Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Вступление с одной стороны, нет другого человека, который лучше разби­рался бы во всем, что происходит в мире, начиная с достижений науки




Скачать 270.13 Kb.
Дата27.06.2017
Размер270.13 Kb.
ТЪэ

ВСТУПЛЕНИЕ

С одной стороны, нет другого человека, который лучше разби­рался бы во всем, что происходит в мире, начиная с достижений науки и кончая мельчайшими подробностями событий в любом уголке зем­ного шара. А с другой стороны - это еврей, который лично полностью отрешен от материального мира. На протяжении более сорока лет ни­кто из миллионов людей, знающих его, не заметил ничего подобного тому, что мы называем "личными интересами" и что так свойственно каждому из нас.

Ребе занимается не только евреями. Он "вынуждает" (убеждени­ем, а не насилием) всех людей идти путем истины. Это находит свое выражение как в том, что он отвечает на десятки тысяч писем, которые приходят к нему со всего мира, так и в том, что он дает советы, инст­рукции, благословения тысячам людей, которые приходят к нему, что­бы получить совет и благословение во время знаменитых "раздач дол­ларов". ( С течением времени влияние Ребе во всем мире столь возрос­ло, что стало физически невозможно лично принимать каждого, кто к нему обращался. Поэтому Ребе ввел обычай каждое воскресенье давать доллар каждому, кто к нему приходил, и делать его, таким образом, "посланником для исполнения заповеди". Этот полученный от Ребе доллар или его эквивалент (люди, конечно, берегли полученный из святых рук доллар как залог благословения и удачи) посланник должен жертвовать на благотворительные цели. Время "раздачи долларов" -особо благоприятное для того, чтобы высказать Ребе просьбу, попро­сить совета. Ребе отвечает каждому благожелательно, приветливо, тер­пеливо, направляя тысячи и десятки тысяч человек на верный путь.) Каждому, кто обращался за советом к Ребе и, следуя полученному от­вету, убеждался, какую непостижимую силу имеет каждое слово Ребе, абсолютно ясно, что Любавичский Ребе и есть тот человек, который достоин освободить еврейский народ и которого Всевышний избрал для того, чтобы он привел Освобождение всему миру.

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ



Ребе Менахем Мендла Шнеерсона -

седьмого Любавического Ребе

Рабби Менахем-Мендл Шнеерсон, на протяжении 50 лет глава (Ребе) Любавичского Движения, человек необыкновенный. За все вре­мя своей деятельности он практически не покидал даже ближайших ок­рестностей своего жилища, влияние же его распространяется на весь мир. Его считают как одним из самых видных теологов в мире, так и блестящим специалистом в области математики и естественных наук. Кому-то он кажется старозаветным руководителем, действующим в рамках замкнутой обшины, но на самом деле он осведомлен в полной мере обо всем, что творится в современном мире, и с энтузиазмом об­ращается ко всем людям, евреям и неевреям, поощряя в них стремле­ние к добродетельной жизни, образованию и единству.

Менахем-Мендл Шнеерсон родился 18 апреля 1902 года (11 Ни­сана 5662 года от сотворения мира) в Николаеве, небольшом городе на юге Украины. Его отец раввин Леви-Ицхок был известным уче­ным-теологом, талмудистом и специалистом по Каббале. Мать ре-бецин Хана происходила из очень известной и уважаемой семьи раввинов. У Менахема-Мендла были два младших брата — Довбер и Исрозл-Арье-Лейб. Когда старшему сыну исполнилось 5 лет, се­мья переехала в Екатеринослав(ньше - Днепропетровск), куда их отец был приглашен главным раввином города.

Еще в раннем детстве проявились необычайные способности Мена­хема-Мендла. Родители забрали его из школы и наняли частных учите­лей.




-2-

-3-

В возрасте бар-мицвы его уже считали жуем (вундеркиндом), блестя­щим знатоком Торы. Подрастая, он все больше погружался в изучение тонкостей Учения. Значительное влияние на понимание им иудаизма ока­зал знаменитый раввин из Рогачева Иосиф Розин. один из выдающихся знатоков Талмуда последнего столетия. Его называют гаон (гений) из Ро­гачева. Раввин Розин был знаменит своим исключительным умением ус­танавливать связи между, на первый взгляд несвязанными областями га-лахи (закона), раскрывать концепции и принципы ,стоящие за частными законами и их деталями.

Используя этот метод в более широких масштабах, наш Ребе показал внутренние связи между "явным" и "сокровенным" в Торе, между практи­ческими предписаниями еврейского Закона и тайнами еврейского мисти­цизма, или, точнее, философии хасидизма.

В 1923 году состоялось его знакомство с рабби Иосефом-Ицхоком Шнеерсоном, шестым Любавичским Ребе, в ближайшее окружение кото­рого он вошел, исполняя при нем различные обязанности. Спустя пять лет в Варшаве Менахем-Мендл женился на старшей дочери Ребе Хае-Мушке (1901—1988). Вскоре супруги перебрались в Берлин, где раввин Менахем-Мендл продолжил изучение математики и естественных наук в Берлинском университете, начатое им еще в Петербурге. А когда в 1933 году к власти в Германии пришли нацисты, молодой раввин и его жена уехали в Париж, и свое образование Менхаем-Мендл продолжил уже в университете в Сорбонне. Там он получил диплом судового инженера. Однако, даже в период учебы в университете, его главным занятием бы­ло изучение Торы и постижение её секретов.

