Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Вокальные циклы Бенджамина Бриттена: мир поэтических образов и его музыкальная интерпретация




Скачать 351.54 Kb.
страница1/2
Дата02.07.2017
Размер351.54 Kb.
ТипАвтореферат диссертации
  1   2
На правах рукописи Василенко Анастасия Андреевна Вокальные циклы Бенджамина Бриттена: мир поэтических образов и его музыкальная интерпретация Специальность 17.00.02 Музыкальное искусство Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения Москва − 2012 Работа выполнена в Российской академии музыки имени Гнесиных Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент Раку Марина Григорьевна Официальные оппоненты: Гервер Лариса Львовна доктор искусствоведения, профессор, РАМ им. Гнесиных, кафедра аналитического музыкознания Карачевская Мария Алексеевна кандидат искусствоведения, Архив Д.Д. Шостаковича, научный сотрудник Ведущая организация: Нижегородская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки Защита состоится 11 декабря 2012 года в 15 ч. на заседании диссертационного совета Д 210.012.01 при Российской академии музыки им. Гнесиных (121069, Москва, ул. Поварская, д. 3036). С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии музыки им. Гнесиных. Автореферат разослан «____» ____________________2012 г. Ученый секретарь диссертационного совета Пилипенко Нина Владимировна ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Творчество Бенджамина Бриттена (1913-1976) принадлежит к одной из наиболее значительных страниц истории музыки ХХ века. Это композитор, природу творчества которого определяют две главные константы: поэзия и музыка, чье искусство неразрывно связано со словом. «Слово» так или иначе организует пространство многих жанровых областей наследия английского автора. И хотя в истории музыки он более известен как оперный композитор, совершенно не случайным выглядит тот факт, что одной из важнейших составляющих его творчества, наряду с оперой, являются вокальные сочинения, и, в частности, вокальные циклы. В основе вокальных сочинений Бриттена – самые разнообразные поэтические источники. Диапазон текстов, к которым обращается композитор, огромен: он простирается от средневековых анонимных песен и фольклорных песенок-загадок до современной ему драматургии, географически охватывая Англию, Францию, Германию, Китай и даже Россию. Соответственно, значительны стилевая и образная сферы текстов. Основная для Бриттена проблематика – нравственного порядка: духовная составляющая личности, трагедия бытия, мироощущение героя, попытки обрести утраченное равновесие или осмыслить процессы, происходящие в мире. Решения различны – либо предельно личностны, субъективны, либо, напротив, объективны, но всегда создают определенную модель мира. Вопросы взаимодействия текста и музыки, параллелей с событиями современности, оказываются весьма существенными по отношению к его вокальным произведениям. Сложившаяся проблемная ситуация заключается в том, что такая ценная часть музыки ХХ века до сих пор не стала предметом специального рассмотрения. Цель предлагаемого исследования: впервые проанализировать весь корпус вокальных циклов Бриттена в совокупности их вербальной и музыкальной специфики. В связи с этим возникли следующие задачи: анализ дневников и писем композитора с целью выявления биографических факторов его художественного становления и особенностей мировоззрения; анализ поэтических текстов, взятых за основу Бриттеном, выявление особенностей их поэтики; исследование взаимодействия вербальной и музыкальной составляющей циклов; комплексный анализ композиции и драматургии вокальных циклов; наблюдения над особенностями музыкального языка и стиля композитора в камерной вокальной музыке, в том числе анализ отдельных выразительных средств, таких как вокальная мелодика, гармонические, фактурные и жанровые особенности, оркестровое письмо в контексте эволюции его мышления. Объектом исследования стали вокальные циклы Бриттена. Его предмет – особенности музыкального воплощения избранных композитором поэтических образов. Материал диссертации включает в себя двадцать два вокальных цикла Б. Бриттена. Важным источником послужило эпистолярное наследие композитора. На защиту выносятся следующие положения: 1. Вокальные циклы Бриттена воплощают круг масштабных философских проблем, отражающих важнейшие мировоззренческие и эстетические константы мышления английского композитора в той же степени, что и его произведения крупной формы. 