Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Высшая школа менеджмента




Скачать 424.89 Kb.
страница1/2
Дата24.06.2018
Размер424.89 Kb.
ТипПрограмма
  1   2
hic tuta perennat ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВЫСШАЯ ШКОЛА МЕНЕДЖМЕНТА «УТВЕРЖДАЮ» Директор программы ___________________________ «УТВЕРЖДАЮ» Заместитель декана ___________________________ (________________) (________________) «_____»_________________ 2009 г. «_____»_________________ 2009 г. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Образовательная программа: Программа подготовки аспирантов Код учебной дисциплины: ОПД.АФ.02 Цикл дисциплин: Образовательно-профессиональные Статус дисциплины: Обязательная Язык преподавания: Русский Разработчик: Семенов Андрей Александрович, доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербург 2009 СОДЕРЖАНИЕ АННОТАЦИЯ КУРСА ……………………………………………………......…………..…3 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 1.1. Цели и задачи курса ………………………………………………......…..……4 1.2. Место курса в профессиональной подготовке выпускника …………........…… 4 1.3. Требования к уровню освоения содержания курса…………………….......……4 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 2.1. Разделы курса, темы и краткое содержание ……………………………........... .4 2.2. Индивидуальные и групповые самостоятельные, классные, контрольные, аттестационные и т.п. работы ………………………….……......……7 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3.1. Распределение часов курса по темам и видам работ ……………......…………12 3.2. Распределение содержания курса по занятиям …………………......…………. 12 4. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 4.1. Формы текущего контроля успеваемости по курсу ………………......………. 18 4.2. Форма итогового контроля успеваемости по курсу ……………......………….18 4.3. Система оценивания успеваемости по курсу …………………....…......……....18 4.4. Примеры экзаменационных (зачетных, аттестационных) заданий .........…… .18 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА 5.1. Основная литература ………………………………………………….......……..21 5.2. Дополнительная литература ………………………………………….…......…..23 5.3. Перечень обучающих и контролирующих компьютерных программ, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п. ……………………………….……........ .24 6. COURSE OUTLINE 6.1. Course title ………………………………………………………………..….........25 6.2. Course objectives ………………………………………………………….........…25 6.3. Course contents and structure ………………………………………………..........25 6.4. Teaching methods used ……………………………………………………............25 6.5. Grading …………………………………………………………….…………........26 6.6. Literature …………………………………………………………….…......….…..26 АННОТАЦИЯ КУРСА Данный курс читается аспирантам первого года обучения в течение первого семестра и призван способствовать углублению теоретико-методологической под­готовки слушателей в области экономических наук. Структура и содержание курса в значительной мере определяются тем обстоятельством, что он читается в рамках изучения обязательной дисциплины «История и философия науки». Поэтому основное внимание уделяется вопросам, отражающим методологические особенности той или иной экономической школы, ее влияние на характер эволюции экономических знаний, а также взаимосвязь указанной специфики с общим характером развития научной и философской мысли в соответствующую эпоху. Курс может быть условно разделен на 4 раздела: первый (темы 1-2) посвящен вопро­сам генезиса общей экономической теории; второй (темы 3-5) – возникновению и развитию либеральной традиции в рамках классической и неоклассической теории, а также фор­мированию школ альтернативных этому направлению экономической мысли; третий (темы 6-7) – развитию концепции регулируемого капитализма; четвертый (темы 8-9) – современным школам экономической мысли. Практическую сторону изучения курса характеризует акцент на развитие навыков самостоятельной исследовательской работы. Участие в дискуссиях, подготовка выступлений и сделанные в ходе занятий сообщения по избранной тематике призваны способствовать выработке у аспирантов самостоятельной позиции в вопросах оценки роли наиболее известных школ в развитии экономической теории. Главной итоговой работой в рамках данного курса является написание реферата по избранной проблематике. Тема реферата определяется аспирантом совместно с научным руководителем и преподавателем, читающим курс истории экономических наук. При этом учитываются научные интересы обучающегося и предполагаемая тема его диссертационного исследования. Положительная оценка за эту работу является условием допуска аспиранта к итоговому экзамену по истории и философии науки. 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 1.1. Цели и задачи курса Цель курса: сформировать у обучающихся представление об основных этапах и направле­ниях эволюции экономической мысли в прошлом и настоящем, способствовать уяснению исторических особенностей создания категориального аппарата и поисковых баз ведущих экономических доктрин современности. Задачи курса: исследовать генезис и эволюцию теоретических направлений, оказавших определяющее влияние на выработку и концептуальное оформление экономической поли­тики в эпоху капитализма. Проанализировать основные дискуссионные и методологиче­ские проблемы историко-экономической области знаний. 1.2. Место курса в профессиональной подготовке выпускника Курс предназначен для аспирантов первого года обучения и призван углубить их пред­ставления об историко-методологической составляющей всего блока экономических дис­циплин. Читаемый курс выступает в качестве составной части более широкого обязательного предмета – История и философия науки – изучаемого аспирантам первого года обучения. Получение положительной оценки по данному курсу является необходимым условием для сдачи кандидатского минимума. 1.3. Требования к уровню освоения содержания курса По окончании изучения курса обучающиеся должны достаточно свободно ориентироваться в проблемах развития ведущих экономических школ прошлых эпох и настоящего времени, уметь связать исторические аспекты своего диссертационного исследования с общим на­правлением эволюции экономических знаний в данной области. 