Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Викторина по творчеству А. С. Пушкина Урок Пушкин о назначении поэта и поэзии




Скачать 13.32 Mb.
страница1/63
Дата17.04.2017
Размер13.32 Mb.
ТипВикторина
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   63
Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс 1-е полугодие. 2-е полугодие. Изд. 3-е, испр. и доп. Обновленный комплект уроков. М.: «ВАКО», 2004.

От авторов…………………………………………………………………………………………………….6

Сравнительная характеристика программ литературного образования для 10 класса………………….6

Раздел I. Вводные уроки

Урок 1. Русская литература и русская история ХIХ века……………………………………………… 12

Урок 2. Творчество писателей конца ХVIII-начала ХIХ веков. Обзорное знакомство……………… 14

Раздел II. Творчество А. С. Пушкина

Урок 3. Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества.

Основные темы, мотивы лирики А. С. Пушкина……………………………………………… 18



Вариант проведения урока 3. Литературная викторина по творчеству А. С. Пушкина…………… 20

Урок 4. Пушкин о назначении поэта и поэзии………………………………………………………… 23

Вариант урока 4. Поэт и поэзия в творчестве А. С. Пушкина………………………………………… 28

Урок 5-(6). Философские мотивы в лирике Пушкина……………………………………………………31

Урок 6. Тема любви и дружбы в поэзии А. С. Пушкина…………………………………………………34

Вариант урока 6. А. С. Пушкин «Сожженное письмо»…………………………………………………37

Урок 7. Творческая история романа «Евгений Онегин»…………………………………………………41

Урок 8. Художественное своеобразие романа…………………………………………………………… 43

Уроки 9-11. Духовные искания Евгения Онегина……………………………………………………… 47

Уроки 12-13. Татьяна — любимая героиня Пушкина…………………………………………………. 53

Уроки 14-15. Сочинение по роману «Евгений Онегин»…………………………………………………56

Вариант уроков 14-15. Подготовка к сочинению на тему «Роль лирических

отступлений в романе «Евгений Онегин»……………………………………………………… 58



Приложение к разделу II

Литературный вечер «дружба в жизни и лирике А. С. Пушкина»………………………………………62



Раздел III. Творчество М. Ю. Лермонтова

Урок 16. Художественный мир М. Ю. Лермонтова………………………………………………………71

Урок 17. Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова…………………………………………… 76

Вариант урока 17. «Пророк» Лермонтова и Пушкина………………………………………………… 79

Урок 18. Лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова………………………………………………… 81

Урок 19. Печорин в отношениях с другими персонажами романа……………………………………. 85

Урок 20. Повести «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань»…………………………………………… 86

Урок 21. «Зачем я жил? Для какой цели родился?» (Работа по новелле «Фаталист»)…………………87

Урок 22. Зачет по творчеству М. Ю. Лермонтова………………………………………………………. 91

Урок 23. Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова………………………………………………… 92

Приложение к разделу III

Литературный вечер «Кавказ в творчестве М. Ю. Лермонтова»……………………………………… 94



Раздел IV. Творчество Н. В. Гоголя

Урок 24. Этапы биографии и творчества Н. В. Гоголя………………………………………………… 101

Урок 25. Анализ первой главы. Способы выражения авторского сознания в замысле поэмы………104

Уроки 26-29. Изображение поместного дворянства в поэме………………………………………… 106

Урок 30. Чичиков и чичиковщина……………………………………………………………………… 113

Вариант урока 30. Тайны поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»…………………………………… 117

Урок 31. Образ России в поэме «Мертвые души»………………………………………………………120

Уроки 32-33. Творчество Гоголя и наше время. Семинар………………………………………………122

Урок 34. Подготовка к сочинению по поэме «Мертвые души»……………………………………… 123

Раздел V. Творчество А. Н. Островского

Урок 35. А. Н. Островский — создатель русского театра.

Этапы биографии и творчества (1823 – 1886 гг.)……………………………………………. 125



Урок 36. Идейно-художественный анализ комедии

«Свои люди — сочтемся!» («Банкрот», 1847—1849 гг.)………………………………………130



Урок 37. Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие……………………………………… 134

Урок 38. Город Калинов и его обитатели. Д. I-IV……………………………………………………… 137

Урок 39. Образ Катерины. Ее душевная трагедия. Д. II-V…………………………………………… 141

Урок 40. Подготовка к сочинению по пьесе «Гроза»………………………………………………… 145

Урок внеклассного чтения. Художественный мир пьесы «Снегурочка»…………………………… 148

Вариант уроков 37—40. Драма «Бесприданница»

Урок 1…………………………………………………………………………… 150

Уроки 2-3………………………………………………………………………… 152

Урок 4…………………………………………………………………………… 156

Вариант урока 40. Искушение лейтмотив драмы «Бесприданница»…………………………………158

Раздел VI. Творчество И. А. Гончарова

Урок 41. Основные этапы жизни и творчества И. А. Гончарова (1812-1891 гг.)…………………… 160

Уроки 42-43. Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина»………………...165

Урок 44. Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов»…………………………………… 167

Урок 45. Художественное мастерство Гончарова в романе «Обломов»………………………………169

Вариант урока 45. Историко-философский смысл романа «Обломов»………………………………171

Урок 46. Контрольная работа по творчеству И. А. Гончарова…………………………………………175

Раздел VII. Творчество И. С. Тургенева

Урок 47. Этапы биографии и творчества И. С. Тургенева (1818-1883)……………………………… 178

Урок 48. Рассказы цикла «Записки охотника»………………………………………………………… 180

Урок 49. Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети».

