Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Викторина «Своя игра» по юмористическим рассказам А. П. Чехова. 8 класс.




Скачать 144.73 Kb.
Дата29.05.2017
Размер144.73 Kb.
ТипВикторина
Викторина «Своя игра» по юмористическим рассказам А.П.Чехова.

8 класс.


(Внеклассное мероприятие)

Цели и задачи:

Обучающие: повторить изученные рассказы А.П.Чехова, сведения из его биографии, подготовить к восприятию рассказа «О любви», изучаемого в 8 классе.

Воспитывающие: воспитывать уважение к труду писателя, внимательное отношение к каждому слову в рассказе, воспитывать доброжелательные отношения между всеми детьми, даже принадлежащими к разным командам, взаимовыручку и умение поддержать товарища своей команды, понимание, что сплоченность коллектива может повлиять на конечный результат.

Развивающие: развивать интерес к литературе как предмету через внеклассные мероприятия, развивать актерские способности через инсценировку рассказов Чехова, художественные способности через создание иллюстраций к ним.

Оборудование:

мультимедийный проект для демонстрации вопросов викторины и иллюстраций, предметы для вопросов раздела «Узнай предмет», листочки разных цветов для ответов команд, бланки для жюри.



Оформление:

1. Афоризмы, развешанные на стенах : « Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть. Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша! В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.   За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные и что после непродолжительного счастья наступает несчастье. Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить.   Краткость – сестра таланта. Нельзя ставить на сцене заряженное ружьё, если никто не имеет ввиду выстрелить из него.»

2. Портреты писателя.
3. Выставка книги наборов открыток о писателе, его произведений.
Описание игры: в викторине принимают участие 4 команды произвольной численности. Услышав вопрос викторины, участники команды пишут ответ на одном из предоставленных команде листочков ответ и передают его в жюри. У каждой команды листочки своего цвета. Время для обдумывания ответа – 1 минута. После передачи листочков в жюри звучит правильный ответ. Жюри в бланк заносит баллы, пока команда обдумывает ответ на следующий вопрос. В конце викторины каждая из команд показывает инсценировку одного их рассказов (или отрывка из рассказа) А.П.Чехова.
Ход мероприятия:


  1. Вступительное слово учителя:

Юмористические рассказы Антона Павловича Чехова относятся к раннему его творчеству. Он начал писать, когда учился в Московском университете. В литературных журналах то и дело появлялись рассказы, веселые шутки, смешные сценки, подписанные веселыми псевдонимами: Антоша, Человек без селезенки, Брат моего брата и другими. Рассказы писались на злобу дня и считались рассказами-однодневками. Но «через столько мировых катастроф, через три войны, через три революции прошла юмористика Чехова. Сколько царств сменилось вокруг, сколько прогремело знаменитых имен, сколько сменилось литературных течений и мод, а эти чеховские однодневки как ни в чем не бывало живут до сих пор, и наши внуки хохочут над ними, как хохотали деды и отцы. То, что считалось безделками, оказалось нержавеющей сталью», - так писал Корней Чуковский. Секрет молодости юмористических рассказов Чехова в том, что они «врачуют» душу смехом, слезами, состраданием и гневом. 17(29) января 2010 года мы отметили 150 лет со дня рождения А.П.Чехова. Поговорим же сегодня об этом великом писателе и его рассказах.


  1. Викторина

А) Детство Чехова:

1.     Где родился А.П.Чехов?

2.     «Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары» Что это?

3.     Сколько детей было в семье А.П.Чехова?

4.     Дети Чехова много времени проводили в церкви. Что они там делали?

5.     В гимназии учили портняжному ремеслу. Что сшил себе А.П.Чехов?

6.     Главное увлечение Чехова-подростка.

7.     Последние 3 года учебы в гимназии А.П.Чехов жил один. Что мучило его, как он говорил, «как зубная боль»

8.     Что такое «Заика»?

9.     Назовите журналы, в которых Николай Чехов публиковал свои рисунки, а Александр и Антон – рассказы.

10.   Вспоминая свое детство, Чехов говорил: «В детстве у меня не было …» Чего не было?

Ответы

1.     В Таганроге.

2.     Лавка отца.

3.     6 детей (5 сыновей и 1 дочь).

4.     Пели в церковном хоре.

