивидуальная жизнь и центральная идея древнеиндийской культуры.

  4. Веды, философские школы и учения в Древней Индии.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  1. Кастовость и культура.

  2. Проблема письменности в Древней Индии.

  3. Ведийская литература и религия.

  4. Брахманизм. Индуизм. Тантризм.

  5. Проблема связи зримого и незримого.

  6. Махабхарата и Бхагават-гита – эпическая история индийской традиции.

  7. Буддизм и сангха – попытка разрыва с традиционной культурой.

  8. Личность Сиддхартхи Гаутамы.

  9. «Четыре благородные истины» раннего буддизма и «восьмеричный путь» Будды. Типитака.

  10. Понятие и состояние нирваны.

  11. Тибет и Шамбала.

  12. Древняя Индия и культура Руси.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Полищук В.И. Культурология. - М., 1998. - С. 193-218.

2. Культурология /под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону, 1996.

3. Культурология /сост. А.А. Радугин. - М., 1997.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Авдиев В.И. История древнего Востока. - М., 1953.

2. Бонгард-Левин Г.М. Индия эпохи Маурьев. - М., 1973.

3. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Древняя Индия. - М., 1969.

4. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. - М., 1988.

5. Кудрявцев М.К. Община и каста в Хиндустане. - М., 1971.

6. История и культура древней Индии. - М., 1963.
ТЕМА 6. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ


  1. Своеобразие древнекитайской культуры.

  2. Периодизация древнекитайской цивилизации.

  3. Государство и общество в Древнем Китае.

  4. Тоталитаризм и культура.

  5. Духовная жизнь и основные философские течения периода «борющихся царств».


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  1. Природные условия и организация жизни.

  2. Древний Китай и «кочевые империи» Центральной Азии.

  3. Бюрократия в Древнем Китае.

  4. Идея империи и ее реализация.

  5. Истоки традиционности и консерватизма.

  6. «Золотой век» духовной культуры Древнего Китая.

  7. Классическая китайская «Книга перемен» («И-цзин»). Понятия «инь» и «ян».

  8. Конфуцианство и Конфуций.

  9. Дао и даосизм.

  10. Легизм и его влияние на культуру.

  11. Культ предков и система верований в древнем Китае.

  12. Мировое значение древнекитайской культуры.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Полищук В.И. Культурология. - М., 1998. - С. 220-242.

2. Культурология /под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону, 1996.

3. Культурология /сост. А.А. Радугин. - М., 1997.




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской цивилизации. - М., 1976.

2. Васильев В.П. Очерк истории китайской литературы. - СПб., 1880.

3. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. - М., 1970.

4. Васильев Л.С. Аграрные отношения и община в древнем Китае. - М., 1961.

5. Фань Вэнь-Лань. Древняя история Китая. - М., 1958.

6. Юань Кэ. Мифы древнего Китая. - М., 1965.
ТЕМА 7. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА


  1. Древняя Греция как колыбель европейской цивилизации.

  2. Общие черты древнегреческой культуры и мировоззрения.

  3. «Аномалия» античности.

  4. «Золотой век» Афин.

  5. Эллинизм – духовное сближение Европы и Азии.

  6. Основание Рима. Этруски.

  7. Характеристика древнеримской культуры периода республики.

  8. Характеристика древнеримской культуры периода империи.

  9. Эллинистическо-римский тип культуры, его особенность.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  1. Этапы развития античной культуры.

  2. Специфика древнегреческой цивилизации.

  3. Полис и его роль в античной культуре.

  4. «Рождение» личности. Идеи гуманизма и пайдейи.

  5. Олимпийский пантеон и религия древних греков.

  6. «Осевое время»: рождение философии, науки, демократии.

  7. Сократ и софисты.

  8. Идея самопознания и самоопределения. «Человек есть мера всех вещей».

  9. Принципы жизни: кинизм, скептицизм, стоицизм, эпикуреизм.

  10. Платон и мировая культура.

  11. Итог развития древнегреческой философии и науки.

  12. Античность и христианское мировоззрение.

  13. Эллинизм – духовное сближение Европы и Азии.

  14. Черты характера двух народностей: греков и римлян.

  15. Этапы становления древнеримской цивилизации.

  16. Основные принципы и идеи древнеримской культуры.

  17. Древнеримская религия и ее роль в генезисе Рима.

  18. Культура и культ цезарей. Август и Меценат.

  19. Индивидуализм и космополитизм поздней Империи.

