Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Владимир Фомин Биография




Скачать 100.55 Kb.
Дата29.04.2017
Размер100.55 Kb.



Владимир Фомин
Биография
Будучи признанным мастером, он получил известность благодаря 30 персональным выставкам в музеях и галереях мира, успеху, как у массового зрителя, прессы, так и авторитетных специалистов, сотням мультимедиа дискам и Интернет-сайтам, многочисленным публикациям в иностранной и российской прессе, полиграфической продукции, посвященным его необычайно яркому творчеству. О художнике сняты телевизионные фильмы в России, Финляндии, Германии, Швеции, Норвегии, США.

Как и всем выходцам из русской провинции, ему достался окольный путь к славе. Сибиряк, родившийся г. Томске 14 января 1963г., прежде чем поступить в лучшее в СССР Красносельское художественно-ювелирое училище, что под Костромой, он обучался иконописи в монастырях Золотого кольца России и прикладному делу народных умельцев. Но лучшими учителями навсегда остались для него книги по искусству многих библиотек.

В 1986 г. Фомин получил привилегию быть зачисленным в училище без экзаменов, а в 1989г. - диплом художника-ювелира, оставив заведение двумя годами раньше остальных студентов.

Два года добровольного заточения в томской избе, где кроме печи и деревянной кровати ничего не было, Фомин доказывал самому себе то, о чем уже на первом курсе знали его преподаватели: «от природы или от бога дар имеющий писать обязан». Этими словами напутствовал его Илья Глазунов при встрече в Российской Академии искусств. По иронии судьбы, в том самом здании прежде они были сказаны Ильей Репиным костромскому самоучке-лубковисту Ефиму Чеснякову.

К счастью, не все картины складывались под кровать, некоторые уходили заграницу по дипломатическим каналам.

И первые персональные выставки Владимира были инициированы иностранцами на круизных кораблях, заходивших в порт столицы Карелии г. Петрозаводск, который с 1992г. художник выбрал для постоянного местожительства. В 1993г. Министерство внешних связей Карелии устроило в своих стенах презентацию картин Фомина, пойдя навстречу пожеланиям заочно знакомого с его работами Генерального Консула Франции в России Мишеля Блаттмана. Впоследствии художник лишь однажды, благодаря норвежским организаторам, выставлялся на родине.

Именно западным специалистам в области искусства принадлежит определение раннего стиля Фомина: «авангардный лубок». Его первым сериям: "Политическая" (на политико-философские темы) "Лубок" (на темы детства, уличных торжеств) были присущи традиционная для "красочной народной картинки" яркость красок и лаконичность образов, стильность изысков современной живописи с элементами древней финно-угорской орнаментики, декоративность (филигранность и мозаичность) исполнения.

Более поздним произведениям Фомина свойственна предельная заполненность (сделанность) пространства, совершенные пластичные формы и гармоничность цвета. Это серии: "Подарки" (дань поклонения великим творениям и иx создателям – П.Пикассо, С.Дали, Э.Мунку, Н.Гумилеву, Я.Сибелиусу и др.); "Вепсская" (посвящена древним культам вепсов и карел); "Кижи" (по мотивам архитектуры острова Кижи); "Калевала" (по карело-финскому эпосу "Калевала"); "Пер Гюнт. Генрик Ибсен" (по мотивам драмы Г.Ибсена "Пер Гюнт"); "Мандалы", "Духовная" (на религиозно-философские темы); "Девы, Дамы, Мадонны" (женские образы в искусстве); "Сказки Севера" (по мотивам сказок Скандинавии); "Фридрих Ницше" (на тему произведения Ф.Ницше “Так говорил Заратустра”); “Флорида” (впечатления от путешествия по югу США); «Музыкальная» (ассоциации на тему мира музыки).

Создавая «Вепсскую» серию”, - писал журнал Правительства Российской Федерации “Жизнь Национальностей” в 1995г., - “художник повторил путь предшествующих поколений от обобщенности, знаковости форм, иероглифа, символа, аллегории, метафоры к интеллектуальным изыскам современного искусства. Еще несколько десятилетий назад предков современной малочисленной народности Русского Севера ученые считали бесследно исчезнувшими со своей самобытной культурой народом. В ней обобщен опыт трехлетней работы с археологическими, фольклорными материалами, самостоятельных исследований, связанных с ремесленными образцами, обрядностью, верованиями “.

