Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Выдающиеся деятели кыргызского народа периода становления кыргызской советской государственности в историографии суверенного Кыргызстана




Скачать 150.09 Kb.
Дата21.06.2017
Размер150.09 Kb.




Дж.А.Утрекеева

Выдающиеся деятели кыргызского народа периода

становления кыргызской советской государственности в

историографии суверенного Кыргызстана
В ряду работ о выдающихся деятелях истории кыргызского народа назовем книгу «У истоков кыргызской национальной государственности»1. Авторский коллектив в составе Т. Абдыкадырова, С. Аттокурова, В.Воропаевой, С. Даниярова, А. Джуманалиева, Д. Джунушалиева, Т. Койчуева, З. Курманова, Н. Лопарева, В. Мокрынина, В. Плоских, Т. Усубалиева посвятил свои исследования тем, кто стоял у истоков кыргызской государственности. В их числе каган Барс-бег, Абдыкерим Сыдыков, Иманалы Айдарбеков, Абдыкадыр Орозбеков, Юсуп Абдрахманов, Баялы Исакеев, Максим Аммосов, Исхак Раззаков, Торобай Кулатов. Всех их объединяла одна цель – создать независимое государство, одно стремление – сделать свой народ счастливым. Книгу открывает большое введение, представляющее собой краткий очерк становления кыргызской государственности. Далее помещены политические биографии общественных и государственных деятелей, в которых рассмотрена их роль и значение в становлении государства кыргызского народа.

Одним из первых исследований о выдающихся государственных деятелях 20-30-х годов ХХ в. в Кыргызстане стала книга «Абдрахманов Ю. 1916. Дневники. Письма к Сталину», опубликованная в 1991 году2.

В 1991 году вышла в свет книга З. Мамбетсеитовой «Первые ласточки». Кто они? Это люди, которые стояли у истоков строительства социализма в Киргизии – партийные и советские работники, военачальники, ученые, деятели искусства. Каждый из них внес свой вклад в историю республики. Героями книги стали Эркинбек Эсеналиев, первый генерал милиции Эргеш Алиев, Карыпбай Курманов, Мамбет Суюмбаев, Уркуя Салиева, Аписа Омурова, Иманалы Айдарбеков, П.Ф. Шубин, Акмат Аманбаев, Ашыралы Боталиев и другие. Автор книги многие годы пропработала в Госархиве республики, собрала много интересных данных и опираясь на архивные документ, привела много фактов, которые до тех пор не были известны широкому кругу читателей.

В истории кыргызской государственности важное место принадлежит деятельности крупного государственного деятеля 20-30-х годов ХХ века Абдыкериму Сыдыкову. Подвергшийся сталинским репрессиям, этот политический и государственный деятель был предан историческому забвению, его деятельность считалась националистической и буржуазной, официальная историко-партийная наука изображала его самым одиозным м зловещим «врагом народа». И лишь с получением независимости в исторической науке Кыргызстана были сделаны шаги по восстановлению исторической справедливости по отношению к этому человеку. В период с 1991 по 2005 годы в свет вышло несколько работ, освещающих жизнь и деятельность Абдыкерима Сыдыкова.