2. Впервые в истории английской музыки обратившись к жанру вокального цикла, Бриттен восполнил существовавший в музыкальной культуре Англии пробел «эпохи молчания», органично вписав романтический по своему происхождению жанр в панораму музыкальных и культурных явлений всего ХХ столетия. 3. Поэтические интересы Бриттена, отразившиеся в его вокальных циклах, демонстрируют его способность откликаться на различные литературные стили (средневековья, барокко, классицизма, романтизма, реализма, символизма), стремление к созданию целостного поэтического метатекста, или «бриттеновского поэтического текста»1. 4. Разнообразие бриттеновских циклов сводится к шести основным группам, совмещающим особенности поэтического текста и его музыкальной интерпретации. 5. Для музыкальной стилистики вокальных циклов характерна органичная ассимиляция моделей разных жанров и эпох, порой образующих «стилистический контрапункт» к поэтическому тексту. «Классичность» мышления Бриттена часто приводит к использованию им различных стилистических неотенденций. Методологическая основа исследования. Для решения поставленных задач был использован подход, предполагающий сочетание герменевтического и сравнительно-исторического (компаративного) методов со структурно-типологическим. Выбор темы предопределил, также, приоритет междисциплинарного подхода (с ориентиром на музыкально-теоретические и лингвистические методы). В связи с задачами исследования возникла необходимость создания представлений о поэтике или художественном мире произведения как вида искусства. Понимание задач поэтики потребовало осмысления накопленного в этой области теоретического потенциала как литературного, так и музыкального знания. Из обширного корпуса работ по исторической и теоретической поэтике2 особую важность для данного исследования приобрели труды С.Н. Бройтмана, А.Н. Веселовского, М.Л. Гаспарова, В.М. Жирмунского, Б.В. Томашевского. Основополагающим стал взгляд на поэтику как «науку о системе средств выражения» и «о художественном использовании средств языка» (М.Л. Гаспаров)3. Н.С. Гуляницкая пишет, что «общее определение поэтики как системы эстетических средств…вполне соответствует музыкальной поэтике»4. Ракурс исследования обусловил обращение к методу семантического анализа и предполагает выявление роли средств выразительности в связи с музыкальным содержанием. В работе использована методология семантического анализа музыки, сложившаяся в работах М. Арановского, И. Барсовой, М. Раку, Е. Чигаревой. В анализе поэтических текстов были использованы методологические принципы следующих исследователей: Н. Балашова, Н. Берковского, М. Гаспарова, В. Жирмунского, А. Квятковского, Б. Томашевского, Е. Эткинда и др. Среди музыковедческих исследований, посвященных проблемам взаимодействия слова и музыки, назовем работы М. Арановского, Б. Асафьева, Л. Гервер, Н. Гуляницкой, Е. Дурандиной, А. Крыловой, Л. Мазеля, Е. Ручьевской, И. Степановой, В. Холоповой, Б. Яворского и др., а также статьи из энциклопедических изданий и учебных пособий5. Теория анализа музыкальных жанров опирается на исследования таких музыковедов, как М. Арановский, Е. Назайкинский, О. Соколов, А. Сохор, В. Цуккерман и др. Степень разработанности проблемы. Изучение биографии и творчества Бриттена в англоязычной науке ведется системно и последовательно на протяжении долгого времени. Первые работы появились в Англии еще в конце 40-х – начале 50-х годов ХХ столетия, однако расцвет бриттеноведения приходится на 80-е и 90-е годы. В академическом стиле написаны монографии Э. Уайта, М. Кеннеди, М. Оливера, П. Эванса6, в жанре «биографии» – Х. Карпентера7. Проблемный ракурс (анализ музыкального языка, вопросы «произнесения» английского текста, ориентальные влияния в творчестве композитора) преобладает в крупных исследованиях Ф. Руппрехта8, М. Кука9 и др. Центральной темой стал оперный театр композитора, которому посвящены многочисленные диссертации, статьи и брошюры (представленные, в частности, в кембриджских сериях10 и сборнике статей Britten companion). В 60-е годы появляются заметки о вокальной музыке композитора. Однако одним из первых значимых обращений к проблематике вокального творчества Бриттена является блок статей в Britten companion (1984)11. Диссертационных англоязычных исследований, посвященных вокальным жанрам композитора, или шире – жанрам со словом – значительно больше. Часто выбираемые ракурсы: взаимоотношения слова и музыки в конкретном цикле12, параллели между эстетикой Бриттена и Одена13, исполнительско-теоретический анализ сочинений14 и др. На сегодняшний день единственной работой, содержащей обзор вокальных сочинений композитора, является книга Г. Джонсона15 «Голос и фортепиано. Лекции о вокальной музыке Б. Бриттена» (2003). Это достаточно серьезное издание несет на себе, однако, черты просветительского типа, ставящего своей целью знакомство широкого слушателя с вокальными сочинениями Бриттена с участием фортепиано. Отечественное музыкознание выдвинуло признанного специалиста по творчеству Бриттена в лице Л.