Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Ведущий: речь, образ, имидж




Скачать 375.57 Kb.
Дата27.06.2017
Размер375.57 Kb.
Ведущий: речь, образ, имидж

1. Наиболее бросающиеся в глаза, вернее, в уши недостатки речи ведущего.


Диалект (от греч. diálektos — разговор, говор, наречие) – разновидность данного языка, употребляемая в качестве средства общения с лицами, связанными тесной территориальной, социальной или профессиональной общностью.
Говор – наименьшая территориальная разновидность языка. Представляет собой языковую систему, которая является средством общения небольшой группы людей, как правило, жителей одного или нескольких соседних населенных пунктов.
Говорок – манера говорить, произносить.
Как правило, в речи зауральских ведущих слышны уральский говор и «девичий говорок».
Норма русского литературного произношения сформировалась на основе московского диалекта под влиянием петербургского произношения.
Некоторые особенности произношения гласных:
- аканье: безударное «о» после твердых согласных произносится как «а» (каторый, малако);
- иканье (в отличие от старомосковского еканья): произношение в предударном слоге на месте е и я, а после ч и щ на месте а звука типа «и» (пиривод, десить, чисы).
Уральский говор в понимании правильно говорящего человека – это «каша во рту», «проглатывание» гласных звуков вследствие сильной редукции, резкое повышение тона в конце фраз, слабое оканье и под его влиянием при редукции безударной «о» - произношение «ы», произношение в глаголах –ться вместо литературного -цца. Считается, что уральский говор по сложности исправления стоит между сибирским и вятским. Говорят, избавиться от уральского акцента можно, в общей сложности, за 3 месяца, – в зависимости от «запущенности» речи клиента.
В Зауралье ощущается и влияние сибирского говора.
Методы самоликвидации уральского говора:
- медленное чтение с подчеркнутым аканьем и иканьем (московский говор против неправильной редукции – клин клином);
- упражнения с четкой артикуляцией гласных, особенно обращать внимание на опускание нижней челюсти при звуке «а»;
- медленное чтение с активной артикуляцией (борьба с «кашей во рту»),
- упражнения с пробкой.

«Девичий» говорок – чрезмерно открытая артикуляция на ударных «е», «я». Свойственен преимущественно молодым женщинам, девушкам – жительницам Зауралья. Проявляется и у некоторых юношей. Причина – пассивность речевого аппарата.


Методы самоликвидации «девичьего» говорка:
- упражнения с четкой артикуляцией гласных,
- при чтении «подбор» артикуляции;
- академическое пение.
2. Часть недостатков речи ведущего связана с плохой тренированностью речевого аппарата. Поскольку язык, губы, голосовые связки – это мышцы, их уверенная и эффективная работа достигается тренировкой и регулярной разминкой.
Говорить надо ясно, приучаясь свободно открывать рот, что является важным условием формирования звука и его «посыла». Хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков речи, помогает доносить смысловое звучание слова, его выразительность и красоту.
Дикция определяется работой органов, находящихся в ротовой полости: языка, нижней челюсти губ, мягкого нёба с маленьким язычком.
Пластическая гимнастика органов речи
1. «Рыба»: энергично, но плавно опустить нижнюю челюсть - откройте рот. Поднять нижнюю челюсть и сомкнуть рот. Обратить внимание, что подвижной является нижняя челюсть.
2. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, вернуть ее и в первоначальное положение. Эти два упражнения позволяют тренировать подвижность челюстных суставов.
3. Отодвинуть язык как можно глубже, а затем распрямить и коснуться корней нижних зубов; вновь отодвинуть язык вглубь и, распрямляя его, коснуться кончиком языка корней верхних зубов.
4. Двигая язык внутри рта, коснуться кончиком языка сперва левой щеки, потом правой.
5. «Пулеметная очередь»: быстро сказать «д-д-д-д». 3-5 упражнения предназначены для тренировки языка.
6. Сомкнутые губы вытянуть вперед в виде "хоботка", затем растянуть в сомкнутом состоянии на улыбку.
7. Образовав "хоботок", двигать его последовательно вправо, влево, вниз, затем в обратном направлении. Плавно двигать «хоботок» по кругу. 6 и 7 упражнения не только тренируют мышцы губ, но и являются профилактикой мимических морщин, прежде всего носогубных впадин.
Все упражнения вначале желательно делать с зеркальцем, движения должны быть медленными и плавными. Повторите 5-6 раз.

04. Стендап


1. Большинство телевизионных журналистов впервые появляются в кадре в стендапе.
Стендап (англ. standup – стойка) - прием в телевизионном репортаже, при котором журналист находится в кадре и сообщает информацию по теме сюжета.
Стендап делают для того, чтобы:
- сделать лицо корреспондента узнаваемым,
- подчеркнуть, что корреспондент находится на месте события,
- подвести итог или рассказать о перспективах событий;
- привлечь внимание зрителя к важной информации;
- показать интересный объект;
- плавной перейти от одной части сюжета к другой;
- решить проблему нехватки видеоряда.
Два подхода к использованию стендапа (в зависимости от политики компании):
- обязательное использование в сюжетах,
- условное использование, то есть когда выполняется одно из условий:
2. Основные требования к стендапу:
- продолжительность не более 10-20 секунд (впрочем, бывают многочисленные исключения, например, в репортажных сюжетах, прямых и псевдопрямых включениях и т.п.);
- фон за журналистом должен иметь отношение к теме сюжета;
- обычно в стендапе используется средний план, чтобы совместить эффект доверительного общения со зрителем и значимый фон;
- стендап как правило не используется в начале сюжета, если это не общение в эфире ведущего и корреспондента;
- текст стендапа должен содержать минимум субъективных оценок, даже если журналист позволяет себе комментарии;
- должна сохраняться атмосфера естественного общения со зрителем;
- внешний вид журналиста должен соответствовать теме и атмосфере сюжета;
- текст стендапа должен отделяться от закадрового текста.

