Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Военно-патриотическое воспитание в учреждениях культуры: опыт и современность




страница1/4
Дата09.02.2017
Размер0.87 Mb.
ТипДиплом
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ


ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ, СОЦИАЛЬНОГО СЕРВИСА И РЕКЛАМЫ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:

«Военно-патриотическое воспитание в учреждениях культуры:

опыт и современность»
Студентка: Куча И.С.________

Группа ПОД-99 озо ФКССР

Руководители:

Колинько И.В., КФН, доцент

_________________________

Тютюнников Б.Я., , доцент

_________________________

Норма-контроль: Головина Г.В.

_________________________

Рекомендую к защите

Зав. Кафедрой СКД,

к.и.н., профессор______________ В.П. Ведерников

КРАСНОДАР – 2004
ПЛАН.
Введение.

I РАЗДЕЛ. Исторический аспект проблемы военно-патриотического воспитания.

II РАЗДЕЛ. Содержание работы учреждений по военно-патриотическому воспитанию.

III РАЗДЕЛ. Военно-патриотическое воспитание населения на примере работы Адагумского сельского Дома Культуры.

IV РАЗДЕЛ. Практическая часть. Театрализованный тематический вечер «Письма солдатские».

Заключение.

Литература.

Приложение.




ВВЕДЕНИЕ.

Военно-патриотическое воспитание граждан – задача настолько важная, значимая, сложная и многогранная, что на каждом историческом этапе развития страны этот вопрос становится снова и снова. Во все времена, выдающиеся реформаторы России, задумываясь о переустройстве государства, неизменно обращали свое внимание к проблеме патриотического воспитания. Они понимали, что успех задуманного во многом будет зависеть от подготовки преданных делу, патриотически настроенных людей.

На современном этапе развития российского социума остро вставала проблема духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере военно-патриотического воспитания граждан, развития их политической культуры и способности к сознательному социально-политическому выбору. Таким образом, программа военно-патриотического воспитания представляется как одна из приоритетных в современной внутренней политике государства, так как в гражданском патриотизме находят свое конкретное воплощение политическая направленность, мировоззренческая, социальная и нравственная зрелость личности.

Военно-патриотическое воспитание в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социо-культурная жизнь населения, принципы функционирования учреждений культуры, средств массовой информации, различных общественных организаций. В сложившейся социально-политической обстановке для государства исключительно важным стало то, каким будет человек будущего, в каком мире он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота. Стало очевидным, что решение большинства проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у населения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историческому и культурному наследию своего народа.

Стратегической целью государства стало возрождение гражданственности и патриотизма, формирование духовно здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края, страны, способного встать на защиту государственных интересов России, улучшение морально-психологического климата в обществе, повышение престижа службы в рядах Вооруженных Сил. Поставленные задачи военно-патриотического воспитания наряду с образовательными учреждениями, политическими и общественными организациями призваны решать учреждения культуры.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к военно-патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых форм и методов в организации этой деятельности. Также является важным пересмотр накопленного опыта прошлых десятилетий и адаптация его к современным условиям.

Изучение проблемы военно-патриотического воспитания на сегодняшний день осложнено недостаточной теоретической, методической и педагогической обоснованностью. В последнее десятилетие резко снизился выпуск научной литературы по данной теме, которая необходима для рассмотрения вопроса о военно-патриотическом воспитании на современном этапе развития нашего общества.

Значительный вклад в решение этой важной государственной задачи был внесен в советское время. Труды таких известных педагогов как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.В. Неверов, П.С. Лейбенгруб, Л.Н. Боголюбов и сейчас представляют большую научную значимость. Интересные научные труды о воспитании патриотизма написаны белорусскими педагогами М.А. Лазаруком и И.А. Сороковиком. Множество литературы, описывающей методику и методологию военно-патриотической работы, было издано организацией ДОСААФ.

В настоящий период вопросы военно-патриотического воспитания в основном затрагиваются в периодичной печати. Интересные статьи, рассказывающие о современных инновационных подходах в организации этой деятельности, публикует журнал «Воспитание школьников». Богатый опыт и практические рекомендации собраны и опубликованы по итогам научно-практической конференции «Героико-патриотическое воспитание населения на современном этапе развития общества», посвященной 120-летию со дня рождения Е.Ф. Степановой, которая прошла в г. Тимашевске в ноябре 2002 г. Важную роль в раскрытии темы дипломной работы сыграла книга «Во славу Кубани», написанная Ф.И. Колесниковым. В этой книге он описывает опыт работы по военно-патриотическому воспитанию, накопленный Краснодарской Краевой Оборонной организацией, и отмечает важность его использования с учетом сложившейся социально-политической обстановки.

Военно-патриотическое воспитание выделилось в отдельное направление воспитательной работы сравнительно недавно. Впервые слово «патриот» появилось в период французской революции 1780-93 гг. Патриотами тогда себя называли борцы за народное дело, защитники республики в противовес монархистам. Так понятие «патриотиз» приобрело свой социальный смысл, который менялся в конкретных исторических условиях. Воспитание патриотизма, как часть воспитательного процесса стало рассматриваться в конце XIX– начала XX века. Очень быстро стало очевидным, что это одно из основных, важнейших звеньев воспитания наряду с трудовым, эстетическим, нравственным воспитанием.