Г. Ковнацкой (автора двух диссертаций и множества статей об английском музыканте). Ее монография 1974 года остается крупнейшим исследованием на русском языке, посвященном композитору. Другие русскоязычные музыковеды редко обращаются к этому имени. В качестве исключения назовем диссертацию (1996) и статьи Е. Левиной, монографическую брошюру А. Таурагиса (1965), а также публикации Е. Лучиной (2004) и Е. Подгорной (1979) и некоторые другие. Развернутого целостного музыковедческого исследования, посвященного всем работам композитора в жанре вокального цикла, до сих пор не появилось. Научная новизна диссертации определяется как материалом, так и ракурсом исследования: впервые был проанализирован весь корпус вербальных текстов вокальных циклов Бриттена и охарактеризован мир поэтических образов этих сочинений; введен в научный аппарат термин «бриттеновский поэтический текст», обозначающий совокупность отобранных композитором вербальных текстов, объединенных особыми темами и стилистическими чертами; последовательно восстановлена история обращения к жанру вокального цикла на основе дневников и писем композитора; проанализирован музыкальный текст циклов с точки зрения интерпретации вербальной составляющей; подробно исследованы композиционные, структурные и стилистические принципы вокальных циклов Бриттена; раскрыт аспект воплощения неотенденций в вокальной музыке композитора; впервые предложено разделение вокальных циклов на группы с учетом вербальной и музыкальной специфики. Все вышеизложенное заполняет существующие пробелы и в обрисовке творческого облика Б. Бриттена, и в истории вокальных жанров, что определяет актуальность предложенной темы. Практическое значение. Материалы и результаты данного исследования могут послужить источником информации в исполнительской практике, могут быть использованы в вузовских учебных курсах истории зарубежной музыки, факультативных курсах истории камерной вокальной музыки, составить основу дальнейших научных исследований. Апробация работы. Работа неоднократно обсуждалась на кафедре истории музыки РАМ им. Гнесиных. Ее материалы использованы в курсах «История зарубежной музыки» и «Истории камерной вокальной музыки», прочитанных автором в Воронежской государственной академии искусств. Основные положения исследования были отражены и изложены в ряде публикаций (см. автореферат, С. 27), а также в выступлениях на научных конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция «Болховитиновские чтения» (Воронеж, ВГАИ, ноябрь 2007, 2011); заочная международная научно-практическая конференция «Искусство и педагогика в социокультурном контексте: образование, наука, творчество» (Воронеж, ВГПУ, май 2011); Всероссийская конференция «Ночь-4: новые культурологические исследования» (Москва, Государственный институт искусствознания, ноябрь 2011). Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, библиографического списка и Приложения. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во Введении обоснованы актуальность и новизна темы диссертации, сформулированы цель, задачи и методы исследования, дан обзор литературы, посвященной творчеству Б. Бриттена. Глава I. Бриттен как читатель и интерпретатор мировой поэзии Принятая периодизация творчества Бриттена чаще ориентирована на оперные произведения. Его вокальные циклы постоянно взаимодействовали с этим жанровым направлением, хотя и появлялись иногда вне зависимости от него. Становление особой жанровой ветви – вокальных циклов – связано с интересным процессом кристаллизации поэтических и мировоззренческих пристрастий их автора. Композитор включил в свое вокальное наследие тексты самых разных авторов. Объединяющей их константой является явная или завуалированная связь с романтическим мировосприятием, что в принципе характерно для многих направлений