Общественная атмосфера и ее отражение в романе………………………………………….. 184



Урок 50. Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми (гл. 5-11)……………………………………… 187

Урок 51. Базаров и Одинцова (гл. 13-19, 25-27)…………………………………………………………192

Вариант урока 51. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой»………………………………… 194

Урок 52. Базаров и его родители………………………………………………………………………… 196

Уроки 53-54. Базаров — нигилист……………………………………………………………………… 198

Урок 55. Е. В. Базаров перед лицом смерти…………………………………………………………… 202

Урок 56. Итоговый урок по творчеству И. С. Тургенева……………………………………………… 206

Раздел VIII. Творчество Н. А. Некрасова

Урок 57. Биографическая и творческая справка о Н. А. Некрасове (1821-1878)…………………… 210

Урок 58. Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова…………………………………………… 212

Урок 59. Горькая доля народа пореформенной России…………………………………………………217

Уроки 60-61. Душа народа русского......................................................................................................... 221

Урок 62. Народ в споре о счастье…………………………………………………………………………225

Урок 63. Идейный смысл рассказов о грешниках……………………………………………………… 230

Урок 64. Проверочная работа…………………………………………………………………………… 233

Урок 65. Народ и Гриша Добросклонов………………………………………………………………… 234

Уроки 66-67. Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо»…………………………………… 236

Раздел IX. Творчество Ф. И. Тютчева

Урок 1 (69). Этапы биографии и творчества Ф. И. Тютчева

Основные темы и идеи лирики. Лирика природы…………………………………………… 237



Урок 2 (70). Любовная лирика Ф. И. Тютчева………………………………………………………… 244

Урок 3 (71). Философская лирика Тютчева…………………………………………………………… 250

Вариант проведения урока 3 (71)……………………………………………………………………… 253

Урок 4 (72). Итоговый урок по творчеству Тютчева……………………………………………………260

Раздел X. Творчество А. А. Фета

Урок 5 (73). Этапы биографии и творчества А. А. Фета……………………………………………… 260

Урок 6 (74). Основные мотивы творчества А. А. Фета………………………………………………… 263

Урок 7 (75). Проверочная работа.

Анализ стихотворений А. Фета (2 стихотворения на выбор)…………………………………267



Урок 8 (76). Резервный…………………………………………………………………………………… 273

Раздел XI. Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина

Урок 9 (77). «Я писатель, в этом мое признание». Этапы биографии и творчества

М. Е. Салтыкова-Щедрина. Художественный мир писателя………………………………… 273



Уроки 10-11 (78-79). Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина — синтез его творчества………………… 275

Урок 12 (80). Логическая схема «Сказки Салтыкова-Щедрина» ………………………………………279

Вариант уроков 10-12 (78-80). «История одного города» как сатирическое произведение………. 282

Урок 13 (81). Итоговый по творчеству Салтыкова-Щедрина………………………………………… 288

Дополнительный материал для углубленного изучения

романа «Господа Головлевы». Общий обзор романа………………………………………… 289



Раздел XII. Творчество Ф. М. Достоевского

Уроки 14-15 (82-83). Ф. М. Достоевский (1821-1881). Этапы биографии и творчества…………… 294

Урок 16 (84). Роман «Преступление и наказание».

В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего»…………………………………………… 304



Уроки 17-18 (85-86). «Потрясенный, выбитый из колеи герой»

или Раскольников среди униженных и оскорбленных……………………………………… 308



Урок 19 (87). Идея Раскольникова о праве сильной личности…………………………………………311

Уроки 20-21 (88-89). Преступление Раскольникова…………………………………………………… 313

Уроки 22-23 (90-91). Раскольников и «сильные мира сего»……………………………………………317

Уроки 24-25 (92-93). «Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать»……………325

Уроки 26-27 (94-95). Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой…………………………328

Уроки 28-29 (96-97). Воскрешение человека в Раскольникове через любовь………………………. 330

Урок 30 (98). Итоговый урок…………………………………………………………………………… 333

Вариант проведения уроков 16-30 (84-98). Уроки по роману Ф. М. Достоевского «Идиот»



