Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Величие простых сердец»




Скачать 83.95 Kb.
Дата21.07.2017
Размер83.95 Kb.
ТипУрок
Урок литературы в 7 классе

Тема: «Величие простых сердец»



(Авторская идея в рассказе А.Платонова «Юшка»).

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Цело по содержанию:

Образовательная- способствовать освоению и осмыслению авторской идеи в рассказе А.Платонова «Юшка»;

Развивающая- способствовать освоению специальных умений анализировать литературное произведение, давать индивидуальную характеристику героям; уметь работать с текстом, обобщать, делать выводы;

Воспитательная- содействовать воспитанию внимательного и заботливого отношения учащихся к окружающим их людям.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, рабочие листы для учащихся.

Структура и содержание учебного занятия.

Этапы учебного занятия

Деятельность учителя


Деятельность учащихся



Организа

ционный


момент

Создаёт позитивный настрой, обеспечивает максимальное внимание учащихся через участие в определении темы урока.

- Ребята, используя подсказки, попробуйте определить, о чём пойдёт речь на уроке. (слайд №2-3)



Подсказка №1 - изобразительная: рассмотрите репродукции картин В.Е.Маковского «Свидание»,

В.М.Васнецова «С квартиры на квартиру», Н.П.Богданова-Бельского «У дверей школы»



? Какие чувства вызывает у вас

картина?


Подсказка №2 - литературная:

прочтите отрывок из стихотворения А.Дементьева «Среди печали и утех..»

Среди печали и утех

Наверно, что-то я не видел.

Прошу прощения у тех,

Кого нечаянно обидел.

Когда бы это ни случилось-

Вчера лишь…Иль давным-давно

Ушла обида иль забылась,-

Прошу прощенья всё равно…


Ответьте на вопросы:

? 1. Какие строки перекликаются с прочитанным вами произведением «Юшка»?

? 2.Какими качествами должны обладать люди, которые просят прощения?

? 3.Человек с каким сердцем способен простить?
Озвучивается имя и тема : «Величие простых сердец» (Авторская идея рассказа А.П.Платонова «Юшка»).

(слайд №4)



Настраиваются на работу, определяют тему урока, используя предложенные подсказки и отвечая на вопросы-помощники.

? Какие чувства вызывает у вас картина? (жалость,сострадание, сочувствие…)
Отвечают на вопросы:

? 1. Какие строки перекликаются с про-читанным вами про-изведением «Юшка»? (Прошу прощения…)

? 2.Какими качествами должны обладать люди, кото-рые просят проще-ния?(сострадание, понимание,сочув-ствие….)

? 3.Человек с каким сердцем способен простить? (великим, открытым, всепроща-ющим…)
Запись в рабочих листах.

Целепола-гание и мотивация

Привлекает учащихся к постановке целей урока, создаёт условия для субъектного целеполагания.

- Посмотрите на тему урока и сформу-лируйте вопросы, на которые мы сможем ответить в ходе урока.

- Поиск ответа на эти вопросы и будет целью нашего урока.

- Ребята, вы прочитали рассказ А.Платонова «Юшка»,выберите из предложенных цитат эпиграф к нашему уроку, запишите в рабочий лист.

(слайд№5)


  • Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Б. Паскаль.

  • Верю я, придёт пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра. Б.Пастернак.



  • Прошу прощения у тех.

Кого нечаянно обидел…

А.Дементьев.

- В конце урока вернёмся к высказываниям, и попрошу ответить на вопрос: почему вы выбрали эти слова?


Участвуют в целеполагании через формулирование вопросов, принимают цели урока.

Осуществляют субъектное целеполагание через выбор эпиграфа.


Делают записи в рабочем листе, озвучивают выбор.

Проверка домашне-го задания

Осуществляет проверку домашнего задания через организацию:

  1. Сжатого пересказа рассказа «Юшка» (слайд№6)

  2. Работу с цитатным планом.

-Ребята, восстановите последова-тельность сюжетной линии рас-сказа (слайд№7)

  • «Мне нельзя умирать, и я отцу твоему в кузнице помогаю».

  • «Он работал подручным помощником у главного кузнеца».

  • «Каждое лето…он уходил пешком в глухую дальнюю деревню».

  • «Девушка-врач осталась в нашем городе».

  • «А чего я тебе, чем я мешаю!»

  • «Девушка не ушла, однако, и молча ожидала чего-то».

  • «Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них».

Сжатый пересказ рассказа «Юшка».