рубежа XIX-ХХ и начала ХХ века. Подобно величайшим композиторам-романтикам XIX века, Бриттена отличает глубочайшее единение с поэзией и поэтами. Фактически, идентифицируя себя с создателями поэтического слова, он сам конструирует из их текстов «поэмы», объединяя в свои циклы стихотворения одного автора разных лет, или же создавая целые поэтические антологии в своих вокальных сочинениях. Весьма интересен принцип отбора, которому следует композитор: его можно охарактеризовать как стремление к созданию единого образного спектра текстов, принадлежащих порой разным стилям, странам и эпохам. Средневековье представлено анонимными английскими авторами XV века и произведениями китайских поэтов. Возрождение и английское барокко связаны с творчеством англоязычных поэтов У. Шекспира, Дж. Донна, Т. Мильтона и Б. Джонсона, а также их младшего современника Т. Рэндолфа, и старшего – Р. Грина, итальянское Возрождение – с Микеланджело. Классическая эпоха представлена поэзией ярчайшего автора русского «золотого века» А.С. Пушкина. Романтизм – именами У. Блейка, А. Теннисона, Дж. Китса, П. Шелли, Р. Бёрнса, С. Кольриджа, Ф. Гёльдерлина и др. Наследием Т. Гарди представлено реалистическое или «натуралистическое» направление в английской литературе. Современная автору поэзия представлена стихотворениями У.Х. Одена и его младшего собрата У. Оуэна. Обращаясь к творчеству А. Рембо, композитор единственный раз непосредственно соприкасается с поэтикой символизма. §1. Творческое становление: 30-е годы. К числу ранних сочинений композитора нужно отнести два цикла, не отмеченных опусами – Четыре французские песни (1928) и «Зуб за зуб» (1920-1930). Музыковеды не единодушны в оценке их художественной ценности и значения для становления творческого почерка композитора. Превалирует точка зрения, согласно которой драматургические и стилистические константы вокального Бриттена начали формироваться в двух ранних сочинениях, написанных на слова поэта У.Х. Одена: «Наши отцы – охотники» (1936) и «На этом острове» (1937). Тридцатые годы ХХ столетия для Бриттена – то время, когда определяется круг его художественных и культурных интересов, формируются эстетические взгляды. Важным этапом этого процесса стала дружба с У.Х. Оденом, одним из талантливых представителей новой оксфордской школы (Ст. Спендер, С.Д. Льюис), чье поэтическое творчество резонировало импульсам времени. Безусловно, внимание к трагическому осознанию проблем, окружающих человека в эту эпоху, сроднило авторов. Уже раннему композиторскому мышлению присуще погружение в идиостиль поэта, к которому он обращается. Это качество станет одним из самых показательных в бриттеновской поэтике в зрелый и поздний периоды творческой деятельности. Впервые оно проявляется в работе с «оденовским» текстом. Завершает панораму 30-х годов цикл «Озарения» (1939), в котором композитор обращается к французской символистской лирике. Подвели итоги и открыли путь к новому этапу «Семь сонетов Микеланджело» (1940). Поэзия Микеланджело стала основой для первого в наследии композитора вокального опуса, написанного специально для блестящего вокалиста, друга и в дальнейшем спутника всей жизни Бриттена, Питера Пирса. Именно это сочинение открыло серию совместных работ певца и композитора, столь значимых в истории английской и европейской вокальной музыки. Необходимо отметить, что, несмотря на внешнюю броскость выразительных поэтических и музыкальных средств, в ранний период творчества у Бриттена появятся фактически все основные темы и образы. §2. Достижение зрелости: 40-50-е годы. Вокальные сочинения этого периода по характерным особенностям поэтических текстов условно можно разделить на четыре большие группы. К первой отнесем антологические циклы на слова английских поэтов-романтиков («Серенада», «Очарование колыбельных», «Ноктюрн»); ко второй – три кантикля; к третьей – английские «неромантические» циклы («Святые сонеты Дж. Донна», «Зимние слова»), наконец, к четвертой – циклы на тексты неанглоязычных поэтов («Китайские песни», «Шесть фрагментов Гёльдерлина»). Особенность мышления композитора на данном этапе – поиск идеального несуществующего гармоничного мира, который Бриттен обретает в лирике разных эпох. К подобному внутреннему сюжету в исследуемый период тяготеют циклы «Серенада», «Святые сонеты Дж. Донна», «Китайские песни», «Ноктюрн», «Шесть фрагментов Гёльдерлина». Стилистически и в образном отношении особняком стоят лишь «Зимние