Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Выражение литературного замысла через художественные образы




Скачать 311.91 Kb.
Дата02.07.2017
Размер311.91 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Министерство образования и науки Пермского края Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Соликамский педагогический колледж им. А. П. Раменского» О. В. Заболотных Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на тему «Выражение литературного замысла через художественные образы» по МДК. 01.01. «Композиция и анализ произведений искусств» ПМ.01 Творческая и исполнительская деятельность для студентов специальности 071001 Живопись 2014 ББК 85.14 З - 12 Печатается по решению научно-методического совета Соликамского педагогического колледжа имени А. П. Раменского Составитель: Заболотных О. В., преподаватель колледжа, высшая квалификационная категория. Рецензент: В. И. Полушкина, преподаватель высшей квалификационной категории МБОУДОД «Детская художественная школа» г. Соликамска Заболотных О. В. Выражение литературного замысла через художественные образы [Текст] Методические рекомендации О. В. Заболотных. – Соликамск, Соликамский педагогический колледж им. А. П. Раменского, 2014. – … с., илл. Методические рекомендации предназначены для студентов специальности 071001 Живопись по выполнению самостоятельных работ по МДК. 01.01. «Композиция и анализ произведений искусств» ПМ.01 Творческая и исполнительская деятельность. Содержание методических рекомендаций соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и рабочей программы по ПМ.01 Творческая и исполнительская деятельность. Методические рекомендации направлены на формирование и развитие у студентов сознательного подхода к выполнению станковых иллюстраций. Методические рекомендации сопровождаются иллюстративным материалом. Соликамский педагогический колледж имени А. П. Раменского, 2014 Заболотных О. В. Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………4-5 1. Краткие сведения о книге …………………………………………………….6-9 1.1 Структура книги………………………………………………………………….6-8 1.2. Книжная иллюстрация как часть книги..………………………………………8-9 2. Самостоятельная работа по теме «Выражение литературного замысла через художественные образы»…………………………………………..…….10-19 2.1. Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов…….……………11-12 2.2.Композиционный анализ работ мастеров книжной и станковой иллюстраций……….………………………..……………………………………...12-15 2.3. Выполнение презентации о художнике-иллюстраторе ……………………16-17 2.4. Разработка эскизов станковых иллюстраций к выбранному литературному произведению ……………………………………………………………………...17-18 2.5. Сбор подготовительного материала к иллюстрациям ……………………18-19 Словарь………………………………………………………………………………..20 Литература……………………………………………………………………………..21 Приложения……………………………………………………………………………22 «Что толку в книжке,- подумала Алиса- если в ней нет ни картинок, ни разговоров «Приключения Алисы в стране чудес» Пояснительная записка Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ студентов на тему «Выражение литературного замысла через художественные образы» по МДК. 01.01. «Композиция и анализ произведений искусств» составлены для оказания теоретической и практической помощи студентам специальности 071001 Живопись. Содержание методических рекомендаций соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и рабочей программы по ПМ.01 Творческая и исполнительская деятельность. Тема «Выражение литературного замысла через художественные образы» изучается на 3 курсе в 5 семестре. Методические рекомендации направлены на формирование и развитие у студентов сознательного подхода к выполнению станковых иллюстраций, выявление и развитие индивидуальных особенностей обучающихся. Самостоятельная работа по теме «Выражение литературного замысла через художественные образы» включает следующие виды работ: - знакомство с творчеством художников-иллюстраторов; - композиционный анализ работ мастеров книжной и станковой иллюстраций; - выполнение презентации о художнике-иллюстраторе; - разработка эскизов иллюстраций к выбранному литературному произведению; - сбор подготовительного материала к иллюстрациям. На самостоятельную работу по данной теме согласно рабочей программе отводится 26 часов. В результате выполнения самостоятельных работ по теме «Выражение литературного замысла через художественные образы» формируются компетенции, такие как: - общие компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. - профессиональные компетенции, соответствующие основному виду профессиональной деятельности Творческая и исполнительская деятельность: ПК 1. Изображать человека и окружающую предметно-пространственную среду средствами академического рисунка и живописи. ПК 2. Применять знания о закономерностях построения художественной формы и особенностях ее восприятия. ПК 3. Проводить работу по целевому сбору, анализу, обобщению и применению подготовительного материала. ПК 4. Последовательно вести работу над композицией. ПК 5. Владеть различными приёмами выполнения живописных работ. ПК 6. Использовать компьютерные технологии при реализации творческого замысла. ПК 7. Находить новые образно-пластические решения для каждой творческой задачи. В самом начале определимся с тем, что такое станковая иллюстрация. Станковая иллюстрация имеет самостоятельный характер