Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Викторина. «Крылатые слова и выражения в литературе XIX века»




Скачать 355.21 Kb.
Дата29.05.2017
Размер355.21 Kb.
ТипВикторина
Приложение 1.
Материалы, рекомендованные к использованию на занятиях по факультативному курсу.



  1. Вводный контроль. Диктант.

  2. Вводный контроль. Тест.

  3. Викторина. «Крылатые слова и выражения в литературе XIX века».

  4. Заглавия русских романов и повестей, содержащих экономические понятия.

  5. Материалы для проведения разминки.

  6. «Что в имени тебе моём…» (словарная работа).

  7. Словарь экономических терминов по «Записным книжкам» А.П. Чехова.

  8. Словарь экономических фразеологизмов русской литературы второй половины XIX века.

  9. Устойчивые словосочетания и выражения в «Записных книжках» А.П. Чехова.

  10. Объяснение значения слов (по материалам рассказов А.П. Чехова).

  11. Ответ у доски по собственному вопроснику на основе материала учебника «Биография А.П. Чехова».

  12. Примеры экономического и содержательного анализа рассказов А.П. Чехова.

  13. О деловой речи героев произведений А.П. Чехова.

  14. Метод Ривина при изучении содержания рассказов А.П. Чехова.

  15. План семинара по творчеству А.П. Чехова.

  16. Составление раздаточного материала. Кроссворды.

  17. Чайнворды по рассказам А.П. Чехова.

  18. «Зубастики» по рассказам А.П. Чехова.

  19. Экономическое домино по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад».

  20. Лото по биографии А.П. Чехова.

Приложение 2.


Вводный контроль. Диктант.

Для проверки подготовленности студентов, пришедших в техникум с различной степенью подготовленности по русскому языку, на первом занятии факультативного курса проводится диктант. Целесообразно для диктанта использовать тексты из произведений А.П. Чехова. Такими текстами, например, могут служить следующие:.

Когда восходит луна, ночь становится бледной и темной... Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а и непонятной дали, если долго всматриваться в нее, высятся и громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы... Немножко жутко. А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему природа настороже и боится шевельнуться: ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова.

Едешь час-другой... Попадается на пути молчаливый старик- курган, бесшумно пролетит над землею ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою. И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в глубоком небе, в лунном свете, в полете ночной птицы, во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа дает отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей.

(188 слов)

(Из рассказа «Степь (История одной поездки)».

Но вот женщина и мальчик с сапогами ушли, и уже никого не было видно. Солнце легло спать и укрылось багряной золотой парчой, и длинные облака, красные и лиловые, сторожили его покой, протянувшись по небу. Где-то далеко, неизвестно где, кричала выпь, точно корова, запертая в сарае, заунывно и глухо. Крик этой таинственной птицы слышали каждую весну, но не знали, какая она и где живет. Наверху, у самого пруда в кустах, за поселком и кругом в поле заливались соловьи. Чьи-то года считала кукушка и все сбивалась со счета и опять начинала, В пруде сердито, надрываясь, перекликались лягушки, и даже можно было разобрать слова: «И ты такова!» Казалось, что все эти твари кричали и пели нарочно, чтобы никто не спал в этот весенний вечер, чтобы все дорожили и наслаждались каждой минутой.

На небе светил серебряный полумесяц. Она не помнила, как долго сидела у пруда, но когда встала и пошла, то в поселке все уже спали и не было ни одного огня.

(158 слов)

(Из рассказа «В овраге»)


Приложение 3.

Вводный контроль. Тест.




  1. «НН» пишется в слове

    1. Беле…ая хата

    2. Лакирова…ые туфли

    3. Суше…ые финики

    4. Кале…ые орехи

  2. «Он остановился (1) бросив поводья (2) и (3) привычным движением левой руки отстегнув чехол винтовки (4) правой рукой вынул ее». Запятые ставятся:

    1. 1,4.

    2. 1,2,4.

    3. 1,2,3,4.

    4. 2,4.

  3. «Е» пишется в приставке

    1. пр…брежный

    2. пр…умножать

    3. пр…прятать

    4. пр…увеличивать

  4. Суффикс «-ющ» пишется в слове

    1. кле…ий

    2. кол…ий

    3. пен…ийся

    4. вид…ий

  5. «-НН-» пишется в слове

    1. Круче…ая холстина

    2. Купле…ые продукты

    3. Паха…ая земля

    4. Пута…ые объяснения.

  6. «Ы» пишется в слове

    1. ц…рк

    2. панц…рь

    3. ц…пленок

    4. ц…фра

  7. «О» пишется в окончании

    1. М.Ю. Лермонтов…м

    2. А.И. Герцен…м

    3. И.С. Тургенев…м

    4. А.П. Чехов…м

  8. Ь пишется в слове

    1. Ад…ютант

    2. Павил…он

    3. С…емка

    4. Двух…ярусный

  9. Укажите слитное написание частицы «не»

    1. В (не)доумение

    2. (Не)один

    3. (Не)раз

    4. отнюдь (не)новый

  10. Двоеточие ставится в предложении

    1. Любишь кататься люби и саночки возить.

    2. Лес рубят щепки летят.

    3. Всю дорогу до хутора молчали говорить мешала тряская езда.

    4. Хвалы приманчивы как их не пожелать?

  11. «Ё» пишется в слове

    1. пастуш…к

    2. дириж…р

    3. волч…нок

    4. реч…нка

  12. «И самому не верится (1) что (2) когда вернется (3) совсем другие будут планы». Запятые ставятся:

    1. 1.

    2. 1,3.

    3. 2,3.

    4. 1,2,3.

  13. «Мы карабкаемся по подъему (1) и (2) когда взбираемся наверх (3) то красота открывается неописуемая». Запятая ставится:

    1. 1,2,3.

    2. 1.

    3. 2,3.

    4. 1,3.