3. Типы стендапов


В зависимости от расположения в сюжете:
- в начале сюжета –
это не принято в большинстве телекомпаний за исключением случаев, когда:
а) один и тот же репортер делает два сюжета, которые ставятся в выпуске подряд; в этом случае стендап показывает, что человек уже в другом месте и речь идет о другом событии;
б) сам ведущий новостей, «лицо канала», едет на съемку;
- в середине сюжета («мостик») –
наиболее популярный тип стендапа:
а) репортер связывает разные части сюжета;
б) репортер дает информацию, для которой нет видеоряда;
в) репортер работает в прямом эфире;
- в конце сюжета –
используется как концовка или как анонс продолжения темы.
В зависимости от положения репортера:
- стоя;
- сидя;
- на ходу;
- в действии.
Подходите к съемкам творчески. Возьмите что-нибудь в руки, откройте дверь, укажите на что-то. Выберите интересный фон.

В зависимости от типа микрофона:


- со шнуровым микрофоном в руках;
- с радиомикрофоном в руках;
- со свободными руками (на «пушку» или с «петличкой»).

4. Особенности речи в стендапе


Так называемый информационный стиль:
- энергичная подача («я хочу это вам рассказать»);
- четкая дикция на передних зубах;
- обедненная интонация;
- минимум пауз, темп речи – 15-20 акцентов за 10 секунд.

5. Что нужно помнить:


- постарайтесь выглядеть хорошо; сбившийся на сторону галстук только отвлекает внимание от того, что вы говорите;
- будьте свободным, не напрягайтесь;
- смотрите в камеру;
- говорите в темпе, не растягивайте и не спешите;
- будьте внимательны к тексту: у вас не будет возможности исправить его позже;
- в начале и конце сделайте 5-секундные паузы, чтобы облегчить монтаж;
- запишите по крайней мере два удачных дубля, чтобы было из чего выбрать;
- если вы пытаетесь сделать что-то необычное, всегда записывайте на всякий случай и «обычный» стендап;
- объясните или упомяните о том, где вы находитесь, если это не очевидно;
- разговаривайте с аудиторей, а не «говорите» ей;
- будьте осторожны с материалом, снятым в разное время суток.

6. Постарайтесь НЕ:


- не выучивайте текст стандапа наизусть;
- не ставьте знаки препинания кивком головы;
- не привязывайте текст к конкретной дате или времени;
- не делайте стендап на фоне группы людей, которые должны делать вид, будто вас нет;
- не говорите полушепотом, например, в комнате, где идет собрание;
- не думайте о микрофоне в кадре;
- не надевайте солнцезащитные очки;
- не делайте стендап в головном уборе даже в мороз (спорная рекомендация).

Упражнения


1. Простая стойка
Встаем. Просто стоим, пока преподаватель рассказывает о своем первом стендапе. Когда рассказ окончен, обращаем внимание на положение своего тела. Скрещенные руки и ноги? Сцепленные в замок руки в «позе фюрера»? (Защита.) Вертим что-то в руках? Сутулимся? Переминаемся с ноги на ногу? Выпячивается грудь или живот?
Это одно из театральных упражнений, которое дает почувствовать, что спокойно стоять, оказывается, непросто.
Нормальная поза: позвоночник прямой, плечи развернуты, руки свободно опущены.

2. Стойка для стендапа


Теперь развернемся на четверть оборота у «камере». Как правило, при статичных стендапах становятся именно так: оформляется движение к зрителю плюс репортер кажется стройнее.

3. Микрофон в руке


Возьмем ручку наподобие микрофона. В какой руке удобнее держать? Выше? Ниже? Положение пальцев (они часто оказываются в кадре)?

4. Место события


Говорим по очереди в кадр: «Сейчас мы находимся в одной из аудиторий Курганского государственного университета. Идет занятие по ведению телевизионных программ».
Обращаем внимание, нет ли зажима, отстраненности, есть ли ощущение разговора со зрителем, желание нечто рассказать ему. С другой стороны – не ли переигрывания. Обращаем внимание на речь – голос, дикцию, произношение, интонацию.

5. Свободный стендап.


Представим, что снимается сюжет об университете. В течение 10 минут предлагается придумать стендап – текст и положение репортера. После подготовки демонстрируем, что получилось. Поощряется креатив. Обращаем внимание на речь.


Ведущий информационной программы

1. Принципиальные модели построения новостного выпуска

Один из ведущих аналитиков телевизионного процесса - профессор телекоммуникаций университета Огайо (США) Дэвид Моулд.
Он выделяет два формата новостей - закадровый и формат ведущего.
Закадровый формат - это программа без ведущего в кадре, новости идут одна за одной, "встык" или через перебивки. Состоит из набора 30-60 секундных видео с закадровым текстом. Такой формат подходит для заполнения пауз (например, по утрам) или как мостик между вечерним прайм-таймом и ночным фильмом, но для полноценного серьезного выпуска новостей он не подходит. По Моулду, закадровый формат лишает возможности использовать материал без видеоизображения. Конечно, телевидение должно быть визуально интересным, но изображение не должно превалировать. Точнее показанное не должно превалировать над сказанным и наоборот. Основная цель - новостийных репортажей - оперативно донести информацию до телезрителя - что, где, когда; после - зачем и почему. Именно поэтому акцент в новостийных материалах делается на сказанное, а не на показанное, которое только должно визуально подтверждать сказанное. (Иной подход в телевизионных художественных программах, где на первом плане стоит изображение.)
Принципиальная схема закадрового формата теленовостей:
Начальная заставка
Видео (БЗ)
Перебивка
Видео (БЗ)
Видео (БЗ)
Финальная заставка
Закадровый формат новостей в СССР впервые внедрили на ТК «Останкино» в 1989 году. Он завершал эфирный день и продержался несколько месяцев. Затем его использовали на ТВ-6. Сейчас в некоторых новостных программах («Вести – Зауралье») используется как элемент. В закадровом формате вещают EuroNews.
Формат ведущего - стандартен. Сюжеты связаны ведущим в кадре, который делает подводки к каждому материалу. Принципиальная схема:

Начальная заставка


«Привет» ведущего
Анонс новостей (шпигель)
Подводка ведущего
Сюжет или видео (БЗ)
Подводка ведущего
Сюжет или видео (БЗ)
Подводка ведущего
Сюжет или видео (БЗ)
«Пока» ведущего
Финальная заставка
У "формата ведущего", по Моулду, есть явные преимущества перед закадровым форматом. Ведущий добавляет больше содержания, он имеет возможность расставить акценты, дать наводки. Постоянное видеоизображение может утомить зрителя, а появление ведущего "разбавляет" видеоряд. Ведущий в кадре - это тоже изображение. Но оно статично, поэтому зритель, рассмотрев, во что одет ведущий, начинает вслушиваться в то, что он говорит. Когда начинается сюжет, все внимание зрителя устремлено на экран, где видеоряд постоянно меняется, чаще всего текста журналиста зритель просто не слышит; потому важно, чтобы все-таки показанное и сказанное находилось в балансе.

