Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Владивостокский филиал кафедра гуманитарных дисциплин история государства и права россии




Скачать 385.21 Kb.
страница1/6
Дата03.07.2017
Размер385.21 Kb.
ТипПланы семинарских занятий
  1   2   3   4   5   6
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ФИЛИАЛ КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 1 курса ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 40.03.02  ПРАВОХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАДИВОСТОК, 2014 Введение «История государства и права России» является одной из важнейших учебных дисциплин, закладывающих фундамент юридической и профессиональной подготовки юристов. В результате ее изучения на первом курсе юридических вузов необходимо четко представить основные закономерности возникновения и развития государства и права в Древней Руси и Российском государстве; основные этапы развития российской государственности; содержание основополагающих правовых актов в истории Российского государства; развитие государственных учреждений и правовых институтов. Слушатели должны уметь: анализировать причинно-следственные изменения этапов развития общества, государства и отдельных государственно-правовых институтов; давать юридическую оценку актов, принимаемых в государстве; правильно анализировать важнейшие процессы государственно-правовой жизни России, используя полученные знания не только для оценки прошлого, но и для лучшего понимания современности – социально-политических событий, нового российского законодательства. В организационном плане изучение курса включает в себя аудиторные формы и самостоятельную работу слушателей. Важнейшим видом получения знаний слушателей заочного отделений являются лекции и семинарские занятия. Тематика семинарских занятий ориентирует на изучение текстов правовых документов, работ известных авторов, а также новейших публикаций, создающих основу для сопоставления различных точек зрения и самостоятельных выводов. Семинары – форма контроля преподавателя за самостоятельной работой учащихся. Они призваны закрепить и углубить знания, полученные на лекциях, консультациях и в результате самостоятельной работы над литературой, при этом необходимо обратить главное внимание на изложение историко-правовых фактов, явлений, политических тенденций. К рассмотрению рекомендованы также и общеисторические материалы, имеющие непосредственное отношение к государственно-правовой проблематике. Подготовка к семинарскому занятию должна проходить в несколько этапов. На первом, подготовительном, этапе слушатель прочитывает тему и план, изучает список рекомендуемой литературы и осуществляет отбор источников. На втором этапе проходит основная аналитическая работа: слушатели изучает учебную и научную литературу, при этом ищет ответы на поставленные вопросы плана. На третьем этапе слушатель продумывает логику своего ответа на семинарском занятии, при необходимости составляя его план или опорный конспект в тезисной форме. Планы семинарских и практических занятий ориентируют на изучение текстов важнейших правовых документов, работ известных авторов, а также новейших публикаций, создающих основу для сопоставления различных точек зрения и собственных выводов. К темам, имеющим наибольшее значение для подготовки правоведа, и разделам, слабо освещенным в учебниках и пособиях по истории государства и права России, рекомендован более обширный список литературы. Для глубокого усвоения учебного материала немалое значение имеют выполнение заданий, решение задач, составление схем, анализ фрагментов источников и тестирование по темам курса с целью закрепления и текущей проверки знаний. Семинар 1. Русская правда как памятник права (1 час) План 1. Образование Древнерусского государства. Организация власти и управления. 2. Памятники древнерусского феодального права. Русская Правда: общая характеристика, происхождение. 3. Общественный строй Киевской Руси. 4. Основные черты вещного, обязательственного, семейного, наследственного права. 