Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Высшее профессиональное образование




Скачать 10.16 Mb.
страница1/46
Дата03.07.2018
Размер10.16 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46
психология РАЗВИТИЯ Издательский центр «Академия» www. academia -moscow. ru ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ психология РАЗВИТИЯ Под редакцией Т. Д. Марцинковекой Рекомендовано Советом УМО университетов РФ по психологии в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии 3-е издание, стереотипное ACADEMIA Москва Издательский центр «Академия»» 2007 15(075.8) ББК 88я73 П86 Рецензенты: доктор психологических наук, декан социально-психологического факультета МГППУ, профессор М. Ю. Кондратьев; доктор психологических наук, зав. кафедрой МГУ им. М. В. Ломоносова, профессор. Я Подольский Авторы: Т. Д. Марцииковская - гл. 1,2,8,15; Т. М. Марютина - гл. 3 - 6; Ю. В. Микадзе—гл. 7; Т. Г. Стефанепко - гл. 14; К Н. Поливанова - гл. 12,15; О. В. Краснова - гл. 9; Т. П. А еду лова - гл. 15; Т. Н. Счастная — гл. 10; Е. С. Сергиенко — гл. 11; Е. П. Белинская — гл. ЪГ.А. Цукерман — гл. 16 Психология развития : учебник для студ. высш. психол. учеб. П86 заведений [Т. Д. Марцииковская, Т. М. Марютина, Т. Г. Стефанен- ко и др.] ; под ред. Т. Д. Марцинковской. - 3-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 528 с. ISBN 978-5-7695-4471-2 В учебнике по курсу психологии развития, одному из основных для студентов психолого-педагогических вузов, рассмотрены различные аспекты понимания принципа развития в психологии и разные стороны становления психики в онто­генезе; раскрыты представления о механизмах и движущих силах психического развития, их функционировании и значении на разных этапах онтогенетического развития, а также сущность генетического и функционального подходов к про­блеме периодизации. Второе издание (2005) было переработано и дополнено. Для студентов высших учебных заведений может быть интересна также педагогам и психологам. УДК 15(075.8) ББК88я73 Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия издательства запрещено © Марцииковская Т. Д., Марютина Т. М., Стефаненко Т. Г. и др., 2005 © Образовательно-издательский центр «Академия», 2005 ISBN 978-5-7695-4471-2 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2005 Предисловие Эта книга является одним из первых отечественных учебников по дисциплине «Психология развития». Психология развития, так же как возрастная или детская психология, одна из наиболее разработанных областей психологии. Об этом свидетельствуют и большое количество эмпирических материалов, собранных при изучении психики детей, подростков, пожилых людей, и множество разнообразных учебников и учебных пособий по этим дисциплинам. Тем не менее XXI век ставит перед этими дисциплинами, как и перед психологией в целом, доста­точно много проблем, связанных с совершенно новыми задачами. Это и углубление связи теории и практики, и разработка новых методов ис­следования и диагностики психики, и необходимость соединения, кон­вергенции разных подходов к проблеме природы психики, движущих сил и механизмов ее развития. Не менее актуален и вопрос разделения предмета и феноменологии группы дисциплин, связанных с изучением развития психики в онтоге­незе, - психологии развития и детской психологии. Это особенно важ­но в связи с тем, что в отличие, например, от общей психологии, эти дисциплины являются базовыми не только для психологов, но и для педагогов. Психология развития представляет собой более общий теоретиче­ский курс по сравнению с возрастной и детской психологией, своего рода их методологическую основу. Поэтому в центре внимания этой дисциплины оказывается не описание определенных возрастных пери­одов, но поиск общих закономерностей развития психики, анализ дви­жущих сил и механизмов развития, становление отдельных сфер пси­хики в разные возрастные периоды и в разных культурах. В этом плане именно психология развития служит генетическим методом общей пси­хологии. Важность разработки этой дисциплины именно как уникаль­ного метода изучения подчеркивали многие психологи на рубеже XIX- XX веков. Психология развития анализирует содержание и разные ас­пекты применения в психологии принципа развития, одного из важ­нейших методологических принципов всех наук, а новообразования и симптоматика отдельных возрастных периодов становятся тем матери­алом, на основании анализа которого выводятся общие закономернос­ти