  20. Римский стоицизм: Эпиктет, Сенека и Марк Аврелий.

  21. Материальная культура и достижения древнеримской цивилизации.

  22. «Pax Romano» как результат внешней экспансии Рима.

  23. «Смерть» последнего языческого бога и распространение христианства.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Полищук В.И. Культурология. - М., 1998. - С. 243-302.

2. Культурология /под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону, 1996.

3. Культурология /сост. А.А. Радугин. - М., 1997.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Боннар А. Греческая цивилизация. - М., 1992.

2. Йегер В. Пайдейя. - М., 1997.

3. Лисовый И.А. Ревяко К.А. Античный мир. - Минск, 2001.

4. Петров М.К. Античная культура. - М., 1997.

5. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1999.

6. Чанышев А.Н. Эгейская предфилософия. - М., 1970.

7. Культура Древнего Рима: В 2 т. /под ред. Е.С. Голубцова. - М., 1985.

8. Маяк И.Л. Рим первых царей. Генезис римского полиса. - М., 1983.

9. Немировский А.И. Идеология и культура раннего Рима. – Воронеж, 1964.

10. Блаватский В.Д. Природа и античное общество. - М., 1976.

11. Блаватский В.Д. Архитектура древнего Рима. - М., 1938.

12. Соколов Г.И. Искусство древнего Рима. - М., 1971.

13. Штаерман Е.М. Кризис античной культуры. - М., 1975.


ТЕМА 8. АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА

  1. Доисламская Аравия.

  2. Возникновение ислама. Пророк Мухаммед, его образ и деятельность.

  3. Мусульманское вероучение. Коран. Мусульманский культ.

  4. Начало арабской культуры.

  5. Влияние арабо-мусульманской культуры на Европу.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  1. Древнеарабская мифология. Устная культурная традиция арабов.

  2. Влияние иудаизма и христианства на генезис ислама.

  3. Халифат и экспансия ислама.

  4. Основные направления в исламе. Мистицизм в исламе.

  5. Особенности мусульманского самосознания.

  6. Художественная культура и наука.

  7. Арабоязычная философия.

  8. Арабы и средиземноморский мир.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Полищук В.И. Культурология. - М., 1998. - С. 323-349.

2. Культурология /под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону, 1996.

3. Культурология /сост. А.А. Радугин. - М., 1997.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Мец А. Мусульманский ренессанс / пер. с нем. - изд. 2-е. - М., 1973.

2. Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана VII–XVII веков. - М., 1974.

3. Коран /смысловой пер. Б.Я. Шидфар. - М., 2006.

4. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. - М.: Наука, 1986.

5. Бартольд В.В. Соб. соч. // статьи об исламе и мусульманской культуре. - М., 1966. - Т.6.

6. Большаков О.Г. История Халифата. - М., 1989.
ТЕМА 9. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ И НОВОГО ВРЕМЕНИ


  1. Общая характеристика средневековой культуры Европы. Сущность феодализма.

  2. Формирование городской культуры.

  3. Церковь и ереси в средние века.

  4. Характер культуры Возрождения. Гуманизм Возрождения.

  5. Образы новоевропейского человека.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  1. Термин «средние века». Проблема генезиса средневековой культуры.

  2. Образование и университеты в средние века.

  3. Своеобразие европейского города.

  4. Трубадуры, ваганты и рыцарский роман.

  5. Алхимия и мистика.

  6. Схоластика: проблема универсалий, доказательства бытия Бога, соотношение веры и знания. Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский.

  7. Папство. Инквизиция. Крестовые походы и духовно-рыцарские ордена.

  8. Мироощущение простого человека.

  9. Ренессанс как ответ на кризис средневековой культуры.

  10. Свободомыслие и светский индивидуализм ренессансного человека.

  11. Искусство и наука Возрождения.

  12. Учения об обществе и государстве: Н. Макиавелли, Т. Кампанелла, Т. Мор.

  13. Реформация. М. Лютер, Ж. Кальвин.

  14. Великие географические открытия. Преображение европейской культуры.

  15. Новое понимание роли и места человека в мире. Развитие естествознания.

  16. Наука и философия Нового времени.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Полищук В.И. Культурология. - М., 1998. - С. 383-415.

2. Культурология /под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону, 1996.

3. Культурология /сост. А.А. Радугин. - М., 1997.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М., 1990.

2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1984.

3. Жак Ле Гофф. Средневековый мир воображаемого. - М., 2001.

