Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Вступление Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство – это период усиленного развития, изменения и обучения




страница1/5
Дата10.02.2020
Размер0.91 Mb.
  1   2   3   4   5
Masarykova univerzita

Filozofická fakulta

Bakalářská diplomová práce

2007 Lesia Tomčíková

Masarykova univerzita

Filozofická fakulta

Ruský jazyk a literatura


Lesia Tomčíková
Ребёнок в повестях Детство Л.Н.Толстого, Котик Летаев А.Белого и Детство Люверс Б.Пастернака

Bakalářská diplomová práce


Vedoucí práce: prof. PhDr. Ivo Pospíšil, DrSc.
2007

Prohlašuji, že jsem diplomovou práci vypracovala

samostatně s využitím uvedených pramenů a literatury.
……………………………………………..

Podpis autora práce



Poděkování

Zde bych chtěla poděkovat vedoucímu práce, za jeho rady, podnětné a nápomocné komentáře, a také za jeho trpělivost a smysl pro humor.




Содержание
Вступление ..............................................................................................1 – 10
Ребёнок в повести Л. Н. Толстого Детство......................................11 – 25

Ребёнок в повести Андрея Белого Котик Летаев...........................26 – 36

Ребёнок в повести Б. Л. Пастернака Детство Люверс......................37 – 48
Заключение.............................................................................................49 – 57
Использованная литература и интернетовые источники................55 – 59

Вступление

Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство – это период усиленного развития, изменения и обучения. Многие учёные думают, что это период парадоксов и противоречий, без которых не возможно представить себе процесс развития .

Детство продолжается от новорождённости до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества .

Понятие детства исторически связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни. Преодоление равнодушия к детям происходит, если судить по живописи, не раньше XVII века, когда впервые на полотнах начинают появляться первые портретные изображения реальных детей. Детство имеет свои законы и, естественно, не зависит от того, что художники начинают обращать на детей внимание. Но забота о детях, идеи воспитания, появились задолго до Средних веков. Уже у Аристотеля встречаются мысли, посвящённые детям.

Что же касается русской литературы, то огромный интерес к изображению детской темы проявляли многие русские писатели. Современная детская литература выросла не на пустом месте.Её традиции следует искать прежде всего в труде тех русских писателей, для которых детская тема была темой серьёзной и непременной. Их творчество прочно вошло в детское чтение, потому что было конкретно, просто и задушевно.

В начальной стадии детская литература учитывала социальное неравенство: богатый ребёнок – бедный ребёнок. Позднее в процессе развития детской литературы появилось новое понимание ребёнка, уходящее корнями в сентиментализм, окрепло в эпоху романтизма.Ещё в
40-50 годы XIX века эту романтическую концепцию развивает и большая литература. Появляются произведения литературы, в которых детство представляется, как пора невинности и чистоты. Дети несравненно нравственнее взрослых. Они не лгут (пока их не доведут до этого страхом), они сближаются со сверстниками, не спрашивая, богат ли он, равен ли он им по происхождению. Да, мы должны учиться у детей, чтобы достигнуть видения истинного добра и правды.

Как писал критик и теоретик русской литературы, в том числе и детской, Виссарион Григорьевич Белинский, целью детских книжек ... должно быть ... не столько предохранение их от дурных привычек и дурного направления, сколько развитие ... чувства любви, и чувства бесконечного.1 В. Г. Белинский ставит перед писателем требования, что ребёнку нужны образы, краски, звуки; ему нужны историйки, повести, сказки, рассказы. Чтобы говорить образами с детьми, надо знать детей, надо самому быть взрослым ребёнком, не в прошлом значении этого слова, но родиться с характером младенчески простодушным.2 И он советует писателям писать книгу так, чтобы её с удовольствием прочёл и взрослый, и, прочтя, перенёсся бы мечтою в светлые годы своего младенчества.3

Именно такие произведения создали выдающиеся писатели Сергей Аксаков, Лев Николаевич Толстой, Андрей Белый и Борис Пастернак, которые преимущественно с одинаковым интересом читаются не только детьми, но и взрослыми. Прежде чем приступить к раскрытию темы работы, мы сосредоточим наше внимание на произведении замечательного русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, Детские годы Багрова-внука, которое послужит нам как бы преддверием к решению задачи.

­­

1 Белинский В.Г.: О детских книгах. http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_1900.shtml

2 Там же.

