Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Война моё не отпускает сердце»




Скачать 148.46 Kb.
Дата25.06.2017
Размер148.46 Kb.
Запорожская общеобразовательная школа I-III ступеней № 69

Запорожского городского совета Запорожской области

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЧАС

на тему «Война моё не отпускает сердце»


Подготовила: учитель истории

Кравцова Л.П.


г.Запорожье

2014-2015 учебный год
Воспитательный час

к 70-летию освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков

для учащихся 7-9 классов
учитель истории: Кравцова Л.П.
Тема: «Война моё не отпускает сердце».

Цель: 1. Формировать социальную и гражданско-патриотическую компетенции

учащихся.

2. Способствовать эстетическому и этическому воспитанию учащихся через

восприятие художественных произведений о Великой Отечественной войне.


(Воспитательный час проводится в музее Боевой славы им. В.И.Чуйкова ОШ № 69 г.Запорожья инициативной группой учащихся 8-х классов, которые работают также экскурсоводами в данном музее. На внеклассном мероприятии присутствует ветеран Великой Отечественной войны Шолох Наталья Михайловна.)
Ход воспитательного часа.
Учитель: Много сказано об истории ВОв в учебниках, фильмах, книгах, на встречах с очевидцами событий – ветеранами войны. Сегодня у нас особенный гость – ветеран Сталинградской битвы и поэтесса, Шолох Наталья Михайловна. Это о ней поётся в песне первого года войны «О девушке – солдате».
1 ученик: Ничего не говорила,

Только рядом до речки дошла,

Посмотрела, как будто рублём одарила,

Посмотрела, как будто огнём обожгла.

Расставаясь, обернулась,

На прощанье махнула рукой

Да такою улыбкой улыбнулась,

Что вовек не забыть нам улыбки такой.

Даль сегодня прояснилась,

Ночь холодные звёзды зажгла.

Первой роте сегодня ты ночью приснилась,

А четвёртая рота уснуть не могла.


Историк-биограф: Биография поэтессы-ветерана удивительная. В 19 лет добровольцем ушла на фронт. За плечами – школа в Геническе, которую она закончила перед самой войной. О войне узнала на Хортице, святой земле для каждого украинца, где принимала участие в военно-спортивных соревнованиях.

В апреле 1942 года, когда немцы устремили свой взор на Кавказ, богатый нефтью, и рвались к Сталинграду, был объявлен набор девушек в армию. Наташа Щетинина (это девичья фамилия) попала в зенитные войска в 1 батарею 1 дивизиона 1083 зенитно-артиллерийского полка 62 армии генерала В.И.Чуйкова. На батарее всего было 65 бойцов, из них 18 девушек. После короткой боевой учёбы Наташу назначили старшим стереоскопистом.


Военный историк 1: Стереоскописты измеряли высоту и дальность движущихся вражеских самолётов. От точности данных зависел исход стрельбы всей батареи. Это ответственная и опасная специальность. С первого до последнего дня Наталья Михайловна принимала участие в Сталинградской битве.

Военный историк 2: Сталинградская битва – одна из самых знаменитых битв второй мировой войны, самая кровавая и продолжительная – 200 дней и ночей. Она положила начало коренному перелому в ходе войны в пользу советских войск. Она положила начало освобождению Украины. После успешного завершения битвы был освобождён Меловской район Луганской области в декабре 1942 года.
Учитель: В своём творчестве Наталья Михайловна возвращается к пережитому, незаживающей ране в её тонкой душе. Её поэзия – это правдивое изображение событий, которые она видела и передала нам; это душевные переживания вроде бы маленьких людей на войне, которые делали трудную работу на фронте, ценили дружбу. В своём творчестве она выразила настроения, чувства поколения людей, которых мы называем героями, победителями, созидателями и просто настоящими людьми. Её поэзия относится к лучшим достижениям литературы о войне, потому что это правда о войне.

«Войне моё не отпускает сердце»,- сказала поэтесса. И вы это почувствуете, прослушав стихи в исполнении чтецов. В её стихах и прозе мы найдём ответы на многие вопросы, связанные с историей войны (Как началась война? Что принесла война мирным людям? и т.д.).


(Звучит песня П.Тодоровского «Риорита»)
2 ученик: стих «Начало войны»

В июне дата «двадцать два»

Нам ничего не предвещала.

Светило Солнце, как всегда,

В ночи серпом Луна сияла.
Вокруг стояла тишина.

Пшеница наливалась соком.