Многие авторы рассматривали проблему военно-патриотического воспитания, но все они сходятся во мнение, что без воспитания патриотизма невозможна полноценная жизнь людей как социума, невозможно стабильное историческое, политическое, социокультурное развитие государства. В тоже время, каждый автор по-своему смотрит на решение поставленной задачи

В частности, В.А. Сухомлинский считал, что военно-патриотическое воспитание должно базироваться на привитии человеку осознания того, что он сын своего народа, что в нем отражается многовековая история этого народа, его величие и слава, его нерасторжимая связь с Родиной.

В трудах А.С. Макаренко четко прослеживается мысль о том, что воспитать патриота можно только на собственном примере. Только тот человек, который поистине любит свою Родину и по мере сил своих готов защищать ее интересы и приумножать ее славу и благополучие, способен возбудить патриотические чувства, желание других следовать его примеру.

Теория военно-патриотического воспитания П.С. Лейбенгруба строится на пропаганде героических примеров прошлого и настоящего. Лейбенгруб отмечает, что без знания истории человеку трудно осознать смысл своей жизни. Зная историю своего народа, человек ощущает чувство гордости за него, что вызывает и воспитывает патриотические чувства.

В трудах, опубликованных организацией ДОСААФ, многие авторы, такие как Л.И. Рожко, К.Б. Бекенов, Б.В. Качура, отмечают важность формирования системного подхода к воспитанию патриотизма для повышения эффективности этой деятельности. В этом мнении с ними солидарен и Ф.И. Колесников. В своей книге «Во славу Кубани» он пишет о том, что в деле военно-патриотического воспитания должны быть заинтересованы и средства массовой информации, и образовательные учреждения, учреждения культуры, и общественные и политические организации. Кроме того, автор отмечает важность государственной поддержки этой деятельности.

Объектом исследования дипломной работы является военно-патриотическое воспитание населения.

Предмет исследования – военно-патриотическое воспитание в учреждениях культуры, исторический аспект и современное состояние этой проблемы.

Основная гипотеза: развитие деятельности учреждений культуры в направлении военно-патриотического воспитания позволит расширить и укрепить национальное самосознание, внедрить в общественное сознание патриотические идеалы и повысить престиж службы в Российских Вооруженных Силах.

Цель исследования дипломной работы: изучить и дать рекомендации по организации военно-патриотической работы в учреждениях культуры.

Из целеполагания были сформулированы основные задачи дипломной работы:



  • изучить литературу и теоретически осмыслить проблему военно-патриотического воспитания;

  • рассмотреть исторический аспект формирования военно-патриотического воспитания;

  • проанализировать современное состояние военно-патриотического воспитания;

  • выявить и обозначить сущность работы учреждений культуры по военно-патриотическому воспитанию;

  • описать опыт военно-патриотической работы Адагумского сельского Дома Культуры;

  • провести экспериментально-методическую работу по теме дипломной работы;

  • разработать рекомендации и предложения по усовершенствованию существующей практики военно-патриотического воспитания в учреждениях культуры.

Дипломное исследование проведено на базе Дома Культуры хутора Адагум. Аудитория – различные возрастные категории сельских жителей: дети, подростки, молодежь, люди среднего возраста и пожилые люди. Небольшая территория населённого пункта обеспечивает отношения знакомства всех жителей между собой. Социальный уровень жизни большинства населения – средний и низкий. Основной род занятий населения х. Адагум – сельское хозяйство.

Методы исследования, использованные в дипломной работе: изучение и анализ научной литературы на тему военно-патриотического воспитания, изучение клубной документации, наблюдение.