Урок 16 (84). История создания романа «Идиот». Смысл названия…………………………… 337

Урок 17 (85). Христианские мотивы в романе «Идиот»………………………………………… 340

Урок 18 (86). Мифология в романе. Фамилии в романе. Рогожин и Епанчина…………………341

Уроки 19-21 (87-89). Личность и судьба князя Мышкина……………………………………… 345

Уроки 22-23 (90-91). История любви князя Мышкина к Настасье Филипповне……………… 350

Урок 24 (92). Психологические мотивы в романе «Идиот»…………………………………… 353

Урок 25 (93). Роль Рогожина в раскрытии образа князя Мышкина…………………………… 354

Урок 26 (94). Женские образы в романе «Идиот»……………………………………………… 358

Урок 27 (95). Обобщающий урок по роману «Идиот» ………………………………………… 361

Уроки 28-29 (96-97). Сочинение по роману «Идиот»…………………………………………… 364

Урок 30 (98). Резервный…………………………………………………………………………… 365

Раздел XIII. Творчество Н. С. Лескова

Урок 31 (99). Художественный мир произведений Н. С. Лескова…………………………………… 365

Уроки 32-33 (100-101). «Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие………… 367

Вариант проведения уроков 32-33 (100-101). Н. С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»…… 369

Урок 34 (102). Итоговый урок по творчеству Н. С. Лескова……………………………………………374

Раздел XIV. Творчество Л. Н. Толстого

Уроки 35-36 (103-104). По страницам великой жизни.

Л. Н. Толстой — человек, мыслитель, писатель……………………………………………… 375



Вариант проведения уроков 35-36 (103-104)

Урок 1…………………………………………………………………………… 381

Урок 2…………………………………………………………………………… 385

Урок 37 (105). Роман «Война и мир» — роман-эпопея: проблематика, образы, жанр……………… 389

Уроки 38-39 (106-107). Эпизод «Вечер в салоне Шерер.

Петербург. Июль 1805 г.» (т. I, ч. 1, гл. 1-6, 12-13, 18-25)………………………………… 394



Урок 40 (108). Именины у Ростовых. Лысые горы…………………………………………………… 399

Урок 41 (109). Изображение войны 1805-1807 гг. (т. I)……………………………………………… 403

Урок 42 (110). Поиск плодотворной общественной деятельности

П. Безухова и А. Болконского (т. II, ч. 1-3)…………………………………………………… 408



Уроки 43-44 (111-112). Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа………………413

Урок 45 (113). Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе (т. III)…………………… 416

Уроки 46-47 (114-115). Изображение войны 1812 года…………………………………………………417

Уроки 48-49 (116-117). Кутузов и Наполеон в романе…………………………………………………424

Урок 50-51 (118-119). Партизанская война. Бегство французов из России.

Последний период войны и ее воздействие на героев…………………………………………427



Урок 52 (120). «Мысль народная» в романе «Война и мир»……………………………………………429

Вариант урока 52 (120). Простой народ как ведущая сила

исторических событий и источник настоящих норм морали…………………………………431



Урок 53 (121). Эпилог романа…………………………………………………………………………… 433

Урок 54 (122). Образ Наташи Ростовой………………………………………………………………… 435

Урок 55 (123). Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова………………………440

Уроки 56-57 (124-125). Семья в романе «Война и мир»……………………………………………… 442

Вариант уроков по роману «Анна Каренина» Л. Н. Толстого

Урок 1. Авторский замысел и история создания романа…………………………………………452

Урок 2. Особенности жанра, сюжета и композиции романа…………………………………… 455

Урок 3. «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина»………………………………………… 458

Урок 4. Семинар. Образ Левина в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»………………… 460

Уроки 5-6. Семинар. Трагическая судьба Анны Карениной…………………………………… 463

Урок 7. Изображение светского общества в романе…………………………………………… 467

Урок 8. Художественные особенности романа……………………………………………………469

Раздел XV. Творчество А. П. Чехова

Урок 58 (126). Общественно-политическая жизнь России

в 80-90-е годы ХIХ века и ее отражение в литературе……………………………………… 472



Урок 59 (127). Этапы биографии и творчества А. П. Чехова………………………………………… 473

Уроки 60-61 (128-129). Маленькая трилогия. Идейно-художественное своеобразие.

Рассказы «Человек в футляре, «Крыжовник», «О любви»…………………………………… 476



Урок 62 (130). Тема гибели души в рассказе «Ионыч»…………………………………………………484

Уроки 63-64 (131-132). Конфликт в пьесе «Вишневый сад».

Действующие лица и авторское отношение к ним…………………………………………… 488



Варианты проведения уроков по пьесе «Вишневый сад» (4 часа)

Урок 63 (131). Принципы «новой драмы». История создания пьесы «Вишневый сад»……… 498

Урок 64 (132). Своеобразие конфликта в чеховской драме.