становления психики. Получение и анализ этого материала и являются центральной зада­чей для возрастной и детской психологии. При этом в детской психоло­гии на первый план выходит симптоматика развития в первые годы жизни, прежде всего в дошкольный период. Этот же фактический мате­риал включается и в курс возрастной психологии, но границы исследо­вания в этом случае значительно расширяются, охватывая всю жизнь человека - от рождения до глубокой старости и смерти. Различается и проблематика курсов, наиболее актуальные для каж­дого из них вопросы. В детской психологии в первую очень интересны те механизмы и факторы, которые обеспечивают вхождение ребенка в мир взрослых, интериоризацию полученных в общении знаний. Мате­риалы о динамике становления психики в младенчестве и раннем дет­стве незаменимы при сравнительном анализе роли наследственности и среды в процессах научения, функционального развития. Рассматрива­ются в детской психологии и общие тенденции психического развития, параметры, определяющие его нормальный и анормальный темп и на­правленность. Ведь первые годы являются определяющими для всей дальнейшей жизни, а тот темп формирования психики, который свой­ствен детям в первые 3-5 лет жизни, постепенно снижаясь, больше никогда не достигает той же интенсивности. Не имеет аналогов этот период и по содержанию, ибо объем знаний и умений, которые приоб­ретает ребенок в это время, сравним с приобретениями в течение ос­тавшейся жизни. Возрастная психология, которая может анализировать все измене­ния в темпе, содержании, доминирующих факторах, влияющих на про­цесс развития психики в течение всей жизни, естественно, в большей степени обращает внимание на сравнение закономерностей развития в разные периоды онтогенеза. Именно в этой дисциплине анализируют­ся причины снижения темпа развития, соотношение критических и ли­тических периодов, выявляются кризисы, сопровождающие человека не только в юности, но и в зрелом возрасте. Возрастная психология изучает также механизмы, помогающие как в приобретении нового, в развитии, так и в компенсации плохо развитых или нарушенных психи­ческих функций, сохранении приобретенных знаний и умений в пери­од снижения темпа развития, инволюции, в старости. Сопоставление этих механизмов, выявление факторов, влияющих на интеллектуаль­ный и личностный рост, дают важные данные, раскрывающие законо­мерности соотношения биологического и социального, природного и приобретенного в психике человека. Необходимые результаты позво­ляет получить и анализ влияния депривации на развитие психики, осо­бенно сопоставление воздействия депривационных ситуаций на разных этапах онтогенеза. Полученные материалы сопоставляются и анализируются в курсе психологии развития. При этом доминирует не столько комплексный анализ общей картины состояния психики на определенном этапе он­тогенеза, сколько сравнительный анализ процесса становления разных сфер психики. Вот почему для психологии развития такое большое зна­чение имеет изучение факторов, полученных при исследовании дина­мики формирования когнитивных процессов (мышления, памяти, вос­приятия), индивидуальных особенностей и черт личности, социализа­ции. Результаты таких исследований показывают, как появляется у ре­бенка образ мира, система представлений о себе и других, каким обра­зом в структуре личности соединяются индивидуальные качества и со­циально заданные нормативы и ценности, что дает культура для фор­мирования психики и каким образом естественное развитие (если та­ковое может быть абстрактно представлено) отличается от культурно­го. Именно эти данные психологии развития и востребованы другими отраслями психологии - общей, социальной, педагогической и други­ми. Важным стимулом для активного формирования психологии разви­тия является и то, что психология как молодая наука испытывает сегод­ня методологические проблемы, которые отражаются в содержании детской и возрастной психологии - в дискуссиях по проблемам перио­дизации, соотношения обучения и развития, общения со взрослыми и сверстниками, механизмов развития и защиты. Острота этих дискус­сий связана и с тем, что психология, переживающая период рефлексии своей истории, испытывает много сложностей в связи с необходимос­тью интегрировать в единую систему знания о развитии психики, на­копленные учеными, которые работали в различных психологических школах и направлениях, - психоанализе, бихевиоризме, когнитивной гуманистической