и значение, она «не привязана» к структуре книги, её формату, размеру. Выполняя такую иллюстрацию, художник выражает литературный замысел в художественных образах. Однако, для общего понимания вопросов, связанных с иллюстрированием, расширения кругозора обучающихся и более глубокого понимания темы, в первой главе методических рекомендаций рассматривается структура книги, место иллюстрации в книге и виды иллюстраций. Вторая глава содержит рекомендации по выполнению разных видов самостоятельной работы по теме. Методические рекомендации сопровождаются иллюстративным материалом, который размещён в приложениях. В качестве иллюстративного материала использованы работы известных художников-иллюстраторов, а также примеры студенческих работ. Студентам предлагается словарь специальных терминов. 1. Краткие сведения о книге 1.1. Структура книги Не всегда книга имела тот вид, к которому мы привыкли теперь. Первоначально тексты писались на длинных, порой до нескольких метров, полосах папируса и скручивались в свитки. В Британском музее хранится папирус Гарриса длиной свыше 40 м. В Месопотамии тексты писались на глиняных табличках, которые потом обжигались. В Древнем Риме существовал другой вид книги — полиптих. Это были скрепленные между собой ремешком деревянные дощечки — таблицы, покрытые воском, на которых процарапывали буквы. Такую книгу уже можно было листать, правда, страниц в ней было немного. Со II в. до н. э. начал применяться новый материал для письма — пергамент — особо выделанная кожа. С XIII в. в Европе основным писчим материалом становится бумага. Новые материалы для письма позволили создать и новый тип книги — кодекс. Книга состояла из сложенных в тетрадь листов, сшитых вместе. Она вмещала больше информации и была удобна для письма и чтения. Древнейшая из сохранившихся русских книг — «Остромирово евангелие» (1056—1057) — свидетельствует о высоком рукописном искусстве русских мастеров. С появлением кодекса возникает и переплет, который вначале делали из дощечек, обтянутых кожей. Переплеты особо роскошных книг изготовляли из золота и серебра, украшали чеканкой, сканью, эмалью, жемчугом, драгоценными камнями. Старинные русские переплеты такого типа назывались окладами. В наших музеях хранятся великолепные образцы работ русских мастеров-ювелиров. Например, в Оружейной палате Московского Кремля вы можете увидеть золотой оклад евангелия, выполненный одним из лучших мастеров того времени — Гаврилой Овдокимовым в 1631 г. Оклад украшен изящным орнаментом из тонких извивающихся стеблей, цветов и листьев, залитых яркой эмалью, которая великолепно гармонирует с драгоценными камнями. Прекрасно скомпонованы и мастерски вписаны в круг фигуры евангелистов. Русские мастера XVII в. в совершенстве владели искусством украшения окладов. С развитием книгопечатания меняется переплет книги. Он перестает быть уникальным произведением ювелирного искусства и в основном служит практическим целям — предохраняет книгу. Вам, наверное, приходилось видеть толстые, тяжелые, с медными застежками старые книги. Их черный крупный шрифт с редкими вкраплениями красных строк, заставки с фантастическим растительным орнаментом, заглавия, написанные затейливой вязью, — все это доносит до нас аромат далекого прошлого, говорит о той большой любви, с которой в давние времена создавалась книга. И не случайно художники всех времен участвовали в создании книги, рисуя для нее иллюстрации, шрифты, украшения. В XVIII—XIX вв. большинство книг печаталось без переплета; и только владелец книги мог заказать его по своему желанию. На переплетах того времени наряду с именем автора и названием книги часто ставились инициалы владельца. Переплет больше говорил о вкусах и состоянии последнего, чем о самой книге. Появление типографских переплетов и участие в их создании художников внесли новую черту в художественный образ книги. Сегодня распространены два вида переплета: цельнотканевые и составные. На цельнотканевые переплеты текст и изображение наносят краской или тиснением, часто употребляют бронзовую фольгу. Бывает рельефное тиснение без краски. Переплеты такого типа лаконичны, так как делаются в два-три тиснения. Чаще всего изображение на них сведено к знаку, символу. На составные переплеты, которые состоят из тканевого корешка и покрытых бумагой сторонок, можно репродуцировать многокрасочное изображение. Книги выпускают не только в переплетах. Брошюры, журналы, книги в одну тетрадку часто выходят в обложках. Обложки делают из более плотной, прочной бумаги, на которой возможна многокрасочная печать. Обложка выполняет те же художественные функции, что и переплет. Оформительские средства, характер шрифта, изображение лаконично представляют характер книги, ее жанр, стилевые особенности. На переплеты иногда надевают суперобложку, которая также является элементом художественного оформления книги. Она возникла из простой обертки и вначале носила только предохранительный и рекламный характер. В наше время суперобложка взяла на себя часть образной задачи переплета. Обычно под яркой, сложной суперобложкой переплет очень простой и лаконичный. Обратная сторона переплетной крышки заклеивается сложенным пополам листом бумаги — это форзац. Он соединяет книжный блок с крышкой переплета. Форзац может быть просто белой или цветной бумагой, декоративно-орнаментальным или