Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Вестник пермского университета




Скачать 246.36 Kb.
Дата27.06.2018
Размер246.36 Kb.
ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 2013 Математика. Механика. Информатика Вып. 2(21) УДК 51(092) О жизни и научной деятельности Константина Алексеевича Рыбникова (к столетию со дня рождения) А. Е. Малых Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Россия, 614000, Пермь, ул. Сибирская, 24 malych@pspu.ru; 212-75-73 В. И. Данилова Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Россия, 614000, Пермь, ул. Сибирская, 24 vi-dan@mail.ru; 212-75-73 Доктор физико-математических наук, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, Заслуженный деятель науки РСФСР, автор более 150 учебников и статей в области комбинаторного анализа, истории и методологии математики. Многие из его работ опубликованы в ведущих научных и педагогических журналах. К. А. Рыбников был не только выдающимся ученым и педагогом, но и человеком твердых нравственных принципов, высокой культуры, исключительно порядочным, интеллигентным и доброжелательным. Ключевые слова: история и методология математики; комбинаторный анализ; преподавательская деятельность. Введение В 2013 году исполняется 100 лет со дня рождения Константина Алексеевича Рыбникова – крупнейшего отечественного ученого в области комбинаторного анализа, истории и методологии математики. Константин Алексеевич родился 18 августа 1913 г. в станице Луганская Области войска Донского (ныне Луганская область Украины). Его отец Алексей Фёдорович (30.03.1884–1.06.1960) был старшим сыном Фёдора Яковлевича Рыбникова – казака из хутора Дубровского станицы Мигулинской, расположенной на Верхнем Дону. Он определил Алексея Фёдоровича в учительскую семинарию, находившуюся в станице Мешковской. В ней готовили главным образом учителей начальных школ и вышеначальных (неполных средних) училищ. Заметим, что первое высшее учебное заведение в Области Войска Донского – Донской политехнический институт – был основан в Новочеркасске (1907). У Алексея Фёдоровича Рыбникова было три брата: Николай, Фёдор и Иван. Первые два – тоже учителя. Они погибли в Первую мировую войну, отправившись добровольцами на фронт. Оба имели младшие офицерские чины. На протяжении многих лет своей профессиональной деятельности А.Ф. Рыбников был заведующим (директором) начальных или неполных средних школ: церковно-приходской – в станице Луганской (недалеко от г. Луганска) и на хуторе Верхнее-Таловский, вблизи г. Миллерово, затем – в нескольких школах этого города. Во время директорства в ст. Луганской Алексей Фёдорович был уже вдовцом. От первого брака у него остался сын Георгий. В 1912 г. он женился на Вере Константиновне Ясеновской (1891–1958), дочери священника. После смерти отца за казённый счёт её направили на учёбу в Новочеркасское епархиальное женское училище, которое по профессиональному статусу было приравнено к учительской семинарии. Ко времени знакомства с А.Ф. Рыбниковым Вера Константиновна работала школьным учителем. В этом браке были рождены дети: Константин, Фёдор, Ольга и Святослав. Фёдор впоследствии стал авиационным инженером, Святослав – военным лётчиком, а Ольга – учительницей средней школы. Алексей Фёдорович и Вера Константиновна Рыбниковы всегда работали в одном и том же школьном коллективе, пользовались заслуженным уважением, авторитетом и почётом. Алексей Фёдорович был дважды награждён орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. Вера Константиновна также была награждена орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Обоим было присвоено почётное звание Заслуженный учитель РСФСР. С 1930 г. семья Рыбниковых стала работать в г. Миллерово, куда получил назначение в должности директора средней школы Алексей Фёдорович. После окончания средней школы в 1929 г. (тогда учились 9 лет) Константин Алексеевич попытался поступить в Ростовский-на-Дону университет, но в приёме документов ему было отказано, так как места для будущих первокурсников распределялись среди детей рабочих и крестьян. В Донской политехнический институт г. Новочеркасска он поступать не стал – инженером ему быть не хотелось. К.А. Рыбников был зачислен в Краснодарское кавалерийское училище, но воспротивился переводу его во Владикавказское пехотное училище, где в то время был недобор. Вернувшись в Миллерово, он некоторое время работал на кирпичном заводе. Неожиданно Константин Алексеевич был вызван в горком комсомола, где получил направление на работу учителем начальной школы в село Позднеевка Криворожского района Ростовской области, находившееся в 40 км к востоку от Миллерово. Урок приходилось проводить одновременно в нескольких классах (теперь такие школы имеют статус малокомплектных). Преподавание осуществлялось на русском языке, на нем же были написаны и учебники, а население – сплошь украинцы – общалось на украинском. В те времена языкового барьера, как и повсеместно, на востоке бывшей Области Войска Донского не было. С 19301931 учебного года и до 1933 г. Константин Алексеевич работал учителем в начальных школах г. Миллерово, а затем по распоряжению горОНО стал преподавать математику в классах всех уровней, включая и старшие. В Миллерово семья Рыбниковых проживала в одном двухквартирном доме с В. Калининым – отцом будущего писателя Анатолия Вениаминовича Калинина, автора известного экранизированного впоследствии романа Цыган, повестей Возврата нет, Эхо войны и др. Их общение оказало заметное влияние на Константина Алексеевича и продолжалось долгие годы. Примерно в то же время в украинских районах начался так называемый процесс украинизации, результаты которого неожиданно дали и, на первый взгляд, положительный результат. К.