Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Волшебная сила Грига» (по рассказу К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)




Скачать 68.55 Kb.
Дата30.06.2017
Размер68.55 Kb.
ТипРассказ
Внеклассное мероприятие по литературе и музыке

Тема: «Волшебная сила Грига» (по рассказу К.Г. Паустовского

«Корзина с еловыми шишками»).

Цели:

1. Дать представление детям о композиторе, о его особенной музыке.

2. На основе анализа рассказа и прослушанной музыки показать силу искусства.

3. Воспитывать чувство прекрасного.

4. Приобщить детей к миру музыки.
Оборудование: 1. Портреты К.Г.Паустовского и Э.Грига.

2. Фортепиано.

3. Книги писателя.
Цели учителя литературы:

1. Познакомить учащихся с рассказами, раскрыть смысл произведения.

2. Раскрыть бескорыстность, красоту поступка композитора.

3.Воздействовать на детей силами искусства.


Цели учителя музыки:

1. Ознакомить детей с личностью композитора.

2. Показать тесную связь литературы и музыки.

3. Создать настроение удивительного мира.

4. Развивать у детей чувство красоты, ощущение целостности мира.
Ход урока.

I. Сообщение цели и задач урока.

Учитель литературы.

Сегодня мы продолжаем изучение творчества К.Г.Паустовского. Мы поговорим о рассказе писателя «Корзина с еловыми шишками», о героине рассказа, о смысле произведения.

Вы прослушаете рассказ в сопровождении музыки норвежского композитора Э.Грига.

Учитель музыки.

Я познакомлю вас с личностью композитора, с отдельными рассказами из его биографии. Вы узнаете, какие музыкальные произведения были написаны композитором, услышите об особенностях характера музыки Э.Грига. На этом уроке вы поймёте, что искусство развивает в человеке способность видеть красоту жизни, природы, мира.


II. Учитель музыки.

Рассказ о композиторе Э.Григе.



План.

  1. Творчество Э.Грига неотделимо от его родины.

  2. Тонкий лиризм, поэтичность сочинений Э.Грига.

  3. Норвежская природа и картинки народной жизни в произведениях композитора.

  4. О Э.Григе-человеке.

  5. Композиторское мастерство.

  6. Композитор Э.Григ-романтик.

  7. «Волшебник Григ».

  8. Торжество дара искусства.


III. Учитель литературы.

Беседа по рассказу К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ?
IV. Учитель литературы и учитель музыки.

Чтение начала рассказа на фоне музыки.

(Со слов: «Композитор Эдвард Григ…» до слов: «…от птичьего свиста» )
- В описании осени на что обращает внимание автор? Нравится ли ему осень?

- Именно в прекрасном горном лесу замечательным осенним деньком встретились композитор Эдвард Григ и маленькая дочь лесника Дагни Петерсен. Что, прежде всего, привлекло его в этой девочке?

- А как вы думаете, почему Григу захотелось посвятить музыку Дагни?

- Когда девочка приглашает композитора к себе домой, она рассказывает о том, что у них есть вышитая скатерть, рыжий кот и стеклянная лодка. Почему она вспомнила именно о них.

- Что представляет собой квартира Грига?

- Какие ещё звуки жили в доме Грига?


V. Чтение отрывка учителем литературы.

(Со слов: «Рояль мог петь обо всём…» до слов: «…вдруг сразу смолкли.»).


VI. Исполнение учителем музыки сочинения Э.Грига.
VII. Учитель литературы.

- О чём же была музыкальная пьеса, посвящённая Дагни? Что представлял себе Григ, когда писал свою музыку?

- С чем композитор сравнивал Дагни?

- Вам понравились эти сравнения?

- Какое из них вам показалось наиболее ярким и почему?

«У тебя на сердце расцвёл белый цветок…»-говорит о Дагни Григ.

- Почему именно этот цвет встречается так часто при описании Дагни?

- Какой вы представляете себе музыку, посвящённую Дагни?

