Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Всероссийская олимпиада школьников по истории Муниципальный этап 2008 2009 учебный год 9 класс Тест




Скачать 178.75 Kb.
Дата07.07.2017
Размер178.75 Kb.

Максимальное количество – 90 баллов

Всероссийская олимпиада школьников по истории

Муниципальный этап

2008 - 2009 учебный год

9 класс

1. Тест

1. О каком типе войска идет речь в сочинении историка.

«Иван IV впервые на Руси стал формировать новый тип войска – постоянного, и ядром этого войска послужили отряды пищальников. Они набирались из свободных людей и должны были служить всю жизнь, а военное их занятие становилось наследственным. К 1584 году число (их) составляло примерно 12 тысяч, из них семь с половиной тысяч находились в Москве».



1 балл

  1. казаки

  2. стрельцы

  3. рекруты

  4. драгуны


2. Прочитайте и определите с именем, какого князя связано создание этого документа, время его составления

2 балла

«Если кто убьет княжеского мужа, как разбойник, а (члены верви) убийцу не ищут, то виру за него в размере 80 гривен платить той верви, на земле которой обнаружен убитый; в случае убийства людина платить виру 40 гривен…».
Ответ:________________________________________________________________________

3. По какому принципу образован ряд? Дайте краткий ответ.

2 балла

Посадник, тысяцкий, архиепископ

Ответ:________________________________________________________________________


4. Кто из названных князей правил позже других?

1 балл
  1. Дмитрий Донской

  2. Святослав Игоревич

  3. Иван Третий

  4. Александр Невский




2 балла
5 . Напишите имя государственного деятеля.

Ответ:__________________________________________________

6. Установите соответствие между терминами, понятиями и их определениями. К каждому из 4-х элементов (1,2,3,4) подбирается один соответствующий элемент из обозначенных буквами (А, Б, В, Г, Д). Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите в таблицу, приведенную в тексте задания.

2 балла




ТЕРМИНЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1) вотчина

А) глава местного управления, назначенный центральной властью

2) удел

Б) земельное владение, которое передавалось от отца к сыну

3) наместник

В) территория, выделенная во владение одному из младших членов княжеского рода

4) вече

Г) борьба за власть в одном княжестве или за образование самостоятельного княжения




Д) народное собрание




1

2

3

4















2 балла
7. Историк должен правильно писать исторические термины. Впишите буквы вместо пропусков:
Лес_в_чная система – принцип княжения, по которому княжеский стол переходил не от отца к сыну, а к старшему мужчине в роду.
К_з_мат – помещение в крепостных стенах для артиллерии, боеприпасов и людей.
8. К какому времени, явлению относится понятие «семибоярщина»?:

1 балл

  1. Смута

  2. преобразования Петра Великого

  3. опричнина Ивана IV Грозного

  4. восстание под руководством С.Разина


9. Как называлась первая в России рукописная газета?

1 балла

Ответ:____________________________________________________________________


10. Кто из перечисленных лиц совместно осуществлял государственную политику в XVIII в.?

1 балл

    1. Екатерина II и Григорий Потемкин

    2. Михаил Федорович и патриарх Филарет

    3. Павел I и Константин Победоносцев

    4. Петр I и Михаил Сперанский



11. Восстановите хронологическую последовательность возникновения терминов


2 балла

А) коллегии

Б) министерсва

В) приказы

Г) земства




1

2

3

4














12. Историческое полотно В.И. Сурикова «Меншиков в Березове» воссоздает события, связанные:

1 балл

  1. с дворцовыми переворотами

  2. с Северной войной

  3. со стрелецкими бунтами

  4. с крестьянским восстанием под руководством Кондратия Булавина


13. Прочитайте отрывок из исторического сочинения и укажите имя императора, о преобразованиях которого идет речь.

1 балл

«Император готов был верить в давнюю мечту свою – распространить на всю Россию военные поселения: одинаковые повсюду деревни-казармы, одинаковые розовые домики, белые тумбочки, зеленые мостики, прямые аллеи, прямые канавы, прямые просеки; и везде мужики в мундирах, за сохой марширующие…».

