Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Вестник омского университета серия «психология»




страница1/7
Дата19.02.2017
Размер1.11 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

ВЕСТНИК ОМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»

№ 4



2004
ВЕСТНИК ОМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
Ежеквартальный журнал

Редакционный совет
Г.Д. Адеев, д-р физ.-мат. наук, ОмГУ

Г.И. Геринг (председатель), д-р физ.-мат. наук, ОмГУ

Л.А. Еловиков, канд. экон. наук, ОмГУ

А.И. Казанник, д-р юр. наук

Е.И. Лавров, д-р экон. наук, ОмГУ

В.И. Матющенко, д-р ист. наук, ОмГУ

Б.И. Осипов, д-р филол. наук, ОмГУ

А.В. Ремнев, д-р ист. наук, ОмГУ

Р.С. Сагитуллин, д-р хим. наук, ОмГУ

В.И. Струнин (зам. председателя), канд. физ.-мат. наук, ОмГУ

Н.А. Томилов, д-р ист. наук, ОмГУ

К.Н. Югай, д-р физ.-мат. наук, ОмГУ




Редакционная коллегия
Л.Н. Антилогова, д-р психол. наук, ОмГПУ

Л.И. Дементий, канд. психол. наук, ОмГУ

С.Г. Лафи, канд. психол. наук, ОмГУ

В.В. Лемиш, канд. психол. наук, ОмГУ

Ю.П. Поваренков, д-р психол. наук, ЯрГПУ им. К.Д. Ушинского

Б.И. Хасан, д-р психол. наук, ИППР (г.Красноярск)

С.В. Чернобровкина (отв. секретарь), канд. психол. наук, ОмГУ
Адрес редакции
644077, Омск-77, пр. Мира, 55а,

ОмГУ, факультет психологии,

e-mail: malyonov@univer.omsk.su

————————————————————————————————

ISBN Омский госуниверситет, 2004

СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА НОМЕРА: ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Поваренков Ю.П. Основные положения системогенетичнской концепции профессионального становления человека………………..............................................................4
Михайлова О.Б. Феномен профессионального выгорания в психологических исследованиях…………………………………………...................................................................26
Орел В.Е. Исследование личностных особенностей, обуславливающих

возникновение психического выгорания у работников медицинской сферы…………............32


Дементий Л.И., Маленова А.Ю. Трудности адаптации студентов к условиям

обучения в вузе и способы их преодоления: результаты исследования……………………….44


Маленов А.А., Маленова А.Ю. Представления студентов о специфике обучения

в вузе ……………………………….................................................................................................58


Антилогова Л.Н. Развитие творческого мышления и методологической

культуры в процессе учебной деятельности студента…………………………………………..67

Сведения об авторах ………………………………………………………………………...74

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

————————————————————————————————————————

УДК


Ю.П.Поваренков

Ярославский государственный педагогический университет
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМОГЕНЕТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
The article discloses an integrated approach towards learning the profssional development of a person. This aspect of psychology is rarely explored in Russia. The principles of this approach are: multisystem characteristics of the process of professional development; diachronic criteria of professional development of a person; heterochromatik, uneven and cyclic of professional development.
И в отечественной, и в зарубежной психологии выделяются два основных направления изучения профессионального становления человека: аналитическое и комплексное. Для первого направления характерны работы, посвященные изучению отдельных сторон, этапов и факторов профессионального становления. Традиции исследований подобного рода были заложены еще психотехниками в самом начале 20 столетия.

В рамках второго направления предпринимаются попытки целостного осмысления профессионального становления, в единстве всех его этапов, сторон и действующих факторов. Исторически, данное направление обозначилось значительно позже, так как для его реализации необходимо накопление богатого и сопоставимого эмпирического материала, высокий уровень развития отдельных отраслей психологии (психологии труда, возрастной и педагогической психологии, социальной психологии и психологии личности) и существование реального социального заказа.

И аналитический, и комплексный подходы обладают несомненной спецификой, своими преимуществами и недостатками. Отдать какое-либо предпочтение одному из них достаточно сложно, так как каждый из них играет важную роль в решении теоретических и прикладных проблем профессионального становления человека. В настоящей статье речь пойдет о развитии целостного, комплексного подхода к изучению профессионального становления, как наименее разработанного в отечественной психологии.

