Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Вопросы к экзамену по курсу "история зарубежной литературы XIX века (романтизм)"




Скачать 86.11 Kb.
Дата04.06.2017
Размер86.11 Kb.
ТипВопросы к экзамену
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ "ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (РОМАНТИЗМ)"

романо-германское отделение, 2011/2012




  1. Романтизм как культурно-историческое движение. Философские источники, особенности эстетики.

  2. Национальная типология романтических героев.

  3. Эволюция немецкого романтизма. Эстетика иенского и гейдельбергского кружков. Эстетическая позиция Гофмана.

  4. (5) Проблематика и поэтика романа Ф.Шлегеля “Люцинда”.

  5. (4) Многообразие жанров в творчестве Л.Тика. Новелла “Белокурый Экберт”или комедия «Кот в сапогах».

  6. Личность и творчество Новалиса. Символы и аллегории в романе Новалиса “Генрих фон Офтердинген”.

  7. (4) Творчество К.Брентано (“Повесть о славном Каспере и пригожей Аннерль”).

  8. (5) Личность и творчество Ф.Гёльдерлина. Конфликт человека и общества, человека и природы в драме “Смерть Эмпедокла”.

  9. (4) Повесть А.Шамиссо “Удивительная история Петера Шлемиля”. Символический смысл образа тени.

  10. (4) Место Г. фон Клейста в немецком романтизме. Особенности трагического конфликта в новелле “Землетрясение в Чили”.

  11. (5) Тема доверия/недоверия в новелле Клейста “Обручение на Сан-Доминго”.

  12. (4) Нравственная проблематика и социально-политический контекст повести Клейста “Михаэль Кольхаас”.

  13. Трагедия сильной личности в драме Клейста “Пентесилея”.

  14. (5) Тема музыки в ранних новеллах Э.Т.А.Гофмана “Кавалер Глюк” и “Дон Жуан”.

  15. Реальное и фантастическое в новелле Э.Т.А.Гофмана “Золотой горшок”.

  16. (4) “Темная” сторона жизни в новелле Гофмана “Песочный человек”.

  17. Социальная сатира в повести Гофмана “Крошка Цахес, по прозванию Циннобер”. Символический смысл образа Цахеса.

  18. (4) Тема творческой личности в романе Э.Т.А.Гофмана “Житейские воззрения кота Мурра”. Ирония Гофмана.

  19. (5) У.Блейк как поэт-мистик. “Пророческие книги” Блейка (“Бракосочетание Ада и Рая”, “Видения дщерей Альбиона”, “Французская революция”, “Америка” - 2 поэмы на выбор).

  20. Лирический цикл У.Блейка “Песни Невинности и Познания”: тема детства, образы природы, система смысловых оппозиций.

  21. (5) Своеобразие английского романтизма. Эстетика “Озерной школы” в предисловии к “Лирическим балладам”. Творчество У.Вордсворта (лирика: “Терн”, “Последний из стада”, “Строки, написанные на расстоянии нескольких миль от Тинтернского аббатства…”, “Люси”, “Нарциссы”, “Нас семеро”; сонеты; поэмы “Майкл” или “Слабоумный мальчик”).

  22. (4) Особенности творческой манеры С.Т.Колриджа. Проблематика и поэтика поэмы “Сказание о Старом Мореходе” (“Старый моряк”).

  23. (4) Дж.Г.Байрон: личность и судьба. Основные этапы лирического творчества Байрона (“Прощание с Ньюстедским аббатством”, “Ода авторам билля против разрушителей станков”, “Ода Наполеону Бонапарту”,“Прости!”, “Стансы к Августе”, “Тьма”, “Прометей”, “Любовь и смерть”, “В день, когда мне исполнилось 36 лет”; цикл «Еврейские мелодии»).

  24. (4) Образ молодого человека и обрисовка действительности в поэме БайронаПаломничество Чайльд-Гарольда”.

  25. Тип героя, основные сюжетные мотивы и характер конфликта в поэмах Байрона “восточного цикла”: “Гяур”, “Корсар”, “Лара”.

  26. (4) Романтическая трансформация фаустианского образа в драматической поэме Байрона “Манфред”.

  27. (4) Нравственные коллизии и пути их разрешения в мистерии Байрона “Каин”.

  28. Жанровая специфика поэмы Байрона “Дон Жуан”. Образ главного героя.

  29. (5) Основные темы лирики Шелли (“Ода Западному ветру”, “Гимн интеллектуальной красоте”, “Облако”, “Изменчивость”, “Строки”, “Жаворонок”).

  30. (4) Тема борьбы с тиранией и нравственный идеал в творчестве Шелли (трагедия “Ченчи”).

  31. (4) Творческая индивидуальность Джона Китса. Тема Прекрасного в лирике (“По случаю чтения Гомера в переводе Чапмена”, “Кузнечик и сверчок”, “К морю”, “К Спенсеру”, “Два сонета о славе”, “La belle dame sans merci”, “Ода соловью”, “Ода греческой вазе”).

