Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Вглядываясь через призму каббалы в события многовековой давности, произошедшие у подножия горы Синай, вдруг понимаешь, насколько мы не знаем и не понимаем произошедшего тогда




Скачать 360.06 Kb.
страница1/6
Дата04.03.2017
Размер360.06 Kb.
  1   2   3   4   5   6

Вершина


Эссе

Вглядываясь через призму каббалы в события многовековой давности, произошедшие у подножия горы Синай, вдруг понимаешь, насколько мы не знаем и не понимаем произошедшего тогда. Следующая мысль более печальна: а ведь мы не понимаем, что в действительности происходит с нами даже сегодня!

Историческое описание тех дней выглядит очень драматично: 600 000 мужчин двадцати лет от роду и старше окружают сплошным кольцом одну из гор в Синайской пустыне. Затем каждый в отдельности громогласно объявляет о своем согласии исполнить некую работу, произнеся хорошо известное сегодня изречение: «Совершим и услышим». И тогда произошло нечто, известное под названием «Дарование Торы». Случилось это через семь недель, а точнее, на пятидесятый день после выхода народа Израиля из Египта. С тех пор это событие ежегодно отмечается в праздник «Шавуот».

Для того чтобы все-таки вынести из этой истории что-то для себя, нам необходимо запастись некоторыми каббалистическими сведениями. Сначала о числе 600 000. Оно не случайно. Именно на это количество осколков, или частей, разделилось – или разбилось – первое Творение (или иначе – Адам Ришон). Это дробление происходит и по сегодняшний день, и потому так много нас – людей.

Тогда на Синае впервые была преодолена нелюбовь, а точнее, естественная ненависть между разделенными частями. Неслучайно, кстати говоря, и название – Синай. В переводе с иврита слово «синá» – ненависть.

Однако самое интересное, а возможно, и самое главное – в том, что те давние события можно трактовать не только относительно народа, но также и относительно каждого человека в отдельности. Наши собственные желания, стремления, мысли напоминают груду цветных стекляшек разбитого мозаичного панно, поскольку точно так же, как отдельные люди, не спаяны единой силой.

Эта сила – наше едва ощущаемое стремление к непонятным, неясным духовным ценностям. Такое стремление существует у каждого человека, и этим – только этим – мы отличаемся от других созданий. Развить, а по сути создать в себе из маленького стремления настоящее большое желание и есть цель науки каббала.

Жизнь человека, занимающегося каббалой – этой древней методикой духовного развития, – очень напоминает известную песню В. Высоцкого «Вершина». И это неудивительно, – ведь речь идет о том, что не встречается в повседневной обыденности, – точно так же, как не каждый день человек покоряет горную вершину.



Здесь вам не равнина, здесь климат иной –

Идут лавины одна за одной,

И здесь за камнепадом ревет камнепад.

И можно свернуть, обрыв обогнуть,

Но мы выбираем трудный путь,

Опасный, как военная тропа!

Не понять со стороны, что происходит с каббалистом, поскольку те волны внутренних переживаний, которые он испытывает, передать нельзя, да в общем-то, и невозможно; а ведь происходит совершенно удивительная вещь – взращивание желания к духовному. Каждый из нас имеет такое желание. Только у некоторых оно уже проснулось и страстно рвется наружу вопросом «Для чего я живу?», а у других пока лишь робко напоминает о себе невнятной тоской.

То общее ощущение, восприятие, которое включает всех нас, называется «материальный мир». Об этом мире мы знаем много, даже очень много. Но главного нам понять не дано: он является всего лишь фрагментом той настоящей реальности, которая на самом деле окружает нас и которая пока нам недоступна:

Кто здесь не бывал, кто не рисковал –

Тот сам себя не испытал,

Пусть даже внизу он звезды хватал с небес:

Внизу не встретишь, как ни тянись,

За всю свою счастливую жизнь

Десятой доли таких красот и чудес.