В 1940г. Ребе Йосеф-Ицхок поселился в Нью-Йорк. Через год-23 ию­ня 1941, к нему присоединится молодая чета Шнеерсон. А пока молодой раввин Менахем-Мендл Шнеерсон находится в Европе, и во многих слу­чаях Ребе Йосеф-Ицхок прибегает к консультациям своего зятя, в том числе по вопросам, связанным с изданием любавичских материалов. Как своему личному секретарю он поручает ему встречи со многими еврей­скими лидерами Европы. После оккупации Франции нацистами семья Шнеерсон вынуждена была покинуть Париж.

В Нью-Йорке в 1941-1942гг. раввин Менахем Мендл был назначен председателем Исполнительного комитета по координации деятельности Любавического Движения, в том числе организации «Меркоз леинйоней хинух», ведающей просвещением и распространением идей хасидизма, организации по оказанию социальной помощи евреям «Махне Иисроель» и издательства «КеНос».

В 1943г. Менахем Мендл Шнеерсон назначается главным редактором издательства «Ойцар кахасидим.»

В 1950 году шестой Любавичский Ребе покинул нас. Раввин Менахем-Мендл был его очевидным преемником, но возглавить движение офици­ально он согласился лишь год спустя. В течении этого года Ребе занима­ется с громадной энергией делом расширения и распространения образо­вательных учреждений, основывает сеть школ «Околей Йосеф Йтрсок» в странах Северной Африки.

В 1951г. принимая на себя титул Ребе, он пообещал всем хасидам Лю-бавичского Движения, что будет добросовестно осуществлять руково­дство общиной, но каждый человек в конечном счете сам должен отве­чать за свои действия, за то, идет ли он путем, указанным Б-гом. В после­дующие года Ребе руководит Любавичским Движением, и оно из мало­численной организации, большинство членов которой погибло во время Холокоста, превратилось в движение, объединившее сотни тысяч после­дователей во всем мире.

Сознавая специфические потребности нынешнего поколения и пред­чувствуя общественный подъем в ближайшие десятилетия, Ребе присту­пает к созданию просветительских центров, программ социальной и гума­нитарной помощи всем нуждающимся, без различия вероисповедания и происхождения.

В 1952г. - организует молодежную хабадскую организацию ЦАХ в Израиле и женское Любавическое Движение в Израиле.

В 1953г. Ребе создает женское Любавическое Движение в Америке, а несколько лет спустя, в 1955г., - молодежную организацию ЦАХ в Аме­рике и в Канаде


-5-

Ребе рассылает во все концы земли своих эмиссаров (итухим). В 1959г. поручает им основать центры "Хабад-Любавич" для удовле­творения духовных и материальных нужд местных еврейских общин. Сейчас в 35 странах шести континентов действует более 1400 таких центров.

Сеть этих центров - «Батей ХаБаД» - совершила настоящий перево­рот в еврейском мире.

Сочетая глубокие знания в области теологии и науки с глубоким состраданием к людям и удивительной проницательностью, Ребе стал лидером, к которому обращались ведущие политические и религиоз­ные деятели, крупные бизнесмены.

С 1986 года он каждое воскресенье принимал тысячи посетите­лей и с целью поощрения благотворительности вручал им долларо­вые банкноты. Многие хранят эти банкноты в память о своей встрече с Ребе и в качестве доказательства того, как повлияла на них эта встреча.


ПРОРОЧЕСТВА РЕБЕ

Одной из основ еврейской веры является знание, что Б-г откры­вается определенным людям, пророкам, и передает им сообщение, ко­торое нужно передать всем евреям. Рамбам утверждает (Законы основ Торы, главы 7-10), что когда приходит человек, мудрец и праведник, и говорит, что есть у него пророчество от имени Всевышнего, то он дол­жен предсказать события, которые должны произойти в будущем или чудеса и все это должно исполниться. И тогда мы должны слушать его и верить всему, что он скажет, так как это слово Б-га.

Тысячи раз мы видели своими глазами, как исполнялись слова Ребе:

  • за день до Шестидневной войны, Ребе предсказан полную по­
    беду и не разрешил ученикам оставить Израиль;


  • за день до войны Судного Дня, Ребе призвал детей собраться
    возле Стены Плача, как сказано "Из уст младенцев и грудных
    детей основал Ты силу - чтобы остановить врага" (Тегилим
    8:3), а после того, как началась война, предсказан полную по­
    беду;


  • в 5747 (1986-87) году Ребе предсказал большую алию из Рос­
    сии и просил строить дома для будущих репатриантов;


  • 5748 (1987-88) год был Ребе объявил годом постройки в Из­
    раиле и послал деньги для этой цели (никто не предполагал,
    что всего лишь через два года люди будут жить в палатках из-
    за нехватки жилищ вызванной наплывом репатриантом из
    СССР);


  • накануне войны в Персидском заливе, Ребе опубликовал сооб­
    щение, что Израиль - это самое безопасное место, что не будет
    химической атаки, и все, что происходит, будет только во бла­
    го евреям;


Это только несколько примером из исполнившихся пророчеств Ребе. После всего этого, когда Ребе сообщил, что "Вот-вот Мо-шиах идет" - это слова пророка от имени Б-га, у нас нет сомне­ний, что они исполнятся!