  32. (5) Проблематика поэм Китса “Канун Святой Агнессы”, “Гиперион. Фрагмент”, “Ламия” (2 на выбор).

  33. (5) Романтическая антиутопия в романе Мэри Шелли “Франкенштейн, или Современный Прометей”.

  34. Поэтика исторического романа В.Скотта “Роб Рой”.

  35. (5) Ранний французский романтизм. Творчество Шатобриана. Религиозно-этическая проблематика повести “Атала”.

  36. «Болезнь века» и «мировая скорбь» в повести Шатобриана “Рене”.

  37. (4) Психологическая проза французского романтизма (роман Б.Констана “Адольф”).

  38. (5) Образ главного героя в романе Ш.Нодье “Жан Сбогар”.

  39. (5) Творчество Альфреда де Виньи. Особенности историзма в романе “Сен-Мар”.

  40. (5) Творческая биография Виктора Гюго. Основные лирические сборники Гюго: “Оды и баллады”, “Восточные мотивы”, “Осенние листья”, “Свет и тени”, “Возмездие”, “Созерцания”, “Легенды веков”, “Грозный год”, “Искусство быть дедом”.

  41. (4) Борьба романтизма и классицизма во французском театре 1820-1830-х годов. Романтическая эстетика Гюго в предисловии к драме “Кромвель”. Драматургия Гюго: “Эрнани” или “Рюи Блаз”.

  42. Исторический роман В.Гюго “Собор Парижской богоматери”: символика, система образов, исторические реалии.

  43. (5) Проблематика и романтическая поэтика романа В.Гюго “Отверженные”.

  44. (5) Эволюция героя в романе А. де Мюссе “Исповедь сына века”.

  45. Жанрово-стилевые особенности драматургии А. де Мюссе (“Прихоти Марианны”, “Любовью не шутят”).

  46. Творчество Жорж Санд. Социальные мотивы и психологизм в романе “Индиана”.

  47. Зарождение американской национальной литературы. Своеобразие американского романтизма.

  48. (4) Тема фронтира и образ главного героя в романе Ф.Купера “Пионеры”.

  49. Америка в новеллистике В.Ирвинга (“Рип Ван Винкль”, “Легенда о Сонной Лощине”).

  50. (5) Европа в новеллистике В.Ирвинга (“Жених-призрак”, “Легенда о розе Альгамбры”).

  51. (4) Пуританское прошлое Америки в новеллах Н.Готорна (“Седой заступник”, “Молодой Браун”, “Эндикотт и красный крест”).

  52. (5) Аллегории и символы в новеллистике Н.Готорна (“Эготизм, или Змея в груди”, “Каменный человек”, “Родинка”).

  53. (5) Философские и психологические эксперименты Н.Готорна (“Уэйкфилд”, “Дэвид Суон”).

  54. Проблематика и поэтика романа Н.Готорна “Алая буква”.

  55. (4) Эстетические принципы Эдгара По и их воплощение в его поэзии (“Ворон”, “Аннабель Ли”, “Колокола и колокольчики”, “Улялюм”, “Эльдорадо”, “Линор”).

  56. "Черные" новеллы Э.По (“Падение дома Ашеров”, “Черный кот”, “Колодец и маятник”, “Вильям Вильсон”).

  57. "Логические" новеллы Э.По (“Убийство на улице Морг”, “Похищенное письмо”, “Золотой жук”).

  58. (5) Разновидности юмора в прозе Э.По (“Король Чума”, «Очки», «Черт на колокольне», «Разговор с мумией»)

  59. (4) Философские проблемы в романе Г.Мелвилла “Моби Дик”.

  60. (5) Индейская тема в поэме Г.Лонгфелло “Песнь о Гайавате”.

ПРИМЕЧАНИЯ

60 вопросов разделены на 3 уровня значимости. 20 самых важных выделены в программе полужирным шрифтом. Остальные 40 разделены на 2 равные (также по 20 вопросов) группы, причем обозначение их как соответствующих оценкам 4 и 5 достаточно условно. Составитель полагает, что вопросы, обозначенные цифрой (4) в целом более значимы и/или менее трудны, чем обозначенные цифрой (5), и рекомендует готовить их раньше.

Применительно к курсу действует балльно-рейтинговая система оценки работы студентов. Баллы набираются по результатам текущего контроля (ТК) и итогового контроля (ИК). ТК включает в себя оценки за работу на практических занятиях (32 балла), оценки за 4 зачета по текстам, названия которых в программе подчеркнуты (5 вопросов, 3-балльная система, максимум 15 баллов за каждый, сроки: 12 марта, 2 и 23 апреля, 14 мая); 8 баллов могут быть добавлены по усмотрению преподавателя «за креатив и активность». Всего 100 баллов.

ИК проходит в форме традиционного устного экзамена, максимальная оценка 100 баллов.

