Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Внеклассное мероприятие, посвящённое творчеству а. Н. Островского




Скачать 134.13 Kb.
Дата06.01.2017
Размер134.13 Kb.
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЁННОЕ ТВОРЧЕСТВУ А.Н.ОСТРОВСКОГО

Е.А.Заякина, учитель русского языка и литературы



МАОУ СОШ №47

« 190- летию со дня рождения

А.Н.Островского посвящается…»

Оборудование: презентация по творчеству драматурга, аудиозаписи монологов Катерины («Гроза»), Ларисы («Бесприданница»), отрывок из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»; отрывки из к/ф «Жестокий романс», «Снегурочка», стол, покрытый цветной скатертью, на столе - муляжи калачей, пряников, самовар.

Цель проведения мероприятия: пополнить знания обучающихся о творчестве А.Н.Островского; расширить представления детей о театре через рассказ о некоторых пьесах писателя, а также – через приобщение школьников к сценическому искусству.

Возрастной круг школьников - обучающиеся 9-10 классов.



Ход занятия.

Звучит монолог Катерины.



  1. Ведущие :

(1) 1-й: В апреле 2013 года исполняется 190 лет со дня рождения известного русского писателя-драматурга Александра Николаевича Островского.


2-й: Сегодняшнюю литературную гостиную мы посвящаем этому событию.
(2) 1-й: Александр Николаевич Островский занимает особое место в русской культуре - уже при жизни он был признан основоположником национального театра. Новая публика, которая сменила дворянскую первой половины XIX века, хотела видеть на сцене свою жизнь. Такие пьесы писал для них Островский. Он описывал жизнь героев глазами тех, кто трудится. Критерием оценки для Островского служили идеалы народной нравственности.
(3-5) 2-й: Почти пятьдесят пьес было написано великим драматургом, многие из них уходили корнями в родное Замоскворечье, за что Островского называли летописцем этой жизни.

Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки.

Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.
(6) 3-й: Могучий талант Островского осуществил эту мечту о национальном, «народном, русском театре». Островский сам сознавал свою близость к народному творчеству.
Чрезвычайно важна роль Островского и в истории русской литературы. Пьесы его имеют для нас важнейшее познавательное значение. Островский не был спокойным, бесстрастным бытописателем русской жизни. Это был общественный трибун, демократ.
Мы знакомимся по его пьесам с тяжелым, мрачным бытом «темного царства», с сочувствием следим за борьбой свободной, вольнолюбивой личности с мертвящими устоями прошлого, учимся познавать богатства душевных сил русского человека и ненавидеть тот гнет, который мешал в прошлом свободному развитию его личности.
(7) 1-й: «Только те произведения, писал Островский,- пережили века, которые были истинно народными у себя дома; такие произведения со временем делаются понятными и ценными и для других народов, а, наконец, и для всего света».
Отец будущего драматурга, выпускник Московской духовной семинарии, служил в Московском городском суде. Мать из семьи духовного сословия, умерла, когда будущему драматургу было восемь лет.

2-й: Детство и юность писателя прошло в Замоскворечье. Отец женился второй раз на дочери обрусевшего шведского барона, которая не слишком занималась воспитанием детей от первого брака своего мужа. Островский был предоставлен самому себе, еще в детстве пристрастился к чтению. В 1840 по окончании гимназии был зачислен на юридический факультет Московского университета, но в 1843 ушел из него, не пожелав пересдавать экзамен. Тогда же поступил в канцелярию московского Совестного суда, позднее служил в Коммерческом суде (1845-1851). Этот опыт сыграл значительную роль в творчестве Островского.

На литературное поприще вступил во второй половине 1840-х гг. как последователь гоголевской традиции, ориентированный на творческие принципы натуральной школы.
(8) 3-й: Широкую известность драматургу принесла сатирическая комедия «Банкрут» или «Свои люди — сочтемся», написанная в 1849). Она сразу же была замечена читающей публикой и прине­сла заслуженную славу автору.