-7-

967 За неделю до Шестидневной Войны: «Б-г защищает и охраняет Израиль. Победа близка» - заверил Ребе («Едиот Ахронот», 31.5.67)

970 Во время «Войны на Истощение»: Ребе: «Прекращение огня -то серьезная ошибка» («Гацофе»,3.9.70)



Примечание: прекращение огня позволило египтянам передислоциро­вать свои орудия к Суэцкому каналу и подготовиться к войне Судного Дня

973 Война Судного Дня: Ребе: «В этот раз Арабы потерпят большее поражение, чем в прошлый раз» («Едиот Ахронот» ,12.10.73)



  1. Ребе предупредил посетивших его израильских военноначаль-
    ников против применения стратегии Бар-Лева. Если египтяне решат
    напасть, то эта стратегия не помешает им пересечь Суэцкий канал.
    («Едиот Ахронот», 26.11.73)

  2. Ребе: «Уже решено уступить части Иудеи и Самарии»
    («Маарив», 13.3.74)

1976 Ребе: «Уже хотят отдать Храмовую гору Иордании» («Едиот Ахронот», 30.4.76)

  1. «Новые требования арабов это результат предыдущих уступок
    Израиля» («Гацофе», 31.10.78)

  2. «Автономия приведет к полной власти арабов»

1979 «Мирные переговоры с Египтом - опастность для еврейского народа» («Гацофе», 20.6.79)

1992 «План автономии - это первый шаг навстречу отдачи Земли Израиля и установления палестинского правительства. Это вопрос жизни и смерти» (Из беседы с министром транспорта Моше Кацавом 15.1.92)

В глазах людей

Президент Соединенных Штатов Рональд Рейган в заявлении от 4-го апреля 1982 года сказал: "Любавичское движение и его руководитель раввин Шнеерсон являют людям всех вероисповеданий блистательный пример во всем, что касается воспитания... Дело жизни Любавичского Ребе - довести до сознания всего человечества, что знание само по себе, если оно не связано с нравственностью и духовностью, лишено всякого смысла".

А вот слова израильского премьер-министра Ицхака Шамира в речи в Кфар-Хабаде в 1987 году: "Хасиды Хабада достойны прославления и превозношения за неустанное распространение любви к братьям-евреям в Израиле и во всем мире, всюду, где можно встретить еврея".

Президент Израиля Хаим Герцог в речи в президентской резиденции в 1987 году: "Хасиды Хабада делают свое священное дело с радостью и благорасположением сердца. Заслуги их безграничны и они достойны глубочайшего уважения".

Ицхак Рабин в речи в Кфар-Хабаде в 1985 году: "Не только наши вооруженные силы, но и весь народ наш преисполнен глубочайшей бла­годарностью к Ребе".

Давид Заречанский из Новосибирска: "Если я сумел остаться евреем, то только благодаря Любавичскому Ребе".

Есть, однако, и "недовольные". Один из израильских политических деятелей: "При всем уважении к Любавичскому Ребе и хасидам Хабада недопустимо, чтобы они, сидя в Бруклине, предписывали, как нам жить в Израиле".

Из пасквиля, распространенного кем-то в Нью-Йорке: "Хабад - это секта. Мы обязаны отторгнуть ее членов от еврейского народа".

Но все же преобладают люди объективные, как вот этот израильский журналист: "Я нерелигиозен, далек от веры, однако у меня нет никакого сомнения, что этот человек, Любавичский Ребе, - самый великий еврей нашего поколения".


(Приведенные цитаты взяты из израильской прессы)

-8-

-9-

Кто же этот человек, который наставляет и ведет за собою миллионы лю­дей? Кто этот гигант, который своим учением, своей духовностью, направля­ет евреев на путь еврейства даже в самых далеких уголках мира, который сформировал облик всего нынешнего поколения? В чем секрет мощи его воз­действия? Он не занимает никакой административной или политической должности. У него нет никаких физических или экономических орудий вла­сти. И при всем этом - он наиболее влиятельная личность в современном ев­рейском, да и не только еврейском, мире.

Как гласит известная шутка, в наше время только две вещи можно найти в любом, даже самом заброшенном месте на земле: это кока-кола и Хабад. Однако, шутка эта не совсем точна и недооценивает силу Хабада. Действи­тельно, в Советском Союзе до недавнего времени не было кока-колы, но ха­сиды Ребе действовали там повсеместно, пренебрегая всеми опасностями, да­же под властью Сталина.

Рассказы десятков людей различных возрастов, различного происхожде­ния и взглядов помогают хоть в какой-то мере понять секрет силы воздейст­вия Ребе и проследить тот путь, который привел движение Хабад к тому осо­бому положению, которое принадлежит ему в сегодняшнем еврейском мире. У каждого - своя история. Один встречался с Ребе десятки раз, другой пере­писывается с Ребе в течение многих лет, а третий называет себя учеником Ре­бе, хотя никогда его не видел и не получил от него ни одного письма. И вот что интересно: нет, пожалуй, двух людей, у которых безграничное уважение к Ребе основывалось бы на одной и той же причине. Один подчеркивает его величие в знании и толковании Торы. Другой потрясен его чудесным проро­ческим даром. Третий видит прежде всего необъяснимую способность Ребе воздействовать на действительность и конкретно помогать людям своими благословениями. Четвертый преуспел в жизни только благодаря советам Ре­бе. Пятый впечатлен эрудицией Ребе в каждой из наук.