слова». Открыла новую «вокальную» страницу «Серенада» (1943), написанная по возвращении из Америки, незадолго до окончания «Питера Граймса» Следующими после «Серенады» стали «Святые сонеты Джона Донна» (1945). С этого момента в вокальных сочинениях на первый план выступает идея божественного как воплощение нравственной основы, которая утеряна современниками композитора. Возможно, потому в следующей своей работе Бриттен обратился к жанру, не используемому им ранее, – Кантиклю, связанному с текстами религиозного содержания (как и святые сонеты). Заметим, что в период 40-50-х годов композитором были написаны три опуса подобного рода (из пяти), что свидетельствует о серьезной увлеченности этим жанром. Первый кантикль Б. Бриттена «Мой возлюбленный принадлежит мне, а я – ему», (1947), написан на слова религиозного поэта Ф. Куорлза. Второй кантикль, «Абраам и Исаак,(1952) имел в основе текст средневекового миракля, был создан между операми «Билли Бадд» и «Глориана», специально для песенного фестиваля в Олдборо. Для Третьего кантикля «Тихо падает дождь» (1954) композитор выбрал поэзию Эдит Ситуэлл (1887-1964) – английской поэтессы и литературного критика. Этот кантикль стал своеобразным эпилогом к «Повороту винта» – он был завершен спустя три месяца после премьеры оперы. Возвращением к антологическому принципу отмечена работа композитора «Очарование колыбельных», слова Блейка, Бёрнса, Грина, Рэндолфа, Филиппа, (1947), появившаяся вскоре после Первого кантикля. После Второго был закончен цикл «Зимние слова» (1953). В 1957 году, после поездки по Восточной Азии и создания балета «Принц Пагод» (1956), композитора заинтересовала поэзия Китая. Результатом этого увлечения стал вокальный цикл «Китайские песни» (1957), написанный для солиста и гитары. Выбор такого нетривиального состава обусловлен дружбой Бриттена с гитаристом Джулианом Бримом. Последние две работы этого периода венчают органично две линии: первый из циклов продолжает «антологическую», второй – линию «неанглийских» текстов в творчестве. Оба сочинения датированы 1958 годом, первое из них – «Ноктюрн», слова Шелли, Теннисона, Кольриджа, Мидлтона, Вордсворта, Оуэна, Китса, Шекспира, второе – «Шесть фрагментов Гёльдерлина». Этот период творчества является самым значительным, поскольку именно тогда Бриттену удалось осуществить свои наиболее масштабные музыкальные замыслы. §3. Итоги пути: 60-70-е годы. Пауза между зрелым и поздним периодами продлилась почти семь лет. Вокальными циклами, обозначившими начало нового этапа стали «Песни и пословицы У. Блейка» (1965) и «Эхо поэта» на слова А.С. Пушкина, (1965), написанные во время посещения Бриттеном и Пирсом четы Ростроповича-Вишневской в России и Армении. После четырехлетнего перерыва появились песни «Кто эти дети» (1969) на тексты двенадцати стихотворений шотландского поэта Уильяма Сотера. В этот период композитор вновь обратился к всегда привлекавшему его миру детства. Это выразилось, в частности, в редактировании его собственных юношеских сочинений, которые получили название «Зуб за Зуб» (на слова У. де ла Мара). Следующими двумя вокальными опусами стали IV и V кантикли, объединенные как временем написания, так и поэзией одного автора: IV «Путешествие волхвов» (1971), V – «Смерть святого Нарцисса» (1974), в обоих случаях слова Т.С. Элиота, английского поэта американского происхождения, одного из «мэтров» модернизма. Содержание произведений Элиота перекликается с самыми значительными и характерными явлениями современности. Бриттена в его поэзии привлекла особая нота: выражение скорби о гибели человечности и всего духовного в современном мире. Последней работой композитора в жанре вокального цикла стало сочинение «Подарок на счастье» (1975), на слова Р. Бёрнса. Подведем итоги: начав свой путь с обращения к явно социализированной поэзии Одена, Бриттен постепенно отбирал те сюжеты и мотивы, которые максимально соответствовали его художественной личности, хотя основной тематический спектр сочинений был неизменным, приобретая лишь разные грани благодаря лирике разных стран и эпох. Глава II. Мир поэтических образов вокальных циклов § 1. Система поэтических тем, образов и мотивов. Задавшись вопросом, существуют ли некие смысловые объединяющие начала, характерные для всех стихотворений, мы выявили некую повторяемость отдельных элементов этой системы. Скажем, что есть темы, представленные с оппозициями, и есть те, в которых второй член оппозиции