Одной из ярких, наиболее удачных книг, можно назвать исследование З.К. Курманова «Политическая борьба в Кыргызстане: 20-е годы». Объектом исторического исследования является личность А. Сыдыкова, его помыслы и чаяния, его борьба за национальное равенство и суверенитет кыргызского народа, за построение гуманного справедливого общества. Реализуя цивилизационный подход, автор создает яркое, неординарное произведение. Выступая против «заформализованной и обюрократившейся истории», автор определяет противоядие против ее влияния: «научная аргументация, анализ источников, литературное изложение»3. Идея сочетания исторической достоверности и художественной формы изложения ему хорошо удается – полемическая острота, почти детективный азарт повествования делает увлекательным процесс чтения книги. Методом интерпретации исторических фактов становится принцип «обратного историзма». Его суть заключается в апелляции к культурным истокам – ценностям, смыслам, нравственным идеалам кыргызской культуры, которые квалифицируются как смысловое поле событийного хода истории. Важно, что автор отказывается от абсолютизации какого-либо одного типа ценностных мотиваций – родоплеменного, религиозного, советско-идеологического, настаивая на том, что: «Невозможно одномерно судить о переломном обществе, где в единый клубок переплелись формационные, клановые, региональные, родоплеменные, идейные, классовые, личностные и прочие противоречия»4. Принцип «обратного историзма» дополняется принципом этнокультурной, цивилизационной интерпретации истории. Автор не просто повествует о драматических событиях, раскрывая их культурологический смысл, параллельно он проводит сюжетную линию критики и развенчания прежних интерпретаций истории, «апологистических схем, выполненных в строгом соответствии со сталинской концепцией «обострения классовой борьбы»5. Исследуя деятельность «отца-основателя кыргызской государственности» Абдыкерима Сыдыкова, З.Курманов исследует также историю формирования государственности Кыргызстана – Кара-Кыргызской Горной области, Кыргызской национальной автономии в 20-е годы ХХ века. Как пишет автор в предисловии, «Основная цель исследования состоит в том, чтобы охарактеризовать историческую эпоху, в которой формировался А. Сыдыков как личность, политик и ученый, рассказать о его основных жизненных вехах, дать политический портрет его окружения и его оппонентов, показать, какими принципами и идеями он руководствовался в своей политической деятельности, объяснить, какие мотивы лежали в основе его противостояния оппонентам и официальным властям, чего он добивался своей борьбой, какие идеи выдвигали и реализовывали его оппоненты»6. В связи с данной целью объектом исследования в этой книге также стала политическая борьба, проходившая в этот период в стране по вопросу организации кыргызской государственности, природа групповой борьбы, политика партии на национальных окраинах, деятельность существовавшей в 20-е годы оппозиции. Обращаясь к истории политической борьбы в Кыргызстане первых лет Советской власти, автор формулирует суперцель своего исследования как необходимость изучения феномена альтернативного движения в политике. Альтернативность трактуется З. Курмановым как социальное явление, связанное с попытками человека максимально выразить свои индивидуальные свойства в обществе. По мысли исследователя, альтернативное движение может нести определенный инонациональный, креактивный заряд, следовательно, должно использоваться как дополнительный резерв для реализации намеченных задач, в чем заключается одна из характеристик гражданского общества. В рамках такого общества должна быть выработана приемлемая технология разрешения оппозиционного конфликта власти и ее альтернативы мирным, компромиссным путем. Следует отметить также, что в этой книге впервые охарактеризована деятельность таких известных в 20-е годы ХХ века политических деятелей, как Рахманкул Худайкулов и Дуйшеналы Бабаханов, активно влиявших на развитие политических процессов того времени; рассмотрено выступление «тридцатки», дело «Ур-Токмок 1927 года». В результате проведенного в книге исследования многих прямых и косвенных источников исследователь приходит к выводу о том, что «отцом-основателем кыргызского государства следует считать Абдыкерима Сыдыкова, чьими стараниями еще в 1922 году был намечен нынешний контур Кыргызской Республики»7.

В 2002 году З.Курманов в соавторстве с Э.Садыковым выпустил книгу «Абдыкерим Сыдыков: Личность и история»8, представляющую собой более полное и значительно доработанное исследование о деятельности «отца-основателя кыргызского государства».

Среди книг об А.Сыдыкове обращает на себя внимание книга «Абдыкерим Сыдыков – национальный лидер»9. Книга представляет собой сборник очерков и статей кыргызских историков. В ней, в частности, помещены статьи З.Курманова, С. Бегалиева, Ч.Ногойбаева «Возвращение национального лидера», В.И.Плоских «Манас не признал себя виновным», З.Ф. Сорокина «Зловещая карусель» и др. В книге также опубликованы статьи и выступления самого А.Сыдыкова, написанные и произнесенные им в 20-30-е годы. Материалы издания дают четкое представление о личности и деятельности А. Сыдыкова.

