Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Вопросы к государственному экзамену по психологии




Скачать 201.86 Kb.
Дата13.05.2018
Размер201.86 Kb.
Вопросы к государственному экзамену по психологии Что такое психика Философские и психологические подходы к исследованию психических явлений. Феноменологическая классификация психических явлений. Структура научных знаний о психических явлениях. Описательные (феноменологические и эмпирические) и объяснительные (теоретические) знания в психологии. Методы получения знаний о психических явлениях. Общее понятие о деятельности в психологии. Функциональный состав деятельности: мотивы, цели, способы ориентировки и достижения целей; деятельность, действия, операции. Психика и деятельность. Психологическая характеристика действия: мотив, цель, операции ориентировки, планирования, исполнения, контроля, коррекции. Психические функции в составе действий. Роль языка и речи в развитии психики человека. Основные функции речи в развитии высших психических функций человека. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Формирование у человека высших психических функций и сознания. Механизм интериоризации. Сознание человека. Роль языковых средств в развитии сознания. Анализ сознания с позиций культурно-исторического и системно-деятельностного подхода к объяснению психических явлений. Описательная характеристика потребностно-мотивационной сферы человека. Определение потребностей и мотивов (мотивационных отношений). Основания для классификации потребностей и мотивов человека. Психологические подходы к анализу и объяснению процессов мотивации в психологии. Деятельностный подход к объяснению процессов мотивации. Мотивы и личностно-смысловая сфера человека. Описательная характеристика эмоциональных процессов. Виды переживаний в составе эмоциональных процессов. Классификации эмоциональных процессов. Теории (объяснения) эмоциональных процессов в психологии. Эмоции как продукт эволюционного процесса: Чарльз Дарвин и другие. Психофизиологические теории эмоций: «периферическая теория эмоций» Джеймса-Ланге; «таламическая теория» Кеннона – Барда и другие, теория «гедонического пространства» В. Вундта; теоретический подход К. Изарда и другие. Системно-деятельностный культурно-исторический подход к объяснению эмоциональных явлений. Эмоции в организации и регуляции деятельности человека. Развитие у субъекта произвольных форм регуляции деятельности при актуализации неблагоприятных эмоциональных состояний. Описательная характеристика волевых процессов. Основные функции воли в поведении и деятельности человека. Функциональная организация волевого действия. Теории (объяснения) волевых процессов в психологии. Различия произвольных и волевых действий. В.А. Иванников: мотивационный подход к волевой регуляции: волевая регуляция как произвольное изменение смысла человеческого действия. Описательная характеристика типов темперамента. Теории темперамента. Теория Гиппократа. Ганс Айзенк: теория врожденных типов личности и темперамента. Теория темперамента И.П. Павлова. Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын о темпераменте. Описательная характеристика и определение характера как системы психических свойств личности. Черты характера, типы характеров, структура характера. Акцентуации характеров. Объяснения формирования характеров в психологии. Теории характеров. Теории врожденных типов характера. Теории черт личности. Формирование характера с позиций деятельностного культурно-исторического подхода к анализу и объяснению психических явлений. Описательная характеристика и определение способностей. Виды (классификации) способностей. Уровни развития способностей. Теории способностей. Разные подходы к анализу и объяснению причин и факторов, обусловливающих развитие способностей. Теории развития способностей. Способности и задатки. Системно-деятельностный культурно-исторический подход к объяснению развития способностей человека. Личность как психическое образование. Определение личности. Понятия, фиксируемые терминами «индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность». Описательная характеристика личности человека. Структура самосознания личности. Роль языкаи речи в развитии самосознания. Самооценка и уровень притязаний личности. Рефлексия и развитие рефлексивных способностей человека. Психологические теории личности. Психодинамические (психоаналитические) теории личности. Теории научения (бихевиоризм, необихевиоризм, когнитивная психология). Теории, основанные на типологизации личностных особенностей. Гуманистические теории личности. Деятельностный подход к объяснению личности как психического образования. Ощущения и восприятия. Основания для классификации ощущений. Описательная характеристика ощущений различных модальностей. Общие свойства ощущений. Пороги чувствительности. Взаимодействия органов чувств. Описательная характеристика процессов восприятия. Классификация типов восприятия. Свойства процессов и результатов восприятия: предметность, структурность, константность, категориальность и другие. Закономерности построения психического образа. Феноменологические законы структурной организации образов в гештальтпсихологии. Психофизиологические и психологические закономерности и механизмы, обеспечивающие восприятие пространства, движения и времени. Теории ощущений и восприятия в психологии. «Теория специфических энергий органов чувств» И.