Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Вместо предисловия. О гениальности и гене гениальности




страница1/7
Дата15.06.2018
Размер2.19 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
Вместо предисловия. О гениальности и гене гениальности Разнообразная жизнь природы представляет собой процесс непрерывного созидания. В этом динамичном процессе участвует человек, который находится в центре всех изменений. Великий русский ученый, поэт и философ М.В. Ломоносов писал: «Разум с помощью науки проникает в тайны вещества, указывает, где истина. Наука и опыт – только средства, только способы собирания материалов для разума». Многие «материалы для разума» до сих пор остаются неразрешимыми загадками. К таким тайнам природы относится ген гениальности. Время от времени в обществе появляются величайшие творцы, которые своими делами оказывают сильнейшее воздействие на историю, культуру, искусство. Такие выдающиеся личности своими достижениями значительно обогащают или опережают свое время. Однако до сих пор нет единого мнения: является ли появление таких людей случайностью или закономерностью, проявлением «божественной силы» или следствием целенаправленной кропотливой работы над собой. Феномен гениальности окружен плотной завесой гипотез, теорий и догадок. Но сам термин «гениальность» нельзя употреблять только для обозначения врожденной способности определенного человека к созидательному творчеству. Правильнее было бы говорить об итоговой оценке результатов его работы, предполагая особую способность к продуктивной деятельности в той или иной области. Что такое гений Толковый словарь русского языка под редакцией С.И Ожегова и Н.И. Шведовой дает такое определение. «Гений – это высшая творческая способность человека». Очевидно, эта высшая творческая сила связана с сильно развитым воображением и необычным мышлением. Этимология (происхождение) слова «гений» проста. Так в древнеримской мифологии назывался дух – покровитель человека, позже – олицетворение добрых или злых сил. Гений представляет собой не просто высшую степень одаренности, а связан с созданием качественно новых творений. Деятельность гения реализуется в определенном историческом контексте жизни человеческого общества, из которой гений черпает материал для своего творчества. И это подразумевает подвластность гения той задаче, которую ставит перед ним само время. Его внутренняя сущность всецело подчиняется творчеству для достижения поставленной цели и решения поставленной задачи. Известно, что путь человечеству по дороге прогресса пробивают отдельные люди. История развития цивилизации не безлика – у первопроходцев есть имена. Их достижения, их мужество в познании неведомого столь велики, что они известны и спустя столетия после смерти. Мы помним великих философов Античности, полководцев и императоров времен раннего христианства, художников и писателей средневековья, естествоиспытателей XVIII-XIX веков, общественных деятелей ХХ века. Часто их называют: гении. Выдающиеся люди были всегда. Они появлялись, когда перед человечеством вставали проблемы, и, казалось, наука, искусство и общественная жизнь зашли в тупик. Неизбежно возникал человек, который был способен ответить на вызов времени, независимо от общественной реакции на это появление. И не случайно известный философ и публицист Г.В. Плеханов говорил: «Давно уже замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют общественные условия, благоприятные для их развития». Хотя можно и поспорить с мнением этого философа. Иногда люди осознавали значимость дел иного гения лишь много лет спустя. Часто современники считали выдающихся людей изрядными чудаками. Известно, многие опыты Леонардо Да Винчи при его жизни считались сомнительными и опасными. Ван Гог закончил жизнь в сумасшедшем доме, и его творчество по достоинству также было оценено гораздо позже. Рискну перегрузить текст еще одной цитатой, которая тут очень уместна. Литературовед и философ Лев Шестов (настоящее имя – Лев Исаакович Шварцман) метко и с присущим ему чувством юмора подметил: «Вообще гений, вопреки общераспространенному предрассудку, самое бестолковое, а потому и самое беспокойное существо». Еще один взгляд на природу гениальности: в появлении гения среди нормальных людей проявляются объективные этнопсихологические закономерности. Гении появляются большими группами в отдельные исторические периоды, но бывают годы, такие люди, словно исчезают с исторического поля. Известны слова А.И. Герцена: «Должно быть, на людей бывает урожай, как на виноград. Кажется, условия те же, а в один год... вино лучше — говорят от кометы...». Многие ошибочно полагают: гений проявляется с самого детства. Так бывает не всегда, и многочисленные исторические примеры, представленные ниже, проиллюстрируют это положение. Действительно, в первый год жизни младенца его мозг увеличивается в 2 раза, и ученые совершенно справедливо указывают: от того, как построено обучение ребенка в этот период, в значительной степени зависит его будущее. И не случайно гении уже в раннем детстве поражали всех своими достижениями. Но как тогда быть с таким фактом: гениальная писательница Агата Кристи научилась писать, когда ей было уже за 30 Генетика давно перестала быть «лженаукой», и время от времени средства массовой информации приносят нам очередную сенсацию: в человеческом организме обнаружен ген гениальности – такое сенсационное сообщение прозвучало в сети Интернет. И хотя ни одно научное сообщество еще не подтвердило достоверности этого открытия, оно заставило глубоко задуматься многих исследователей, так ли это На примере великих людей мы попытаемся проследить, как могут возникнуть и развиться у человека скрытые способности Если понять, как формируются в детстве способности и одаренность, каковы внешние причины и как развивается у ребенка совокупность этих факторов, возможно, нам удастся увидеть развитие необыкновенного дара, ведущего к гениальности. Однажды Л. Толстой заметил: «что гениальному дару нельзя научить, но погубить его можно». Что нужно знать, чтобы не погубить будущего гения в зародыше Если провести аналогию с семенем растения, можно сказать: гении как семена, которые прорастают и становятся растением, если налицо подходящие условия для их развития. В самой природе человека присутствует мощное творческое начало, и это начало подобно ядру семени. Оно должно найти себе питательную среду, в которой получит все условия для интенсивного роста и раскрытия всего потенциала. Ученые подметили важную закономерность: развитие творческого начала у маленького человечка стимулируется бессознательно вызревающим стремлением к превосходству. Это наглядно проявилось, например, у гениального полководца Александра Македонского. Но иногда такой своеобразный катализатор развития связан со стремлением к подражанию великим людям своего времени. Мы может проследить это на примере выдающего греческого оратора Демосфена. Могут ли быть усилены врожденные качества личности, которые мы оцениваем как определяющие факторы одаренности Являются ли такие свойства врожденными или они следствие развития, поскольку свойственны большей части детей Можно ли воспитать гениальность Вопросы не простые, но ответ на них дает грандиозную перспективу – воспитывать творческую личность через стимулирование развития факторов, способствующих раскрытию творческих способностей. И если гениальность в определенной части имеет наследственный характер, а ее редчайшее проявление обусловлено почти невероятным стечением обстоятельств, то в том случае, когда рождается ребенок с предрасположением к высокой одаренности, как его развивать, чтобы не погубить редкий потенциальный дар Все эти вопросы требуют ответов, и от правильного ответа на каждый из них зависит будущее человечества. Глава первая Гении своего времени Древняя Греция дала человечеству много гениальных философов, писателей, музыкантов и поэтов. Я сразу оговорюсь. В этой книге нет возможности перечислить их всех. Мне хотелось остановиться на наиболее интересных гениальных личностях. В «биографических очерках» Е. Орлова, изданных в Санкт-Петербурге в 1898 году, упоминается один из признанных гениев античности – оратор и политик Демосфен и, как свидетельствует автор на основании анализа документов той эпохи, «в нем греческое красноречие достигает своего кульминационного пункта». Автор указывает: «Одной из выдающихся особенностей красноречия Демосфена следует признать необычайную ясность и отчетливость мысли и фразы». По данным названного источника, Демосфен родился в Афинах в 384 г. до н.