Материалы об А.Сыдыкове содержатся также в книге «А.Сыдыков, Ю. Абдрахманов» (Б.: Шам, 2003. – 223 с.)10. Наряду с биографическими данными в книге имеется обширная библиография.

К плеяде государственных деятелей, заложивших основы современной кыргызской государственности, относится Баялы Исакеев. Находясь на должности секретаря волостного исполкома и народного суда, второго секретаря обкома партии, председателя Совнаркома Киргизской ССР в 30-е годы, Баялы Исакеев проявил принципиальность и деловитость, многое сделал в решении вопросов развития промышленности, в проведении земельно-водной реформы. В годы сталинских репрессий он стал одной из жертв. Светлая память о нем восстановлена в книге Т. Абдыкадырова и С. Джуманалиева11.

Дань памяти видному партийному и государственному деятелю 20-30-х годов ХХ века Торокулу Айтматову отдана в книге «Торекул Айтмат уулу»12. В книге, наряду с архивными материалами, документами, воспоминаниями на кыргызском языке помещены также тексты на русском языке: доклады, речи Т. Айтматова, письма и документы, в также важнейшие даты жизни и деятельности Т. Айтматова.

Деятельность Т. Айтматова и А.Орозбекова раскрыта в книге «Т. Айтматов, А.Орозбеков» (Б.: Шам, 2003. – 224 с.)13. В ней содержатся документы, сведения о жизни и деятельности этих выдающихся сынов кыргызского народа.

Одним из выдающихся государственных деятелей Кыргызстана по праву является Исхак Раззаков. Партийный и государственный деятель Кыргызстана советского периода, Исхак Раззаков занимал высокие посты на хозяйственной и партийной работе в Узбекистане: работал председателем Госплана, зам. председателя Совнаркома, наркомом просвещения, секретарем Узбекского ЦК КП(б) по пропаганде и агитации. В 1945 году его направили в Киргизию Председателем Совета Министров Киргизской ССР, а через некоторое время избрали первым секретарем ЦК Компартии Киргизии. Находясь на столь высоких постах, Исхак Раззаков многое сделал для своего народа своей республики. Он был инициатором и активным участником создания Академии наук республики, открытия Киргизского государственного университета, политехнического, Киргизского женского, Ошского, Пржевальского педагогических институтов, Института физической культуры, многих средних специальных учебных заведений, отраслевых научных учреждений, изданий ряда журналов и газет. Большое внимание он уделял укреплению дружественных связей между Киргизией и Россией и другими народами. Ему принадлежала идея создания и развития рабочего класса Киргизии из числа коренной национальности.

40-50-е годы ХХ в. – сложное время для истории нашей страны. Они отмечены различными событиями. Это послевоенное возрождение страны и исторический ХХ съезд КПСС, осудивший культ личности Сталина и открывший путь к демократии, и компания по разрушению личного хозяйства колхозников, и приписки, хищения социалистической собственности. Наряду со многими достижениями в стране пришлось пережить и немало просчетов, ошибок. Как невозможно однозначно оценить историю, так невозможно однозначно оценить и известных деятелей того времени. Фигура Исхака Раззаковича Раззакова привлекает внимание личными качествами – принципиальностью, честностью, огромной работоспособностью, самоотдачей, скромностью и эрудицией, умением мыслить масштабно, по - государственному. «Личность Раззакова требует неординарных подходов к научному осмыслению, ибо это был национальный лидер, сумевший в кратчайшие исторические сроки осуществить рывок в экономическом и культурном развитии республики», – пишет в статье о нем исследователь Ч. У. Койчуманова14. Неудивительно, что личность этого политического и государственного деятеля привлекла внимание многих исследователей. В 90-2000-е годы в республике выходит в свет несколько книг об И. Раззакове. Одной из первых книг стала книга С. и А. Табышалиевых «Исхак Раззаков: штрихи к портрету» (Б.: Кыргызстан, 1995. – 32с.). Небольшая по объему книга стала первой ласточкой в ряду исследований значимости этого человека в истории кыргызского народа.