А. Рыбников получил направление для поступления в Киевский государственный университет, в одном здании которого были физхиммат (для подготовки научных работников и преподавателей вузов), профос (подготовка для преподавателей техникумов и профшкол) и соцвых (социальное воспитание). По окончании последнего студенты направлялись в общеобразовательные школы. Туда и подал заявление Константин Алексеевич. Он говорил впоследствии, что преподавание велось на ломаном украинском языке, причём обучение математике было ниже всякой критики. Поэтому К.А. Рыбников вернулся в Миллерово. Он написал обстоятельное письмо ректору МГУ, в котором сообщал о себе и спрашивал о возможности учиться в университете заочно. Ответ пришёл быстро. Помощник ректора Борис Владимирович Ульни уведомил о его зачислении на первый курс заочного отделения механико-математического факультета, выслал программу, контрольные задания, а также учебную литературу. Её следовало возвратить в библиотеку после сдачи сессии ... Учеба в МГУ им. М.В. Ломоносова Прибыв в Москву (1933), К.А. Рыб-ников успешно сдал экзамены за первый курс. Благодаря упорству и настойчивости он добился перевода на очное отделение, которое досрочно окончил в 1936 г. С этого времени вся его дальнейшая жизнь и профессиональная деятельность были тесно связаны с Московским университетом. Два года он заведовал учебной частью заочного отделения, а затем работал в должности заместителя ректора этого отделения. Ещё будучи студентом, К.А. Рыбников познакомился со своей будущей женой Демидовой Антониной Андреевной, которая окончила химический факультет МГУ. Поступив в аспирантуру, она подготовила и защитила кандидатскую диссертацию, была оставлена на факультете, стала доцентом, а впоследствии заведовала кафедрой химии и биологии на вновь организованном подготовительном отделении. В 1938 г. Константин Алексеевич поступил в аспирантуру механико-математического факультета МГУ. Научным руководителем его была доктор физико-математических наук, профессор Софья Александровна Яновская (1896–1966). Как активная участница революционной борьбы за укрепление Советской власти она была направлена в 1923 г. из Одессы на московские курсы при Институте Красной профессуры. В 1925 г., будучи слушателем, начала преподавать там математику, а также руководить научным семинаром по методологии естествознания для студентов и аспирантов МГУ, участниками которого были А.Н. Колмогоров, А.О. Гельфанд, Л.А. Люс-терник и многие другие, ставшие впоследствии крупными учеными. Воспитанию научной молодежи Софья Александровна отдавала все свои силы и время. Она обладала удивительным даром углубляться в суть каждого вопроса, открывать в нем такие стороны и связи, о которых трудно было и подозревать. При этом в центре ее внимания всегда оставались узловые философские проблемы науки, именно от философии она пришла к истории науки. С 1930 г. С.А. Яновская приступила к чтению курса истории математики в МГУ. При подготовке его она пересмотрела всю историю математики, исходя из философских позиций, руководствуясь тем принципом, что философия должна быть действенной, направленной на решение важных научных и практических вопросов. Основное внимание в курсе она сосредоточила на истории проблемы обоснования математики от античности до наших дней. Вопросы истории науки рассматривались не только на специальных курсах и семинарах. К ним обращались лекторы, читающие математический анализ, алгебру и другие естественнонаучные дисциплины. С 1931 г. С.А. Яновская приняла участие в большой работе по расшифровке и изданию математических рукописей К. Маркса. Она возглавила немногочисленную группу, называемую, как тогда было принято, бригадой. Прежде всего, следовало расшифровать более тысячи страниц рукописей, написанных невероятно сложным почерком на трех языках, причем в одной и той же фразе встречались сочетания немецких, французских и английских слов. После этого надо было отделить текст, принадлежащий самому Марксу, от сделанных им выписок из различных руководств. И, наконец, понять мысли автора, выраженные иногда очень кратко, так как первоисточником являлся черновик, который Маркс писал для себя. Выполнить такую работу мог только тот, кто хорошо знал математику, ее историю, основные европейские языки, был знаком с произведениями Гегеля и Маркса. Поэтому С.