Но как бы различны ни были эти точки зрения, все сходятся на одном: их обворожила прежде всего преданность Ребе народу Израиля и любовь к каж­дому еврею. И все согласны, что это качество важнее всех других достоинств. Вся деятельность Ребе, как и деятельность хасидов от имени Ребе, основыва­ется и черпает силу из концепции единства и общности еврейского народа.

Вы идете по Пятой авеню в Манхэтене или по Оксфордской улице в Лон­доне. И вдруг к вам обращаются двое незнакомцев. Внешность и одежды их резко выделяются на фоне остальных прохожих. На головах - шляпы, лица, обрамлены бородами. Иногда это совсем молодые люди, иногда - пожилые.

- Вы еврей? - спрашивают они, а лица их светятся как-то поособому. -Исполнили ли вы сегодня заповедь о тфилин!

Вы понятия не имеете, что такое тфилин, и вам хочется отвязаться от непрошеных доброжелателей, продолжить свой путь, но глаза этих незна­комцев излучают какое-то необычное тепло, есть что-то доброе в их голо­се. Какая-то неведомая сила возвращает ваше трепещущее сознание в ка­кой-то иной, незнакомый, но чародейственный и почему-то бесконечно родной мир. И вы говорите себе: "Ладно. Это ведь только короткая за­держка в пути, только один раз".

И вы покорно следуете указаниям незнакомцев, послушно закатываете рукав, и они повязывают на вашу руку и возлагают на голову черные ко­жаные коробочки тфилин. Затем вы послушно, слово за словом повторяе­те благословения и стих из Торы "Слушай, Израиль...". А когда вся цере­мония закончена, вы спрашиваете с неуверенным оттенком насмешки: "Скажите, вы в своем уме? Так, посреди улицы нападать на ни в чем непо­винных людей?!".

Но собеседники ваши улыбаются и отнюдь не чувствуют себя винова­тыми. "Ребе поручил нам это, - объясняют они. - В наше время столько ев­реев растеряли свое еврейство, забыли о своей миссии, о своей связи со Всевышним.... Ребе думает о вас, заботится о каждом еврее". И не столько смысл их слов, сколько их убежденность, твердость веры, которую они из­лучают, приводят вас в смущение и вы чувствуете, что при всей странно­сти их вида и архаичности их слов правы они, а не вы, что они обладают какой-то высшей правдой, которую вам еще предстоит найти.

Или другая ситуация. Ваши дела привели вас в одну из дальних стран. Это может быть Новая Зеландия, Таиланд или Аляска. Вы не соблюдаете заповеди Торы, о большинстве из них даже не знаете. И все же вы старае­тесь не есть явно некашерного, свинину, например. Просто привычка, что-то из воспоминаний детства, из дома бабушки. Но откуда же может взять­ся кашерная пища в Новой Зеландии? Вы не уверены, есть ли вообще ев­реи в этой стране. Но кто-то из местных жителей говорит вам: "Есть!". Есть некое место, которое называют "Дом Хабада". Во главе там - еврей, хасид, приехавший из Нью-Йорка. Он создал этот дом, где можно помо­литься, можно прослушать урок по Торе. И кашерная пища есть там!

Продолжение этой истории мы слышали в десятках разных версий, меняющихся в соответствии с различиями между странами.

Однако суть дела всегда остается та же. Вы приехали в "Дом Хабада" и действительно нашли там этого странного еврея-хасида. Он был в чер­ной шляпе и лицо его светилось доброжелательной улыбкой.




-10-

-11-

Прежде всего он пригласил вас поесть. Вы смущены. Вы вспоминаете, что в религиозном учреждении положено покрывать голову, но откуда же у вас может быть ермолка! "Не беда, не беспокойтесь". - говорит хасид в черном. По волшебному мановению откуда-то появляется ер­молка, и вот она уже на вашей голове. Перед тем, как есть, положено благодарить Творца, и вы, заикаясь, повторяете благословение, кото­рое произносит на иврите хозяин дома. Немного придя в себя, вы спра­шиваете:

- Что делает здесь такой еврей, как вы? Ведь во всем городе, веро­


ятно, не наберется и десяти евреев.

Хозяин снова улыбается.



  • Ребе прислал меня сюда, - говорит он. - Ребе посылает нас во все
    уголки земного шара. Мы должны помочь евреям спастись от ассими­
    ляции, от утраты своего еврейства. Что может быть лучше, чем осве­
    тить жизнь еврея светом Торы, принести ему немного радости и еврей­
    ского тепла?

  • Сколько же времени вы предполагаете оставаться в этом захолу-
    стье?-спрашиваете вы.

А хозяин дома отвечает:

-Для нас это вовсе не захолустье. Я рад каждому мгновению сво­его пребывания здесь. Возможность исполнять волю Ребе делает меня счастливым. И я, и семья моя останемся здесь до прихода Мошиаха. Разве что Ребе повелит иначе...