5.     Брюки и жилет.

6.     Театр.

7.     Бедность.

8.     Рукописный журнал Чехова.

9.     «Стрекоза», «Зритель», «Осколки», «Будильник».

10.   Не было детства. 
Б) Разминка с залом. Верите ли вы, что….


  1. Прозвище Антоша Чехонте, которое впоследствии стало псевдонимом, Чехов получил от своего школьного учителя Ф.П. Покровского? /да/

  2. Чехов был награжден медалью за труды по переписи населения? /да, в 1897 году/

  3. По образованию А.П.Чехов был писателем? /нет, врачом./

  4. В честь А.П.Чехова названы два российских города? /да, город Чехов в Московской области, город Чехов в Сахалинской области на берегу Татарского пролива/


В) Из писем А.П.Чехова:


1.
Из письма Антона Павловича Чехова брату Александру: "Ты написал пьесу? Мой совет: старайся быть оригинальным и, по возможности, умным, не замазывай, не шлифуй, а будь неуклюж и дерзок..." Письмо заканчивается выражением, в котором упоминается сестра. Закончите мысль Чехова.
Ответ: "Краткость – сестра таланта"

2."Она не покидает меня день и ночь. Она мешает мне писать, читать, гулять, наслаждаться природой. Я ненавижу ее, презираю. Детей у нас пока нет...". Из этого же произведения писателя однозначно следует, что ее возраст превышает возраст самого Чехова. Назовите ту, о которой так писал Антон Павлович.

Ответ: лень
3. Антон Павлович Чехов авторитетно утверждал, что этот месяц короче лунного и насчитывает 20 дней, 5 часов, 15 минут и 16 секунд. Назовите этот месяц.
Ответ: медовый

4. Вернувшись из путешествия, Чехов написал, что он побывал и в аду, и в раю. Что же

Антон Павлович называл адом, а что – раем?


(Ад – Сахалин, где изучал быт каторжников. Рай – Цейлон.) 

5. Антон Чехов называл литературу своей «любовницей». А кого или что он называл «законной женой»?
Ответ: медицину

6.Антон Павлович Чехов всю жизнь по капле выдавливал из себя… Кого? (Раба)

7. По мнению А.П. Чехова водка, хотя и белая, но красит нос. А что она чернит?

Ответ: Репутацию

8. Закончите фразу А.П.Чехова: «Женщины без мужского общества блекнут, а мужчины без женского...»

Ответ: глупеют

Г) По Чеховским местам:
Узнайте, что это за дом. Где находится, как связан с именем Чехова. (Слайды на мультимедиа)
Д) Иллюстрации к произведения Чехова:
К какому произведению А.П.Чехова нарисована каждая из иллюстраций? (Слайды на мультимедиа)
Е) Юмористические рассказы А.П.Чехова:


  1. В каком произведении герои Иван Иванович, Фёдор Тимофеевич и Тётка вовсе не люди, хотя и носят человеческие имена? («Каштанка»)

  2. Кем по профессии был хозяин Каштанки из рассказа А. П. Чехова «Каштанка»? (Столяром)

  3. Куда писал письмо главный герой рассказа «Ванька»? (На деревню дедушке)

  4. В ночь перед каким праздником Ванька Жуков написал письмо дедушке в рассказе А.П. Чехова? (Рождество)

  5. Какое имя и отчество было у дедушки чеховского Ваньки Жукова? (Константин Макарович)

  6. Герои какого рассказа А. П. Чехова решили сбежать в Калифорнию добывать золото? («Мальчики»)

  7. Как подписывался герой рассказа Чехова «Мальчики»? (Монтигомо Ястебиный Коготь)

  8. Как звали сына тонкого? (Нафанаил)

  9. Назовите рассказ Чехова не о мимикрии. («Хамелеон»)

  10. Какую говорящую фамилию носит полицейский в рассказе «Хамелеон»? (Очумелов)

  11. Какое животное стало причиной скандала в рассказе Чехова «Хамелеон»? (Собака)

  12. Перескажите в нескольких словах содержание рассказа А.П.Чехова «Смерть чиновника». (Чиновник чихнул на лысину важной персоне и умер)

  13. Назовите лошадиную фамилию, которую вспоминал герой одноимённого рассказа А.П. Чехова. (Овсов)

  14. В чеховском рассказе «Хирургия» подробно описываются муки дьячка Вонмигласова, которому удаляют… Что? (Зуб)

Ж) «Чьи это вещи?»