Серия “Кижи” также неслучайна в творчестве В.Фомина, как и остров Кижи в его жизни. Впервые он увидел русское “восьмое чудо света” в детстве, рассматривая акварели в одном из журналов. Ему начали сниться многоглавые купола кижских церквей. В 1995 г. Фомин поселился на острове, чтобы создать серию, ставшую для него окном в Русский Север. Работая над эскизами, он словно книгу читал тайны Кижского архитектурного ансамбля, который сохранился благодаря счастливому стечению обстоятельств. Судьба монаха из Византии, принесшего язычникам христианство стала предметом его размышлений о собственном предназначении.

В 1995г. он принял участие в самом престижном конкурсе компьютерной графики "COREL WORLD DESIGN CONTEST", проходившем в Национальном Центре искусств г. Оттава (Канада). Среди 7500 претендентов Фомин единственный, кто был удостоен за изображение «Художника» специального приза «BEST OF EUROPE AND THE REST OA THE WORLD».

Он также обладатель Гранта Совета министров Северных стран 2001 года.

Финляндия - страна, чьим символом национально-культурного возрождения стала книга, давно признала серию картин Владимира Фомина по мотивам «Калевалы» уникальной, отметив 150-летие создания эпоса персональными выставками Фомина в музеях Скандинавии. Во время беспрецедентного выставочного турне по музеям Финляндии, Швеции и Норвегии в 1999-2002г.г. с его серией «Калевала» познакомилось более 50 000 зрителей.

«Калевалой» Фомина, созданной по заказу одного из финских Музеев искусств, проиллюстрированы энциклопедия «Мифология мира» Лондонского издательства 2004г. и книги о финно-угорском эпосе, выпущенные 2006г.- 2008г.г. финскими и российскими издательствами.

Творческий подвиг Элиаса Леннрота, соорудившего из древних мифов, народных преданий и песен памятник Финляндии в центре исторического фундамента мировой культуры, по значимости приравнен к созданию таких общечеловеческих ценностей, как древние скандинавская «Старшая Эдда», греческая «Илиада» и «Одиссея», индийские «Махабхарата» и «Рамаяна».

Лавры финского классика А. Галлен-Каллелы, чьи «калевальские полотна» – главное сокровище Национального музея Финляндии, не давали покоя сотням художников из Европы, Азии, Африки. Но славу фольклорного наследия Суоми преумножил русский художник Владимир Фомин, создавший около сотни графических и живописных работ.

Чтобы оформить Калевалу, художнику не пришлось выигрывать несколько конкурсов, как А. Галлен-Каллеле, или выдержать прессинг советской цензуры, как самому знаменитому русскому художнику П. Филонову, трудившемуся над «Калевалой» вместе с 13 учениками с 1931 по 1933г. Сегодня у большинства исследователей эпоса его зрительные образы ассоциируются с типажами, придуманными либо Галлен-Каллелой, либо Фоминым.

Его иллюстрации превратили новое издание в шедевр, по мнению, истинных ценителей Калевалы, которая продолжает воздействовать на умы людей независимо от временных или территориальных границ.

В 2002г. Фомин первым из русских выпустил мультивидеоверсию о своем творчестве на английском, финском и русском языках в музыкальном сопровождении. В компакт-диск вошло 300 картин.

После того, как он выставился в том же году в галереях Норвегии г.Осло и г.Харстад, его серия «Пер Гюнт. Генрик Ибсен» была объявлена достоянием норвежского народа.

В 2005г. выставку в Фолк-Музее, посвященную 100-летию норвежско-российских дипломатических отношений, на которой была представлена его картина, украсившая постоянную экспозицию Музея Г.Ибсена, открывал король Норвегии.

Благодаря удивительному путешествию по норвежскому морю среди фьордов, знакомству с музейной историей и культурой Скандинавии, с ее “живым фольклором” и литературными, музыкальными произведениями родилась серия “Сказки Севера”.

Одновременно он работал над серией «Девы, дамы, мадонны». Так, вслед за ставшими уже символами искусства - античной Венерой, Джокондой Леонардо Да Винчи, балеринами Де Га, гогеновскими таитянками, мадоннами Революции Петрова-Водкина … появились авангардно-лубковые красавицы Фомина.

За каждым произведением из этой серии тянется шлейф художественных, литературных, музыкальных посвящений Ее Величеству Женщине….