Сюжет ее взят из самой гущи жизни, из хорошо знакомых драматургу юридической практики и купеческо­го быта. Обман здесь начинается с малого — с умения приказчика материю потуже затянуть или «шмыгнуть» через руку аршин ситца перед носом зазевавшегося поку­пателя; продолжается крупной и рискованной аферой купца Самсона Силыча Большова, а завершается тем, что более молодой и ловкий подлец приказчик Лазарь Елиза­рович Подхалюзин обводит вокруг пальца своего хозяи­на — старого плута и пройдоху. Вся эта жизнь основана на механизмах обмана, и если не обманешь ты, обманут тебя — вот что сумел показать Островский. Такие злонамеренные банкротства стали частыми явлениями в России 40-х годов 19 века. И сегодня в период приватизации и после нее распространены преднамеренные банкротства предприятий, основная цель которых- смена собственника и перевод предприятия под собственный контроль, а также официальное списание долгов перед кредиторами, в том числе пред государством. Сегодня преднамеренное банкротство является уголовно наказуемым деянием.


(9) 1-й: Разгадка этого сюжета — в привычной психологии самодурства. Большов вообще-то признает моральные за­коны и правила, но только не для себя; его мораль дейст­вует лишь в одну сторону. Для всех — мораль, а для него — выгода. Большов принадлежит к старой породе московско­го купечества: он груб, прямолинеен и простоват.

И каждый раз читатель убеждается в том, насколько бедна действительность такой жизни.


III. Инсценирование эпизода из комедии “Банкрот» (слайд с изображением героев)

IV.

(10) 2-й: Становление драмы было связано с поисками героя, который был бы способен вступить в драматическую борьбу, вызвать сочувствие зрителя, имея достойную цель. Но Островский не находил такого героя. Главные действующие лица его пьес были либо преуспевающие дельцы, либо пошлые, циничные прожигатели жизни, либо идеалисты, бессилие которых было очевидно Они не могли стать центром драматического действия, и тогда Островский выводит на первое место женщину, что акцентирует внимание зрителей на чувствах персонажа. А именно это является условием развития психологической драмы
Монолог Катерины (Я спрашиваю, почему люди не летают…)
(11) 3-й: Вы прослушали монолог Катерины из пьесы «Гроза».    Существует версия, что Островский писал «Грозу», будучи влюбленным в замужнюю актрису Малого театра Любовь Косицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее сыграла. Однако любовь Островского была безответной: сердце Косицкой было отдано другому, который довел ее до нищеты и ранней смерти. Актриса, играя Катерину, практически играла себя и на сцене предсказывала свою судьбу, и этой игрой покорила всех, в том числе и императора.
 (12, 13, 14,15)    В образе Катерины Островский показал всю трагедию души русской женщины. В XIX веке женщины в России были практически бесправны, выходя замуж, они должны были соблюдать все правила семейной жизни. Огромное количество браков заключалось не по любви, а по холодному расчету, молодых девушек часто выдавали за стариков только потому, что те имели состояние и высокое положение в обществе. О разводах в то время не было даже мысли, и женщины должны были страдать всю жизнь. В подобной ситуации оказалась и Катерина, которую выдали за Тихона Кабанова, происходившего из зажиточной купеческой семьи и попала в атмосферу тирании и лжи.

Предлагаем вашему вниманию фрагмент к\ф «Гроза» -автор сценария и постановка Владимира Петрова. Фильм снят в 1934 году.
(16) 1-й: И все же самой совершенной из психологических драм по праву считается "Бесприданница" (1879) Характер героини не изменяется в процессе драмы, а постепенно раскрывается перед зрителями. Такими же шедеврами являются пьесы "Последняя жертва" (1878), "Таланты и поклонники" (1882), "Без вины виноватые" (1884) Именно эти произведения заложили основу для дальнейшего развития драмы.