содержать сюжетное изображение. Форзац — это графическое предисловие к книге, вступление, где художник создает нужное настроение, готовит к встрече с героями. Бывают книги и с двумя разными форзацами — в начале и в конце. Книга начинается титульным листом. Титульный лист может быть разворотным, занимая вторую и третью страницы, в некоторых изданиях имеется авантитул, расположенный на первой странице. На титуле помещаются основные сведения: название книги, фамилия автора, наименование издательства, место и год издания. Отдельным разделам книги иногда предшествует шмуцтитул, где помещаются их названия. Титульные листы бывают наборными или рисуются художником. Он сочиняет не только композицию листа, но и характер начертания букв. Высокого совершенства достигали русские типографы в XVIII—XIX вв., создавая наборные титулы и используя для их украшения лишь политипаж — небольшую стандартную гравюру — клише, набор которых имелся в каждой типографии. На титуле встречаются и сложные, многофигурные композиции, и изящные гравюры-аллегории. Титульному листу иногда предшествует фронтиспис. На нем обычно изображается автор книги или лицо, которому книга посвящена, но может помещаться рисунок, отображающий идею произведения, или иллюстрация к главному эпизоду книги. В старой книге фронтиспис был часто единственной иллюстрацией. Мастера рукописной книги стремились к гармоническому расположению текста, иллюстраций, украшений. И уже тогда сложились основные формы оформления книжной полосы — страницы. Первая страница начинается со спуска, отступа. Этим по традиции оставляется место для художника, где он рисует заставку, украшение или иллюстрацию, начинающую книгу. Особое внимание уделялось и первой букве — буквице. Ее рисовали особенно нарядной, узорчатой, яркой. Чаще всего буквица была красной, отсюда и название первой строки — «красная строка». Рисованная буквица как элемент оформления дошла и до наших дней. Она, то появляется в изобразительном орнаментальном окружении, то соседствует с изображением или вписывается в него, то сама становится фантастическим предметом. Последняя полоса в книге, главе или разделе может завершаться орнаментально-декоративной или сюжетной концовкой. Все рассмотренные элементы книги относятся к ее оформлению. Но есть еще иллюстрации, они появились и сопровождают книгу с самых давних времен. Иллюстрация всегда была тесно связана с литературой. Собственное видение прочитанного предлагали многие великие художники. Часто художественное произведение становилось толчком к написанию полотен, ставших впоследствии шедеврами изобразительного искусства. Иллюстрации к художественным произведениям способны поднять уровень их восприятия на несколько порядков и значительно усилить влияние, оказываемое ими на читателя. Многие знаменитые художники с удовольствием рисовали иллюстрации к понравившимся литературным произведениям, очень часто даже не планируя использовать их для оформления текстов – просто так, для души, поддавшись чарующему действию слов. 1.2. Книжная иллюстрация как часть книги История развития иллюстрации неотделима от развития книги. Нам известны рисунки, сопровождающие текст «Книги мертвых», египетского папирусного свитка 1400 г. до н. э. Были иллюстрации и в древнейшей печатной книге (свитке) «Алмазная Сутра» (Китай, 868 г.). Средневековые рукописные книги украшались великолепными миниатюрами, их выполняли лучшие художники. Такие книги уникальны и бесценны, не зря ими гордятся национальные музеи и библиотеки. В десяти томах Лицевого летописного свода (иллюстрированной летописи) Ивана Грозного насчитывается свыше 16 тыс. миниатюр, посвященных разнообразным событиям русской истории. Круг предметов, изображенных художниками, достаточно широк — это здания, оружие, одежды, предметы быта. По этим миниатюрам можно судить о людях того времени, о внешних приметах их частной и общественной жизни. С появлением и развитием книгопечатания рисованные миниатюры вытесняются из книги гравюрами. Вначале иллюстрации резались на одной доске с текстом, они были лаконичны, немногословны и, как правило, очень хорошо гармонировали со шрифтом, образуя единый графический лист. Исполнение иллюстраций в резцовой гравюре на меди или офорте открыло перед художниками новые возможности. Стало возможным передавать глубину пространства, эффекты света, фактуру. Такие иллюстрации печатались на отдельном листе и вклеивались в книгу. С распространением ксилографии и литографии значительно возрастают тиражи иллюстрированных книг, к иллюстрированию привлекается широкий круг рисовальщиков. Иллюстрация-гравюра имела двух авторов: художника, придумавшего и нарисовавшего ее, и гравера, который ее вырезал. Так они и подписывались: слева — художник, справа — гравер. Известны случаи их долгого и плодотворного сотрудничества. Неразделимы, например, имена А. Агина и Е. Бернардского, создавших великолепный цикл гравюр-иллюстраций к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Фотомеханический способ репродуцирования дал возможность уже в XIX в. воспроизводить иллюстрации, выполненные в любой технике, будь то карандаш, перо, акварель, гуашь и даже масло. А сколько комбинированных техник изобретают художники, какие неожиданные материалы применяют, работая над иллюстрациями. Цикл иллюстраций Е. А. Кибрика к драме «Борис