В основу серии «Флорида» легли глубоко личные впечатления от поездок по югу США. Населяющие ее образы животных, птиц и рыб – поток сознания и интуиции мастера, от которого также исходит свет сказочности, волшебства. Этому лубковому сериалу, созданному Фоминым могли бы позавидовать лучшие киностудии мира, разместившие свои павильоны в окрестностях Орландо. Настолько притягательна иллюзия существования всего, что выдумал художник. Настолько естественны его животные, эпатажно помещенные в человеческие декорации. На полотнах Фомина дети природы так органично вписаны в интерьер человеческого общения, что следует признать: параллельный мир Флориды живет в картинах Фомина своей фантасмагорической жизнью.


«Всем своим творчеством Владимир Фомин утверждает право на интеллектуальное и духовное искусство», - подчеркивали американские специалисты и пресса, восторженно отзываясь о его персональной выставке в Музее Альбина Поласека, включенном в список Национального Регистра Исторических мест США.

Она состоялась в 2006г. в Зале Художников Флориды, где, выступал известный профессор Александр Богуславский, 9 лет читающий лекции студентам г. Орландо о творчестве Фомина. Кстати, студенты университетов Финляндии также имели возможность стать слушателями подобных лекций.

Газеты Флориды «Observer» и «Orlando Sentinel» писали о том, что «демонстрация полотен восходящей звезды художественного мира России полностью гипнотизирует…», «поражает использованием точной, похожей на мозаику техникой, гармоничными цветовыми сочетаниями, формами, восхитительными композициями, ясностью и изяществом образов, характеризующими его уникальный стиль, являющийся артистическим синтезом традиционных и популярных направлений живописи».

«Это комбинация нескольких элементов: русской народной картинки - лубка, отличающегося яркой и изящной композицией, ярко расписанного вручную, традиций русского авангарда, северного орнамента, а также красок и стилистических концепций известных живописцев, например: Гогена, Моне, Кандинского, Малевича, Филонова, Сарьяна, Свемпа, Дали и многих других. Сознательная комбинация, разработка и организация всех этих элементов в последовательный и уникальный персональный стиль».

Художник продолжает сотрудничать известными, в том числе виртуальными галереями. Занимается благотворительностью, устраивая выставки в пользу детей, оставшихся без родителей. Международный Красный Крест Финляндии выпускает многотысячными тиражами полиграфическую продукцию с изображениями героев Калевалы Фомина для сбора средств в Фонд помощи пострадавшим от бедствий.

Его часто приглашают выступить на научных симпозиумах, семинарах по вопросам культуры или творческих встречах. Еще в 1995г., ступив на полуостров Пегрема (музейно-исторический комплекс) в качестве участника одного из международных археологических Форумов, он задумал писать серию «Мандалы», к идеям которой постоянно возвращается. Тогда он пришел к выводу, что почти все дошедшие до нас произведения древнего искусства, связаны с астральными, космогоническими, мифологическими представлениями. В серии «Мандалы» присутствуют символы, отражающие идею бесконечного движения, вращения, цикличности явлений, мифологии…

Выплескивая гармонию своего внутреннего мира во внешний мир, Фомин использовал зрительные композиции в форме круга (мандалы) в качестве закона гармонизации, как это делали древние художники. Все картины из этой серии напоминают мандалы, которые буддисты выкладывают из разноцветного песка или риса. Они заключают в себе тот же смысл, что и духовные песнопения тибетских монахов, способствующие погружению в состояние медитации. Такую же гармонию в словесном выражении призваны создавать ритмичные руны эпоса «Калевала», «белый стих» книги для всех и ни для кого Ф. Ницше «Так говорил Заратустра».

Профессор А.П.Журавлев, издавший десятки научно-популярных трудов утверждает в своей книге “Древнейшее искусство и современность”, что: «художник В. Фомин формирует произведения соответственно закону Мандалы. Древние художники Пегремской цивилизации эпохи меди (неолита) более 5 тысяч лет назад создали композиции полностью соответствующие закону Мандалы. Они во многом сходны с рисунками В. Фомина, как и узоры карельских, вепсских, саамских полотен 17-21 веков, как образцы архитектурных творений 17-20 веков зодчих».