Некоторые важные новостийные репортажи, особенно политические или экономические, часто просто не требуют никакого изображения. При закадровом формате у телекомпании есть два выбора: либо игнорировать такие материалы, либо подгонять изображение к тексту. В результате на экране появляются неожиданные картинки, неподходящие по смыслу к тексту, которые ничего не добавляют к содержанию сюжета. Такие материалы лучше читать ведущему, а на его фоне поместить фотографии. Появление в кадре ведущего позволяет сделать новости более глубокими.

Кроме того, ведущие программы - это хозяева, которые должны встречать и провожать гостей, то есть быть на "входе" в программу и на "выходе".
2. Требования к ведущему теленовостей

Речь идет о специфических требованиях. Правильность речи и т.п., о чем говорилось в предыдущих лекциях, остаются за скобками.


А. «Усредненный» собеседник. Григорий Оганов (политобозреватель газеты «Советская культуры») в книге "ТВ по-американски (1985): “Идеальный ведущий должен удовлетворять самым разнообразным условиям: он должен быть красив, вернее привлекателен, симпатичен, в то же время внешность должна аккумулировать в себе представление о некоем "среднем типе", достаточно распространенном и приемлемом для всех: ведь красота редкая, исключительная окажется для многих несовместимой с привычными представлениями и вкусами. Это же касается поведения на экране: ведущий должен держаться свободно, смело, но не впадать в крайности и не выглядеть развязным, он должен излучать уверенность и достоинство, но не создавать впечатления самодовольства. Он не всезнайка, но эрудит, не рафинированный "высоколобый" интеллектуал из Гарварда или Принстона, но он должен разбираться в предмете, о котором пойдет речь - пусть это будет валютный кризис или проблема демографического взрыва, угроза загрязнения среды или реформа школьного образования".

Б. Драматург Александр Свободин: "Чтобы стать телевизионным ведущим, не то, чтобы нужны какие-то особые черты личности, скорее необходимо отсутствие некоторых черт, которые телеэкран неизменно обнажает." Амбициозность, субъективизм, неосведомленность в том или ином вопросе в эфире, особенно прямом, видны сразу.


В. Ведущий должен быть "гидом" по новостям. Он должен уметь интриговать зрителя, уметь подавать новости, удерживать внимание на протяжении всей программы. В любом творческом выступлении есть установка на зрителя, на аудиторию, которая требует доступного изложения мысли, четкой аргументации, наглядности примеров и доказательств. При этом «драма жизни не должна казаться бехысходной».

3. Функции ведущего информационной программы
1) «Подача» новостей: понятно, аккуратно, четко, ясно, объективно, выделяя главное, создавая эффект общения и доверия. (За камерой ощущать аудиторию; не должно быть заметно чтения по телесуфлеру)
2) Как правило, отвечает за все, что произносит в кадре: правит «под себя» тексты, которые будет читать. (Предварительно тексты пишут авторы (копирайтеры), просматривают редакторы.) «Рубит» длинные фразы, иногда разбивает сложные звукосочетания.
3) «Лицо канала»: обязан хорошо выглядеть, передавать настроение канала.
4) Непосредственно участвовать в некоторых съемках, чтобы зрители видели «лицо канала» за работой на улице (поддержание положительного имиджа канала плюс «эффект причастности» - проблема дикторов, самостоятельно не пишущих текстов: их выдает ощущение отстраненности).
5) Хорошо ориентироваться в неожиданных ситуациях, обладать хорошей реакцией и выдержкой. Вести эфир в любой ситуации. (Опасна не ошибка, а паника, которая возникает у ведущего в связи с ошибкой.) Зритель способен простить крупные ошибки, но не прощает мелочей.
6) Во время сюжетов сохранять в студии тишину. Все переговоры – только по делу. Не комментировать то, что в данный момент идет на экране: вдруг звук идет в эфир!

Образ телевизионного ведущего


1. Телеведущий – участник диалога со зрителем
Современными исследователями в области научной психологии доказано, что просмотр телепередачи – своеобразный акт общения между телеведущим и зрителем. Ученые указывают на близость телевизионного монолога и диалогической речи. При этом в телекоммуникации благодаря аудио-визуальному способу передачи информации широко представлен весь набор коммуникативных средств воздействия на коммуникатора (телезрителя) – визуальных, моторных, слуховых, вербальных.

