Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Вопросы викторины «Страна заповедная Башкортостан -2013»




Скачать 110.46 Kb.
Дата29.06.2017
Размер110.46 Kb.
Вопросы викторины «Страна заповедная Башкортостан -2013» Этот выдающийся русский писатель, произведения которого мы изучаем в школе, в июне 1891 года ненадолго приезжает в Уфу. Вопрос: Назовите этого писателя. С какой целью он приезжал в Уфу Какие обстоятельства предшествовали поездке 13 февраля 1891 года молодой человек пришел в фотографию Ф.Я. Анисимова, которая находилась на улице Казанской (ныне г. Уфа, ул. Октябрьской революции), напротив аптеки. Пригладил непослушные вихры, поправил ворот белой рубашки, по просьбе фотографа устремил взгляд в сторону… Это был первый его визит в фотографию. И вручат ему вскоре первый в жизни собственный фотоснимок. Как выяснилось, это самая первая дарственная надпись юноши из обнаруженных к этому времени. Вопрос: Как была подписана фотография Когда и где была опубликована оборотная сторона фотографии А спустя несколько месяцев, 13 февраля 1891 года, Шаляпин придет в фотографию Ф.Я.Анисимова, которая находилась на улице Казанской (ныне Октябрьской революции), напротив аптеки. Пригладит непослушные вихры, поправит ворот белой рубашки, по просьбе фотографа устремит взгляд в сторону... Это был первый его визит в фотографию. И вручат ему вскоре первый в жизни собственный фотоснимок. ...Снимок Шаляпина, сделанный в Уфе, воспроизводился неоднократно. Но только в 1988 году в «Летописи жизни и творчества...» опубликована оборотная сторона фотографии. На ней надпись: «Дорогому Михаилу Михайловичу г-ну Жилину от почитателя его бывшего сослуживца в г.Уфе в сезон 1890—91 г. Федора Ивановича Шаляпина на память. Февраль 19-го 1891 года». Благодаря репродукции оборотной стороны снимка, теперь узнали и адрес фотографии, и время съемки, и текст автографа прочитали. А это, как выяснилось, самая первая дарственная надпись Шаляпина из обнаруженных к настоящему времени. Кто же такой Михаил Михайлович Жилин Это партнер Шаляпина по многим спектаклям в Уфе. Чтобы убедиться в этом, достаточно просмотреть программки, афиши. Не забыл он о своем товарище и через много лет. Бывая в Петрограде, Шаляпин приходил на Каменный остров в «Дом ветеранов сцены», чтобы проведать своих коллег, старых актеров. Он пел для них, относился с трогательной заботой, поддерживал их материально. Некоторых из них он помнил со времен своей юности. И вот на одной из фотографий 1915 года своей рукой он сделал приписки: «Комик Завадский — подарил мне в Баку сапоги зимой 1891 года», «Комик Жилин — служил у Семенова-Самарского со мной в 1890-91 г. в Уфе». И стрелкой указал на своих друзей. Уфимские страницы биографии Ф.И. Шаляпина ШАЛЯПИН ВОЗВРАЩАЕТСЯ В УФУ О Федоре Ивановиче Шаляпине, гениальном русском артисте, написано много. Это и понятно. Помните, что сказал его друг композитор Сергей Рахманинов: «Шаляпин никогда не умрет. Умереть он не может. Ибо он, этот чудо-артист, с истинно сказочным дарованием, незабываем... Для будущих поколений он будет легендой». Легендой остается Шаляпин и сейчас. Написано о Шаляпине много. Но уфимский период его жизни освещен пока еще очень слабо. Долгое время единственным источником для изучения этого периода были автобиографические книги Шаляпина «Страницы моей жизни», «Маска и душа». Сейчас появилась «Летопись жизни и творчества Ф.И.Шаляпина», в первой части которой есть новые сведения по Уфе. ПЕРВЫЙ АВТОГРАФ НА ПЕРВОЙ ФОТОГРАФИИ Каким был Федор Шаляпин, когда приехал в Уфу Словесный портрет его дал И. П. Пеняев, который оказался в номере гостиницы у Семенова-Самарского в тот момент, когда Шаляпин пришел проситься в его труппу хористом. «...