А. Яновская, возможно, была единственным человеком, который смог тогда возглавить эту работу. Уже через два года появились первые итоги: публикация части рукописей в журнале Под знаменем марксизма и статья С.А. Яновской О математических рукописях Маркса в сборнике Марксизм и естествознание. В этой статье и комментариях к математическим рукописям были выявлены основные идеи Маркса, относящиеся к построению математического анализа и характеристике основных периодов истории обоснования дифференциального и интегрального исчислений. Публикация рукописей К. Маркса, даже неполная, сыграла большую роль в уяснении процесса формирования математического анализа, его основных понятий и символики. Развитию и приложениям идей Марк- са был посвящен ряд работ самой С.А.Янов-ской и ее учеников. В 50-е гг. С.А. Яновская совместно со своим учеником и коллегой К.А. Рыбнико-вым возобновила работу над математическими рукописями Маркса. На этот раз было подготовлено полное и хорошо прокомментированное издание. Оно вышло в свет в 1968 г. уже после смерти С.А. Яновской. Аспирантские исследования К.А. Рыб-никова проходили успешно, и 25 июня 1941 г. он защитил кандидатскую диссертацию К истории вариационного исчисления на заседании ученого совета МГУ. На войне как на войне Сразу же после начала Великой Отечественной войны Константин Алексеевич пошел в военкомат с просьбой направить его добровольцем на фронт. В те дни уровень патриотизма советских людей, их энтузиазм были высоки. Люди осаждали военкоматы, многие получали стандартный ответ: Ждите, товарищ. Будет разнарядка – призовем. Через несколько дней после защиты диссертации К.А. Рыбников в составе группы студентов и аспирантов МГУ, входящей в военно-строительное управление (ВСУ), отправился на строительство оборонительных сооружений по укреплению восточного берега Днепра: строили долговременные (ДОТ) и дерево-земляные (ДЗОТ) огневые точки, устанавливали бронеколпаки, создавали завалы, устройства из колючей проволоки и др. ВСУ было перебазировано в Горьковскую область, когда немцы находились на подступах к Москве. Там всех мужчин призывного возраста мобилизовали. Константин Алексеевич и еще несколько человек, имевших высшее образование, были отправлены в Ленинградское высшее военно-инженерное училище им. А.А. Жданова. Оно находилось тогда в Костроме. Прибывшая из Москвы в конце зимы 1941–1942 гг. Государственная комиссия отобрала около 50 курсантов, в их числе и К.А. Рыбникова, для учебы на Центральных курсах минных заграждений и особой техники. Получив там воинское звание старшины, он был назначен старшиной роты особой техники. В мае 1942 г. Константину Алексеевичу было присвоено звание лейтенанта, и он получил назначение в должности командира взвода курсантов. Спустя год К.А. Рыбников стал преподавателем особой техники и ее боевого применения. Это назначение состоялось после стажировки на Калининском фронте, где курсанты малыми партиями блокировали железную дорогу от Ржева до Великих Лук, минировали ее и на расстоянии в нужный момент подрывали. В 1943 г. курсы были присоединены к Высшему военно-ин-женерному училищу, возвратившемуся из Костромы в Ленинград. С осени этого года Константин Алексеевич стал преподавателем техники особой секретности (ТОС). Училище размещалось в старинном Михайловском (Инженерном) замке. Курсантов обучали работе с техникой, тактические занятия проходили на Карельском перешейке. Весной 1944 г. Константин Алексеевич подал два рапорта о направлении его в действующую армию, после чего он был откомандирован на I Белорусский фронт в распоряжение командира специальной инженерной бригады генерала М.Ф. Иоффе – профессора военно-инженерной академии. Константин Алексеевич был назначен командиром группы специальной техники, при командире восьмого батальона, так как ранее командовавший ею лейтенант погиб незадолго до его прибытия. Группа состояла из 20 человек, имевших среднее техническое образование, все в должности сержантов. С мая по октябрь 1944 г. К.А. Рыбников находился на действующем фронте, был командиром взвода саперов (минеров), участником операции Багратион при наступлении I Белорусского фронта. Первым боевым крещением Константина Алексеевича было форсирование р. Березины и взятие г. Бобруйска. Минеры шли ночью вслед за пехотой и танками. Мостов через Березину не было. Поступила команда форсировать её (ориентир – собор), разминировать путь и центр города, а затем двигаться на запад. Пользуясь бревнами от разваленного сарая, саперы перебрались на другой берег, совершили бросок по скользкому обрыву к ближним домам … Бригада двигалась по югу Белоруссии. Работая на минных полях и постоянно подвергаясь смертельной опасности, К.А. Рыбников прошел боевой путь на запад через Старые Дороги, Слуцк, Барановчи, Лунинец, Пинск, Кобрин, Брест. А далее, освобождая Польшу, от Бреста – на Люблин, Пулавы и вниз по Висле до Праги – предместья Варшавы, на её восточном берегу. В результате операции Багратион советские войска за лето с боями дошли до Варшавы. Как вспоминал Константин Алексеевич, при непрерывном и стремительном наступлении техника взрывов на расстоянии не пригодилась, хотя и была в постоянной готовности. Саперы ставили свои минные поля или разминировали вражеские. К.