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 2.1. Разделы курса, темы и краткое содержание РАЗДЕЛ I. Генезис экономической теории ТЕМА 1. Введение в историю экономических учений Предмет и метод истории экономических учений. Место этой дисциплины в системе наук об обществе. Цель и задачи данного курса. Экономическая мысль в докапиталистическую эпоху. Хозяйственные воззрения со­фистов, Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Экономическая мысль европейского средне­вековья. ТЕМА 2. Первые экономические школы: меркантилизм, физиократы Социально-экономическая ситуация в Европе в начале Нового времени. Основные идеи мерканти­листов. Две стадии развития протекционистской политики в эпоху меркантилизма. Особенности меркантилизма в России. Развитие концепции «естественного права». Учение Ф.Кенэ о «естественной» стороне богатства и классовой структуре общества. «Экономическая таблица». Идеи и политиче­ская деятельность А.Тюрго. Провозглашение принципа laissez-faire. РАЗДЕЛ II. Развитие либеральной традиции и ее основные оппоненты ТЕМА 3. Формирование и развитие английской классической школы в политической экономии Учение А.Смита о ценности. Теория производительного и непроизводительного труда. Разделение труда как фактор прогресса. Учение о доходах и «догма Смита». Анализ про­цесса воспроизводства: «невидимая рука рынка» как лучший регулятор, деньги как колесо обращения, государство как «ночной сторож». Хозяйственная доктрина Д.Рикардо. Критика «догмы Смита» и теория доходов. Тен­денции нормы прибыли, их связь с факторами движения цен. Теории денежного обраще­ния и сравнительных издержек. Эволюция идей классической школы. Учение Ж.Б. Сэя о трех факторах производства. Обоснование им «закона рынков» и принципа экономического либерализма. Теория реа­лизации Т.Р. Мальтуса. Критика им рикардианской теории ценности. ТЕМА 4. Пересмотр идей классической школы и возникновение альтернативных течений в политической экономии Экономические взгляды социалистов и левых рикардианцев. Экономическое учение К.Маркса. История создания и структура «Капитала». Двойственный характер труда. Ра­бочая сила как специфический товар. Абсолютная и относительная прибавочная стои­мость. Учение о средней норме прибыли и продаже товаров по ценам производства. Схемы простого и расширенного воспроизводства. Всеобщий закон капиталистического накопления. Закон концентрации капитала и производства. Учение о двух фазах коммуни­стического общества. Формирование и развитие исторической школы. «Национальная система политической экономии» Ф.Листа. Основные представители исторической школы, их отношение к сис­теме государственного протекционизма, к экономическим законам. Новая историческая школа, ее методология и социальная доктрина. М.Вебер и В.Зомбарт как продолжатели идей исторической школы. ТЕМА 5. Возникновение неоклассической теории Основные отличительные черты и методологические принципы неоклассического подхода к анализу хозяйственной жизни. Значение неоклассической парадигмы хозяйст­венного развития и ее основные составляющие. Неоклассики о выравнивающей роли про­центной ставки в регулировании уровня совокупного спроса. Неоклассические представ­ления о роли государства и его денежной политики в экономической жизни. Краткая ха­рактеристика Лозаннской, Кембриджской и Австрийской школ. РАЗДЕЛ III. Развитие концепции регулируемого капитализма ТЕМА 6. Экономическая теория Дж.М. Кейнса Интеллектуальная биография Кейнса. Характеристика его ранних работ. Основание идеи «Общей теории занятости, процента и денег». Опровержение концеп­ции саморегулируемости рыночной экономики. Примат фактора спроса. Закон предпочте­ния ликвидности. Эффект мультипликатора. Кредитно-денежные рычаги регулирования спроса. Кейнс о стратегии антикризисной борьбы. Его рекомендации в области бюджет­ной и социальной политики. ТЕМА 7. Развитие и переосмысление кейнсианской доктрины в послевоенный период Превращение кейнсианства в ведущее направление экономической теории. Модель IS-LM, ее роль. Основные направления эволюции кейнсианства в послевоенный период. Теория экономического роста Р.Харрода. Уравнение фактического темпа роста. Линия динамического равновесия. Опасность инфляционного бума. Критика теории Р.Харрода и создание альтернативных моделей экономического роста (Дж.Мид, Р.Солоу). Концепция множественности циклов Э.Хансена. Исследование механизма инвестиционных колеба­ний. Рекомендуемые меры государственной антициклической политики. РАЗДЕЛ IV. Современные экономические школы ТЕМА 8. Неоконсервативная волна последней четверти ХХ в. Особенности хозяйственной конъюнктуры 1950-х годов и появления работы О. Фил­липса. Теоретическое оформление «политики доходов» и особенности ее осуществления в наболее развитых странах Запада. Монетаризм как ведущая школа современной консервативной экономической теории. Исходные положения монетаристской концепции. Кризис середины 70-х годов и монета­ристская критика проводимой политики. М. Фридмен – главный теоретик монетаризма. Постулат «адаптативных ожиданий» и развитие идеи о решающем влиянии денег на хо­зяйственную конъюнктуру. Основные рецепты монетаристов в области экономической политики. Теория двойственности рынка труда и концепция «расщепляющейся» кривой Фил­липса Дж. Тобина и М. Бейли. Отход от принципа «общего субсидирования» в области политики занятости. Школа рациональных ожиданий. Вопрос о теоретической трактовке характера ожида­ний. Интерпретация кривой Филлипса. Равновесный подход к теории цикла. Теория экономики предложения. Перенос центра анализа из сферы обращения в сферу производства. Стимулирование эффективного предложения факторов как главная проблема школы. Кривая Лаффера. Эффект Лаффера в краткосрочном и долгосрочном периодах. Неоавстрийская школа. Субъективизм как главный методологический принцип неоав­стрийцев. Сомнения в эффективности математического моделирования хозяйства.Теория «спонтанного порядка» Ф. Хайека. Кризис доктрины деквалификации и развитие теории человеческого капитала. Идеи рационализации и упрощения трудового процесса в трудах Э.Б. де Кондильяка, А.Смита, Ч.Бэббиджа. Основные школы научной организации труда конца XIX – начала XX вв. Д.Брайт и Ж.Фридман об упрощении характера исполнительского труда в условиях авто­матизации. Учение Т.Шульца и Г.Беккера о «человеческом капитале» как о важнейшем факторе хозяйственного роста, его влияние на государственную и корпоративную поли­тику. Теория фильтра. Концепция неперемещаемого человеческого капитала, ее связь с проблемой модернизации инвестиционного цикла и стратегией повышения конкуренто­способности современной фирмы. ТЕМА 9. Современные концепции метода экономической науки Специфика социального опыта в свете современных трактовок развития науки. «Пра­вило демаркации» и его применимость к экономическим концепциям. М.