э.. Его отец был владельцем мастерских по производству оружия и мебели, в которых работали полсотни рабов, но рано ушел из жизни. В это время будущему великому оратору было всего семь лет. Любопытно отметить: в детстве Демосфен не отличался крепким здоровьем и по этой причине был даже освобожден от занятий гимнастикой. Он ничем не проявлял себя в науках вплоть до того дня, когда, будучи восемнадцатилетним юношей, упросил своего дядю взять его с собой в суд, где разбиралось дело видного оратора и выдающегося государственного деятеля Греции Каллистрата, обвиняемого в государственной измене. Речь Каллистрата была настолько блестяща, что судьи вынесли ему оправдательный приговор, а народ восторженной толпой проводил оратора до дверей его дома, воздавая небывалые почести. Этот случай перевернул всю жизнь Демосфена, и он твердо решил, кем теперь станет. Демосфен стал брать уроки риторики, тем более, он собирался затеять судебный процесс против опекунов, действующих против его интересов. Между тем, трудно было встретить оратора, так же плохо подготовленного природой к своей роли. Тихий и слабый голос Демосфена прерывался болезненной одышкой, а нервозность и нерешительность вызывала заикание. Первое выступление Демосфена на публике с треском провалилось, и он покинул зал под всеобщий хохот и насмешки. Однако будущий великий оратор не падал духом, с удвоенной энергией работал над исправлением недостатков и вскоре добился определенных успехов. Историк Деметрий Фалернский уверяет, что Демосфен применял такие приемы. По несколько раз в день он направлялся в предместье города и взбирался на высокую гору для укрепления легких, стараясь глубоко и часто дышать. Для укрепления голосовых связок он часами произносил длинные декламации у берега моря, а для совершенствования чистоты произношения набирал в рот мелкие камешки. Для того, чтобы выработать приличную жестикуляцию, Демосфен запирался в подземной хижине, где его никто не мог видеть, и упражнялся перед зеркалами. Впрочем, даже этих необычайных усилий было недостаточно. Второе выступление Демосфена перед широкой афинской публикой хотя и не было таким провальным, однако также не увенчалось успехом. Укутав голову плащом, сгорая от стыда и обиды, он брел домой и решил было навсегда отказаться от любимого дела, если бы не известный в то время актер Сатир, заметивший в первых дебютах задатки гениальности. Сатир догнал Демосфена и вступил с ним в беседу, попросив прочитать что либо из Эврипида и Софокла. Демосфен выполнил просьбу, а затем Сатир продекламировал те же самые фрагменты произведений, но с такой плавностью и выразительностью дикции, с такой точной и тонкой жестикуляцией, что Демосфен долгое время не мог опомниться от изумления. Он решил продолжить работу над собой, и в итоге добился потрясающих успехов, быстро выдвинувшись в ряд самых видных ораторов Греции. При этом он не стал ограничиваться внешней стороной ораторского искусства, а с такой же основательностью, терпением и трудолюбием обратил главное внимание на выработку стиля и логической формы. Речи Демосфена, по признанию современников, были блестящи. Е. Орлов в «очерках» так свидетельствует об этом: «До нас дошло 30 речей, которые признаны за подлинно демосфеновские. Подобно архитектору, воздвигающему здание, Демосфен строил фразу за фразой, точно исчисляя давление и трение и старательно кладя каждый камень в свое место, он взвешивал каждое слово, он изучал каждый эффект, он оттачивал каждый аргумент». В истории Древней Греции известен и другой гений своего времени. Это Сократ – древнегреческий философ (469-399 гг. до н.э.), сын каменотеса Софрониска и повитухи Фенареты. Внешне Сократа был неказист. Небольшого роста, с большим животом, курносый, толстогубый, с толстой шеей и большой лысиной. И хотя его облик никак не соответствовал идеалам того времени, современники философа заслуженно относили его к великим гражданам Афин. Его умение философски господствовать над всем земным, в том числе над собой, в сочетании со стройностью и строгостью умозаключений поражали и не случайно поставили философа в ряд выдающихся мыслителей своего времени. Он был, как считали, воплощением эллинской мудрости, и его называли даже святым греческой философии. Сократ не создал какой-либо философской системы, не написал ни строчки. Он делал нечто неизмеримо более важное: бесконечными беседами и расспросами он будил и будоражил мысли. Под напором его диалектики и знаменитой иронии все распространенные представления об истине, знании, благе и добродетели, рушились, но вместо них Сократ не выставлял каких-то готовых истин. Он пытался привести самих людей к такому знанию, в достоверности которого они убедились бы сами. Он считал, что знание можно обрести только собственными усилиями, а не получить в качестве готового извне. Сократ пытался найти в сознании человека такую опору, такой фундамент, на котором мог бы твердо находиться нравственный мир человека, что является очень актуальной проблемой во все времена. «Я знаю только то, что ничего не знаю», – сказал однажды этот философ, подчеркнув бесконечность процесса постижения истины. Кстати, одним из многочисленных учеников Сократа был не менее известный мыслитель Платон, которого также считают гениальным. Философ и писатель Аристотель родился в Стагире в 384 г. до н.э.. Эта греческая колония была расположена на северо-западном побережье Эгейского моря. Его отец Никомах принадлежал к роду врачей Асклепиадов. Он был придворным врачом Аминты III – македонского царя. В 369 году до н. э. пятнадцатилетний Аристотель лишился родителей, и заботы о нем принял на себя его опекун Проксен. Аристотель унаследовал от отца значительные средства, это дало ему возможность продолжать образование под руководством Проксена. Книги тогда были очень дороги, но Проксен покупал ему любые издания, даже самые редкие. Таким образом, Аристотель в юности пристрастился к чтению, стал высокообразованным юношей. Под руководством Проксена он изучал растения и животных. Многие историки утверждают: Аристотель наследовал от отца не только значительные материальные средства, но и огромную по тому времени библиотеку – сочинения, запечатлевшие наблюдения над жизнью органической и неорганической природы, произведения писателей и поэтов Древней Греции. В 367 году до н. э. Аристотель решил совершенствовать свое образование в центре культурной жизни Эллады – Афинах. Здесь судьба свела его с другим гениальным греком – Платоном. Аристотель провел в обществе Платона семнадцать лет. Есть основание полагать, что Платон уважал и по отечески любил своего гениального и непокорного ученика. И не только передал ему все свои познания, но вложил в него всю свою душу. До смерти Платона