Дипломная работа состоит из введения, 4-х разделов, заключения, списка литературы и приложений. Во введении имеется обоснование актуальности темы дипломной работы; сформулирована исследуемая проблема; сделан обзор литературы, на которую мы опирались при раскрытии темы; указаны методологические и теоретические основы исследуемой проблемы; определены объект и предмет исследования, его цель и задачи; выдвинута гипотеза; описан инструментарий исследования; обозначена практическая значимость дипломного исследования. В первом разделе, который называется «Исторический аспект проблемы военно-патриотического воспитания», описывается история возникновения патриотизма; формирование и развитие военно-патриотического воспитания; обосновывается значение использования накопленного опыта военно-патриотической работы; освещается современное состояние исследуемой проблемы. Во втором разделе под названием «Содержание работы учреждений культуры по военно-патриотическому воспитанию» рассказывается о государственной программе регулирования работы по военно-патриотическому воспитанию в сфере культуры; раскрывается содержание работы учреждений культуры по поставленной проблеме; описываются различные формы и методы организации деятельности учреждений культуры по военно-патриотическому воспитанию граждан; отмечена необходимость поиска инновационных подходов к решению данной проблемы и повышение квалификации творческих работников, занимающихся организацией военно-патриотической работы в учреждения культуры. В третьем разделе, названном нами «Военно-патриотическое воспитание населения на примере работы Адагумского сельского Дома Культуры», освещается передовой опыт работы Адагумского ДК по исследуемой в дипломной работе проблеме; описываются различные формы и методы организации культурно-просветительской работы, используемые творческим коллективом Адагумского Дома Культуры для воспитания патриотических чувств у различных возрастных категорий граждан; так же в этом разделе нами обозначены основные принципы повышения эффективности военно-патриотического воспитания, выявленные в результате изучения опыта работы Дома Культуры х. Адагум. Четвертый раздел представляет собой практическую часть дипломной работы. В нем описывается творческая работа по подготовке и проведению театрализованного тематического вечера «Письма солдатские». Этот раздел включает в себя характеристику базы и аудитории мероприятия; обоснование выбора темы и формы творческой работы в соответствии с тематикой диплома; режиссерский замысел и идейно-тематический анализ представления; сценарный план и сценарий тематического вечера «Письма солдатские»; монтажный лист эпизодов представления; световую и звуковую партитуру; план подготовки и репетиций мероприятия; протокол заседания художественного совета; эскизы костюмов; образцы афиши и пригласительного билета. В заключении нами обобщены итоги проведенного дипломного исследования; даны выводы и рекомендации по совершенствованию военно-патриотической работы учреждений культуры. В приложении помещены: смета расходов, фотографии, внешние и внутренние публикации и рецензии, видеоролик о мероприятии, макет места действия.

Разработанные в дипломной работе выводы, предложения и рекомендации могут быть использованы в деятельности учреждений культуры, военно-патриотических клубов, для организации внеклассной работы в учреждениях образования.


ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
«России не станет тогда,

когда не станет

последнего патриота»

Н.М. Карамзин (69, 7)

Специфика истории состоит в том, что, освещая деятельность людей в прошлом и настоящем, характеризуя их поступки, их поведение в той или иной ситуации, она непосредственно участвует в формировании патриотического сознания и воспитании патриотических чувств. Поэтому так важно народу страны знать свою историю и сохранять ее для будущих поколений. «Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего, мы в нем живем…» – так сказал великий русский интеллигент В.О. Ключевский (15, 9).

Так сложилось, что сейчас историческое и культурное наследие страны является достоянием лишь узкого круга ревнителей России: краеведов, ученых, музейщиков, учителей, художников. Являясь хранителями и носителями культурно-исторической традиции, они не стали еще популяризаторами наследия предков и тем самым – воспитателями духа народного. Так будет, пока каждый гражданин страны не проникнется чувством гордости и уважения к истории места, где он живет – своей улицы, двора, дома… Пока не поймет, что любой «осколок» минувшей жизни – столетний парк, дом с трещиной на фасаде, рассказы стариков – это отголосок нашей общей истории, какой бы она ни была, и как бы мы не относились к отдельным ее эпизодам.

Историческое и культурное наследие, являясь необходимым условием культурной преемственности, должно стать и средством патриотического воспитания населения. В книге Дмитрия Сергеевича Лихачева «Раздумья» есть замечательные слова: «Культура – как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней… Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества»… (15, 10). Сверхзадача в деле популяризации нашего исторического и культурного наследия – пробудить в каждом гражданине чувство сопричастности бытию края, страны, планеты и ответственность за них, понимание того, что здесь и сейчас, каждое мгновение вершится наша коллективная биография. Это должно стать самой большой заботой властей.

Военно-патриотическое воспитание настолько важно, значимо, сложно и многогранно, что на каждом историческом этапе развития общества этот вопрос становился снова и снова. Во все времена, выдающиеся реформаторы России, задумываясь о переустройстве государства, обращали свои взоры к проблеме патриотического воспитания. Они понимали, что успех задуманного во многом будет зависеть от подготовки преданных делу, патриотически направленных людей.

О проявлениях патриотизма можно говорить еще на ранних стадиях развития человеческого общества. В древнейшие времена патриотическое воспитание осуществлялось посредством родовых, а затем и племенных культов. Поклоняясь духам своих предков или тотемам – родоначальникам племени, люди наделяли их сверхъестественными способностями. Таким образом, подрастающее поколение испытывало чувство гордости за свой народ, гордилось к причастности к своему племени. Все культовые обряды также включали в себя возвеличивание именно того рода или племени, к которому они относились, выполняя роль патриотического воспитания. Уже тогда люди, может на интуитивном уровне, но понимали, что патриотизм – это та сила, которая способна сплачивать людей и мотивировать их на защиту своего народа, на преумножение его благополучия и процветания.

До появления государственности религия была единственной, но в тоже время, очень мощным средством патриотического воздействия. Патриотизм всегда подпитывается гордостью за свою страну, свой народ и его достижения, поэтому с развитием государственности немаловажную роль в этом вопросе стало играть социальное, политическое и экономическое развитие страны. Но для широких масс населения проводником и возбудителем патриотических чувств всегда были и остаются культура и искусство.