Фридман о кри­терии истинности экономического учения. Й. Шумпетер о значении исторического опыта в экономическом исследовании. Структура знания в рамках цикла теория – практика. Актуальные тенденции развития экономической методологии как научной дисциплины. 2.2. Индивидуальные и групповые самостоятельные, классные, кон­трольные, аттестационные и т.п. работы Самостоятельная работа аспирантов над курсом предусматривает написание реферата, а также участие в обсуждениях и выступлениях на практических занятиях. Примерный перечень заданий для самостоятельной работы приведен ниже: Наука управления хозяйством в трудах античных авторов. Экономическая мысль в эпоху торгового капитализма. Сравнительная характеристика экономических взглядов У.Петти и П.Буагильбера. Идея экономического либерализма у физиократов. Культура управления в трудах физиократов Учение А.Смита о стоимости. Д.Рикардо о доходах капиталистического общества. Экономические взгляды Ж.Сисмонди и П.-Ж.Прудона. Развитие учения о функциях государства по управлению хозяйством в рамках камералистики. Г.Ч.Кэри – родоначальник американской политической экономии. Учение о прибавочной стоимости – центральный пункт марксизма. Учение К.Маркса о средней прибыли. «Маржиналистская революция» в экономической науке. Общая характеристика неоклассического направления. Австрийская школа: экономические взгляды К.Менгера, Е.Бем-баверка и Ф.Визера. Лозаннская школа: экономические взгляды Л.Вальраса и В.Парето. Отличительные черты кембриджской школы. Трактовка А.Маршаллом заработной платы, предпринимательского дохода, процента и ренты. Учение Дж.Б.Кларка о «предельной производительности» и ее значение для развития экономической науки. Экономические взгляды представителей старой и молодой (новой) исторических школ в Германии. Генезис институционального направления экономической мысли в США. Англо-американская теория монополистической и несовершенной конкуренции: идеи Э.Чемберлина и Д.Робинсон. Вклад Дж.М.Кейнса в экономическую науку Сопоставление теоретических взглядов Дж.М.Кейнса и А.Маршалла. Основные направления развития кейнсианства во второй половине 20 в. В.Ойкен – родоначальник ордолиберализма. Структура и основные идеи работы Л.Эрхарда «Благосостояние для всех». Причины возникновения и сущность неоконсерватизма. Фридменовская концепция борьбы с инфляцией. Теория «естественной безработицы» М.Фридмена. Интеллектуальная биография М. Фридмана. Концепция рациональных ожиданий. Взгляды авторов теории предложения на эффективность экономической политики. Концепция нулевого экономического роста. Американские теории глобальной промышленной революции. Причины возникновения и сущность неоконсерватизма. Проведение интерактивных занятий, предполагающих обсуждение пройденного материала, предполагается в конце изучения каждого раздела курса. Тематика этих занятий конкретизируется преподавателем в соответствии с пожеланиями аспирантов, но условно можно выделить пять основных тем для обсуждения: 1) Экономическая мысль до возникновения английской классической школы; 2) Классическая школа; 3) Неоклассическая теория; 4) Кейнсианство и его эволюция; 5) Либеральная волна и ее критики. Усвоению конкретных знаний, связанных с изучением указанных тем, призван помочь перечень ключевых вопросов по соответствующим разделам курса (см. ниже). Тема реферата должна отражать научные интересы соискателя. Наметив тему, обучающийся должен согласовать ее с научным руководителем и преподавателем, читающим курс истории экономических учений. Работу должен отличать историзм, самостоятельность в изложении материала и акцент на методологической проблематике. Рекомендуемый объем работы составляет 25 – 35 тыс. знаков. Согласование темы и плана работы с научным руководителем и лектором, читающим курс истории экономических наук, должно завершиться в ноябре месяце, утверждение темы на заседании кафедры и деканом ВШМ – в течение декабря. До конца февраля аспирант должен представить законченный реферат своему научному руководителю и лектору курса. Научный руководитель проводит предварительную экспертизу сданной работы и ставит свою визу на титульном листе. Преподаватель курса истории экономических наук в марте месяце пишет краткую рецензию на реферат и выставляет по нему итоговую оценку (зачтеноне зачтено). Кандидатский минимум по истории и философии науки аспирант сдает, имея на руках зачтенный реферат с отзывом лектора. Перечень контрольных вопросов I. Экономическая мысль до возникновения английской классической школы Какие особенности исторической ситуации определили специфику социально-экономических воззрений софистов На какие условия успешного управления имением указывал Ксенофонт в своем «Домострое» Почему Аристотель выступал против общности имущества В чем он видел главные социальные функции свободного обмена товарными благами Какие виды хозяйственной деятельности подпадали у Аристотеля под понятие «ненатуральной хрематистики» и почему Определите отношение хозяйственной доктрины Фомы Аквинского к учению Аристотеля: какие идеи последнего он развивал и поддерживал и в чем был с ним не согласен В чем выражались антилиберальные установки меркантилистской политики Каковы главные составляющие политики «торгового баланса» Почему меркантилисты считали, что факт наличия в обращении достаточно большой денежной массы не менее важен, чем обилие рабочих рук в стране К выводу о каком соотношении между масштабом цен и количеством циркулирующей монеты пришли меркантилисты Какое название получила соответствующая хозяйственная доктрина В чем состоит основная специфика подхода физиократов к вопросу создания общественного богатства Каких ведущих представителей этой школы вы знаете Как аргументировали физиократы необходимость введения свободы торговли и предпринимательства, и какой лозунг отражал их позицию в данном вопросе Чем различались взгляды физиократов и меркантилистов в вопросе об экономической роли государства Какую эффективную меру модернизации фермерского хозяйства предлагали физиократы в области использования тяглового скота Раскройте их аргументацию в этом вопросе. Чем различаются первоначальные и ежегодные авансы Какова последовательность движения и количественные оценки денежных и материальных ресурсов в экономической таблице Кенэ В чем состояла, по мнению физиократов, хозяйственная роль землевладельцев Как можно было бы охарактеризовать социальную базу физиократического направления 2. Классическая школа Как называлась и какие основные идеи несла в себе первая книга А. Смита В чем сущность учения А. Смита об общественном разделении труда Чем, по Смиту, определяется меновая ценность товара Какие виды основных доходов выделял А. Смит, и как он характеризовал их источники В чем видел А. Смит хозяйственную роль денег Охарактеризуйте аргументацию А. Смита в вопросе о необходимости проведения либеральной внутри- и внешнеэкономической политики государства. Дайте краткую характеристику основных трудов Д. Рикардо. Что Рикардо считал главной задачей политической экономии Опишите пример, которым Рикардо иллюстрировал свой принцип относительных издержек во внешней торговле В чем состоит отличие этого принципа от принципа абсолютных издержек Как учение Рикардо о дифференциальной ренте связано с его тезисом об исторической тенденции нормы прибыли к понижению Как назывались и когда были изданы основные труды Т.