  14. Укажите краткое прилагательное с «-нн-»

    1. Облака рассея…ы сильным ветром.

    2. Студенты невнимательны и рассея…ы.

    3. Мы были взволнова…ы этим сообщением.

    4. Необходимые средства были изыска…ы на месте.

  15. Частица «НЕ кто иной» пишется в предложении

    1. ………, кроме наших соперников, не мог совершить этого.

    2. ……… не беспокоил его.

    3. Этот молодой автор был ………, как А.П. Чехов.

    4. ……… более высоких результатов не добьется.

  16. Ошибка допущена в слове

    1. Одолеть

    2. Пластелин

    3. Ураган

    4. Аплодировать

  17. Запятая ставится в предложении

    1. На солнце ярко сверкнули избушки занесенные снегом.

    2. Покрытые росой тополя стояли на краю узкой тропинки.

    3. Все отобранные для выставки картины скоро будут экспонироваться.

    4. За столом рылся в книгах приехавший недавно из станицы счетовод.

  18. Ь пишется в слове

    1. Под…ячий

    2. Ад…ютант

    3. С…емка

    4. Двух…ярусный

  19. «нн» пишется в слове

    1. бара…ий

    2. дикови…ый

    3. песча…ый

    4. багря…ый

  20. «Наш отец был из кантонистов (1) но (2) выслужив офицерский чин (3) оставил нам потомственное дворянство (4) и имение». Запятые ставятся:

    1. 1,3.

    2. 1,2,3,4.

    3. 1.

    4. 1,2,3.

Ответы



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

B

C

D

B

B

C

B

B

A

C

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

B

D

D

B

C

B

A

A

B

D

Приложение 4.


Викторина. Крылатые слова и выражения в литературе 9 класса.


  1. Назвать автора строк «А ларчик просто открывался».

(И.А. Крылов. «Ларчик»)

2. Из какой басни Крылова эти строчки: «Да только воз и ныне там»?

(«Лебедь, рак и щука»,1814 г.)

3.Что означает выражение «Как белка в колесе» из басни Крылова «Белка»?

(Много суетиться, быть в беспрестанных хлопотах, заботах)

4.Каким фразеологизмом можно заменить слова о неловкой услуге, приносящей только вред вместо пользы (по басне И.А. Крылова «Пустынник и медведь»)?

(медвежья услуга)

5.«Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев и барская любовь». Что означает это выражение? Кому принадлежат эти строки?

(Лучше будет, если вышестоящие будут относиться к подчиненным ровно. А.С. Грибоедов «Горе от ума»)

6.Продолжите строчку из народной песни: «Мне не дорог твой подарок…»

(«дорога твоя любовь»)

7.В каком произведении А.С. Пушкин сказал о бесправном положении народа: «Народ безмолвствует»?

(«Борис Годунов»)

8. Что сказал Козьма Прутков о невыполнимости слишком широких планов?

(«Нельзя объять необъятное»)

9. Из какого произведения эти слова: «Ну, как не порадеть родному человечку»?

(А.С. Грибоедов. «Горе от ума»)

10.Продолжите слова Чацкого из комедии АС. Грибоедова «Горе от ума»: «Служить бы рад…»

( «… прислуживаться тошно»)

Приложение 5.


Заглавия произведений русских писателей XIX века, содержащих экономические понятия.



  1. Аукцион. Н. Павлов.

  2. Горнорабочие. Ф. Решетников.

  3. Живой товар. А. Чехов.

  4. Запутанное дело. М. Салтыков-Щедрин.

  5. Золото. Д. Мамин-Сибиряк.

  6. Игроки наживы. К. Станюкович.

  7. Карьера. А. Вельтман.

  8. Карьера Стукова. А. Эртель.

  9. Крестьянин и крестьянский труд. Г. Успенский.

  10. Миллион. Н. Павлов.

  11. Постоялый двор. И. Тургенев.

  12. Приваловские миллионы. Д. Мамин-Сибиряк.

  13. Разоренье. Г. Успенский.

  14. Сказки о кладах. О. Сомов.

  15. Сорочинская ярмарка. Н. Гоголь.

Энциклопедия русской жизни: Роман и повесть в России второй половины XVIII-начала XX века: Рек. библиограф. справочник/Сост. Е.М. Сахарова, И.В. Семибратова. – М.: Книжная палата. 1988. – 400 с.

Приложение 6.
Материалы для проведения разминки.
В качестве разминки на уроке русского языка можно предложить задание: объяснить значение ряда экономических терминов.

Работа проводится без предварительной подготовки, с целью выяснить житейское понимание студентами данных слов, и в дальнейшем прокомментировать типичность ошибок, и дать правильное объяснение с помощью словарной статьи (работа со словарями – справочниками). Обучающиеся записывают ряд слов, затем в течение 5 – 6 минут записывают объяснения, а в конце – читают по указанию преподавателя объяснения, выявляют ошибки, а если затрудняются, то справляются по словарю.

Задание: Объяснить значение слов: торговля, долг, закладная, наследство, банк, вексель, фальшь, доверенность, перевод, конторщик.

Вот такие объяснения дали студенты (в обобщённом виде): торговля – продажа товаров, чего – либо с целью получения прибыли, выгоды; предпринимательство; приобретение какого – либо товара за определенную плату.

Когда все пояснения прозвучат, на классной доске получается довольно–таки полное объяснение термина. В ходе этой работы обучающиеся получают навыки формулирования понятий, учатся делать определённые выводы.

Затем один из студентов находит в словаре определение данного термина, читает его вслух (можно записать на классной доске или спроецировать на экран); группа сравнивает свою работу с научной формулировкой. Порой высказывания студентов, разумеется, обобщённые и отредактированные с помощью преподавателя, ничуть не отличаются от словарной статьи.