Культура и искусство – это душа народа, концентрированное, художественно-образное отражение его истории, выдающихся событий во славу Родины. История всех народов полна героических делений, которые нашли свое художественное воплощение в замечательных произведениях литературы и искусства, народного эпоса и фольклора, которые развивают историческое мышление, формируют эстетический образ Родины, патриотические взгляды, чувства и поступки людей. «Патриотизм, - писал М.И. Калинин, - берет свои истоки в глубоком прошлом, начиная от народного эпоса; он впитывает в себя все лучшее, созданное народом, и считает величайшей честью беречь его достижения» (28, 119).

Особенно много героических произведений создано народами нашей страны, которым на протяжении многих веков пришлось вести борьбу за свободу и независимость против многочисленных захватчиков.

Уже в былинном эпосе русского и других народов были созданы образы богатырей, в которых воплотились черты героического характера, появились произведения, воспевающие красоту и силу природы родного края. В IX-X вв. возникли сюжеты былин «Дунай», «Волга и Микула», «Михайло поток». К концу X века, т.е. к периоду правления Владимира Святого относится появление былин, героями которых были Илья Муромец, Добрыня Никитич, Микула Семенинович, Алеша Попович и другие богатыри. Они защищали родной край, родную землю, совершая фантастические подвиги в борьбе против черных сил зла и насилия. В былинном эпосе XI – начала XII в. нашли отражения исторические события периода правления Ярослава Мудрого («Соловей Будимирович»), и Владимира Мономаха («Ставр Годионович»).

В памятниках древнерусского искусства и литературы более позднего времени своеобразно художнически осмыслены важнейшие исторические события борьбы русского народа против половецких набегов в XII в. Самым замечательным произведением литературы этого периода исследователи называют «Слово о полку Игореве». Это произведение наполнено стремлением к единению русских земель, к преодолению междоусобиц. Литература середины и второй половины XIII в. представлена рядом произведений, посвященных событиям монголо-татарского нашествия. Это, прежде всего «Слово о погибели русской земли» и «Повесть о разорении Рязани Батыем». Одновременно с этими памятниками было составлено «Житие Александра Невского», в котором рассказывается о борьбе с немецкими завоевателями.

Военная деятельность изображалась в этой литературе, как возвышенная и прекрасная. И это определялось, прежде всего, теми целями, ради которых она осуществлялась, их справедливостью, нужностью и важностью для всей страны, для всего народа. В русской литературе и искусстве того времени сложился очень четко прослеживаемый эстетический идеал – «Прекрасное – это Родина».

Победа над врагами Родины прекрасна. Эта тема особенно сильно звучала в русском искусстве конца XIV – начала XV в., после Куликовской битвы 1380 г. К этому времени относится творчество одного из гениальнейших художников древней Руси – Андрея Рублева. Исследовательница его творчества Н.А. Демина писала: «Образы Рублева рождались эпохой, когда народ искал деятелей и защитников его интересов, когда пафос индивидуальной героики былого времени уступал… пафосу общенародного движения за освобождение от иноземного ига» (21,22). Именно в «Троице» Рублева с необыкновенной силой был выражен прекрасный идеал единства и мира, к которому стремились люди. Эти трое юношей, изображенные художником, как бы вступали в беседу с преклонившимися перед ними людьми, завтрашними воинами, рассказывали о значении долга, добра и зла, о мужестве и чести, озаряли их надеждой, вдохновляли на борьбу за свободу и единство Родины.

В древнерусской живописи идеи воинской доблести яркое выражение нашли в образах Бориса и Глеба, Александра Невского, Георгия Победоносца.

Древнерусское искусство и литература имеют огромное воспитательное значение и сейчас, они приводят людей к мысли о тысячелетней традиции защиты Родины, вызывают чувство восхищения богатырями и героями битв за независимость Родины.

Яркое художественное воплощение в народном творчестве получила борьба русского народа против интервентов в начале XVII века. Патриотическая деятельность Минина и Пожарского, подвиг Ивана Сусанина воспеты в бесчисленных народных песнях, сказаниях, одах И. Дмитриева, стихах К. Рылеева, опере М. Глинки, скульптурах И. Матроса и др.

Совершенно исключительное место по глубине патриотических идей занимают искусство и литература, посвященные Отечественной войне 1812 г., показавшей величие русского народа, который предстал перед захватчиками сказочным великаном. Лучшие поэты, художники считали своим долгом воспеть подвиг народный. В. Жуковский пишет «Певца в стане русских воинов», поэты Ф. Глинка, Д. Давыдов, будущий декабрист К. Рылеев, И. Крылов, художники И. Теребенев, А. Венецианов, И. Орловский, И. Иванов прославляют героизм русских воинов, призывают всех русских людей на борьбу с врагом.

Но подлинную эпопею Отечественной войны 1812 года создал Л.Н. Толстой. «Война и мир» - новый этап в истории военного эпоса. Традиция военного эпоса в России имеет тысячелетнюю историю. Она играла и играет громадную роль в формировании общественного сознания, так как подчиняет мотивы воинской героики идеям патриотизма. Идея невиданного подвига – основная идея русского воинского эпоса – выступает на первый план в эпопее Толстого. При этом настоящим героем становится простой, скромный человек, совершающий подвиг также естественно, как он делает всякое нужное дело.