Два сюжета пьесы «Вишневый сад»……………………………………………… 501



Урок 65 (133). «Подводное течение» в пьесе. Особенности чеховского диалога………………503

Урок 66 (134). Система образов и главный образ пьесы………………………………………… 506

Урок 65 (133). Итоговый урок по творчеству А. П. Чехова…………………………………………… 507

Раздел XVI. Два урока по зарубежной литературе

Уроки 67-68 (135-136). Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) и его трагедия «Фауст»……………… 509

Вариант уроков 67-68 (135-136) по зарубежной литературе.

Оноре де Бальзак (1799-1850). Повесть «Гобсек». Изображение

губительной силы и власти денег……………………………………………………………… 515
Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова

Вариант I………………………………………………………………………………………… 520

Вариант II…………………………………………………………………………………………521

Тест по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»………………………………………………………… 522

Тест по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»…………………………………………………… 523

Тест по пьесе А. Н. Островского «Гроза»

Вариант I………………………………………………………………………………………… 524

Вариант II…………………………………………………………………………………………525

Тест по роману И. А. Гончарова «Обломов»

Вариант I………………………………………………………………………………………… 526

Вариант II…………………………………………………………………………………………527

Тест по творчеству И. С. Тургенева

Вариант I………………………………………………………………………………………… 528

Вариант II…………………………………………………………………………………………529

Тест по творчеству Н. А. Некрасова

Вариант I………………………………………………………………………………………… 530

Вариант II…………………………………………………………………………………………531

Тест по теории литературы……………………………………………………………………………… 532

Тест по роману Ф. И. Тютчева

Вариант I………………………………………………………………………………………… 533

Вариант II…………………………………………………………………………………………535

Тест по роману Ф. М. Достоевского

Вариант I………………………………………………………………………………………… 537

Вариант II…………………………………………………………………………………………539

Тест по повести «Леди Макбет Мценского уезда»…………………………………………………… 541

Тест по повести «Очарованный странник»………………………………………………………………542

Тест по роману Л. Н. Толстого

Вариант I………………………………………………………………………………………… 543

Вариант II…………………………………………………………………………………………545

Тест по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»……………………………………………………………547

Список использованной литературы…………………………………………………………………… 549

От авторов

Уважаемые коллеги! Настоящее 3-е издание пособия было переработано с учетом всех предложенных замечаний. Основными задачами переработки были: стремление к универсализации книги (соответствие всем современным курсам по литературе в средней школе), максимально возможная вариативность освещения материала, введение новой дополнительной информации для углубленного изучения и проведения нестандартных уроков.

Таким образом, пособие может быть использовано для работы по программам В. Я. Коровиной, Т. Ф. Курдюмовой, Г. И. Беленького и др., в комплексе с учебниками:

— Ю. В. Лебедева «Русская литература ХIХ в.» (М.: Просвещение),

— В. И. Коровина «Русская литература ХIХ в.» (М.: Просвещение),

— А. Н. Архангельского (Ч. 1) и Ю. В. Лебедева (Ч. 2) — (М.: Дрофа), А. Г. Кутузова «В мире литературы» (М.: Дрофа),

— Г. Н. Ионина (М.: Мнемозина).

Особенностями нашего пособия является соответствие реальному ходу урока и его полифункциональность. Педагог может заимствовать из него как полные сценарии уроков, так и использовать их частично, встраивая в собственный план урока. Подробные сценарии занятий содержат изложение хода урока, его целей, описание оборудования урока, методических приемов, необходимые для его организации, рекомендации домашнего задания, массу интересных и информативных статей на различные темы

Кроме того, в книге содержится обширный дополнительный материал, существенно облегчающий подготовку преподавателя к занятию. Это и увлекательные рассказы об обстоятельствах написания того или иного художественного произведения, о реальных прототипах героев, мнения известных литературных критиков и знатоков литературы о том или ином герое, произведении, и тесты, и занимательные викторины, служащие выявлению знаний учеников, а заодно развивающие ассоциативное литературное мышление, В пособии приведена и дополнительная литература для углубленного изучения отдельных тем.

Данное пособие имеет автономный характер: в принципе его одного достаточно для квалифицированной подготовки учителя к занятию. Оно полностью соответствует утвержденной государственной программе и написано авторами, долгие годы преподававшими русскую литературу в школе, т. е. учитывает нужду именно в практическом руководстве по проведению уроков литературы.

Надеемся, что эта книга не обманет ваших ожиданий и действительно поможет в вашей педагогической деятельности. Желаем успеха.


Сравнительная характеристика программ литературного образования для 10 класса


Программа по литературе под ред. Т. Ф. Курдюмовой — 136 часов.

Программа по литературе под ред. В. Я. Коровиной — 136 часов

Русская литература и русская история

в XVIII-ХIХ веках.

Введение. Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Творчество Г. Р. Державина и В. А. Жуковского. Становление реализма в русской и мировой литературе. Вершинные произведения русской классики первой половины ХIХ века. Зарождение и развитие русской профессиональной литературной критики.

Теория. Романтизм и реализм в русской литературе ХIX века.