  1. Петр I

  2. Александр I

  3. Александр III

  4. Николай II


14. Расположите следующие фамилии военачальников в хронологической последовательности.

2 балла

А) М.Д. Скобелев

Б) М.И. Кутузов

В) Б.П. Шереметьев

Г) П.Н. Нахимов




1

2

3

4














15. П.П. Семенова-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский прославились как

1 балл

  1. математики

  2. путешественники

  3. химики

  4. физики


16. В приведенном ниже списке представлены памятники архитектуры. Выберите из списка те, которые относятся к XIХ в.



  1. 2 балла
    Церковь Покрова на Нерли

  2. Здание Большого театра в Москве

  3. Храм Христа Спасителя в Москве

  4. Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

  5. Покровский собор (Собор Василия Блаженного)

  6. Грановитая палата Московского кремля

Ответ:__________________________________



17. Какое имя лишнее в этом ряду? Объясните свой выбор.

2 балла

В.И. Истомин, В.А. Корнилов, Н.Н. Раевский, Э.И. Тотлебен

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________


18. Дочь Петра I Елизавета оказалась на Российском престоле

1 балл

  1. по завещанию отца

  2. по требованию участников крестьянского восстания

  3. по приглашению Верховного тайного совета

  4. в результате дворцового переворота


19. Историку часто приходится иметь дело с устойчивыми выражениями, подменяющими строгие научные термины и понятия. Расшифруйте их.

2 балла

«Самобытники» -______________________________________________________________


«Европеисты» -________________________________________________________________
20. Что из названного относится к политике просвещенного абсолютизма?

1 балл




  1. разрешение помещикам ссылать в Сибирь крепостных крестьян

  2. манифест о свободе предпринимательства

  3. пожалования помещикам крепостных крестьян

  4. запрет крепостным крестьянам подавать жалобу на помещика


21. Какие из перечисленных явлений сохранились в России в конце XIX века?

2 балла




  1. самодержавие

  2. месячина

  3. крепостное состояние крестьян

  4. помещичье землевладение

  5. крестьянская община

  6. временнообязанное состояние крестьян

Ответ:_________________________________


22. Творчество кого из названных представителей отечественной культуры было связано с «серебряным веком»? Для записи ответа используйте цифры.

2 балла

  1. М.А. Шолохов

  2. А.Н. Бенуа

  3. И.О. Дунаевский

  4. А.А. Блок

  5. А.Г. Веницианов

  6. И.Ф. Стравинский

Ответ:________________________________


23. В какие годы были изданы важнейшие документы Столыпинской аграрной реформы?

1 балл

  1. 1894 и 1901

  2. 1904 и 1905

  3. 1906 и 19103

  4. 1914 и 1917



2 балла
24. Какие из перечисленных названий относятся к политическим партиям начала ХХ века? Для записи ответа используйте цифры.
1) кадеты

2) нечаевцы

3) народовольцы

4) петрашевцы

5) октябристы

6) эсеры
Ответ:_________________________________



25. Установите последовательность событий

2 балла

А) заключение советско-германского пакта о ненападении

Б) принятие СССР в Лигу Наций

В) установление дипломатических отношений между СССР и США

Г) подписание советско-французского договора о взаимопомощи




1

2

3

4














26. Соотнесите имена деятелей с фактами их биографий*:

2 балла


Деятели

Факты из биографии

1.Н.Г.Гарин-Михайловский

А) Годы жизни: 1879-1921. Участник Первой мировой войны, деятель белого движения, атаман, генерал-лейтенант (1919). В 1917 году захватил власть в Оренбурге. В 1918-1920 гг. - командующий Оренбургской армией. Смертельно ранен чекистами в Китае при попытке похищения.

2.А.И.Дутов

Б) Годы жизни: 1915– 1945. Участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза, уроженец пос. Коелга Челябинской области. Погиб в Берлинской операции 17 апреля 1945 года.