А вот рассказ другого плана. Вы сидите в кругу друзей, болтаете о том о сем. Темы меняются и вот один из друзей говорит:

- Мой отец был недавно очень болен. Врачи настаивали на опера­


ции. Мы связались с Ребе, попросили его совета. "Ни в коем случае не
оперировать!" - был ответ. Врачи неистовствовали: "Ведь Ребе ни разу
не видел вашего отца! Как он может выносить такие решения?!
Знайте, что если вы не позволите оперировать отца, вы обречете его на
гибель!". Можете себе представить, в каком мы были состоянии. Мы
совсем потеряли голову. Каким-то образом все это дело дошло до отца.
Он заявил категорически: "Если Ребе сказал не оперировать, об опера­
ции не может быть и речи!". И что же? Отец выздоровел полностью и
без всякой операции. Никто не верит, но это - факт!

  • Постой, постой, - говорите вы расказчику. - Какое отношение ты
    имеешь к Ребе? Ведь ты и вся твоя семья вообще нерелигиозны.

  • Конечно, мы нерелигиозны, - следует ответ. - Но это только обо­
    лочка. Когда дело касается чего-то по-настоящему важного, никто в
    нашей семье не принимает решения, не посоветовавшись с Ребе.

-12-

И вот еще рассказ. Вы идете по улице в Тель-Авиве и встречаете дав­нишнего знакомого, с которым когда-то вместе служили в армии. Вы с удив­лением обнаруживаете, что на голове его - ермолка, а по бокам свисают на брюки нити - "цицит".

- Что случилось? - налетаете вы на него. И он рассказывает о как будто случайном посещении мирового центра Хабада в Нью-Йорке, о письме, кото­рое он послал Ребе, об ответе Ребе - ответе, который изменил всю его жизнь.

Выслушав все эти рассказы и десятки других, понимаешь, как важно до­нести до каждого современного человека хотя бы немного знания о главе на­шего поколения - Любавичском Ребе. Важность попытки исполнить эту зада­чу становится еще яснее в свете пророчества самого Ребе о том, что Мошнах, которого евреи ждут уже два тысячелетия, уже здесь, и осталось предпринять только самые последние усилия, чтобы наши глаза раскрылись и мы обнару­жили его, осознали его присутствие.

Кто-то встретил рабби Менахема-Мендла, идущего по оживленной париж­ской улице и читающего на ходу газету. Когда они поравнялись, знакомый увидел, что в газете проделаны две дырки - смотреть на дорогу. Говорят: "увидеть Париж - и умереть". Молодой мудрец хотел жить и поэтому предпо­читал не смотреть на всю это блестящую круговерть, даже мельком. Зато он много времени проводил в парижских библиотеках, читая старинные рукопи­си. Наверное, история. Наверное, еврейская.

У него было редкое, надежное искусство всюду оставаться самим собой -даже в берете, даже в Париже.

Официально принимая на себя руководство Любавическим Движением, Ре­бе произнес речь, начинавшуюся стихом из "Песни песней"; "Я пришел в Мой сад"... Он объяснил, что в начале Творения Б-г называл мир Своим са­дом, тем местом, где впервые проявилось Его существо, Лосле всех тысячеле­тий, когда, присутствие Б-га оставалось скрытым, и после работы, которая была проделана для повторного введения Б-га. 6 жизнь людей, пришло время завершить этот процесс с тем, чтобы Б-г мог снова провозгласить: "Я пришел в Мой сад", на этот раз — навсегда.

На протяжении всей своей деятельности Ребе считал, своей главной темой РОЛЬ нынешнего поколения в превращении Б-га в реальность нашей жизни, в превращении этого мира в место для Его обитания.



-13-

Айом-йом


Израильтяне пылки. Не в смысле серенад под окнами, а в плане вы­яснения отношений друг с другом. Крики и проклятия раздаются как в эфире, так и за окном. Однажды какой-то еврей, с кем ни бывает, по­пал в беду. Может, он заболел, а может, его компаньон сбежал в Шта­ты с общими деньгами, а может, это было связано с семьей, не знаю... Он боролся. Он пустил в ход связи, он обошел друзей. Он зашел в си­нагогу, он поцеловал мезузу у двери и повязал на запястье красную ни­точку с могилы нашей праматери Рахели... Кто-то предложил: "Попроси браху (благословение) у Любавичского Ребе..." Сказано-сделано. Пришел ответ. Ребе дал благословение, но дела лучше не по­шли. А он уже повесил портрет Ребе на стену. Какая наивность... Изра­ильтянин вскипел и запустил в портрет первым предметом, который попался ему под руку.

Прошло время, какие-то колеса передвинулись, ситуация изменилась. Проблема испарилась. Израильтянин подумал: "А, может, все-таки браха помогла?" 14

Ему случилось оказаться в Америке, посчастливилось попасть к Ребе. Гость сказал:


  • Ребе, у меня теперь все в порядке! Ребе кивнул:

  • Я очень рад за вас. Но щека до сих пор болит...

Специальный календарь, содержащий указания и поучения на каждый

день. Он многим людям дает «свет» в наше время, когда в мире царит

«тьма» и зачастую не понятно где истина, а где ложь.

Сегодня 11 Нисана...