Например, долг – деньги, которые обязательно должен вернуть какой-либо человек; денежное или вещевое обязательство; брать взаймы, с тем, чтобы вернуть…

доверенность - бумага, разрешающая пользоваться собственностью человека другим лицом; акт на передачу имущества; это ценная бумага, заверенная нотариусом; это когда доверяешь человеку по документу…

Используя экономическую лексику из рассказов А. П. Чехова, можно предложить и такой приём в работе, как выявление отличий пар слов: торг – аукцион, аренда – заём, богач – финансист, лавка – магазин, проценты – доход и др.

Рассмотрим пример с парами «аренда – заём» и «проценты – доход»; студенты дали такое толкование терминам:

Аренда – взял землю – отдай с процентами.

Это когда берут что-нибудь на время и за деньги.

Договор.

Заём – долговое обязательство.

Когда берут деньги и через некоторое время возвращают.

Проценты – брать ссуду под проценты, маленькая сумма.

Дополнительная прибыль или убыток.

Когда деньги «растут» с каждым разом…

Доход – купил одну вещь дешево, а продал дороже.

Выгода от чего-либо.

Непостоянная прибыль при продаже товара.

Приложение 7.


«Что в имени тебе моем…» (словарная работа).
Словарная работа с терминами экономического характера.

По заданию преподавателя студенты в рабочих тетрадях записывают в столбик начало строки фамилию, имя и отчество писателя (А.П. Чехов). К каждой букве студенты придумывают экономические термины (или выписывают из своего мини-словаря экономических терминов, или выписывают из Словаря экономических терминов, или из произведений данного писателя). Затем им предлагается задание: дать объяснения этим терминам, составить предложение с выбранными словами. Как наиболее удачное выполнение задания, следует считать составление предложений по определённой схеме либо связанного рассказа по конкретной теме.


Ниже приводятся элементы выполнения данного задания:
А – агент, афиша

Н – налог, норма

Т – табель, таможня, тариф

О – оборот

Н – наниматель, норматив
П – пассив, паритет, патент, план

А – адресат, аукцион

В – ведомость, виза

Л – ломбард, льготы

О – организация

В – вексель, вклад

И – издержки, имидж, инструкция

Ч – член, чартер


Ч – чек, частное

Е – естественный хозяйственный год

Х – хронометраж, хранение

О – облигация, остаток

В – валюта
«В четверг я был в окружном суде, сошлась компания, начался разговор о том о сем, пятое – десятое, и, кажется, вот можно будет строить заем под векселя, чтобы заплатить проценты в банк».

(Гаев, из пьесы «Вишневый сад»).


Монополия – исключительное право, предоставляемое государству, предприятию, организации или физическому лицу на осуществление какой-либо деятельности.

(Из «Большого экономического словаря»)


Банк России имеет монопольное право на эмиссию денег, на их хождение на территорию страны.

(из высказывания студента)


Приложение 8.


Словарь экономических терминов по «Запасным книжкам» А.П. Чехова.
(в скобках указываются страницы ПСС и Писем в 30 томах А. П. Чехова, т. 17 – М.: Наука, 1980. – 528 с., а также – вторая цифра – указание на определение, данное в Большом экономическом словаре/ под ред. А. Н. Азриляна – М.: Фонд «Правовая культура», 1994. – 528 с.).
Агент (27, 9), акцизный (60, 17), аренда (11, 27), адвокат (98, 10),

банк (166, 36), бесплатно (133, 43), благотворительство (12, 48), бухгалтер (18, 53), биржа (78, 44), бюро (166, 56),

взятка (71, 88, - 70), визит (27, 10 – 71), винная лавка (31, 71), вымогательство (35, 82), вексель (18, 38 – 65),

департамент (116, 105), деньги (18, 19, 47, 78 – 105), доверенность (134, 116), документ (175, 120), долг (13, 16 – 121), доход(110, 154, 42 – 125), дарить (85, 97),

завод (60, 134), задаток (36 153 – 135), заказные (92, 138), закладная (145, 138), законоположение (141, 149), залог (166, 142), золотой (52, 60 – 148),

индустрия (160, 160), инспектор (60, 162), иск (11, 165),

канцелярия (50, 170), касса (19, 168), казна (22, 211), клиент (41, 179), квитанция (62, 166 – 176), комиссионеры (18, 36, 124, 166 – 182), комиссия (88, 182), компромисс (103, 230), кредит (151, 203), кредитные (26, 203), конторщик (99, 193), крупье (52, 210), купец (22, 211), купить (7, 211), купоны (83, 211),

лотерейный билет (43, 114 – 219),

магазин (151, 16 – 231), марка (32, 56 – 223), меркантильный (103, 186),

надельные (11, 238), найм (88, 35 – 239), неравенство (9, 250), неустойка (11, 251), нотариус (90, 255),

паспорт (131, 289), пари (133, 287), получать (11, 303), покупной (12, 302), покупатели (18, 302), пособие (11, 13, 57 – 306), подрядчик (68, 300), подписной лист (7, 299), потребности (8, 309), правление (29, 149 – 311), проценты (39, 326), прием (11, 317), проект (24, 322), приказ (170, 18 – 317), промышленная (18, 76 – 323),

рассрочить (11, 333), растратить (10, 51 – 333), расписка (19, 92 – 332), расход (109, 333) , ревизия (36, 338), ревизские души (11, 338), регалии (44, 338), ремесло (94, 344), рецензия (94, 347), рынок (12, 116 – 350),

сберегательная касса (65, 135 – 356), служить (8, 376), служащий (26, 66 – 376), служба (173, 376), содержать (93, 382), средства (92, 388), средний урожай (11, 388), скидка (26, 374), ссуда (51, 389), страхование (97, 397), счёт (59, 100 – 406),

таможенный (76, 415), торговля (18, 76 – 427), транспортирование (97, 429), труд (33, 431),

универсальный (16, 151 – 435), управа (153, 435), управляющий (103, 149 – 435),

фабрика (52 442), фонд (65, 449), фирма (14, 448),

хозяин (12, 100 – 458), хозяйство (142, 458),

цена (12, 469),

экономический рост (142, 476).
Итого 106 терминов.