А. Рыбников, оставляя 5–6 сержантов охранять технику, с остальными уходил на задания. Особенно сложным явилось обезвреживание фашистских минных полей. Необходимо было оконтурить, определить типы мин, найти ловушки, снять их, всех проинструктировать, показательно снять несколько мин самому, наметить ориентиры, маршруты всем и каждому. А в конце – задокументировать, отослать в штаб [5]. При подходе к Люблину был получен приказ – принять участие в разминировании концентрационного лагеря Майданек… Невзрачные строения, высокие трубы больших печей, из открытых жерл которых видны поддоны, задвинутые по рельсам внутрь. На них находились обгоревшие трупы. В помещениях лагеря валялись груды ношеной обуви, горы одежды, людских волос. После Майданека К.А. Рыбников со своей группой специальной техники очищал от фашистских мин и сам Люблин накануне прибытия в него Польского Комитета Национального Освобождения и первого парада Войска Польского. По воспоминаниям Константина Алексеевича путь от Люблина до Варшавы был трудный и опасный. Все чаще приходилось ставить минные заграждения на пути контратакующих фашистов. Ввиду стремительного наступления советских войск боевое и материальное снабжение армии отставало от её продвижения на запад. Испытывалась острая нехватка мин и боеприпасов. Приходилось минировать свои поля фашистскими минами. Трудности возросли, выросли и потери. Войска нуждались во всем, а пополнения не было, да и обстановка стала сложной. После завершения операции К.А. Рыб-ников получил приказ об откомандировании его в училище. В Ленинграде его тепло встретили, предоставили три дня отдыха прежде чем он приступил к обязанностям преподавателя минно-подрывного дела и ТОС. В те же дни Константин Алексеевич стал членом ВКП(б). Кандидатом в члены партии он был принят еще в Костроме (февраль 1942). Пришла и ушла зима, пришла весна, а вместе с нею – Победа. Константин Алексеевич подал рапорт об увольнении из рядов Советской Армии. Командование дало срок подумать, сделав встречное предложение. После совета с семьей он все же решил оставить военную службу и … продолжать жизнь с той позиции, на которой их застала война [5]. К.А. Рыбников был откомандирован в московский офицерский резерв инженерных войск. Оттуда в те дни отправляли одну за другой команды офицеров на Дальний Восток для войны с Японией. Но я туда не успел: там, в Манчжурии, быстро справились и без меня, – говорил он. Историко-математические исследования И вот Константин Алексеевич с 1945 г. – доцент кафедры математики физического факультета МГУ; с мая 1953 г. – доцент механико-математического факультета. 25 июня 1954 г. – день в день, но через 13 лет после защиты кандидатской диссертации, защитил докторскую на тему Исследование математических рукописей Маркса. Константин Алексеевич в беседе с одним из авторов статьи рассказывал, что когда кто-то из членов Ученого совета засомневался в важности исследований такого рода, встал Андрей Николаевич Колмогоров и спросил: А читал ли кто эти рукописи Вот я прочитал и осознал важность тематики. В мае 1956 г. Константин Алексеевич стал профессором. В МГУ послевоенных лет ведущее место продолжали занимать исследования по методологии математики и философским проблемам математики. Им были посвящены многочисленные статьи в сборниках История и методология естествознания (с 1960) и в выпусках Проблемы истории математики и механики, членом редколлегии и впоследствии ответственным редактором которых был К.А. Рыбников. Он являлся также членом главной редакции четырехтомника История отечественной математики [2], членом редколлегии книги Очерки развития математики в СССР [6]. В это время он проводил исследования в области математической логики, обоснования математики и ее истории. К.А. Рыбников изучил истоки вариационного исчисления, становление и формирование в трудах Л. Эйлера, предшественников и последователей до К.Т.В. Вейерштрасса. Изучение дальнейшего развития было продолжено в работах учениц Константина Алексеевича А. В. Дорофеевой и С. С. Петровой. Кроме того, они занимались исследованиями путей формирования функционального анализа. И все же основными направлениями научной работы К.А. Рыбникова были история и методология математики, а также комбинаторный анализ. Главной задачей исследований в области истории математики он считал создание научно обоснованной, цельной системы знаний о путях развития математической науки вплоть до времен, как можно более близких к современности. Реализуя этот замысел, он написал учебник История математики для студентов математических специиаль-ностей университетов и педагогических институтов, а также широкого круга математиков-специалистов. Это был первый фундаментальный учебник, посвященный данной дисциплине (и пока единственный), вышедший в двух томах: т. 1, 1960 и т. 2, 1963. При двух последующих изданиях (1974 и 1994) оба тома сведены в один [7]. Учебник был переведен на венгерский (1968), испанский (1987) и японский (1988) языки. При каждом его переиздании текст в ряде мест подвергался переработке, и в книгу добавлялись новые главы, разделы. Так, в последнем выпуске 1994 г. была помещена глава об истории дискретной математики, написанная в соавторстве с А.