обнаружить не удалось. К числу константных тем можем отнести следующие: Художник Общество, Реальное Иллюзорное, Ночь Сон, Божественное, Детство. На наш взгляд, определяющими являются две антиномии: Художник Общество и Реальное Иллюзорное, все остальные семантические поля так или иначе попадают в спектр этих двух. Таким образом, данное перечисление отражает иерархию характерных для Бриттена тем в художественном мире его вокальных циклов. Общество, в котором существует герой, является страшной реальностью, из нее он стремится уйти в мир иллюзорный. Однако иллюзорное, часто сопряженное с ночным восприятием мира, дает ему возможность в виде разного рода снов, в которых приходят озарения, видения, предчувствия увидеть свою эпоху в ее подлинном жутком обличье. Парадокс мышления композитора в том, что такое иллюзорное, открывшееся его персонажу, становится более подлинным, чем окружающая его действительность. Художник. Этим понятием мы обобщаем целую группу образов героев, которые наделены особенным восприятием мира. Герои такого типа появляются в творчестве композитора уже в ранний период. В цикле «Наши отцы – охотники» это беспристрастный рассказчик; в цикле «На этом острове» – безымянный свидетель разложения лживого общества. На качественно новом уровне этот герой появляется в «Озарениях». «Только у меня есть ключ от этого дикого празднества!», – кричит он в упоении, чувствуя, что остальные не могут дотянуться до его «ясновидения» (термин Рембо). В цикле на слова Микеланджело этот персонаж – творец, бесконечно стремящийся к прекрасному: «с прекрасным жаждет слиться дух мой» (Сонет XVI), в других «Сонетах», на слова Дж. Донна – герой, осознающий всю тяжесть грехов мира. Это музыкант из «Китайских песен» со своей старой лютней: «Я не отказываюсь играть, но люди не будут слушать…» (№ 2) и поэт, чьему гласу «нет отзыва» из цикла на слова А.С. Пушкина «Эхо поэта». Общество. Окружающий героя социум наделен приметами бездуховности, разложения, утраты всех моральных и нравственных ценностей. В ранний период творчества эта тема имеет «реалистическое» воплощение благодаря поэзии У. Х. Одена. Такое общество разрушает героя, им верховодят те, кто «командует крысами» (№ 2 из цикла «Наши отцы – охотники»); жестокие убийцы, танцующие «Танец смерти» (№ 4 там же), или продажные подлецы, игроки в мире, где «Соловей нем, и ангел – не придет» (№ 2 из цикла «На этом острове»), где «всюду – грязь и ложь, а ты живешь и пьешь, как в сплошном тумане» (№ 5 там же). В 1930-е годы тема общества включает в себя новые мотивы, в частности, мотив города (в «Озарениях»), и всегда город обладает разрушительной для человека силой. В 1940–50-е ее раскрытие выходит на иной уровень. Бриттен выбирает такие тексты, в которых мотив обличения современного общества читается между строк. Это жалобы матери на бедность, нищету и жалкое будущее ее ребенка («Очарование колыбельных»); это кровь Христа, символизирующая бездуховность мира, в кантиклях; это страшные пророчества, которыми внушает человечеству страх герой «Серенады» и «Ноктюрна». В поздний период обращения к вокальному циклу тема общества достигает своей трагической вершины. Город – место, где «я вижу нищету кругом, я вижу горестные лица» («Песни и пословицы У. Блейка, № 1). В пушкинском цикле общество полно «полуглупцов, полуневежд»; страшный мир войны и насилия, убийства и смерти видится глазами детей в цикле «Кто эти дети»: «Смерть идет и разрушает города» (№ 6), «кровь детей смотрит на нас» (№ 11). В этот семантический ареал включается образ толпы как чего-то, противостоящего герою: рыночная площадь и толпа стихотворений Гёльдерлина, продажный мир и толпа цикла «На этом острове», дикая толпа городов в «Озарениях». Реальное во всех исследуемых циклах представлено следующей лексикой: отчаяние, грех, страдание, боль, зима, осень и др. Герой циклов «На этом острове», «Озарения» видит современный ему реальный мир как дисгармоничный хаос, катастрофу, а в «Шести фрагментах Гёльдерлина» реальное – это мрачная зимняя или осенняя безнадежность настоящего. Герои циклов «Песни и пословицы У. Блейка» и «Зимних слов» наблюдают современную им Англию как сплетение греха, отчаяния, нищеты, скорби. Наконец, в цикле «Эхо поэта» реальность – это молчащее в ответ на голос художника бездуховное общество. Ощущение, которое постоянно сопутствует герою, — одиночество. Потому самой распространенной мотивацией его поступков или мыслей является