Первые исследования, в которых обозначилось данное направление, были осуществлены Ш.Бюллер (Buhler Ch.,1961) в рамках ее масштабного проекта биографического исследования жизненного пути. Общепризнанным классиком комплексного похода к изучению профессионального становления считается американский психолог Сьюпер Д., который в 50-х годах двадцатого столетия разработал свою знаменитую концепцию развития профессиональной зрелости (Super D.E.,1957).

Интерес отечественных психологов к данному походу изучения профессионального становления проявился значительно позже. Лишь в 80-х годах двадцатого столетия появляются первые статьи, сборники статей, а затем и монографии, в которых обсуждались проблемы комплексного похода (Кудрявцев Т.В.,1986; Зеер Э.Ф.,1988; Бодров В.А.,1991; Поваренков Ю.П.,1991; Маркова А.К.,1996; Климов Е.А., 1996). Развитию и реализации комплексного подхода во многом способствовало широкое внедрение в практику психологических исследований по психологии труда принципов системного подхода. Сейчас мы можем с уверенностью утверждать, что вне методологии системного подхода комплексное изучение профессионального становления человека осуществить практически не возможно.

Наиболее последовательно, на наш взгляд, принципы системного подхода в психологии труда реализованы В.Д. Шадриковым (Шадриков В.Д., 1982) при разработке концепции системогенеза профессиональной деятельности (СПД). Роль данной концепции для развития общей теории психологии труда, трудно переоценить. Высокие объяснительные возможности концепции В.Д. Шадрикова продемонстрированы при решении общетеоретических проблем профессионального становления и при изучении конкретных видов профессиональной деятельности. Вместе с тем эвристический потенциал данной концепции реализован в психологии еще далеко не полностью.

Учитывая общие принципы системной методологии, и опираясь на основные положения системогенетического похода Шадрикова В.Д., мы попытались разработать системогенетическую концепцию профессионального становления человека, содержание которой в самых общих чертах раскрывается в данной работе.


  1. Полисистемная характеристика становления профессионала

Проведенный анализ литературы показывает, что в психологии отсутствует целостное, а значит, и адекватное представление о процессе становления профессионала (профессионального становления человека). Немногочисленные попытки раскрыть его содержание чаще всего заканчиваются перечислением основных форм социального управления профессионализацией (профотбор, профориентация, профобучение и т.д.) либо описанием различных феноменов самосознания личности, связанных с планированием и реализацией профессиональной карьеры.

По нашему мнению, дать адекватную характеристику процессу и результатам профессионального становления человека – это значит, описать его как полисистемный процесс, который регулируется субъектом труда на основе учета комплекса разнородных факторов. Чтобы вскрыть полисистемный характер профессионального становления и описать его реальные механизмы, необходимо проанализировать его, во-первых, как форму социализации и индивидуализации, во-вторых, как часть жизненного пути личности, в- третьих как специфическую форму научения и развития, в четвертых, как одну и ведущих форм проявления активности личности.

Перечисленные категории в той или иной степени пересекаются между собой, что, несомненно, скажется на "чистоте" проводимого анализа. Вместе с тем перечисленные аспекты не исчерпывают друг друга, и каждый из них обладает своей спецификой. Это и позволяет зафиксировать всю многоплановость и многомерность психологического содержания процесса профессионального становления человека.

Профессиональное становление это, прежде всего, специфическая форма активности субъекта труда, которая по своим масштабам сопоставима с категорией жизнедеятельности. Она не сводится к профессиональной деятельности, но имеет принципиально общую психологическую структуру, с другими формами активности человека. Поэтому ее анализ осуществляется в направлении изучения мотивации, целей и планов профессионального становления, актов выбора, контроля и коррекции профессионализации, ее информационной основы.

В психологии выделяются различные виды активности личности. Профессиональное становление не может быть сведено ни к одной из них, хотя на разных стадиях становления профессионала она может реализоваться в форме учебной или трудовой деятельности, в форме познания, общения и профессиональной адаптации. В данном случае отмеченные формы активности рассматриваются лишь как частные средства решения отдельных задач профессионального становления.

Становление интегративной формы профессиональной активности также идет через последовательное освоение ее частных форм, которые в дальнейшем представлены в ней в «свернутом» виде, но в определенной степени оперативной готовности. Отдельные формы профессиональной активности актуализируются субъектом всякий раз, когда возникают соответствующие задачи профессионального развития или профессиональной деятельности.