Но вспыхнув факелом, война

К нам ворвалась ужасным роком!


Сломала юности мечты,

Страны перечеркнула планы,

Прицельно разбомбив мосты

И взрывами взметнув лиманы!..


Всё погрузилось враз во тьму:

Повсюду – светомаскировка.

Мы – уходили на войну.

Была для нас сестрой винтовка.


В чреде дорог и переправ

Мы пол-Европы прошагали.

Врагам свой дух, казацкий нрав

Назло смертям всем показали!


3 ученик: стих «Эвакуация»

Всеобщее горе

Явилось – война!

Азовское море.

Крутая волна.

Обстрелян форватер.

Ржавеет остов…

Семью нашу катер

Увозит в Ростов.

Летят «мессершмитты»

Попарно и врозь,

Смертельная свита!

Плывём на «авось»!

Надеясь на скорость

И юркость судов,

На ловкость и зоркость

Бойцов-моряков.

А бомбы взметали

Фонтан в небеса!..

И верить мы стали

В тот день в чудеса.

Молились мы Богу.

И каждый просил,

Чтоб в море дорогу

От бомб защитил,

Чтоб нас не накрыло

Ударом волны.

Давно это было…

Начало войны.
Военный историк 1: Вражеские войска двигались к Сталинграду. Цель немецких оккупантов – захватить город на Волге, переправиться на другой берег, отрезать страну от жизнеобеспечивающих армию и страну районов Кубани и Кавказа. «За Волгой для нас земли нет!» - эти слова стали девизом защитников Сталинграда.
Учитель: Какие задачи выполняли девушки-зенитчицы в Сталинграде? Какие они, сталинградцы, восхитившие своей стойкостью весть мир? Мы обратимся к воспоминаниям Натальи Михайловны, из её книги «Запомните нас такими».
4 ученик: (от имени Натальи Михайловны) «В августе 1942 года были массовые налёты немецких бомбардировщиков на Сталинград. Нельзя было отойти от орудий и приборов. Нам было жарко и от солнца, и от боёв, от грохота орудий, свиста бомб и немецких сирен. Немцы специально их включали, наводя панику среди населения и защитников… Жарко было и зенитчикам. Город горел. Горела Волга. Ночью было светло как днём, хоть собирай иголки. Мы день и ночь не отходили от военных приборов, отражая налёты немецкой авиации. Когда выпадала свободная минута, спали прямо у орудий стоя, обнявшись и поддерживая друг друга.»
5 ученик: стих «Самолёты – слева, справа…»

Самолёты – слева, справа…

Кто прервёт их злой полёт?

Цель бомбёжки – переправа.

Цель зенитки – самолёт!
Бьют по «юнкерсам» зенитки,

Переправу чтоб спасти,

Где промокшие до нитки

Воины спешат грести.


«Мессершмитты» каруселью

Вновь срываются в пике!

Пушку выровняв турелью,

Бьём по целям вдалеке!


И фашистской той ораве

Разбиваем чёткий строй,

Чтоб на волжской переправе

Не вздымался дым густой.


Чтоб до берега доплыли

Кто стремился в Сталинград,

Мы фашистских гадов били,

Хоть вокруг кромешный ад!


Дни боёв казались долги –

Дождь осколков, чёрный дым.

Многие, кто плыл по Волге,

Всё же доплывал живым.


Мы с врагом бесстрашно бились

В череде кровавых дней…

И в боях тех становились

И взрослее, и сильней.


6 ученик: стих «Они были сталинградцами»

Вас хлестали студёные ветры,

И свинцом поливала война,

У орудий зимою и летом

Вас качала бомбёжек волна.
Не убить закалённую душу,

Вы в боях стали крепче вдвойне

И привыкли уж к грохоту пушек,

Встав в шеренгу солдат на войне.


И к себе Вы поблажек не ждали,

Страх пред смертью изжили давно,

В самых страшных боях побеждали,

Вам назад отступать не дано.


Был приказ: «Наш рубеж – это Волга!

Одолеть Вас враги не смогли.

До Берлина шагать ещё долго.

Но войска в наступленье пошли!»


Разнеслась эта новость по фронту,

Взбудоражила Ваши сердца.

За родную страну и за Волгу

Вы сражались с врагом до конца.


Учитель: И снова вопросы ребят:

- Чем жили люди в тылу на фронте?

- Как воевали?

- Как теряли товарищей?


7 ученик: стих «Сводки Информбюро»

Стелилась тьма за окнами снегами,

Любила вьюга ребятню стращать!