4. Морис Кин. Рыцарство. - М., 2000.

5. Мишо Г. История крестовых походов. - М., 2001.

6. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. - М., 1987.

7. Вебер М. Избранные произведения. //Протестантская этика и дух капитализма. - М., 1990.


ТЕМА 10. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ РУСИ СО ВРЕМЕН ЯЗЫЧЕСТВА ДО XIX ВЕКА

  1. Природные факторы формирования культуры Древней Руси.

  2. Общая характеристика древнерусской культуры.

  3. Фольклор и древнеславянское язычество.

  4. Дух и идея русской культуры.

  5. Материальная культура.

  6. Образование Русского централизованного государства и становление «российского национального мифа».

  7. Православие и культура.

  8. «Русское Просвещение».

  9. Идеология как культура.

  10. Особенности российской культуры – складывание моностилизма.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  1. Происхождение и интерпретация термина «Русь».

  2. Психологические и бытовые факторы формирования культуры Древней Руси.

  3. Социальные факторы формирования культуры Древней Руси.

  4. Письменность в Древней Руси. Проблема летописания.

  5. Крещение Руси и проблема двоеверия.

  6. Монологичность древнерусской культуры.

  7. Проблема личности и государства в древнерусской культуре.

  8. Архитектура, литература и просвещение.

  9. Дуализм в русской культуре.

  10. Русь – Московия – Россия.

  11. Проблема модернизации российской цивилизации.

  12. Начало диалогичности в русской культуре.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Полищук В.И. Культурология. - М., 1998. - С. 350-381.

2. Культурология /под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону, 1996.

3. Культурология /сост. А.А. Радугин. - М., 1997.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества. - М., 1982.

2. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 1981.

3. Повесть временных лет. – М. - Л., 1950.

4. Жданов И. Русский былевой эпос. - СПб., 1895.

5. Карамзин Н.М. История государства Российского. - СПб., 1816-1817.

6. Седов В.В. Славяне в древности. - М., 1994.

7. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. - Л., 1947.

8. Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. - М., 1952.
ТЕМА 11. КУЛЬТУРА РОССИИ XX ВЕКА


  1. Революция и культура.

  2. Гибель культуры и новые культурные модели.

  3. Советский политический канон.

  4. Культурный разрыв и трансформация как культурная реорганизация.

  5. «Модернистский проект» России.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  1. Дореволюционная эпоха и революционные перемены.

  2. «Культурная революция» - что это такое?

  3. Биография и культура.

  4. Категории полистилистической культуры.

  5. Марксизм и модернизм.

  6. Культура в латентном существовании.

  7. Свобода, равенство и братство.

  8. Была ли свобода в СССР?

  9. Правовые идеологии.

  10. Ильин И.: государство как корпорация и учреждение.

  11. Постмодерн и личность.

  12. Виртуальное и реальное.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Полищук В.И. Культурология. - М., 1998. - С. 101-104.

2. Культурология /под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону, 1996.

3. Культурология /сост. А.А. Радугин. - М., 1997.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Геллнер Э. Нации и национализм. - М., 1991.

2. Веблен Т. Теория праздного класса. - М., 1984.

3. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1972.

4. Ильин И. Наши задачи. - М., 1992.

5. Коган Л.Н. Социология культуры. – Екатеринбург, 1992.



6. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. - М., 1995.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К РУБЕЖНОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ (РКЗ) №1

  1. Культурология: предмет и ее методы. Причины громадного роста интереса к культурной проблематике в Новейшее время.

  2. Соотнесите 2 феномена: культура и творчество.

  3. Время возникновения культурологии как науки. Кто из современных ученых определил необходимость изучения культуры как предмета исследования культурологии? Изложите воззрения этого мыслителя.

  4. Какие науки изучают культуру?

  5. Виды культурологии.

  6. Культурный шок и способы его разрешения.

  7. Многозначность определений понятия «культура».

  8. Парадигмы видения (познания) культуры.

  9. Установите соотношение между материальной, социальной и духовной культурой.

  10. Основные черты и приоритеты античной культуры. Проблема пайдейи.

  11. Методы изучения культуры.

  12. Гегелевская «модель» культуры. Мораль и культура.

  13. Принципы изучения культуры.

  14. Культура и цивилизация.

  15. Оценка культуры Х.Ортега-и-Гассетом, А.Молем, Ю.Лотманом.

  16. Человек как культурное существо.

  17. Сущность культуры. Оценка культуры Шиллером, Я.Морено, Ж.-П.Сартром.