В день рождения на человеке лежит обязанность уединиться и вспоминать свои пс ступки, [совершенные на протяжении последнего года,] и размышлять над ними. I в отношении тех [поступков], которые нуждаются в исправлении и совершении тш> вы* должна быть сделана тшува, а [последствия самих] поступков - исправлены.



Сегодня 19 Нисана... Четвертый день Омера.

Однажды ребе Шолом Дов-Бер истолковал "Ма ништана":

""Чем отличается эта ночь..." - это последнее Изгнание "...от всех ночей" - от Изгна ний, предшествовавших ему.

"...что во все ночи мы не окунаем..." - не отчищаем, не очищаем "...даже одног раза..." - не завершено очищение в течение этих [ Изгнаний ], поскольку последова ли за ними еще Изгнания, "...в эту ночь - два раза" - [осуществляется окончательное очищение тела и раскрытие души.

"...что в течение всех ночей мы едим квасное и мацу..." - значит и после окончат [предыдущих] Изгнаний Служение происходило как со стороны б-жественной д> ши - маца, "битуль"**, так и со стороны животной души - квасное, "ешут"***. "... эту ночь..." - по окончании последнего Изгнания, - "только мацу" - будет уведен Земли дух нечистоты.


* раскаяния, возвращения ко Всевышнему.

** маца - хлеб из теста, которое не забродило, не поднялось, не выпятило самое се­бя намекает на "битуль" - одно из главных качеств, порождаемых в еврее его б-жественной душой - неощущение собственного существования перед лицом Все­вышнего.

♦♦♦противоположность "битуля".


-14-

-15-

"...что во все ночи мы едим [и] другие виды зелени..." - [сказано:] "каждый, кто завидует, -лицо его зеленеет", что во всех Изгнаниях существует много видов зависти, ревности -"зависть писцов" и т.п., "...этой ночью..." - по окончании последнего Изгнания - "...только горькую зелень", - ревность самой сильной степени, как сказали благословенной памяти мудрецы: "Каждый праведник обожжен свадьбой товарища своего", "...что во все ночи мы едим и сидя прямо, и облокотившись..." - наслаждение раскрытия­ми, получаемыми нами за счет [работы в] Изгнаниях [предыдущих] включало в себя про­явление этого наслаждения и само сущностное наслаждение. Существовали люди, кото­рые своей работой достигали проявления наслаждения и люди, которые своей работой достигали сущностного наслаждения, "...этой ночью..." - по окончании последнего Изгна­ния - "...все мы [едим] облокотившись" - все евреи достигнуть сущностного наслаждения.

Сегодня 3 Сиваш.

Сорок седьмой день Омера.

Ребе Шолом Дов-Бер был недоволен, когда стриглись в дни предшествующие празднику

Шавуот [ранее, чем накануне праздника] Тот, кто внимательно изучит мнение "Тосфот" начинающееся словом "Тора..." ("Шабос" 89:1) поймет:

Праздник Шавуот - время благоволения свыше, и Все-вышний благословенный притесня­ет Обвинителя еврейского народа подобно тому, как притесняет Он его во время трубле-ния [в шофар] в Рош-аШана и в святой день Йом-Кипур.



Сегодня 17 Сивана.

Отказ от наслаждения этим миром, в полном понимании этих слов, - лишь хорошая подго­товка к Служению. Смысл Служения - сделать из материального сосуд для Б-жественности



Сегодня 24 Сивана.

Спрашивает, в чем заключается его связь со мной, если он никогда не видел меня...

... Подлинная связь достигается за счет изучения Торы. Когда изучает он мои маама-рим* хасидизма, читает [мои] сихот** и объединяется в изучении Торы, фарбрен-ген*** с моими друзьями, хабадниками и учениками "Томхей-Тмимим", чтобы они были здоровы, выполняет мои просьбы в отношении чтения "Тпиллим" и соблюдения времени[, установленного] для изучения Торы, - в этом связь".

Сегодня 25 Сивана.

"Даагас белейв иш яшхено" ("Беспокойство в сердце человека успокоит [и см. ни­же]"). И дали благословенной памяти мудрецы два объяснения этому****: "ясихено" ("уберет ее") из разума; "ясихено" ("расскажет о ней") другим.

И объяснил "Цемах-Цедек": - Другим - только в телесном плане, но единым с ним са­мим, - тем, кто переживает за его дела.

* философские эссе по Торе хасидизма.

** беседы.

*** хасидское застолье, посвященное вопросам Торы и Служения.

****оба объяснения основаны на созвучии и подобии написания слова "яшхено" (успокоит ее) со словами "ясихено" (через 'самех' - "уберет ее") и "ясихено" (через 'син' - "выскажет ее [в беседе]").


-16-

-17-

Сегодня 29 Адара...

Сегодня 29 Сиваш. Работа человека в соответствии с Торой хасидизма:

Приучить себя видеть Провидение, - каким образом по своему благу


Благословенный ежесекундно обновляет [воссоздает заново] мир и творения,

наблюдением Своим за ними, что это, только это - существование творений и их жиз­ненность.



Сегодня 10 Таммуза.

В начале своего правления Алтер ребе произнес Тору (поучение):

""Все-выпший определяет шаги человека". Когда еврей приезжает в какое-либо ме­сто, это происходит для того, чтобы он выполнил заповедь, как [из числа] заповедей, определяющих взаимоотношения между человеком и Все-вышним, так и из числа за­поведей, которые определяют взаимоотношения между людьми.