Приложение 9.


Словарь экономических фразеологизмов русской литературы 2 половины XIX века.
Административный восторг – упоение своей властью (Ф.М. Достоевский. Бесы.)

Бросать на ветер – тратить, расходовать зря, безрассудно (А.П. Чехов. Припадок.)

Власть тьмы – засилье невежества, общественной отсталости (Л.Н. Толстой. Власть тьмы.)

Волга впадает в Каспийское море – о банальной истине (А.П. Чехов. Учитель словесности.)

Вот приедет барин - барин нас рассудит – намек на возможность улаживания вопросов вышестоящими органами (Н.А. Некрасов. Забытая деревня.)

Все смешалось в доме Облонских – о страшной неразберихе (Л.Н. Толстой. Анна Каренина.)

Грош цена в базарный день – имеет малую ценность или ничего не стоит. (А.П. Чехов. Свирель.)

Двадцать два несчастья – характеристика неудачника в деле (А.П. Чехов. Вишневый сад.)

Живой труп – о человеке, потерявшем всякий интерес к жизни, опустившемся, разорившемся (Л.Н. Толстой. Живой труп.)

Злачное место – место, где развлекаются, живут без труда и забот (А.П. Чехов. Беда.)

Как бы чего не вышло – намек на нерешительность, безынициативность человека (А.П. Чехов. Человек в футляре.)

Кататься как (будто, словно, точно) сыр в масле – жить в довольстве, в достатке (А.П. Чехов. Степь.)

Лишние люди – не находящие своим силам применения в окружающем их обществе (И.С.Тургенев. Дневник лишнего человека.)

Лошадиная фамилия – слово, адрес, которые не может вспомнить кто-либо, несмотря на долгое припоминание (А.П. Чехов. Лошадиная фамилия.)

Мещанское счастье – довольство жизнью, мелкие собственнические интересы (Н.Г. Помяловский. Мещанское счастье.)

На деревню дедушке – неизвестно куда и кому (А.П. Чехов. Ванька.)

Не под силу – совершенно невозможно, тяжело сделать что–либо (А.П. Чехов. Верочка.)

Нельзя объять необъятное – о невыполнимости слишком широких замыслов (афоризм Козьмы Пруткова.)

Ни гроша (ни алтына, ни копейки, ни копья, ни полушки, ни обола) за душой – совсем нет денег (А.П. Чехов. В Москве на Трубной площади.)

Обыкновенная история – об обычных, шаблонных житейских и психологических ситуациях (И.А. Гончаров. Обыкновенная история.)

Отцы и дети – старое и молодое поколение с разным отношением к жизни, к собственности, к делу (И.С. Тургенев. Отцы и дети.)

Палец о палец не ударить – совсем ничего не сделать для достижения какой–либо цели. (А.П. Чехов. Три сестры.)

По маленькой – немного, небольшую порцию (А.П. Чехов. Оратор.)

Смотри в корень – докапывайся до сути дела (афоризм Козьмы Пруткова.)

Суждены нам благие порывы – о неспособности осуществить добрые намерения (Н.А. Некрасов. Рыцарь на час.)

Ума палата, но палата № 6 – о человеке умном, но с причудами, с недостатками (А.П. Чехов. Палата № 6.)

Чего изволите – насмешливая характеристика подхалимов, бездельников (М.Е. Салтыков-Щедрин. В среде умеренности и аккуратности.)

Чего (чья-либо) левая нога хочет – о действиях и желаниях самодура-руководителя (А.Н. Островский. Грех да беда на кого не живет.)

Чем люди живы – что-либо насущное, актуальное (Л.Н. Толстой. Чем люди живы.)
Фразеологический словарь русского языка // Под ред. А. И. Молоткова. – 3 – е стереотип. изд. – М.: Русский язык, 1978. – 543 с.

Приложение 10.


Устойчивые словосочетания и выражения в «Записных книжках»

А.П. Чехова.


Арендная плата – 11.

Бросить свое дело – 84.

Взять в аренду – 11.

Волнение векселя – 18.

Голодная собака верует только в мясо – 44.

Давать деньги под проценты – 49.

Дать деньги под залог имения – 62.

Делиться – разориться, надо вместе жить – 34.

Держать камень за пазухой – 44.

Душевой надел – 13.

Если хочешь, чтобы у тебя было много времени, то ничего не делай. – 79.

Игра в рулетку – 49.

Идти на должность – 88.

Казенные деньги – 10.

Копейка рубль бережёт – 39.

Кормовые средства – 13.

Кредитные бумажки – 48.

Медленно запрягать, но быстро ездить – в характере этого народа, сказал Бисмарк – 83.

На добрые дела – 94.

Нанять под дачу – 100.

Не имея ни гроша – 29.

Платить за себя – 20.

Платить пари – 60.

Подделка векселя – 92.

Подписать под нее – 32.

Подписной лист – 13.

Получать поденно – 66.

Получать помесячно – 66.

Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас – 83.

Присудить неустойку – 11.

Прийти с визитом – 10.

Просить место – 10.

Разориться из-за денег – 13.

Разориться досконально – 13.

Ругаться из-за денег – 32.

Самолюбие и самомнение у нас европейские, а развитие и поступки азиатские – 87.

Сделать за полтинник – 84.

Сколько тебе за чай – 72.

С обратной распиской – 92.

Спешиловка – 10.

У бедных просить легче, чем у богатых – 55.

Удешевлённая цена – 12.

У русского человека единственная надежда – это выиграть двести тысяч – 87.

Частные пожертвования – 12.


(После каждого выражения указаны страницы из т. 17 ПСС и писем А. П. Чехова в 30 – ти томах – М.: Наука, 1980. – 528 с.).