В 1996 году опубликованы воспоминания об И. Раззакове «Великая личность»15.

В 2000 году в Бишкеке состоялась научная конференция, посвященная 90-летию со дня рождения И.Раззакова, материалы которой были опубликованы отдельной книгой16. В том же году издан сборник документов и материалов «Исхак Раззаков: Жизнь, отданная народу»17. В 2003 году вновь выходит книга «Исхак Раззаков» (Б.: Шам, 2003. – 224 с.)18.

Материалы книг рисуют подлинный портрет этого выдающегося деятеля советской эпохи, говорят о том, что Исхак Раззаков остался в исторической памяти народа как истинный сын своего Отечества. «Он был человеком, сочетающим в своей деятельности одновременно принципы тоталитарной системы и робкие попытки демократических преобразований «периода оттепели». К тому же он был государственным деятелем большого масштаба, не ограниченным рамками региональной, трайбалистской психологии, в отличие от многих руководителей в истории нашего народа»19. Привлечение новых архивных, эпистолярных материалов и документов, реальная оценка сложных социально-политических процессов и тенденций развития нашего общества в 1940-1960-х годах способствуют новому взгляду на судьбу, политическое наследие и место Исхака Раззакова в нашей истории.

В годы советского строительства в республике наблюдалось чрезмерное восхваление достижений в области культуры советского периода, фактически отрицалось наличие богатого культурного наследия в дореволюционном прошлом кыргызского народа, многие известные акыны, сказители, мыслители прошлого объявлялись реакционными, их творчество оставалось под запретом ввиду инакомыслия. Такому запрету, например, было подвергнуто творчество акынов - заманистов Арстаналы, Калыгула, Молдо Кылыча.

В годы независимости продолжилось начатое в годы перестройки изучение творчества этих акынов, вышли в свет ряд книг и статей об их жизни и деятельности.

Как известно, в годы сталинских репрессий пострадало много невинно обвиненных деятелей науки, культуры Кыргызстана. Это, например, Касым Тыныстанов, Ташим Байджиев и др. Долгие годы эти имена оставались под запретом и не были известны широким слоям населения, на них лежало клеймо врагов народа.

В период 1991–2005 годов в свет вышло большое количество книг, в которых было проведено исследование жизни и деятельности этих талантливых личностей кыргызского народа. В ряду книг такого рода назовем исследование С.В.Плоских «Репрессированная культура Кыргызстана: малоизученные страницы истории» (Б., 2002)20, книгу А. Эркебаева «Малоизученные страницы истории кыргызской литературы» (Б., 1999)21.

В 2000-е годы вышли в свет книга Ч.Джаныбекова, посвященная жизни и творчеству Касыма Тыныстанова22 и книга, принадлежащая перу его внука Далила Тыныстанова23. Обе книги раскрывают жизненный и творческий путь Касыма Тыныстанова, высоко оценивают его научный и писательский труд. Книга Далила Тыныстанова интересна еще и тем, что в ней автор документально повествует о репрессиях сталинской эпохи 30-х годов в Кыргызстане, рисует портрет той жестокой эпохи, пытаясь понять и объяснить причины, вызвавшие эти репрессии. Так, автор пишет в предисловии: « о мрачных временах разгула беззакония и произвола написано немало. И все же каждое очередное обращение к той противоречивой поре нашей истории открывает неизвестные доселе факты, события, забытые имена. Но всякий раз при обращении к прошлому трудно отрешиться от мучительного вопроса: а имелись ли реальные возможности для противостояния тому страшному злу? Борьбе, закончившейся для большинства ее приверженцев трагически»24.

Значительно восполняет исторические страницы того времени также книга «К.Тыныстанов, Е. Поливанов» (Б., 2003. – 223 с.)25. В ней на основе документальных источников раскрывается деятельность двух выдающихся ученых, стоявших у истоков кыргызской филологии, положивших начало изучению и развитию кыргызского языка.