В этот период, как в рядах военнослужащих, так и на молодежных посиделках, народных гуляниях, особую популярность приобретают песни военно-патриотического содержания. Такой же популярностью пользуются публичные чтения патриотических стихов и других произведений литературы, что имело немаловажное значение для поднятия патриотического духа народа и в свою очередь сплотило разные слои населения вокруг идеи патриотизма.

Отечественная война оказала огромное влияние на все развитие искусства и культуры XIX столетия. Сразу после войны с особенной силой зазвучала тема народа, спасшего Отечество, тема героизма простого русского солдата, крестьянина, партизана.

У декабристов любовь к Отечеству непосредственно и глубоко связалась со стремлением к освобождению крестьян, с мыслью о свободе, о революции. Декабристы выдвинули и страстно пропагандировали своеобразный эстетический идеал красоты и возвышенности борьбы за свободу народа, красоты революционного подвига. Дух прекрасного героического времени Отечественной войны ожил с новой силой в стихотворении М. Лермонтова «Бородино».

Исключительную историческую и художественную ценность представляют портреты героев Отечественной войны, созданные крупнейшими художниками первой половины XIX века О. Кипренским, А. Орловским, В. Тропининым и другими. «Портреты славных русских полководцев и замечательных деятелей русской культуры, будущих декабристов и простых людей из народа – все они овеяны духом героической эпохи, отражают ее гуманистические идеалы… Как правило военный человек того времени сочетал в себе боевую доблесть и талант полководца с широкой образованностью. Эти люди несли в себе высокую культуру эпохи Пушкина, те светлые, возвышенные идеалы, которыми дышало время подвигов Отечественной войны и декабристов» (21,24).

Примеры литературы и искусства, в которых яркое изображение получает воинский подвиг в защиту Родины, можно продолжить. Все они свидетельствуют о том, что в сознании народа борьба за независимость Отечества получает не только положительную политическую и нравственную оценку, но и эстетическую, она воспевается и поэтизируется, как прекрасное и возвышенное деяние. Многовековые патриотические традиции народа обогащаются, развиваются, получают новое содержание, но не теряют своей значимости. Раскрыть не только социально-политическую сущность, но и эстетическую значимость этой борьбы – одно из важнейших направлений формирования патриотизма у подрастающего поколения.

На Кубани проблема военно-патриотического воспитания в основе своей решалось в рамках семьи; т.к. на этом строилось все воспитание в силу исторических факторов, особого социального положения казачества и специфического уклада его жизни. Семьи на Кубани были большими. Для них характерно было глубокое уважение к старшим. Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак, достигший восемнадцати лет, принимал военную присягу и был обязан посещать строевые занятия в станице по одному месяцу осенью и зимой, проходить обучение в течение месяца в военных лагерях. При достижении двадцати одного года он поступал на четырехлетнюю военную службу, после завершения, которой приписывался к полку, и до 38 лет должен был участвовать в трехнедельных ежегодных лагерных сборах, иметь коня и полный комплект обмундирования, являться на регулярные строевые военные смотры.

Каждая кубанская семья гордилась подвигами своих дедов, помнила и передавала из поколения в поколение историю своей фамилии. Долгими вечерами, а то и просто долгой дорогой, пешком или на арбе, верхом, в минуты отдыха казаки рассказывали детям удивительные сказания о прошлом, из которых складывалась история их семьи, станицы, Кубани в целом. Часто дети, да и юноши, обращались к старшим с просьбой рассказать «про старовыну». Еще не было фотографий, но каждый член семьи знал дела, поступки, подвиги своих дедов, даже если их в глаза не видел. Ибо сложили они свои головы на кордонах, в далеких походах. С появлением фотографии в каждой хате или избе устраивались целые фотовыставки – традиционные реликвии казачьих семей с сюжетами проводов в армию и военной службы. Каждая семья казаков, благодаря такому воспитанию, помнила и хорошо знала свою родословную. Эта память жила в каждом человеке, воспитывала, определяла его поступки в течение всей его жизни, поскольку каждый знал, что и о нем будут рассказывать детям и внукам, станичникам, хуторянам. Дурная слава ложилась темным пятном, хорошие дела вызывали чувство гордости.

В начале XX века по всей России и в том числе на Кубани начинает быстро развиваться революционная культура, отличающаяся ярким новаторством, разрывом со старым, стремлением создать нечто принципиально новое. Эта культура воспевала прекрасное будущее, связанное с идеей коммунизма: обществом равноимущих, где все богатства будут принадлежать тем, кто их создает. «Стремиться к будущему можно тогда, когда оно прекрасно. Уверенностью в прекрасном дышит социалистическая революция» (21,26),– говорил романист Константин Федин. Эти слова можно считать девизом культуры молодой Советской республики.