Приложение 11.


Объяснение значения слов (по материалам рассказов А.П. Чехова).
Объясните значение следующих слов:
«Ванька»

Ученье, подмастерье, приказчик, подпасок, лавка, пуд, горничная, людская, сидельцы, купленный.

«В цирульне»

Цирульня, пятиалтынный, консистория, служить, намедни, экономка, одолжение, залог, артельщик, роскошь.

«Дочь Альбиона»

Предводитель, лакей, гувернантка, комиссия, турнуть, приказ, наука, дом, коляска, уезд, дворянство.

«Житейские невзгоды»

Выигрыш, ссуда, контора, взнос, собственность, займ, задаток, курс, процент, комиссионные.

«Злоумышленник»

Следователь, находка, сторож, крушение, уложение, токмо, умысел, ярмарка, недоимка, присяга.

«Ионыч»

Покупка, средства, ресторан, управляющий, обстановка, практика, обыватели, кредит, торг, земское место.



«Лошадиная фамилия»

Прописать, акцизный, приказчик, первый сорт, депеша, усадьба, четверть, продажа, посылать, кабинет.

«Месть»

Дюжинный, капиталец, буфетная, контора, должность, спихнуть, купец, галантерейная лавка, бумажка, публично.

«Неосторожность»

Украсть, напитки, благодетельница, деньги, расход, лавочник, копейка, фунт, подавать, съезжать.

«Орден»

Прогимназия, коллежский регистратор, фурор, расплачиваться, визит, трактир, процветание, представление, лацкан.

«Пересолил»

Землемер, межевание, суд, исправник, казенный, урядник, реприманд, целковый, сермяга, станция.

«Репетитор»

Условия, порезаться, контроль, надзирать, аршин, счёты, четверть, плата, взнос, щёлкать.

«Смерть чиновника»

Экзекутор, статский, вицмундир, проситель, апартаменты, фанфарон, вопрошать, персона, оконфузился, легкомысленно.

«Справка»

Присутствие, справка, копия, землевладелец, засвидетельствовать, тяжба, наследники, справляться, дело, пасть ниц.

«Студент»

Верста, содержать, вспаханная, деликатно, первосвященник, событие, богатый, огород, академия, дьячок.

«Толстый и тонкий»

Сюрприз, коллежский асессор, приватно, щеголь, уступка, департамент, ведомство, столоначальник, во фрунт, звезда.

«Тоска»

Почин, извозчик, нужда, козлы, двугривенный, цена, церемония, кулёк, выездить, эффект.

«Хамелеон»

Базар, надзиратель, конфискация, склад, купец, золотых дел мастер, насчёт дров, оштрафовать, протокол, закон.

«Хирургия»

Земство, приёмная, дьячок, благодетель, помещик, невдомёк, отбарабанить, ошеломление, насажать, восвояси.

«Хороший конец»

Обер-кондуктор, рекомендация, должность, банк, жалованье, общество, профессия, средства, наградные, заработок.

«Человек в футляре»

Конский завод, действительность, циркуляр, ограничение, прислуга, шинок, провинция, инспектор, фискал, грош.

«Чтение»

Ассигновка, отношение, правление, чиновник, статский советник, кабинет, бухгалтер, служба, рекомендация, фальшь.

«Экзамен на чин»

Приемщик, заказное, инспектор, смотритель, вольноопределяющиеся, публика, ведомство, приказ, правление, губерния.

Приложение 12.
Ответ у доски по собственному вопроснику на основе материала учебника «Биография А.П. Чехова».
Методика проведения.

Все студенты получают общее задание: представить материал статьи учебника «Антон Павлович Чехов» (стр. 352 – 391 – Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века: Вторая половина: 10 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: просвещение, 1999. – 410 с.) в виде вопросов и ответов. Внимание студентов обращается на качество задаваемых вопросов, т. е. чтобы вопросы отражали главное моменты в биографии писателя (в рамках данного факультативного курса акцент следует сделать на экономическую сторону жизни общества России того времени; на материальное положение семьи Чеховых, самого писателя, его действий по оказанию помощи другим людям). Накануне занятия двое студентов предупреждаются о том, что они пойдут отвечать по своим вопросникам.

Вот пример такого вопросника:


№ п/п

Вопросы

Ответы

1



Почему атмосфера жизни в семье Чеховых была пронизана раздражительностью и грубостью?

Отец Чехова терпел вечные неудачи в коммерческих делах, хотя стремился выбиться в люди во что бы то ни стало…

2

Почему Чехов-актёр умело представлял чиновников, дьячков, градоначальников в домашних сценах?

Его зоркие глаза подмечали всё смешное, невежественное, и на сцене он давал этому отпор

3

Почему в 1876 году жизнь Антона круто изменилась?

Отец разорился и бежал из Таганрога, где ему грозила долговая тюрьма. Антон остался один, учился в гимназии, сам зарабатывал себе на жизнь.

4






Во время ответа товарища у доски все слушают и карандашом отмечают в своих вопросниках, какие вопросы у них совпадают. Можно только приветствовать дополнение ответа теми вопросами, которые не прозвучали при ответе товарища.

Приложение 13.


О деловой речи героев произведений А.П. Чехова.
При чтении произведений Чехова студенты часто встречают случаи применения деловой речи отмеченной автором как речи своих героев. Очень часто звучат письма, имеются примеры протокола, дневника, договора, записи в жалобной книге, заявления, счёта и других.

Когда на занятиях проводится работа по оформлению деловых бумаг, можно использовать образцы из Чеховских рассказов для иллюстрации его, как не надо создавать документы, как исправить то или иное ошибочное построение деловой бумаги.