  18. Элитарная культура, ее сущность, содержание. Представители.

  19. Предыстория возникновения слова «культура». Французские просветители (XVIII век) о цели и назначении культуры.

  20. Традиционность и современность. Логика модернизации.

  21. Массовая культура. Определение, ее проявления и направления.

  22. Психоаналитическая концепция культуры З.Фрейда.

  23. Функции культуры.

  24. Основные культурологические концепции. Перечислить и кратко охарактеризовать.

  25. Объективизм и культурно-аналитический подход как альтернативы в исследовании культурной сферы.

  26. Какие духовные образования составляют контекст культуры? Соотнесите: культура и искусство.

  27. Создайте «модель» культурного человека. Критерии, позволяющие называть человека человеком культуры.

  28. Основные позиции в оценке культуры. Смыслы слова «культура».

  29. Познание как творчество мира.

  30. Логика и механизмы повседневности.

  31. Определите понятия: «культурный артефакт», «культурная форма», «субкультура», «народная культура», «молодежная культура», «культурный уровень», «толерантность».

  32. «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебера как образец «понимающего» подхода (культурно-аналитического).

  33. Динамика взаимопроникновения массовой и элитарной культуры. Сущность тоталитарной культуры.

  34. Светская и религиозная культуры. Понятие «культ».

  35. Типология культуры. Аполлоническое и дионисийское начала в культуре и искусстве.

  36. Ценностные установки европейской культуры XIX века.

  37. Философия культуры.

  38. Смена представления о культуре в историческом времени (краткий обзор).

  39. Противоречия и ориентиры мировой культуры ХХ века.

  40. Культурологические идеи западников и славянофилов.


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К РУБЕЖНОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ (РКЗ) №2

  1. Специфика и периодизация первобытной культуры.

  2. Первобытные религии и искусство.

  3. Культура Древнего Египта как пример культуры ранних цивилизаций.

  4. Шумеро-Вавилонская культура.

  5. Культура Ассирии.

  6. Палестина – перекрёсток культур.

  7. Библия как источник мировой культуры.

  8. Индуизм.

  9. Буддизм.

  10. Культура Древней Индии.

  11. Философские школы и учения в Древней Индии.

  12. ультура Древнего Китая.

  13. Конфуцианство.

  14. Даосизм.

  15. Легизм.

  16. Древнегреческая культура.

  17. Полис и его роль в античной культуре.

  18. Сократ и софисты.

  19. Принципы жизни: кинизм, стоицизм, эпикуреизм, скептицизм.

  20. Платон и мировая культура.

  21. Аристотель и феномен античной науки.

  22. Культура эллинизма.

  23. Древнеримская культура.

  24. Римский стоицизм: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

  25. Арабо-мусульманская культура.

  26. Ислам.

  27. Арабская наука и философия.

  28. Роль античной культуры в формировании древнегреческой философии.

  29. Христианство как духовный стержень европейской культуры.

  30. Зороастризм и «Авеста».

  31. Культура средневековой Европы.

  32. Развитие естествознания и науки Нового времени.

  33. Ренессанс как начало культуры Нового времени.

  34. Реформация.


СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОГО ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (КДЗ)

Целью контрольного домашнего задания (КДЗ) является творческая самостоятельная работа над одним из вопросов программы учебного курса, которая должна способствовать углублению и систематизации полученных в процессе занятий по учебной дисциплине «Культурология» знаний. Алгоритм работы над КДЗ должен включать следующие шаги. Выберите любую тему, из тех, которые разбирались на лекциях или семинарских занятиях. Сформулируйте её название, например:



  1. Природа и культура.

  2. Человек как культурное существо.

  3. Локальные цивилизации человечества.

  4. Молодежные субкультуры.

  5. Элитарная культура.

  6. Искусство первобытного человека.

  7. Древнеславянское язычество.

  8. Мировые религии.

  9. Современная музыка как универсальное средство коммуникации.

  10. Священные тексты мировых религий: Типитака, Библия, Коран.

  11. Греческий полис – как «пространство культуры».

  12. Архитектурные стили средних веков.

  13. Готические соборы Европы.

  14. Летописи Древней Руси.

  15. Быт и нравы древнерусских княжеств.

  16. Мультипликация как отражение мира современной культуры.

Подберите литературу, освещающую выбранную тему. Подготовьте в форме презентации PowerPoint развернутый анализ выбранной темы.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Понятие культуры.