3.К.В.Рындин

В) Годы жизни: 1852 – 1906. Русский писатель, видный инженер-путеец. Участник строительства железной дороги Уфа-Златоуст - Челябинск (1888-1892 гг.). В этот период впервые пробует себя на литературном поприще: написаны очерки "Несколько лет в деревне", рассказ "Вариант", сюжетом которого стал подлинный эпизод со строительством туннеля на перевале через Урал в районе Сулеи.

4.С.В.Хохряков

Г) Годы жизни: 1893–1938. Член партии большевиков с 1915 г., член ЦК ВКП(б) с 1930 г. В 1933 г. секретарь Московского обкома, в 1934–1937 гг. первый секретарь Челябинского обкома ВКП(б). Расстрелян.

1

2

3

4













27. Определите лишнюю в этом ряду фамилию. Объясните свой выбор*.
П.С.Паллас, И.П.Фальк, И.Г.Гмелин, К.В.Сальников, И.И.Лепехин
Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Задание с открытым ответом


(10 баллов)
Назовите две войны, которые вела Россия в начале ХХ века до крушения монархии. Приведите основные цели российского правительства в одной из них.
3. Задание на анализ источника

Рассмотри агитационные советские плакаты и заполни таблицу.

1. 2.


3. 4.



№ п/п

Событие, к которому приурочено создание агитационного плаката

Хронологический период, когда произошли события, отраженные на плакате.

1





2





3





4.







4. Задание на анализ статистических данных

Ознакомьтесь со статистической таблицей. Выполните задания.



Движение переселенцев за Урал в период проведения столыпинской аграрной реформы

Год

Прошло за Урал

Прошло обратно

Осталось в Азиатской России




Абс.

в %
















1906

139 064

13 659

9,8

А

1907

427 339

27 195

6,4

400 144

1908

664 777

45 102

6,8

619 675

1909

616 320

82 287

13,3

537 033

1910

316 163

114 893

36,3

201 270

1911

189 791

116 308

61,3

73 483

1912

201 027

57 319

28,5

143 708

1913

240 978

45 478

18,9

195 500

1914

241 874

27 594

11,4

214 280

Итого

3 040 333

529 835

17,4

Б

1. Заполните пропуски в таблице, вместо букв вставьте соответствующие цифры, производя необходимые расчеты.

2. Проанализируйте результаты переселенческой политики с 1906 г. по 1914 г. Какие(-ой) из приведенных ниже выводов можно сделать на основе анализа таблицы? Выпишите букву(-ы), обозначающую(-ие) такие утверждения.

А) наиболее успешной политика была 1906-1908 гг.

Б) в 1909-1912 гг. резко увеличивается число переселенцев и уменьшается количество возвратившихся

В) 1913-1914 гг. число вернувшихся снижается, но и направляется за Урал значительно меньше людей

Г) количество вернувшихся переселенцев за период с 1906 г. по 1914 г. в абсолютном значении превышает количество обосновавшихся на новых территориях

3. Назовите причины неудач социально-экономических преобразований П.И. Столыпина в области переселенческой политики в 1913-1914 гг.


5. Эссе

1. Проанализируйте высказывание Н. Эйдельмана: «Монгольское нашествие, вероятно, определило то азиатское начало, которое потом обернулось на Руси крепостным правом и лютым самодержавием» Согласны ли вы с ним, сформулируйте собственное суждение к данному утверждению? Свое мнение аргументируйте конкретными историческими фактами.


  1. Проанализируйте высказывание Вольтера: «Изумительные успехи императрицы Екатерины II и русского народа служат достаточно веским доказательством того, что Петр Великий строил на твердом и прочном основании». Согласны ли вы с ним, сформулируйте собственное суждение к данному утверждению? Свое мнение аргументируйте конкретными историческими фактами.


Эталоны ответов

9 класс

1. Тест
Эталоны ответов

Тест

10 класс


№ вопроса

Ответ

Баллы

1.

2

1

2.

Ярослав Мудрый, XI в.

2

3.

правители города Новгорода удельного периода

2

4.