Аристотель не открывал своей школы, хотя философские его воззрения давно были разработаны. Около двадцати лет Аристотель занимался в Академии Платона. Он писал книги, поражающие современников тонкостью видения окружающего мира и глубинной философией, и, в отличие от Демосфена, мало интересовался политической жизнью. В 355 году до н. э. положение Аристотеля в Афинах, где он, как приезжий из другого города, не имел никаких политических и гражданских прав, несколько упрочилось в связи с приходом к власти промакедонской партии. Однако Аристотель и близкий к нему по духу философ и писатель Ксенократ решили покинуть Афины. К этому их побудило нежелание оставаться в Академии под началом племянника Платона Спевсиппа. Покинув Афины, Аристотель вместе с Ксенократом отправился в Среднюю Азию и принял приглашение любимого ученика Гермия, властителя малоазийского города Атарнея, погостить у него. Аристотель провел в этом городе три года, здесь он окончательно нашел себя. Здесь определилось его собственное мировоззрение. Аристотель женился на младшей сестре Гермия – Пифиаде. Гнев персидского царя был так велик, что Аристотелю пришлось спасать жизнь молодой девушки и свою собственную. Они скрылись бегством. Последующие три года мыслитель жил в городе Митилена на соседнем острове Лесбос, куда его пригласил Теофраст – друг и помощник, уроженец тех мест. Во время пребывания на острове Лесбосе Аристотель получил приглашение от македонского царя Филиппа приехать в Македонию и стать воспитателем его сына Александра. В конце 340-х годов до н. э. Аристотель прибыл в новую столицу Македонии – город Пеллу. Воспитанию Александра Аристотель посвятил три года. Аристотель не стремился сделать из Александра философа по своему образу и подобию, а нашел главное средство воспитания в поэзии, и особенно в эпосе Гомера. Во время восьмилетнего пребывания в Македонии Аристотель главным образом занимался наблюдением над живой природой. Филипп, а потом Александр Македонский не жалели ничего, чтобы обеспечить Аристотелю возможность заниматься науками. В 335 году до н. э. философ возвратился в родной Стагир с женой Пифиадой, дочерью и воспитанником Никанором, а затем перебрался в Афины. Второй афинский период был наполнен неустанным творчеством. Аристотель выдвинулся в ряд авторитетнейших философов и писателей. В возрасте 62 лет 2 октября 322 года до н. э он умер от болезни желудка, оставив после себя множество талантливых учеников. Один из таких его учеников – гениальный полководец и стратег, дальновидный политик, видный государственный деятель Александр Македонский в 16 лет был утвержден правителем всей Македонии. В 18 лет Александр уже командовал решающим флангом македонских войск в битве при Херонее. Когда этого потребовали государственные соображения и после смерти Филиппа II началось повсеместное брожение, он в 21 год стремительно двинулся на Фивы, взял город штурмом и разрушил его, а затем продал в рабство жителей, устрашив таким образом всю Элладу. К 25 годам он блистательно выиграл решающее сражение с персами при Гранике; пройдя по побережью Средиземного моря от Геллеспонта до границ Египта, он выиграл еще два решительных сражения с персами. Численность персидских войск намного превышала силы Александра. В 25 лет он завоевал Вавилон. Он поднялся на невиданные до него вершины могущества. Но вел войска все дальше и дальше, завоевывая Среднюю Азию; через нынешний Афганистан он повел измученные войска на Индию, перешел реку Инд, победил могущественного царя Пора и пошел бы еще дальше, если бы его истомленные войска не взбунтовались. Только полностью исчерпав пределы их энтузиазма, выносливости и сил, Александр Македонский, наконец, повел их обратно. Никаких собственных личностных барьеров его энергия и храбрость, по-видимому, не знали. О том, что вся завоевательная политика держалась на его личности, на безграничной целеустремленности, свидетельствует не только быстрый распад огромной империи на царства, убийство его маленького сына, но и то, что известие о смерти Александра Македонского, величайшего распространителя эллинизма, было встречено в Афинах с необычайной радостью. Изгнанный Демосфен был немедленно возвращен в Афины и триумфально встречен всем городом в Пирее. Личность Александра Македонского чрезвычайно противоречива. Некоторые историки свидетельствовали о его бисексуальности, но никто во все времена не может отрицать его гениальность, как великого полководца. Многие военные решения до сих поражают своей неординарностью и смелостью подходов, а схемы битв Александра Македонского против персидского войска вошли в учебники тактики и стратегии высших военных заведений многих стран мира. Многим известен Юлий Цезарь (по латыни Gaius Iulius Caesar) – легендарный и гениальный древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель (102 — 44 г.г. до н. э.). Знатная и культурная семья создала благоприятные условия для его развития. Хорошее физическое воспитание сослужило ему впоследствии немалую службу. Он получил фундаментальное по тому времени образование — научное, литературное, грамматическое, базирующееся на греко-римских основах, и оно подготовило его и к логическому мышлению, и к практической деятельности, и к литературной работе. Семья будущего полководца не была богата по меркам римского времени. Среди предков его не было ярких, выдающихся личностей. Именно поэтому до самого Юлия Цезаря почти никто из его родственников не добился особо высокого положения. Руководящей идеей внешней политики Цезаря было создание сильного и цельного государства с естественными, по возможности, границами. Эту идею Юлий Цезарь проводил и на севере, и на юге, и на востоке. Войны его в Галлии, Германии и Британии были вызваны осознанной им необходимостью выдвинуть границу Рима до океана с одной стороны, до Рейна, по крайней мере, — с другой. Его план похода на гетов и даков доказывает, что и дунайская граница лежала в пределах его планов. Внутри границы, объединявшей сухим путём Грецию с Италией, должна была царить греко-римская культура, а страны между Дунаем и Италией и Грецией должны были быть таким же буфером против народов севера и востока, как галлы — против германцев. Тесно связана с этим и политика Юлия Цезаря на Востоке. Смерть настигла его накануне запланированного похода на персов. Восточная политика Юлия Цезаря, включая и фактическое присоединение к римскому государству Египта, была направлена на расширение границ римской империи на Востоке. Усиление персидского царства шло вразрез с задачами Рима и грозило подорвать экономическое благосостояние государства, всецело покоившееся на фабричном, денежном Востоке. Решительная победа над Персией сделала бы Цезаря в глазах Востока прямым преемником Александра Македонского, законным монархом. В Африке Юлий Цезарь продолжал чисто колониальную политику. Политического значения Африка не имела. Экономическое ее значение, как страны, могущей производить огромное количество натуральных продуктов, зависело в значительной степени от регулярной администрации и прекращения набегов кочевых племён, а также воссоздания лучшей гавани севера Африки, естественного центра провинции и центрального пункта для обмена с Италией — Карфагена. Во всей реформаторской деятельности Цезаря ясно отмечаются две основные идеи. Первая идея — необходимость объединения римского государства в одно целое, при этом сгладить рознь национальностей. Другая идея была тесно увязана с первой, — упорядочение администрации, тесное общение государства с подданными, устранение посредников, сильная центральная власть. Обе эти идеи сказываются во всех реформах Цезаря, несмотря