Романтическая устремленность в будущее, непоколебимая убежденность, вера в правоту и справедливость революционного дела, бескорыстная преданность народным интересам, мужество вплоть до самопожертвования, внутренняя чистота и человечность – все эти черты героического характера участников гражданской войны получили яркое воплощение в советском искусстве. Образы большой художественной силы, создаваемые литературой, кинематографией, драматургией, живописью того времени, не только вызывали восхищение, но и служили нравственными эталонами для советских людей, по которым они сверяли свои поступки, строили свою жизнь.

Партийные, советские и комсомольские организации большое значение придавали пропаганде традиций революционной борьбы. После победы Октябрьской революции эта пропаганда была поставлена на государственную основу. В 1918 году в Москве стали устанавливаться памятники великим людям. Одним из первых был установлен памятник Радищеву, затем были открыты памятник Марксу и Энгельсу и мемориальная доска борцам Октябрьской революции.

Новая культура принесла с собой и новые праздники, отличающиеся особой идеологической направленностью. Большим событием в общественной жизни городов и сёл, важным средством патриотического воспитания было празднование революционных дат. Пролетарские революции рассматривались как подлинные праздники истории. В.И. Ленин так писал об этом: «Революции – праздник угнетенных и эксплуатируемых. Никогда масса народа не способна выступать таким активным творцом новых общественных порядков, как во время революции. В такие времена народ способен на чудеса…» (26,103). Празднование революционных дат повлекли за собой возникновение нового вида театрального искусства – массового героического театрализованного представления. Такие зрелища разыгрывались на площадях во время революционных праздников, выливаясь в активные политические манифестации, и оказывали огромное влияние на формирование новых патриотических взглядов и чувств у зрителей.

Особенно большую работу по военно-патриотическому воспитанию проводил комсомол. Он взял на себя ведение всей политической и культурно-просветительской работы на площадках допризывников и в военно-спортивных клубах. На каждую площадку, в каждый клуб назначался политрук, и создавалась комсомольская ячейка. Политрук готовил и проводил все политические мероприятия ячейки, совместно с ней организовывал собрание допризывной молодежи, устраивал беседы и лекции на политические темы, читки газет, субботники, экскурсии и т.д.

Военно-патриотическое воспитание школьников осуществлялось путем внеклассной работы. Наиболее распространенными формами были утренники для детей младшего возраста и вечера для старших школьников в дни революционных праздников. В старших классах проводились митинги, связанные с событиями на фронтах, читки газет, беседы. В 1919-1920 гг. зародилась клубно-кружковая работа, где дети вносили посильный вклад в помощь фронту, участвуя в пошиве белья и обмундирования, собирая теплые вещи для бойцов и т.д.

Для усиления работы по военно-патриотическому воспитанию в 1927 году несколько оборонных обществ были объединены в Общество содействия обороне и авиационно-химического строительства. Осоавиахим вело широкую пропаганду военных знаний и подготовку населения к обороне Родины.

В 30-х годах зародилась такая важная форма военно-патриотического воспитания, как походы по местам революционной, боевой и трудовой славы.

Большую помощь государству в воспитании патриотов оказывали литература и искусство. Главным их героем был человек, рожденный революцией, самоотверженный и мужественный. Замечательным оружием массового патриотического воспитания стало советское кино. Во многих произведениях киноискусства рассматриваемого периода были отражены революционный пафос людей, их героическая борьба против врагов Родины и высокий моральный облик. Прочно вошла в жизнь народа и военно-патриотическая песня.

В предвоенные годы усилился интерес к истории страны, особенно к истории борьбы против внешней и внутренней контрреволюции в годы иностранной интервенции и гражданской войны. По истории СССР организовывались кружки на предприятиях и в учреждениях, тема защиты Родины звучала на теоретических конференциях, в комсомольских военно-исторических лекциях, ей посвящались конкурсы школьных сочинений, походы по родному краю, по местам революционной и боевой славы.

Так же, в предвоенные годы усилилось внимание к формированию у молодежи качеств патриота-интернационалиста, так как появилась необходимость сплотить людей разных национальностей против единого врага. Шла активная работа по преодолению культурной отсталости национальных районов. Здесь быстро росли культурно-просветительские учреждения, устраивались массовые культпоходы и культэстафеты.

Первые же недели войны показали, что должна вестись постоянная работа по повышению моральной стойкости и военного умения, которые были накоплены в предвоенные годы. На первое место выдвинулось военно-патриотическое воспитание и военно-массовая работа всех государственных и общественных организаций. Главным в военно-патриотическом воспитании являлось поддержание уверенности к победе и формирование высокой личной ответственности каждого за судьбу Родины.