Мюллера. Теория «бессознательных умозаключений» в процессах восприятия Г.Гельмгольца. Психология элементов сознания В.Вундта. Гештальт-теория и закономерности организации образов. Модели и закономерности организации цветовосприятия. Дополнительные цвета. Теории зрительного цветовосприятия. Теории слухового восприятия. Теории восприятия в когнитивной психологии. Теория чувственного познания мира и построения «образа мира» на основе внешних предметных действий (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко). Что лежит в основе представлений Общая характеристика мышления. Основные функции мышления в деятельности человека. Состав, структура и иерархические уровни организации функций мышления. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и другие. Результаты мышления: типы обобщений и понятий. Допонятийные и понятийные обобщения. Эмпирические и теоретические понятия. Механизм «анализа через синтез» и механизм «абстрактного синтеза» в процессах мышления. Роль языковых средств и речи в организации мышления человека. Словесно-логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Знаково-символические средства в организации научного мышления. Этапы решения мыслительных задач. Воображение как важнейший компонент в мыслительной деятельности человека. Процессы мышления и творчество (креативность). Операциональная теория формирования и развития интеллекта Ж.Пиаже. Стадии развития интеллекта: дооперациональная стадия, стадия конкретных операций, стадия формальных операций. Теория формирования внутреннего плана мыслительных (умственных) действий. Функции речи в организации умственных действий и умственных операций. Механизм интериоризации. Теоретический анализ мышления человека в деятельностном подходе к анализу и объяснению психических явлений. Мышление как способы ориентировки субъекта на основе установления межпредметных отношений и связей. Описательная характеристика внимания человека. Классификации видов внимания. Основные свойства внимания. Внешние и внутренние факторы, организующие внимание человека. Развитие внимания в онтогенезе. Теория внимания Л.С. Выготского: произвольное внимание человека как высшая психическая функция. Теория произвольного внимания человека П.Я. Гальперина: внимание как интериоризированный и автоматизированный умственный контроль при выполнении действий. Описательная характеристика памяти. Виды и типы памяти. Состав процессов памяти. Описательная характеристика процессов запоминания, сохранения, воспроизведения, забывания. Мнемотехнические и смысловые приемы запоминания. Объяснение процессов памяти. Физиологические теории памяти. Ассоциативные теории памяти. Теории памяти в когнитивной психологии. Культурно-историческая теория памяти человека Л.С. Выготского и А.Н.Леонтьева. Деятельностный подход к объяснению процессов памяти человека. Принципы строения и функционирования нервной системы. Безусловные и условные рефлексы: характеристики, значение, формирование, примеры. Принципы строения и функционирования анализаторов. Общая характеристика науки, как человеческой деятельности. Общая характеристика научных знаний и их дифференциация по разным основаниям. Общенаучные методы познания. Индуктивный, гипотетико-дедуктивный и аксиоматический методы получения научных знаний. Основные этапы современной научной деятельности и их характеристика. Гипотеза, объект, предмет, цели и задачи научного исследования. Методы измерения в психологии. Типы шкалирования: номинативная шкала, порядковая шкала, шкала интервалов, шкала отношений. Методы тестирования как измерение. Типы тестовых процедур. Общая характеристика метода наблюдения. Типы наблюдения. Корреляционное исследование. Типы корреляционных отношений между переменными. Общая характеристика экспериментального исследования. Типы организации эксперимента. Независимая (контролируемая) переменная, зависимая (регистрируемая) переменная, побочные переменные в организации эксперимента. Способы контроля внешних (побочных) переменных при организации эксперимента. Субъективные факторы, оказывающие влияние на результаты психологического исследования, и способы их контроля. Способы формирования выборки и отбор испытуемых для получения экспериментальных данных. Качественные характеристики процедуры эксперимента: внутренняя, внешняя, операциональная типы валидности, надежность, репрезентативность. Генеральная совокупность (популяция) и выборка в эксперименте. Планы психологического исследования: простые, многофакторные и многоуровневые планы эксперимента. Особенности экспериментального плана психологического исследования. Методы обработки результатов эксперимента. Группировка полученных данных: в форме таблиц; в форме гистограмм и диаграмм; в форме графических зависимостей. Значение статистической обработки данных. Виды устанавливаемых статистических различий. Опровержения и подтверждения эмпирических гипотез. Объяснение и интерпретация полученных результатов. Обобщение полученных результатов. Философские и научные традиции эпохи Возрождения. Учение Р. Декарта. Психологические традиции английской эмпирической и немецкой классической философии. Философские и естественнонаучные предпосылки зарождения психологии как самостоятельной науки. Учение Вильгельма Вундта и его роль в становлении психологии. У.