на то, что проводил он их быстро и торопливо, стараясь использовать короткие промежутки своего пребывания в Риме. Ввиду этого последовательность отдельных мер случайна; Цезарь каждый раз брался за то, что казалось ему наиболее необходимым, и только сопоставление всего сделанного им, независимо от хронологии, позволяет уловить сущность его реформ и подметить стройную систему в их проведении. Гай Юлий Цезарь известен не только как гениальный военачальник, но и как выдающийся оратор. Чтобы в совершенстве овладеть ораторским искусством, Цезарь специально в 75 до н. э. отправился на остров Родос к знаменитому преподавателю Аполлонию Молону. По пути он попал в плен к киликийским пиратам, за освобождение ему пришлось заплатить значительный выкуп, и пока его друзья собирали деньги, он больше месяца провёл в плену, упражняясь в красноречии перед похитителями. После освобождения он тут же собрал в Милете флот, захватил пиратскую крепость и приказал распять захваченных в плен пиратов на кресте в назидание другим. Но, поскольку они в своё время обращались с ним хорошо, то Цезарь приказал перед распятием перерезать им горло, чтобы облегчить их страдания. Цезарь недолго участвует в войне с царём Митридатом во главе самостоятельного отряда, но остаётся там недолго. В 74 до н. э. он возвращается в Рим. В 73 г. до н. э. Юлий Цезарь вводится в жреческую коллегию вместо умершего Луция Аврелия, своего дяди. Широкое литературное и философское образование давало Цезарю возможность, как и большинству тогдашних образованных людей, быть деятельным не только в политике, но и в той же литературе. Литературная деятельность Цезаря, в зрелые его годы, была, однако, для него не целью, а средством чисто политического характера. Два сохранившихся до нашего времени его литературных произведения: «Commentarii de bello civili» и «De bello gallico», по сути дела являются политическими орудиями воздействия на общественное мнение. «Commentarii de bello gallico» написаны после окончания борьбы с Верцингеториксом, но до разрыва с Помпеем и характеризуют ход галльской войны. Чисто политического характера были два его памфлета, озаглавленные «Auticatones». Памфлеты эти были ответами на литературу, порождённую смертью Катона Утического — литературу, в которой первым выступил Цицерон. Цезарь стремился доказать, что панегирики Катону преувеличены. Написаны были эти памфлеты в лагере при Мунде. Чисто литературными произведениями были стихотворные работы Цезаря: «Похвала Геркулесу», трагедия «Эдип», поэма «Iter», где описано его путешествие из Рима в Испанию. Есть сведения и об одном научном его произведении, в 2-х книгах — «De analogia», грамматическом трактате, где разбирался знаменитый грамматический спор между аналогистами и аномалистами и разрешался в пользу первых, то есть в пользу принципа закономерности. Имя выдающегося оратора Цицерона широко известно. Марк Туллий Цицерон родился 3 января 106 года до н.э. в наследственном поместье, расположенном неподалеку от небольшого и живописного городка Арпина. Он получил блестящее образование у греческих учителей, а его способности, любознательность были таковы, что отцы сверстников приходили посмотреть в школу на мальчика с феноменальными способностями. В 91 году до н.э., когда Цицерону исполнилось 15 лет, он стал изучать также и юриспруденцию. Занятия были на год прерваны военной службой, Цицерон участвовал в войне с восставшими Марсиями и состоял адъютантом при Помпее Страбоне, отце знаменитого Помпея. После военной службы он шесть лет усердно работал над философией, правом и риторикой. Цицерон посещал лекции по риторике знаменитого Молона. Но особенно большое влияние оказали на Цицерона лекции философа Филона, переехавшего из Афин. Этот философ стоял во главе Новой Академии и удивил римлян своей блестящей диалектикой и умением доказывать тезис и антитезис с одинаковой убедительностью и успехом. Цицерон изучал лучшие произведения того времени и переводил с греческого отрывки из Гомера, Евирипида, Демосфена, Платона и Эсхина. В это время Цицерон сочиняет трактат по теории красноречия и в возрасте двадцати семи лет вступает на публичную арену в качестве адвоката. Речи молодого адвоката, полные остроумия и сарказма, прославили его не только в юридических, но и в широких публичных кругах. Он стал популярным в народе, но диктатор Сулла дал понять, что недоволен высказываниями Цицерона и по совету друзей в 79 году до н.э. молодой адвокат отправляется в Афины – центр культуры и науки того времени. Здесь он слушает лекции по философии и красноречию у лучших греческих преподавателей. Речи более позднего периода деятельности Цицерона в качестве адвоката были настолько известны и популярны, что являлись образцом ораторского искусства и были изданы в виде отдельных книг. Гениальный узбекский астроном и математик Улугбек (1394 – 1449 гг.) родился во время одного из военных походов в обозе своего деда и по своему происхождению был внуком жестокого правителя Тимура (Тамерлана). Полное его имя Улугбек Мухаммед Тарагай. В 1409 году он был объявлен правителем Самарканда, а после смерти своего отца Шахруха в 1447 году становится главой династии Тимуридов. Наукой Улугбек начал увлекаться еще в молодости. Расширению его умственного кругозора способствовала собранная Шахрухом богатая библиотека, в которой он проводил большую часть своего времени. Улугбек любил поэзию, занимался историей, однако основное внимание его было сосредоточено на занятиях астрономией. Улугбек привлёк в Самарканд выдающихся учёных своего времени, с помощью которых построил в городе обсерваторию. По своему оснащению и по результатам проведённых работ она не имела себе равных ни в эпоху Улугбека, ни много позднее. С 1409 года Улугбек управляет Самаркандом, а с 1427 года становится правителем всего Мавераннахра и наместником своего отца, правившего царством из Герата. Жесткая политика Шахруха, отца Улугбека, позволила тому уделять очень много времени науке и культурной жизни новой страны. В 1510-х годах Улугбеком построено и открыто крупное самаркандское медресе – духовная школа, дававшая единственное на Востоке законное религиозное образование, но также включавшая в свой курс многие элементы светских наук. Улугбек рано начинает проявлять интерес к астрономии и особенно к ее математическим разделам. Созданный им астрономический справочник вскоре был переведен на латынь и наряду с «Альмагестом» Клавдия Птолемея и астрономическими таблицами кастильского короля Альфонса XII являлся пособием по астрономии во всех обсерваториях Европы. Этот справочник намного опередил свое время и явился наглядным подтверждением гениальности ученого. Не совсем ясно, когда именно Улугбек приступает к постройке очень совершенной самаркандской обсерватории. Исследователи называют примерно 1430 год. Главным в этом монументальном сооружении был большой квадрант, позволявший с высокой точностью фиксировать результаты наблюдений. Раскопки лаборатории В. Л. Вяткина, начатые в 1908 года, позволили достоверно представить подлинное значение этого великолепного архитектурного и астрономического памятника. Её остатки, открытые В. М. Вяткиным в 1908 году, были окончательно раскопаны В. А. Шишкиным в 1948 году. Обнаружены руины нижней части стены круглого здания диаметром около 46 м, которое вмещало грандиозный мраморный секстант (возможно квадрант) с радиусом 40,2 м, установленный в плоскости меридиана. Сохранилась лишь нижняя часть дуги инструмента длиной в 32°, разделённая на градусы. Инструмент установлен в вырубленной в скале траншее шириной около 2 м и глубиной 11 м. Часть его возвышалась над поверхностью земли. Он