2. Образ телеведущего – продукт конкуренции

Иногда говорят, что прежние ведущие – дикторы – хуже современных. Это не так. Скорее, у нынешних ведущих другая роль, обусловленная иной ситуацией в телевизионном процессе.
В последние 20 лет общество стало менее однородным: появились новые социальные группы. Появилась возможность делать разнонаправленные и разнопрофильные информационные программы, ориентированные на разные группы зрителей. Наиболее яркие примеры:
- «Время» (широкий обыватель) и «Другие новости» (домохозяйки и молодежь) на 1 канале;
- новости MTV (молодежь) и «События» на ТВЦ (одна из наиболее консервативных программ).
Более разнообразной стала информация (отсутствие явной цензуры и т.п.).
С другой стороны, множество каналов вынуждены конкурировать за зрителя – во-первых, друг с другом, во-вторых, в попытке расширить аудиторию, привлекая смежные с целевой аудиторией социальные группы.
В этой ситуации преобладавший контакт «информация - зритель» сменился на «ведущий - зритель». Если раньше существовала функционально-ролевая популярность телеведущих, то сегодня формируется их личная известность. Этому способствует индивидуальный образ ведущего.
Если раньше медиатор (посредник) вводил зрителя в мир информации, теперь роль медиатора – войти в дом к зрителю со своей информацией и при этом активизировать потенциал личности зрителя, «раскачать» его. И вот в этом случае интерпретация информации медиатором становится элементом содержания информационного выпуска.
Ведущий становится не просто медиатором (посредником) в распространении информации, а выдвигается на пересечение сообщений и их зрительского восприятия. Он условно превращается в со-присутствующего событиям. Наиболее явственно это проявляется в том случае, когда ведущие находятся на коммуникативной линии с корреспондентами в прямом эфире. В данном отношении их традиционно можно сравнить с вестниками - с теми, кто ведет, сопровождает нас, прокладывая новостями и сообщениями повседневный жизненный путь.
3. Исследования образов ведущих
Наиболее изучен образ ведущего информационной программы. В частности – ВГТРК, 2000 год.
Образ ведущего в восприятии зрителей включает в себя, по меньшей мере, два уровня:
- внешний, проявляющийся в таких статичных элементах, как одежда, прическа, грим, макияж, и в поведенческих реакциях – эмоциональная включенность, взаимодействие ведущего в кадре и др. – назовем его имиджевым;
- внутренний, проявляющийся через элементы поведения и речи – назовем его личностно-образным (в том смысле, что создается определенный образ личности ведущего).
Если первый, имиджевый уровень восприятия образа легко корректируется через простую смену элементов и поведения ведущего, то второй, личностно-образный уровень столь легкой коррекции не поддается.
Исследовались 8 ведущих новостных телепрограмм: Ж. Агалакова (ОРТ), О. Алалыкин (РТР), Е. Андреева (ОРТ), А. Дадыко (РТР), С. Дадыко (РТР), О. Кокорекина (РТР), Т. Миткова (НТВ), М. Осокин (НТВ).

Полученные данные позволяют понять, каким видят эксперты идеального ведущего. Для решения этой задачи были проанализированы средние оценки, выставляемые экспертами идеальному ведущему с выраженным авторским началом и идеальному диктору.


Оказалось, что в представлении экспертов личностно-образные качества идеального ведущего и идеального диктора нетождественны, хотя и имеют общие черты. Для идеального ведущего наиболее ожидаемы следующие характеристики:
- добросовестность (средний балл – 8,65);
- самостоятельность (8,52);
- независимость (8,43);
- уверенность (8,43);
- общительность (8,37);
- решительность (8,35);
Наименее ожидаемы:
- раздражительность (4,32);
- напряженность (5,52);
- уступчивость (5,82);
- доброта (6,73);
- спокойствие (7,04);
- отзывчивость (7,41).
Для идеального диктора ожидается несколько иной ряд. Наиболее ожидаемы:
- добросовестность (8,41);
- уверенность (8,09);
- дружелюбие (7,65);
- обаяние (7,61);
- спокойствие (7,52);
- честность (7,36).
Наименее низко оценены:
- раздражительность (3,32);
- напряженность (5,65);
- уступчивость (5,81);
- сила (6,18);
- независимость (6,32);
- открытость (6,45).
Таким образом, от идеального ведущего-автора ждут самостоятельности, независимости, решительности. И именно по этим трем характеристикам обнаружены статистически значимые различия между идеальными образами диктора и ведущего (хи-квадрат, α= 0,05). От идеального диктора ждут скорее дружелюбия, обаяния, спокойствия.
Следует отметить также, что по ряду характеристик (добросовестность, уступчивость, напряженность, дружелюбие, уверенность) средние оценки практически совпадают.

Интересно отметить, что наиболее популярные ведущие М. Осокин и Т. Миткова имеют наибольшие значения по фактору «Сила» среди реальных ведущих. При этом Т. Миткова имеет высокое значение по фактору «Активность», а М. Осокин – самое низкое значение по данному фактору. По фактору «Оценка» (дружелюбие, отзывчивость) оба имеют самые низкие значения. Это хорошо согласуется с мнением журналистов, пишущих о ТВ. В частности, Т. Миткова получила прозвище «женщина-вамп» (Ю. Богомолов). На одной из фокус-групп, где сравнивались образы различных ведущих общественно-политического вещания, респондентам было предложено сравнить журналистов с животными. М. Осокина и Т. Миткову сравнивали с хищными агрессивными животными (тигр, пантера, рысь, хорек и др.), что, вероятнее всего, следует трактовать, как проявления негативного отношения. Для сравнения: С. Сорокина ассоциировалась с домашними животными, обнаруживая тем самым неагрессивный, мягкий образ.


Это лишь иллюстрация к проблеме выбора образа. Главный вывод: человек, собирающийся работать телеведущим, должен задуматься о содержании своего образа – не только внешнем, но и внутреннем. Современный ведущий – это прежде всего характер, который притягивает или отталкивает зрителя. Внешние данные, скорей всего, на втором месте.
3. Условия популярности ведущего теленовостей
1) Экранный образ коммуникатора должен быть образом реальной личности из повседневной жизни, обладающей как определёнными достоинствами, так и некоторыми недостатками. При этом любая неестественность и наигранность в экранном образе телеведущего ведёт к уменьшению и постепенному исчезновению его популярности.
2) Телезритель должен хотя бы частично отождествлять свой образ с экранным образом ведущего. Как правило, наиболее популярными для представителей аудитории являются те коммуникаторы, в экранном образе которых прямо или опосредованно прослеживаются некоторые черты или особенности самих зрителей.
3) Телеведущий должен обладать системой необходимых и достаточно профессионально важных качеств. Чаще всего профессионально важными качествами телевизионного коммуникатора выступают определённые постоянные, константные особенности внешности и речи.
4) Экранный образ телеведущего выпусков новостей должен содержать систему определённых свойств и элементов, взаимосвязанных с явлением популярности. Это базовое универсальное основание является наиболее динамичным, так как упомянутая система качеств и компонентов экранного образа периодически развивается, деформируется и видоизменяется, а следовательно, требует постоянного эмпирического исследования.
4. Варианты образов ведущих
Современные телезвезды постоянно в центре обсуждения – и профессионального, и обывательского. Зрители настолько привыкли видеть многих из них в привычных образах, что не допускают иных вариантов и часто отворачиваются от них, когда ведущие пытаются что-то изменить.
Телеведущий начинает выпуск на языке действия в том случае, когда он профессионально чувствует материал вне видимой обдуманности сообщить то, что ему стало известно. Если у человека появляется желание говорить, когда он видит, что его слушают, то все намерения ведущего составляет телеэфир, но не в прямом стремлении начать говорить, а быть услышанным, не наблюдая представимое. Видимо, только с течением времени навык «гасит» это живое обращение, и он не столько горит желанием донести сообщения, сколько просто говорит-сообщает. В дальнейшем ведущий становится активным зрителем самого себя и всей информационной программы. При этом ему важно действовать не только с авторско-режиссерской позиции, но и в аспекте авторско-зрительской работы, уже нацеленной на осуществление и переживание жизни зрителей своей. В противном случае, ведущий уже не сможет подняться выше персонифицируемого средства ведения передачи, исполнителя чужой воли и «оживляющего» воплощением механизмов закадровой игры.