стремление уйти в мир иллюзорный. Иллюзорное у Бриттена амбивалентно. Эта двойственность сложна: с одной стороны, иллюзорное – это то, чего не существует в настоящем; романтический мир мечты, грезы, почти всегда в этом случае – мир прошлого. С другой стороны, иллюзорное, сопряженное с ночью и  или сном, по-настоящему реально. Именно эти моменты являются ключевыми в понимании концепции композитора: время, когда открываются границы между этим и тем миром, и герою являются призраки или пророческие откровения, в которых чаще всего раскрываются духовные катастрофы ХХ столетия. Подобные примеры мы встречаем в циклах «Серенада» (№ 4, Погребальная песнь), «Ноктюрн» (№ 5, Прелюдия Вордсворта), «Озарения» (Города). Так герой постигает подлинный разрушительный и греховный характер общества, в котором он живет. Приметой иллюзорного мира, где герой может спрятаться от страданий, является мотив острова (например, в цикле «На этом острове») – красивого, спокойного, неприступного, закрытого от волн и ждущего своего путника. Но тот может лишь издалека грезить о нем. Герой часто находится в поиске этого идеального несуществующего мира. Но в отличие от романтических персонажей, он спокойно и отстраненно принимает тот факт, что мира этого найти не может. Ночь и Сон. Генеральная оппозиция реального и иллюзорного включает в себя как наиболее распространенные тему Ночи и Сна. Представляя собой очень важное семантическое поле, ночь у Бриттена трактована весьма отлично от сложившейся в музыке традиции: она никогда не связана со столь популярным любовным мотивом, никогда не соотносится со сферой таинственной фантастики. В ранний период творчества ночь представала интуитивным временем свободы, когда снималась проблема правильного неправильного, актуальная для композитора ввиду определявшейся психофизической специфики его личности, затем она стала квинтэссенцией смысла творчества, поскольку именно с ней сопряжены все главные откровения музыканта в жанре вокального цикла. Проследив метаморфозы, которые претерпевает тема ночи в процессе эволюции творчества Бриттена, мы можем выделить несколько основных ее характеристик. Ночь выступает как: видение, ясновидение («Озарения»); данность, объективность, перед которой все равны («На этом острове», «Песни и пословицы У. Блейка», «Зимние слова»); время детских снов («Очарование колыбельных»); бессонница, отягощенная предчувствием («Эхо поэта»). Ночью во снах и видениях пересекаются границы между реальным и иллюзорным миром, совершаются апокалиптические пророчества грядущих катастроф («Серенада», «Ноктюрн», «Кто эти дети»). «Дневных» текстов в творчестве Бриттена фактически нет, поэтому противопоставление дня ночи в творчестве Бриттена достаточно условно, и относится к более глобальной оппозиции реального и иллюзорного. Можно с уверенностью констатировать, что ночь для композитора в согласии с романтической традицией становится временем реальным; то есть тем, когда человеку открывается подлинный смысл бытия – с одной стороны, с другой же – опускается «мост смерти» («Серенада»). Божественное. Оппозицией всем негативно окрашенным темам, мотивам и образам служит тема Божественного – в широком значении этого слова (включающем в себя и образ христианского Бога, и языческие верования, и пантеизм как мироощущение). Наиболее концентрированное воплощение она получила в особом жанре – кантикле. Помимо кантиклей, Бог как воплощение высшего судьи представлен в Святых сонетах Дж. Донна. С темой Божественного сопряжен и мотив красоты. Его спектр ýже, чем у темы Божественного: красота природы или чувства, красота человеческого духа и разума могут являться лишь одним из идеалов, к которому нужно стремиться герою на своем пути.
  1   2

  • Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
  • Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент Раку Марина Григорьевна
  • Карачевская Мария Алексеевна
  • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
  • Объектом
  • На защиту выносятся следующие положения
  • Методологическая основа исследования
  • Степень разработанности проблемы.
  • Научная новизна диссертации
  • Структура работы.
  • Глава I . Бриттен как читатель и интерпретатор мировой поэзии
  • §1. Творческое становление: 30-е годы.
  • §2. Достижение зрелости: 40-50-е годы.
  • §3. Итоги пути: 60-70-е годы.
  • Глава II. Мир поэтических образов вокальных циклов § 1. Система поэтических тем, образов и мотивов.