Годунов» А. С. Пушкина сделан чернилами для авторучки. А иллюстрации В. В. Лебедева к книге С. Я. Маршака «Усатый-полосатый» выполнены цветными карандашами. Рисунки получились яркие, воздушные и мягкие. Выбор материала, изобразительного языка, принцип построения книги не произвольны, они диктуются характером и стилем литературного произведения. Напряженный драматизм У. Шекспира или лиричность рассказов А. П. Чехова находит свое пластическое выражение в великолепных иллюстрациях Б. А. Дехтерева и Д. А. Дубинского, разных по характеру, но точно и тонко передающих замысел писателей. По месту, занимаемому в книге, иллюстрации делятся на разворотные (они помещаются на двух страницах), страничные (полосные), полуполосные и мелкие. Иллюстрации, окруженные с двух и более сторон текстом, называются оборочными. Своеобразие иллюстрации в том, что она не самостоятельна по сюжету. Художник как бы помогает автору, делает зримыми его образы, идеи. Работая над иллюстрацией, художник решает самые разнообразные профессиональные проблемы: композиционной организации, декоративности, эмоциональной выразительности, стилистического соответствия духу литературного произведения, изображаемой эпохе. Для лучших образцов русской и советской иллюстрации характерно стремление к передаче психологической стороны повествования, создание реалистических, достоверных образов. Но книжная иллюстрация — часть книги. Художник должен учитывать вид издания, способ воспроизведения, формат, соседство со шрифтовой полосой, наличие графических украшений, чтобы найти гармоническое решение, создать художественный образ иллюстрированной книги. 2. Самостоятельная работа по теме «Выражение литературного замысла через художественные образы» 2.1. Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов Программа предусматривает выполнение иллюстраций к классическому литературному произведению. Вам предлагается на выбор проиллюстрировать произведение русских писателей А. П. Чехова, А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя. Прежде чем приступить к выполнению практической работы над иллюстрациями, необходимо познакомиться с творчеством художников-иллюстраторов. Большая роль в развитии отечественной книжной иллюстрации принадлежит Д. А. Шмаринову, Е. А. Кибрику, В. А. Серову. Иллюстрации этих художников отличаются высокой культурой исполнения, цельностью каждой серии рисунков, продуманным подходом к истолкованию литературного произведения. Предлагаем вам познакомиться с иллюстрациями Е. Кибрика (1906-1978). Последней работой мастера стали иллюстрации к повести Н. Гоголя «Портрет» Они вышли в свет уже после его смерти в 1979 году. Этот цикл интересен тем, что возникли две серии иллюстраций: станковая и книжная. Ещё в работе над первой станковой серией у Кибрика появляются многочисленные варианты сюжетов, большие рисунки углём и шариковой ручкой. Десять станковых графических листов выполнены в технике литографии. (Приложение 1) До Е. Кибрика «Портрет» Н. Гоголя иллюстрировали такие графики, как А. Кравченко, Кукрыниксы, Н. Гольц. Рассмотрите также иллюстрации Е. Кибрика к произведениям «Борис Годунов» А. С. Пушкина (Приложение 2). Б. А. Дехтерев (1908-1993) – народный художник, советский график, иллюстратор. Работал преимущественно в технике карандашного рисунка и акварели. Старые добрые иллюстрации Б. А. Дехтерёва – это целая эпоха в истории иллюстрации, многие иллюстраторы называют Бориса Александровича своим учителем. Б. А. Дехтерёв проиллюстрировал детские сказки А. С. Пушкина, В. Жуковского, Ш. Перро, Г. Х. Андерсена, а также произведения других русских писателей и мировых классиков, например, М. Лермонтова, И. Тургенева, У. Шекспира. (Приложение 3) Фаворский В. А. (1886-1964) – русский график и живописец. Оформленные им книги поражают особой, целостной пространственной динамикой всех элементов: от обложки, титула, шрифтов до последней страницы. Развивается во времени литературный текст и вместе с ним развиваются во времени иллюстрации великого мастера. Кого бы ни иллюстрировал Фаворский – У. Шекспира, А. Пушкина, Л. Толстого, его художественные образы удивительно созвучны гениальным строкам. (Приложение 4) Д. А. Дубинский известен своими иллюстрациями к произведениям А. П. Чехова «Дом с мезонином», «Поединку» Куприна. А. М. Каневский (1898-1976) – один из крупнейших мастеров советской книжной и журнальной графики. Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив русских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903–1991), Крылов Порфирий Никитич (1902–1990), Соколов Николай Александрович (1903–2000). Познакомьтесь с творчеством уральских художников-иллюстраторов: С. Киприн, В. Волович, Ст. Ковалёв и др. Особое место занимают выдающиеся художники-иллюстраторы детских книг: Ю. А. Васнецов, Н. А. Устинов, И. М. Семёнов, Е. М. Рачёв, Е. И. Чарушин, Б. А. Диодоров , В. Г. Сутеев, О. В. Васильев, Э. В. Булатов, А. М. Савченко, В. А. Конашевич, А. М. Лаптев, Н. Э. Радлов, В. А. Чижиков, В. М. Назарук, Н. Бугославская, И. Егунов, Е. Антоненков, И. Олейников, Л. В. Владимирский и др. Известно много рисунков, произведений живописи и скульптуры, которые выполнялись на литературные темы, но при этом имели самостоятельное художественное значение. Познакомьтесь с живописными полотнами О. Домье и Г. Коржева, выполненными по мотивам романа М. Сервантеса «Дон Кихот», с рисунками В. Серова к басням И. А. Крылова. 