Введение (1 ч)

Война 1812 г. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Отголоски классицизма в литературе. Сентиментализм. Языковая реформа Карамзина. Возникновение романтизма. Зарождение реализма и русской критической мысли.

Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Настроения в обществе. Ведущие журналы. Расцвет русского романа, драматургии. Русская поэзия. Романтизм и реализм в поэзии. Зарождение народнической идеологии и литературы.

Г. Р. Державин (2 ч). Жизнь и творческий путь. Стихотворения: «Ключ», «Фелица», «Русские девушки», «Соловей», «Бог».

Теория. Ода (развитие понятия).

В. А. Жуковский (3 ч) — первый поэт-романтик ХIХ в. «Певец во стане русских воинов», «Песня», «Море». Баллада «Светлана», «Эолова арфа» и др. Лирические жанры (элегия, песня, романс) и их своеобразие.

К. Н. Батюшков (2 ч). Жизнь и творческий путь поэта. Специфика романтизма Батюшкова. «Радость», «Вакханка», «Мои пенаты», «К другу», «Тень друга» и др.



А. С. Пушкин. Личность поэта. Жизненный и творческий путь (основные этапы). Основные мотивы лирики Пушкина. Философская лирика, тема поэта и поэзии. Вольнолюбивые стихи, лирика дружбы и любовная лирика. «Деревня», «Вольность», «Пророк», «Я вас любил...», «Арион», «На холмах Грузии...», «Анчар», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Поэту», «Безумных лет угасшее веселье...», «Осень», «Евгений Онегин». История романа. Жанр: роман в стихах. Пушкинская эпоха в романе. Автор в системе художественных образов романа. Лирические отступления. Роман как «энциклопедия русской жизни». «Онегинская строфа».

Трагедия «Борис Годунов». Царь Борис. Его противники и приспешники. Проблема народа и власти в трагедии. Композиция трагедии. Язык и особенности стиха трагедии.



«Маленькие трагедии». «Моцарт и Сальери». Нравственная проблематика трагедии. Талантливость и гениальность. Характеры, взгляды и по ступки героев. Позиция автора.

Теория. Народность литературы.

А. С. Пушкин (15 ч). Жизнь и творчество. «Пророк», «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пус-тынники и жены непорочны», «Я вас любил...» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Романтическая лирика. Историзм и народность — основа реализма Пушкина. «Борис Годунов». Развитие реализма в лирике и поэмах («Полтава», «Медный всадник»).

Углубление реализма в романе «Евгений Онегин», в драматургии («маленькие трагедии» — «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери»); в прозе («Повести Белкина», «Капитанская дочка»).



«Евгений Онегин». Роман в стихах. Отличие от романа в прозе. Онегинская строфа. Творческая, история. Структура текста. Россия в романе. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика).

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. Романтизм в творчестве Лермонтова. Основные мотивы лирики. Лермонтов и Байрон. «Нищий», «Когда волнуется желтеющая нива...», «И скучно и грустно...», «Дума», «Поэт», «Молитва», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Родина», «Выхожу один я на дорогу...», «Пророк», «Демон».

Роман «Герой нашего времени». Необычность композиции романа. Сюжет и фабула произведения. Автор и его герои. Трагедия Печорина. «Двойники» Печорина. Женские образы. Нравственные проблемы, Реалистическое и романтическое начала в романе. Психологизм в первом психологическом романе русской литературы.



Теория. Реалистические и романтические начала. Фабула и сюжет.

М. Ю. Лермонтов (10 ч). Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Трагическая, судьба поэта и человека в бездуховном мире. «Дума», «Поэт», «Как часто, пестрою толпою окружен...», « «Выхожу один я на дорогу...», «Мцыри», «Демон», «Герой нашего времени» как социально психологический и философский роман. Роль автора и рассказчиков в романе. Особенности композиции. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского. «Маскарад» как романтическая драма. Психологизм.

Теория. Углубление Понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.

Н. В. Гоголь. Очерк жизни и творчества писателя, Общая характеристика раннего творчества. Литература середины ХIХ века как «эпоха Гоголя». «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Пьесы Гоголя. «Петербургские повести» и тема «маленького человека». «Шинель». «Мертвые души». История создания. Идейный замысел и композиция поэмы. Сюжет и лирические отступления, Особая роль образа Чичикова в поэме: Чичиков как новый герой эпохи, Обобщающее значение образов поэмы, приемы их сатирической обрисовки. Портрет, интерьер, пейзаж, диалог. Пафос лирических отступлений. «Живая Русь» в поэме. Образ автора. Единство сатирического и лирического начал как воплощение авторского замысла.

Теория. Образ автора на страницах

Н. В. Гоголь (14 ч). Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургское повести». Сочетание трагедии и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как образ бездушного и обманного города. Герой в слове автора и в слове рассказчика («Шинель»). Драматургия Гоголя. Комедия «Женитьба». «Ревизор». «Миражная» интрига. Тип Хлестакова. Провинциальный город в «Ревизоре». «Мертвые души» — поэма о величии России. Замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова, Плюшкина и образа автора. Оценка Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория. Понятия героя и антигероя. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах.