Тема защиты Родины стала ведущей в творчестве писателей, поэтов, художников, кинематографистов, музыкантов в годы войны. Советской культурой того времени был создан эстетический образ Родины поразительной красоты и величия. В годы тяжелых испытаний люди, как бы заново открыли для себя родную землю. С первых дней войны патриотическая тема любви к Родине и ненависти к врагу во весь голос зазвучала в литературе и искусстве. Важно подчеркнуть, что, несмотря на все ужасы, тяготы, жертвы, неизбежные во всякой войне, наша литература и искусство сделали главной темой своих произведений не смерть и жертвенность, а победу, подвиг во имя жизни. Это было отражением общего оптимистического настроя людей. А проводником этих положительных идей и установок были работники культуры. Они организовывали агитационные бригады, работавшие в тылу, передвижные киноустановки и библиотеки, поднимая, таким образом, героический дух солдат и возбуждая патриотические чувства.

О важности этой работы народная артистка В. Пашенная говорила: «Играя на сцене, выступая перед нашими доблестными воинами, читая газеты, письма, встречая аплодисменты зрителей, мы постоянно чувствовали, что наше искусство – это тоже оружие, оружие острое, как меч; оно живет, силет, греет сердца» (39,5).

В годы войны чрезвычайно возросло значение таких массовых форм работы по военно-патриотическому воспитанию, как митинги, собрания, политдни, общественно-политические кампании, большое внимание уделялось выпуску листовок, плакатов, стенных газет.

В школах в программу уроков по литературе включались художественные произведения, где ярко звучала тема защиты Родины, и описывались подвиги народных героев.

Великая Отечественная война внесла много нового и полезного в военно-патриотическое воспитание. В первые же годы после войны было создано множество произведений литературы и искусства, герои которых поражают красотой и возвышенностью своих помыслов, чувств и поступков. Определяя значение этих произведений для воспитания патриотизма у подрастающего поколения, С. Смирнов писал: «Тот подвиг, который совершил в этой войне наш народ, больше чем что-либо другое, раскрыл его истинную душу, его настоящий характер… В делах героев войны новое поколение находит такие черты, которые ему понадобятся, независимо от того, будет ли оно воевать…» (21,34).

День Победы – 9 мая стал самым популярным праздником в нашей стране. Отмечают его все, независимо от возраста, образования, политических взглядов. Чувства печали и радости, потерь и гордости всегда присущи этому празднику, поэтому 9 мая стал основным элементом работы учреждений культуры и образования по военно-патриотическому воспитанию.

В послевоенный период перед культурой государство поставило задачу не только воспитать гражданина-патриота, но и сформировать в каждом человеке специфические качества, необходимые ему при выполнении священного долга перед Родиной – службе в рядах Вооруженных Сил. Военно-патриотическое воспитание постепенно начинает приобретать системный характер, накапливается определенный опыт совместной работы комитетов ДОСААФ и образовательных и культурно-просветительских учреждений, постоянно расширяются и углубляются их связи, повышается качество и эффективность работы.

Решая общую задачу формирования гражданина-патриота, произведения литературы и искусства дают возможность юношам конкретно, через яркие художественные образы представить современную того времени армию, ее боевую технику, людей, которые ею владеют, понять сложность и своеобразную романтику воинского труда. Суровая и мужественная романтика армии, авиации, флота, ракетных войск находит свое отражение и в живописи, и в кино, и в музыке. Особенно ярко она проявляется в творчестве художников студии им. М.Б. Грекова, часто бывающих в частях и на кораблях.

Со временем растет популярность технических и военно-прикладных видов спорта. Наиболее существенный рост интереса проявляется к стрелковому спорту и военно-прикладному многоборью. Повсеместно начали открываться кружки по этим видам спорта, устраиваться соревнования, посвященные славным датам в истории советского государства и его Вооруженных сил, героям войны и труда. Активно развивается такой вид спорта, как моделизм.

Наибольшего успеха военно-патриотическое воспитание достигло в 1970–80-х гг. в этот период начинает выпускаться множество научной литературы, в которой дается обширный материал о формах и методах работы по военно-патриотическому воспитанию.

Очень популярны в то время стали устные журналы, которые организовывались работниками культуры на предприятиях и в учебных заведениях. Они отличались эмоциональностью, разнообразием, проводились в форме бесед с аудиторией, с показанием кинофильмов, выступлениями спортсменов и коллективов художественной самодеятельности. На этих мероприятиях работники культуры не только пропагандировали работу ДОСААФ, но и вносили свой вклад в формирование и развитие патриотических качеств людей.

Большой интерес вызывали также общественно-политические и художественно-пропагандисткие «Недели боевой и революционной славы», представляющие собой комплекс разнообразных клубных мероприятий, позволявших рассказать о зарождении и становлении Вооруженных Сил. Все мероприятия таких «Недель» учреждения культуры готовили совместно с комсомольскими организациями, школами, домами пионеров, музеями, военкоматами, организациями общества «Знание», ДОСААФ. Такой комплексный подход позволял сделать работу наиболее эффективной.

Успешную и плодотворную работу по патриотическому воспитанию молодежи вели Герои Советского Союза, участники Великой Отечественной войны, офицеры запаса.