Голос ведущего

1. Сначала - пластическая гимнастика органов речи
2. Природа голоса

Голосовой аппарат человека состоит из легких, гортани, связок и грудной клетки. Механизм создания звука достаточно прост: легкие выдыхают воздух, и под его действием голосовые складки гортани начинают колебаться, создавая звуки различного тембра. Смыкая связки, мы делаем звук ярче, размыкая — глуше (так рождается шепот).


Резонаторы:
- головной (пазухи носа и лба) – работает в детском возрасте;
- грудной.
Индивидуальная окраска, интонация и громкость голоса зависит от грудной клетки, работающей как резонатор. Разумеется, одним голосовым трактом дело не обходится, в той или иной степени в произнесении звуков задействовано все тело. В первую очередь — сердечно-сосудистая система, питающая легкие. Во вторую — мышечная система, а особенно — мышцы шеи, плеч и предплечий, напряжение которых часто передается гортани и трахеям, делая голос сдавленным и безжизненным.
3. Голос по жизни

Голос новорожденных — издаваемые новорожденными звуки могут быть разными по силе, но они, как правило, одинаковы по высоте и тембру. Поэтому плач и крик новорожденных часто кажутся совершенно одинаковыми. Голос детей ясельного возраста — отличается узостью диапазона и слабой степенью модуляции силы звука — дети говорят либо только громко и очень громко, либо только тихо и очень тихо. Голос детей дошкольного и школьного возраста — отличается заметным расширением диапазона и использованием специальных приемов для придания большей выразительности и доходчивости. К концу этого периода завершается оформление голосового тембра, который остается у человека на всю жизнь. Голос взрослых — отличается широким диапазоном высоты и силы звука, индивидуальным тембром и т.д. Голос стариков — отличается сужением диапазона используемых звуков — как по высоте, так и по силе, вследствие чего становится слабым, более монотонным и менее выразительным. По мере старения организма может усиливаться также и вибрация голоса.


4. Личная диагностика голоса
Общие симптомы
Вас часто просят повторить только что сказанные слова.
Вы устаете после 10-минутного разговора.
Вам не хватает воздуха для длинных предложений.
Вы надоедаете слушателям цоканьем, вздохами, прищелкиванием языком и другими глупостями.
Наконец, вам просто не нравится и никогда не нравился твой голос.
Все это очень важно. Очевидно, что пора серьезно подойти к вопросу самосовершенствования. Теперь проверим отдельные моменты.
Резонанс

Представьте, что вы — паровоз. Громко скажите несколько раз «чух-чух». Вы должны почувствовать вибрацию в горле и груди, а не в носу.


Теперь нужно прикинуться героем повести и позвать свою собаку — Му-Му — растягивая "м" и прижимая кончики пальцев к груди. Ими также нужно почувствовать вибрацию.
Если все так — с резонансом полный порядок. В противном случае, при разговоре вы перенапрягаете связки. Это не только их изнашивает, но и портит впечатление от голоса.
Монотонность

Чтобы голос не казался монотонным, он должен охватывать, по крайней мере, октаву. Хороший оратор должен брать не меньше трех октав.


Чтобы определить свой диапазон, пропойте простую гамму.
Гнусавость

Расслабьте горло, раскройте рот и произнесите долгое "ааа". При этом воздух должен выходить только через рот, вы не должны чувствовать вибрацию в носу. Причиной гнусавости может стать гайморит, насморк, а также неправильно сформировавшиеся в детстве пазухи из-за воспаления гланд и аденоидов.


Осторожнее с сосудосуживающими!

5. Лечение


Как и во всяком серьезном деле, в вопросе корректировки голоса нельзя рассчитывать на мгновенный эффект. При регулярных и систематических занятиях ощутимого результата можно ожидать через три-шесть месяцев.
В качестве реквизита понадобится набор из магнитофона с микрофоном (диктофона), книжки с произведениями классиков, учебника русского языка, винной пробки.
Начинать нужно, прежде всего, с корректировки дыхания. Особенно, если проблемы с резонансом. Нужно научиться глубоко и ровно дышать, попробовать различные варианты дыхания — грудью и животом.

Упражнения:


1. Свеча.
а) дуть на воображаемую свечу, чтобы погасить;
б) дуть, чтобы отклонить пламя;
в) потушить поочередно 8 свечей.
2. Роза
Встать, снять плечевой зажим (свободно опустить и чуть отвести плечи назад),. Нюхаем розу: вдох на раз-два, выдох – на четыре счета. Ощущаем как работают грудь (у девушек) и живот (у юношей).
3. Звуки природы
Стоя. Ветер шумит – ш-ш-ш-ш. Шмель летит – ж-ж-ж-ж.
4. Пилка дров
Пилим отрывисто: с! с! с! с! Чувствуем, как работает диафрагма.

На дружеских посиделках пой разудалые песни — это отличная тренировка.


