Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Восстание Спартака. (1 час)




Скачать 62.11 Kb.
Дата07.07.2017
Размер62.11 Kb.
ТипУрок
Урок №55

Класс: 5

Предмет: история

Тема: Восстание Спартака. (1 час)

Цель: формирование представлений о восстании Спартака - одном из самых массовых и организованных восстаний рабов в Древнем Риме.

Тип урока: комбинированный (повторение, изучение нового материала).

Задачи:

  1. Выявить причины восстания рабов.

  2. Познакомить с личность Спартака.

  3. Определить причины поражения восстания.

  4. Продолжить формирование умений анализировать, делать выводы.

  5. Продолжить работу над формированием умения работы с картой.

Основные понятия: гладиатор, амфитеатр.

Личность в истории: Спартак – предводитель рабов.

Основное содержание: Рабство в Риме. Гладиаторы. Начало восстания. Поход к Альпам. Последние походы

Оборудование урока:

- учебник «Всеобщая история. История Древнего мира» автор Михайловский;

-Атлас История Древнего мира.

-карта «Восстание рабов под предводительство Спартака»



Ход урока



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Орг. момент.


-приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

-приветствуют учителя.

-настраиваются на работу.



II

Текущий контроль знаний и умений.

- Проводит текущий устный опрос, по вопросам §45.

? Чем новая римская армия отличалась от прежней.

?Какое значение для дальнейшей истории Рима имело появление новой армии.?Чем отличалась диктатура Суллы от обычной римской диктатуры?Объясните значение слов: проскрипции, вольноотпущенник.


-отвечают на вопросы после параграфа 45, страница 241.

Предполагаемые варианты ответов:

- (Гай Марий преобразовал римскую армию – набрал в легионы бедняков, которым предоставлялось оружие за счет государства. Солдаты теперь получали жалованье, римская армия превратилась в контрактную и профессиональную. Солдатская служба продолжалась 16 лет. После окончания службы легионеру-ветерану выделяли участок «общественной земли». За победу воинов награждали особо).

-(С новой армией Гай Марий успешно закончил войну в Нумидии).

- (В 82 году до н.э. Суллу провозгласили диктатором, на неопределенный срок. Был из тех аристократов, которые были против любых изменений в стране. Всех несогласных ждало суровое наказание – смерть. Расселил по Италии 120 тысяч бывших легионеров и 10 тысяч рабов, принадлежавших внесенных в проскрипции аристократам (проскрипции – списки людей объявленных вне закона). Легионеры и бывшие рабы стали верной опорой новому диктатору).

-(Проскрипции – списки людей, объявленных вне закона и приговоренных к смерти.

Вольноотпущенник – рабы принадлежавшие внесенным в проскрипции аристократам.)


III

Изучение нового материала

- Выявить причины восстания рабов.

В 74 году до н.э. в Италии началось самое крупное восстание рабов в древности. Оно продолжалось несколько лет, в нем приняли участие десятки тысяч рабов.



Запись в тетради:

Восстание Спартака – 74 – 71 гг. до н.э.

?Вопрос! как вы думаете: случайно ли, что крупное восстание рабов произошло в Италии.

Для того, чтобы более подробно определить причины восстания Спартака, нам необходимо познакомиться с текстом §46, стр. 241 – 243.

Причины восстания:


  1. Скопление большой массы рабов в Риме.

  2. Жестокое обращение: (продажа, убийство и др.)

Источники по истории восстания очень скудны. Только греческие и римские авторы упоминают о восстании. Совсем мало известно о биографии Спартака.

Спартак происходил из Фракии (Болгария). Служил в римских вспомогательных войсках и за дезертирство был продан в рабство. Благодаря физической силе попал в гладиаторы. В источниках упоминается об уме, образованности и гуманности Спартака. В 73 г. до н.э. находился в одной из гладиаторских школ г. Капуи. В начале лета около 200 гладиаторов составили заговор, который был раскрыт. Однако 60-70 человек вырвались из школы на свободу, вооружившись ножами, кухонными вертелами, затем сбежали из города. Своим предводителем они выбрали Спартака.

У Спартака в ходе восстания был план – собрать как можно больше рабов и вывести их через Альпы, что позволит им за пределами Италии стать свободными.

- Для более подробной иллюстрации рекомендуется просмотреть фрагмент фильма «Спартак» из проекта «Энциклопедия» источник: http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/file/373500/

-Назовите задачи, которые стремился решить Спартак.

- Чьи интересы он выражает?

-организовать работу с текстом параграфа 46, пункт 3. Начало восстания, с. 243-246, по плану:



вопросы

Содержание

годы

74 -71 г. до н.э.

Движущие силы

Восставшие – рабы.

Основные события

- Восстание в гладиаторской школе.

- Бегство на Везувий.

- Первая победа восставших.

- Поход к Альпам.

- Неудачная переправа на остров Сицилия.

-Поражение восставших.



причины поражения восстания

  1. Тактические разногласия между рабами.

  2. Отсутствие единого, четкого плана ведения войны с Римом.

  3. Войско Спартака уступало по своей организации регулярной армии римлян.


- Проследите по карте путь восставших рабов. (см. приложение 1).

- Найдите на карте Капую, Везувий, Брундизий.

-размышляют над вопросом учителя, анализируют, вспоминают ранее изученный материал.

-Примерный вариант ответа: многочисленные войны, которые Рим вел в последние годы, привело к тому, что в Риме скопилось большое количество недовольных.


-читают параграф, выписывают в тетрадь причины восстания.

-просматривают фильм, слушают учителя, делают выводы о личности Спартака.

-работают с текстом параграфа, делают записи в тетради.

-работа с картой в атласе, и на доске.




IV

Закрепление изученного материала.

??? Для закрепления изученного материала предлагаю сыграть в игру: «Иду на вы».

( каждый из вас должен придумать вопрос по изученной теме и задать его любому из одноклассников).

Примерные вопросы:

1) Где и когда началось восстание Спартака?

2) Где находился первый лагерь восставших рабов?

3) Каков был первоначальный план восставших рабов?

4) Почему им не удалось переправиться на Сицилию?

-анализируют изученный материал.

- придумывают вопросы, задают одноклассникам.


V

Домашнее задание

Изучить §46.

-устно ответить на вопросы с.247.



-записывают домашнее задание.


Приложение 1.


  • Тип урока
  • Основные понятия
  • Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся I
  • Какое значение для дальнейшей истории Рима имело появление новой армии.Чем отличалась диктатура Суллы от обычной римской диктатурыОбъясните значение слов: проскрипции, вольноотпущенник.
  • Предполагаемые варианты ответов
  • Восстание Спартака – 74 – 71 гг. до н.э. Вопрос! как вы думаете: случайно ли, что крупное восстание рабов произошло в Италии.
  • - Для более подробной иллюстрации рекомендуется просмотреть фрагмент фильма «Спартак» из проекта «Энциклопедия» источник: http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/file/373500/
  • - Проследите по карте путь восставших рабов. (см. приложение 1). - Найдите на карте Капую, Везувий, Брундизий.