2.2. Композиционный анализ работ мастеров книжной и станковой иллюстраций Проанализируем некоторые иллюстрации Е. Кибрика к повести «Портрет». Чтобы показать зародившиеся в душе Чарткова черты тщеславия, Кибрик изображает на суперобложке главного героя, любующегося движением кисти в своей руке. Здесь всё подчинено композиционному движению по кругу: поворот головы живописца, поднятая вверх, чуть согнутая рука, складки в одежде, жёсткий рисунок пером и собственные тени, сделанные литографским карандашом. Пространство за фигурой главного героя сведено к контрасту белой плоскости листа и плотной, но живописной тени, обрисовавшей все объёмы и пластику движений Чарткова. Будучи наиболее выразительным символом всей гоголевской повести, композиция становится гротеском. (Приложение 5) На фронтисписе изображён поворотный в судьбе Чарткова сюжет, где художник несёт домой только что купленный портрет старика. Многоплановость, применённая Кибриком, усложняет лаконичную, наполненную воздухом Петербурга композицию. (Приложение 6) Сюжет, где 22-летний юноша должен решить, как распорядиться золотом, - стал одним из центральных во всей повести и даже по своей идее выходящим за её пределы. Чартков изображён сидящим в ракурсе анфас. Одну руку он положил на золотые монеты, лежащие перед ним, другой рукой, сжатой в кулак, опёрся о щёку. Точно показав жест задумавшегося человека, с внешне отсутствующим взглядом, Кибрик сумел предать противоборство чувств, страстей, мечтаний, бушующих в душе Чарткова. По сложности душевного движения образ тяготеет к внутреннему монологу. Взгляд направлен не на зрителя, а в куда-то сторону. Кибрику удалось найти столь выразительные портретные черты Чарткова, что его сосредоточенное лицо можно рассмотреть во всех деталях. (Приложение 7) Легендарные сто рисунков А. А. Агина к поэме Гоголя «Мёртвые души» решены в определенном графическом ключе: Агин выбрал линейный рисунок для голов и рук персонажей, словно бы люди эти не имеют объема. И плотную черную заливку – для их костюма и обуви. Как если бы одеяние помещено на манекене, на плоской картонной фигурке. Серым туманом возникали на стенах агинских интерьеров тени персонажей – причудливые, странные и страшные клубы «пузырей земли». Тонким рассыпающимся в прах штрихом рисовал художник столы, двери, гнутые стулья, занавеси, люстры – обреченные исчезнуть вещи, двоящиеся в своих отражениях. И только ключ от кладовой Плюшкина, который тот держал в руках, имел фактуру, объем, как бы большую, чем у хозяина, телесность… Бесконечно интересно вникать в пластический язык Агина, раскрывая для себя все новые детали и оттенки смысла в его рисовании. Вот руки Плюшкина и беседующего с ним Чичикова. Здесь художник воспользовался вдруг светотенью, захотел дать эти руки не линейно, но объемно. Но как он это сделал Правая рука Плюшкина лежит под левою, изображенною почти только линией. И правая рука – тяжелая, со скрюченными в хватательном движении пальцами, а если вглядеться в рисунок – здесь вовсе и не пять только пальцев, из-за вещественности тени кажется, что пальцев, по крайней мере, десять. А левая «говорящая» рука Чичикова Он как-то вытянул ее вперед, доказывая и рассуждая, но словно бы протягивает длань, прося подаяния. А остывшее черное жерло камина, куда заглядывает Плюшкин в поисках исчезнувшей четвертки «Вот погоди-ко: на страшном суде черти припекут тебя за это железными рогатками!» – говорит он Мавре, но кажется, что сам увидал чертей под золою и прахом… Иллюстрации Агина не статичны. Сквозь них протекает динамика сюжета. Иные важные эпизоды разыграны в целых цепочках рисунков. В них Чичиков торгуется с Собакевичем, беседует с Плюшкиным, спорит с Ноздревым. (Приложение 8) За поведением агинского Чичикова следишь как за актером в роли. Примерная схема анализа иллюстраций: - писатель, литературное произведение; - художник-иллюстратор; - характер иллюстраций (книжная или станковая); - структура книги и художник – иллюстратор (выполнены только страничные иллюстрации или суперобложка, фронтиспис, титульный лист, заставка и другие структурные элементы книги, место иллюстраций в книге – разворотные, страничные, полуполосные, мелкие, оборочные); - материал, техника исполнения; - композиционная организация иллюстраций (формат, сюжет, композиционный центр и способы его выделения, ритм, пространство, объём или плоскость, общее тональное или цветовое решение иллюстраций, насколько детализировано или обобщено изображение, выразительность силуэтов, роль света и другие средства композиции, применяемые художником при иллюстрировании произведения); - эмоциональная выразительность; - стилистическое соответствие духу литературного произведения, изображаемой эпохе. Для самостоятельного композиционного анализа иллюстраций рекомендуем выбрать и рассмотреть работы следующих художников-иллюстраторов: - Е. Кибрик («Борис Годунов» А. С. Пушкин, «Кола Брюньон» Р. Ролан, «Тарас Бульба» Н. Гоголь); - Б. А. Дехтерев (иллюстрации к произведениям М. Горького, И. С. Тургенева, М. Ю. Лермонтова, С. Есенина «Анна Снегина», А. П. Гайдара, В. Шекспира, сказки А. С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и др., Ш. Перро, «Синяя птица» М. Метерлинка, «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу, «Цемент» Ф. В. Гладкова, «Как закалялась сталь» Н. А. Островского); - С. Бродский (А. Грин «Бегущая по волнам»); - Д. Кайрамбаева (иллюстрации к «E.