В ряду книг, возвращающих забытые имена кыргызской культуры, назовем также книгу видного кыргызского писателя Мара Байджиева о своем отце Ташиме Байджиеве26. Книга имеет своеобразную структуру. Она состоит из трех частей. В первой части представлены произведения Мара Байджиева: слово об отце, воспоминания о друге отца Зияше Бектенове, а также биографические рассказы, незримым героем которых является отец. Во второй части представлены материалы из художественного и научного наследия Байджиева Ташима. Третий раздел – статьи о Ташиме Байджиеве других авторов. Как пишет в предисловии к книге Г. Хлыпенко, «оригинальная композиция книги, фокусирующая в одном центре разнородные источники художественной энергии, позволяет создать многомерный образ главного героя – Ташима Байджиева, по праву вошедшего в когорту замечательных людей Кыргызстана»27.

Как видим, историки Кыргызстана пытаются решить проблему «белых пятен» в отношении исследования исторических личностей, их деятельности, роли и месте в истории кыргызского народа. За последние годы была проделана значительная работа по сбору и публикации материалов о жизни и деятельности отдельных известных предводителей кыргызских племен дореволюционного времени, государственных и общественных деятелей периода Советской власти. По замечанию профессора Т.Н. Омурбекова, «в некоторых статьях и книгах допускается однобокое, тенденциозное описание отдельных событий без глубокого анализа источников, наблюдается открытое восхваление отдельных вождей и племен, иногда даже унижения «не своих правителей». А в работах отдельных, хорошо известных в республике ученых, встречаются неточные данные, не совсем верные суждения, взятые из литературных повествований, что недопустимо для серьезных в целом научно обоснованных работ, тем более обобщающих трудов. Так, по утверждению авторов учебника Отечественной истории основатель самостоятельного ханства кыргызов во второй четверти Х1Х в. Ормон-хан был прямым потомком Атаке-бия, тогда как он в действительности был потомком Эсенкул Батыра, современника вышеупомянутого бия28. … А главным врагом Курманбек батыра… якобы являлся его родной жадный отец Тейит-хан, а не Долон-хан – правитель ойрат-калмаков, довольно часто нападавших на соседние народы в ХУ1 – ХУШ веках29. Подобные изъяны и упущения характерны и для других работ, особенно написанных авторами, не имеющими профессионального исторического образования»30.

Далее автор выражает свое мнение о том, что при изучении и исследовании проблем роли и места исторических личностей народов Центральной Азии, в том числе и Кыргызстана, необходимо обеспечивать строгую научность исторических работ и предотвращение грубого извращения исторических фактов. Совершенно прав профессор Т.Н. Омурбеков, считающий, что «основным принципом исследования данной проблемы должна быть объективность оценки деятельности личностей, конкретность, аргументированность освещения исторических явлений, событий, исторических ситуаций в конкретно взятом регионе, даже в области и районе. Такой подход способствует более полному раскрытию специфических особенностей эпох, предпосылок тех или иных судьбоносных событий, перемен, условий формирования признанных лидеров. Большое значение имеет выявление их основных, главных заслуг перед своим народом. При этом необходимо показать на конкретных фактах заботу мудрых предводителей по обеспечению и улучшению благосостояния народа, совпадение их интересов и чаяний, авторитет и уважение среди населения, а также вклад в этническую консолидацию кыргызских родов и племен».

Важными факторами в исследовании проблем роли исторических личностей Т.Н. Омурбеков считает учет общественно-политических взглядов личностей, их основных достоинств как политических деятелей своего времени, своей эпохи, исследование и учет социально-экономического, общественно-политического и культурного развития страны, природно-климатических условий края и т.д.

На наш взгляд, все эти замечания справедливы в отношении исторических работ республики по персонификации истории. Следует расширять и дальше продолжать такие исследования, так как еще значительный пласт источников не изучен, многие имена ждут своих исследователей. Глубокого и заинтересованного изучения заслуживает роль, жизнь, творчество Калыгула бай уулу, деятельность своеобразных личностей, окруженных аурой легендарности, Кадыра-аке, Сарта-аке, Садыра-аке, Тилекмата-аке и других.

