Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Во второй главе мы рассмотрим период правления Ивана Грозного, а именно его венчание на царство, которое очень сильно отразилось как на самом государстве, так и на западной Европе




Скачать 93.08 Kb.
Дата30.06.2017
Размер93.08 Kb.
Во второй главе мы рассмотрим период правления Ивана Грозного, а именно его венчание на царство, которое очень сильно отразилось как на самом государстве, так и на западной Европе. Это событие весьма волновало и, отчасти, пугало европейский правителей, ибо своим новым титулом Иван Васильевич ставил себя на одну ступень иерархической лестницы с императором Священной Римской империи германской нации, т. е. значительно выше королей (датского, английского, французского, польского, шведского и т.д.), также уравнивал себя с казанскими и астраханскими ханами (наследниками Золотой Орды) и даже с османским султаном (на тот момент — глава могущественной империи — Османской империи).
1. Сигизмунд Герберштейн особое внимание уделял событию 16 января 1547 года - венчание «великого князя и государя всея Руси Ивана Васильевича». Так как автор в своем сочинение первые главы посвящает именно титулатуре главы Русского государства, то стоит уделить отдельно внимание на международные последствия этого события, а конкретнее, реакцию на это событие в Европе.

Западно-европейские правители не спешили поздравлять нового «брата» его новым титулом, потому что признать новый титул Ивана Грозного значит «официально допустить его в узкий круг вершителей судеб европейского мира». Не только иностранные правители, но и православные церковные власти несколько лет никак не реагировали на это событие. Константинопольский патриарх спустя лишь 10 лет после события 1547 года признал новый титул Ивана IV, когда в ответ на приезд в Москву кизицкого и евгриппского митрополита Иосафа (1 января 1557 г.) в Стамбул был направлен бывший архимандрит Суздальского Евфимиева монастыря Феодорит. В том же году (2 декабря) он привез грамоту митрополита и Вселенского собора. А соборное послание с благословением патриарха пришло лишь к началу Ливонской войны (1558-1583 года). Как писал Герберштейн в своих «Записках»: «Молчаливый и неоформленный, но совершенно единодушный заговор непризнания нового царя — такова была позиция всех западных соседей России после 1547 года». Венчание на царство, прокатившееся эхом по всей Европе, породило стах со сторон великого князя литовского и короля польского Сигизмунда I и его наследника в том числе.


Несмотря на то, что Сигизмунд Герберштейн в своем сочинении «Записки о Московии» акцентирует наше внимание на принятии нового титула Иваном Грозным, основная же цель данного сочинения познакомить иностранцев (в том числе и иностранных правителей) с совершенно новым для них государством — Русью. Герберштейн подолгу жил в Москве, пользовался расположением Василия III, также был знаком с представителями различных социальных кругов — от придворных и слуг князя до купцов и простых людей страны. Благодаря такому широкому и разнообразному окружению «Записки» содержат такую разностороннюю информацию о внешней и внутренней политике страны, экономике и быте, культуре и общественной мысли. Австрийский дипломат уделяет внимание не только быту страны и событиям, выдвинувших эту страну на новый, равный с другими иностранными государствами, уровень, но и описывает историю Русского государства, беря начало от Рюриков и постепенно доходя до Иоанна IV, не скупаясь на описание религии, обряда венчания государей на царство, крещении и тому подобному.

На протяжении всего сочинения Герберштейн не «переходит на личности», ясно и точно характеризует историю, события и обычаи как прошлого, так и настоящего, не выказывает своего довольства или недовольства в отношении какого то бы ни было правителя Русского государства. Что же касается интересующего нас Ивана IV, то Герберштейн писал о нем совсем мало, но самое важное, так как сочинение его было опубликовано в 1549 году (то есть через 2 года после венчания Грозного на царство).