Джеймс и американская функциональная психология. Бихевиоризм и его основные постулаты. Исследования Э.Л. Торндайка и И.П. Павлова как исходные основания бихевиоризма. Бихевиоризм Дж. Уотсона, вклад Б.Ф. Скиннера в развитие бихевиористских традиций. Основные постулаты гештальтпсихологии. Теория личности К.Левина. Гештальтерапия Ф. Перлза. Необихевиористские теории социального научения. Теория социального научения Дж. Роттера. Теория имитационного научения А.Бандуры. Теория социального обмена Дж. Хоманса. Когнитивная психология и ее постулаты. Теория личностных конструктов Дж. Келли. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Области приложения теории. Теории каузальной атрибуции. Идеи гуманистической психологии как оппозиция психоанализу и бихевиоризму. Становление и основные этапы развития отечественной психологии. Значение зоопсихологии и сравнительной психологии для понимания особенностей развития психики человека. Прикладные аспекты зоопсихологии и сравнительной психологии. Использование знаний о психике и повелении животных в хозяйственной деятельности человека, в психотерапии и развивающей работе с детьми. Врожденное и приобретаемое в индивидуальном развитии поведения животных. Этологическая концепция инстинктивного поведения (К. Лоренц, Н. Тинберген). Внутренние и внешние детерминанты инстинктивного поведения. Мотивация поведения у животных. Врожденное и приобретаемое в индивидуальном развитии поведения животных. Общая характеристика процесса научения у животных. Основные виды научения у животных. Психика и поведение животных, их особенности и взаимосвязь. Проблема зарождения психики. Основные этапы развития психики животных в процессе эволюции и их характеристика. Проблема генетической обусловленности развития психологических признаков (психофена). Методы исследования в психогенетике и их разрешающая способность (генеалогический метод, метод приемных детей, близнецовый метод и его разновидности, статистические методы). Генотип и среда в изменчивости психологических признаков (интеллект, темперамент, движения и сложные поведенческие навыки). Психодиагностика как научная система методов и приемов постановки психологического диагноза. Тестовые и экспертные (клинические) методы. Экспертиза и консультирование как два типа психодиагностических ситуаций. Общие процедуры и правила диагностирования детей, подростков и взрослых. Индивидуальная и групповая психодиагностика. Направления деятельности и задачи психолога-психодиагноста. Тестовые нормы и проверка их репрезентативности. Виды тестовых норм, их статистическое обоснование, стандартные шкалы. Надежность теста, виды надежности. Валидность теста, виды валидности. Классификация психодиагностических методик. Операциональная и предметная классификации. Классификации по форме и содержанию диагностических методик. Место методологии в научных исследованиях. Общая характеристика методологических и теоретических проблем психологии. Что такое психика Философско-методологические позиции в отношении места и роли психических явлений в окружающем мире. Предмет изучения психологии. Различные подходы к пониманию и определению предмета психологии. Психофизиологическая (психофизическая) проблема. Отношения между объектом и образом, образом и деятельностью субъекта, образом и нейрофизиологическими процессами. Редукционизм в психологии. Виды редукционизма. Особенности вне научного и научного познания. Общенаучные методы познания. Индуктивный, гипотетико-дедуктивный и аксиоматический методы получения научных знаний. Эмпирический и теоретический уровни научного познания явлений. Критерии относительной истинности научных теоретических знаний. Характеристика описательных и объяснительных знаний в науке. Явления, феномены, факты, теории. Объяснения квазиобъяснения в естественных и гуманитарных науках: детерминистские и телеологические объяснения, идентификация и интерпретация. Типы объяснений (теорий) в психологии в зависимости от способа их построения. Этапы и функциональная организация психологического исследования: этапы, методы, результаты. Общая характеристика феноменологических, эмпирических и теоретических методов получения знаний о психических явлениях. Проблема законов в психологии. Различные точки зрения на законы в психологии. Характеристика знаково-символических средств. Их роль в научном исследовании. Основные функции знаково-символических средств в научном познании. Использование знаково-символических средств в современной психологии. Основные методологические принципы в отечественной психологии. Принцип детерминизма. Принцип системности. Принцип развития психики в деятельности (принцип единства сознания и деятельности). Принцип развития. Принцип историзма. Проблема детерминации психического развития. Преформированнное и непреформированное развитие. Развитие и созревание Классический ассоцианизм (Д. Локк, Д. Гартли) о роли среды и опыта в развитии. Теория «чистой доски». Роль среды и научения в психическом развитии ребенка. Особенности психического развития. Виды развития (филогенез, онтогенез, функционалгенез). Нормативное и индивидуальное развитие. Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития в онтогенезе (В. Штерн). Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии ребенка В. Штерна. Близнецовый метод в решении вопроса о роли наследственности и среды. Современное состояние проблемы соотношения наследственности и среды, биологического и социального в психике человека. Проблема психического развития ребенка в психоанализе. Теория классического психоанализа З. Фрейда. Психоанализ детства в исследованиях М.Клейн и А.Фрейд. Основные понятия в стадии психосоциального развития в эпигенетической концепции Э. Эриксона. Современные психоаналитики о развитии и воспитании детей(Р. Шпиц, Э. Фромм, К. Бютнер и др). Теория рекапитуляции (Ст. Холл, Гетчинсон, Д. Болдуин). Критика биогенетического подхода к закономерностям психического развития ребенка. Концепция рекапитуляции (Ст. Холл, Д. Болдуин). Проблема связи исторического и индивидуального в развитии. Закон повторяемости форм развития. Критика теории рекапитуляции (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн). Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме. Проблема развития поведения в бихевиоризме и необихевиоризме (Д. Уотсон, Э. Торндайк, К. Халл, Б. Скиннер). Законы научения и законы развития. Роль среды в психическом развитии. Роль деятельности в психическом развитии ребенка. Роль осмысленной предметной деятельности в психическом развитии ребенка. Зависимость развития от содержания и структуры деятельности (А.Н. Леонтьев, C.Л. Рубинштейн). Понятие ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Умственная деятельность как продукт интериоризации внешней предметной деятельности субъекта (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин). Понятие условий психического развития. Проблема развития интеллекта в работах Ж.Пиаже: стадии развития интеллекта ребенка Клинический метод в ранних исследованиях Ж.Пиаже по изучению содержания и формы детской мысли. Эгоцентрическая речь и эгоцентрическое мышление. Критика Л.С. Выготским объяснения эгоцентрической речи детей в работах Ж.Пиаже. Концепция культурно-исторического развития психики человека Л.С. Выготского. Понятие психологического возраста как единицы анализа развития. Структурные и динамические характеристики этапов возрастного развития. Понятие «социальная ситуация развития». Психологические новообразования. Динамика психического развития как чередование стабильных я критических (кризисов) периодов развития. Возрастные кризисы, их характеристика и значение. Понятие высших психических функций. Специфика психического развития человека в онтогенезе. Закон развития высших психических функций и его теоретическое значение. Роль среды в психическом развитии. Проблема возраста и возрастной периодизации в трудах Л. С. Выготского. Роль общения в психическом развитии ребенка. Проблема генезиса и развития форм общения в онтогенезе (М.И. Лисина). Понятие источников психического развития. Формирующая стратегия исследования как альтернатива методу срезов. Связь между пониманием предмета возрастной психологии и методами исследования психического развития. Критерии научности методов исследования: объективность, достоверность, валидность, повторяемость воспроизведения, репрезентативность выборки. Типы исследований: описательное, корреляционное, экспериментальное. Требования к методу наблюдения в возрастной психологии, виды наблюдения. Критика интроспективных, субъективистских методов в возрастной психологии. Методика организации и проведения наблюдения за детьми дошкольного возраста (М.Я Басов). Метод анкетирования, его особенности и значение. Метод беседы. Метод тестов в исследовании развития. Проблема диагностики психического развития в современной психологии. Метод анализа продуктов деятельности. Возможности использования проективных методов в исследовании развития. Эксперимент в возрастной психологии. Констатирующая и формирующая стратегии исследования. Основные формы констатирующего исследования: «продольные» и «поперечные срезы». Лонгитюдный метод. Биографические методы. Сочетание лонгитюдного исследования и «поперечных срезов» как попытка преодоления ограниченности констатирующей стратегии. Проблема дифференциации возрастных и когортных различий. Обучающий эксперимент и его место в возрастной психологии. Основные закономерности психического развития ребенка в младенчестве. Характеристика кризиса новорожденности. Значение эмоционального общения в психическом развитии младенца. Основные новообразования в младенческом возрасте. Кризис первого года жизни. Социальная ситуация психического развития ребенка в раннем возрасте. Влияние дефицита общения на психическое развитие ребенка. Развитие предметно-орудийной деятельности в раннем возрасте. Характеристика умственного развития ребенка раннего возраста. Кризис трех лет. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Теории детской игры. Значение игры для психического развития ребенка. Психологические особенности дошкольника. Развитие личности в дошкольном возрасте. Психологическая готовность к школьному обучению, ее диагностика. Характеристика умственного развития ребенка в дошкольном возрасте. Адаптация к школьному обучению. Учебная деятельность как ведущий тип деятельности младшего школьника. Основные психологические новообразования детей младшего школьного возраста Основные психологические новообразования и ведущий тип деятельности в подростковом возрасте. Развитие самосознания в подростковом возрасте. Роль общения в формировании личности подростка. Психологические особенности подростка. Кризис подросткового возраста. Социальная ситуация развития и ведущий вид деятельности в юности. Основные проблемы и новообразования в юношеском возрасте. Специфика обучения в юношеском возрасте. Профессиональное самоопределение. Юношеский максимализм. Возрастные кризисы взрослости (кризис 30-летия- кризис смысла жизни, кризис 40-летия - кризис середины жизни), их психологический смысл гуманистическая психология; логотерапия;. Специфика самореализации в профессиональной деятельности. Возрастно-психологическая особенность обучения в зрелых возрастах. Биологические и социальные критерии и факторы старения. Основные проблемы, социальная ситуация развитая, ведущая деятельность в пожилом возрасте. Психологическая характеристика долгожителей. Жизненная мудрость. Соотношение развития и обучения. Развивающее обучение. Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Психологические основы проблемного обучения и особенности его применения. Психологическая структура учебной деятельности. Учебные мотивы, учебные цели и задачи, учебные действия и операции, результаты учебной деятельности. Мотивация в учебной деятельности. Возрастные особенности мотивации учения. Пути формирования мотивации учения. Учет закономерностей формирования и развития внимания, восприятия и памяти, при организации учебной деятельности. Учет закономерностей формирования и развития мышления при организации учебной деятельности. Формирование научных понятий. Теория планомерного поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Роль внешней ориентировочной основы действий («карты ООД») в формировании умственных действий. Теория планомерно-поэтапного формирования человеческой деятельности П.Я. Гальперина и перспективы ее развития. Типы учения и их связь с психическим развитием ребенка. Психологическая сущность воспитания (Л.С. Выготский). Закономерности воспитания. Методы воспитания. Структура поступка. Психологическая структура педагогической деятельности. Функции учителя. Профессионально важные качества личности учителя. Педагогическая социальная перцепция. Стили педагогического общения. Учебная деятельность, ее структура, закономерности становления и развития. Роль учебной деятельности в психическом развитии в младшем школьном возрасте. Проблема формирования научного мышления в младшем школьном возрасте. Психологические особенности младшего школьника. Проблема соотношения обучения и развития в трудах Л.С. Выготского. Проблема обучения в развитии ребенка. Понятие «зоны ближайшего развития», его теоретическое и практическое значение. Проблема сензитивных периодов. Учение о системном и смысловом строении сознания. Теоретическое и практическое значение культурно-исторической концепции Л. С. Выготского для возрастной и педагогической психологии. Социальная психология: предмет изучения, основная проблематика. История возникновения и развития социально-психологических идей. Понятие социализации. Институты и этапы социализации. Особенности социализации на различных возрастных этапах. Природа социально-психологических свойств личности. Теория локуса (расположения) контроля и теория каузальной атрибуции в социальной психологии. Понятие социальной установки. Типы установок. Структура установок. Функции аттитюдов. Виды групп. Критериальные признаки малой группы. Общая характеристика труппы как субъекта деятельности. Психологические характеристики больших социальных групп. Психология массового сознания. Понятие конфликта. Типы конфликтов. Теории конфликтов. Исходы конфликта. Прогнозирование конфликтных ситуаций и их исхода. Статус и власть в группе. Конформность как проявление ценностно-нормативных феноменов группы. Понятие общения в психологии. Основные характеристики общения. Виды общения. Общая характеристика коммуникативной, перцептивной, интерактивной стороны общения. Общение как обмен информацией. Функции коммуникации. Общая