состоял из двух параллельных каменных дуг, облицованных мраморными плитами соответствующей кривизны. Употреблялся для определения астрономических постоянных и координат Солнца, Луны и планет в моменты прохождения их через меридиан. Звёзды наблюдались инструментами гораздо меньших размеров. Важнейший труд, выполненный на оборудовании обсерватории, так называемые «Новые астрономические таблицы» содержит изложение теоретических основ астрономии и каталог положений 1018 звёзд. Он издан в Оксфорде в 1665 году. Эти величины были определены впервые после астронома Гиппарха и с точностью, остававшейся непревзойдённой до наблюдений другого астронома Тихо Браге. Каталог звёзд, планетные таблицы, а также определение наклона эклиптики к экватору, годичной прогрессии и продолжительности тропического года имели огромное значение для развития астрономии. Научная и просветительская деятельность Улугбека вызвала резкое недовольство мусульманского духовенства и реакционных феодалов, обвинявших его в ереси. Они организовали против него заговор. Надо заметить: глубокие научные интересы Улугбека привели к обособлению его от непосредственной политической жизни. Ситуация осложнялась тем, что власть Улугбека подрывали постоянные интриги и раздоры в самом семействе Тимуридов. Особенно большую политическую активность проявляли сын Улугбека и его племянник, которые начали вести вооруженную взаимную борьбу, вовлекая в нее верховного правителя. В октябре 1449 года после проигранного крупного сражения Улугбек отказывается от власти. Он решил осуществить свою давнюю мечту и пожелал направиться в хадж в Мекку, но в первые же дни путешествия его захватили и обезглавили по приказу сына Абдуллатифа. Знаменитая и уникальная для своего времени обсерватория была варварски разрушена. Об этом человеке написано немало, но, несмотря на обилие информации, почерпнутой из разных источников, он остается во многом загадкой для нас. Леонардо да Винчи – гений начала итальянского Возрождения настолько необычен, что вызывает у ученых не просто изумление, а почти благоговение, смешанное с растерянностью. Даже общий обзор его возможностей повергает исследователей в трепет! Разве может человек в одно и то же время быть гениальным инженером, непревзойденным художником, даровитым скульптором, изобретателем и механиком, опередившим время, смелым химиком, тонким филологом и выдающимся ученым И в то же время являться одним из лучших в свое время певцом, пловцом, конструктором новых музыкальных инструментов, ловким наездником, умелым фехтовальщиком, авторитетным и квалифицированным архитектором и эффектным, модным модельером Леонардо да Винчи родился в 1452 г., умер в 1519 году. Отец будущего гения – Пьеро да Винчи, богатый нотариус и крупный потомственный землевладелец – был известнейшим человеком во Флоренции. Мать Леонардо – Катерина по своему положению была простой крестьянской девушкой и стала любовницей влиятельного сеньора Пьеро. В официальной семье Пьеро да Винчи не было детей, поэтому мальчик с четырех лет воспитывался при отце с мачехой, тогда как родную его мать, как было принято, поспешили выдать с приданым за крестьянина. Красавец-мальчик, отличавшийся необыкновенным умом и приветливым характером, сразу стал общим баловнем и любимцем в доме отца. Этому отчасти способствовало то обстоятельство, что первые две мачехи Леонардо были бездетны. Третья жена Пьеро да Винчи, Маргарита, вступила в дом отца Леонардо, когда ее знаменитому пасынку было уже 24 года. От третьей жены сеньор Пьеро имел девять сыновей и двух дочерей, но никто из них не обладал выдающимися способностями. В 1466 году в четырнадцатилетнем возрасте Леонардо да Винчи поступил учеником в мастерскую Вероккьо. Очень скоро он добился успехов и двадцати лет от роду был уже провозглашен мастером. Леонардо брался за изучение многих предметов. Некоторые, начав изучать, скоро бросал. А в других пытался дойти до самой сути. Не обошел своим вниманием музыку, в совершенстве овладев игрой на лире. Современники вспоминают, что он божественно пел свои импровизации. Однажды Леонардо собственноручно изготовил лютню особой формы, придав ей вид конской головы и богато украсив серебром. Играя на ней, он настолько превзошел всех музыкантов, собравшихся при дворе герцога Людовико Софорца, что очаровал властительного сеньора на всю жизнь. Современников поражали его внешние данные: Леонардо был высок, строен и так прекрасен лицом, что его называли ангелом. И при этом был атлетически сложен и очень силен. Правой рукой Леонардо да Винчи, будучи левшой, мог с легкостью смять подкову. В то же время его сознание было бесконечно далеким не только от уровня сознания современников. Современники гения отмечали: Леонардо полностью контролировал свои чувства, практически не проявляя эмоций, характерных для обычных людей, всегда сохранял удивительно ровное настроение. Более того, отличался каким-то странным холодом бесчувствия. Способности и возможности Леонардо являлись, несомненно, сверхъестественными. В своих «Дневниках» Леонардо выполнил наброски птиц в полете настолько изящно, как возможно лишь при использовании техники замедленной киносъёмки! Исследователи его жизни сходятся во мнении: ко всему прочему да Винчи обладал способностью предвидеть будущее, и эта способность даже превосходила пророческий дар Нострадамуса. Его знаменитые «Пророчества», написанные в 1494 году, рисуют фантастические и поражающие воображение картины грядущего. Леонардо да Винчи пишет: «Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать». Речь, без всякого сомнения, о телефоне. Далее Леонардо пишет: «Люди будут ходить и не будут двигаться, будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит» Это, конечно же, телевидение, запись на магнитофон с последующим воспроизведением звука. «Ты увидишь себя падающим с великих высот без всякого вреда для тебя» – здесь, несомненно, имеются в виду прыжки с парашютом. Мыслитель предвидит путешествия в космос: «… многие наземные и водяные животные поднимутся между звезд...». Действительно, в конце пятидесятых годов двадцатого столетия в космос полетели собаки Белка и Стрелка, а затем в начале шестидесятых и человек. Про водяных обитателей пока вопрос остается открытым, но ведь исследования продолжаются, как продолжается и запуск живых существ в космос. Леонардо практиковал специальные психотехнические упражнения, имеющие отношение к эзотерической практике пифагорейцев и современной нейролингвистике. Он видимо очень желал обострить свое восприятие мира, улучшить память и развить воображение и как будто знал эволюционные ключи к тайнам человеческой психики, еще далеко не реализованной и в современном человеке. Распорядок дня гения был не совсем обычным. Так, он спал по 15 минут каждые 4 часа, сокращая таким образом свой суточный сон с 8 до 1,5 часов. Благодаря этому Леонардо экономил три четверти времени сна, что фактически удлинило его время жизни с 70 до 100 лет! В эзотерической традиции аналогичные методики известны с незапамятных веков, но они всегда считались настолько секретными, что в числе прочих подобных методик никогда не предавались гласности. Сделанные да Винчи изобретения и открытия охватывают около пятидесяти областей знаний, предвосхищая основные направления развития современной цивилизации. Вот лишь некоторые из них. В 1499 году Леонардо для встречи в Милане французского короля Людовика XII сконструировал деревянного механического льва, который, сделав несколько шагов, распахивал свою грудную клетку и показывал «внутренности, заполненные лилиями». Ученый является изобретателем скафандра, подводной лодки, парохода, ластов. Найдена