Р. Мальтуса Дайте их краткую характеристику. В чем состоит сущность теории «третьих лиц», и какой из нее следует главный вывод Раскройте основные пункты критики теории Рикардо Мальтусом. В результате какого социального акта потребительная ценность становится «полезностью» (у Сэя) Раскройте связь трех основных факторов полезности, по Сэю, с его учением о доходах. Охарактеризуйте роль предпринимателя в сэевской теории воспроизводства. Каковы основные составляющие сэевской теории рынков Назовите основные труды и опишите основные факты биографии Дж. Ст. Милля. В чем состоит учение Дж. Ст. Милля о меновой ценности Почему Милль не был безусловным сторонником тезиса о бескризисности капиталистической экономики Что нового он внес в исследование категории спроса 3. Неоклассическая теория Появление каких трех трудов знаменует начало «неоклассической революции» Охарактеризуйте предмет и метод неоклассического анализа. В чем состояла специфика австрийской, кембриджской и лозаннской школ Назовите основных представителей этих школ, перечислите их главные труды и укажите на содержащиеся в них идеи. Почему в вальрасовской схеме движения денежных и материальных потоков цены товаров в сумме эквивалентны издержкам производства Какими факторами определяются в неоклассической модели форма и положение кривых спроса и предложения на рынке заемных средств Какая из этих кривых является более стабильной Как неоклассики аргументировали свой тезис о неоправданности вмешательства в механизм естественного равновесия на рынке труда Проиллюстрируйте (построив цепочки факторных взаимодействий) «поглощающий» эффект изменений процентной ставки в случае: внезапного падения спроса на продукцию ряда отраслей производства быстрого увеличения спроса на продукцию ряда отраслей массированного выпуска государственных облигаций Покажите что, по мнению неоклассиков, произойдет в условиях широкомасштабного кредитования ряда отраслей за счет дополнительной эмиссии. В чем состоит сущность трансакционной версии количественной теории денег И. Фишера К какому периоду относится появление основного труда этого ученого В каком направлении происходила послевоенная трансформация количественной теории 4. Кейсианство и его эволюция Назовите основные даты жизни и творческой биографии Дж. М. Кейнса. Каким образом, по Кейнсу, денежный рынок влияет на реальную экономику Как выводится формула мультипликатора Какой главный вывод можно сделать из теории мультипликационного процесса В чем суть предпринятой Кейнсом критики неоклассической теории Какие стороны «кейнсианской революции» (как теоретического феномена) отражает название основной работы Кейнса Какова последовательность взаимосвязей в кейнсианской макроэкономической модели Чем радикально отличаются кейнсианская и неоклассическая логика и характер рассмотрения макроэкономических взаимосвязей В чем суть явления, представленного на графике «кейнсианского креста» Какие затраты и почему принимаются на этом графике за «автономные» Охарактеризуйте «революционность» подхода Кейнса к проблемам антикризисного регулирования. В чем, по мнению создателей теории «неоклассического синтеза», заключалась неполнота «Общей теории» Кейнса Какие намечались пути синтеза кейнсианства с традиционной ортодоксией Назовите трех главных представителей концепции «неоклассического синтеза» и их основные работы. Модель Хикса: Основные допущения Принципы построения кривой LM. О чем свидетельствует общий характер ее расположения Как путем совмещения графиков плановых инвестиций и плановых затрат получается кривая IS Почему кривая LM представляет процент как растущую функцию от национального дохода, а кривая IS – как убывающую (в чем экономический смысл таких зависимостей) На положении какой кривой в модели IS – LM сказываются изменения в бюджетной политике правительства, и на положении какой – изменения в его денежной политике В чем суть «эффекта вытеснения» Как действует «передаточный механизм» Какими путями правительство добивается обычно увеличения денежной массы в обращении Какие особенности графика, иллюстрирующего степень эффективности бюджетной политики при различных уровнях процента и НД, указывают на то, что между кейнсианской и классической доктринами нет абсолютной противоположности 5. Либеральная волна и ее критики Опишите главные этапы генезиса и эволюции монетарного учения в трудах М. Фридмена. Каковы основные рецепты монетаристской экономической политики Как принцип «адаптативных ожиданий» проявляется в учении М. Фридмена о «естественном уровне безработицы» Раскройте особенности денежной теории М.Фридмана. Назовите отличительные черты методологии школы рациональных ожиданий. В чем представители теории предложения расходятся с монетаристами и в чем они с ними солидарны Чем эта теория объясняет «эффект вытеснения» частного бизнеса государством на рынке кредитных ресурсов В чем сущность рекомендаций теории предложения в области налоговой политики Какие обоснования этих рекомендаций выдвигаются в рамках названной теории Охарактеризуйте учение Ф. Хайека о принципах и границах экономической политики. Укажите на основные приоритеты неоконсерватизма в области экономики. Определите сущность и охарактеризуйте основные направления «экономического империализма» неоклассиков. В чем заключался вклад школы человеческого капитала в исследование вопросов динамики заработков, эффективности обучения, инновационного цикла. Чем определялся характер эволюции теории человеческого капитала В чем состояло постпозитивистское переосмысление структуры экономического знания Опишите постмодернистскую «деконструкцию» научной парадигмы Т. Куна. В конце чтения курса аспирантам предлагается написать небольшую аттестационную работу по пройденным темам. Это задание ориентировано на усвоение материалов лекций, учебных пособий и компендиума. При написании работы соблюдается принцип избирательности, то есть обучающиеся имеют право составить себе задание, исходя из предлагаемого набора вопросов. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3.1. Распределение часов курса по темам и видам работ № пп Наименование тем и разделов ВСЕГО (ча­сов) в том числе Лекции Са­мо­сто-ятель­ная ра­бота РАЗДЕЛ I. Вопросы генезиса политической экономии 1.1. Введение в историю экономических учений 2 2 1 1.2. Первые экономические школы: меркантилизм, физиократы 6 4 1 Итого по разделу 1 8 6 2 РАЗДЕЛ II. Развитие либеральной традиции и ее основные оппоненты 2.1. Формирование и развитие английской классической школы 6 4 2 2.2. Пересмотр идей классической школы и возникновение альтернативных течений в политической экономии 6 2 4 2.3. Генезис неоклассической теории 6 4 2 Итого по разделу 2 18 10 8 РАЗДЕЛ III. Развитие концепции регулируемого капитализма 3.1 Экономическая теория Дж.М. Кейнса 6 4 2 3.2 Развитие и переосмысление кейнсианской доктрины в послевоенный период 4 2 2 Итого по разделу 3 10 6 4 РАЗДЕЛ IV. Современные экономические школы 4.1 Неоконсервативная волна последней четверти ХХ в. 10 6 4 4.2 Современные концепции метода экономической науки 4 2 2 Итого по разделу 4 14 8 6 ВСЕГО ПО КУРСУ 50 30 20 3.2. Распределение содержания курса по занятиям Занятие № 1 (6 часов) Тема: Экономическая мысль от истоков до возникновения первых научных школ Цель и задачи данного курса. Экономическая мысль в докапиталистическую эпоху. Основные идеи мерканти­листов. Учение Ф. Кенэ о «естественной» стороне богатства и классовой структуре общества. Интерактивное обсуждение вопроса о развитии экономической мысли до возникновения классической школы. Литература: История экономических учений Под ред. В.Автономова, О.Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. пособие. М., 2006. – Главы I-II; Негиши, Т. История экономической теории пер.с англ. под ред. Л. Л. Любимова, В. С. Автономова. – М., 1995; Шумпетер Й. А. История экономического анализа: в 3 т. пер. с англ. под ред. В. С. Автономова. – СПб. 2001. – т. 1. Задания для самостоятельной работы: 1. Экономические взгляды Платона и Аристотеля . 2. Учение Аристотеля о «натуральной» и «ненатуральной» хрематистике. 3. Учение о принципах хозяйственной жизни в каноническом праве (Фома Аквинский). Трактовка Фомой Аквинским принципа «справедливой цены». 5. Зарождение и развитие меркантилизма как системы взглядов на экономическую политику 6. Представления меркантилистов о роли денежной массы и значении процентной ставки в экономической жизни. 7. Хозяйственная концепция физиократов 8. Учение Ф. Кенэ о «естественной стороне богатства» и классовой структуре общества, его «Экономическая таблица». Дополнительная литература: 1. Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 4 – М., 1983. 2. Варрон. Сельское хозяйство. – М., 1983. 3. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. – М., 1983. 4. Платон. Соч. в 3 т. Т. 3. – М., 1972. 5. Аникин А.В. Юность науки. – М., 1985. 6. Дроздов В.В. Франсуа Кенэ. – М., 1988. 7. Campbell William F. The Free Mar­ket for Goods and Free Market for Ideas in the Platonic Dialogues History of Political Economy, 1985(vol. 17), № 2. 8. Brewer Anthony. Cantillon and Mer­cantilism History of Political Economy, 1988 (vol. 20), № 3. Занятие № 2 (4 часа) Тема: Формирование и развитие английской классической школы Основные идеи книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Хозяйственная доктрина Д. Рикардо. Эволюция идей классической школы: учение Ж.Б. Сэя о трех факторах производства, обоснование им «закона рынков» и принципа экономического либерализма; теория реализации Т.Р. Мальтуса, критика им рикардианской теории ценности. Завершение классической политической экономии в теории Дж. С. Милля. Интерактивное обсуждение вопроса о развитии английской классической школы в политэкономии. Литература: История экономических учений Под ред. В.Автономова, О.Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. пособие. М., 2006. – Главы III-V; Бартенев, С. А. История экономических учений. – М., 2005.; Шумпетер Й. А. История экономического анализа: в 3 т. пер. с англ. под ред. В. С. Автоно-мова. – СПб. 2001. – т. 1. Задания для самостоятельной работы: Общая характеристика «классической школы» в политической экономии: основные представители, их жизненный путь, главные сочинения и содержащиеся в них идеи. Экономическое учение А.Смита Основные идеи книги «Исследование о природе и причинах богатства народов». Экономическая доктрина Д. Рикардо Теория земельной ренты Д. Рикардо. Основные идеи экономических трудов Ж.- Б. Сэя, Т.-Р. Мальтуса, Дж. Ст. Милля Вклад в экономическую науку Дж. Ст. Милля. Дополнительная литература: 1. Жид Ш. История экономических учений: пер. с фр. Ш. Жид, Ш. Рист; автор пред. Я. И. Кузьминов. – М. , 1995. 2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов Антология экономической классики. Т. 1. – М., 1992. 3. Аникин А.В. Юность науки. – М., 1985. 4. Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения Антология экономической классики. Т. 1. – М., 1992. 5. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М., 1994. 6. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения Антология экономической классики. Т. 1. – М., 1992. 7. Ginzberg, Eli. Adam Smith and the founding of market economics Eli Ginzberg . - New Brunswick: Transaction Publishers, U.S.A., 2002. 8. Caravale, Giovanni A., Tosato, Domenico A. Ricardo and the theory of value, distribution and growth Giovanni A. Caravale a. Domenico A. Tosato. - London; New York: Routledge, 2003. Занятие № 3 (2 часа) Тема: Пересмотр идей классической школы и возникновение альтернативных течений в политической экономии Экономическое учение К.Маркса и Ф.Энгельса Схемы простого и расширенного воспроизводства К.Маркса. Учение Фр.Листа о факторах производительности и «воспитательном» протекционизме. Зарождение и развитие «старой» исторической школы в Германии. «Новая» историческая школа, ее влияние на обществоведение. Литература: История экономических учений Под ред. В.Автономова, О.Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. пособие. М., 2006. – Главы VI-VIII; Негиши, Т. История экономической теории пер.с англ. под ред. Л. Л. Любимова, В. С. Ав-тономова. – М., 1995; Левита, Р. Я. История экономических учений: учеб. пособие. – М., 2001. Задания для самостоятельной работы: Экономическое учение К.