3 Там же.

Семья всегда была в русской литературе прообразом народной жизни: вспомним пушкинских Гринёвых (Капитанская дочка), толстовских Ростовых (Война и мир)... Семья Багровых занимает среди них особое место, так как за нею стоит семья самих Аксаковых. 26 августа 1856 года Сергей Тимофеевич Аксаков сообщил своей любимице внучке Оле, что два года тому назад он стихами обещал прислать через год книжку, но что вряд ли она будет готова к тому времени, и что книжка будет совсем не такая, какую он обещал.

Действительно, замысел Аксакова расширился, и получилась книга о годах далёкого детства, о людях и судьбах прошлого.

В первой половине 40-х годов С. Т. Аксаков уже стал известным литератором. Тихая жизнь в Абрамцеве пробуждала в душе писателя воспоминания о днях далёкого детства и юношества, о детских радостях, о красоте Оренбургского края, о первых днях рыболова и охотника. В Абрамцеве С.Т.Аксаков пишет первый отрывок из своих воспоминаний, который он позже включает в Семейную хронику. Семейная хроника и повесть Детские годы Багрова-внука – лучшее из того, что написал Сергей Аксаков. В этих книгах с огромным художественным мастерством изображается история трёх поколений Багровых. Основой этих книг, как и всех других произведений писателя, является абсолютная правда. В письме к Ф.В.Чижову он признавался, что может писать только о том, что случилось в действительности и, что все его попытки в другом роде убедили его, что он не владеет даром чистого вымысла.

Героями Семейной хроники являются первое и второе поколения Багровых. во второй части трилогии Детских годах Багрова-внука, на первое место выдвигается третье поколение Багровых – маленький Серёжа Багров.

Детские годы Багрова-внука повесть о детских годах самого писателя.


В этих воспоминаниях изображаются картины быта помещичьей семьи, жизнь крепостных усадеб конца XVIII и начала XIX веков, образы помещиков и крестьян.

Страницы воспоминаний, посвящённые детской и материнской любви, – лучшие страницы в книге. Особое место занимают в повести описания природы. Мастерство художника помогает писателю при воспроизведении картин его собственного детства о многом рассказать правдиво, реалистически .

Главная задача, которую взялся решить писатель в Детских годах..., заключалась в том, чтобы воссоздать историю ребёнка от трёх до девяти лет его жизни.

Детские годы ... – это произведение, которое предназначалось одновременно и для детей, и для взрослых .

Лев Николаевич Толстой считал, что самым большим достоинством повести Детские годы Багрова-внука Сергея Тимофеевича Аксакова есть выраженная в ней любовь к природе, поэзия природы.

В центре внимания автора – образ главного героя, Серёжи Багрова, от имени которого ведётся повествование.

Чувство природы пришло к мальчику, герою повести Детские годы Багрова-внука, во время первой весны в деревне и сложилось под влиянием отца его Алексея Степановича Багрова и дядьки Евсеича. Сердце мальчика наполняли восторгом оживающие под весенним солнцем берега реки, со всякого рода дичью, плавающие утки и проносившиеся стаи птиц, которых отец и Евсеич знали по голосам.

... зазеленела трава, распустились деревья, оделись кусты, запели соловьи – и пели, не уставая, и день, и ночь. Днём их пение не производило на меня особенного впечатления ... но поздно ночью, когда всё вокруг меня утихало, при свете потухаещей зари, при блеске звёзд




соловьиное пение приводило меня в волнение ... воспоминание об этом времени во всю мою жизнь разливало тихую радость в душе моей.1

Именно в этот период мальчик почувствовал то слияние с природой, которое так характерно для писателя Аксакова :В конце Фоминой недели началась та чудная пора, не всегда являющаяся дружно, когда природа, пробудясь ото сна, начинает жить полною, молодою, торопливою жизнью: когда всё переходит в волнение, движение, в звук, в цвет, в запах. Ничего тогда не понимая, не разбирая, не оценивая, никакими именами не называя, я сам почуял в себе новую жизнь, сделался частью природы, и только в зрелом возрасте, сознательных воспоминаний об этом времени сознательно оценил всю его очаровательную прелесть, всю поэтическую красоту.“2