Мандалы Фомина – видения, погружение в глубины мироздания, ключи к новым открытиям, главенство духовного над человеческими вещами и Вещь в руках Бога. Стремление создать серию под знаком чистоты творческой жизни, позволило художнику наполнить ее скрытым магнетизмом, живительной силой процесса познания истины.

Когда мне говорят”, - упомянул в одном из интервью Владимир, - “о том, что художественная интуиция – лучший пароль для проникновения в любые сферы культуры, я уточняю: скорее всего, я знаю пароль в души людей, которые готовы воспринять искусство”.

Знатоки признают, что творчество Фомина, в основном, относится к такому направлению, как неопримитивизм, кроме того, представлено в абстракционизме и сюрреализме, но его стиль неповторим. Так до Фомина не писал никто и никто так не пишет, как он, поэтому его философская, оптимистичная манера чаще всего определяется как «авангардный лубок Фомина».

Неудивительно, что более 700 работ художника находятся в Национальных Музеях Скандинавских стран и России, в коллекциях художественных галерей и музеев искусств России, США, Финляндии, Германии, Швеции, Норвегии и других стран, во многих частных собраниях мира.

Personal site: http://www.onego.ru/fomin




Основные персональные выставки:
Май 1993 - Министерство внешниx связей Республики Карелия (Россия).

Август - сентябрь 1993 - Brenner -Галерея (Тюбинген, Германия).

Декабрь 1994 - Посольство США в Москве.

Май 1995 – Посольство США в Москве.

Март 1995 - Московский коммерческий банк "Возрождение".

Ноябрь 1995 - Галерея Renate und Jochen Kuhnhenne (Cochem-Brauheck, Германия).

Октябрь - декабрь1995 - Национальный Финский Музей Оxоты (Рийxимяки, Финляндия).

Январь - февраль 1996 - Русский Центр науки и культуры при Посольстве России (Хельсинки,Финляндия).

Ноябрь - декабрь 1996 - Ратуша г.Cochem-Brauheck (Германия).

Июнь - август 1998 - Галлерея "Villa Nurminata" (Париккала, Финляндия).

Январь - март 1999 - Музей искусств г. Рийxимяки (Финляндия).

Июнь 1999 - Финский центр культуры (Турсбю, Швеция).

Июль - август 1999 - Музей Vermlands (Карлстад, Швеция).

Август 1999 - Центр книжной ярмарки (Гетеборг, Швеция).

Сентябрь 1999 - Финско – Норвежский институт культуры (Осло, Норвегия).

Сентябрь 2000 - Дворец творчества (Карелии, Россиия).

Март - Апрель 2002 - Галерея Nord-Norge (Харштад, Норвегия).

Апрель - июнь 2002 - Музей Juminkeko (Кухмо, Финляндия).

Апрель - июнь 2002 - Финско – Норвежский институт культуры (Осло, Норвегия). www.finno.no

Ноябрь - декабрь 2003 – Торговый Центр (Атланта, США).

Апрель 2004 - Офис Международного Красного Креста (Йоэнсуу, Финляндия).

Сентябрь 2005 – декабрь 2006 – Торговое Представительство России (Хельсинки, Финляндия). www.rusfintrade.ru

Январь - февраль 2006 – Albin Polasek Museum and Sculpture Gardens (Орландо, Флорида, США). www.polasek.org

Февраль – март 1997 - Русский Центр науки и культуры при Посольстве России (Хельсинки, Финляндия).

Март-апрель 2007 – Центр Национальных проектов Mikpoli (Миккели, Финляндия).

Декабрь 2007- июнь 2008 - Деловой и культурно-развлекательный центр Cаркисалми (Финляндия)

Март-апрель 2008 - Albin Polasek Museum and Skulpture Gardens (Орландо, Флорида, США) http://blip.tv/file/760120

Сентябрь-октябрь 2008 - Галерея ArtPresent (Париж, Франция)


  • "Политическая" (
  • "Подарки"
  • "Калевала"
  • "Девы, Дамы, Мадонны"
  • “Флорида”
  • «Пер Гюнт. Генрик Ибсен»
  • “Сказки Севера”.
  • Основные персональные выставки: Май 1993
  • Декабрь 1994
  • Январь - февраль 1996
  • Июнь - август 1998
  • Июль - август 1999
  • Сентябрь 2000
  • Апрель - июнь 2002
  • Январь - февраль 2006
  • Март-апрель 2007
  • Март-апрель 2008