Для анализа процесса СП как формы активности с успехом могут использоваться приемы, сложившиеся в рамках концепций психологического анализа трудовой деятельности. Вместе с тем существует острая необходимость в разработке специальных процедур психологического анализа процесса профессионализации в целом.

Профессиональное становление выступает как одна из форм социализации и индивидуализации личности. Наиболее адекватно механизмы становления профессионала как формы социализации раскрываются с позиции категории "общественная задача", предложенной К.А. Абульхановой-Славской (К.А. Абульханова-Славская, 1977) С этой точки зрения профессионализация рассматривается в качестве процесса принятия и решения общественной задачи, в рамках которой формулируются требования, предъявляемые человеку как будущему профессионалу. Эти требования конкретизируются в форме нормативно одобренных способов деятельности, в форме фиксации соответствующего уровня производительности, качества и надежности профессиональной деятельности. Одним из способов доведения нормативных требований до человека является профессиограмма, должностные инструкции и обязанности, модели профессионала и т.д. Механизмы принятия нормативных профессиональных требований, в общем, совпадают с механизмами принятия социальных норм, которые описаны в социальной и возрастной психологии.

Таким образом, анализ профессионализации как формы социализации позволяет вскрыть основные направления, средства и механизмы социальной регуляции обществом процесса профессионального становления. Поэтому данную форму социализации следует называть профессиональной. Социальная регуляция не является автоматической, она зависит от степени принятия субъектом профессионализации как задачи, понимания ее роли, наличия у человека определенных индивидуальных качеств. Говоря другими словами, профессиональная социализация личности всегда сопровождается профессиональной индивидуализацией.

Одной из ведущих форм проявления профессиональной индивидуализации является формирование неповторимой индивидуальности профессионала, для которого характерен свой профессиональный путь, особая тактика и стратегия его реализации. К основным феноменам профессиональной индивидуализации относится индивидуальный способ и индивидуальный стиль профессионализации в целом, а также процессы компенсации, гиперкомпенсации и гиперразвития в ходе профессионального становления.



Понятие "развитие" является в отечественной психологии одним из основных, а генетический принцип – ведущим при организации экспериментальных и теоретических исследований. Однако профессиональное становление не может быть полностью сведено к развитию, важным его механизмом является научение. Специфика профессионального научения и развития заключается в том, что они подчиняются принципу оперативности, который был открыт Ошаниным Д.А. (Ошанин Д.А., 1977) и обоснован Шадриковым В.Д. ( Шадриков В.Д., 1982). Суть данного принципа заключается в том, что направление и уровень изменений, которые происходят с субъектом труда в ходе научения и развития, задают не общекультурные, а профессиональные требования. Применительно к психическим функциям, действие данного принципа состоит в том, что операционные механизмы перестраиваются в оперативные, т.е. в адекватные профессиональным требованиям.

По-своему содержанию профессиональное развитие тесно связано с общей онтогенетической эволюцией психических функций и личности в целом. Причем эта связь двусторонняя: общий уровень психического развития индивида является условием для начала профессионального развития, в свою очередь профессиональное развитие существенно влияет на общее развитие психических функций человек. Именно с его влиянием Б.Г.Ананьев (Ананьев Б.Г., 1977) связывает «второй пик» развития психических функций человека.

Анализ профессионального становления как формы развития позволяет говорить о его периодизации, о критериях развития, о ведущих формах деятельности, которые обеспечивают профессиональное развитие, о субъективных и объективных факторах развития, о социальной ситуации профессионального развития в целом.

Как показано в многочисленных исследованиях, содержание профессионального становления человека не может быть адекватно понято вне категории жизненного пути личности. Хронологически жизнь человека – это промежуток времени от момента его рождения до его смерти. В этот промежуток времени человек решает множество разнообразных задач: получает образование, создает семью, организует досуг, добивается самореализации и т.д. Одной из таких жизненных задач выступает и профессионализация. Для обозначения этой линии самоосуществления личности используются понятия "трудовой путь личности", "трудовая биография" "профессиональная карьера".