Природа благотворно влияет на ребёнка. Мальчик нежно привязывается к матери. Между ними устанавливаются прекрасные отношения. Она становится для него самым большим авторитетом, самым близким и дорогим человеком. Он делится с ней всем увиденным, всем услышанным и пережитым. Но не всегда мать разделяет его чувства и переживания. Я с восторгом описывал крестьянские работы и с огорчением увидел, уже не в первый раз, что мать слушала меня очень равнодушно, а мое желание выучиться крестьянским работам назвала крестьянскими бреднями.3 Добросердечие и искренность, которые мать воспитала в Серёже, побуждали мальчика сочувствовать подневольному положению крепостных крестьян. Он наблюдал за тяжёлой работой жнецов и видел, как по загорелым лицам жнeцов и жниц текли ручьи пота ... Невыразимое чувство сострадания к работающим с таким напряжением сил, на солнечном зное, охватило мою душу, и,
­

1 С.Т.Аксаков: Семейная хроника. Детские годы Багрова-внука.Московский рабочий.1981,c.270.

2 Там же.с.268.

3 Там же. с.223.

много раз потом бывая на жнитве, я всегда вспоминал это первое впечатление ...1 А вот другой эпизод, который глубоко взволновал Серёжу: Старик, дряхлый и сгорбленный, которого называли засыпкой, седой и хворый, ...он был весь белый от мучной пыли ... задыхаясь кашлял, что привело меня в жалость...2 В богатом имении бабушки Прасковьи Ивановны, Парашине, старостой был Мироныч, которого Серёжа называл про себя мужиком со страшными глазами . Осматривая вместе с отцом мельницу, мальчик наблюдал грубое отношение Мироныча к старику-засыпке и другим крестьянам и чувствовал внутреннюю дрожь. Множество вопросов возникало в сознании Серёжи :За что страдает больной старичок, что такое злой Мироныч, какая это сила Михайлушка и бабушка? Почему отец не позволил матери сейчас прогнать Мироныча ... Вот вопросы, которые кипели в детской голове моей, и я разрешил себе их тем, что Михайлушка и бабушка не добрые люди и что мой отец их боится.“3

Сергей Аксаков, как и Лев Толстой, интересуется внутренним миром своего героя. С пристальным вниманием следит он за возникновением и развитием душевных движений, даже самых незначительных. Обгоняющая возраст умственная зрелость выработала у Серёжи привычку анализировать собственные чувства и мысли....я обратился к самому свежему предмету моих недоумений: отчего сначала говорили об Мироныче, как о человеке злом, а простились с ним, как с человеком добрым ? Отец с матерью старались растолковать мне, что ... добрых людей мало на свете, что парашинские старики, которых отец мой знает давно, люди честные и правдивые, сказали
­­­­­­­­­

1 С.Т.Аксаков:Семейная хроника. Детские годы Багрова-внука.Московский рабочий. 1981,с.100.

2Там же.с.96.

3Там же.с.98.

ему, что Мироныч начальник умный и ... заботливый о господском и о крестьянском деле ... В заключение старики просили, чтоб Мироныча не трогать и что всякий другой на его месте будет гораздо хуже.1 Он не только живёт впечатлениями, но анализирует их и подыскивает им соответствующие толкования и понятия, и закрепляет их в своей памяти.Такое объяснение, на которое понадобилось ещё много новых объяснений, очень меня озадачило.2 Когда же герой повествования не может в этом разобраться , на помощь приходит Багров, повзрослевший, вспоминающий. Житейская мудрость не может быть понимаема дитятей; добровольные уступки несовместны с чистотой его души, и я никак не мог примириться с мыслью, что Мироныч может драться , не переставая быть добрым человеком .3

И на протяжении всей книги слышатся два голоса: Серёжи и автора. Всё это позволяет нам сказать, что и в автобиографических повестях Детство и Отрочество Л. Н. Толстого рядом с голосом Николеньки Иртеньева будет звучать и голос автора.

Постепенно у Серёжи расширяются и углубляются знания о внешнем мире. Всё чаще и чаще приходит желание практически освоить этот внешний мир.У Серёжи не была необходимость физически трудиться, но потребность труда властно пробуждается в нём. Примером этому служит эпизод на току : Я долго с изумлением смотрел на эту невиданную мною работу. Стройность и ловкость мерных и быстрых ударов привели меня в восхищение. Цепы мелькали, взлетая и падая друг возле друга, и ни один не зацеплял за другой ... Такое искусство казалось
____________________________________________________________________

1 С.Т.Аксаков: Семейная хроника.Детские годы Багрова-внука.Московский рабочий. 1981, с.103.