  2. Специфика и периодизация первобытной культуры.

  3. Многообразие подходов к определению культуры.

  4. Первобытные религия и искусство.

  5. Сущность культуры.

  6. Миф и архетип.

  7. Что такое и как вы понимаете термины «культурный артефакт», «культурная форма», «субкультура», «народная культура», «молодежная культура»?

  8. Культура Древнего Египта как пример культуры ранних цивилизаций.

  9. Основные позиции в оценке культуры.

  10. Культура Древней Месопотамии.

  11. Обыденное и теоретическое представление о культуре.

  12. Шумеро-Вавилонская культура.

  13. Методы и принципы изучения культуры.

  14. Культура Древней Индии.

  15. Определение культурологии. История возникновения культурологии.

  16. Культура Древнего Китая.

  17. Виды культурологии.

  18. Древнегреческая культура.

  19. Основные подходы при рассмотрении культурологии.

  20. Культура эллинизма.

  21. Культурология как тип социальной теории.

  22. Древнеримская культура.

  23. Причины формирования культурологии.

  24. Периодизация средневековой культуры Европы.

  25. Место и роль культурологии в поле гуманитарных наук.

  26. Арабо-мусульманская культура.

  27. Культура и цивилизация.

  28. Специфика и материальные основы западноевропейской культуры.

  29. Культ и культура.

  30. Христианство как духовный стержень европейской культуры.

  31. Светская и религиозная трактовки сущности культуры.

  32. Культура эпохи Возрождения и Реформации.

  33. Смена представлений о культуре в историческом времени.

  34. Европейская культура Нового времени.

  35. Принципы гуманизма, антропоцентризма.

  36. Основные тенденции развития культуры XX века.

  37. Классическая модель культуры в европейской философии.

  38. Культура Древней Руси.

  39. Понятие «философия культуры».

  40. Дуалистичность в русской культуре.

  41. Специфика социологического подхода к культуре.

  42. Дух и идея русской культуры.

  43. Экзистенциалистская концепция культуры.

  44. Философия культуры славянофильства.

  45. Психоаналитическая концепция культуры.

  46. Исторические особенности русской культуры.

  47. Семиотический подход к культуре.

  48. Русская идея.

  49. Модернизм и постмодернизм.

  50. Начало диалогичности в русской культуре.

  51. Православие и культура.

  52. Особенности российской культуры – складывание моностилизма.

  53. «Русское Просвещение».


СОДЕРЖАНИЕ
От автора ………………………………………………………………………..3

Тема 1. Понятие культуры………………………………………………...........5

Тема 2. Основные этапы становления культурологии.……………………….6

Тема 3. Первобытная культура……………………...………………………….7

Тема 4. Культура Ближнего Востока в древности……………………...……..8

Тема 5. Культура Древней Индии…………………………………….………...9

Тема 6. Культура Древнего Китая……………………………………………...10

Тема 7. Культура Древней Греции и Рима…………………………..................11

Тема 8. Арабо-мусульманская культура…………………………………….....12

Тема 9. Европейская культура средних веков и Нового времени……………13

Тема 10. Общая характеристика культуры Руси со времен язычества до XIX века……………………………………………………………………………….14

Тема 11. Культура России XX века……………………………………...….….15

Примерный перечень вопросов к рубежному контролю знаний (РКЗ) №1…16

Примерный перечень вопросов к рубежному контролю знаний (РКЗ) №2…17



Содержание контрольного домашнего задания……………………………….18

Примерный перечень вопросов к экзамену……………………………………19

  • ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  • ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ
  • ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ Мифологическая картина мира как модель культуры. Миф об Исиде и Осирисе как древнеегипетская версия понимания культуры.
  • ТЕМА 3. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА
  • ТЕМА 4. КУЛЬТУРА БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В ДРЕВНОСТИ
  • ТЕМА 5. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
  • ТЕМА 6. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ
  • ТЕМА 7. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА
  • ТЕМА 8. АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА
  • ТЕМА 9. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ И НОВОГО ВРЕМЕНИ
  • ТЕМА 10. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ РУСИ СО ВРЕМЕН ЯЗЫЧЕСТВА ДО XIX ВЕКА
  • ТЕМА 11. КУЛЬТУРА РОССИИ XX ВЕКА
  • ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К РУБЕЖНОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ (РКЗ) №1
  • ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К РУБЕЖНОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ (РКЗ) №2
  • СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОГО ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (КДЗ)
  • ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