психологии, гештальтпсихологии, отечественной пси­хологии. Важным аспектом в работах ученых разных школ становится и изучение тех изменений, которые происходят в содержании и струк­туре психики в кризисные моменты развития общества, так как именно в эти периоды отчетливо видно, какое влияние оказывают на психику, на личностную и социокультурную идентичность новое социальное ок­ружение, новые ценности и установки, как взаимодействуют между со­бой интеллектуальные и эмоциональные компоненты в создании обра­за мира. Поэтому авторы книги старались показать методологические прин­ципы психологии развития, выявить и описать то, что на сегодняшний день известно в мировой психологии о закономерностях и механизмах становления разных сторон и сфер психики - нейропсихологии и пси­хофизиологии, социального и личностного, когнитивного и эмоциональ­ного развития; дать обобщенные представления о подходах к основ­ным категориям и проблемам - периодизации, кризисах, обучении, со­циализации. В то же время в изложении этих проблем постоянно про­слеживается идея генезиса, т. е. постепенного обогащения и усложне­ния содержания и структуры психики на разных возрастных этапах. Исходя из данных, накопленных детской и возрастной психологией, авторы описывают роль различных факторов в генезисе психики на разных этапах - от рождения до старости. Это позволяет читателям понять особенности становления психики в стабильные и критические моменты, осознать причину разнообразных форм генезиса, их зависи­мость от культуры, социальных установок, индивидуальных особенно­ стей, возраста, наследственности. В книге показаны разница между психологическим и психофизиологическим развитием, соотношение биологического созревания и психического развития, индивидуальные особенности и возрастные закономерности взаимосвязи с взаимовлия­ния биологического и психического. Анализ подходов к проблеме развития в основных непсихологиче­ских школах даст возможность сформировать более полные знания о разных сферах применения принципа развития в психологии и об из­менениях, происходящих в структуре личности, когнитивной и мотива- ционно-потребностной сферах. Значительное внимание авторы удели­ли и сравнительному анализу разных сторон формирования психики - социализации и инкультурации, становлению познания и личности де­тей. Целью авторов было не только дать представление о содержании психологии развития, но и создать у читателей установку на перенос полученных знаний в смежные дисциплины, в собственную научную и практическую деятельность, помочь более объективно разобраться в себе и окружающих. Глава 1 ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ, ЕЕ СТАНОВЛЕНИЕ В XIX-XX вв. Предмет и методы психологии развития Психология развития изучает закономерности формирования пси­хики, исследуя механизмы и. движущие силы этого процесса, анализи­руя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса пси­хики, различные стороны становления психики - ее изменение в про­цессе деятельности, при общении, познании. Она рассматривает также влияние различных видов общения, обучения, разных культур и соци­альных условий на динамику формирования психики в разном возрас­те и на разных уровнях психического развития. Как известно, психология связана с разнообразными областями на­уки и культуры, что помогает в построении методологии психологии раз­вития, выдвижении гипотез и экспериментальном исследовании дина­мики становления психики. Главными областями научного знания, на ко­торые опирается психология развития, являются философия и естество­знание. В то же время в работах многих психологов четко просматрива­ется связь с этнографией, социологией, теорией культуры, искусствове­дением, математикой, логикой, языкознанием. Методы, используемые в генетических исследованиях (наблюдение, тесты, эксперимент), тесно связаны с методами общей психологии, но имеют специфику, обусловленную изучением процесса развития, изме­нения того или иного психического процесса или качества. Естествен­но, что в психологии развития нельзя использовать самонаблюдение, которое долгое время было ведущим психологическим методом. Соб­ственно, психология развития и появилась со становлением новых, объективных методов изучения психики, которые могли применяться при исследовании детей, животных, примитивных народов. Наблюде­ние со стороны, так же как и дневниковые наблюдения, стали, особен­но на первых порах, основными методами психологии