91-100 Готовность отвечать на любые два из трех вопросов билета, безупречное знание текстов, полное владение теоретической базой, самостоятельность анализа произведений

81-90 Готовность отвечать на любые два из трех вопросов билета, хорошее знание текстов (не более 1-2 фактических неточностей), владение теоретической базой, точное воспроизведение концепции учебника или лекционных материалов

71-80 Готовность отвечать на два из трех вопросов билета по своему выбору, хорошее знание текстов (не более 2-3 фактических неточностей или упущений), владение теоретической базой, умение дать интерпретацию текста

61-70 Готовность отвечать на два из трех вопросов билета по своему выбору, хорошее знание текстов (не более 1-2 фактических ошибок или упущений, не препятствующих пониманию общей идеи), владение теоретической базой, воспроизведение концепции учебника или лекционных материалов

51-60 Готовность отвечать на один из трех вопросов билета, удовлетворительное знание текстов (не более 2-3 фактических ошибок или упущений, не препятствующих пониманию общей идеи), владение основами теории, точный ответ на три вопроса по программе типа «Перечислите немецких романтиков», «Что написал Байрон?», «Кто написал “Индиану”?»

41-50 Готовность отвечать на один из трех вопросов билета, удовлетворительное знание текстов (не более 2-3 фактических ошибок или упущений, не препятствующих пониманию общей идеи), точный ответ на два вопроса по программе

31-40 Отказ отвечать на вопросы билета, точный ответ на 4 вопроса по программе

21-30 Отказ отвечать на вопросы билета, точный ответ на 3 из 4 вопросов по программе

11-20 Отказ отвечать на вопросы билета, точный ответ на 2 из 4 вопросов по программе

1-10 Отказ отвечать на вопросы билета, точный ответ на 1 из 4 вопросов по программе

С вопросами и за консультациями можно обращаться по адресу mrchernyshov@k66.ru



Некоторые источники редких текстов

Шлегель, Тик, Новалис, Брентано – в сб. “Избранная проза немецких романтиков” в 2-х т.

«Белокурый Экберт»Тика и новелла Брентано также в сб. “Жизнь льется через край” М., 1991; “ХХ веков немецкой литературы”. Т.2. М., 1994

«Кот в сапогах» Тика в сб. «Немецкая романтическая комедия» (есть в б-ке Белинского)

Лирика и некоторые поэмы Блейка, Вордсворта, Колриджа, Байрона, Шелли, Китса, кроме отд. изданий, в сб. “Поэзия английского романтизма XIX века” М., 1975

Поэма Вордсворта “Майкл” – в сб. “Свободной музы приношенье…”; “Слабоумный мальчик” – в ж. “Иностранная литература”, 1992 №8-9



Повесть Шатобриана “Рене” - в сб. “Французская новелла XIX века”, т.1; Атала” - в сб. “Французская романтическая повесть”.

Электронный архив текстов можно скачать по адресу: http://ifolder.ru/28661082

  • Эволюция немецкого романтизма. Эстетика иенского и гейдельбергского кружков. Эстетическая позиция Гофмана.
  • Личность и творчество Новалиса. Символы и аллегории в романе Новалиса “ Генрих фон Офтердинген ”.
  • Трагедия сильной личности в драме Клейста “ Пентесилея ”.
  • Реальное и фантастическое в новелле Э.Т.А.Гофмана “ Золотой горшок ”.
  • Социальная сатира в повести Гофмана “ Крошка Цахес, по прозванию Циннобер ”. Символический смысл образа Цахеса.
  • Лирический цикл У.Блейка “ Песни Невинности и Познания ”: тема детства, образы природы, система смысловых оппозиций.
  • Тип героя, основные сюжетные мотивы и характер конфликта в поэмах Байрона “восточного цикла”: “ Гяур”, “Корсар ”, “Лара”.
  • Жанровая специфика поэмы Байрона “ Дон Жуан ”. Образ главного героя.
  • Поэтика исторического романа В.Скотта “ Роб Рой ”.
  • «Болезнь века» и «мировая скорбь» в повести Шатобриана “ Рене ”.
  • Исторический роман В.Гюго “ Собор Парижской богоматери ”: символика, система образов, исторические реалии.
  • Жанрово-стилевые особенности драматургии А. де Мюссе (“ Прихоти Марианны”, “Любовью не шутят ”).
  • Зарождение американской национальной литературы. Своеобразие американского романтизма.
  • Америка в новеллистике В.Ирвинга (“ Рип Ван Винкль”, “Легенда о Сонной Лощине ”).
  • Проблематика и поэтика романа Н.Готорна “ Алая буква ”.
  • "Черные" новеллы Э.По (“ Падение дома Ашеров”, “Черный кот”, “Колодец и маятник”, “Вильям Вильсон”). "Логические" новеллы Э.По (“
  • Некоторые источники редких текстов