Онегину»); - В. Серов (иллюстрации к басням русского писателя И. Крылова); - Фаворский В. А. («Домик в Коломне», «Маленькие трагедии» А. С. Пушкин, «Книга Руфь» в переводе А. Эфроса», «Гамлет», «Сонеты» Шекспира, «Слово о полку Игореве», трагедия А. Пушкина «Борис Годунов», рассказы Б. Пильняка, «Капитанская дочка» А. С. Пушкин); - С. Киприн (иллюстрации к книгам «Тень каравеллы» В. Крапивин, «Чёрный соболь», «Полуночная даль» Е. Богданов, И. Давыдов «Девушка из Пантикапея» Средне-Уральского книжного издательства); - С. Герасимов («Дело Артамоновых» М. Горький); - Кукрыниксы («Фома Гордеев» М. Горький); - Л. Ильина («Сонеты» Шекспир); - А. И. Кравченко (Н. Гоголь «Портрет»); - Н. И. Альтман (Н. В. Гоголь «Петербургские повести»); - А. Ф. Пахомов (Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос»); - Н. В. Кузьмин (А. С. Пушкин «Евгений Онегин»); - В. А. Милашевский (Ф. М. Достоевский «Дядюшкин сон», произведения А. П. Чехова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Я. Гашека, А. Барбюса, Э. Т. А. Гофмана); - М. Шагал (серия иллюстраций к «Мертвым душам» Н. Гоголя); - Д. А. Шмаринов (цикл иллюстраций к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»); - О. Верейский (илл. К роману М. Шолохова «Тихий Дон») Рекомендуемая литература для композиционного анализа: - Андрей Дмитриевич Гончаров. – М.: Искусство, 1960. – (Мастера книжной графики); - Сапего И.Г. А.И. Кравченко. – М.: Книга, 1986. – 160 с. – (Мастера советского книжного искусства); - Дмитрий Бисти. Графика. – М.: Советский художник, 1978; - Владимир Михайлович Конашевич 1888-1963. Станковая и книжная графика: каталог выставки Государственный русский музей. – СПб, 1994. – 120 с. - Искусство книги. Выпуск 10. 1972-1980.- Москва: «Книга», 1987. - Иллюстрация. – Москва: Советский художник», 1988. -Тынянов Ю.Н. Иллюстрации Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. - Дягилев С.П. Иллюстрации к Пушкину (Мир искусства. 1899. № 16–17) Сергей Дягилев и русское искусство. М., 1982. Т.I. С.96. - Русская книга девятнадцатого века. М., 1925. С.274. - Сидоров А.А. Русская графика начала ХХ века. М., 1969. С.53. - В.А.Фаворский. Воспоминания современников. Письма художника. Стенограммы выступлений. М., 1991. С.68. Запись М.А.Рабиновича. 2.3. Выполнение презентации о художнике-иллюстраторе Познакомившись с художниками-иллюстраторами, выберите одного художника, о котором мы будете создавать презентацию, соблюдая требования к оформлению презентации. Требования к оформлению презентации Стиль - соблюдайте единый стиль (дизайн оформления); - избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации; - вспомогательная информация не должна преобладать над основной информацией Фон - для фона выбирайте нейтральные тона, лучше ахроматические Использование цвета - на одном слайде рекомендуется использовать не более трёх цветов; - для фона и текста использовать контрастные цвета; - обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования) Анимационные эффекты - используйте возможности анимации для представления информации на слайде; - не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде Содержание информации - используйте короткие слова и предложения; - минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных; - заголовки должны привлекать внимание аудитории Расположение информации на странице - предпочтительно горизонтальное расположение информации; - наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; - если на слайде располагается картинка, то надпись должна располагаться под ней Шрифты - для заголовков не менее 24 пт; - для информации не менее 18 пт; - - шрифты без засечек легче читать с большого расстояния; - нельзя смешивать разные виды шрифтов в одной презентации; - для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчёркивание; - нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных) Способы выделения информации Следует использовать: - рамки, границы, заливку; - разные цвета, шрифты, стрелки; - рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов Объём информации - не стоит заполнять один слайд слишком большим объёмом информации: люди могут одновременно запомнить не более трёх фактов, выводов, определений; - наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде Виды слайдов Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами, с картинками, с видеофрагментами В презентации отразите следующие аспекты: - фамилия, имя, отчество художника, годы жизни; - творческая биография; - основные работы; - композиционный анализ иллюстраций; - стилистические особенности художника-иллюстратора. 