2. Теперь же обратим внимание на произведение Петра Петрея «История о великом княжестве Московском». Автор берет начало своего описания русской истории от 752 года (от правления трех князей — Рюрика, Синеуса и Трувора) по 1613 год — период начала правления Михаила Фёдоровича. Сперва Петрей написал и напечатал это сочинение на своем родном языке для себя и своих земляков и не предполагал обнародовать его на других языках; но по многочисленным просьбам иностранцев знатного и низшего сословий, для общей пользы, он напечатал свое сочинение на немецком языке.

В отличие от Герберштейна, Петр Петрей не скупается на многочисленные эпитеты в отношении Ивана Грозного: «От этой презренной и распутной женщины [Елена Глинская (прим. автора)] родился бесчеловечный тиран, Иван Васильевич, принявший на 12 году возраста великокняжеский венец и скипетр, потому что старший его брат, Григорий, был кривой и неспособный к правлению. Иван не совестился хвастать, что род его происходит от брата римского императора, Августа, а это так же далеко от правды, как восток от запада; оттого-то он и внес в свой герб двуглавого орла с распущенными крыльями, как сказали мы выше.


Не считая равным себе ни одного короля и государя на свете, он и точно был выше всех королей и государей в христианстве по своим мерзким делам, распутству и жестокостям, которые бесчеловечно совершал, как над туземцами, так и иностранцами. Это был гнусный варвар, кровопийца и тиран, великий скряга, безбожник, распутник, бешеный, гордый, неправосудный и злой человек, насилователь женщин, взбалмошен, неприветлив, прихотлив и беспокоен, охотник до пошлых дураков и мошенников; он был зачинщиком и виновником опасных войн для соседних государей и вооружал их против себя».

Автор характеризует Ивана Васильевича как жестокого тирана и бунтаря, постоянно нарушающего мирные и союзные договоры, обязательства и обещания; часто нападал на своих соседей без ведомых на то причин, наносил серьезный ущерб своей стране. Биография Ивана Грозного, составленная Петреем, пронизана его жестокостью, описывается, в основном, его увеселительно-похотливая и праздная жизнь, его кровавые забавы и лишь несколько страниц выделены на Ливонскую войну, взятие Казанского и Астраханского ханств, которые приумножили его великокняжеский титул. Также писатель достаточно подробно описывает убийство Иваном IV своего сына Ивана: «За то, что ты не хочешь признавать своего отца великим князем всея Руси, и я явлюсь для тебя не отцом, а великим князем, и покажу на тебе пример, чтобы другие взяли его уроком себе и не осмеливались больше делать заговоры против меня, презирать родителей и наругаться над ними в беде и невзгоде”.

Строгая речь отца сильно напугала сына: потупившись, он думал, как ему будет оправдываться, очень смиренно и почтительно просил отца выслушать его оправдание и начал говорить с большою робостью, но отец не позволил того и подал ему знак молчания палкой в висок.

Молодой князь от страха не почувствовал удара и начал говорить опять, но кровь побежала у него по всему телу, и полумертвый упал он на землю перед глазами отца. Увидав это, отец ужаснулся и опечалился, поднял руки к небу, горько рыдал, жаловался, целовал сына, утешал его, лежащего на земле, сетовал о великой беде и общем несчастии, обвинял святых, что они привели в это положение такого редкого юношу».