5. Преступление и наказание по Русской Правде: понятие, виды. 6. Суд и процессы в Киевском государстве. Литература Источники Памятники русского права. Вып. 1. М., 1952. Российское законодательство X–XX веков. Т. 1. М., 1984. Хрестоматия по истории государства и права СССР: Дооктябрьский период. 4.1. М., 1990. Монографии, статьи, пособия Дедов П. Древнерусское государство и право. М., 1958. Дедов П. Древняя Русь: проблемы права и правовой идеологии. М., 1984. Древняя Русь: проблемы права и правовой идеологии. М., 1984. Ермолаев И., Кашафутдинов П. Свод законов Киевской Руси. Казань, 1984. Кудимов А., Шафриев М. Источники права Древней Руси История государства и права. 2006. № 10. Ключевский В.О. Курс русской истории: В 9 т. Ч. 1. М., 1987. Серегин А.В. Юридический анализ возникновения Древнерусского государства История государства и права. 2006. № 7. Рогов В.А. Государственный строй Древней Руси. М., 1988. Свердлов М. От закона Русского к Русской Правде. М., 1988. Тимофеева А.А. Русская Правда и ее время. Владивосток, 2002. Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. М., 1956. Задания 1. Дайте определения терминов «вира»; «урок»; «варяг»; «вервь»; «видок»; «задница»; «закуп»; «бояре»; «извод»; «мытник»; «покон»; «ряд»; «свод»; «смерд»; «тать»; «челядин». 2. Сравните нормы обычного права и княжеское законодательство: 1) применение смертной казни или другой высшей меры наказания; 2) штрафные санкции и «дикая вира»; 3) судебный процесс. 3. Русская Правда – наиболее интересный правовой документ Древнерусского государства. Право по Русской Правде являлось «правом привилегий». Аргументируйте вышеприведенный тезис ссылками на документ. 4. Составьте рассказ о жителе Константинополя, побывавшем в Киеве в 1050 г. Как он оценил бы местные порядки в сравнении со своей столицей Задачи Решение задач – это применение студентами теоретических знаний к конкретной жизненной ситуации. Как правило, оно осуществляется на заключительном этапе подготовки к практическому занятию, после изучения соответствующей темы и ознакомления с текстами первоисточника. При оценке решения задачи учитываются следующие моменты: понимание логики конкретного документа и способность в нем ориентироваться, степень владения конкретным нормативным материалом и способность провести грамотную юридическую квалификацию ситуации, обоснование и качество оформления решения. Вариант 1 1. Горожанин укрыл у себя беглого холопа. Беглеца обнаружили на второй день. К какому решению придет суд 2. Рогнеда, вдова зажиточного крестьянина Пустосвята, имеющая двух несовершеннолетних сыновей, растратила имущество покойного мужа и решила снова выйти замуж. Как решатся имущественные тяжбы с сыновьями 3. Два дружинника повздорили. Первый ударил второго мечом плашмя. Второй, не стерпев обиды, выхватил меч и нанес ответный удар. Какое решение примет суд, если: – в результате драки никто не пострадал; – увечья получил первый дружинник; – увечья получили оба дружинника. 4. Огнищанин Свинельд отправился собирать дань. Во время сбора дани он был убит на территории своего погоста. Какие меры к убийце могут быть приняты Варианты решения задачи. 5. Купец Малюта взял в долг у соседа Троекура 14 гривен с обещанием вернуть деньги после торговой экспедиции, однако корабль с товаром потерпел кораблекрушение. Троекур в счет долга продал Малюту в холопы. Правомерно ли такое решение Вариант 2 1. Смерд Никифор осуществлял ночные разбои и однажды был княжескими дружинниками пойман. Какое наказание ждет Никифора 2. Житель Чернигова оставил трем сыновьям наследство: – большой дом с баней и сараем; – хороший яблоневый сад; – огород; – хлев со скотом (два буйвола) и голубятню с сотней голубей; – кузницу с инвентарем и орудиями труда; – пять гривен денег; – другое движимое имущество (на пять гривен). Весь наследуемый двор был огорожен высоким забором и стоил примерно шестьдесят гривен. Как распределить имущество между сыновьями 3. Смерд Ростислав купил топор. Однако его сосед Владомир заявил, что этот топор является его собственностью и у него его украли, Владомир в подтверждение этому представил и свидетелей. Как можно решить дело по Русской Правде 4. Смерд Даниил ударил оглоблей тиуна, который замахнулся на него мечом. В результате этого удара тиун скончался. Варианты решения этого дела по Русской Правде. 