Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Внеклассное мероприятие по литературе 7 класс «Тема памяти в произведениях Е. И. Носова «Живое пламя», «Красное вино Победы», «Шопен, соната номер два»»




Скачать 64.88 Kb.
Дата27.06.2017
Размер64.88 Kb.
ТипВнеклассное мероприятие
Внеклассное мероприятие по литературе 7 класс
«Тема памяти в произведениях Е.И.Носова «Живое пламя», «Красное вино Победы», «Шопен, соната номер два»».
Учитель: Закроева Елена Михайловна

МБОУ технический лицей №176

Карасукский район

Новосибирская область
Цель: познакомить учащихся с творчеством Е.И.Носова; проанализировать произведения; выяснить, как тема памяти объединяет произведения Е.И.Носова.

Оборудование: компьютер, смарт доска, выставка книг о Великой Отечественной войне (К.Симонов «Живые и мертвые», А.Покрышкин «Небо войны», Ю.Бондарев «Горячий снег», Б.Васильев «А зори здесь тихие…», звуковое сопровождение (музыка и слова Ю.Антонова «Маки»).

Метод наблюдения: анализ текстов, выразительное чтение отрывков произведений; выводы, сделанные учащимися.


Ход урока:

I.Оргмомент (число, тема на доске).


Эпиграф на доске: Дело в нашей памяти.

В нашем понимании того,

какой ценой заплачено

за победу над самым

лютым врагом, когда-либо

нападавших на русскую землю.

Е.И.Носов «Шопен, соната номер два».
II. Ребята, приближается знаменательная дата со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Как люди помнят об этом событии, что рассказывают участники боевых действий, где мы можем узнать об этом?
(Кино, книги, воспоминания).
Много произведений создано известными писателями о тех страшных страницах жизни народа. Перед вами книги К.Симонова, Б.Васильева, Ю.Бондарева, А.Покрышкина...

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним замечательным писателем Евгением Ивановичем Носовым, который тоже писал о войне.


Сообщение ученицы о биографии Е.И.Носова.

Фото на слайде.





Он не писал батальных сцен, не посягал на знания тактики и стратегии военного искусства, но он проник в главное – в суть характера человека на войне. Он изобразил тот народ, который отстоял свое Отечество, свой образ жизни.
III. Попробуем восстановить события, о которых идет речь в рассказе «Красное вино Победы».
1). От чьего лица ведется повествование?
(От первого лица, от лица автора, который был ранен и находится в госпитале в Серпухове вместе с другими солдатами и офицерами).
Найдите в тексте описание, как попали раненые в этот госпиталь? (стр.5).

2). Расскажите о том, как раненые относятся друг к другу в госпитале?




(С теплом, пониманием, помогают тяжелобольным, которые не могут ходить).

3). О чем часто вспоминают раненые бойцы, ожидая миг победы?


(Вспоминают малую родину, родных, которые ждут их дома).
4). Как пришел долгожданный день Победы в госпиталь?

(стр.16,17), (стр.18,19).
В день Победы умер Копешкин, как любимый и так заботливо обихаживаемый друзьями. Страшная потеря и огромное счастье соединились для всех воедино.
5). Так почему же автор назвал этот рассказ «Красное вино Победы»? Докажите это текстом.


(стр.30-31. Красное напоминает о цвете знамени, с которым шли в бой, о цвете крови, пролитой за Родину... Красное вино – в честь Победы и в память о тех, кто до неё не дожил, но её приближал... Красное – символ жизни и возрождении).
IV. Люди, вспоминая подвиги, совершенные в годы войны, выражают благодарность погибшим словами, музыкой, цветами.

1). Давайте посмотрим как Е.И.Носов в повести «Шопен, соната номер два» говорит о том, как живые отдают дань памяти павшим?

(Открытие памятника с именами погибших).
2). Герой повести Александр Полосухин, присутствующий при открытии монумента, часто вспоминал один эпизод из военных действий, какой?
(Не могли предать земле погибшего солдата, стр.48).
3). Возвращавшимся в город после митинга музыкантам дали приют от непогоды жители села. Хозяйка дома поведала гостям, что у них четверо родных мужчин погибли на войне.


И они не могут побывать на могиле родных, чтобы поклониться им. Как д.Саша решает помянуть погибших воинов?

(Исполняет с ребятами «Сонату номер два, Шопена» стр.76-77).
4). Хозяйка дома благодарна музыкантам. Как это выразилось, зачитайте. (стр.77).
V. Память о погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь... дуновением легкого ветерка, лазоревым тихим утром, разросшимся под окном жасминовым кустом или... ярко вспыхнувшим цветком на клумбе.

1). У главной героини рассказа «Живое пламя» на войне погиб сын Алексей. Она не жалуется на свою судьбу, не плачет уже. Но глубокая, затаенная печаль переполняет эту женщину. Что нам дает право сделать такой вывод?






(Скорбь выражается в словах, мимике, жестах, осанке Ольги Петровны).