Данное сочинение написано и опубликовано на латыни в 1615 году (а в 1620 и на немецком), то есть через 31 год после смерти Ивана Грозного. Таким образом, вероятно Петр Петрей является одним из первых писателей, обнародовавших причину смерти сына великого князя — Ивана, которую (не менее вероятно) пытались скрывать. Также эта та книга особенна тем, что отражает в себе отношение русских того времени на Иоанна IV, их недовольство, возмущение, страх перед государем.
Сам Петр Петрей является шведским дипломатом и историком, и я полагаю, что неслучайно он 4 года находился на службе у великого князя, и потом еще не раз был послан в русские княжества «по весьма важным делам» по итогам путешествия которого и написал это сочинение. Можно предположить, что данное сочинение могло писаться не по собственному желанию Петрея, а по требованию шведского правительства. Иначе сложно объяснить столь недоброжелательный отзыв о Российском княжестве: «Причиною же того, что Русская земля и ее области, с их нравами, обычаями и историей, оставались неизвестными и как бы покрытыми мраком — тамошний закон и обычай, по которому ни одному чужеземцу (кроме послов) не дозволяется ездить в эту страну и путешествовать по ней, как водится в других краях: попадавший туда должен был оставаться навсегда в тамошней службе; если же бы ему захотелось выехать из нее, его наказывали ужаснее убийцы, разбойника и преступника против величества. Оттого-то эта страна большею частью и неизвестна, что сами жители ее невежественный, грубый и варварский народ, иностранным языкам не учатся, а только свой считают первым и самым приятным в свете и никого не допускают любопытствовать о своих делах и поступках».
3. Сочинение «Краткое известие о Московии» Исаака Массы отлично и от сочинения Петра Петрея, и от сочинения Сигизмунда Герберштейна. Во-первых, Масса пишет свое сочинение в рамках 17 века, то есть пишет то, что сам наблюдает, но ссылается также на период Ивана Грозного, дабы разъяснить современные смуты; больше акцентирует внимание на военную политику Ивана Грозного, более подробно описывает взятие Казани и Астрахани, но как и у Петрея, подчеркивает, что взятие этих двух ханств «приумножают великокняжеское значение государя». О войнах со шведами, а также о разорении и бедствии, причиненные Ливонии, автор не дает описание, ссылаясь на достаточно многогранное этих событий в других источниках.

Петр Петрей и Исаак Масса имеют довольно противоречивые взгляды относительно Елены Глинской. Петрей писал, что княгиня вела распутный образ жизни, открыто заявляла, что ее дядя — Михаил Глинский желает избавиться от нее и от ее сыновей, дабы самому стать великим князем, вследствие чего его посадили в тюрьму, где он и скончался. Но и после этого княгиня не оставила свой привычный образ жизни, из-за чего бояре решили её отравить в 1538 году. Исаак Масса же описывает княгиню Елену Глинскую как «весьма добродетельную женщину, которая, видя, что сын ее не достиг совершеннолетия и не может управлять государством, правила сама вместе с несколькими боярами, кои, как она полагала, пекутся об общем благе». И заканчивается все тем, что она «в добром мире и покое и опочила в Бозе в 1538 году». Несмотря на внушительную разницу в возрасте между писателями (16 лет), сочинения их были написаны примерно в одно и то же время, отсюда вопрос о достоверности их источников относительно истории Ивана Грозного.