Я сидел у Семенова-Самарского, — пишет Пеняев. — В это время послышался стук в дверь, и на приглашение войти показалось два посетителя — нельзя сказать, чтобы презентабельные на вид. В одном из них, человеке маленького роста, по фигуре и манере держаться нетрудно было угадать еврея. Другой, сухой, высокий, представлял собою резкий контраст со своим спутником. Блондин, с светлыми ресницами и такими же глазами, ребяческим, симпатичным лицом, от него веяло великорусской природой Северного края. Его манера держаться и говорить напоминала бурсака. Я невольно проникся любопытством к этому высокому, неуклюжему, но симпатичному человеку, который, не зная, куда ему девать свои большие руки, смущенно мял в них свою шапку, а сам то опускал глаза вниз, то взглядывал почему-то в потолок... На наш вопрос он медленно, слегка заикаясь, нерешительно ответил, что он поет басом, пел в церковном хоре, в оперетке ни разу не участвовал, но имеет страстное желание поступить на сцену. Вслушиваясь в его говор, сразу можно было угадать, что он обладает большим и звучным голосом. По его словам — он так страстно любил сцену, что готов был пойти на какие угодно условия. Признаться, меня покоробило это скудное предложение Семенова-Самарского. Уверенный, что на подобную сумму даже самому неприхотливому человеку трудно прожить в Уфе, я вполголоса заметил Самарскому, что вознаграждение это слишком мало для хориста, тем более что нельзя было не заметить в Шаляпине недюжинный голос. Семенов-Самарский после краткого размышления повысил первую сумму до 20 рублей, что было принято Шаляпиным с большой радостью. Счастливый и довольный, ушел этот большой ребенок, заручившись на зиму местом». http:www.hrono.rutext2008uzi11_07.html, © БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ, 2007 . Одна из самых известных картин (1969г.) этого художника – нашего земляка писалась необыкновенно легко. Но уже на выставке он понял свою ошибку. И работа над полотном продолжалась еще два года. Картина была завершена к 1971 году. Ныне она собственность Третьяковской галереи. И явилась этапной не только в творчестве самого художника, эта работа стала определенной вехой в развитии советской живописи 70-х годов. Вопрос: Как называется картина Что на ней изображено Что вы знаете об этом художнике Крупнейший выставочный проект года посвящен выдающемуся живописцу, графику и монументалисту Михаилу Васильевичу Нестерову (1862–1942), чье творчество представляет особую страницу в истории Серебряного века. Живописные поиски мастера шли в русле национально-романтического направления отечественного символизма и стиля модерн. В произведениях художника отразились важнейшие черты русского характера и природа России. Своим содержанием и глубиной искусство Нестерова созвучно религиозным исканиям русских писателей и философов рубежа XIX–XX столетий. И позднее, в жестких идеологических рамках 1920-х – начала 1940-х годов, своим творчеством художник продолжал утверждать гуманистические идеалы. Юность Преподобного Сергия. 1892–1897 Около 300 произведений из 24 музеев России, Украины, Беларуси и 10 частных коллекций демонстрируют широкий диапазон художественных интересов Нестерова: картины на религиозные темы, портрет, пейзаж. Помимо станковых работ, в экспозицию вошли эскизы к храмовым росписям и мозаикам. Многие произведения были специально отреставрированы к выставке (Юность преподобного Сергия, 1892–1897), причем картина Голгофа (1900, обе – ГТГ), десятки лет хранившаяся на валу, после сложнейшей реставрации экспонируется впервые. Ряд ценных живописных полотен и графических листов недавно поступили в собрание Третьяковской галереи из коллекций, принадлежавших внучке Нестерова И.В.Шретер и семье архитектора А.В.Щусева, друга и соратника художника. Эти работы, также прошедшие реставрацию, демонстрируются в полном объеме и станут открытием для широкой публики и специалистов. М.В.Нестеров – выходец из состоятельной уфимской купеческой семьи с крепкими православными традициями, которые во многом определили внутренний мир будущего художника. Еще бóльшую роль в становлении его личности сыграла природа родного края – Предуралья. Коммерческая бесталанность уберегла Нестерова от участия в семейном торговом деле. В 1877 году пятнадцатилетним юношей он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, атмосферу которого определял В.Г.