И. А. Гончаров. «Обломов» (главы). Краткая биография писателя. Общая характеристика трех романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». «Обломов» — роман, утвердивший писателя как классика. Обломов. Сущность характера героя, его мироощущение и судьба. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Обломов и Ольга Ильинская. Женские образы в романе. «Обломовщина».

Теория. Нарицательные образы.

И. А. Гончаров (6 ч). Жизнь и творчество. Преодоление ограниченности, принципов «натуральной школы» в романе «Обыкновенная история». Столкновение двух типов — романтика-идеалиста и реалиста циника. «Обломов». Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа в их отношении к Обломову. Роман «Обломов» в зеркале критики. Гончаров как литературный критик («Мильон терзаний»).

Теория. Обобщение в литературе. Типическое явление в литературе

А. Н. Островский. Жизнь и творчество драматурга. «Гроза». Неравный и острый конфликт героини с «темным царством». Борьба Катерины за право быть свободной в своих чувствах. Обличение самодурства и невежества. «Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая история пьесы и ее экранизации. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского. Судьба его пьес в кино и на телевидении.

Критика: Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве», А. А. Григорьев «После «Грозы» Островского», «Письма к Тургеневу».



Теория. Реалистическая драма. Речевая характеристика в драматическом произведении.

А. Н. Островский (5 ч). Жизнь и творчество. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара. Ранние произведения («Свои люди — сочтемся»). Драматургия славянофильского периода. Драма «Гроза». Ее народные истоки. Нравственное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей. Исторические пьесы и пьесы в народном духе («Снегурочка»). «Бесприданница» как символ уходящей в прошлое России праздных мечтательниц и красивых идеалисток. А. Н. Островский в критике и на сцене. Малый театр как «дом Островского».

Теория. Драматургический конфликт (развитие понятия)

И. С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника». «Дворянское гнездо». Значение названия. Герой романа и его судьба. Женские образы — тип «тургеневской» девушки. «Отцы и дети». Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт отцов и детей или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Причины его конфликта с окружающими и причины его одиночества. Оппоненты героя, их нравственная и социальная позиция. Автор и герои романа. Полемика сторонников и противников позиции автора

И. С. Тургенев (8 ч). Жизнь и творчество. «Записки охотника» как этап в развитии русской прозы и веха в творчестве Тургенева. Романы Тургенева — художественная летопись жизни русского общества, их злободневность и поэтичность. «Отцы и дети». Духовный конфликт между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе.

Из русской поэзии второй половины

ХIХ века

Ф. И. Тютчев — поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Любовь как «поединок роковой». «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Эти бедные селенья...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.», «Чему бы жизнь нас ни учила...».

А. А. Фет. «Поэтам», «Еще весны душистой нега...», «Еще майская ночь...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Шепот, робкое дыханье...», «Заря прощается с землею...», «Облаком волнистым...», «На железной дороге», «Это утро, радость эта...».

Н. А. Некрасов. Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм в изображении жизни народа. Образы города и деревни. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Полемика вокруг поэзии Некрасова. «Я не люблю иронии твоей...», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час». Стихотворения из цикла «О погоде», «Умру я скоро, «Жалкое наследство...», «Элегия», «Пророк», «Зине».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Смысл названия. Путешествие как прием организации повествования. Сюжет поэмы и авторские отступления. Мастерство изображения жизни России Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. Проблемы счастья и смысла жизни в поэме. Нравственная проблематика в поэме. Идейная позиция автора.



Теория. Народность литературы.

Ф. И. Тютчев (3 ч). Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...» и др.

А. А. Фет (3 ч). Жизнь и творчество. Двойственность личности и судьбы Фета. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия. «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был пол он сад...».

Теория. Композиция лирического стихотворения.

Н. А. Некрасов (4 ч). Жизнь и творчество. Некрасов-журналист. Переход на позиции реализма. Социальная трагедия народа в городе и в деревне. Сатира Некрасова. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. «Рыцарь на час», «В дороге», «Поэт а гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе». Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян и «народных заступников». Религиозные мотивы и их социальная огласовка. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.

Теория. Понятие о народности. Фольклоризм литературы

М. Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества писателя. Жизненная позиция писателя. «История одного города». Сатирическое изображение смены градоначальников. Градоначальники и народ. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Безграничное терпение и бесправие народа. «Сказки».

Злободневность, политическая острота сказок. Прием гротеска в сатирическом произведении. Литературная полемика вокруг его творчества.



Теория. Понятие об условности в искусстве (эзопов язык, гротеск).

Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. Лесков как мастер описания русского быта. «Очарованный странник». Национальный характер в его изображении. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Очарованный странник». Иван Флягин — один из героев, правдоискателей. Былинные мотивы в повести. «Тупейный художник». Признание «маленького человека» и его судьба. Манера сказа. Близость к народной речи. Роль Лескова в развитии русской литературы.