Информбюро нам сводки вечерами

О всех боях спешило сообщать.
Мы с замиранием сердец узнали, -

И старики седые и юнцы,

О том, какие города сдавали

Разбитой Красной Армии бойцы.


О том, в каких на Украине сёлах

Фашисты навели порядок свой.

И разговоров не было весёлых,

Лишь в тишине был слышен вьюги вой.


Но вдруг однажды вечером узнали –

Фашистов разгромили под Москвой.

О, как же мы – смеялись, ликовали

И в пляс пустились дружною гурьбой.


Мы победили – нам тогда казалось,

И сердце билось радостно в груди!

…Но та война лишь только начиналась,

Четыре года было впереди.


8 ученик: стих «Спали, стоя на ветру»

Студёный ветер дует лихо,

Летит позёмка по степи.

На фронте не бывает тихо –

Идут жестокие бои.
Вновь слышен рокот бомбовозов,

Ведём по «юнкерсам» огонь…

Об отдыхе исчезли грёзы.

Команда подана: «Огонь!»


Нет ни минуты передышки,

Враги идут за валом вал.

Мы не читаем сейчас книжки,

Вон снова «юнкерс» сбит! Упал!


И так с утра до поздней ночи

Приходится фашистов бить.

Хочется спать. Слипает очи –

Такая нашей жизни нить.


Уже не слышно сирен воя,

Теперь хоть чуть, но отдохнём.

Спим тут же у орудий, стоя,

Под руки взявшись, - ночью, днём.


Когда кончались бой, бомбёжка

И немцы не вели огонь,

Спешили мы поесть немножко,

А наш хлебец заиндевел.


Добыв в санбате кипяточку,

Мы были счастливы вполне.

Мочили хлеб мы в котелочках,

Ведь на войне, как на войне!


9 ученик: стих «Баллада о последнем снаряде»

Время, как патока, вязко течёт.

Танки с крестами ползут от опушки.

Взрывом снаряда подбито расчёт,

С девушкой двое остались у пушки.
Бьёт батарея зениток в упор.

Пушка подбитая тоже стреляет.

Клубами дыма затянут простор,

Третий уж танк как костёр полыхает.


Стиснув руками тяжёлый снаряд,

Девушка-воин спешит к батарее.

Полон решимости девичий взгляд,

В мыслях одно лишь: «Скорее! Скорее!»


Взрыв оглушает до звона в ушах,

В ногу осколок вонзился, как жало.

Как же ей сделать последний свой шаг?

Жаркая кровь в сапог побежала.


Хочется девушке преодолеть

Страшную боль и безмерную слабость.

Тушку снаряда отдать бы успеть,

Вот ведь до пушки – полметра осталось.


Танки кострами повсюду горят –

Движется к пушке лишь только передний.

И заряжающий принял снаряд

Как драгоценность! В жизни последний!


Сердцу, стучащему бешено в такт, -

Выстрел из пушки стал символом мести.

И гусеничный рассыпался трак!

Танк, как волчок, закрутился на месте.


И загорелся! Всклокоченный дым

Чёрною птицей в синь неба впечатан.

Слава зенитчикам тем молодым,

Вечная память погибшим девчатам.


10 ученик: Даже в эту тяжёлую пору людям помогала песня.

«Песня над передовой»

Окончен бой. Зенитки не горланят,

Отбросив вражьего налёта вал.

И кто-то вдруг на стареньком баяне

Мелодию тихонько заиграл.
Солдаты той мелодии подпели,

И вот уж песня над передовой

В солдатских голосах, как в колыбели,

Взлетает ввысь, сливаясь с синевой.


Пылал закат… Фашисты улетели,

Воронки остывали не спеша…

Уставшие солдаты песню пели,

И окрылялась песнею душа.


Так повелось, когда над полем битвы

Смолкает гром и улетает дым,

Для павших – предназначены молитвы,

А песня – предназначена живым.


Поют солдаты, позабыв о каше,

Что остывает в мятом котелке.

А в песне той – слова о жизни нашей,

О том, что здесь… О том, что вдалеке.


Да, тишина для отдыха уместней,

Но душ порыв не объяснить уму.

А воинов, связь не порвавших с песней,

Не победить вовеки никому.


(Звучит «Песни на фронте» муз.А.Лепина, сл.Лебедева-Кумача)
Учитель: Ребята спрашивают:

- Почему одолели страшного врага?