Самое удивительное, что каббалисты очень подробно, в мельчайших деталях, описали весь путь, который проходит человек из ощущения нашего мира к восприятию совершенства и гармонии мира духовного. А еще они указали нам условие перехода в такое состояние. Звучит оно так: «Возлюби ближнего, как самого себя».



Надеемся только на крепость рук,

На руки друга и вбитый крюк

И молимся, чтобы страховка не подвела.

Наверное, когда-то такое было возможно, но сегодня, наученные горькими уроками недавней истории, мы знаем, что это условие не просто фантастическое, – хуже того: оно утопическое. Каббалисты с нашими выводами не спорят и даже это подтверждают. Но – все же настаивают: существует реальная возможность это условие выполнить.

Если группа людей страстно этого пожелает – так же, как народ Израиля когда-то у горы Синай – тогда по закону подобия сила, породившая все, превратит нашу естественную ненависть к ближнему в обоюдную любовь. Это и называется «дарованием Торы».

Мы рубим ступени… ни шагу назад!

И от напряженья колени дрожат,

И сердце готово к вершине бежать из груди.

Весь мир – на ладони! ты счастлив и нем

И только немного завидуешь тем,

Другим – у которых вершина еще впереди.
М. Бруштейн

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ СТАТЬИ: www.kab.co.il/rus/32/1


Выйти из иллюзии

Пропуск в вечность




«В мире нет ничего более могущественного, чем идея, время которой пришло».

Виктор Гюго

Есть вопросы, встающие перед каждым, посетившим сей мир: «Для чего я живу? Что дают эти так тяжело проходящие годы моего существования, за которые так дорого приходится платить? Почему множество страданий никак не перекрываются редкими радостями, пока не заканчивает человек в полном изнеможении свое существование?» Так просто и ясно определяет великий каббалист XX века Бааль Сулам ключевую проблему любого человека.

Мечется человек в поисках ответа, будто цирковой мишка по клетке в поисках корма, а получает его только на арене. Желает построить дом, то есть иметь семью и детей, да так, чтоб тишь да гладь. Хочет быть богатым. Становится им. Гонится за властью, почетом и знаниями…

Но все это меркнет, когда просыпается желание к вечности и совершенству, и теряется человек.

Желание – наполнение желания – дефицит желания. Все как один. И как в капле воды отражается море, так и в судьбе каждого человека отражается судьба всего поколения и человечества в целом.

Яркий пример – Альфред Бернхард Нобель. Родился 21 октября 1833 года, в Стокгольме.

Он пройдет по жизни, стараясь на каждом ее витке вырваться за рамки мелких расчетов, пытаясь создать нечто по-настоящему важное. Его секретарь, ассистент и близкий друг Рагнар Сульман напишет, что «самым важным для Альфреда было найти пропуск в вечность».

Первый самостоятельный шаг в 16 лет. Он отправляется в путешествие по миру. Юного Альфреда интересуют наука и люди, добившиеся успеха. В США он встречается с Джоном Эрикссоном, шведским изобретателем паровой машины, в Париже изучает химию в лаборатории Т. Пелуза, а в России работает у известного химика Н. Н. Зинина и проводит опыты с нитроглицерином. Мальчик мечтает о собственной лаборатории и славе ученого.

Но вначале – материальное благополучие… В 20 лет он возвращается и начинает работать в компании отца «Фондери э ателье меканик Нобель э Фий». Фирма слабенькая и едва держится на плаву. Он берет дело в свои руки. Едет в Париж, и ему удается добиться займа на сумму 100 тыс. франков. Уже через три года его капитал насчитывает несколько миллионов. Однако деньги не приносят удовлетворения. Репортеры просят сказать что-нибудь о себе и слышат в ответ: «Мой величайший грех – отсутствие любви к богатству...». Он не лукавит.

За ним сила капитала, а он проводит сутки напролет за изобретением небывалого по силе взрывчатого вещества. Вот запись того времени: «Вещи, над которыми я работаю, действительно чудовищны, но они так интересны, так совершенны технически, что становятся привлекательными вдвойне». Так появляется «Динамит, или безопасный взрывчатый порошок Нобеля». Он называет его «динамит» (от греческого слова «динамис» – сила). К 1876 году он обладатель 350 (!) патентов на изобретения.