Отсутствие резонанса в голосе — довольно распространенная проблема. Суть ее в том, что яркость и громкость своему голосу человек придает за счет напряжения связок. Во-первых, это вредно — связки при этом сильно смыкаются и изнашиваются, стираясь друг о друга. Во-вторых, эффект более чем скромный. Нужно стараться, чтобы голос рождался не в горле, а в груди, как у оперного певца.
Нулевая тональность - это такое положение связок, при котором легче всего говорить, менять силу звука и артикулировать. В этой тональности твой голос чувствует себя комфортнее всего.

Профессиональный трюк: сделайте сильный и глубокий зевок. Сразу после него голосовые связки займут самое удобное для них положение. Попробуйте теперь прочитать какой-нибудь текст, например этот абзац, не выходя из нулевой тональности. Если хочется говорить громче, не следует напрягать связки, а просто нужно быстрее выдыхать воздух. Больший напор воздуха увеличит громкость звука, не добавляя лишней нагрузки на связки.

Научитесь легко находить свою нулевую тональность. Если приходится долго говорить, лучше всего делать это в ней. Переходы на более высокий или низкий тон нужно будет совершать, только если хочется интонационно выделить ту или иную часть речи. Но основой всех интонационных игр должна быть одна тональность - нулевая.
Низкий голос кажется слушателям более приятным. Разумеется, голос должен быть естественным — подражать героям фильма "Кровавый пир зомби" не стоит. Если, разговаривая, выпрямить спину, диафрагма автоматически прогнется, сделав голос немного ниже.
Разборчивость. Чтобы при разговоре не казалось, что рот забит кашей, древние греки забивали рот камнями, тренируя разборчивость речи. В наше время некоторые актеры используют орехи фундук.
Если есть «фефект фикции», есть смысл проконсультироваться с логопедом. Например, некоторые товарищи, которые не выговаривают «л», просто не знают, где в этот момент должен находиться язык.
Возьми пробку от винной бутылки и зажми ее передними зубами так, чтобы две трети пробки торчали наружу. А теперь постарайся, не выпуская пробку, медленно и внятно прочитать вот этот самый абзац. Упражнение призвано улучшить твою дикцию и приучить голос к более умелой артикуляции - при таком ограничении ему придется искать дополнительные пути выражения.
Тра-та-та, тра-та-та,

Вышла кошка за кота.

За Кота Котовича,

За Петра Петровича.


Работая над голосом, помни, что он должен быть цельным и единственным. Нельзя иметь один голос для работы, второй для девушки, а третий для ругани в очереди за шпротами — тогда все они будут одинаково фальшивы.
6. Профилактика
– Холодное пиво и полтора часа криков вроде "Толян, пасуй!" до добра не доведут.
– Регулярное ношение шарфа и шерстяных носков (особенно в коварные весенние месяцы) – полезно для голоса. На подошвах ног находятся акупунктурные точки, связанные с носом и горлом. Поэтому опасно промачивать ноги.
– Питье горячего чая при возвращении с промозглой улицы — и с голосом полный порядок.
– Мед. С горячим чаем он — отличное лекарство. С холодным молоком — гарантированная ангина. Сам по себе в чистом виде – раздражающее горло вещество.
– Телефон. Придумали его, чтобы не орать, разговаривая на расстоянии. Но при разговоре по телефону, оказывается, связки напрягаются в 3 раза сильнее, чем при непосредственном общении — из-за отсутствия визуального контакта. Так что чаще нужно встречаться.
– Тепло может быть коварно — придя с промозглой улицы в помещение, нужно помолчать минуту-другую, дать голосу привыкнуть к комфортным условиям. Вообще помалкивать иногда очень полезно. – Нужно пить воду. Не горячую и не ледяную. Пить ее надо регулярно и часто, чтобы избежать пересыхания горла.
– Салат из помидоров, моркови и любого растительного масла — витамины А, С и Е укрепляют слизистую горла.
– Систематические занятия физкультурой также полезны для голоса, так как они нормализуют кровообращение и дыхание.
7. Перед работой
1. Расслабься и приведи в порядок мысли.
2. Негромко помычи на открытой гортани – стон или песенку. Выделится слизь! Ее нужно убрать.
3. Прополощи горло слегка подсоленной теплой водой или выпей теплого зеленого чаю без сахара.
4. После работы разогретое горло уязвимо. Нужно его утеплять и лучше помолчать.
5. Всякий раз, когда чувствуешь, что голос начинает сдавать — постарайся полностью расслабиться. Отдыхай, молчи и глубоко дыши.
8. Легкое лечение

Если голос начинает изменять, не обязательно глотать сырые яйца и давиться горячим пивом.


Смешать сок редьки и горячее молоко в пропорции 1:2 и добавить ложку меда. Пить в течение дня маленькими порциями.
Полоскать горло настоем шалфея, эвкалипта, ромашки и липы.
Есть малину, инжир и цитрусовые. Они не только помогут горлу, но и укрепят иммунитет.
Имидж телеведущего
Понятие имиджа
В переводе с английского имидж – это образ, изображение. В самом же деле – это непосредственно или преднамеренно создаваемое визуальное впечатление о личности или социальной структуре. Именно впечатление, а не оценка. Имидж чаще всего заканчивается такой предварительной операцией нашего познания, каковой признано представление. Имидж, как правило, «располагается» в низших этажах нашей психики – в подсознательной её сфере или в пластах обыденного сознания, в чём и состоит его необычайная доступность для восприятия людьми и цепкость присутствия в их сознании. Если об имидже говорить как о конкретной психологической продукции, то он выступает как социальная установка, как ценностный стереотип, как модный символ. Не исключена возможность его одновременного проявления во всех названных сферах психики человека.
Если обратиться к «Толковому словарю» Владимира Даля, то в нём наряду с понятием образ даётся и понятие облик: «оклад и черты лица, внешность вида и выражение лица, физиономия». Таким образом, в русском толковании понятие образа как облика более содержательно, чем его зарубежная интерпретация.
В политической рекламе и шоу-бизнесе имидж часто выступает как образ, наделённый характеристиками, которые лежат за пределами душевной сущности личности. Не случайно имидж понимают как «легенду» или как идол времени.
Проблемой имиджа и технологий его реализации занимается научно-прикладная отрасль человековедения под названием имиджелогия. Главное предназначение имиджелогии – научно обосновать, как создавать привлекательный имидж, как выстраивать модели достойного поведения, адекватные тем жизненным ситуациям, в которых мы оказываемся.
Сегодня трудно найти крупного политического деятеля, который специально не обращался к имиджмейкерам. Имидж таких личностей отшлифован буквально до мелочей. Например, на лицах пожилых людей мимика сильнее фиксирует возрастные изменения, поэтому во время телепередач их лица подаются на определённом расстоянии от съёмочной камеры. Или такой факт: весьма важен фон, на котором представлена личность. Маргарет Тетчер было трудно получить политическое признание в стране со столь консервативными порядками. Поэтому её имиджмейкеры пристальное внимание уделяли выбору интерьеров: большинство её телевыступлений были отсняты в домашней обстановке на фоне зажжённого камина.