С развалом СССР в стране образовалась сложная и нестабильная политическая ситуация, незавершенность начатых социально-экономических преобразований привели к резкому расслоению общества, проявлению бездуховности и безответственности, к попранию важных гражданских обязанностей, активизации различных деструктивных сил, подрывающих авторитет и безопасность армии и ее традиций. Отсутствие четко обозначенной общенациональной идеи, целей воспитания не позволило обоснованно определить основные направления воспитания. Весь накопленный опыт работы по военно-патриотическому воспитанию был полностью и безосновательно отвергнут вместо того, чтобы пересмотреть и видоизменить его в соответствии с требованием времени. Ю. Галанин, директор Второго Московского кадетского корпуса МЧС, рассматривая эту проблему ответил: «Человек сейчас испытывается отношением к прошлому. От того, как выдержим мы это испытание, в значительной степени зависит наше будущее» (60,7).

В этот сложный период в образовательных и культурных учреждениях практически была свернута военно-патриотическая работа, в школах прекратилась подготовка молодежи к военной службе, разрушена была материально-техническая база по начальной военной подготовке, в ряде мест закрыты и заброшены были музеи и комнаты боевой славы, растеряны формы и методы военно-патриотической работы.

Вспыхнувшие проявления национализма и сепаратизма создали серьезную опасность обществу. В средствах СМИ, между тем, начало просматриваться откровенное стремление трансформировать патриотическое чувство, не объединить, а противопоставить людей друг другу. Такое отрицание общепризнанных идеалов, социальных и духовно-нравственных норм, расслоение населения поставило молодежь перед приоритетами не вполне понятных для них рыночных отношений. В их сознании и душе размывались историческая память, понятия добра и зла, чести и бесчестия. Слова «патриот», «патриотизм» утратили свое значение. Не видя перед собой социальной перспективы, духовных идеалов, юношеский идеализм легко превращался в экстремизм.

В ряде случаев обществу стали навязывать отрицательный образ армии, грубо искажая военную историю. В СМИ нередко можно было встретить больше советов, как уклониться от армии, нежели рекомендации, как готовить себя к преодолению трудностей и лишений воинской службы. Большинство призывной молодежи оказывалось психологически не готово к военной службе, слабо развито физически, запугано армейскими трудностями. Статистика российских призывников в армию показала, что в 2000 году около 36% призывников не грамотны, около 7,5 % привлекались к уголовной ответственности. По сравнению с 1988 годом количество годных к армии, сократилось на треть, а количество ограниченно годных сократилось в пять раз. Более 40% призывников не могут выполнить минимальные спортивные нормативы. Вооруженные Силы стали комплектоваться в значительной степени за счет призывников из малообеспеченных семей, а отсутствие системы подготовки к военной службе, военно-патриотического воспитания, падение мотивации и снижение готовности к выполнению воинского долга могли стать одной из угроз национальной безопасности России.

В последние годы интерес государства к проблеме военно-патриотического воспитания значительно возрос. Стало очевидным, что решение большинства проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у молодежи и населения вообще, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважению к историческому и культурному наследию своего народа. В связи с этим приоритетными направлениями и составными частями социо-культурного процесса стало гражданское и военно-патриотическое воспитание.

Сегодня в учреждениях культуры и образования сложились определенные направления, формы и методы военно-патриотическое работы, но, вместе с тем, существует ряд проблем, мешающих эффективной организации этой деятельности, а именно:



  • несовершенство законодательной базы по военно-патриотическому воспитанию;

  • коммерциализация сохранившейся материально-технической базы;

  • незаинтересованность СМИ в пропаганде военно-патриотического воспитания молодежи и их подготовки к военной службе;

  • малочисленность высокопрофессиональных кадров, занимающихся вопросами военно-патриотического воспитания.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к организации этой деятельности.

Конкретным шагом к решению проблемы военно-патриотического воспитания стало проведение с широким участием общественности краевой научно-практической конференции «Героико-патриотическое воспитание населения на современном этапе развития общества», посвященной 120-летию со дня рождения Е.Ф. Степановой. Эта конференция прошла в 2002 году в г. Тимашевске, где были обсуждены различные аспекты патриотического воспитания.

В ходе работы конференции ее участники отметили необходимость тесного взаимодействия СМИ, образовательных учреждений, учреждений культуры, гуманитарных фондов, государственных и общественных организаций и заинтересованное участие властей всех уровней для решения проблемы военно-патриотического воспитания. Участники конференции обратили внимание и на то, что в прошлом в стране существовала советская система патриотического воспитания, имевшая свои сильные и слабые стороны. Сегодня она ушла в прошлое, и ощущается острая потребность в новой системе, базирующейся на общечеловеческих ценностях, демократических принципах, особенностях российской ментальности, учитывающей сложность становления новой российской государственности и гражданского общества.

В настоящий момент можно констатировать, что эта система в стране уже начала формироваться. В повседневной работе учреждений культуры и образования уже несколько усилилась пропаганда историко-культурного наследия, стали активнее использоваться объекты наследия, как общероссийского, так и регионального, и местного масштаба в воспитании гражданского патриотизма. Но еще необходимо проделать большую работу по развитию новых форм, средств и методов, системности и комплексного подхода, научной разработанности этой проблемы.


  1   2   3   4

  • ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
  • ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.