Вот пример некоторых случаев применения деловых бумаг:
В рассказе «Радость» герой читает своим родным заметку из газеты, где говорится о том, что в результате опьянения он попадает под лошадь…Его, Дмитрия Кулдарова, отвели в полицейский участок и освидетельствовали врачом. О случившемся составлен протокол…

« Из дневника помощника бухгалтера»: 1867 г. Июнь, 30. В Арабии, пишут холера. Быть может, в Россию придёт, и тогда откроется много вакансий. Быть может, старик бухгалтер Глодкин помрёт и я получу место бухгалтера…»

В рассказе «Репетитор» гимназист седьмого класса Егор Зиберов милостливо подаёт Пете руку… Согласно условию (договору), заключенному с отцом Пети, Зиберов должен заниматься с Петей по два часа ежедневно, за что и получает шесть рублей в месяц…

В «Жалобной книге» есть такая запись: «Приношу начальству мою жалобу на кондуктора Кучкина за его грубости в отношении моей жены. Жена моя вовсе не шумела, а напротив старалась, чтоб всё было тихо…»

В рассказе «Много бумаги» даны образцы обращения в заявлении: «Имею честь покорнейше заявить восем-го сего ноября замечена болезнь на двух мальчиках, которые ребята пришедши объяснили… Вследствие заявления… Честь имею довести до сведения… А теперь вам пишу и покорнейше прошу обращаться впредь с вашими бумагами…»

Подобные эпизоды можно встретить в рассказах «Страшная ночь», «Ванька», «Справка», «Письмо» и др.

Приложение 14.
Метод Ривина при изучении содержания рассказов А.П. Чехова.
Одним из приёмов лингвистического анализа произведений А. П. Чехова можно назвать следующий.

Преподаватель подбирает заранее определённый список рассказов писателя, небольших по объёму с тем, чтобы студенты смогли прочитать эти рассказы в течение небольшого количества времени. В то же самое время эти произведения должны показать оригинальный юмор, особенности писательского мастерства Чехова. Для учебной группы в количестве тридцати человек подбирается 16–17 рассказов. (Толстый и тонкий, Справка, Репетитор, Орден, В цирульне, Экзамен на чин, Житейские невзгоды, Хирургия, Чтение, Лошадиная фамилия, Пересолил, Месть, Неосторожность, Студент, Злоумышленник, Хороший конец, Темнота).

Каждая пара студентов получает «свой» рассказ, читает его в течение десяти минут. После прочтения первый номер в каждой паре пересказывает содержание прочитанного второму номеру, а затем участники меняются ролями. Затем оба совместно отвечают на предложенные предварительно вопросы:


  1. Назвать основной сюжет рассказа.

  2. Выделить главную идею произведения (поставленные проблемы и пути их решения).

  3. В процессе чтения выписать из текста рассказа слова, значение которых студентам кажутся неясными, требующие пояснения (при этом обратить внимание на термины экономического характера).

Студенты выписывают слова разного содержания; многие из слов, выписанных одной парой, для других могут показаться ничуть не сложными. Поэтому преподаватель при фронтальной работе с лексикой рассказов А.П. Чехова должен смело опираться на опыт студентов всей группы.

В качестве примера следует назвать такие слова, как «приватно», «цирульня», «департамент», «экзекутор», «апартаменты», «фурор», «земство», «кредит», «циркуляр», «фискал», «эффект», «конфискация», «турнуть», «восвояси», «задаток», «фальшь», «целковый», «публично», «галантерейная лавка» и др.

В процессе анализа рассказов писателя каждая пара студентов делает попытку выявить особенности юмора Чехова, находит приёмы, которыми автор достигает юмористической направленности повествования.

Приложение 15.


План семинара по творчеству А.П. Чехова.
Вопросы семинарского занятия.


  1. Жизненные идеалы героев Чеховских рассказов.

Крыжовник. Человек в футляре. Ионыч.

  1. Экономическая неустроенность жизни Чеховских героев. Недотепы.

Торжество победителя. Смерть чиновника. Лошадиная фамилия.

  1. Смешное и трагическое в рассказах Антоши Чехонте. Толстый и тонкий. Злоумышленник. Тоска.

  2. Чеховский подтекст пьес.

  3. В чём причины жизненного краха владельцев Вишнёвого сада?

  4. Взаимоотношения хозяев и слуг в комедии «Вишнёвый сад».

  5. Единство комического и трагического в образах «Вишнёвого сада».

Литература.


1. Ю.В. Лебедев. Русская литература XIX века: Вторая половина: 10 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1999. – с. 348–393.

2. М.Г. Качурин, Д.К. Мотольская. Русская литература: Учебник для девятого класса. – М.: Просвещение, 1986. – с. 296-340.

3. А.П. Чехов Пьесы. – М.: Дед. лит; 1974 – 288 с.

4. Э.А. Полоцкая. Пути Чеховских героев: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение. – 96 с.

5. Г.П. Бердников. Чехов. – М., 1978. – (Серия «Жизнь замечательных людей»).

Приложение 16.


Составление раздаточного материала. Кроссворды.

Составление кроссвордов на занятии (либо как задание для самостоятельной работы вне уроков) – это один из важнейших элементов словарной работы, внедрение правильных понятий экономического цикла в практику учёбы и деятельности студента.

Например, предлагается такое задание:

Открыть учебник «Русская литература» (Ю.В. Лебедев. Русская литература XIX века: Вторая половина: 10 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1999.) и выписать из него (о творчестве А.П. Чехова, стр. 348 – 391) экономические термины, выбрать главное, по мнению студента, слово, поместить его по вертикали, а затем подобрать к нему по горизонтали другие слова.. Как домашнее задание: не прочитать биографические сведения о писателе, а выписать слова, либо составить кроссвордную сетку с заполненными терминами, либо составить вопросы уже к готовой, данной заранее сетке кроссворда типа:







к

у

п

е

ц







р







б

у

м

а

ж

к

и







в




к

о

р

м

и

л

е

ц







т




к

о

м

м

е

р

ц

и

я




л







г

и

л

ь

д

и

я







с







м

у

ш

т

р

а







в







г

р

о

ш

и



Можно дать более сложный кроссворд с целью, кто отгадает больше, т. е. на процент выполнения (но так, чтобы не все успели отгадать за отведённое время).