Перов, любимый учитель Нестерова. Под влиянием мастера и традиций передвижников молодой художник увлекся жанровой картиной, но не увидел в ней возможности выразить свою индивидуальность. Вскоре он нашел близкий для себя круг тем и стилистику, связанную с новым временем, с эпохой модерна и символизма. Сущность своего искусства Нестеров определил как опоэтизированный реализм. Художника неизменно волновали образы, воплощающие представления о нравственном совершенстве человека, о его духовном подвиге. Самыми глубокими и художественно совершенными стали произведения, в которых Нестеров создавал поэтический миф о Святой Руси, не конкретизированной в историческом времени, представлявшейся ему неким вневременным идеалом изначальной слитности человеческого существования с жизнью первозданной природы. Девять разделов экспозиции, организованной одновременно по хронологическому, жанровому и тематическому принципам, демонстрируют творческий путь М.В.Нестерова в многообразии художественных поисков, увлечений и занятий: Начало пути (1877–1886), Утверждение своей темы, Цикл о Сергии Радонежском, Роман в красках, В пространстве соборов, Портреты эпохи модерна (1900-е), После 1917 года, Портреты 1921–1941 годов, Документально-биографический раздел. Видение отроку Варфоломею. 1890 Впервые Нестеров нашел собственную тему в картине Пустынник (1888–1889, ГТГ), где человек и природа пребывают в единении и гармонии. Наиболее цельно художественные и нравственные идеалы мастера выразились в программной картине Видение отроку Варфоломею (1889–1890, ГТГ). Высветленные краски пейзажа и хрупкая фигурка мальчика придают изображению некоторую плоскостность, почти бесплотность, соединяя в полотне лиричность и монументальность. Произведение открыло цикл, посвященный Сергию Радонежскому: Юность преподобного Сергия (1892–1897), Труды преподобного Сергия (1896–1897, оба – ГТГ), Преподобный Сергий Радонежский (1891–1899, ГРМ). К этому циклу примыкает работа Дмитрий-царевич убиенный (1899, ГРМ), где изображение балансирует на грани реального и иконного образов. Герои картин Нестерова пребывают в состоянии тишайшей внутренней молитвы, которое художник передает, используя сдержанную гамму тонов: зеленых, розовых, голубовато-синих. Нестеров признавался, что избегал изображать сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью. Сходным созерцательным настроением проникнуты и его пейзажи Молчание (1903), Лисичка (1914, оба – ГТГ), Родина Аксакова (1914, Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова, Уфа). Живописец много работал над произведениями, посвященными судьбе русской женщины. На выставке впервые собраны вместе полотна задуманного Нестеровым романа в красках: На горах (1896, Киевский национальный музей русского искусства), Великий постриг (1898, ГРМ), За Волгой (1905, Астраханская государственная картинная галерея им. П.М.Догадина). Особый цикл составляют картины о людях, уходящих от суеты мира: Христова невеста (1886, частное собрание), Вечерний звон (1910, Вятский художественный музей им. В.М. и А.М.Васнецовых), Старец. Раб Божий Авраамий, (1914–1916, Самарский областной художественный музей). В этих произведениях, исполненных гармонии, читается и глубокая печаль. В литературе подобные образы воплотили Ф.М.Достоевский, Н.С.Лесков, П.И.Мельников-Печерский. Нестеров открыл эту тему в живописи. Центром экспозиции стало масштабное полотно На Руси (Душа народа) (1914–1916, ГТГ). В нем предстает собирательный образ России: своеобразный крестный ход объединил людей разных эпох, сословий и состояний, типические фигуры русской истории, воплощающие национальный дух. На Руси (Душа народа). 1914 – 1916 Впервые столь полно (около 100 листов) демонстрируются эскизы и подготовительные картоны монументальных работ Нестерова, ставшие новым словом в церковном искусстве. Наиболее значимые среди них – эскизы росписей во Владимирском соборе в Киеве, в церкви Александра Невского в Абастумане (Грузия), церкви Покрова Богородицы в Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве, Троицком соборе в Сумах (Украина), эскизы мозаик в храме Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге. В росписях мастера проявились лиричность и камерность, свойственные его творчеству. В то же время в них соединились традиции западноевропейского искусства, в частности английских прерафаэлитов, и национального стиля русского неоромантизма, оформившегося на рубеже XIX–ХХ столетий. Важнейшие разделы экспозиции посвящены портретному творчеству Нестерова. Как портретист он заявил о себе в середине 1900-х годов. Среди лучших произведений этого жанра – Портрет дочери художника О.М.