Маркса и Ф.Энгельса Схемы простого и расширенного воспроизводства К.Маркса. Учение Фр.Листа о факторах производительности и «воспитательном» протекционизме. Зарождение и развитие «старой» исторической школы в Германии. «Новая» историческая школа, ее влияние на обществоведение. Исследование генезиса и «духа» капитализма в работах М. Вебера и В. Зомбарта. Дополнительная литература: 1. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М., 1994. 2. Гальчинский А.С. Маркс и развитие экономической мысли Запада. – М., 1990. 3. Маркс К. Капитал Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 23. 4. Витте С.Ю. Национальная экономия и Ф. Лист Вопросы экономики. – 1992. – № 2,3. 5. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. – М., 1968. 6. Шмоллер Г. фон. Народное хозяйство, наука о народном хозяйстве и её методы – М., 1902. 7. R. Backhouse. Economists and the Economy: The Evolution of Economic Ideas, 1600 to the Present Day. – New Brunswick: Transaction, 1988. 8. Staum Martin S. The Institute Economists: From Physiocracy to Entrepreneurial Capi­talism 1987(vol. 19), №4. Занятие № 4 (4 часа) Тема: Генезис неоклассической теории Кризис капитализма свободной конкуренции в последней трети XIX в. и его влияние на экономическую мысль. Понятие «маржиналистской революции». Австрийская школа (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк). Теории У.С. Джевонса. А. Маршалла и Д.Б. Кларка. Лозаннская школа (Л. Вальрас, В. Парето). Литература: История экономических учений Под ред. В.Автономова, О.Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. пособие. М., 2006. – Главы X-XV; Шумпетер Й. А. История экономического анализа: в 3 т. пер. с англ. под ред. В. С. Автоно-мова. – СПб. 2001. – т. 3. Негиши, Т. История экономической теории пер.с англ. под ред. Л. Л. Любимова, В. С. Ав-тономова. – М., 1995. Задания для самостоятельной работы: Общая характеристика маржиналистской революции. Неоклассические представления о саморегулируемости и внутренней сбалансированности системы свободного рынка. Учение неоклассиков о примате факторов предложения. Неоклассическая теория о выравнивающей роли колебаний процентной ставки в регулировании уровня совокупного спроса. Неоклассические представления о роли государства и его денежной политики в экономической жизни. Дополнительная литература: 1. Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Беем-Баверк, Ф. Визер. – М., 1992. 2. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М., 1994. 3. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. – М., 1968. 4. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. – М., 2000. 5. Вальрас Л. Элементы чистой политической экономии. М., 1992. 6. Теории потребительского спроса. – СПб., 1993. 7. Walker D.A. Walrass Market Models, Cambridge: Cambridge University Press, 1996. 8. Bridel P. Money and General Equilibrium Theory: from Walras to Pareto, 1870-1923. Cheltenham, UK: Edward Elgar, 1997. Занятие № 5 (6 часов) Тема: Развитие кейнсианской концепции регулируемого капитализма Интеллектуальная биография Дж. М. Кейнса и общая характеристика его работ. Основанные идеи «Общей теории занятости, процента и денег». Опровержение концепции саморегулируемости рыночной экономики. Кейнс о стратегии антикризисной борьбы. Его рекомендации в области бюджетной и социальной политики. Развитие и переосмысление кейнсианской доктрины в послевоенный период Интерактивное обсуждение вопросов зарождения и развития кейнсианства. Литература: История экономических учений Под ред. В.Автономова, О.Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. пособие. М., 2006. – Главы XXIX, XXXI; Современные экономические теории Запада: : учеб. пособие под ред.А. Н. Марковой . – М. 1996; Левита, Р. Я. История экономических учений: учеб. пособие. – М., 2001. Задания для самостоятельной работы: Критика Кейнсом взглядов «классиков» на основные экономические взаимосвязи. Закон предпочтения ликвидности. Кейнс о взаимосвязи основных макроэкономических показателей (общая схема). Эффект мультипликатора. Кейнс о стратегии антикризисного регулирования экономики. Интерпретация теории Кейнса Дж. Хиксом: построение модели IS-LM. Бюджетные и денежные инструменты регулирования в модели Хикса. Проблема взаимосвязи безработицы и инфляции в работе О. Филипса и в рамках концепции «политики доходов». Дополнительная литература: 1. Кейнс Дж. М. Избранные произведения. – М., 1993. 2. Добрынин А.В. Экономическое учение Дж. М. Кейнса и современность. – М., 1990. 3. История экономических учений: Учебник. Ч. II. – М., 1994. 4. Bateman B. W. Keynes’s uncertain revolution. – Ann Arbor : University of Michigan Press, 1996. 5. Classical, neoclassical and Keynesian views on growth and distribution edited by Neri Salvadori, Carlo Panico. - Cheltenham, UK; Northampton, MA: Edward Elgar, 2006. 6. Harrod R. F. The life of John Maynard Keynes R. F. Harrod. – Harmondsworth : Penguin, 1972. Занятие № 6 (4 часа) Тема: Неоконсервативная волна последней четверти ХХ в. Монетаризм как ведущая школа современной консервативной экономической теории. Вопрос о теоретической трактовке характера ожиданий. Школа рациональных ожиданий. Современная интерпретация кривой Филлипса. Теория экономики предложения. Неоавстрийская школа. Кризис доктрины деквалификации и развитие теории человеческого капитала. Интерактивное обсуждение вопросов о сущности современного экономического либерализма. Литература: История экономических учений Под ред. В.Автономова, О.Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. пособие. М., 2006. – Главы XXXII-XXXV, XL; История экономических учений : (современный этап): учебник для студентов экономиче­ских специальностей под общ. ред. А. Г. Худокормова. - М. : ИНФРА-М, 2007; Левита, Р. Я. История экономических учений: учеб. пособие. – М., 2001. Задания для самостоятельной работы: М.Фридман об инфляционных методах борьбы с безработицей (модель «растущей» кривой Филлипса). Кризис середины 70-х годов и монетаристская критика проводимой политики. Рецепты монетаристской экономической политики. Теория «спонтанного порядка» Ф. Хайека. Сомнения в эффективности математического моделирования хозяйства Генезис неоинституционализма. Новая экономическая история (Д. Норт) как отдельное направление неоинституционализма. Западногерманский неолиберализм. Учение Т.Шульца и Г.Беккера о «человеческом капитале» как о важнейшем факторе хозяйственного роста, ее влияние на государственную и корпоративную политику. Дополнительная литература: 1. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М., 1994. 2. Бункина, М. К. Монетаризм М. К. Бункина. – М., 1994. 3. Панорама экономической мысли конца ХХ века : в 2 т. – СПб., 2002. 4. Фридмен, М. Количественная теория денег. – М., 1996. 5. Becker, Gary Stanley. Human capital: a theoretical and empirical analysis, with special reference to education G. S. Becker. - 3rd ed. - Chicago: The University of Chicago Press, 1993. 6. Classical, neoclassical and Keynesian views on growth and distribution edited by Neri Salvadori, Carlo Panico. - Cheltenham, UK; Northampton, MA: Edward Elgar, 2006. 7. North D. C. Institutions, Institutional Change and Economic Performance D.C. North. – Cambridge ; New York : Cambridge University Press, 1996. 8. Vane H. R. The Nobel Memorial Laureates in Economics H. R. Vane, an introduction to their careers and main published works. - Cheltenham: Edward Elgar, 2005. Занятие № 7 (2 часа) Тема: Современные концепции метода экономической науки Специфика социального опыта в свете современных трактовок развития науки. «Правило демаркации» и его применимость к экономическим концепциям. М.Фридман о критерии истинности экономического учения. Й. Шумпетер о значении исторического опыта в экономическом исследовании. Актуальные тенденции развития экономической методологии как научной дисциплины. Литература: История экономических учений Под ред. В.Автономова, О.Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. пособие. М., 2006. – Главы XLI-XLII; История экономических учений : (современный этап): учебник для студентов экономиче­ских специальностей под общ. ред. А. Г. Худокормова. - М. : ИНФРА-М, 2007; Задания для самостоятельной работы: Проблема критерия истинности экономической теории. Специфика социального опыта в свете современных трактовок развития науки. Й.Шумпетер и М. Блауг о значении исторического опыта в экономическом исследовании. М. Фридман о методологии позитивной экономической науки. «Новая методологическая традиция» в экономической науке. Постмодернистский подход к проблеме научной методологии. Дополнительная литература: 1. Ананьин О.И., Одинцова М.И. Методология экономической науки (современные тенденции и проблемы) Истоки. Вып. 4. М., 2000. 1. Блауг М. Несложный урок экономической методологии Thesis. 1994. Вып. 4. 2. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975. 3. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: Медиум, 1995. 4. Нуреев Р. Предпосылки экономической парадигмы: онтология и гносеология Вопросы экономики. 1993. № 4 . 5. Фридмен М. Методология позитивной экономической науки Thesis. 1994. Вып. 4. 6. Хаусман М. Экономическая методология в двух словах Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 2-3. 7. Beyond Rhetoric and Realism in Economics: Towards a Reformulation of Economic Methodology. L.: Routledge, 1995. 8. The Handbook of Economic Methodology. Cheltenham: E. Elgar, 1998. 9. Weintraub E.R. Methodology doesn’t matter, but the history of thought might Scandinavian Journal of Economics.1989. Vol. 91. № 2. 4. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 4.1. Формы текущего контроля успеваемости по курсу Формы контроля: Оценка выступлений и докладов слушателей при использовании интерактивных форм обучения, итоговая аттестация, проверка реферата. Итоговая аттестация проводится в письменной форме и включает как открытые, так и закрытые вопросы. 4.2. Форма итогового контроля успеваемости по курсу Главной итоговой формой контроля успеваемости по данному курсу является кандидатский экзамен по дисциплине «История и философия науки». Зачет по реферату, выполненному аспирантом в рамках освоения им курса по истории экономических наук, является обязательным условием допуска к кандидатскому экзамену. Аспирант сдает кандидатский минимум, имея на руках зачтенный реферат, по которому ему могут быть заданы вопросы экзаменаторами. При выставлении итоговой дифференцированной оценки о сдаче кандидатского минимума учитывается общая оценка реферативной работы, данная преподавателем, читающим курс истории экономических наук. 4.3. Система оценивания успеваемости по курсу Главной задачей аспиранта в рамках изучения данного курса является своевременное, соответствующее графику, выполнение реферативной работы. Необходимым условием получения зачета является также участие в интерактивных обсуждениях изучаемого материала и положительная оценка преподавателем результатов итоговой аттестации. Аспиранты, пропустившие какие-либо занятия, получают на аттестациях дополнительные задания по пропущенным темам. 4.4. Примеры зачетных и аттестационных заданий Открытые вопросы: На какие условия успешного управления имением указывал Ксенофонт в своем «Домострое» Каковы главные составляющие политики «торгового баланса» Какие виды основных доходов выделял А. Смит, и как он характеризовал их источники Охарактеризуйте предмет и метод неоклассического анализа. Каким образом, по Кейнсу, денежный рынок влияет на реальную экономику В чем суть «эффекта вытеснения»Поясните свои рассуждения с помощью графика Закрытые вопросы: Факт наличия достаточно большой денежной массы в обращении, по мнению меркантилистов, благоприятно сказывается на развитии национальной экономики в силу того, что это обстоятельство 1. способствует снижению стоимости товарной массы 2. облегчает взаиморасчеты между хозяйственными контрагентами 3. ведет к повышению процентной ставки 4. стимулирует деловую активность в стране 5. препятствует проникновению иностранных товаров на внутренний рынок Укажите представителя лозаннской школы: a) Дж. Робинсон b) А. Лаффер c) К. Менгер d) Г. Госсен e) В. Парето f) П. Самуэльсон g) А. Пигу Какая из нижеперечисленных характеристик отражает суть «эффекта вытеснения» a. Высокая процентная ставка ослабляет стремление хранить денежные остатки и стимулирует хранение акций и облигаций; b. Именно спрос на пассивные денежные остатки – и только он один – начинает порождать связь между растущим уровнем национального дохода и процентной ставкой при высоком риске потерь от хранения акций и облигаций; c. Наращивание денежной массы в обращении с целью влияния на уровень плановых затрат и национального дохода; d. Уменьшение плановых инвестиций, вызванное ростом процентной ставки, и компенсирующее (в большей или меньшей степени) влияние экспансионистской бюджетной политики; e. Увеличение риска капитальных потерь от хранения облигаций вследствие колебаний процентной ставки. Нижеприведенный график отражает неоклассические представления о характере взаимосвязей