Степень принятия профессионализации как общественной задачи существенно зависит от того места, которое она занимает в структуре жизненных (экзистенциальных) ценностей человека. Соотношения здесь могут быть самыми различными: от полного совпадения (вся жизнь в работе) до полного непринятия профессионализации как социально одобряемой формы жизнеосуществления (уголовники, бомжи). В процессе жизнедеятельности человек испытывает прямое и обратное влияние профессионализации. Во-первых, профессионализация активно детерминируется динамикой жизненных циклов человека. Во-вторых, изменения, происходящие с человеком и в ходе профессионализации, могут перестраивать индивидуальный стиль жизнедеятельности человека, формировать особый тип индивидуализации. В-третьих, профессионализацией и жизнедеятельностью могут устанавливаться отношения компенсации; при невозможности добиться самореализации в одной сфере человек стремится компенсировать это в другой.

Итак, данный уровень анализа позволяет вскрыть личностные механизмы регуляции процессом профессионального становления, определить личностный смысл профессионализации для человека, зафиксировать основные этапы профессионального становления личности, поставить вопрос о субъекте профессионального пути.

Проведенный анализ показывает, что процесс профессионального становления – это сложное полисистемное образование, которое регулируется на основе социальной и индивидуальной детерминации, связан с реальной жизнедеятельностью человека, осуществляется на основе его целенаправленной активности, включая профессиональное обучение и научение, профессиональное развитие и саморазвитие, профессиональное воспитание и самовоспитание.

Проведенный общетеоретический анализ позволяет сформулировать рабочее определение профессионального становления, уточнить объект и предмет исследования в рамках системогенетической концепции, наметить основные её положения.

В дальнейшем под профессиональным становлением человека будем понимать процесс поэтапного развития и реализации субъекта профессионального пути (профессионализации), который осуществляется на основе целенаправленной активности личности, комплексного учета внешних и внутренних, социальных и индивидуальных факторов профессионализации.

В качестве объекта исследования в системогенетической концепции рассматривается процесс превращения индивида в профессионала и его реализация во всем многообразии сторон, на различных этапах трудового пути, с учетом конечных и промежуточных результатов профессионализации. Предметом исследования в рамках данной концепции выступают психологические механизмы, факторы и явления, которые влияют на данный процесс, обеспечивают его реализацию, составляют его содержание и одновременно являются его результатом.

Основные положения психологической концепции профессионального становления затрагивают следующие проблемы: психологические механизмы детерминации профессионального становления, диахронические критерии профессионализации личности, психологические основания периодизации профессионального становления личности, неравномерность и гетерохронность профессионального становления, деструктивные компоненты профессионализации. Остановимся на отдельных положениях концепции СП более подробно.

2. Детерминация становления профессионала

Опираясь на материалы экспериментально-теоретического анализа, можно предположить, что в основе детерминации профессионального становления лежит комплекс базовых противоречий, которые задаются системой внешних, по отношению к субъекту, и внутренних факторов. В качестве внешних выступают профессиональные требования к человеку, социально-профессиональные возможности, по самореализации личности и удовлетворению потребностей. К числу внутренних факторов относятся профессиональные притязания и возможности самого индивида, его встречные требования к условиям профессионализации.

Данная система факторов является конкретизацией общей социальной ситуации развития личности (Выготский) применительно к решению задач профессионализации. Поэтому она может быть названа социальной ситуацией профессионального становления субъекта труда. Важно отметить, что профессионально ориентированные качества, которые субъект обретает в процессе профессионализации, являются по отношению к данной ситуации системными.

Ситуация СП детерминирует процесс профессионального развития не механически и опосредованно; она отражается и познается субъектом, может осознаваться или нет, приниматься или отвергаться, приниматься частично.

Данные, имеющиеся в литературе, и материалы наших исследований свидетельствуют, что процесс взаимодействия субъекта труда и ситуации профессионального развития может приобретать различные формы. В случае ее принятия, она начинает рассматриваться субъектом как социальная задача (Абульханова-Славская), а точнее, как комплекс социальных задач профессионального развития, интенсивность и эффективность решения которых определяется значимостью профессионализации для субъекта и его возможностями.

В ходе экспериментальных исследований удалось подтвердить гипотезу В.Д. Шадрикова о том, что процесс принятия профессии осуществляется на основе проецирования структуры мотивов личности на содержание и условия профессиональной деятельности, на основе оценки мотивационных возможностей последней. В целом принятие профессии разворачивается в решение некоторой социально-профессиональной задачи, которая в психологии называется профессиональным самоопределением и может осуществляться, как известно в течение всей профессиональной жизни индивида.