2.4. Разработка эскизов иллюстраций к выбранному литературному произведению Художник-иллюстратор должен обладать способностью чувствовать специфику данного текста, его темп и тембр. Внимательно вчитайтесь в текст литературного произведения. Выделите ключевые моменты повествования, определите для себя круг сюжетов, которые вы хотели бы проиллюстрировать. Первые попытки во­площения идейного замысла работы в материале в виде схематического наброска в карандаше или акварели называются поисковыми эскизами. Эскизы первого этапа работы над иллюстрацией исполняются на ос­нове текста и творческого воображения. Первоначальные композиционные эскизы должны отвечать таким требованиям, как наличие конструктивной идеи и контрастов. Конструктивная идея, лежащая в пластическом мотиве, подсказывает место сюжетно-композиционного центра, в котором сосредоточивается главное в содержании иллюстрации. Наличие конструктивной идеи в первоначальных эскизах помогает установить формат будущей станковой иллюстрации, масштаб, относительную величину главного и второстепенного, основные тональные контрасты. Выполняя эскизы, необходимо учитывать следующие моменты: место и время действия, количество фигур, поиски характеров, движения, их взаимосвязи между собой, взаимосвязи масс, освещение, возможные предметы, детали, времени и т. д. и т. п. И это всё необходимо уже учитывать в карандашном эскизе. Эскизы должны быть красиво, изобретательно решены по пятнам, т. е. формально, но в то же время эта формальная сторона не должна разрушить единство формы и содержания. Очень важно только затем эти массы и пятна наполнить живым содержанием, живой формой. Так называемое «формальное» решение эскиза - очень важный этап в работе над станковой композицией. Для создания интересного эскиза будущей иллюстрации необходимо живую реалистическую форму (людей, предметы, деревья, дома и др..) сначала абстрагироватъ, а затем, найдя красивое формальное решение, вновь «наполнить» все эти предметы живой реалистической формой. Эскизы композиции могут выполняться в следующих материалах: - графитный карандаш - шариковая и гелиевая ручки - тушь - уголь, соус, сангина, сепия - акварель, гуашь Все эскизы необходимо выполнять в два или три тона: белый, серый, чёрный, что позволит ясно решать эскиз по форме. (Приложение 9) Работа над эскизами ведется параллельно с выполнением этюдов, набросков, зарисовок. 2.5. Сбор подготовительного материала к иллюстрациям Созданию любого произведения искусства, в том числе и станковой иллюстрации, предшествует кропотливая работа по изучению и накоплению материалов, связанных с избранной темой. Художник пытливо изучает эпоху, обстановку, знакомится с литературным и изобразительным материалом, изучает, как решалась эта тема другими художниками. В этот период необходимо выполнять множество вспомогательных подготовительных работ с натуры и по памяти (наброски, этюды, эскизы). В процессе собирания подготовительного материала уточняются сюжеты. В зависимости от выбранных для иллюстрирования сюжетов студент работает с натурщиками, пишет этюды пейзажа, интерьера, костюмов, различных предметов в музеях, при необходимости работает с литературой по той или иной теме в библиотеках и т. д. Сбор рабочего материала играет чрезвычайно важную роль. Очень разнообразны графические материалы для выполнения зарисовок, набросков, этюдов. Остановимся на некоторых из них. Самыми распространенными являются графитные карандаши различных степеней мягкости. Штрих графитного карандаша отличается красивым серым тоном и имеет легкий отблеск. Карандаш - материал очень гибкий, послушный, позволяющий разнообразно работать в пределах небольшого листа. Это наиболее часто используемый материал для выполнения зарисовок студентами. Уголь является излюбленным материалом многих художников. Угольный рисунок обычно выполняется на шероховатой бумаге, и отличается красивым бархатистым тоном широким и энергичным штрихом. Соус - рисовальный материал из очень мелкого черного порошка, скрепленного клеящим веществом. Иногда соус применяется в виде сухого порошка, но чаще всего разбавляется водой. Особыми качествами обладает перовой рисунок. Работает художник разбавленной тушью или специальными чернилами, применяя обычные стальные перья. Разные перья дают различные штрихи - то очень острые и тонкие, то мягкие и широкие. Перовой рисунок красив своей четкостью, чистотой и изяществом разнообразных по форме штрихов. В настоящее время студенты предпочитают работать чёрной гелиевой ручкой. Особенно широко распространена в графике работа тушью, черной акварелью, гуашью, темперой и другими черными материалами, разбавленными водой. Кисти, которыми работает график, очень разнообразны. Бесконечны тональные нюансы этой техники. Станковые произведения выполняются не только в какой-нибудь одной технике. Очень часто графики в одной работе сочетают две, три и даже большее число различных техник, что расширяет творческие возможности и обогащает запас изобразительных средств художника. Нередко станковые произведения выполняются черным материалом с применением цвета в характерной для трафики сдержанной, скупой манере цветовых решений. В процессе сбора подготовительного материала попробуйте разные графические материалы и техники исполнения, что обогатит ваши поиски художественно-образного решения иллюстрации. В процессе целевых этюдов, т. е. специаль­но выполняемых для решения окончательного эскиза, штудиру­ют особенности конкретного освещения, различные тональные состояния одного и того же мотива. Неоднократное изучение одной и той же натуры в различных условиях освещения дает возможность накопить оригинальный материал для поиска наиболее вырази­тельного и правдивого тонального строя композиции. Как правило, это этюды головы и рук, которые пред­ставляют наибольшую слож­ность в твор­ческой работе. При этом учитывают, что по ходу дли­тельного этюда детали