2-й: Лариса — не только страдающая от любви героиня, идеально отличающаяся от окружающей ее среды, но и находящаяся под влиянием ложных идеалов, становится жертвой этого безразличного общества. Эта чувствительная и красивая девушка с открытой душой поет и играет на разных музыкальных инструментах. Она образованна и талантлива, это привлекает в дом Огудаловых многочисленных гостей

(17) 3-й: Лариса полюбила искренне и нежно "блестящего боярина" Паратова, который для нее — идеал мужчины, и она готова пойти с ним хоть на край света. Любовь настолько велика и глубока, что героиня не может рассмотреть в нем всего лишь обычного купца, который стремится только к личному обогащению. Лариса впервые почувствовала себя счастливой, но и здесь ее ждет глубокое разочарование. Паратов неожиданно уезжает, глубоко оскорбляет ее чувства. Любовь поругана, для Паратова Лариса — лишь развлечение. Душевные переживания девушки усугубляются тем позором, который она пережила в собственном доме

2-й: Лариса – чайка, парит над миром на крыльях музыки. Неоднократно в пьесе звучит ее желание уехать отсюда.



Явление 3, Д.2- эпизод разговора Ларисы и Огудаловой.
2-й: Для Ларисы существует только мир бескорыстной любви. Не найдя этой любви, она приходит к мысли о самоубийстве. Она умирает со словами любви, таким образом, осуществляется ее мечта бежать из этой жизни, которую она не принимала.

Она умирает, прощая всех людей и никого не обвиняя. Ее трагедия — это трагедия чистой бескорыстной души, верящей в добро и любовь и осознавшей, как жесток на самом деле этот мир, и как она обманывалась.

Фильм «Жестокий романс» снят Э.Рязановым в 1983 году по мотивам произведения «Бесприданница». Совсем недавно известному любимому всеми режиссеру исполнилось 85 лет. Давайте посмотрим, каков взгляд современного режиссера на события, происходившие более 100 лет назад.
Фрагмент фильма «Жестокий романс».
(18) 1-й: Особое место в наследии Островского занимает «весенняя сказка» «Снегурочка» (1873). Поэтические и утопические воззрения Островского на возможность гармонических отношений между людьми облекаются в форму литературной «сказки для театра», в которой фигурируют образы, родственные образам славянской мифологии.
(19) Мало кто знает, что Снегурочка, непременный персонаж российских новогодних праздников, имеет дату и место рождения –1873 год, село Щелыково под Костромой. (Показ слайдов)

Именно там знаменитый русский драматург Александр Островский сочинил драму «Снегурочка». Ее он назвал «весенней сказкой».

Свою сказочную страну берендеев Александр Николаевич придумал, любуясь красотой здешних мест.
(20) 2-й: Красоту здешних мест Островский сравнивал со Швейцарией. Заросшие лесом холмы и овраги выглядят очень романтично.

(21) В музее-усадьбе Островского есть даже кукла Барби в образе Снегурочки. Ее сделали костромские школьники и подарили музею на Новый год.


(22) VII.3-й: Из множества иллюстраций к сказочной пьесе А.Н.Островского "Снегурочка" наиболее интересными являются эскизы декораций и костюмов, созданные художником В.М.Васнецовым. Вначале Васнецов оформил спектакль «Снегурочка» по пьесе Александра Oстровского, поставленный в январе 1882 года на домашней сцене Абрамцевского кружка. Неожиданно для художника "Снегурочка" стала не только самым задушевным его произведением, но и открытием нового направления в русском театрально-декоративном искусстве. А в 1885 году, в Русской частной опере Саввы Мамонтова, была поставлена опера Римского-Корсакова "Снегурочка". Эскизы декораций и костюмов тоже были исполнены В.М.Васнецовым.

(23, 24, 25)   2-й:  Используя архитектурные детали древнерусского зодчества, мотивы русских народных вышивок, резьбы и росписи по дереву, художник создал гармоничный образ сказочных царских палат, превратив их в яркое живописное зрелище.  В качестве основы для всех костюмов был использован белый домотканый холст, в сочетании с которым разнообразные цветовые решения орнаментов создавали выразительные характеристики персонажей и яркий декоративный эффект (показ слайдов).

«Снегурочка» была его любимым произведением, он закончил ее в канун своего пятидесятилетия. Ее поставили в Большом театре в Москве, но современники не оценили прелесть романтической сказки. И лишь потом, когда в 1882 году на сюжет пьесы Римским-Корсаковым была написана опера, «Снегурочка» начала входить в моду.