5. По дороге в Царьград киевский купец подвергся нападению кочевников и вернулся домой без товара и без денег, взятых в долг под процент. На него подал в суд иноземный купец, который заявил, что сам брал товар под проценты, затратился и потребовал вернуть весь долг под процент. При расследовании выяснилось, что киевский купец был пьян в дороге и растрата произошла по причине его беспечности. Какое решение примет суд Вариант 3 Закуп Давид сбежал от своего хозяина и был принят другим, где и работал какое то время. В результате розыска прежний хозяин обнаружил своего закупа и потребовал его возвращения. Какие меры могут быть приняты как к закупу Давиду, так и к тому господину, который принял чужого (беглого) закупа 2. Кривда Малетич взял в купу у боярина Семиярца 6 гривен и, не отработав долга, сбежал. Какое наказание его ждет 3. Княжеский тиун Боброк во время сбора дани убил холопа огнищанина Воломира. Какое решение может быть принято по этому делу 4. После смерти тиуна Свенельда у него осталось 7 детей: 2 незамужние дочери и 3 сына от законной жены и 2 сына от рабы. Как будет поделено наследство по нормам Русской Правды 5. Недалеко от деревни был обнаружен труп, но община отказалась выдать убийцу. Кто в этой ситуации будет привлечен к ответственности и в каком объеме Будет ли разница в мере наказания, если убита женщина Вариант 4 1. Ивашка, холоп боярина, ночью украл коня у купца, торговавшего всякой всячиной. Во время угона коня последний сломал ногу, упав в канаву, порвалась и уздечка. Конокрад Ивашка был пойман. Варианты решения этой ситуации по Русской Правде. 2. Третьяк Бобруйко обвинил Лыска Неведова в убийстве своего соседа, однако Лысок не признал себя виновным. Свидетелей ни одна из сторон представить не смогла. Как решить дело по нормам Русской Правды 3. Вдова Ольга после смерти получила вдовий выдел и жила отдельно от взрослых детей. После смерти она завещала свою вдовью долю младшей дочери, помогавшей ей по хозяйству в последние годы. Старший сын, не согласный с этим решением, подал в суд. Рассудите спор. 4. Закуп Ефим при обработке поля сломал соху, принадлежащую кредитору. Каков порядок возмещения причиненного материального ущерба по Русской Правде 5. Во время ссоры мечник Ивгвар отсек у княжьего отрока большой палец на руке. Какое наказание его ждет Вариант 5 1. Горожанин укрыл у себя беглого холопа. Беглеца обнаружили на шестой день. К какому решению придет суд 2. Тиун Завирак ночью схватил вора, залезшего в хлев, и убил его. Будет ли он наказан по нормам Русской Правды 3. Ночью произошла кража домашних птиц, чему были свидетелями холоп Нефед, закуп Емельян и смерд Борятич. Кто из них может участвовать в процессе в качестве видока 4. Как по Русской Правде решались наследственные дела бояр и дружинников: – по завещанию; – без таковых, если наследниками выступали вдова и малолетние дети; – при распределении наследства между супругой от первого брака и вдовой от второго брака; – если права на наследство предъявляли дети, рожденные от рабыни. Смерд Войко перепахал межу соседнего с ним земельного участка боярина Никодима и увеличил свой надел за счет чужой земли. Боярин Никодим обратился в суд. Разрешите дело по Русской Правде. Темы рефератов к семинару • Церковное право Древней Руси: понятие, источники, предмет регулирования. • Русская Правда – «кодекс капитала». • Правовое положение женщин Киевской Руси. • Норманнская теория в исторической науке.
  1   2   3   4   5   6

  • КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
  • Введение
  • Семинар 1. Русская правда как памятник права
  • Литература
  • Задания
  • Темы рефератов к семинару