2 Там же.с.103.

3 Там же.с.103

мне непостижимым !1

Серёжа не только восхищался прелестями полевых работ. Он подмечал и то, какими невыносимо тяжёлыми бывают они для крепостных крестьян. Повзрослев , он не только сочувствует крестьянам, он убеждается в важности и святости труда, в том , что крестьяне и крестьянки гораздо искуснее и ловчее, потому что умеют то делать, чего мы не умеем. 2

Чем шире раздвигаются горизонты Серёжиного мира, тем настойчивее вторгаются в него факты, которые нарушают его гармонию.Серёжа никак неможет понять, почему злой староста Мироныч, который выгоняет крестьян на барщину даже в праздники, считается самими же крестьянами человеком добрым. Почему пасхальный кулич для Багровых был гораздо белее того, каким разговлялись дворовые люди ?3 Одни из этих многочисленных почему оставались без ответа. Даже его любимая мать, чьим мнением он дорожил и привык проверять свои впечатления и мысли, и та недовольно говорила:Это не твоё дело.4 Другие почему затрагивали такие отношения, которые дети с их врождённым чуством справедливости вообще не могли понять, а тем более оправдать. Всё это приводило к смешению понятий, производило какой-то разлад в ... голове, возмущало чистую детскую душу. Мир взрослых, не всегда понятный для детей, начинает просвечиваться непосредственным детским взглядом. И многое в этом мире взрослых начинает выглядеть странным, достойным осуждения. Серёжа приходит к серьёзному открытию для себя : Несмотря на мой ребячий возраст, я понимал, что моей матери все в доме боялись, а не любили (кроме Евсеича и Параши), хотя мать никому и грубого слова не говаривала. Эту мудрёную загадку тогда рано было мне

­­­­­­­­­­­­­­­­_____________________________________________________________________

1 С.Т.Аксаков:Семейная хроника.Детские годы Багрова-внука.Московский рабочий.1981,с.222.

2 Там же.с. 222.

3 Там же.с.265.

4 Там же.с.265.

разгадывать. 1 Серёжа безгранично верит своей матери. Он считает её самым лучшим, самым умным и справедливым человеком, но всё-таки замечает, что взгляды матери и его расходятся, и это приводит их иногда к взаимному непониманию.

Уже в первой части трилогии С. Т. Аксаков показывает сложный характер Софьи Николаевны. В Детских годах... автор правдиво изображает, с каким барским превосходством Софья Николаевна смотрит на людей низших общественных слоёв. Маленький герой чувствует презрение матери ко всему, что касается крестьян и их труда, в этом он находит поддержку у своего отца.Когда воротился отец, мы с ним досыта наговорились о крестьянских работах. Отец уважал труды крестьян, с любовью говорил о них, и мне было очень приятно его слушать, а также высказывать мои собственные чувства и детские мысли.3 Серёжу и отца также сближает их общая любовь к природе и общий интерес к охоте и рыбной ловле. И вся эта дисгармония внешнего мира приводит Серёжу к сознанию и своего собственного несовершенства:в его детской душе пробуждается критическое отношение к самому себе. Он начинает сомневаться во многом.

Будучи мальчиком Серёжа не всегда понимал взаимоотношения между матерью и отцом.Однажды, когда мать упрекала Серёжу в том, что уделяет ей мало внимания, что он её не любит, им овладело чувство угрызения совести и раскаяния. Я жестоко обвинял себя, просил прощенья у матери... Мне казалось, что я до сих пор не понимал, не знал ей всей цены, что я не достоин матери, которая несколько раз спасла мне жизнь, жертвуя своею.Я дошёл до мысли, что я ... неблагодарный сын, которого все должны презирать... 4

­­­­­­­­­­­­­­_____________________________________________________________________

1 С.Т.Аксаков:Семейная хроника.Детские годы Багрова-внука.Московский рабочий.1981,с.279.

2 Там же.с.223.

3 Там же.с.271.