характеристика вербальных и невербальных средств общения. «Барьеры» в общении и способы их преодоления. Общая характеристика социально-перцептивной стороны общения. Понятие социальной перцепции. Функции и основные механизмы социальной перцепции. Взаимодействия в процессах общения. Общая характеристика интерактивной стороны общения. Понятие аттракции в социальной психологии. Функции аттракции. Факторы, определяющие аттракцию. Общая характеристика феноменов групповой и межгрупповой динамики в межличностных и социальных отношениях. Психологические особенности внутригрупповой и межгрупповой коммуникации. Феномен групповой совместимости. Зависимость характеристик группы от групповой композиции. Феномен ингуппового фаворитизма и аутгрупповой агрессии. Феномен лидерства. Методология социально-психологического исследования: типы исследований, проблема надежности, обоснованности, репрезентативности. Организация социально-психологического исследования. Понятие «эргономика». Анализ эффективности, качества и надежности функционирования эргатической системы. Диагностика уровня профессиональной готовности человека. Профориентация и профконсультация. Формирование и развитие человека как субъекта труда. Трудоспособность и работоспособность. Факторы, обуславливающие работоспособность человека. Закономерности (фазы) изменения работоспособности в процессе труда. Функциональные состояния. Методы исследования и диагностики, используемые в психологии труда. Понятия профессиография, профессиограмма, психограмма профессии. Предмет патопсихологии, ее место в системе наук, практические задачи. Принципы изучения личности в патопсихологии и организации патопсихологического эксперимента (по Б.В.Зейгарник). Нарушения умственной работоспособности, памяти, мышления у лиц с психическими заболеваниями. Методы исследования нарушений психической деятельности при психических заболеваниях. Патопсихологические синдромы. Основные нарушения психической деятельности (познавательной и эмоционально-личностной сферы) на примере какого-либо психического заболевания. Специальная психология как наука, предмет, задачи специальной психологии. Теоретические истоки и основные разделы специальной психологии. Связь специальной психологии с другими науками. Методология и принципы специальной психологии. Понятие адаптации. Соотношение адаптационных и компенсаторных процессов. Понятие психокоррекции нарушенных функций. Понятие дизонтогенеза. Причины дизонтогенеза. Психологические параметры дизонтогенеза (концепция ВЛ. Лебединского). Характеристика основных типов дизонтогенеза. Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития и дизонтогенеза. Проблема компенсации нарушенных функций. Виды компенсации, ее уровни и значение. Цели и содержание преподавания психологии в высшем учебном заведении. Содержание преподавания психологии в школе и его организация. Методы преподавания психологии. Формы преподавания психологии. Методика организации преподавания психологии в школе. Творческая личность. Свойства творческой личности (К.Тейлор, Н.В.Рождественская, Ч.Ломброзо). Стадии и психологические законы саморазвития В.И.Андреева. Возрастные особенности творческой активности (М. Зощенко, И.Я. Перна). Креативность и ее диагностика. Психогенетика креативности. Концепции креативности Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса, М. Воллаха и Н. Когана, С. Медника. «Теория инвестирования Р.Стернберга. Бессознательное и творчество. Этапы творческого процесса (Г.Уоллес, Я.А.Пономарев и П.К.Энгельмейер). Бессознательный этап творчества и интуиция. Предмет и задачи нейропсихологии. Проблема мозговой локализации ВПФ. Высшие психические функции как функциональные системы; теория системной динамической локализации ВПФ (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия). Основные принципы строения и работы головного мозга: 3 структурно-функциональных блока (по А.Р.Лурия); иерархическое строение II и III блоков головного мозга: первичные, вторичные, третичные корковые поля (зоны), их функциональное значение. Психологическое строение ВПФ и их мозговая организация; нарушения ВПФ при локальных поражениях головного мозга (на примере какой-либо ВПФ – восприятия, произвольных движений и действий, речи, памяти, мышления и т.п.). Этносфера земли: племена, этносы, нации. Теория Л.Н. Гумилева о развитии этноса. Антропологическое, конфессиональное и лингвистическое описание этносферы. Личность в этнопсихологии. Концепции базовой и модальной личности. Национальный характер. Ментальность. Национальные характеры народов мира. Проблемы и стадии формирования этнической идентичности. Типы этнической идентичности. Способы поддержания идентичности. Этнические конфликты и их причины. Способы урегулирования. Стадии развития этнических конфликтов. Психологическое воздействие в юридической практике. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве. Криминальная психология как отрасль прикладной юридической психологии. Психологический анализ преступления. Понятие вины. Юридическая ответственность.