И вновь нет удовлетворения. Пустота. Его постоянные спутники – тоска и одиночество. Чего ему недостает? «Этот вопрос о смысле жизни по-прежнему остается без ответа, – продолжает Бааль Сулам. – Он застает нас врасплох, колет наш мозг, унижает, прежде чем мы успеваем найти известное наше спасение: продолжать, не задаваясь этим вопросом, течение нашей жизни – сегодня, как и вчера».

Превратившись к 43 годам из болезненного мальчика в одного из самых успешных людей Старого Света, Альфред Нобель – миллионер, член Шведской академии наук, Лондонского королевского общества и множества других – недолюбливает современников, называя их «сворой двуногих обезьян». Себя, впрочем, он тоже не жалует: «Альфред Нобель – убогое полуживое существо; и человеколюбивый врач, в сущности, должен был бы придушить его в тот момент, когда оно с криком вступало в жизнь». У него множество наград, среди которых порой экзотические. Однако «безделушки» – так он называет награды – его тоже не радуют. Так же как и не впечатляет благосклонность знаменитых для своего времени женщин.

Он дружит с Виктором Гюго. Пишет повести, романы, пьесы. Его пьеса «Немезида», кроме трех экземпляров, уничтожается сразу после его смерти, так как сочтена родственниками скандальной и кощунственной. Кроме этой пьесы, все остальное сжигает сам.

Десятилетний цикл жизни Нобеля, последовавший за изобретением динамита, проходит в поиске следующей ступени развития.

Достигнув всего и вся, он в 1891 году встает на тропу филантропии. Этот неожиданный шаг поражает многих, поскольку Нобель имеет устойчивую репутацию «воинственной личности». Похоже, что этот поворот – прежде всего «сюрприз» для самого Нобеля. Если в 1889 году он самоуверенно заявляет: «Мои динамитные заводы скорее положат конец войне, чем всевозможные конгрессы. В тот день, когда две армии смогут уничтожить друг друга в течение нескольких секунд, все цивилизованные нации, охваченные ужасом, распустят свои армии...», то в 1891 он поражает всех своим заявлением: «Я нажил несметное богатство. Пора отдавать его людям, потомкам».

Он почти уверен, что сможет реализовать свое заветное стремление «жить на земле и после смерти». Нобель финансирует и принимает активное участие в организации конгрессов мира в Берне и Риме, где немногословен: «Люди, заботящиеся лишь о получении максимальной выгоды, едва ли заслуживают уважения, а осознание истинных побудительных мотивов их деятельности способно омрачить радость человеческого общения». Он верит в людей будущего.

За два года до смерти написано завещание: «...Все мое реализуемое остающееся имущество необходимо распределить следующим образом: капитал мои душеприказчики должны превратить в ценные бумаги и создать фонд, проценты с которого будут ежегодно распределяться в виде премий тем, кто в течение прошедшего года принес наибольшую пользу человечеству».

Только вот плутает человечество много веков, надеясь прорвать блокаду страданий и вырваться на просторы вечности.

Есть у нас более 140 видов сыра, и на средства для похудания тратит человечество более 200 млрд. долларов в год. Мы смотрим телевизор по телефону и летаем в космос изучать черные дыры, бездну, все больше осознавая, что она не вовне, а внутри.

И есть у человечества – именно сегодня – замечательный шанс: открыть науку, которую считали мистикой, религией, занятием для избранных. А она по сути – просто практическая методика раскрытия законов природы, методика достижения равновесия, гармонии сил, пропуск в вечность и совершенство.

Бааль Сулам раскрыл для нас эту замечательную методику «лишь потому, что поколение достойно, ибо это последнее поколение, стоящее на пороге полного избавления и заслуживающее раскрытия науки каббала».
М. Каплан

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ СТАТЬИ: www.kab.co.il/rus/32/2


  1   2   3   4   5   6

  • Выйти из иллюзии