3

1

5.

Иван IV Грозный

2

6.

БВАД

2

7.

Лествичная система, каземат

2

8.

1

1

9.

«Куранты»

1

10.

1

1

11.

ВАБГ

2

12.

1

1

13.

2

1

14.

ВБГА

2

15.

2

1

16.

234

2

17.

Н.Н. Раевский - участник Отечественной войны 1812 г., а остальные участники обороны Севастополя

2

18.

4

1

19.

Славянофилы, западники

2

20.

2

2

21.

145

2

22.

246

2

23.

3

1

24.

156

2

25.

ВБГА

2

26.

ВАГБ

2

27.

К.В.Сальников,

все люди в списке – исследователи Южного Урала ХVIII века, а К.В. Сальников изучал край в ХХ веке.



2




Максимальный балл

44

2. Задание с открытым ответом

Эталоны ответов


9 класс

(10 баллов)



Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1. Должны быть названы войны:

- война с Японией 1904-1905 гг.

- Первая мировая война 1914 г.

2. Могут быть указаны следующие цели российского правительства в войнах:

А) в войне с Японией:

- установление политического преобладания России на Дальнем Востоке;

- защита российских экономических интересов на Дальнем Востоке;

- стремление за счет «маленькой победоносной войны» решить внутренние проблемы, повысить авторитет монархии в стране



Б) в Первой мировой войне:

- сохранение влияния России на Балканах;

- защита Сербии и других балканских народов от австрийско-немецких притязаний;

- захват Босфора и Дарданелл (окончательное решение «восточного вопроса»);

- сплочение нации, установление внутри страны социального мира, повышение авторитета монархии в условиях войны;

- поддержка своих основных союзников в Европе (Франции и Англии)







За каждую приведенный элемент ответ по 1 баллу

1-10

Все общие характеристики названы неверно

0
Максимальный балл

10



3. Задание на анализ источника

9 класс

п/п

Событие, к которому приурочено создание агитационного плаката

Хронологический период, когда произошли события отраженные на плакате



В течение всего периода гражданской войны неоднократно объявлялись военные мобилизации с целью укрепления действующих фронтов.

Гражданская война (1917-1922)



В обстановке послевоенной разрухи голод поразил большинство губерний страны. Советское правительство мобилизовывало все ресурсы для борьбы с голодом.

1921 г.



Организация массового террора. Проведение третьего Московского процесса, на котором были осуждены бывшие лидеры «правой оппозиции» Бухарин и Рыков, некоторые троцкисты. Среди предъявленных обвинений был шпионаж в пользу Германии.

1938 г.



Проведение коллективизации.

Начало 1930-х гг.
(8 баллов)

Комментарии:
Сумма – до 8 баллов. По 1 баллу за каждый элемент ответа в таблице.

4. Задания на анализ статистических данных

9 класс.
Ответы:

    1. А - 125 405; Б – 214 280

    2. А, В

    3. Ответ принимается в любой формулировке, если он содержит следующие положения:

- непродуманность реформы;

- неподготовленность и не желание проводить реформу принимающей стороной;

- плохие условия (и бытовые и экономические), в которых оказались переселенцы;

- противоречивость самой реформы


Комментарии:

Сумма – до 10 баллов. По 1 баллу за каждую цифру в таблице, по 2 балла за правильно выбранный вывод, по 1 баллу за каждый правильный элемент ответа на вопрос 3 (4 балла).



5. Критерии оценивания эссе

    1. Знание исторических фактов

    2. Владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.)

    3. Аргументация суждений и выводов по предложенной проблеме.

    4. Знание историографии проблемы, взглядов и оценок историков.

    5. Внутреннее смысловое единство, соответствие теме

    6. Оригинальность решения проблемы, аргументации

Комментарии:

Сумма – до 18 баллов. По каждому критерию от 0 до 3 баллов.




 звездочкой и курсивом обозначены задания по истории Южного Урала

  • Дмитрий Донской
  • 2. Задание с открытым ответом
  • Максимальный балл