Только повзрослев, он понял смысл разговора между отцом и матерью, и ему стало понятно, что отец был несправедливо оскорблён матерью.Повествование в Детских годах Багрова-внука прекращается

накануне важнейшего события в жизни Серёжи – ему предстоит поступление в гимназию. Детство кончилось. Автор изобразил, как постепенно мальчик взрослеет, как меняется его духовный мир, как расширяются его понимание окружающей среды – это главный пафос книги Детские годы Багрова-внука. Точнее других этот пафос выразил сам Аксаков : „ ... жизнь человека в детстве, детский мир, созидающий под влиянием ежедневных впечатлений ... Жизнь человека в дитяти.1

Детские годы Багрова–внука стали классическим произведением и вызвали восторженные отзывы сразу, как вышли в свет. У каждого из современников С. Т. Аксакова был свой взгляд на его книги, но все признавали художественные достоинства его произведений и редкий талант автора.

_____________________________________________________________________

1С.Т.Аксаков:Семейная хроника.Детские годы Багрова-внука.Московский рабочий.1981,с.66.

Ребёнок в повести Л.Н.Толстого Детство

Произведения Льва Николаевича Толстого волнуют читателей всего мира художественным совершенством, глубиной мысли, чистотой нравственного чувства. Их читают и детидля них Толстой написал басни, сказки и рассказы, - и юноши, и взрослые, пожилые люди. В его творчестве, как в чудесном зеркале, отразилась жизнь русского общества за целое поколение : от наполеоновских войн до революции 1905 года.

Большой, жизненный и творческий путь прошёл Лев Николаевич Толстой. По рождению он принадлежит к высшей аристократической знати. Ясная Поляна, родовое имение его матери, была его колыбелью. Здесь Толстой провёл большую часть жизни . Он писал,что без Ясной Поляны он трудно может себе представить Россию и своё отношение к ней .

В возрасте около двух лет Толстой остался без матери, а ещё через семь лет – без отца. Опекуном стала бабушка, а через год, после её смерти,–старшая сестра отца. Но и она умирает, опекунство перешло ко второй сестре отца, жившей в Казани.

В своих Воспоминаниях Толстой писал : Родился я и провёл детство в деревне Ясной Поляне. Матери своей я совершенно не помню... По странной случайности не осталось ни одного её портрета, так что как реальное физическое существо я не могу себе представить её . Я отчасти рад этому, потому что в представлении моём о ней есть только её духовный облик, и всё, что я знаю о ней, есть всё прекрасно, и я думаю не оттого только, что все, говорившие мне про
­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

мать, так старались говорить о ней только хорошее, но потому, что, действительно, в ней было очень много этого хорошего. Впрочем, не только моя мать, но и все окружающие моё детство лица, от отца до кучеров, представляются мне исключительно хорошими людьми. Вероятно, моё чистое любовное чувство, как яркий луч, открыло мне в людях ( они всегда есть ) лучшие их свойства, и то, что все люди эти казались мне исключительно хорошими, было гораздо больше правда, чем то, когда я видел одни их недостатки...1

Уже с юных лет началась напряжённая работа Толстого над самообразованием, не прекращавшаяся всю жизнь, и упорная работа мысли. Размышления о судьбе народа, о правде, справедливости с отроческих лет волновали писателя. Всё чаще и острее испытывал Толстой неудовлетворённость собой, своей жизнью.

В 1852 году Толстой уехал на Кавказ, поступил на военную службу и принял участвие в военных действиях. К этому времени относится первое литературное произвидение Толстого История вчерашнего дня , выполненное по плану : написать нынешний день со всеми впечатлениями и мыслями, которые он породит. Этот рассказ был написан под сильным влиянием Стерна .

Толстого притягивали мастерство литературной пародии , эксперименты с художественной формой , острая наблюдательность и психологизм Стерна. В свой дневник 14 апреля 1852 года Толстой заносит поразившее его суждение Стерна:”Если природа так сплела свою паутину доброты, что некоторые нити любви и некоторые вожделения вплетены в один и тот же кусок, следует ли разрушать

весь кусок, выдергивая эти нити ?”2 Впоследствии он ввёл поразивший его образ Стерна в ткань своих Казаков, но уже в совершенно

переомысленном виде :“Для того чтоб быть счастливым, надо одно –

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

1 В.И.Кулешов.История русской литературы XXX века. Москва.1989.с 431 .