на рынке труда. Укажите отрезок, длина которого будет характеризовать уровень безработицы при искусственном повышении заработной платы с равновесного уровня до уровня W Какая причина, по Кейнсу, способствовала развитию «Великой депрессии»: 1. Повсеместный рост цен на товары 2. Разбухание денежной массы 2. Долговременная тенденция к снижению нормы прибыли на капитал 3. Недостаточный совокупный спрос 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА 5.1. Основная литература Бартенев, С. А. История экономических учений. – Москва : Экономист, 2005. – 456 с. Пособие представляет собой своеобразный краткий конспект курса лекций. Его цель - помочь слушателям систематизировать изучаемый материал, лучше подготовиться к практическим заня­тиям и зачету. Благодаря форме построения (вопросы и ответы) он дает общую канву изучаемой дисциплины, помогает вычленить узловые положения и проблемы, проследить их внутреннюю связь, уяснить логическую последовательность экономических концепций, теорий, школ. Специального внимания заслуживают приложения: синхронистические таблицы, схемы, сведения об известных экономистах, библиография. Они помогут составить относительно цельное представление о предмете и укажут источники дополнительных сведений. История экономических учений : (современный этап): учебник для студентов экономиче­ских специальностей под общ. ред. А. Г. Худокормова. - М. : ИНФРА-М, 2007. – 732 с. Книга посвящена послевоенному этапу в развитии мировой экономической теории. Основное внимание уделяется экономической мысли Запада: эволюции кейнсианства, монетаризма, теории предложения, новой классической теории. Рассматривается новейший этап в развитии австрийской школы, становление и расцвет неоинституционализма, этапы развития методологии экономического анализа, футурологические концепции. В учебнике представлена оригинальная интерпретация отечественной теории, особенно политической экономии социализма. Показаны факторы ее эволюции, `механизм торможения`. Отражена эволюция экономических концепций в развивающихся странах. Учебник предназначен для студентов и аспирантов экономических факультетов университетов и других вузов экономической специализации. История экономических учений : учебное пособие для студентов высш. экон. учеб. заведений под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. – М. : ИНФРА-М, 2006. – 783 с. Книга может быть рекомендована в качестве основного учебного пособия по курсу. В работе анализируется история экономической мысли с древних времен до наших дней, но упор сделан на современные течения, начиная с маржинализма и заканчивая самыми современными концепциями. Достоинством книги является и то, что из множества существовавших в прошлом общехозяйственных концепций умело отобраны наиболее влиятельные, продолжающие влиять на современные школы. Левита, Р. Я. История экономических учений: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 224 с. Данный курс лекций отличается от многочисленных вышедших в последние годы учебников и учебных пособий курс не только полнотой отражения всего спектра важнейших экономических школ, но и особым вниманием к теориям второй половины XX в. Курс будет особенно полезен аспирантам во время подготовки к итоговому экзамену и при написании реферата. Негиши, Т. История экономической теории пер.с англ. под ред. Л. Л. Любимова, В. С. Автономова. – М.: Аспект-Пресс, 1995. – 461 с. Один из лучших современных учебников по истории экономической мысли. Книгу отличает та особенность, что идеи великих экономистов прошлого – А. Смита, Д. Риккардо, Дж.-Ст. Милля, К.Г. Маркса, А. Маршалла и др. – излагаются с помощью математических моделей, разработанных современными исследователями. Новикова З. Т., Смирнов В. Г., Чуб А. А. История экономических учений Серия: Gaudeamus – М.: Академический проект, Гаудеамус, 2007. – 256 с. В учебном пособии развивается взгляд на историю экономических учений с позиции историко-цивилизационного подхода; отражены особенности эволюции мировой, в том числе российской, экономической мысли на различных этапах развития экономической науки; обращается особое внимание на материальные, социально-культурные, национальные аспекты развития общества, изменение форм и методов управления экономикой. Показана взаимосвязь и взаимозависимость экономической теории и практики. Значительный акцент сделан на вклад в развитие экономической мысли российских экономистов прошлого и настоящего времени. Работа оснащена обширным дидактическим материалом (списками рекомендуемой литературы, вопросами для самопроверки, текущими и итоговыми тестами, тематикой рефератов и методическими указаниями по их написанию, словарем основных терминов и понятий). Покидченко М. Г., Чаплыгина И. Г.. История экономических учений: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 272 с. В учебном пособии кратко изложен весь курс истории экономических учений: экономическая мысль Древнего Востока, античного мира, Средневековья, классическая политическая экономия, зарождение и развитие современной экономической теории. Особое внимание уделяется логике развития экономической науки и специфике российской экономической мысли. Слудковская М. А., Розинская Н. А. Развитие западной экономической мысли в социально-политическом контексте: учеб. Пособие Серия: Учебники экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова – М.: Инфра-М, 2005. – 224 с. Книга представляет собой два учебных пособия. В первой работе рассматривается история экономической мысли Франции в V-XVIII вв., проанализированы теоретические положения французских экономистов, которые внесли существенный вклад в становление и развитие мировой экономической науки. Второе пособие посвящено основным проблемам экономической антропологии, которая возникла в начале XX в. на стыке культурной антропологии, экономики, истории, психологии. Современные экономические теории Запада: : учеб. пособие С. Б. Авдашева [и др.] ; под ред.А. Н. Марковой ; Всерос. заоч. фин.-экон.ин-т. – М. : Финстатинформ, 1996. – 91 с. Рассматриваются экономические теории, которые разрабатывали ученые стран Западной Европы и США с конца XIX в. по сей день. Столетие развития экономической мысли представлено ведущими школами и направлениями. Для контроля и проверки степени усвоения материала в конце каждого раздела приводятся вопросы для самопроверки, а в конце книги даны тесты.
  1   2

  • ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  • 5.3. Перечень обучающих и контролирующих компьютерных программ
  • ВСЕГО ПО КУРСУ