Выполняют работу в рабочих листах, осуществляют самопроверку.

(слайд №7)


Ключ:3,1,4,7,5,6,2.



Изучение нового материала, осознание и осмысле-ние блока новой учебной информа-ции.

Предлагает познакомиться с фактами биографии писателя. (слайд №8)

-Ребята, перед вами формула жизни А.Платонова. Внимательно прослушайте биографию и запишите в схему недостающий факт. (слайд №9)


Любовь к Родине

?

жизнь

Любовь ко всему живому

?

Организует изучение нового материала в совместной деятельности: предлагает задания на выбор. При затруднении оказывает помощь в выполнении задания.


- Попытаемся осмыслить содержание рассказа, поразмышляем о любви к ближнему, о добре и зле, выясним те философские проблемы, которые ставит автор в произведении, и объединимся в группы для выполнения задания по этой теме:

  1. Юшка и дети.

  2. Отношения Юшки и взрослых.

  3. Встреча Юшки с прохожим.

(слайд №10)

Первая группа.

Найдите в тексте описание встречи Юшки с детьми, ответьте на вопросы:



  1. Что влечёт детей к Юшке?

  2. Как Юшка отвечает на их жестокость?

  3. Обижается ли он на них?

Вторая группа.

Используя цитаты из текста, ответьте на вопросы:



  1. Почему взрослые обижают Юшку?

  2. Чем отвечает им Юшка?

Третья группа.

Рассмотрите кульминационный эпизод- встреча Юшки с прохожим. Определите, какие причины заставили Юшку поступить не так, как всегда? Каково значение этого эпизода?


Предлагает группам сформулировать авторскую идею рассказа, используя опорные слова:

Осуждение….

Восхищение…

Призыв…

(слайд№11)



с
Любовь к труду, творчеству.
лушают выступление одноклассника, делают записи в рабочем листе.

?

Осуществляют выбор, делятся на группы.


Работают в группах.

Озвучивание авторской идеи и запись в рабочих листах.



Закрепле-ние нового материала

Предлагает учащимся выполнить задания:

  1. Дополнить формулу жизни

А. Платонова, опираясь на авторскую идею рассказа «Юшка» (слайд№12) ?



  1. Ответить на вопросы:

? Как вы понимаете тему урока?

?В чём выразилось величие сердца

главного героя?



В
Любовь к ближнему, сострадание, сочувствие, доброта сердца.
ыполняют предложенные задания, делают записи в рабочем листе.
?


Рефлексия

Предлагает учащимся вернуться к эпиграфу и пояснить свой выбор.

(слайд №13)

Предлагает учащимся прослушать выразительное чтение стихотворения Г.Е.Осокиной «Как много в мире зла…» и высказать своё мнение.
Как много в мире зла и как оно нас ранит,

Как трудно раны нам бывает залечить.

И мы в том зле, что сами причиняем,

Пытаемся кого-то обличить.

Эх, люди, люди, век ваш так недолог

Зачем же нам друг друга обижать?

Ведь не жестокости- любви с пелёнок

Учила каждого ребёнка мать.

А мы взрослеем и становимся жестоки,

И больно раним, колем, обижаем-

Как будто матери уроки

С годами напрочь забываем.

Исчезло в душах наших чувство милосердия

И не хватает доброты и понимания,

Давайте же приложим все усердия

Для возрождения соучастья и внимания!

(слайд№14-15)
Организует рефлексию учащимися своей деятельности, предлагая продолжить одну из фраз:

Сегодня на уроке я убедился…

Сегодня на уроке я задумался..

(слайд №16)



Озвучивают свой эпиграф и аргументируют свой ответ.
Слушают выразительное чтение одноклассника, обмениваются мнениями и наблюдениями из жизненного опыта.

Определяют значение урока для себя, озвучивают его,



записывают в рабочих листах.

Информа-ция о домашнем задании.

Предлагает домашнее задание на выбор:

  1. Пересказ эпизода (на выбор).

  2. Создать книжку-малышку пословиц о сострадании, сочувствии, доброте.

  3. Мини-сочинение : «Какого чело-века я считаю нравственным?»

(слайд №17)

Выбирают домашнее задание, записывают, озвучивают свой выбор.

Перспек- тивы

В дальнейшем мы продолжим знакомство с творчеством А.П.Платонова и остановимся ещё на одном произведении «В прекрасном и яростном мире».




  • Цело по содержанию
  • Тип урока
  • Оборудование