Еврей - посланник Все-вышнего, посланник, в каком бы месте ни находился. Послан­ник обладает силой того, кто его посылает. Преимущество [еврейских] душ над анге­лами - что к евреям вышесказанное относится по Торе'г.



Сегодня 21 Швата...

Хасидские жены и дочери обязаны стоять в первом ряду во всех действиях по укрем-лению соблюдения еврейского Закона и Иудаизма в целом и, в частности, в области чистоты семейной жизни. Они должны создавать товарищества хасидских женщин для того, чтобы укреплять хасидизм в области наставления и воспитания, как это бы­ло издавно заведено в хасидских домах.



Сегодня 22 Швата...

Существует два типа законов: законы, которые определяют жизнь и законы, которые определяются жизнью. Человеческие законы порождены жизнью, и поэтому они раз­личны в разных странах, в соответствии с условиями <жизни> в них. Тора Вс-вышнего - б-жественный закон, порождающий жизнь. Тора Вс-вышнего - Тора-истина, Тора одинакова в каждом месте и во всякое время, Тора вечна.

Существует два варианта произнесения "Лэхаим":

а) "Лэхаим тойвим улэшолойм!" ("На добрую жизнь и шолойм - полноту, мир!").


Смысл этою благословения: поскольку вино в первых упоминаниях его в Торе по­
влекло за собой недобрые последствия: "И начал Нойах"*, "Древо познания" было
вино]радом**, поэтому произносят благословение, чтобы это вино было "на добрую
жизнь".

б) Мезерический магид отвечал |на произнесение "Лэхаим!"]: "Лэхаим вэливро-


хо!" ("На жизнь и на благословение!"). Однажды на фарбренген. на котором присут­
ствовал Алтер ребе, он ответил [на лэхаим]: "Лэхаим вэливрохо!" После фарбренген
беседовали хасиды о смысле этой фразы, которую они тогда услышали впервые.
Один из хасидов сказал, что поскольку "вошло вино*** - вышла тайна", а в Служе­
нии это - раскрытие эмоциональных качеств, поэтому есть необходимость в благо­
словении. И понимать следует так: "Лэхаим вэливрохо" - "Лэв рака" (мягкое серд­
це)****.

Сказал про это Цемах-Цедек*****: "Такое мог сказать [только] хасид, который мо­лился и занимался Служением в течение тридцати лет".

* первое, чем занялся Ноах после "высадки" из ковчега - посадил виноградник. Это, как известно, кончилось историей с Хамом. (См. недельную главу "Ноах").

** (см. недельную главу "Б'рейшит")

*** для понимания дальнейшего очевидно полезно знать, что вино в словах мудре­цов намекает на тайную, внутреннюю Тору.

****имеегся в виду, что раскрытие эмоциональных качеств, вызываемое вином (как в простом понимании этого слова, так и в приведенном выше внутреннем его понимании) нуждается в "мягком" сердце для того, чтобы это раскрытие не при-вслок дурным последствиям.

*****третий любавический ребе.


-18-













• Слово ЦДАКА обычно переводят как «милосердие», но дослов­но оно означает «справедливость». Мило­сердие - это снисходи­тельное отношение к дру­гому, оказание ему помо­щи, хотя ему это и не по-ложно. ЦДАКЛ - это восстановле-

ЗАКОНЫ СЕМЬИ

• Чистота семьи - это залог семейного счастья и крепости семейных уз. А, как понятно, крепость семьи - это залог успеха во всем.





Заповедь любить другого еврея, какой бы он ни был. Как сказано в Талмуде: «Это вся Тора, остальное -коментарии».

дом полный книг

Когда ваш дом полон святых книг, это влияет на вас, на ваших домашних и на ваших друзей.

Их присутствие постоянно напоминает о важности еврейских ценностей.

МИВЦОИМ РЕБЕ




Ребе провозгласил кампанию мивцоим - акцию по усилению соблюде­ния 10 особо важных заповедей. За счет того что еврей будет выполнять эти 10 заповедей он больше почувствует свою связь с еврейством и Торой, окрепнет его еврейское самосознание. И, с Б-жьей помощью он придет к выполнению всех заповедей, к полноценной еврейской жизни.



• Заповедь воспитания и обучения ребенка в част­ности, и другого еврея вообще. Чтобы взросло­му не было чуждо еврей­ство и еврейские тради­ции необходимо его вос­питывать в духе Торы по­ка он еще ребенок.

• Каждый еврей-мужчина или мальчик старше 13 лет, должны каждый день кроме Субботы и праздников оде­вать тфиллин. Тфиллин -это публичное заявление о своем еврействе. Тфиллин одевают на голову и на руку. Это сим­волизирует то, что нужно подчинить Б-1у свои разум эмоции и действия.



• Ясно и понятно, что изучение Торы является основой жизни еврея. Без этого не должен про­ходить ни один день.

же вне дома он 1 зуза.