Е. Малых. Учебник по истории математики стал классическим руководством, на котором было воспитано и воспитывается не одно поколение математиков. Заметим, что ранее (1963) Константин Алексеевич был редактором книги Очерки по истории математики коллектива французских ученых, опубликовавших ее под псевдонимом Н. Бурбаки [8]. Перевод с французского языка осуществила известный историк науки И.Г. Башмакова. Созданию целостной системы знаний о предмете посвящена вышедшая в 1979 г. книга К.А. Рыбникова Введение в методологию математики. В 1986 г. появился ее перевод на греческий язык. В ней, в частности, содержались новые разделы: История и современность в математике и в жизни и О формировании достойной научной и гражданской позиции. В 1991 г. появились тезисы к лекциям Избранные вопросы методологии математики. Позднее (1995) книга была существенным образом переработана и издана под названием Введение в методологию математики (тезисы лекций). Вместе с учебником История математики эти тезисы образуют единое учебное пособие к курсу лекций по истории и методологии математики на механико-математическом факультете МГУ. Его дополняют Очерки методологии математики[9]. К.А. Рыбниковым была издана серия учебных пособий, в основном – это очерки истории, дополняющие учебник по курсу истории и методологии математики. Работой над усовершенствованием его он занимался постоянно до последних дней жизни, каждый год публикуя по одному очерку, всего их девять: Комбинаторный анализ. Очерки истории (1996); Математическое образование и наука в Соединенных Штатах Америки (1997); Математические модели конфликтных ситуаций (1998); Вычислительная математика и вычислительная техника. Очерки истории (совм. с проф. Л.Н. Королевым) (1999); Математические модели конфликтов. Очерк истории (2000); Математические модели конфликтов. Очерк истории 2 (2001); Математические интерпретации (2002); Математические инварианты (2003); Математика в СССР; образование и наука. Очерк истории (2004). Под руководством К.А. Рыбникова подготовили и защитили кандидатские диссертации по истории математики (специальность 07.00.10) его аспиранты (этот список не является исчерпывающим): Гливич Алексей Николаевич (1959, мехмат МГУ) О развитии математики в Румынии; Дорофеева Алла Владимировна (1963, мехмат МГУ) Из истории вариационного исчисления; Бычков Виктор Павлович (1963, мехмат МГУ) Из истории математики в Молдавии и Румынии; Петрова Светлана Сергеевна (1966, мехмат МГУ) Из истории вариационного принципа Дирихле; Ондар Х. (1968, мехмат МГУ) Из истории математической статистики в России (сорук. Б.В. Гнеденко); Демидов Сергей Сергеевич (1968, ИИЕиТ АН СССР) Некоторые вопросы истории математических проблем Гильберта (сорук. А.П. Юшкевич) и докторская диссертация (1990, Киев, Институт математики АН Украины) Развитие теории обыкновенных дифференциальных уравнений от эпохи Коши до начала XX века; Зайцев Евгений Алексеевич (1989, мехмат МГУ) Логика Дж. Пеано; Вандулакис Иоаннис (1991, мехмат МГУ) К вопросу о формировании логических основ математической науки в Древней Греции и др. Проблемы комбинаторного анализа в зарубежной науке Другим важнейшим направлением научной и педагогической деятельности К.А. Рыбникова явился комбинаторный анализ. Его роль в XX столетии чрезвычайно возросла. Некоторое время Константину Алексеевичу довелось работать в специальной криптографической службе, которая в те годы подчинялась непосредственно ЦК КПСС. Там его также заинтересовали вопросы комбинаторного анализа. Поразительно много областей математики содержат задачи или группы задач комбинаторного характера. При этом, несмотря на заманчивую простоту постановки, в большинстве своем они являются сложными; некоторые не поддаются решению до сих пор. Для рассматриваемой совокупности разнообразных задач к середине XX в. еще не существовало единой теории. Вместе с тем появление целой сети взаимных интерпретаций из различных естественнонаучных дисциплин приводило к мысли о наличии у них общей теоретической основы. Работу по построению общей теории комбинаторного анализа Константин Алексеевич начал в 1960-е гг. Длительная научная командировка в США (1963–64) способствовала накоплению информации и установлению научных контактов со многими известными комбинаториками (Джоан-Карло Рота, Генри Крапо и др.). К.А.Рыб-никову довелось стать свидетелем комбинаторного взрыва, начавшегося в 50-х гг. прошлого века. В предисловии к своему переводу книги Г.