- Помните, кто были самыми любимыми слушателями Грига?

- Что мы узнаём о Магде и её муже?

- А помните о необычайном развлечении Нильса? О загадочной комнате Магды?

- Случайно ли, то, что Дагни увлеклась театром? Почему она плакала после спектаклей? Как к этому относились Магда и её муж?

- Что Нильс говорил музыке? Как вы понимаете эти слова? Почему Магда звала своего мужа «чердачным философом»?

- На кого была похожа Дагни, по словам Нильса?

- А увертюра – это вступление к музыкальному произведению. Так почему Нильс употребляет такое сравнение?

- А с кем Нильс сравнивает Магду и почему?

- Как, по-вашему, случайно ли автору приходится устроить концерт, на который собиралась Дагни, в июне, в пору белых ночей? Помните, как она оделась на концерт и почему?

- Давайте прочитаем, как Дагни слушала пьесу, посвящённую ей. Что скажете?
VIII. Учитель литературы читает отрывок на фоне исполнения музыки учителем.

(Со слов: «Сначала она ничего не слышала…»

До слов: «…загремели аплодисменты»).
IX. Учитель литературы.

- Что же удалось передать Григу в музыке? Почему она так взволновала девушку?

- Только ли воспоминания?

- Как вы думаете за какую «щедрость» Дагни хотела поблагодарить Грига?

- Послушаем вместе заключительные строки рассказа.

(«Дагни шла по пустынным улицам. Нильс, стоящий поодаль, услышал её смех и пошёл домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что её жизнь не пройдёт даром»).

- Как вы думаете, за что любила жизнь Дагни?

- Почему Нильс, а вместе с ним и писатель решили, что жизнь Дагни не пропадёт даром?
X. Учитель литературы.
Вывод:

Замечательный американский писатель Эрнест Хемингуэй сказал как-то: «Все хорошие книги сходны в одном, - когда вы дочитываете до конца, вам кажется, что всё это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останется: хорошее или плохое, восторги, печали или сожаления, люди и места…».

- А что осталось у нас в душе после того, как мы прочитали, обсудили этот рассказ?
XI. Учитель музыки.

- Каково значение музыки в жизни человека?

- Что вы узнали о композиторе и его музыке?
Вывод:

Эдвард Григ был романтиком и его эстетика и этика зиждятся на вере в незыблемость добра и справедливости, уверенности в том, что равновесие и гармония, даже грубо нарушенные, обязательно восстановятся.

Музыка была для Грига средством выразить свою прекрасную душу – яркую и ранимую.

Окрылённая благодарная душа способна совершить чудо. Музыка, посвящённая дочери лесника Дагни Петерсен, прозвучала спустя десять лет после их единственной встречи, когда Грига уже не было в живых, утверждая бессмертие души и победу «того прекрасного, чем должен жить человек». И в этой победе – торжество великого Божьего дара – дара искусства, зовущего за собой «в ту страну, где никакие горести не смогли охладить любви, где никто не отнимает друг у друга счастья…»



- Звучит концерт Э.Грига для фортепиано с оркестром.
XII. Оценки за урок.
XIII. Домашнее задание.

  1. Нарисовать портрет Дагни, иллюстрацию крассказу.

  2. Прочитать повесть «Золотая роза» К.Г.Паустовского.


P.S. На уроке прозвучала музыка, были исполнены фортепианные сочинения Э.Грига, а также прозвучал фрагмент концерта для фортепиано с оркестром (грамзапись).

  • Оборудование
  • Ход урока. I . Сообщение цели и задач урока.
  • II. Учитель музыки.
  • III . Учитель литературы.
  • V . Чтение отрывка учителем литературы.
  • VIII . Учитель литературы читает отрывок на фоне исполнения музыки учителем.
  • X . Учитель литературы. Вывод
  • XI . Учитель музыки.
  • XII . Оценки за урок. XIII. Домашнее задание.
  • P . S .