- Что для поколения победителей было и является счастьем, мечтою?
11 ученик: стих «Свинца сильнее»

Не отпускает эта битва,

Когда в стремительной тоске

Под жуткой тенью «мессершмидта»

Висела жизнь на волоске.
И у зенитчиц глохли уши

От адской музыки боёв.

И было страшно – до удушья.

И было трудно – до краёв.


Девчонки тонкие, как свечки,

Сгорали насмерть, до конца.

Но оказались их сердечки

Сильнее вражьего свинца.


12 ученик: стих «О счастье»

Если б меня спросили: «В чём же счастье?»

Ответила б, душою не кривя:

- Когда служила я в зенитной части,

То многое о счастье поняла.
Оно – не благ житейских отраженье,

Которые сумеешь накопить.

Оно – души внезапное движенье,

Когда осмыслишь, как прекрасно жить.


…Мы целый день атаки отражали,

Сумели сбить немецкий самолёт.

Когда ж в землянке ужин завершали,

Нас обстрелял фашистский миномёт.


Та пытка смертью бесконечной длилась,

И порождал в нас страх ужасный вой.

А я тихонько Господу молилась –

Хотелось жить. Была я молодой.


Гремели взрывы каждую минуту,

Любая мина смерть с собой несла.

Прошли года. Обстрел тот не забуду.

Моя молитва всех тогда спасла.


А как потом безумно ликовала,

Что наших судеб уцелела нить.

Мы истинное счастье испытали,

Что живы все! Что дальше будем жить!


Война моё не отпускает сердце,

Она со мной во сне и наяву.

Мне никуда от памяти не деться,

Но с чувством счастья до сих пор живу.


Историк-биограф: Автор этих замечательных стихов-воспоминаний понимала и понимает счастье не в накоплении материальных благ. Счастье – «оно души внезапное движенье, когда осмыслишь, как прекрасно жить». Прекрасна и послевоенная биография ветерана-поэтессы. Наталья Михайловна демобилизовалась в 1945 году, вернулась в Запорожье, закончила филологический факультет Запорожского педагогического института и 49 лет эта прекрасная женщина проработала в сфере народного образования, неся благородные идеи молодому поколению. Удивительно, что писать стихи она начала поздно, будучи на пенсии.
Учитель: Сейчас Наталья Михайловна редко принимает участие в общественных мероприятиях, встречах с молодёжью, потому что ей трудно передвигаться. Как она говорит, «боком выходит Сталинград, где обморозила ноги, пребывая в степи в бураны и 30-ти градусный мороз». Сегодня она сама и её поэзия с нами. Слово предоставляется ветерану – Шолох Наталье Михайловне.
Шолох Н.М.: Сейчас Украина переживает трудный период в своей истории. Нужно нам всем сделать всё, чтобы был восстановлен мир, чтобы воцарилась дружба ведь именно дружба между народами СССР помогла выстоять в Великой Отечественной войне.

И ещё – любите свою Родину. Об этом в моём стихотворении «Уходит ночь – рассвет встаёт».

* * *

Люблю тебя я ,Украина,



Твои широкие поля.

И оклик стаи журавлиной,

И вдоль дороги тополя.
И ленты рек, бегущих к морю,

Весною неба синеву,

И пенье жаворонка в поле,

Туманов лёгких пелену.


Грозу весеннею порою,

Когда грома вовсю гремят,

Подснежник раннею весною,

Ромашек белых стройный ряд.


Всё это теплит мою душу,

Плохие мысли гонит прочь.

Я будто голос земли слышу –

Ей тихо шепчет что-то ночь.


А небосвод звездами вышит…

Луна на Землю свет свой льёт.

И травы ветерок колышет.

Уходит ночь – рассвет встаёт.


И кажется – нет бед на свете,

Что жизнь течёт тихой рекой,

Что в мире счастливы все дети,

Что на душе у нас покой.


И жизнь спешит добром разлиться,

Чтоб Украина расцвела.

Пусть добрый час подольше длится,

Успешно все идут дела.


( Звучит песня Анатолия Матвейчука «Я люблю Украину свою»).

  • Ход воспитательного часа. Учитель
  • 2 ученик: стих «Начало войны»
  • 3 ученик: стих «Эвакуация»
  • 5 ученик: стих «Самолёты – слева, справа…»
  • 6 ученик: стих «Они были сталинградцами»
  • Учитель
  • 8 ученик: стих «Спали, стоя на ветру»
  • 9 ученик: стих «Баллада о последнем снаряде»
  • 10 ученик
  • 12 ученик: стих «О счастье»