Теория. Сказ.

М. Е. Салтыков-Щедрин (4 ч). Жизнь и творчество. «История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сказки. Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа,

Теория. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий).

Ф. М. Достоевский. Очерк жизни и творчества. Основные мотивы произведений. Острое чувство нравственной ответственности в произведениях писателя, философская глубина творчества. Поиски «человека в человеке» в его произведениях. Особенности творческой манеры Достоевского: психологизм, полифонизм, авантюрность сюжета, полемическая направленность произведений. «Преступление и наказание», «Идиот» (по выбору учителя и учащихся). «Преступление и наказание». детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Социальные и философские истоки бунта героя романа. Смысл его теории и причина поражения Раскольникова. «Двойники» Раскольникова (Лужин и Свидригайлов), их роль в романе. Женские образы в романе. Мрачный облик Петербурга в романе. «Идиот». Смысл названия романа. Судьба и облик главного героя. Трагический итог его жизни. Столкновение христианского смирения со всеобщей жестокостью. Женские образы в романе. Мировое значение творчества Достоевского. Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире.

Теория. Полифонизм романов Достоевского.

Ф. М. Достоевский (14 ч). Жизнь и творчество. Роман «Бедные люди». Формирование идеологии «почвенничества». «Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление «преступления» и «наказания» в композиции романа. Композиционная роль «снов» Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Оценка романа в критике. «Идиот». История замысла романа и образа князя-Христа. Трагедия «добра» и «красоты» в мире. Христианское смирение и всепрощение как вечные этические ценности. Проблемы веры и неверия. «Бесы» как роман-хроника и роман-памфлет. Роман «Братья Карамазовы» как итог творчества писателя. Речь Достоевского о Пушкине. Ее сильные и слабые стороны. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.

Теория. Роман: идеологический, нравственно-психологический.

Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь писателя. духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат в «Севастопольских рассказах». Автобиографическая трилогия (повторение). «Война и мир». «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. Художественные особенности романа-эпопеи: своеобразие композиции, особенности психологизма, «диалектика души». «Мысль народная» в эпопее. Герои романа эпопеи в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира. Различие путей нравственных поисков героев романа — Пьера Безухова и Андрея Болконского. Женские образы романа — Наташа Ростова и Марья Болконская. Исторические личности на страницах романа. Взгляд Л. Толстого на роль личности в истории. Картины войны в романе. Осуждение войны. «Роевая» жизнь крестьянства в романе. Значение образа Платона Каратаева. Лев Толстой — классик и самобытный философ.

Теория. Роман-эпопея. История на страницах художественного произведения. Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя.

Л. Н. Толстой (15 ч). Жизнь и творчество. Духовные искания, их отражение в трилогии: «Детство», «Отрочество», «Юность». «Севастопольские рассказы», повести, созданные до «Войны и мира». Повесть «Казаки». Нравственные искания Оленина. «Война и мир»вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля: гармония философского, исторического и психологического мотивов, сочетание эпической манеры с летописным стилем, сатирой и глубоким лиризмом. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектика души». «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина». Нравственный закон в жизни человека и философская проблематика романа. Конфликт Анны с обществом. Левин и его раздумья о жизни, отражение в них опыта Л.Н. Толстого. Повести последних лет и образ жизненного пути. «Воскресение» как новый тип романа. Символический смысл названия. Обличение социально-нравственных основ современной жизни. Всемирное значение Толстого художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.

Теория. Внутренний монолог.

А. П. Чехов. Общая характеристика жизни и творчества. Рассказы, своеобразие их тематики и стиля. «Дом с мезонином», «Ионыч», «Степь» и др. «Вишневый сад» и другие пьесы (по выбору учителя и учащихся). «Мелочи жизни» в изображении писателя. Мастерство писателя: внимание к детали, «импрессионизм», философская глубина, особое внимание к миру всего живого. Своеобразие чеховского психологизма. Способы создания комического эффекта. Новаторство в изображении мира природы и его связи с духовным миром человека. Чехов-драматург. Пьесы Чехова, их новаторство и художественное своеобразие. Подтекст и его роль. Ремарки. «Вишневый сад» как одно из наиболее характерных для Чехова-драматурга произведений. Символический смысл названия. Сюжет и подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Герои пьесы и их судьбы. Разлад между желаниями и реальностью их осуществления — основа конфликта пьесы. Внесценические персонажи. Образ сада. Сценическая судьба пьес Чехова на сценах России и мира.

Итоги

ХIХ век — век русской классики. Судьба русской литературы ХIХ века и ее роль в мировой культуре. Тесные связи русской и мировой культур.