Кто скорее отгадает главную цель всей жизни А.П. Чехова по отношению к другим людям? Это слово расположено по вертикали, а остальные слова – по горизонтали:


  1. Кредитное учреждение.

  2. Разряды купцов в зависимости от имущественного положения.

  3. Государственные денежные средства.

  4. То, что взято взаймы.

  5. Старинная медная монета в 2 копейки, позднее – полкопейки.

  6. Деятельность человека.

  7. Торговец.

  8. Производственная деятельность.

  9. Базар, рынок.

  10. Русская мера длины, 0,71 м.

  11. Суровая система воспитания.

  12. Владелец частного торгового предприятия.

  13. Достаток, благо.

  14. Низший церковный служитель.

  15. Обогащение.

  16. Общеобязательное правило.

  17. Тот, кто не считается ни с кем.

  18. Принудительные работы осуждённым.

  19. Здание для содержания лишённых свободы.

Или предложить кроссвордную сетку с заданием: выписать из текстов рассказов А.П. Чехова «Житейские невзгоды», «Месть», «Лошадиная фамилия», «Хороший конец», «Дочь Альбиона», «Студент», «Чтение», «В цирульне», «Неосторожность», «Пересолил» выдержки, в которых данные слова употребляются:

КОМИССИОННЫЕ

ЗАДАТОК



БУМАЖКА

ПРОПИСАТЬ



ТУРНУТЬ

ИСПРАВНИК

РЕКОМЕНДАЦИЯ

ПРОЦЕНТ

КОНДУКТОР

ДОЛЖНОСТЬ



СОБЫТИЕ

УКРАСТЬ

АРТЕЛЬЩИК

Приложение 17.

Чайнворды по рассказам А.П. Чехова.
Познавательно- занимательным элементом проведении занятий можно признать составление и работу в аудитории с чайнвордами. Разнообразие заданий осуществимо при проведении анализа произведений автора. В данном случае приводятся элементы заданий, которые можно применить при изучении творческого наследия А. П. Чехова.

Пример № 1.

Даётся готовая цепочка слов экономического содержания взятых из текстов рассказов, и студентам предлагается найти эти слова и объяснить их;

Найти слова экономического содержания и объяснить их с помощью текстов рассказов Чехова;

Составить предложения с указанными словами:

Банк, кредит, товар, расход, дело, откуп, приказчик, казна, арендатор, рынок, капитал.

Пример № 2.

Предлагается цепочка слов с указанием первого и последней буквы в каждом слове. Требуется назвать эти слова. Но в качестве справки преподаватель будет зачитывать из рассказов Чехова эпизоды, где встречаются данные термины, включая в чтение и слова, которые необходимо вписать в цепочку. Или, наоборот, студентам предлагается самим определить то слово, которое преподаватель при чтении берёт из контекста.

: К - - - - - - - - Т - - - Г - - - Я - - - - - -А - - - - Т - - - П - - - - - -Т - - - -Р - - - - -Д - - - -О - - - - - -П - - - - - - - - - - О

(Коммерсант, торг, гиря, ярмарка, агент, темп, патент, товар, расход, дело, откуп, производство.)

Пример № 3.

Следующее задание напоминает кроссворд – цепочку слов.

1 - - 2 - - - - 3 - - - 4 - - - - 5 - - 6 - - - 7 - - - - - - - 8 - - - 9 - - - - - - - 10 - - - 11 - - - - - -

Вопросы:


1.

Приложение 18.


«Зубастики» по рассказам А.П. Чехова.
Дидактическая игра «Зубастик» интересна для студентов в качестве разминки, разрядки, после трудных заданий, во внеклассной работе, как элемент соревновательности.

Игра необычна тем, что на верхней «челюсти» представлены вопросы, а на нижней, которую потом заполняют, - ответы. Ответов может быть больше, чем вопросов: с целью, чтобы можно было выбрать из нескольких вариантов один.

По рассказам Чехова на верхних «зубах» можно поместить названия рассказов, а на нижних – либо выдержки из рассказов, либо экономические термины, либо имена героев и т. д.

Вот, например:


«Студент» - «…и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла» - дьячок, гнёт, вдовьи огороды – Василиса, Лукерья.

«Учитель словесности» - «Манюся была такой же страстной лошадницей, как и её отец» - приказчик, найм, куры денег не клюют – Маша Шелестова, Никитин, Варя.

«Анна на шее» - «И мальчики, приходившие… в гости, обыкновенно в рваных сапогах и в поношенных, брюках, тоже должны были выслушивать наставления» - аренда, пристав, мировой банк – Модест Алексеич, Пётр Леонтьич.

«Дом с мезонином» - «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольёшь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой» - подписной лист, земство – Белокуров, Волчаниновы.

«Ионыч» - «…минут пять молчали и слушали «Лучинушку», которую пел хор, и эта песня передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни» - кредит, текущий счёт, торг – Иван Петрович, Вера Иосифовна, Котик.

«Человек в футляре» - «Он …даже очень в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате» - циркуляры, фискал – Иван Иваныч, Беликов.

«Крыжовник» - «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!» - казённая палата, деньжонки, барышник – Алёхин, Буркин.

«О любви» - «К счастью или к несчастью, в нашей жизни не бывает ничего, что не кончалось бы рано или поздно» - долг, наёмный батрак, убытки – Пелагея, Лугановичи.

«Случай из практики» - «…она смотрела на него, как вчера, грустно и умно, улыбалась, говорила, и всё с таким выражением, как будто хотела сказать ему что-то особенное…» - фабрикант, гувернантка, товарные склады – Ляликовы, Королёв.