Мезуза кренится на косяк каждой двери ведущей в жилое помещение. В ней содержаться отрывки Торы, в которых говорится об основах еврейской веры. Имя Б-га написанное на ме-зузе напоминает о том, что Он Владыка всею. Мезуза охраняет еврея как в доме так и вне его. ведь да-эодолжает выполнять заповедь Мс-

ЦДАКА

ние справедливости в этом мире. Этим еврей выража­ет понимание того, что псе принадлежит Б-гу.








• Свет - это одна из материальных вещей этого мира, наиболее близкая к духовному. Чтобы наполнить дом дополнительным «светом» и святостью в Праздники и Субботу еврейские женщины, девушки и даже девочки зажигают свечи.




• Как известно то, что человек кушает, влияет на него, на его черты. Кушая нскашерную пищу, человек подвергает себя опасности стать жестоким, черствым, бесчувственным. Кушая же кашерное еврей дает нужное пропитание своему телу и своей душе.


-20-

-21-



12 ПСУКИМ

12 псуким — это 12 фраз, связанных с основами иудаизма. Они были выбраны Ребе,сециально для еврейских детей.

Дети учат наизусть эти фразы и они всегда будут напоминать им, что они - еврей­ские дети.

Существует заповедь «вычеканить» слова Торы у себя в памяти. Это дае'т человеку возможность думать о Торе, лаже когда у него нет с собой книг; и таким образом Тора сопровождает его везде.

Написано в книге Псалмов, что именно за счет того, что еврейские дети учат Тору, разрушаются замыслы наших врагов. Вс-вышнему очень дорого то, что еврейский ребенок учит Тору, и поэтому Он прислушивается персонально к устам каждого ре­бенка. Следовательно, имеет смысл почаще повторять 12 псуким.

Рош бней Исраэль



- Верует каждый еврей, - часто повторяет Любавичский Ребе, - верует, даже не
|зная об этом. Задача и трудность только в одном: как нам разжечь эту скрытую веру.

  • Как найти дорогу к этим тайно верующим, к евреям с верой в сердце, о кото­
    рой они даже и не подозревают?... Каждый из нас, - пишет Ребе, - солдат и подчи­
    нен великой армии - еврейскому народу. И каждый из нас обязан сделать все, чтобы
    скрытая в людях вера стала явной, горячо воспылала. Эта обязанность возложена и
    на юношу, только постигающего основы, и - в равной степени - на меня. Многие
    спрашивают: почему именно я должен заниматься этим. Я отвечаю им: а почему не
    я?


  • За три с половиной тысячелетия, - говорит Ребе, - еврейскому народу предла­
    гали немало "идей" и "панацей", несущих избавление. Они порой кружили головы,
    но все они навсегда позабыты. Дух Иудаизма - единственный идеал, оставшийся не­
    изменным и вечным; тысячелетия и гетакомбы не нанесли ни малейшего урона ре­
    лигиозным ценностям. Ничто не сможет заменить их.


  • Вот почему - никаких компромиссов! Все, что может быть сделано для сохра­
    нения этих ценностей - должно быть сделано. Все, что "облегчает" и тем самым
    убивает дух Иудаизма, - должно быть отстранено. Жестоко заблуждаются те, кто на­
    деется компромиссами привлечь молодежь к религии. Такие попытки никогда не
    помогут, скорее всего - оттолкнут.


  • Самое главное на сегодня - дух пробуждения. С авангардом появляется знамя.
    Плохо, когда его нет, еще хуже - когда их много и никто не обращает на них внима­
    ния. Вспомним мальчиков в Израиле, что бросают камни в людей, оскверняющих
    субботу. Я не призываю следовать им, я только отмечаю, что в этих мальчиках го­
    рит огонь идеи, они не безразличны!


Ни один еврей, ни единая духовная ценность не должны быть потеряны безвоз­вратно. Такова точка зрения Любавичского Ребе.

"Все евреи ответственны друг за друга", - часто повторяет Ребе. В этих словах -ключ к пониманию хасидизма, и отнюдь не случайно на современном иврите слово "Хабад" превратилось в синоним слов дружба, забота и братская любовь.

В мире без идеалов исчезает понятие духовный лидер, но только так можно охаректеризовать великую роль наставника сотен тысяч мужчин и женщин. Став руководителем движения в 5710 году (1951), Любавичский Ребе сказал о своем тес­те, предыдущем Ребе:

- В чем величие Ребе - руководителя Хабада?.. Вам назовут и готовность к са­
мопожертвованию, и благородство, и праведность, и пророческий дар и многое,
многое другое. И всякий раз не будет главного: на него возложено высокое звание
"Рош бней Исраэль" - Глава сынов Израилевых.



-22-

-23-












1




Составлено и издано

Ешива-Бент ХяБаД «Бейе Лсййи 11иц\ок»

Днепропетровск. >:;| МмроштнУ

Адрес для любого еврейского вопроса!

п,: !0562Ь342453. (.^та!!: \:е5Ь1\а'«;а-(екпог^сог

е 1'аилсни№ }акжо были <

:. '■:. а *1жжн материалы

Материал для изучения ко дню рождения



Любавического Ребе





  • Менахем Мендла Шнеерсона
  • Тысячи раз мы видели своими глазами, как исполнялись слова Ребе
  • Мезуза
  • Он Владыка
  • Ни один еврей, ни единая духовная ценность не должны быть потеряны безвоз­вратно. Такова точка зрения Любавичского Ребе.