Дж. Рай-зера Комбинаторная математика Константин Алексеевич связывал этот взрыв с бурным развитием вычислительной техники, которое, по его мнению, привело не только к расширению приложений комбинаторного анализа, но и перестройке его содержания. Одной из основных черт этой перестройки, – писал он, – является рост роли так называемой конечной математики и, в частности, одной из важнейших ее частей – комбинаторных методов [10, с. 5]. Регулярной учебной и научной работе К.А. Рыбникова в области комбинаторного анализа предшествовал период, когда он с июня 1966 г. по август 1969 г. работал в ЮНЕСКО директором высшего образования (так называлась должность). После его возвращения на механико-математическом факультете началось чтение учебных курсов, стали регулярно работать учебный и научный семинары, появились аспиранты, специализирующиеся по комбинаторному анализу. Константин Алексеевич отмечал, что штатных должностей для этой работы не было ни тогда, ни потом. Все виды учебной деятельности до середины 90-х гг. сохраняли регулярность, привлекали значительное число студентов. Он был хорошим организатором, поэтому быстро подросли молодые энтузиасты, добровольные помощники. Вместе с ними Константин Алексеевич стал переводить работы иностранных авторов, в которых содержались обзоры актуальных направлений комбинаторного анализа, формулировались задачи. Так, в издании Математика серии Новое в зарубежной науке, редакторами которой являлись А.Н.Колмогоров и С.П.Новиков, вышел в свет сборник статей Проблемы комбинаторного анализа. Перевод с английского и французского был выполнен аспирантами К.А. Рыбникова А.М.Ревяки-ным и Б.С.Стечкиным. Редактором серии был Константин Алексеевич [11]. Еще одна аспирантка К.А. Рыбникова С.А. Широкова (Рукова) выполнила перевод объемной книги М. Холла Комбинаторика [12]. Ее же перевод статьи М. Холла Блок-схемы опубликован в сборнике Прикладная комбинаторная математика [13]. В 1972 г. был издан учебник К.А. Рыбникова Введение в комбинаторный анализ, где изложены основы этой теории. На механико-математическом факультете МГУ Константин Алексеевич организовал научно-исследовательский семинар, который вскоре стал признанным центром научных исследований в этом направлении. Семинар пользовался огромной популярностью. В его работе принимали участие исследователи из всех регионов бывшего СССР. Многочисленные контакты К.А. Рыбникова позволяли привлекать к участию в нём и иностранных учёных, что делало семинар весомее и интереснее. Научные результаты публиковались в сборниках под общим названием Комбинаторный анализ. Бессменным редактором его был К.А. Рыбников. К каждому из них было написано предисловие редактора с кратким анализом опубликованных результатов. Всего было 8 выпусков сборника: 1971, 1972, 1974, 1976, 1980, 1983, 1986, 1989 гг. С этого же времени усилиями Константина Алексеевича, его учеников и постоянных участников семинара на мехмате МГУ стали проводиться Всесоюзные семинары по комбинаторному анализу (1971, 1973, 1975, 1978, 1981), которые привлекли большое количество учёных. Начиная с 1984 г. на механико-математическом факультете стали регулярно проходить и ныне функционирующие семинары по дискретной математике и ее приложениям под руководством Олега Борисовича Лупанова (1932–2006) и его сотрудников. В их программах и заседаниях одной из самых многочисленных была секция комбинаторного анализа, которую неизменно возглавлял Константин Алексеевич. Учебник К.А. Рыбникова Введение в комбинаторный анализ 1972 г. впоследствии оброс дополнениями, и появившееся в 1985 г. его второе издание приобрело вид научной монографии [14]. В 1988 г. учебник был переведен на испанский язык. В период между выпусками вышел в свет задачник Комбинаторный анализ: задачи и упражнения: в 1979 г. ротапринтным способом, а в 1982 г. – в издательстве Наука. Составителями, кроме К.А. Рыбникова, были М.В. Меньшиков, А.М. Ревякин, А.Н. Копылова, Ю.Н. Макаров, Б.С. Стечкин. Все 879 задач этой книги снабжены не только ответами, но и пояснениями, указаниями, даже решениями. В 1988 г. задачник был переведен на польский язык, а в 1989 г. – на испанский. Многие ученики К.А. Рыбникова защитили кандидатские и докторские диссертации по комбинаторному анализу и близкой к нему тематике, в частности (список также не является полным): Кутмумуратов Джамурат (1965, мехмат МГУ), 07.00.10 История комбинаторного анализа; Петренюк Анатолий Яковлевич (1972, мехмат МГУ), 01.01.06 Исследования в теории конечных систем инцидентностей; Ревякин Александр Михайлович (1976, мехмат МГУ), 01.01.06 Комбинаторные конструкции общих алгебраических систем (матроидов); Пермяков Петр Петрович (1978, ИИЕиТ АН СССР), 07.00.10 Из истории комбинаторного анализа (Кэли, Сильвестр, современники); Большаков Владимир Иванович (1982, мехмат МГУ), 01.01.06 Коалгебры и алгебры инцидентности с весом над предкатегориями и их приложения; Сидоренко Александр Феликсович (1982, мехмат МГУ), 01.01.05 Экстремальные константы и неравенства для распределения сумм случайных векторов; Малых Алла Ефимовна (1983, мехмат МГУ), 07.00.10; 01.01.04 Возникновение и развитие конечных геометрий, докторская диссертация (1992, ИИЕиТ РАН), 07.00.10 Комбинаторный анализ в его развитии; Яковлев Николай Николаевич (1984, мехмат МГУ), 01.01.04 Экстремальные задачи геометрий чисел; Лузгин Владимир Николаевич (1985, мехмат МГУ), 01.01.05 Последовательные статические и случайные планы для линейной модели планирования отсеивающих экспериментов; Бурый Кирилл Евгеньевич (1985, мехмат МГУ), 01.01.05 Асимптотические задачи в теории планирования отсеивающих экспериментов; Сальников Сергей Георгиевич (1989, ВМК, МГУ), 01.01.09 Локально рамсеевские свойства дискретных структур; Иванов Олег Валентинович (1992, ИИЕиТ РАН), 07.00.10 Из истории симметрических функций (начиная с теории П.