2 А.Елистратова:Лоренс Стерн.Библиотека всемирной литературы.Художественная литература.,1968,ОСР

Бычков М.Н. http:/www.lib.ru/INOOLD/STERN/about.txt
любить, и любить с самоотвержением, любить всех и всё, раскидывать на все стороны паутину любви: кто попадается, того и брать.”1 Интересно как преображает Толстой взятую у Стерна метафору. По мнению А. Елистратовой, у Стерна „она статична, замкнута в себе – это состояние человеческой души; у Толстого речь идёт уже об отношении человека к миру, и об отношении действенном: “надо раскидывать на все стороны паутину любви . . .”2

В 1852 году в сентябрьской книжке Современника появилось первое печатное произвидение Толстого: повесть Детство, которая сразу обратила на себя внимание критики. Первая повесть писалась свыше года и четыре раза заново редактировалась автором.

Говоря о своей первой повести, Л .Н. Толстой признавалася: Когда я писал Детство, то мне казалось, что до меня никто ещё так не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства .2 Это действительно было так . Повесть Детство обратила на себя внимание современников, а литературные критики говорили о её художественных достоинствах и своеобразии таланта автора.

Остановимся на решении темы нашего исследования на примере повестей Л .Н. Толстого Детство и Отрочество.

Повесть Детство начинается удивительно прозаично. Главный её герой, Николенька Иртеньев, просыпается, потому что Карл Иваныч ударил над ним хлопушкой и на его голову падает муха. Это ужасно рассердило Николеньку, и он отчуждённо и холодно анализирует поведение своего наставника. И в свете этого анализа даже халат, шапочка и кисточка Карла Иваныча кажутся ему противными. Только о том и думает всю жизнь, ­– прошептал я,– как бы мне делать

­
1 Н.М.Северикова,Н.М.Архипова,В.В.Трофимова:Литература.Москва.,Высшая школа,1983.с.213.

2 А.Елистратова:Лоренс Стерн. Библиотека всемирной литературы.Художественная литература.,1968,ОСР

Бычков М.Н. http:/www.lib.ru/INOOLD/STERN/about.txt

неприятности . Он очень хорошо видит, что разбудил и испугал меня, но выказывает, как будто не замечает ... противный человек ! И халат, и шапочка, и кисточка – какие противные !1

Но Николенька очень добрый и отзывчивый мальчик, и его неприязненное отношение к Карлу Иванычу, в основе которого мы видим просто раздражние внезапно разбуженного ребёнка, быстро сменяется естественным для него чувством любви и благодарности к учителю.

Видя, с каким беспокойством, увидев обильные слёзы мальчика, учитель стал расспрашивать, не видел ли Николенька чего дурного во сне, он расплакался ещё более.... мне было совестно, и я не понимал, как за минуту перед тем я мог не любить Карла Иваныча и находить противными его халат, шапочку и кисточку; теперь, напротив, всё казалось мне черезвычайно милым, и даже кисточка его казалась явным доказательством его доброты.2

А вот другой эпизод, внешне не связанный с первым. Николенька, возвратившись с охоты, решил нарисовать всё то, что он видел за прошедший день.Так как у него была только синяя краска, то он очень живо изобразил синего мальчика верхом на синей лошади и синих собак. Но тут у него возникает вопрос: а бывают ли синие зайцы? Спросив об этом у отца и получив утвердительный ответ, Николенька нарисовал синего зайца, которого затем переделал в куст, потом вместо куста изобразил дерево, вместо дерева – облако и так далее. А закончил Николенька тем, что разорвал рисунок. Зададим такой вопрос: почему же Николенька не мог нарисовать синего зайца, если до этого он очень живоизобразил синюю лошадь и синюю собаку ? Просто потому, что когда Николенька со всей детской непосредственностью
­­­­1 Толстой Л.Н.:Детство.Ленинград.,1980.Гл.I.c.17.

2 Там же.c.18.

отдавался рисованию, то у него не возникали никакие вопросы о том, бывают ли синие зайцы? Но как только он начинает сомневаться, то вместо радости от рисования он испытывает досаду и раздражение.

Характерная особенность художественного творчества Толстого – глубоко правдивое изображение жизни .

В трилогии Л.Н.Толстого Детство, Отрочество, Юность повествование ведётся от лица её главного героя.Однако с детским и юношеским образом Николеньки Иртеньева в трилогии дан чётко очерченный образ авторского я, образ взрослого, умудренного

опытом жизни умного и чувствительного человека, взволнованного воспоминанием о прошлом, заново переживающего, критически оценивающего это прошлое. Тем самым точка зрения самого Николеньки Иртеньева на изображаемые события его жизни и авторская оценка этих событий вовсе не совпадают.

  1   2   3   4   5