А. П. Чехов (10 ч). Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Многообразие психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова («Скучная история» и др.). Художественный объективизм Чехова («Враги», «Именины», «Гусев» и др.). Темы настоящей правды, социального и философского безумия («Дуэль», «Палата № 6»), конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — предметы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Учитель словесности» и др. драматургия («Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня» или «Вишневый сад»). «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Символическая образность, символика цвета, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.

Теория. Углубление понятия о рассказе. Углубление понятия о драматургии.

Из зарубежной литературы

И. В. Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Фауст» как философская трагедия. Утверждение величия разума и права человека на дерзание. Роль Мефистофеля как злого начала в судьбе Фауста.

Теория. Философская трагедия.

О. де Бальзак. Краткие сведения о жизни и творчестве. Человеческая комедия». Краткий обзор цикла. Бальзак — писатель-реалист. «Гобсек». Концепция человека в европейской литературе ХIХ века. Изображение в повести губительной силы и власти денег.

Теория. Судьбы реализма в литературах мира.

Из зарубежной литературы

У. Шекспир (2 ч). Слово о Шекспире. «Гамлет» (обзор с чтением и обсуждением одной сцены). Эпоха Возрождения. «Гамлет» — выражение трагических противоречий, идеалов Возрождения и реальной действительности. Глубина конфликта в трагедии. Утверждение высших нравственных и духовных, эстетических ценностей в трагедии.

Теория. Трагедия.

И. В. Гёте (2 ч). Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. Философская трагедия «Фауст» — выражение передовых идей эпохи Просвещения. Протест против рутины и схоластики, утверждение величия разума и дерзаний человека. Роль злого начала (Мефистофель) в исканиях и судьбе Фауста.

О. Бальзак (2 ч). Бальзак — французский писатель-реалист. «Гобсек». Изображение в повести губительной силы и власти денег. Проблема нравственной стойкости человека.


Программа для 10 класса под ред. А. Г. Кутузова предполагает более детальное изучение некоторых тем. Например, тему русского романтизма, его истоки, национальное своеобразие. Художественный мир русской романтической прозы (по выбору учителя) предлагается изучить по произведениям В. Ф. Одоевского «Последний квартет Бетховена», А. А. Бестужева-Марлинского «Испытание», А. Ф. Вельтмана «Странник», М. Н. Загоскина «Рославлев, или Русские в 1812 году».

В программу включено изучение творчества И. А. Крылова, своеобразия языка басен, торжества стихии просторечных выражений.

А также изучение комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Художественный мир комедии «Горе от ума». «Горе от ума» и комедии Д. И. Фонвизина, В. В. Капниста. Основная проблематика комедии. Соотношение «сюжета-автора» и «сюжета-героя». Функция «открытого финала». Создание принципов новой эстетики, объединение высокой и низкой лексики, вариативность речи. Система ассоциаций, реминисценций и цитат.
Программа для 10 класса под ред. В. И. Беленького рассчитана на 136 часов. Отличием программы является изучение творчества таких авторов, как А. К. Толстой («Сон Попона», «Гаснут дальней Альпухары...» (Серенада дон Жуана), «Когда кругом безмолвен лес дремучий...», «Дробится, и плещет, и брызжет волна...», «Против течения», «То было раннею весной...» и др.) и Н. Г. Чернышевский (Краткий очерк жизни.) «Что делать?» (обзор с чтением и разбором избранных страниц). Особенности композиции, роль любовного и семейно-бытового сюжета, аллегорические образы, символы. Противопоставление «новых людей» старому миру. «Особенный человек» как воплощение идеала автора. Будущее в романе, тема переустройства общества.)

В программу не включено изучение творчества А. П. Чехова.


Программа для 10 класса под ред. В. В. Агеносова, А. Н. Архангельского рассчитана на 136 часов. Одной из тем данной программы является европейская литературная ситуация конца 1820-1830-х годов. В рамках данной темы предполагается изучить творчество Э. Т. А. Гофмана. «Золотой горшок». Социальная проза О. де Бальзака. «Отец Горио». Влияние французского натурализма на развитие реалистических тенденций в русской литературе. Тема денег в романтической и натуралистической прозе европейских писателей 1820-1830-х годов. «Последний романтик» Г. Гейне. Поэма «Германия. Зима» (отрывки). Тема дается учащимся перед изучением творчества Н. В. Гоголя.

При изучении темы «Русская лирика второй половины XIX века» предлагается обратиться к творчеству А. Н. Плещеева «Вперед, без страха и сомненья!», «Сельская песня»; А. Н. Майкова «Весна! Выставляется первая рама...». Изучить сочинения Козьмы Пруткова (по выбору учителя и учащихся); А. А. Григорьева «О, говори хоть ты со мной...»; А. К. Толстого «Средь шумного бала, случайно...», «История государства Российского...»; К. К. Случевского (одно-два стихотворения по выбору учителя и учащихся); С. Я. Надсона «Друг мой, брат мой...»; А. Н. Апухтина (одно-два стихотворения по выбору учителя и учащихся); В. С. Соловьева «Ex oriente lux».



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   63