Нестеровой (Амазонка) (1906, ГРМ). Четкостью силуэта, выразительностью цветового пятна, особой удлиненностью фигуры пластический язык картины близок стилистике модерна. Двойной портрет Философы (1917, ГТГ), изображающий религиозных мыслителей П.А.Флоренского и С.Н.Булгакова, стал предвестием блестящей галереи образов современников, созданной в 1920-х – начале 1940-х годов и считающейся вершиной портретной живописи того времени. Художник не писал портретов на заказ, он изображал людей, близких ему по духу, увлеченных творчеством, наполненных мощной созидательной энергией. Среди них – художник В.М.Васнецов (1925), физиолог И.П.Павлов (1935), скульптор В.И.Мухина (1940), архитектор А.В.Щусев (1941, все – ГТГ). Специально к выставке выпущен каталог-альбом, в который вошло более 400 иллюстраций, воспроизводящих картины, акварели, эскизы, архивные фотографии. В нем впервые опубликованы новые датировки ряда произведений, уточненные в ходе реставрационных и атрибуционных работ. Подготовлено самостоятельное электронное издание. Образовательная программа включает лекции, встречи со специалистами в экспозиции, экскурсии, тематический концерт, художественную практику в Творческой мастерской. На время работы выставки возобновляются Четверги допоздна. Реставрация картины Юность преподобного Сергия была осуществлена при финансовой поддержке ООО СНС-Холдинг. Полотно Голгофа отреставрировано при поддержке ЗАО ЕВРОЦЕМЕНТ груп; рама к этому произведению – дар Григория и Владимира Нак. Приходила ночью Богородица, Разостлала белый-белый плат. И глаза, как синие колодцы, На распятье тихо возвела. И роняла слезы голубые, Как подснежники На белизну снегов, И спустился в виде голубины Дух святой из божьих облаков. Вопрос: Кто автор этого стихотворения Какова история его создания После окончания Литературного института им. А.М. Горького он сотрудничал на Центральном телевидении. По его сценарию в 1960 г. была снята многосерийная телеповесть «На карте не значится» и др. телепередачи. В Уфе он работал редактором на радио и телевидении, является автором сценариев телевизионных фильмов «Мы рисуем», «Родные мелодии» и др. Вопрос: Что вам известно об этом человеке Чтобы установить железобетонную наклонную крышу, пришлось натянуть на верхнюю часть здания стальные тросы толщиной 5 см. Их натягивали при помощи гидравлических домкратов усилием в 500 т. Чтобы придать сетке двояковыпуклый характер (для стока дождевой воды), тросы перекрещивались, чем и достигалось устойчивость конструкции. Железобетонная крыша сверху покрыта утеплительным слоем и рулонной стеклотканью, изготовленной на Уфимском заводе «Стекловолокно». Вопрос: О каком здании идет речь В апреле-мае 1918 года (до захвата Уфы чехославаками) здесь разместился интернат для детей из Москвы и Петрограда, эвакуированных в Уфимскую губернию в связи с голодом. Среди них – московский одиннадцатилетний школьник. После захвата Уфы белыми ребята разбежались по пригородным крестьянским хозяйствам, зарабатывая себе на пропитание. В 1919 году школьники были отправлены в Москву. Вопрос: Что вам известно об этом школьнике Чем еще знаменито здание, где в 1918 г. размещался интернат Что сейчас находится в этом здании 7. В отделке здания (создание керамического панно) Государственного театра кукол принимал участие известный художник. Вопрос: Кто этот художник. Как называется панно При его участии в Башкирии были заложены города Ишимбай, Октябрьский, Нефтекамск, поселки Семилетка, Серафимовский, Приютово, Красный холм. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1948 года ему присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот». Вопрос: Что вы знаете об этом человеке Как его имя увековечено в нашей республике В каком году было утверждено положение о значке «Турист СССР» Что необходимо было сделать, чтобы получить его Этот вариант башкирского фольклора был записан в 1910 году известным этнографом от двух известных сэсэнов и кураистов: Габита из деревни Идрисово и Хамита из деревни Малое Иткулово Иткуловской волости Орского уезда Оренбургской губернии (ныне Баймакский район РБ). Оригинал рукописи не сохранился. Вопрос: Назовите произведение, о котором идет речь. Кто его записал

  • Уфимские страницы биографии Ф.И. Шаляпина
  • © "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 200 7