Ведущий приглашает к столу, на котором лежат вещи ( портсигар, носовой платок, гайка, узелок, йод, конверт, карта мира, щипцы, куриная лапка ), которые «принадлежат» героям Чехова. Угадайте героя и произведение.

Ответы:

Портсигар - «Толстый и тонкий», тонкий их делал по рублю за штуку.

Носовой платок – «смерть чиновника», Червяков им утерся после того, как чихнул.

Гайка – «Злоумышленник», Денис Григорьев и другие мужики их отвинчивали, чтобы делать грузила

Узелок – «Хамелеон», принадлежит Очумелову.

Йод – «Лошадиная фамилия», им отставной генерал-майор Булдеев мазал щеку, чтобы избавиться от зубной боли.

Конверт – «Ванька», его герой купил за копейку, чтобы написать письмо дедушке.

Карта мира – «Мальчики», её Володя и Чечевицын рассматривали, планируя побег в Америку.

Щипцы – «Хирургия». Ими фельдшер Курятин рвал зуб дьячку Вонмигласову.

Куриная лапка – «Каштанка», её собака спрятала в гостиной между шкафом и стеной и боялась, что хозяин найдет её и скушает.

З) «Чей это портрет?»

  1. «Маленький человек, окутанный в платки, шали и башлыки и покрытый инеем. Он был смугл, худ, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще он был очень некрасив, и если бы на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркиного сына» (Чечевицын)

  2. «…человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке…, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!», да и самый палец имеет вид знамения победы. (золотых дел мастер Хрюкин)

  3. «…маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядиной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже нечесаных, путаных волос, что придает ему еще большую, паучью суровость. Он бос.»

  4. «…вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились…на лице …было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты …» (Тонкий, Порфирий)



И) Инсценировка

Каждый класс демонстрирует инсценировку одного из рассказов иди фрагмент рассказа А.П.Чехова.


Подведение итогов конкурса. Вручение грамот и призов.

Приложение:

I. Вопросы к викторине, раздаются классам заранее.

1.     Где родился А.П.Чехов?

2.     «Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары» Что это?

3.     Сколько детей было в семье А.П.Чехова?

4.     Дети Чехова много времени проводили в церкви. Что они там делали?

5.     В гимназии учили портняжному ремеслу. Что сшил себе А.П.Чехов?

6.     Главное увлечение Чехова-подростка.

7.     Последние 3 года учебы в гимназии А.П.Чехов жил один. Что мучило его, как он говорил, «как зубная боль»

8.     Что такое «Заика»?

9.     Назовите журналы, в которых Николай Чехов публиковал свои рисунки, а Александр и Антон – рассказы.

10.   Вспоминая свое детство, Чехов говорил: «В детстве у меня не было …» Чего не было?

11.От кого Чехов получил прозвище Антоша Чехонте, которое впоследствии стало псевдонимом?

12.Чехов был награжден медалью за труды по переписи населения?

13.По образованию А.П.Чехов был писателем?

14. Сколько городов названы в честь А.П.Чехова?

15. Из письма Антона Павловича Чехова брату Александру: "Ты написал пьесу? Мой совет: старайся быть оригинальным и, по возможности, умным, не замазывай, не шлифуй, а будь неуклюж и дерзок..." Письмо заканчивается выражением, в котором упоминается сестра. Закончите мысль Чехова.

16."Она не покидает меня день и ночь. Она мешает мне писать, читать, гулять, наслаждаться природой. Я ненавижу ее, презираю. Детей у нас пока нет...". Из этого же произведения писателя однозначно следует, что ее возраст превышает возраст самого Чехова. Назовите ту, о которой так писал Антон Павлович.

17. Антон Павлович Чехов авторитетно утверждал, что этот месяц короче лунного и насчитывает 20 дней, 5 часов, 15 минут и 16 секунд. Назовите этот месяц.

18. Вернувшись из путешествия, Чехов написал, что он побывал и в аду, и в раю. Что же Антон Павлович называл адом, а что – раем?
19. Антон Чехов называл литературу своей «любовницей». А кого или что он называл «законной женой»?