Особенности создания имиджа телеведущего



Изобретенное в начале XX века телевидение стало важнейшим средством распространения информации и одним из видов досуга. Экранная информация воздействует одновременно на зрение и на слух, синтезируя в себе практически все накопленные человечеством способы общения. Важная особенность телевидения – личностный, доверительно-интимный характер телевизионного общения. Технологические возможности телевидения создают условия, чтобы у зрителя сформировались три своеобразных состояния общения: «эффект присутствия», «эффект диалогичности» и «эффект доверительности».
Благодаря этим эффектам, телевидение выступает в качестве мощного коммуникационного фактора, воздействующего на психологию людей разного возраста, формирующего их мировоззрение.
Эффективность телевизионного общения с массовой аудиторией определяется личностным имиджем телеведущих. На заре вещания, когда телевидение только начинало готовить своих собственных профессиональных творческих работников, возник вопрос о том, кто имеет право обращаться к аудитории от своего имени, ведь зрители сознательно или бессознательно отождествляют и персонифицируют воспринимаемую с телеэкрана информацию с тем человеком, который её передает. По мнению Игоря Леонидовича Кириллова, одного из первых дикторов отечественного телевидения, ставшего впоследствии руководителем Школы дикторов, диктор – это не просто лицо, читающее текст у микрофона, а личность, которая стремится воздействовать на зрителя умным доверительным разговором.
Человек, выступающий перед такой обширной аудиторией, облекался огромной ответственностью: на него смотрит и его слушает почти вся страна, его слова могут оказать мощное воздействие на сознание людей, на их взгляды, понимание ими тех или иных явлений жизни. Поэтому особое значение придавалось человеческим и профессиональным качествам диктора, его способности вызвать полное доверие и уважение у зрителей.
В те годы при отборе кандидатуры для выступления в «масштабе кадра» меньше всего имелась в виду «телегеничность», т.е. способность выглядеть «красиво» в кадре. В одной из книг тех лет написано: «Телевизионная передача – не парад модных моделей и не конкурс красоты, её успех или неуспех зависит в первую очередь от знаний, профессиональной подготовки, таланта и индивидуальности, внутренних человеческих качеств выступающего в кадре».
Особенности телевидения сегодняшнего дня: многоканальность, использование различных способов телевизионного общения, жанровое разнообразие телепрограмм, возможность творческого воплощения самых невероятных проектов, наличие большого количества выразительных средств и способов их осуществить. Однако при всём этом по-прежнему успех у зрителей той или иной программы во многом определяется обаянием личности телеведущего.
По мнению П.С. Гуревича, зрителю интересна «личность, нестандартный человек, индивид, захваченный идеей, человек, обладающий даром общения».
Итак, телевидение обладает особым характером общения, главная роль в котором отводится ведущему. Он должен быть наделён даром коммуникабельности: создавать контакт со зрителями, вызывать у них ощущение того, что он видит аудиторию, умеет улавливать её настроение и ожидания.
Ещё одно важное качество телеведущего: он должен быть обязательно заинтересован в том, что делает, и делает он это не потому, что так надо, а потому, что это ему нравится, он получает огромное удовольствие от своей работы. Телеведущий в первую очередь сам должен профессионально ответственно подходить к созданию личного имиджа на экране. «Грустно, когда внешний облик, телесность остаётся единственным и самодостаточным средством персонификации», – пишет П.С. Гуревич.