Чаще всего решение задач профессионального самоопределения завершается компромиссом, в результате которого профессия принимается индивидом лишь в целом или по основным позициям. При этом субъект осознает, что данная профессия не может удовлетворить все его потребности и обеспечить реализацию всего его потенциала, осознает субъект и негативное влияние отдельных факторов профессии. Компенсация проблем в рамках отмеченного компромисса осуществляется за счет расширения сфер жизнедеятельности индивида, прогнозирования будущих изменений, саморазвития.

В ходе экспериментального исследования было показано, что соотношение внешних и внутренних факторов в структуре ситуации, а также роль субъекта в отражении и создании самой ситуации в ходе профессионального развития личности изменяется.

Исследуя данные изменения, нам удалось, прежде всего, подтвердить гипотезу (Рубинштейн С.Л., Митина Л.Л. и д.р.) о существовании двух форм профессионального развития: пассивной (адаптивной) и активной (творческой, надситуативной). Суть "пассивной" модели профессионального становления заключается в том, что индивид, в основном, ориентируется на заданные нормативные требования, на выполнение профессиональных предписаний. В рамках второй модели индивид выходит за рамки требований, поднимается над ситуацией профессионального развития и превращает свой труд в объект практического преобразования.

В наших исследованиях удалось показать, что реализация пассивной модели является первым этапом профессионального развития, когда ведущая роль в структуре ситуации отводится профессиональным требованиям, это отмечается на стадии профессионального обучения и на начальных этапах самостоятельной профессиональной деятельности, вплоть до окончательного завершения профессиональной адаптации. В этот период уровень профессиональных требований как бы "ведет" за собой профессиональное развитие через перестройку ситуации, через постановку новых задач профессионального развития.

После завершения адаптации, длительность которой зависит от типа профессии, ведущую роль в детерминации профессионального становления начинают играть внутренние, психологические факторы. На примере ряда профессий удалось показать, что в условиях стабилизации профессиональных требований индивид начинает вмешиваться в создание самой ситуации через изменение требований к себе, к содержанию и условиям профессиональной деятельности. В этот период субъект начинает ориентироваться не на профессиональные, на свои собственные требования, которые соотнесены с профессиональными и возможностями самого субъекта.

Переход на активную модель профессионального становления осуществляется у менеджеров, учителей на 4-5 году самостоятельной профессиональной деятельности. Однако такой переход отмечается далеко не у каждого специалиста и не в каждой профессии.

Создание новой ситуации профессионального становления личности через изменение отношения к себе как профессионалу подтверждают неоднократно высказываемые предположения, что самооценка является ведущим фактором профессионализации личности.

Вместе с тем необходимо отметить, что и на стадии адаптивного профессионального развития субъект не остается пассивным, то есть полностью подчиняющимся обстоятельствам. Так, в эксперименте установлено что, учащиеся ПТУ отражают ситуацию на двух уровнях: когнитивном и регулятивном. В состав первой включается известная субъекту информация о ситуации, а в состав второй только та, которая необходима для решения конкретных учебно-профессиональных задач. Формирование 2-х уровней отражения ситуации является необходимой предпосылкой для дальнейшего творческого развития профессионала.

Активность субъекта в условиях адаптационного развития профессионала проявляется в дифференциации внешних и внутренних факторов ситуации, в оценке парциального влияния каждого из них на результаты деятельности. При этом данная оценка зависит от индивидуальных особенностей субъекта и уровня его профессионального развития. Так, спортсмены-экстерналы и спортсмены высокого уровня квалификации основные причины своих неудач видят во влиянии внешних, не зависящих от них, факторов, а спортсмены-интерналы и спортсмены низкого уровня квалификации – внутренних, субъективных факторов.

Активность личности в условиях адаптивной модели профессионального становления проявляется в индивидуализации отражения и отношения к ситуации. Так, в ходе экспериментального исследования учеников-электросварщиков было установлено, что учащиеся совершенно по-разному отражают одну и ту же учебно-производственную ситуацию, добиваясь при этом одинаково высокой эффективности деятельности.

Итак, в основе детерминации профессионального становления и реализации субъекта труда лежит социально-профессиональная ситуация развития, которая по отношению к субъекту является метасистемой, а обретаемые субъектом свойства по отношению к ней – системными качествами.

  1   2   3   4   5   6   7

  • Ежеквартальный журнал Редакционный совет
  • Полисистемная характеристика становления профессионала
  • Понятие "развитие"
  • категории жизненного пути личности.
  • 2. Детерминация становления профессионала