Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Высшая нервная деятельность




Скачать 53.43 Kb.
Дата21.06.2017
Размер53.43 Kb.
Вклад И. П. Павлова в изучение высшей нервной деятельности

«Что бы я хотел пожелать молодёжи моей родины, посвятившей себя науке? Прежде всего- последовательности… Второе – это скромность… Третье – это страсть…

Иван Петрович Павлов — русский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности, основатель крупнейшей российской физиологической школы, внесший огромный вклад в развитие клинической медицины и различных медико-биологических дисциплин.

Научные интересы И.П.Павлова были последовательно связаны с исследованием физиологии кровообращения, пищеварения, высшей нервной деятельности. Над ее изучением И.П.Павлов работал до конца своей жизни.

Высшая нервная деятельность – это процессы, происходящие в высших отделах центральной нервной системы животных и человека.

Этот термин впервые введён И. П. Павловым, считавшим его равнозначным понятию психическая деятельность.

Большое внимание Павлов уделял изучению условных рефлексов животных, что открыло возможность познавать опытным путем связь организма с внешней средой. Сам условный рефлекс сделался для физиологии, по выражению Павлова, «центральным явлением» и способствовал полному и точному изучению нормальной и патологической деятельности больших полушарий коры головного мозга. В 1903 году на 14 Международном медицинском конгрессе в Мадриде Павлов впервые сообщил об условных рефлексах и сформулировал принципы физиологии высшей нервной деятельности, которой он посвятил последующие 35 лет своей жизни. Изучение рефлексов Павлов проводил опытным путем сам и при помощи своих коллег-ассистентов. Большая часть его деятельности проходила в Санкт – Петербурге, где он заведовал кафедрой в Военно - медицинской академии, а затем возглавлял институт физиологии АН СССР. Известно, что раз в неделю, по средам, в 10 часов утра Павлов собирал сотрудников своих лабораторий для обсуждения результатов опытов, а также общих проблем учения о высшей нервной деятельности.

И.П. Павлов и его сотрудники обратили внимание на то, что у разных собак по-разному протекает процесс образования условных рефлексов, что легло в основу учения о типах высшей нервной деятельности.

В исследованиях И.П.Павлова были найдены экспериментально обоснованные четыре основных типа нервной системы, которые выделялись предшествующими учеными (Гиппократ, Клод Сто) как холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический.

Типы высшей нервной деятельности - прирожденная, природная особенность нервной системы, представляющая собой соотношение двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения в коре головного мозга. Соотношения этих двух свойств были положены в основу определения типов высшей нервной деятельности животных.

Павлов с учениками установили три основных свойства процессов возбуждения и торможения, такие как:

1. Сила процессов.

2. Их уравновешенность.

3. Их подвижность - способность быстро реагировать на изменения в окружающей среде.

Эти свойства нервной системы и обусловливают приспособление организма к окружающим условиям, т. е. совершенное взаимодействие организма как системы с внешней средой, обеспечивают его существование.

Наряду с этими исследованиями И.П.Павловым были заложены теоретические основы учения об анализаторах, о локализации функций в коре головного мозга, а также о системности в работе больших полушарий головного мозга.

Эти исследования позволили И.П. Павлову сформулировать важнейшую отличительную особенность в работе головного мозга человека, отличающего его от животных, заключающуюся в формировании у него не только первой сигнальной системы (характерной и для животных), но второй сигнальной системы – включающей основы речевой функции человека, мышлению, памяти, его способности к письму, обобщению.


Первая сигнальная система – это совокупность наших органов чувств, дающая простейшее представление об окружающей действительности. Это форма непосредственного отражения реальности в виде ощущений и восприятий. Она является общей и для животных, и для человека.

У человека в процессе его социального развитая, в результате трудовой деятельности появилась чрезвычайная прибавка к механизмам работы мозга. Ею стала вторая сигнальная система, связанная с особенностью ВНД человека – способностью обобщать сигналы, поступающие через 1-ую сигнальную систему, обеспечивать абстрактное мышление в виде умозаключений, понятий, суждений. Формирование 2 сигнальной системы осуществляется только в человеческом обществе.


У всех людей вторая сигнальная система преобладает над первой. Степень этого преобладания неодинакова. Это даёт основание разделить высшую нервную деятельность человека на три типа: мыслительный, художественный, средний.

К мыслительному типу относятся лица со значительным преобладанием второй сигнальной системы над первой. У них более развито абстрактное мышление (математики, философы).

К художественному типу относятся люди с меньшим преобладанием второй сигнальной системы над первой. Им присущи живость, яркость конкретных образов (художники, писатели, артисты, конструкторы, изобретатели и др.).

Средний, или смешанный, тип людей занимает промежуточное положение между двумя первыми.

Результаты экспериментальных исследований систематически были изложены П. в двух его основных книгах: "Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных" (1924) и "Лекции о работе больших полушарий головного мозга" (1926-1927).

Работы И.П. Павлова и его школы имели далеко идущие последствия для многих отраслей физиологии и медицины, а также для психологии, педагогики и социологии и определили их дальнейшее развитие на многие годы. Сформировавшаяся в стенах Института экспериментальной медицины научная школа И.П. Павлова имела существенное значение для прогресса отечественной и зарубежной физиологии и медицины.


Литература

  1. Условный рефлекс. - Москва : Изд-во Акад. мед. наук СССР, 1952. - 80с., 1 л. портр. : портр.; 21 см. - (50 лет изучения условного рефлекса : 1901-1951 / Акад. наук СССР)

  2. П.К. Анохин. Иван Петрович Павлов. Жизнь, деятельность и научная школа. Издательство Академии Наук СССР, Москва 1949 год.

  3. Э.А. Асратян. Иван Петрович Павлов. Жизнь, творчество, современное состояние учения. Издательство "Наука", Москва, 1981 год.

  4. И.П. Павлов в воспоминаниях современников. Л.: Наука, 1967 год.

  5. Подопригора С.Я., Подопригора А.С. Русский физиолог (Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013).

  6. Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Подавивший в себе "рефлекс раба" (Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000).

  7. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Российский ученый (Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012).

  8. Северикова H.M.  Отстаивал право ученого на творческую свободу (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

  9. http://ours-nature.ru/b/book/9/page/3-nachalo-sovremennih-issledovaniy/7-ivan-petrovich-pavlov-uslovniy-refleks

  10. http://www.hrono.ru/biograf/bio_p/pavlov_ip.php

  • Этот термин впервые введён И. П. Павловым, считавшим его равнозначным понятию психическая деятельность.
  • Павлов с учениками установили три основных свойства процессов возбуждения и торможения, такие как
  • Средний, или смешанный , тип людей занимает промежуточное положение между двумя первыми.