А. МакМагона); Шматков Вадим Дмитриевич (1995, мехмат МГУ), 01.01.06 Изоморфизмы и автоморфизмы колец и алгебр инцидентности. Кроме того, Евгений Евгеньевич Маренич, будучи докторантом и работая в возглавляемом К.А. Рыбниковым коллективе ученых-специалистов по комбинаторному анализу, защитил (1997, мехмат МГУ) докторскую диссертацию Алгебры бинарных функций на упорядоченных множествах (01.01.09). Тематика диссертаций представлена столь разнообразно ввиду того, что комбинаторная теория допускает большое число интерпретаций, включая и те, которые уже вошли в состав смежных естественнонаучных дисциплин. Подготовка научных кадров К.А. Рыбников внес значительный вклад в подготовку научных кадров высшей квалификации. Под его руководством защищено 32 кандидатских и 7 докторских диссертаций по пяти специальностям ВАК. Он был членом нескольких ученых советов в МГУ и РАН. Константин Алексеевич заложил основу для развития комбинаторного анализа в нашей стране. Организованные им семинары быстро приобрели всесоюзную известность и принесли хорошие результаты. Они в значительной степени способствовали развитию и расширению исследований этого направления, в частности конечных геометрических систем, выполняемых в Пермском государственном педагогическом институте под руководством профессора Евгения Григорьевича Гонина (1910–1983). К.А. Рыбников уделял большое внимание и оказывал содействие работе пермских ученых. Он либо выступал в качестве оппонента, либо писал отзывы от имени ведущей организации. В частности, он оппонировал кандидатские диссертации, защищаемые в МГПИ им. В.И. Ленина: Непорожнева Игоря Петровича (1971) по специальности 01.00.06 – Построение конечных проективных плоскостей, содержащих овалы; Истоминой Лидии Ивановны (1973), 01.01.04 – Конечные круговые плоскости порядков 2–7; Зверевой Юлии Николаевны (1974), 01.01.04 – Дуги в конечных проективных плоскостях малых порядков; писал отзывы от имени ведущей организации на диссертацию Лумпова Анатолия Дмитриевича (1990) 01.01.06 – С-эквивалентность в квазигруппах и др. Благодаря поддержке Константина Алексеевича преподаватели вузов страны, в том числе и Пермского, могли проходить повышение квалификации и научную стажировку при МГУ им. М.В. Ломоносова (Ю.Н. Зверева, В.И.Васильков, А.Д.Лумпов, А.Е.Малых). Ученые Пермского государственного педагогического института принимали участие в работе Всесоюзного семинара по комбинаторному анализу: В.Г. Алябьева, В.И.Васильков, В.И.Данилова, Ю.Н. Зверева, Л.И. Истомина, А.Д. Лумпов, А.Е. Малых, И.П.Не-порожнев, Л.Я. Панкратова, Т.М.Соромотина, Б.И. Харитонов и др. На научно-исследовательских семина-рах по истории математики и комбинаторному анализу, которыми руководил К.А.Рыб-ников, всегда тепло и доброжелательно относились к выступлениям преподавателей ПГПИ. Константин Алексеевич был оппонентом на защите кандидатских диссертаций по истории математики Миляуши Сабитовны Ананьевой Развитие теории детерминантов до середины XIX века (2003, ИИЕиТ РАН) 07.00.10, Ольги Дмитриевны Угольниковой Формирование и развитие комбинаторного анализа в XVIII веке (2004, ИИЕиТ РАН) 07.00.10 и др. К.А. Рыбников вел большую редакционно-издательскую работу. Он был членом редакционных коллегий журналов Вестник Московского университета. Серия 1. Математика. Механика, Дискретная математика, а также издаваемого в Институте истории естествознания и техники (ИИЕиТ) РАН периодического издания Историко-математические исследования, выходящего с 1946 г. Он был одним из создателей, а затем бессменным членом редколлегии систематически издаваемого в МГУ сборника История и методология естественных наук. Одиннадцать из 36 его выпусков посвящены математике и механике. Константин Алексеевич много внимания уделял вопросам преподавания математики в школе. Он написал ряд статей для журнала Математика в школе, книги для школьников Профессия – математик (1983) и для учителей Возникновение и развитие математической науки (1987). Заслуживает внимания общественная и административная деятельность К.