Данная проблема в историографии Кыргызстана продолжает оставаться актуальной, так как еще совершенно не разработана методология исследования общественно-политических и личностных портретов исторических личностей и политических деятелей.


ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. У истоков кыргызской национальной государственности. – Б.: Илим, 1996. – 384 с.

  2. Абдрахманов Ю. 1916. Дневники. Письма к Сталину / Сост. и авт. вступ. ст. Дж. Джунушалиев, И.Е. Семенов. – Ф.: Кыргызстан, 1991. – 320 с.

  3. Курманов З.К. Политическая борьба в Кыргызстане: 20-е годы. - Б., 1997. – С.9.

  4. Там же. – С.170.

  5. Там же. – С.7.

  6. Там же. – С.10.

  7. Там же. – С.156.

  8. Курманов З., Садыков Э. Абдыкерим Сыдыков: Личность и история. – Б.: Шам, 2002. – 228 с.

  9. Абдыкерим Сыдыков – национальный лидер / З. Курманов, В.М. Плоских, С. Бегалиев и др. – Б.: Кыргызстан, 1992.-184 с.

  10. А. Сыдыков, Ю. Абдрахманов. – Б.; Шам, 2003. – 223 с.

  11. Абдыкадыров Т.А., Джуманалиев С.Р. Баялы Исакеев. Судьба и время. – Б, 1998. – 50 с.

  12. Т. Айтматов, А. Орозбеков. – Б.: Шам, 2003. – 224 с.

  13. Койчуманов Ч.У. Роль личности в государственном строительстве: сер. 40-50 – е годы XX века // Кыргызстан: история и современность. – Б., 2006. – С. 102.

  14. Великая личность: Воспоминания об И. Раззакове. – Б.: Учкун, 1996. – 295 с.

  15. Исхак Раззаков. Жизнь, отданная служению народу: материалы науч. конф., посвящ. 90-летию И.Р. Раззакова (Бишкек, 24 окт. 2000 г.). – Б.: Илим, 2000. – 80 с.

  16. Исхак Раззаков: Жизнь, отданная народу: Сб. докум. и материалов. – Б.: Шам, 2000. – 300 с.

  17. Исхак Раззаков. – Б.: Шам, 2003. – 224 с.

  18. Гапаров Т.А. К вопросу об исследовании жизни и деятельности Исхака Раззакова // Хасановские чтения: тез. докл. и сообщ. науч. конф., посвящ. 60-летию образования КГУ. – Б., 1993. – Вып. 2. – С. 38-39.

  19. Плоских С.В. Репрессированная культура Кыргызстана: малоизученные страницы истории. – Б.: Б.и., 2002. – 22 [4] с.

  20. Эркебаев А. Малоизученные страницы истории кыргызской литературы. – Б. 1999.

  21. Джаныбеков Ч. Касым Тыныстанов: жизнь и творчество. – Б.: Б.и., 2003. – 290 с.

  22. Тыныстанов Д. Касым, Боталы, Далил – Тыныстанов. – Б.: ОсОО «Дакс», 2005. – 164 с.

  23. Там же. – С. 7.

  24. К. Тыныстанов, Е. Поливанов. – Б., 2003. – 223 с.

  25. Байджиев М. Ташим Байджиев. – Б., 2004. – 304 с.

  26. Там же. – С.10.

  27. Мокрынин В.П., Плоских В.М. История Кыргызстана. – Б., 1995. – 247.

  28. Там же. – С. 165.

  29. Омурбеков Т.Н. Новые подходы к изучению роли и места исторических личностей народов Центральной Азии // Труды факультета Истории и регионоведения / КНУ. – 2002. – Вып.10. - С.116-123.

  30. Там же. – С. 118.



1


2Утрекеева Дж. А.– канд.ист.наук, зав кафедрой «Общественные науки» Института горного дела и горных технологий им. У.А. Асаналиева


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


17


18


19


20


21


22


23


24


25


26


27


28


29


30