20.Антон Павлович Чехов всю жизнь по капле выдавливал из себя… Кого?

21. По мнению А.П. Чехова водка, хотя и белая, но красит нос. А что она чернит?

22.. Закончите фразу А.П.Чехова: «Женщины без мужского общества блекнут, а мужчины без женского…

II. Листок для оценки команд (распечатать по количеству членов жюри)


Класс

Детство Чехова

Верите ли вы, что…

Из писем Чехова

По чеховским местам

Иллюстрации к произведениям Чехова

Юмористические рассказы Чехова

Чьи это вещи?

Чей это портрет?

Инсценировка

Рисунок к рассказу

Итого

8 «А»



































8 «Б»



































8 «В»



































8 «Г»





































III. Правильные ответы (раздать для проверки членам жюри):

А. Детство Чехова

1.     В Таганроге.

2.     Лавка отца.

3.     6 детей (5 сыновей и 1 дочь).

4.     Пели в церковном хоре.

5.     Брюки и жилет.

6.     Театр.

7.     Бедность.

8.     Рукописный журнал Чехова.

9.     «Стрекоза», «Зритель», «Осколки», «Будильник».

10.   Не было детства. 
Б. Верите ли вы, что…

1. да


2. да, в 1897 году

3. нет, врачом

4. Да. Город Чехов В Московской области, Город Чехов в Сахалинской области на берегу Татарского пролива.

В. Из писем Чехова:

1."Краткость – сестра таланта"

2. лень

3. медовый



4. Ад – Сахалин, где изучал быт каторжников. Рай – Цейлон. 

5. Медицину

6. Раба

7. Репутацию



8. глупеют

Г. По Чеховским Местам:

1. Гимназия в Таганроге, в которой учился Чехов

2 Дом в Таганроге, в котором родился А.П.Чехов

3 Лавка Чеховых и дом, глее жила семья в Таганроге

4 Мелихово. Флигель Чехова

5 Школа в Мелихове, построенная на средства А.П.Чехова.



Д. Иллюстрации к произведениям Чехова

1 «Хамелеон»

2 «Каштанка»

3 «Злоумышленник»

4 «Ванька»

5 «Толстый и тонкий»

6 «Хирургия»

Е. Юмористические рассказы Чехова.

1 «Каштанка»

2 Столяром

3 На деревню дедушке

4 Рождество

5 Константин Макарович

6 «Мальчики»

7 Монтигомо Ястребиный Коготь

8 Нафанаил

9 «Хамелеон»

10 Очумелов

11 Собака

12 Чиновник чихнул на лысину важной персоне и умер

13 Овсов


14 Зуб

Ж. Чьи это вещи?

Портсигар - «Толстый и тонкий», тонкий их делал по рублю за штуку.

Носовой платок – «смерть чиновника», Червяков им утерся после того, как чихнул.

Гайка – «Злоумышленник», Денис Григорьев и другие мужики их отвинчивали, чтобы делать грузила

Узелок– «Хамелеон», принадлежитОчумелову.

Йод – «Лошадиная фамилия», им отставной генерал-майор Булдеев мазал щеку, чтобы избавиться от зубной боли.

Конверт – «Ванька», его герой купил за копейку, чтобы написать письмо дедушке.

Карта мира – «Мальчики», её Володя и Чечевицын рассматривали, планируя побег в Америку.

Щипцы – «Хирургия». Ими фельдшер Курятин рвал зуб дьячку Вонмигласову.

Куриная лапка – «Каштанка», её собака спрятала в гостиной между шкафом и стеной и боялась, что хозяин найдет её и скушает.

З. Чей это портрет?

1. Чечевицын, «Мальчики»

2. Золотых дел мастер Хрюкин, «Хамелеон»

3. Денис Григорьев, «Злоумышленник»

4.Тонкий, Порфирий, «Толстый и тонкий»

IV. Листы ответов (раздать командам).

Детство Чехова

1

2

3



4

5

6



7

8

9



10

II. Из писем Чехова

1

2

3



4

5

6



7

8

III. Иллюстрации к произведения Чехова



1

2

3



4

5

6



IV. Юмористические рассказы Чехова

1

2



3

4

5



6

7

8



9

10

11



12

13

14



V. Чей это портрет?

1

2



3

4