2). Видимо, пытаясь унять свою душевную боль, она занялась разведением цветов. (Зачитайте описание клумбы).


3). Почему она не садит маки?


(«Пыхнул и сразу сгорел...»).


4). Какое впечатление у рассказчика от цветения маков?


(Восторг, восхищение .Сравнение с факелом).

5). Это символ возвышенного, восторженного, героического у писателя. Не случайно автор сравнивает маки с «зажженными факелами с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени», а осыпающиеся лепестки их – с «искрами».

Рассматривая «еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток», мать вспоминает сына, вспыхнувшего могуществом человеческого духа и сгоревшего «без оглядки».
6) Послушаем песню «Маки» в исполнении Ю.Антонова. Слушая эту песню, ребята, подумайте, почему название рассказа «Живое пламя».
(Пламя – красный цвет маков, как огонь, кровь, пролитая погибшими. Живое, т.к. живет, возрождается. Стр. журнала).
7). Ребята, мы сегодня с вами говорили о памяти людей, которые не должны забывать о погибших воинах во время Великой Отечественной войны. Чтобы не повторился тот ужас, который испытали наши деды, прадеды. Будем помнить об их подвиге.

Память! Она всегда с нами.

Помните! Через века, через года помните о тех, кто уже не придет никогда, помните!

Оценки. Спасибо за работу. Урок закончен.


Литература:
Е. Носов «Усвятские шлемоносцы»,

Издатель: Советский писатель, Москва, 1986 год


Журнал «Литература в школе» № 3 за 1995 год,
http://ru.wikipedia.org , http://www.litra.ru, http://writerstob.narod.ru – Биография Е.И.Носова

Приложение:
Биография Е.И.Носова

Евгений Иванович Носов – советско-русский писатель, представитель «деревенской» прозы, Герой Социалистического Труда. Родился 15 января


1925 года в селе Толмачево Курской губернии, в семье потомственного кузнеца. В возрасте шестнадцати лет попал в фашистскую оккупацию. По окончании восьмого класса ушел на фронт и служил в качестве наводчика оружия. В феврале 1945 года Носов был тяжело ранен под Кенигсбергом и перевезен в госпиталь в Серпухове. События этого времени он позже описал в рассказе «Красное вино победы».
Среднюю школу ему удалось окончить только после окончания войны. Затем он жил в Казахстане и Средней Азии, где длительное время работал литературным сотрудником. Первые стихи и публицистические рецензии Носова появились в 1947 году. В 1951 году писатель переехал в Курск, где выпустил свой первый рассказ для детей «Радуга» и первый сборник рассказов «На рыбачьей тропе». Как и другие представители «деревенской» прозы, он посещал Высшие литературные курсы в Москве. В 1960-е годы активно публиковался в столичной периодике.
В те же годы Носов писал множество рассказов и повестей. Среди наиболее известных были «Шумит луговая овсяница», «Объездчик», «И уплывают пароходы, и остаются берега», «За долами, за лесами». В этих произведениях писатель проявил глубокий психологизм, склонность тщательно анализировать и точность в описании деревенского быта. Ему удавалось передавать народную мудрость через крестьянские речи и динамичные диалоги. Свои детские и отроческие воспоминания писатель наиболее ярко описал в рассказах «Подпасок» и «Дежка».
Большой успех принесла Носову, написанная в 1980 году, повесть «Усвятские шлемоносцы». Позже она вошла в одноименный сборник рассказов и повестей. В этот период он работал в редакционной коллегии журнала «Роман-газета». С 1989 по 1992 год автор выпустил несколько книг для школьников. Среди них книга рассказов для младших классов «На дальней станции сойду», сборник рассказов для старших классов – «Красное вино победы». У Е. И. Носова была привычка кормить птиц, в особенности в морозные дни. И даже на своей могиле просил высечь слова: «Покормите птиц». Писатель умер 13 июня 2002 года в Курске.
Каталог: uploads -> doc
doc -> «Целый мир от красоты…»
doc -> Писатели о себе (автобиографические книги)
doc -> Абай, Пушкин и Байрон в нашей жизни
doc -> Ы. Алтынсариннің 175 жылдығына к 165-летию И. Алтынсарина Ибрай Алтынсарин
doc -> Путь Мухтара Ауэзова к Абаю
doc -> Праздники Новой Зеландии Панорама Окленда — города парусов
doc -> Справка по результатам Недели русского языка и литературы, посвященной творчеству Александра Сергеевича Пушкина
doc -> Устный журнал ко Дню Первого Президента рк для учащихся 6 класса
doc -> Кураторский час Сабақтың тақырыбы / Тема занятия/ Theme: «Моя страна. Мой президент» Куратор : Нуганова Гульжанар Асхатовна у-11
doc -> Сведения о кандидатах в депутаты земских и поселкового собраний Прохоровского района третьего созыва, зарегистрированных по мажоритарным избирательным округам

  • Учитель: Закроева Елена Михайловна МБОУ технический лицей №176 Карасукский район Новосибирская область Цель
  • Оборудование
  • Литература
  • Приложение