Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Вопросы к зачету по курсу «Возрастная психология»




Скачать 32.41 Kb.
Дата21.07.2017
Размер32.41 Kb.
Вопросы к зачету по курсу «Возрастная психология».

  1. Теоретические и практические задачи детской (возрастной) психологии.

  2. Детская и генетическая психология. Предмет, объект и методы исследования.

  3. Рост и развитие ребенка. Критерии развития.

  4. Тип развития. Специфика психологического развития ребенка.

  5. Детство как предмет науки. Причины возникновения детской психологии.

  6. Исторический анализ понятия «детство».

  7. Особенности детства современного ребенка.

  8. Значение кросскультурных исследований для решения задач детской психологии.

  9. Конвенция о правах ребенка.

  10. Стратегии и методы исследования психологического развития ребенка.

  11. Стратегия наблюдения.

  12. Стратегия эксперимента. Основные формы констатирующего эксперимента.

  13. П.Я. Гальперин Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления.

  14. Стратегии формирующего эксперимента.

  15. Концепция рекапитуляции Стенли Холла. Биогенетический закон в психологии. Метод анкет. Проблема связи исторического и индивидуального развития. Л.С. Выготский о биогенетическом принципе в психологии.

  16. Структурный подход к исследованиям психологического развития К.Коффки. Психофизический метод исследования. Критический анализ взглядов К.Коффки в работах Л.С. Выготского.

  17. Нормативный подход к развитию психики ребенка. Концепция А. Газелла. Закон затухания темпа психического развития. Методы исследования в нормативной традиции. Л.С. Выготский о теории эмпирического эволюционизма.

  18. Теория «Трех ступеней» детского развития К. Бюлера. Закон перемещения удовольствия. Зоопсихологический эксперимент в детской психологии. Критика Л.С. Выготским концепции К. Бюлера.

  19. Теория конвергенции двух факторов в психологическом развитии В. Штерн.

  20. Метод исследования близнецов и его значение для решения вопроса о роли наследственности и среды в психическом развитии ребенка.

  21. Проблема среды и наследственности в развитии ребенка.

  22. Специфичность онтогенеза психики человека.

  23. Классические факторы развития (созревание, эмпирический опыт, социальное окружение). Их анализ в концепции Ж. Пиаже.

  24. Концепция развития в бихевиоризме и методы исследования научения.(И.П. Павлов, Дж. Уотсон, Э.Торндайк, Б.Скиннер). Законы научения. Л.С.Выгодский о концепции Э.Торндайка.

  25. Основные понятия в американской психологии развития. Понятие социализации. Механизмы приобретения нового опыта. Поощрение и наказание в формировании поведения ребенка. Роль среды в развитии ребенка и проблема детско-родительских отношений.

  26. Эволюция теории социального научения и основные экспериментальные исследования:

1-ое поколение исследователей - Н. Миллер. Дж. Доллард, Р. Сирс;

  1. 2-ое поколение исследователей – А. Бандура, Дж. Гевирц;

  2. 3-е поколение исследователей – Ж. Аронфрид, Ю. Бронфенбреннер, и др.

  1. Классический психоанализ З. Фрейда. Основные понятия, структура и динамика личности. Стадии психосексуального развития.

  2. Развитие детского психоанализа в работах А. Фрейд. Защитные механизмы личности. Понятие социализации.

  3. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона. Основные понятия. Стадии психосоциального развития личности. Ритуализация как способ преодоления жизненных кризисов. Синдром социальной патологии идентичности.

  4. Исходные принципы и основные направления исследований интеллекта развития в ранних работах Ж. Пиаже. Характеристика клинического метода.

  5. Этапы научной биографии Ж. Пиаже: от открытия эгоцентризма к учению о стадиях интеллектуального развития.

  6. Процессы когнитивной ассимиляции и аккомодации.

  7. Взаимодействие субъекта с внешним миром и проблемой развития интеллекта.

  8. Фактор уравновешивания (саморегуляции) и процессы когнитивного развития.

  9. Интеллект и другие психические процессы.

  10. Факты Ж. Пиаже и их систематизация.

  11. Критический анализ работ Ж. Пиаже. Л.С. Выготский: теоретический, экспериментальный и методологический анализ ранних идей Ж. Пиаже. Ответ Ж. Пиаже Л.С. Выготскому.

  12. Понятие эгоцентризма и эгоцентрической речи.

  13. Понятие стадий развития в концепции Ж. Пиаже.

  14. Роль действия в развитии мышления.

  15. Сенсомоторный интеллект. Стадии и критерии интеллекта.

  16. Интуитивное (дооператорное) мышление в концепции Ж. Пиаже.

  17. Понятие о постоянстве объекта в концепции Ж. Пиаже.

  18. Понятие субъекта в концепции Ж. Пиаже.

  19. Понятие операции. Особенности конкретных операций.

  20. Особенности формального мышления.

  21. Проблемы «обучения и развития» в работах Ж. Пиаже и его последователей. Экспериментальная критика представлений Ж. Пиаже о проблеме «обучения и развития».

  22. Понятие социализации в психоанализе и теории Ж. Пиаже.