развития. По­зднее появились тесты, анализ продуктов творческой деятельности (ри­сунков, рассказов и т. д.), а также эксперимент. Помимо лабораторного и естественного экспериментов большое рас­пространение в психологии развития получили лонгитюдные и срезо- вые исследования. Лонгитюдный эксперимент применяется в том слу- чае, когда есть возможность изучить определенную группу в течение длительного периода времени, например исследовать развитие памяти, или самооценки, или какого-то другого параметра у детей с пятилетне­го возраста до 10 или 15 лет. Срезовый эксперимент используется для той же цели, но позволяет сэкономить время, так как можно одновре­менно изучать динамику становления определенной функции у детей разного возраста. Однако, так как все дети имеют индивидуальные особенности, эти данные менее точны, чем при лонгитюдном исследо­вании, хотя большое число испытуемых позволяет получить объектив­ные значения. Применяется в психологии развития и формирующий экспери­мент, который позволяет понять, какой параметр оказывает наиболь­шее воздействие на становление того или иного психического про­цесса или психологического качества. При этом испытуемых всегда разделяют на контрольную и экспериментальную группы, а работа про­водится только с экспериментальной группой. Уровень развития изу­чаемого параметра замеряется в обеих группах до начала эксперимента и в конце, а потом анализируется разница между ними. На основании этого анализа и делается вывод об эффективности формирующего воздействия. Выделение психологии развития в самостоятельную область психологии Хотя психология развития как самостоятельная дисциплина возник­ла относительно недавно, особенностями психического состояния де­тей интересовались многие ученые еще в античный период. Демокрит, Платон, Аристотель и другие философы в качестве доказательств пра­воты своих взглядов на психику использовали данные о том, как вос­принимают дети новые понятия или как реагируют на те или иные си­туации. После некоторого перерыва, уже в Новое время, особенно в XVIII в., ученые опять обратились к анализу психики детей. Эти вопро­сы ставились главным образом в связи с исследованием подходов к обу­чению, а также в контексте изучения становления психики взрослого человека, его мышления и мотивов деятельности. Однако перечислен­ные проблемы не были выделены в качестве отдельной темы исследо­вания, тем более они не стали центральными ни для одного из психоло­гов. Картина изменилась к концу XIX в., когда соединились два научных направления, до этого времени развивавшиеся параллельно и незави­симо друг от друга: исследования детского развития, которые были свя­заны с естествознанием и медициной, а также этнографические ис­следования детства и языка, главным образом изучение детских игр и сказок. Особенно популярны были работы братьев Гримм, Тейлора, Боа­са. В это же время психология развития начала наконец рассматривать- Ся учеными в качестве самостоятельной области психологической нау­ки. Объективными предпосылками ее формирования были: требования педагогической практики; разработка идеи развития в биологии; появление экспериментальной психологии и разработка объектив­ных методов исследования. Требования педагогической практики. Еще в начале XIX в. о не­обходимости учета психологических данных при формировании мето­дов обучения дошкольников писал Фребель; обязательность учета пси­хологических законов в педагогике подчеркивал Гербарт. В России о важности связи между педагогикой и психологией говорил К.Д. Ушин­ский. В своей работе «Человек как предмет воспитания» (1867) он пи­сал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношени­ях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», т. е. для того чтобы правильно воспитывать, надо понять закономерности пси­хического развития детей,.