Также Исаак Масса пишет об убийстве великим князем своего сына Ивана: «Двадцати трёх лет он был убит своим отцом, что случилось во время пребывания великого князя в одном из увеселительных дворов Александровской слободы, и спросили царя, не соизволит ли он отпустить с ними в поход сына, уже бывшего в то время совершеннолетним, полагая, что наведут большой страх на врагов, когда до них дойдет слух, что сам принц пошел в поле, к чему у него сверх того была великая охота. Услышав это, великий князь весьма разгневался и посохом, что был у него в руках, так сильно ударил сына по голове, что тот через три дня скончался, и это было в 1581 году».
Различны у авторов и причина смерти Ивана Васильевича: Петр Петрей утверждает, что великий князь скончался вследствие тяжелой болезни, когда Масса развивает теорию, что царя отравили, хотя, как сам он и пишет, не уверен в этом окончательно.
Автор мемуаров, описывающих события Смутного времени, свидетелем которого он был находясь в Москве в 1601—1609 гг., и карт Восточной Европы и Сибири. Опыт Массы и его знание Московского государства сделали голландца одним из видных «кремленологов» своего времени. В 1601 году Масса приехал в Москву, чтобы, по его словам, учиться торговле. Он стал свидетелем второй половины царствования Бориса Годунова, пережил захват Москвы ЛжеДмитрием и был выслан из России на родину через Архангельск вместе с другими иностранными купцами в 1609 г. перед падением царя Василия Шуйского. По прибытию на родину Масса составил описание событий 1601—1609 гг. получившее название История московских смут, которое он посвятил принцу Морицу Оранскому.
4. Что же касается Григория Котошихина, то стоит отметить, что свое произведение «О России в царствование Алексея Михайловича» Г. Котошихин написал по заказу шведских властей, враждебно относившихся к России.
Котошихин, так же, как и Петрей и Масса, упоминает о сражениях под Казанским, Астраханским и Сибирским ханствами. Автор подчеркивает, что присоединяя к себе эти земли, Иван Грозный (или как тогда его звали — Иван Гордый) присваивает себе титул великого князя и подчиняет все соседние княжения, становится «царем и великим князем Иваном Васильевичем всеа Русии».
Писатель ровно так же, как и вышеперечисленные утверждает, что Иван IV правил в злобе и ярости, разорял соседние княжения и постоянно нападал на своих же князей даже в мирное время, мучил своих подданных. Котошихин также прямо и открыто пишет: «понеже и сына своего смири на оный свет, пробиша его осном своим, и единаго митрополита повел задушити подушкою. Царствова же той царь, преставися». Котошихин, фактически, предает свою страну, оглашая убийство царевича Ивана своим отцом. То же самое и с убийством митрополита.
Речь идет о Филиппе II — епископе Русской церкви, митрополите Московском и всея Руси с 1566 по 1568 года.
События в 1568 году переросли в открытый конфликт между царём и духовной властью. Филипп активно выступил против опричного террора. Сначала он пытался остановить беззакония в беседах наедине с царём, просил за опальных, но Иван Грозный стал избегать встреч с митрополитом. Первое открытое столкновение митрополита с царём произошло 22 марта 1568 года в Успенском соборе Кремля, по итогам которого царь начал подготовку церковного суда над Филиппом, чтобы каноническим путем избавиться от неугодного ему иерарха.
Вскоре Филипп был сослан в отдалённый Отроч Успенский монастырь в Твери, а Иван IV казнил ещё ряд Колычёвых. Во время новгородского похода в 1569 году царь направил в монастырь к Филиппу Малюту Скуратова попросить благословения на поход. По сообщению жития, 23 декабря Малюта задушил святителя Филиппа. Возможно, на убийство опального Филиппа имелось тайное указание царя, так как Скуратов не мог самостоятельно решиться на убийство известного церковного деятеля и остаться безнаказанным. Убийство было совершено с согласия царя. Монахам Малюта сказал, что Филипп умер от духоты в келье. Тело святителя погребли за алтарём монастырского собора.
Основным общим событием в истории Ивана Грозного среди этих источников является, конечно же, венчание царя на царство. У этих четырех источников может быть разница в дате (всего лишь год), но все они несут примерно одинаковый смысл: становления государя Ивана Грозного наравне с европейскими правителями выдвигает, во-первых, само Русское государство вперед, во-вторых, проявляется интерес с этих западно-европейских сторон по отношению к нашему государству, развиваются международные отношения, страна начинает завоевывать авторитет среди стран-соседей и собирается в единую и мощную державу под командованием единого и мощного царя.
Каталог: sites -> default -> files -> research
research -> 20-е годы XX века в архитектуре и в одежде. Тенденции и новаторство
research -> Диплом Изучение творчества Казимира Малевича на уроках мхк в средней школе
research -> Теоретические аспекты выбора пищевого поведения у подростков 6
research -> Реферат Авиапромышленность Советского Союза
research -> Диплом Селфи в современном обществе
research -> Диплом Изучение творчества Казимира Малевича на уроках мхк в средней школе
research -> Темой моего научного исследования является «Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой». Актуальность
research -> «Петр Первый»
research -> «Записки о древней и новой России»
research -> Реферат 20-е годы XX века в архитектуре и в одежде. Тенденции и новаторство