«Дама с собачкой» - «И он думал о том, что вот в его жизни было ещё одно похождение или приключение, и оно тоже уже кончилось, и осталось теперь воспоминание…» - служит в банке, швейцар, адвокат – Дмитрий Гуров, Анна Сергеевна.

Приложение 19.
Экономическое домино по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».
Самостоятельный самодельный дидактический материал для проведения нетрадиционных уроков очень важен для углублённого изучения материала. Так, при изучении пьесы А. П Чехова «Вишнёвый сад» студенты сами составляют карточки для домино, или им предлагается уже готовый комплект домино. Составляется 13-15 «костей» - доминушек с двумя дуплями. Поле домино содержит вопрос и информацию текстом, либо фамилию, имя героя пьесы (или иную информацию).

На карточках располагается информация по экономическим понятиям, которые встречаются в пьесе, а также некоторые другие сведения.

На обратной стороне карточек, если всё правильно будут расставлено, должна получиться в цепочке карточек какая- либо интересная фраза. Размер карточек должен быть примерно 4 на 7 см.
Вот пример такого домино:
Карточка № 1.

Начало


Чьи это слова: «Вот наняли музыкантов, а чем платить?»

Карточка № 2:

Варя

90 тысяч рублей.



Карточка № 3:

Сколько сверх долга надавал Лопахин на аукционе за Вишневый сад

Аня

Карточка № 4:



Кто говорит Раневской: «Мы посадим новый сад, роскошнее этого.., и радость… опустится на твою душу».

Я свободный человек. И все, что так высоко и дорого цените вы все, богатые и нищие, не имеет надо мной ни малейшей власти.

Карточка № 5:

Почему Петя Трофимов может отказаться от 2000 тысяч рублей?

… Буду жить на те деньги, которые прислала твоя Ярославская бабушка на покупку имения.

Карточка № 6:

Слова Любови Андреевны Раневской

Слова Любови Андреевны Раневской

Карточка № 7:

Видит бог, я люблю родину, люблю нежно…

Фирс

Карточка № 8



Кто в пьесе говорит слово «недотепы»?

Какую судьбу предсказывает Лопахин имению Раневской?

Карточка № 9:

Вишнёвый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи.

Твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение 100 лет…

Карточка № 10:

Эти слова Гаева обращены к шкафу:

Лопахин о себе:

Карточка № 11:

… а я вот в белой жилетке…только что вот богатый…

«Здравствуй, новая жизнь!»

Карточка № 12:

Говорит Петя Трофимов. И т. д.

На обороте карточек может быть написана любая фраза любого героя из данной пьесы. И если правильно составлено данное домино, то можно, например, прочитать фразу «Вся Россия – наш сад».

Приложение 20.
Лото по теме «Биография А.П. Чехова».
Такая форма работы, как дидактическое лото, очень привлекательна для повторения темы, для проведения различных конкурсов.

В предлагаемом лото особое внимание уделяется экономической, материальной стороне жизни и творчества А.П. Чехова. На игровом поле указываются ответы на вопросы, которые помещаются на карточках. Все поля – ячейки на игровом поле и сами карточки пронумеровываются. Работу можно проводить различными способами. Например:

1. Ведущий читает вопросы, а студенты называют номер своей ячейки на игровом поле, дают ответ. Если студент не знает ответа или пропускает по невнимательности, то карточка с вопросом откладывается в сторону.

2. Студенты задают вопросы друг другу: играют вдвоём (или две команды) – берут из общей массы карточек – кто скорее закроет свои игровые поля, при этом игрок должен назвать и объяснить те или иные факты, дать дополнительную информацию, раскрыть значение экономического термина и т. д.


Материалы к лото по теме «Биография А.П. Чехова».
Главная особенность творчества Чехова.

- Призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека.

Кто говорил Чехову: «Вы, кажется, первый свободный и ничему не поклоняющийся человек…»

- М. Горький.

К какому сословию принадлежали родители Чехова?

- Небогатое купечество.

За какую сумму выкупил дед Чехова, Егор Михайлович, всю семью из крепостного состояния?

- Три с половиной тысячи рублей.

На каком иностранном языке свободно «болтали» в семье Чеховых?

- На французском.

Что такое «Чай, сахар, кофе, мыло, колбаса и другие колониальные товары»?

- Вывеска торгового заведения отца.

За что получил свой первый гонорар Антон?

- Переоделся нищим и получил милостыню в три копейки.

Кем признал себя отец Чехова, Павел Егорович, в 1876 году?

- Несостоятельным должником.

Чем добывал средства на жизнь Чехов, оставшись в Таганроге один?

- Репетиторством и продажей вещей.

В 1879 году Чехов окончил гимназию. Как он её характеризовал?

- Исправительный батальон.

Где стал учиться Чехов, приехав из Таганрога в Москву?

- На медицинском факультете Московского университета.

В каком году в журнале «Стрекоза» появляются первые юмористические рассказы Чехова?

- 1880 году.

Как назвал Чехов историю деловой поездки купца Кузьмичёва и отца Христофора?

- Степь.

Куда отправился из Москвы Чехов в апреле 1890 года?

- На Сахалин.

Как называется усадьба Чехова под Москвой?

- Мелихово.

Где по настоянию врачей поселился Чехов с 1988 года?

- В Ялте.

Кто в 1898 году поставил Чеховскую пьесу «Чайка»?

- К. С. Станиславский В. И. Немирович-Данченко.



Чем памятен нам курортный немецкий городок Баденвейлер?

- Здесь скончался Антон Павлович Чехов.

  • Кредитное учреждение. Разряды купцов в зависимости от имущественного положения. Государственные денежные средства.
  • Производственная деятельность. Базар, рынок. Русская мера длины, 0,71 м. Суровая система воспитания.
  • Общеобязательное правило. Тот, кто не считается ни с кем. Принудительные работы осуждённым.