прежде всего их нравственного развития. Для этого надо исследовать влияние на детей таких форм культуры, как язык, религия, право и искусство, которые Ушинский называл образующими психики человека. Особенно актуальной задача связи между педагогикой и психологи­ей стала в середине XIX в. в связи с развитием всеобщего обучения. Пока образование было преимущественно домашним, нетрудно было сформировать индивидуальный подход к каждому ребенку, понять его особенности, интересы, сделать обучение для него легким и занима­тельным. Индивидуально подбирался не только круг изучаемых про­блем, но и темп обучения в зависимости от скорости усвоения матери­ала данным ребенком. При наличии большого числа детей в классах (что было уже в то время в массовых школах) такой индивидуальный подбор адекватных методик стал неосуществим. Поэтому назрела необходимость исследо­вать общие для всех детей механизмы и этапы психического развития, чтобы дать объективные рекомендации, в каком возрасте и в какой последовательности можно обучать любых детей, а также какие при­емы наиболее адекватны для детей определенного возраста. Этими требованиями объясняется и круг проблем, которые решали ученые того времени, так как это были главным образом исследования движущих сил и этапов познавательного развития, в то время как раз­витие общения или личностных особенностей детей почти не изуча­лось. Такая тесная связь психологии развития с практикой вызывала спра­ведливую озабоченность некоторых ученых; они опасались, что утили­таризм, растворение в практике помешают формированию теоретиче­ских основ этой науки и ограничат ее интересы ближайшими задачами школы и воспитания. Именно от такого понимания психологии развития и предостерегал известный психолог У.Джемс в своей книге «Беседы с учителями о психологии» (1899). Он считал, что психология не должна объяснять учителям, как учить детей, давать им конкретные советы, но психо­логические знания должны обратить внимание педагогов на необходи­мость исследования внутренней жизни учеников; они должны понять духовную жизнь ученика «как некоторое активное единство, каким он сам ее чувствует, и сочувственно воспроизвести ее в воображе­нии». Об этом же писал и другой известный психолог Г.Мюнстен- берг. Он подчеркивал, что, в отличие от психотехники (основателем которой он являлся), педагогика должна ориентироваться на психоло­гические знания преимущественно при исследовании отклонений от нормы, например при исследовании причин утомляемости учеников, дефектов чувств, но не следует требовать от психологии конкретных указаний, как учить детей. Эти идеи психологов начала века не потеряли актуальности и в на­стоящее время, особенно в связи с развитием практической психологи­ческой службы, так как нередко педагоги понимают возрастную пси­хологию и психологию развития именно и единственно как практиче­скую. Однако, признавая большое значение последней, невозможно ис­ключить важность теоретических исследований, тем самым мы закры­ли бы пути для дальнейшего развития прикладной, практической пси­хологической службы. Разработка идеи развития в биологии. Эволюционная теория Дар­вина оказала огромное влияние на психологию. Открытие этой теории фактически означало расширение предмета психологии, включение в него вопросов взаимосвязи морфологии и функции, поведения и созна­ния и т. д. Однако самое большое значение имел тот факт, что с теорией эволюции в психологии появились два новых постулата - об адапта­ции как главной детерминанте, определяющей психическое развитие, и о генезисе психики, т. е. о том, что психические процессы не появля­ются в готовом виде, а проходят определенные, закономерные этапы в своем развитии. Именно эти положения и являются основными для пси­хологии развития. Мысль о том, что можно выделить генетические этапы в развитии психики, привела к появлению нового метода исследования - гене­тического, который исследует закономерности общей психологии, изу­чая постепенное формирование определенной функции. Естественно, о таком подходе к исследованию говорилось задолго до Дарвина, но понимание универсальности этого метода и возможности исследовать закономерности процесса развития, общие для всех сфер психической жизни, связано с эволюционной теорией. Она помогла осознанию того, что генетический метод может стать основой особой области психоло­гии, предметом которой как раз и является генезис психики, т. е. гене­тической психологии, психологии развития. Эволюционный подход в психологии отразился прежде всего в кон­цепциях А. Бэна и Г. Спенсера, которые утверждали, что психика пред­ставляет собой закономерный этап эволюции и ее функция заключает­ся в обеспечении адекватного приспособления к окружающей среде. Эти теории, особенно взгляды Спенсера, получили широкое распрост­ранение и оказали огромное влияние на становление психологии раз­вития. Не меньшее значение для формирования генетического подхода в психологии имела теория известного психолога и физиолога
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46

  • 3-е издание, стереотипное