А. Рыбни-кова, которой он занимался параллельно с научной и преподавательской работой. Он был секретарем партийного комитета физического факультета, занимал ответственные посты в ЦК КПСС. Несколько раз был заместителем декана механико-математического факультета. С августа 1959 г. по август 1960 г. был начальником Главного управления университетов, экономических и юридических вузов Министерства высших учебных заведений РСФСР. При этом Константин Алексеевич никогда не терял связь с Московским университетом. Работу в нем он считал для себя главной. Заключение Военные и трудовые заслуги К.А. Рыб-никова отмечены орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами Знак Почета, одиннадцатью медалями, в том числе За оборону Москвы, За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., За трудовую доблесть и др. В 1973 г. ему было присвоено звание Заслуженного деятеля науки РСФСР, а в августе 1994 г. – звание заслуженного профессора МГУ им. М.В. Ломоносова. Два сына К.А. Рыбникова Алексей Константинович и Константин Константинович также стали учеными-математиками. Старший – геометр, кандидат физико-математи-ческих наук, доцент кафедры математического анализа МГУ. В 60-е гг. прошлого века он интересовался конечными геометриями. Исследования младшего сына близки к комбинаторному анализу. Он занимается дискретной математикой, проблемами решения булевых уравнений, в том числе вопросами прикладного характера, связанными с анализом узлов нейросетей. Константин Константинович – кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой высшей математики Московского государственного университета леса. Дети Алексея Константиновича Татьяна и Константин (младший) закончили МГУ и аспирантуру. Сын является специалистом в области дискретной математики, работает профессором в филиале Бостонского университета (США). Два сына Константина Константиновича Алексей и Михаил также закончили физический и экономический факультеты МГУ соответственно. Михаил Константинович в настоящее время является генеральным директором консалтинга Фосагро. Все, кто имел счастье общаться с Константином Алексеевичем, помнят его не только как выдающегося ученого и педагога, но и как человека интеллигентного, высокой культуры, твердых нравственных принципов, исключительно порядочного и доброжелательного. Список литературы Боголюбов А.Н. Математики, механики (биографический справочник). Киев: Наукова думка, 1983. История отечественной математики: в 4 т. Киев: Наукова думка, 1966–1970. История математического образования в СССР. Киев: Наукова думка, 1975. Математическая наука в МГУ. М.: Знание, 1980. Мы – математики с Ленинских гор. Воспоминания сокурсников, 1954–2004 гг. (Записки К.А. Рыбникова о военных годах). М.: МГУ, 2005. Ч.II. С. 273–276. Очерки развития математики в СССР. Киев: Наукова думка, 1983. Рыбников К.А. История математики. М.: МГУ, 1994. Бурбаки Н. Очерки по истории математики. М.: ИЛ, 1963. Рыбников К.А. Очерки методологии математики. М.: Знание, 1982 (Новое в жизни, науке, технике). Райзер Г.Дж. Комбинаторная математика пер. с англ. К.А. Рыбникова. М.: Мир, 1966. Проблемы комбинаторного анализа: сб. ст. Математика. Сер.: Новое в зарубежной науке пер. с англ. и нем. А.М.Ревякина, Б.С.Стечкина; под ред. К.А.Рыбникова. М.: Мир, 1980. Холл М. Комбинаторика пер. с англ. С.А. Широковой; под ред. А.О. Гельфонда и В.Е. Тараканова. М.: Мир, 1970. Прикладная комбинаторная математика: сб. ст. под ред. Э.Беккенбаха. М.: Мир, 1968. С. 203–243. Комбинаторный анализ. Задачи и упражнения: учеб. пособие под ред. К.А. Рыбникова. М.: Наука, 1982. Памяти Константина Алексеевича Рыбникова (1913–2004) Вестник Моск. ун-та. Сер. 1. Математика, механика. М.: МГУ, 2005. №4. С. 67–69. Памяти профессора К. А. Рыбникова (18.08.1913–20.08.2004) А.Я. Петренюк, А.М. Ревякин, Е.Е. Маренич. Сообщение на Междунар. конф. по дискретной математике, секция Комбинаторный анализ и теория графов, подсекция Комбинаторный анализ. М.: МГУ, 2005. About life and scientific activity of K.A. Rybnikov (to centenary of birthday) A. E. Malykh Perm State Humanitarian Pedagogical University, Russia, 614000, Perm, Sibirskaja st., 24 malych@pspu.ru; (342) 212-75-73 V. I. Danilova Perm State Humanitarian Pedagogical University, Russia, 614000, Perm, Sibirskaja st., 24 vi-dan@mail.ru; (342) 212-75-73 Doctor of physical mathematical sciences, Honored professor of M.V. Lomonosov State University, Merited Statesman of science of Russian Soviet Federative Socialist Republic, author more than 150 textbooks and articles in sphere of combinatorial analysis, history and methodology of mathematics. Many of his works were published in the key scientific and pedagogical journals. K.A. Rybnikov was not only a prominent scientist and educationist, but a man of hard moral principles, high culture, exceptionally honest, cultured and well-wished. Key words: the history and methodology of mathematics; combinatorial analysis; teaching activity. © Малых А. Е., Данилова В. И., 2013 93

  • В ведение 
  • Учеба в МГУ им. М.В. Ломоносова
  • Историко-математические исследования
  • Проблемы комбинаторного анализа в зарубежной науке
  • Подготовка научных кадров
  • About life and scientific activity of K.A. Rybnikov