рукопись, в которой демонстрируется возможность погружения на большую глубину без скафандра. Это становилось возможным благодаря использованию особой газовой смеси. Состав такой смеси Леонардо держал в строгом секрете и впоследствии сознательно уничтожил. Но чтобы ее изобрести, необходимо было хорошо разбираться в биохимических процессах человеческого организма, которые совершенно не были известны в то время! Леонардо да Винчи проявил непосредственный интерес и к военному делу. Он первым предложил устанавливать на бронированных кораблях батареи огнестрельных орудий, то есть подал идею броненосца, изобрел танк, пулемет, отравляющие газы и дымовую завесу для войск. К его изобретениям относятся вертолет, велосипед, планер и парашют. За 100 лет до Галилио Галилея он придумал увеличительное стекло! Кроме того, да Винчи изобрел текстильные машины, ткацкие станки, машины для изготовления иголок, мощные подъемные краны, системы осушения болот посредством труб, арочные мосты. Он создал чертежи воротов, рычагов и винтов, предназначенных поднимать огромные тяжести. Таких механизмов не существовало в его время. Поразительно, насколько подробно и детально Леонардо описывает конструкцию этих машин и механизмов, хотя их просто невозможно было сделать в то время из-за того, что люди еще не знали шарикоподшипников. Но сам Леонардо непостижимым образом знал это. Об этом свидетельствует сохранившийся соответствующий рисунок. Иногда кажется, что да Винчи просто хотел собрать как можно больше сведений об этом мире, коллекционируя информацию. Что он с ней делал Зачем она ему была нужна в таком виде и в таком количестве Ответа на этот вопрос он не оставил. Как художник, Леонардо да Винчи воплотил свой гений в живописные полотна, и эти шедевры разбросаны по всему миру. Но есть среди них обычный по технике, но теме не менее удивительный рисунок, представляющий собой настоящую загадку. Он хранится в Виндзоре и изображает какое-то неземное существо. Черты лица этого существа повреждены от воздействия времени, но можно угадать их поразительную красоту. В этом рисунке привлекают внимание намеренно огромные и очень широко расставленные глаза. Это не ошибка художника, а сознательный расчет: именно эти глаза производят парализующее впечатление. Некоторые считают, что это изображенная художником Беатриче великого поэта Данте Алигьери, но земные женщины анатомически не бывают такими. В Королевской библиотеке Турина в Италии хранится знаменитый автопортрет Леонардо да Винчи «Автопортрет в преклонном возрасте». Он не датирован, но как полагают эксперты, был написан около 1512 года. Это очень странная картина: не только зритель в разных ракурсах воспринимает выражение и черты лица Леонардо совершенно по-разному, но и фотографии, сделанные даже с небольшим отклонением камеры, показывают разного человека, который то меланхоличен, то высокомерен, то мудр, то просто нерешителен, то предстает ветхим стариком, измученным жизнью. Большинству людей гений известен как художник и скульптор, создатель бессмертных шедевров, однако он настолько увлекающийся человек, что порой надолго прекращал занятия живописью, сосредоточась на механике или математике. Не все, вероятно, знают: Леонардо да Винчи был фокусником! В то время их называли магами, и откровенно побаивались. Леонардо мог вызвать из кипящей жидкости многоцветное пламя, вливая в нее вино. Он легко превращал белое вино в красное, одним ударом ломал трость, концы которой положены на два стакана, не разбив ни один из них. Наконец, маг Леонардо наносил на конец пера немного своей слюны, и надпись на бумаге меняла свой цвет. Чудеса, которые показывает Леонардо, настолько впечатляли современников, что его всерьез подозревали в том, будто он служит «черной магии». К тому же возле гения постоянно находились странные личности, вроде Томазо Джованни Мазини, который слыл за хорошего механика, ювелира и одновременно адепта тайных наук. До самой смерти Леонардо да Винчи активно работает, он легок на подъем, много ездит. Так, с 1513 по 1519 год он попеременно живет в Риме, Павии, Болонье и во Франции. Там он и умирает 2 мая 1519 года на руках короля Франциска I, прося прощения у Бога и людей, что «не сделал для искусства всего, что мог бы сделать». Леонардо да Винчи принято считать самым видным гением итальянского Возрождения. Этот человек уникален: ни до него, ни после в истории не существовало личности, гениальной во всем! Загадка этого человека пока не разгадана. Гений эпохи Возрождения настолько опередил свое время, что многие его идеи под стать XX, а не XV веку. Как, например, схемы оружия, машин, вертолетов, парашютов, блочных домов... Мало того, Леонардо делал вещи немыслимые для своей эпохи: анатомировал трупы. Он проделал это 30 раз, чтобы узнать что-то новое о функциях человеческих органов. Расшифровать шесть тысяч записей Леонардо по плечу разве что секретным службам. Они сделаны в зеркальном отражении и... справа налево. Плюс масса индивидуальных сокращений, не имеющих ничего общего с общепринятыми в его эпоху. Их гений вел для себя. И... частенько терял листы - пройденный «материал» не слишком его интересовал. Что все это значит Гений обладал приемами мышления, которые никогда его не подводили. Еще не решив проблемы, он уже говорил себе, что она... решена. А затем как бы вспоминал решение! Великий Леонардо мысленно представлял себе... календарь. Само подсознание подсказывало ему конкретное число, когда решение проблемы будет найдено. С такой мощной поддержкой никакие задачи не страшны, и звучали мнения, что Леонардо да Винчи был посланцем инопланетных цивилизаций. Были и суждения о том, что он был своеобразным путешественником во времени из отдаленного будущего. Приходилось слышать такую версию: да Винчи – пришелец из параллельного, более развитого мира. Такое предположение вполне правдоподобно: слишком хорошо знал да Винчи мирские дела и грядущее, которое ждет человечество. А может, он просто обладал даром провидца Вот когда вспоминаются слова другого великого ученого. Академик В.И. Вернадский писал: «Вся история науки доказывает на каждом шагу, что, в конце концов, постоянно бывает прав одинокий ученый, видящий то, что другие своевременно осознать и оценить были не в состоянии». Гением своей эпохи считается Рафаэль (Раффаэлло Санти (1483-1520 гг.) – итальянский живописец и архитектор. Чем он особенно интересен. Пожалуй, в творчестве Рафаэля с наибольшей полнотой отразились идеалы Высокого Возрождения. С 1504 по 1508 гг. он жил во Флоренции, где под влиянием великих Леонардо да Винчи и Микеланджело его творчество обрело истинную зрелость. Многие из наиболее известных полотен Рафаэля с изображением мадонны с младенцем относятся именно к этому периоду (например, Мадонна Грандука). Многие люди специально едут в Рим, чтобы взглянуть на творения гения. В 1508 году Рафаэль, который по меткому выражению одного из искусствоведов, «спорил с самой природой», по приглашению папы Юлия II переезжает в Рим из Флоренции. Известен такой любопытный факт. Когда Рафаэль приступил к работе, то заказчик – папа отменил контракт, если можно так выразиться, заключённый на роспись стен с такими знаменитостями, как Лука Синьорелли, Пинтуриккио и Перуджино. В это время мастеру исполнилось лишь 25 лет! Именно в этом городе художнику предстояло прожить до конца жизни. По прибытию в столицу Рафаэль немедленно приступил к выполнению чрезвычайно почётного заказа – росписи парадных залов (станц) Ватикана. В станца делла Сеньятура находится одно из самых замечательных творений Рафаэля, представлявших четыре сферы человеческой деятельности: богословие («Диспут»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера и Сила») (1509-1511 гг.), а также соответствующие аллегорические фигуры, сцены на библейские и мифологические сюжеты. Будучи в Риме в 2006 году и осмотрев шедевры, я был поражен, насколько гармонично в этом величайшем шедевре сочетаются величие и изящество. И могу заметить: уровень мастерства последних лет Рафаэля лучше всего виден в портретах, которые ставят его в один ряд с Леонардо да Винчи по тонкости передачи образа человека. Рафаэль получил также всеобщее признание как архитектор, заняв в 1514 г. после смерти Браманте пост архитектора собора Святого Петра. Несмотря на раннюю смерть в возрасте 37 лет – какое трагическое совпадение видится в этой цифре – Рафаэль оказал огромное влияние на творчество художников, как своего времени, так и последующих веков. Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765 гг.) еще в XVIII веке предрекал, что «будет собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов (Ньютонов – А.К.) российская земля рождать». Так и получилось, но именно автор последней цитаты стал таким российским гением, проявив себя в различных областях знаний. Это первый из русских ученых, которого и современники, и потомки с полным правом ставят в один ряд с гениальными европейскими учеными, заложившими основы научных знаний нового времени. Огромное значение для России имеет и поэтический дар Ломоносова и его филологическая деятельность. Его называют «отцом новой русской литературы» и создателем русского литературного языка. По обилию талантов — он был физиком, химиком, филологом, занимался механикой, географией, астрономией, живописью, исто­рией, драматургией, поэзией Ломоносова справедливо сравнивают с Леонардо да Винчи и другими гениями эпохи Возрождения. В 1748 М.В. Ломоносов создал при Академии Наук первую в России химическую лабораторию. По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755). Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания. Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества. В период господства теории теплорода утверждал, что теплота обусловлена движением корпускул. Сформулировал принцип сохранения материи и движения. Исключил флогистон из числа химических агентов. Заложил основы физической химии. Исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Выдвинул учение о цвете. Создал ряд оптических приборов. Он описал писал строение Земли, объяснив происхождение многих полезных ископаемых и минералов. М.В. Ломоносов опубликовал руководство по металлургии. Подчёркивал важность исследования Северного морского пути, освоения Сибири. Автор трудов по русской истории. Крупнейший русский поэт-просветитель XVIII в., один из основоположников силлабо-тонического стихосложения. Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания. Автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского языка. Возродил в России искусство мозаики и производство смальты, создал с учениками мозаичные картины («Полтавская баталия», 1762—64). Член АХ (1763). История жизни гениального ученого настолько интересна, что на ней стоит остановиться подробно. Михаил Васильевич Ломоносов родился в семье помора в деревне недалеко от города Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина Василия Дорофеевича Ломоносова, женатого на дочери дьякона Елене Ивановне Сивковой. Архангельск в начале XVIII века стал важнейшим торговым центром России. Еще Петр I сделал его важнейшей базой русского кораблестроения. Сюда прибывали корабли из Голландии и Англии. Многим местным жителям по разным делам приходилось бывать за границей и в обеих русских столицах — Москве и Петербурге. Жители побережья Белого моря – поморы, никогда не были крепостными. Они славились силой и смелостью, сообразительностью, деловитостью и свободным нравом. Во многих книгах можно прочесть, что Ломоносов из крестьянской семьи. Возникает устойчивая ассоциация с бедным крестьянским двором, скудным питанием и ветхой избушкой. В действительности, отец Ломоносова был по меркам того времени достаточно зажиточным человеком. Он не только имел богатое подворье, но даже небольшой корабль «Св. Архангел Михаил», на котором плавал по Северной Двине и Белому морю, занимался рыбным промыслом, перевозил грузы и людей от Архангельска до реки Мезень и, кроме того, ходил к побережью Норвегии. Юный Михаил с детских лет помогал отцу. Он ходил с ним в море, умел управлять судном, любил охотиться на морского зверя и ловить рыбу. Физически он выделялся из толпы сверстников. Не по годам рослый и крепкий, Михаил в кулачных боях в одиночку выходил против целой толпы одногодков и одерживал победу. Под влиянием матери Ломоносов пристрастился к чтению церковных книг. Учение он продолжил у местного дьячка, проявив огромную любознательность. Дьячок научил его всему, что знал сам, а потом с горечью признался, что больше ничего не знает. У своего соседа Михаил однажды увидел две светские книги. Это были известные учебники: «Грамматика» М. Смотрицкого и «Арифметика» Л. Магницкого. В «Грамматике» объяснялись не только правила письма, но даже излагались основные правила и приемы стихосложения. А «Арифметика» Магницкого, изданная «повелением благочестивого государя нашего царя Петра I Алексеевича, всея Великия, Малыя и Белыя России самодержца, ради обучения мудролюбивых российских отроков и всякого чина и возраста людей», содержала сведения не только по математике и физике, но также по географии и астрономии. Эти две книги поразили Михаила, и он выучил их наизусть, с благодарностью помнил всю жизнь, называя «вратами своей учености». Он узнал, что для фундаментального изучения наук необходимо хорошо знать латинский язык. В Холмогорах находилась «Словесная школа», в которой преподавал выпускник московской Славяно-греко-латинской академии Иван Каргопольский. Ломоносову иногда удавалось посещать занятия этой школы. Не имея тетрадей, он записывал сведения по географии и латинскому языку на подкладке своего кафтана. Иван Каргопольский рассказал Ломоносову о Славяно-греко-латинской академии. Мать Ломоносова умерла, когда ему исполнилось девять лет. Наступил тяжелый период в жизни юноши. Мачеха не любила книжных занятии пасынка, отец не перечил ей, и жизнь в родном доме сделалась для юноши, стремившегося к знаниям, нестерпимой. Узнав, что отец хочет женить его, Ломоносов решил бежать в Москву. Он притворился больным, и женитьбу пришлось отложить. Из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел на себя две рубахи, нагольный тулуп, взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого и отправился вдогонку за караваном. На третий день погони он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Через три недели Ломоносов был в Москве, где он не знал ни одного человека. Первый день он провел в торговом рыбном ряду. На второй день рано утром им овладело отчаяние. Михаил упал на колени и принялся горячо молиться, потому что не знал, как поступить дальше, где жить в большом и незнакомом городе и к кому податься. Однако Михаилу повезло. В этот момент приказчик из одного богатого дома пришел покупать рыбу. К счастью, он оказался земляком Ломоносова. Узнав о том, что привело молодого помора в Москву, он отвел юношу к себе, поселив вместе с господскими слугами. У приказчика был знакомый монах Заиконоспасского монастыря, в котором помещалась Славяно-греко-латинская академия. Монах согласился походатайствовать за Ломоносова. Так как крестьянских детей в учение не принимали, ему пришлось назваться дворянином, и, благодаря помощи земляков, Ломоносов стал студентом единственного тогда в России высшего учебного заведения. Славяно-греко-латинская