второ­степенного характера по воз­можности исключаются или ослабляются по тону, а самое характерное усили­вается и детально прорабаты­вается. Не менее важно в работе над сю­жетной композицией уметь исполнить выразительные рисунки головы и фи­гуры персонажей, детально прорабатывая форму. В целях типизации сле­дует подчеркивать в рисунке черты, характерные для психологической и профессиональной принадлежности персонажей. С этой целью ведутся поиски людей, по характеру и внеш­нему облику напоминающих персонажей задуманного произведения. Художник присматривает и нужный ему интерьер, и пейзаж, в котором должно происходить сюжетное дей­ствие. Тональный эскиз является той основой, на которую необходимо «нанизывать» весь рабочий материал, натурные зарисовки и этюды и т. д., подчиняя их образно-эмоциональному замыслу. Наброски и зарисовки содержат основную информацию и первые впе­чатления о натуре, а также наиболее характерные моменты эпизодов. Соб­ранный натурный материал — бога­тое подспорье для разработки ком­позиции. Идея, замысел, содержание иллюстрации заставляют выбирать из множества изобразительных средств именно те, которые позволяют с наибольшей полнотой и убедительностью осуществить задуманное. (Приложение 10) Словарь Графика - это рисунок, который может быть воспроизведен во многих экземплярах при помощи различных техник, как рукотворных, так и машинных. Графику можно разделить на два вида: непосредственный рисунок и печатная графика. Гравюра – вид графического искусства, в котором изображение получается в результате оттиска на бумаге с печатной формы – доски из металла, дерева или линолеума с нанесённым на неё углублённым рисунком. Заставка - небольшая орнаментальная или изобразительная композиция, выделяющая и украшающая начало раздела в рукописной либо печатной книге. Обычно заставка находится вверху страницы и отделяется от текста белым полем. Иллюстрация – (от лат. illustratio – освещение, наглядное изображение) – это произведения, предназначенные для восприятия в определённом единстве с текстом; вид книжной графики, её основа. Обложка – мягкое бумажное покрытие (из прочной бумаги) книги, заменяющее твёрдый переплёт. Офорт - вид гравюры; рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу. Литография - способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу; Ксилография - вид гравюры, получение изображения с плоской деревянной печатной формы. Факсимиле - точное воспроизведение рукописи, документа, подписи, изображения; клише, воспроизводящее такую подпись, изображение. Фронтиспис - иллюстрация в книге, помещенная на левой стороне разворота титульного листа. В качестве фронтисписа помещают портрет автора книги или того человека, о ком рассказывается в ней; это может быть и рисунок, отражающий основное содержание произведения, и иллюстрация к узловому эпизоду повествования. Обычно фронтиспис печатается отдельно, на более плотной или мелованной бумаге, и приклеивается к первой тетради книжного блока. Литература 1. Штаничева, Н. С., Денисенко, В. И. Живопись: Учеб. пособие для вузов [Текст] Н. С. Штаничева, В. И. Денисенко – М.: Академический Проект, 2009. 2. Живопись: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] Под ред. Н. П. Бесчастнова.- М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,2003. 3. Волков, Н. Н. Цвет в живописи искусства [Текст] Н. Н. Волков.- М.: Искусство, 1982 4. Киплик, Д. И. Техника живописи [Текст] Д. И. Киплик.- М.: СВАРОГ и К, 2002. 5. Чеботкин, В. А. Русская живописная школа: традиции и метод. Учебное пособие. Курс лекций. [Текст] В. А. Чеботкин. - Москва: ООО «Издательство «Элит», 2009. – 120 с., илл. Интернет-ресурсы: 1.Сайт: Российские художники-графики. Режим доступа: www.respectme.ruphotoblog448 2. Сайт: Уроки литературы. Режим доступа: http:literatura5.narod.ruindex.html Приложение 1 Е. Кибрик «Портрет» Н. В. Гоголь (у картинной лавки) Е. Кибрик «Портрет» Н. В. Гоголь (Чертков на развале в картинной лавке) Приложение 2 Е. Кибрик «Борис Годунов» А. С. Пушкин Приложение 3 Б. А. Дехтерев «Сказки» А. С. Пушкин Приложение 4 В. Фаворский «Борис Годунов» А. С. Пушкин В. Фаворский «Домик в Коломне» А. С. Пушкин Приложение 5 Е. Кибрик «Портрет» Н. В. Гоголь (суперобложка) Приложение 6 Е. Кибрик «Портрет» Н. В. Гоголь (фронтиспис) Приложение 7 Е. Кибрик «Портрет» Н. В. Гоголь Приложение 8 А. Агин «Чичиков и Плюшкин» А. Агин «Чичиков и Ноздрев» Приложение 9 эскизы Приложение 10 Кунгина С. «Метель» А. С. Пушкин

  • Методические рекомендации
  • Заболотных О. В.
  • Заболотных О. В. Содержание Пояснительная записка
  • 2. Самостоятельная работа по теме «Выражение литературного замысла через художественные образы»
  • Словарь
  • 1. Краткие сведения о книге 1.1. Структура книги
  • 1.2. Книжная иллюстрация как часть книги
  • 2. Самостоятельная работа по теме «Выражение литературного замысла через художественные образы» 2.1. Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов
  • 2.2. Композиционный анализ работ мастеров книжной и станковой иллюстраций
  • 2.3. Выполнение презентации о художнике-иллюстраторе
  • 2.4. Разработка эскизов иллюстраций к выбранному литературному произведению
  • 2.5. Сбор подготовительного материала к иллюстрациям
  • www.respectme.ru/photoblog/448 2. Сайт: Уроки литературы. Режим доступа: http://literatura5.narod.ru/index.html