VI. Посмотрите, пожалуйста, отрывки из фильма «Римский-Корсаков» (отрывки из оперы Римского- Корсакова)


VII. Заключение.
(26, 27, 28) 2-й: В конце жизни Островский, наконец-то, достиг материального достатка (он получал пожизненную пенсию 3 тыс. рублей), а также в 1884 занял должность заведующего репертуарной частью московских театров (драматург всю жизнь мечтал служить театру). Но здоровье его было подорвано, силы истощены. Он скончался у себя в имении от наследственной болезни — стенокардии.
(29) 1- й: Драматург остался в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья», как назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, к театральной практике применившим достижения русской психологической прозы 19 в. Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены — это примета истинно народного писателя.
2-й: Мы благодарим вас за внимание и надеемся на новые встречи.

VIII. Звучит романс “Не довольно ли нам пререкаться».



Презентация к внеклассному мероприятию по теме «190-летию со дня рождения А.Н.Островского посвящается…»

Слайд №1. « 190-летию А.Н.Островского посвящается…» Слайд №2 Портрет писателя. Василий Перов. Портрет Островского. 1877 г. 1823-1886гг. «А.Н.Островский- «Колумб Замоскворечья».

Слайд №3. «В самом деле – видеть на сцене всю Русь, с ее добром и злом, с ее высоким и смешным, слышать говорящими ее доблестных героев, вызванных из гроба могуществом фантазии, видеть биение пульса ее могучей жизни!» - так говорил В.Г.Белинский о драматургии А.Н.Островского.
Могучий талант Островского осуществил эту мечту о национальном, «народном, русском театре». Островский сам сознавал свою близость к народному творчеству.

Слайд №4, 5: «Бедность не порок» (1853) ,«Не так живи, как хочется» (1854) , «В чужом пиру похмелье» (1856), «Доходное место» (1856) , «Праздничный сон до обеда» (1857), «Не сошлись характерами» (1858) , «Воспитанница» (1859), «Гроза» (1859), «Старый друг лучше новых двух» (1860), «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861), «Женитьба Бальзаминова» (1861), «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1861, 2-я редакция 1866), «Тяжёлые дни» (1863), «Грех да беда на кого не живёт» (1863), «Воевода» (1864; 2-я редакция 1885), «Шутники» (1864), «На бойком месте» (1865), «Пучина» (1866), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866), «Тушино» (1866), «Василиса Мелентьева» (в соавторстве с С. А. Гедеоновым) (1867), «На всякого мудреца довольно простоты» (1868).

Слайд №6. Свои первые литературные опыты Островский начал дерзким и ироническим утрверждением, что он окрыл небывалую страну. Страна эта лежала у всех под носом – как раз напотив Кремля, по другую сторону Москвы-реки. Но для литературы. Для читателей она была

тогда и впрямь незнакомой, нетронутой землею.

Эскизы к драмам (рисунки).

Слайд №7. А.Н.Островский – создатель русского национального театра.

Островский занимает особое место в русской культуре - уже при жизни он был признан основоположником национального театра. Новая публика, которая сменила дворянскую первой половины XIX века, хотела видеть на сцене свою жизнь. Такие пьесы писал для них Островский. Он описывал жизнь героев глазами тех, кто трудится. Критерием оценки для Островского служили идеалы народной нравственности.
Почти пятьдесят пьес было написано великим драматургом, многие из них уходили корнями в родное Замоскворечье, за что Островского называли летописцем этой жизни.

Слайд №8«Свои люди – сочтемся!». Спектакль группы любителей. В роли Подхалюзина — А.Н. Островский. Фото 1861.

Слайд №9. «Свои люди – сочтемся!». Большов и Подхалюзин. Художник П. Боклевский. 1850-1860-е.

Слайд №10 «Гроза». Катерина. Художник С. Герасимов

Слайд №11 А.Н. Островский среди артистов. Слева направо: А. Бурдин, А. Островский, К. Полтавцев, И. Горбунов, Л. Никулина-Косицкая, А. Нильский. Фото 1863.