академия возникла еще в годы правления царевны Софьи. Ее возглавляли греки — братья Лихуды, которых церковные патриархи рекомендовали как ученых мужей, способных основать в Москве академию. Оба они закончили Падуанский университет и считались одними из самых образованных людей своего времени. В академии изучали старославянский, латинский и греческий языки, географию, историю, математику, философию и богословие. В библиотеке имелись книги Платона, Плутарха, Цицерона, Цезаря, Гомера, Овидия и даже труды Галилея и Декарта. Сначала Ломоносов выделялся среди учеников лишь высоким ростом и возрастом, а потом успехами в учении. Через полгода его перевели с первого курса на второй, а еще через полгода на третий. А когда по решению Сената в Петербурге организовали при Академии Наук семинарию для самых способных к учению дворян, Михаил Ломоносов благодаря своим достижениям в учебе попал в список тридцати самых лучших избранных учеников. Но тут при оформлении бумаг обнаружилось: он – не дворянин. За обман Ломоносова могли наказать, ведь в Холмогорах он числился как беглый крестьянин. Однако архимандрит Феофан Прокопович, когда-то близкий сподвижник Петра I, ценивший людей не за происхождение, а за заслуги и талант, поддержал крестьянского сына. Ломоносов оправдал эту поддержку. Он продолжал поражать учителей усердием в постижении наук и новыми успехами. Спустя некоторое время наиболее способных студентов направили в Германию для изучения химии и горного дела. И Михаил Ломоносов вошел в число самых способных. Пять лет, проведенных в Германии, напоминают приключенческий роман. Ломоносов, преуспев в постижении наук, влюбляется в дочь своей квартирной хозяйки, женится на ней, тратит деньги, отпущенные ему академией, на дорогие костюмы, уроки фехтования и танцев. Он проводит время в разгульных пирушках, сражается на дуэлях, ссорится с одним из профессоров, делает долги, скрывается от кредиторов, обманом его завербовывают в прусскую армию, он спасается бегством, возвращается в Россию, следом за ним приезжает разыскивающая его жена с двухлетней дочерью. Широта натуры проявлялась у Ломоносова во всем — как в науке, так и в повседневной жизни он обладал способностями поражать современников. Гениальный ученый обладал недюжинной физической силой и решительным, крутым нравом. Уже во время проживания в столице на Ломоносова напали три матроса. Разбойники потребовали, чтобы он отдал им свою одежду. Взбешенный такой наглостью, Ломоносов избил всех троих грабителей, заставил их раздеться, собрал и связал одежду в один узел. С этими трофеями он и вернулся домой. После возвращения в Санкт-Петербург Ломоносов начинает играть важную роль в деятельности Академии наук. Он публикует одну за другой серьезные научные работы, делает важнейшие открытия в химии и физике, создает первый в России химический кабинет, проводит уникальные наблюдения прохождения планеты Венера через диск солнца, исследует электрические явления, разрабатывает план Северного морского пути. Имя Ломоносова становится широко известным. Его первым из русских ученых избирают почетным членом иностранных академий наук. Русская наука в его лице получает европейское признание. Но положение в самой Российской академии наук из-за засилья иностранцев положение дел для Ломоносова было очень сложным. На него поступали жалобы, и возможно, гению пришлось бы нелегко, но у российского ученого тоже нашлись высокие покровители. Его взял под опеку фаворит императрицы Елизаветы граф Иван Иванович Шувалов. Он любил науку, искусство, поэзию, интересовался химическими опытами Ломоносова, подолгу жил за границей, переписывался с Вольтером и другими знаменитостями. Его стараниями в России открылась первая Академия художеств. После перемены власти, когда на троне оказалась Екатерина II, над Ломоносовым снова нависли тучи. Враги оклеветали его, и императрица едва не приняла их сторону. Она даже подписала указ об отставке ученого от службы в академии наук. Но потом, благодаря заступничеству графа Григория Орлова, Екатерина II изменила свое мнение. Она лично посетила Ломоносова и отобедала у него. Сам этот факт оградил ученого от дальнейших нападок. Екатерина II отозвала из Сената указ об отставке и пожаловала Ломоносову чин статского советника, равнявшийся генеральскому, и назначила жалованье почти в две тысячи рублей — до этого Ломоносов получал всего триста рублей в год. Ломоносов вошел в историю России как создатель русской науки. Огромна и его роль в развитии образования и просвещения. Именно по его планам при содействии графа Шувалова открылся первый университет. Пушкин писал по этому поводу: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый русский университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Как выдающийся художник Ломоносов знаменит своими мозаичными картинами. Они потребовали от него не только таланта художника, но и работы ученого-химика. Цветные стекла для мозаик умели изготавливать только в Италии. Итальянцы хранили в тайне свои рецепты. Ломоносов поставил четыре тысячи опытов и раскрыл секрет получения стекол всех цветов и оттенков. Он построил в Усть-Рудице собственную фабрику по их производству. В его художественной мастерской были созданы великолепные мозаики: портреты Петра I, Елизаветы, Екатерины II и грандиозное мозаичное полотно «Полтавская битва». Ломоносов был не только основоположником отечественной науки, но и великим поэтом. Оды, стихи, послания Ломоносова открыли новую эпоху в литературе, и не случайно имя Ломоносова стоит в первых рядах гениев русской поэзии вместе с Г. Р. Державиным и А.С. Пушкиным. Ломоносова с полным правом можно назвать и создателем современного русского языка. Он написал новую «Российскую грамматику» и завершил дело, начатое «Грамматикой» Смотрицкого,— создал систему норм и правил живого русского языка, соответствующую его природной сути. Ломоносов начал свою книгу замечательными словами: «Повелитель многих языков, язык российский не только обширностью мест, где он господствует, но и собственным своим пространством и довольством велик перед всеми в Европе». Стало знаменитым и его изречение о сравнении русского языка с другими: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелем, итальянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского и, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка». О своем даровании гений сказал так: «Не токмо у стола знатных господ или у каких земных владетелей дураком быть не хочу, но ниже у самого господа Бога, который дал мне смысл, пока разве отнимет». Ученый ставил на первое место опыт, однако его воображение было развито необычайно. Всю жизнь Ломоносов напряженно трудился «для пользы и величия Отечества». Он говорил: «За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство». Другой гений – гений музыки – родился в Германии. Но сначала одно мое стихотворение: Иоганн Бах. Веймарский период. Хлеб шершавый на столе, эль – в сосуде. Он играет в полумгле Букстехуде! Органист – не знаменит, но не старый. А свечной огарок злит - светом малым. В партитуре стайка нот пляшет лихо. Вот последний взят аккорд, стало тихо… …Тихо так, что мотылёк, как пропеллер, что легко поднять бы мог город Веймар. Откровение - в висках, у порога, От лукавого – тоска, гимн – от Бога! Вот и клавиши зажглись алым светом. На педали ноги вниз. Руки – где-то … …где-то … птицами парят без заботы … Что еще наговорят эти ноты! Музыканту на бегу дарят небыль! От «хочу» и до «могу» как до неба! Ночка мчится на восток быстрой бричкой.
  1   2   3   4   5   6   7

  • Глава первая Гении своего времени
  • Иоганн Бах. Веймарский период.