Слайд №12 Катерина.

Иллюстрация к драме А. Островского "Гроза". 1972

Слайд №13 «Гроза». Жители города Калинова. Эскиз костюмов. Художник А. Головин. 1916.

Слайд №14, 15: Иллюстрации к драме «Гроза»

Слайд №16 : Бесприданница». Финальная сцена. Спектакль Московского Малого театра. Фото 1911 Малый театр (осн. в 1824г.) первым обратился к драматургии запрещенного автора (в 1853 году была поставлена комедия «Не в свои сани не садись», которая прошла с большим успехом.

За Малым театром закрепилось название «Дом Островского».

Слайд №17: иллюстрация обложки книги «А.Н.Островский. Бесприданница».

Слайд №18. Снегурочка, непременный персонаж российских новогодних праздников, имеет дату и место рождения –1873 год, село Щелыково под Костромой. Фото.

Слайд №19. Именно здесь, в селе Щелыково, знаменитый русский драматург Александр Островский сочинил драму «Снегурочка». Ее он назвал «весенней сказкой». Фото.

Слайд №20 Свою сказочную страну берендеев Александр Николаевич придумал, любуясь красотой здешних мест, - рассказывает заместитель директора музея-заповедника «Щелыково» Нина Тугарина. Фото.

Слайд №21 В музее-усадьбе Островского есть даже кукла Барби в образе Снегурочки. Ее сделали костромские школьники и подарили музею на Новый год. Фото.

Слайд №22 Образ Снегурочки вдохновил художников Врубеля, Васнецова, Рериха, Кустодиева. Иллюстрации.

Слайд №23, 24 Эскизы декораций В.М.Васнецова к пьесе А.Н.Островского "Снегурочка" .

Слайд№25.Снегурочка и Лель. Эскиз костюмов к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка».

Слайд №26. Государственный природный музей-заповедник А.Н.Островского "Щелыково" расположен в усадьбе писателя в Островском районе Костромской области. В 1847 году отец писателя купил эту усадьбу и впоследствии 20 летних сезонов А.Н. Островский проводил в любимом имении. Более чем в 20 пьесах драматурга просматриваются щелыковские мотивы. На территории музея – заповедника находится Дом творчества Союза театральных деятелей России . Голубой дом построен в 1903 году по проекту старшей дочери Островского. Фото.

Слайд №27. Мемориальный дом-музей А.Н. Островского в Щелыкове. Гостиная. Фото.

Слайд №28. Памятник А.Н. Островскому в усадьбе писателя Щелыково. Фото.



Слайд №29. «Только те произведения,- писал Островский,- пережили века, которые были истинно народными у себя дома; такие произведения со временем делаются понятными и ценными и для других народов, а, наконец, и для всего света».
Литература:

  1. А. Ревякин. « А. Н. Островский в Щелыкове».

  2. Иванов И.И. «Александр Островский. Его жизнь и литературная деятельность».

  3. Островский А.Н. Пьесы «Гроза», «Бесприданница», «Свои люди-сочтемся», «Снегурочка».

  4. Золотарева И.В, Михайлова Т.И. «Поурочные разработки по русской литературе. Первая половина XIX века. 10 класс».

.

  • Ход занятия.
  • Инсценирование эпизода из комедии “Банкрот» (слайд с изображением героев)
  • Монолог Катерины (Я спрашиваю, почему люди не летают…)
  • Предлагаем вашему вниманию фрагмент к\ф «Гроза» -автор сценария и постановка Владимира Петрова. Фильм снят в 1934 году.
  • Явление 3, Д.2- эпизод разговора Ларисы и Огудаловой.
  • Фрагмент фильма «Жестокий романс».
  • Посмотрите, пожалуйста, отрывки из фильма «Римский-Корсаков» (отрывки из оперы Римского- Корсакова) VII. Заключение.
  • Презентация к внеклассному мероприятию по теме «190-летию со дня рождения А.Н.Островского посвящается…»