Эталонная модель имиджа телеведущего



В книге «Имиджелогия. Секреты личного обаяния» В.М. Шепель пишет: «Благоприятные внешние данные являются тем природным достоянием, которым следует умело распорядиться. Как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности... Вне всякого сомнения, красивым людям легче создать эффект личного обаяния. На кино- или телеэкране наш взор выхватывает и запечатлеет в памяти образы внешне привлекательных людей. Не однажды проводя эксперименты, психологи убеждались, что из десяти случаев, по меньшей мере, в восьми наше первоначальное впечатление о других складывается по их внешности».
Каковы же эталоны внешней привлекательности или, как говорят имиджмейкеры, смотрибельности телеведущего? Многие специалисты по этому вопросу выделяют следующие эталонные качества:
 Здоровый вид.
 Гармония черт лица.
 Красивые волосы.
 Стройная и пропорциональная фигура.
 Белые и ровные зубы.
 Приятно звучащий голос.
Выразительность жестов.
 Живой ум.
 Доверительность.
В самом деле, когда мы включаем телевизор и видим на экране телеведущего, то прежде всего нам бросаются в глаза такие конкретные атрибуты его внешнего вида, как лицо, причёска, одежда, руки. Часто незаметно для себя мы вслушиваемся в голос ведущего и невольно соотносим тональность и тембр его голоса с состоянием лица, энергетикой движения тела и рук. Таким образом, при создании имиджа и в целях повышения эффекта своей смотрибельности на экране телеведущему следует иметь в виду эту логику зрительского восприятия телевидения, а потому придавать должное значение выше названным качествам.
Обратимся к перечисленным качествам телеведущего:
Здоровый вид. Это первое по значимости качество внешне привлекательного образа телеведущего. Его внешний вид должен излучать здоровье и оптимизм.
Телевидение требует от ведущего большого напряжения эмоциональных, умственных и физических сил. Поэтому забота о здоровье – обязательное условие успеха работы на телеэкране. Здоровые люди наиболее работоспособны, предрасположены к творчеству, им свойственны общительность и чувство юмора. Нездоровый, уставший человек не сможет выглядеть на экране эффектно: глаза, поза, мимика обязательно выдадут его подавленное внутреннее состояние.
Гармония черт лица. Это качество имеет особое значение для всех телеведущих, но особенно для работающих в информационных программах, выпусках новостей, где поза статична и неподвижна и основное внимание телезрителей приковано к лицу. Этих телеведущих часто показывают крупным планом. Поэтому следует строже подходить к отбору теледикторов по физическим параметрам лица, работающих в названных жанрах.
Что касается ведущих авторских, шоу и других программ, то здесь обязательное условие – отсутствие явно выраженных недостатков на лице. Однако во всех случаях при работе на телеэкране полезно ориентироваться в своих физиогномических характеристиках и, используя визаж, подбор причёсок, эффект аксессуаров, проводить необходимые корректировки лица.
Красивые волосы. Это весьма желательная составляющая имиджа телеведущего. Но если природа не оказалась щедра, недостаток можно компенсировать хорошо уложенной прической, которая, соответствуя типу лица, «работает» на ведущего.
Стройная и пропорциональная фигура. Далеко не все наделены хорошей фигурой. Но это не должно быть предметом особых переживаний. Наличие стройной и пропорциональной фигуры желательное, но не категоричное требование к работе телеведущего. Поэтому честолюбивому телеведущему следует уделять больше времени поддержанию своей физической формы, заниматься шейпингом, верховой ездой, игрой в теннис, чтобы эффектно смотреться на экране.
Белые, ровные зубы. Это категорическое требование. Если у телеведущего больные дёсны, а зубы не здоровы, это обязательно будет видно на экране, особенно если передача идёт крупным планом. Белые ровные зубы дают возможность телеведущему красиво улыбаться. Вспомним пресловутый «эффект смайла», широко используемый в американской и японской практике деловых людей и средствах массовой информации.
Приятно звучащий голос. Вокал – это главнейшее вербальное средство телеведущего. Он играет важную роль в создании имиджа. Обладатель резкого, визгливого, «деревянного» голоса профессионально исключается звучать в кадре. Голос телеведущего должен обладать приятным тембром, быть гибким, пластичным, нагруженным эмоциональной теплотой.
Выразительность жестов. Жесты так же, как и лицо, активно участвуют в создании имиджа. Они несут огромное количество информации. Жесты – это необходимый коммуникативный инструмент телеведущего, а потому владеть техникой жеста – обязательное требование к работе таких профессионалов.
Живой ум. Человек, обладающий живым умом, всегда интересен и собеседнику и зрителю. Богатое воображение, дар импровизации, умение нестандартно мыслить, живо реагировать на события, происходящие вокруг, – великолепные качества, которые желательно иметь телеведущим.
Доверительность. Это качество бесценно для телевизионного общения. Ведущий призван демонстрировать своё искреннее отношение к тому, о чём он рассказывает с экрана. Важно, чтобы он был уважительным по отношению к своему собеседнику по телепередаче, тактично воспринимал его мнения и переживания.
Главные характеристики имиджа в сфере деятельности СМИ можно описать, учитывая три обстоятельства:
- во-первых, имидж коммуникатора всегда упрощен по сравнению с объектом;
- во-вторых, этот имидж как бы живет самостоятельной жизнью в сознании аудитории, значит, динамичен и может изменяться;
- в-третьих, он находится между реальным и желаемым, восприятием и воображением.
Сам же процесс формирования имиджа можно разбить на этапы:
- Выявление целевых групп, с которыми журналист, в первую очередь, собирается взаимодействовать.
- Изучение (хотя бы эмпирическое) пристрастий читателей, радиослушателей, телезрителей, с которыми индивидуальный коммуникатор предполагает взаимодействовать: образ, который он собирается создавать, должен отражать ожидания реальной и потенциальной аудитории.
- В качестве доминирующих, как показывает практика СМИ и наши опросы журналистов, можно назвать три составляющих «работающего» имиджа:
• умение говорить «на языке» своей аудитории;
• знание того, что именно сегодня ее волнует;
• острота ума и чувство юмора.
- Подбор журналистом и «примеривание» адекватного типажа, называемого еще «социальной ролью» коммуникатора.
- Привлечение внимания к персоне журналиста. Психологи по этому поводу замечают: говорить мы начинаем прежде, чем произносим первые слова. Следовательно, внешность, одежда, манера держаться и еще многое другое определяют едва ли не с первых мгновений коммуникативного контакта перспективность взаимоотношений коммуникатора и коммуниканта.
- Вербальный (текстовой) ряд – что и как излагает журналист, насколько аргументировано, убедительно.
- Способность вызывать доверие у своей аудитории, а также у потенциальных реципиентов (тех, кто мог бы быть вашим читателем, телезрителем, радиослушателем, но по каким-то субъективным причинам не стал им). Здесь можно говорить о незаурядности личных качеств журналиста, профессионализме, компетентности, может быть, даже определенном «стандарте на героя» у той или иной группы аудитории СМИ.
- Самый главный этап. Журналист (коммуникатор) должен для себя сам или с помощью профессиональных имиджмейкеров дать ответы на четыре простых вопроса:
• Чего я хочу добиться как профессионал?
• Что я могу (природой мне даровано лишь это)?
• Кто я сегодня как личность (воспитание, образование)?
• Что я должен сделать для того, чтобы добиться результата?
«Строительство внешности» телеведущего
В профессии телеведущего приоритетный фактор успеха – умение нравиться публике. Не многие ведущие имеют персональных консультантов по имиджу, поэтому им следует уделить особое внимание технологии самопрезентации, т.е. технологии подачи себя, привлечения внимания телезрителей к своим лучшим личностным и профессиональным качествам.
Она помогает овладеть реальным механизмом эффективного воздействия внешнего облика людей друг на друга. В.М. Шепель в книге «Имиджеология: Секреты личного обаяния» пишет: «Чем значительнее замыслы и претензии личности, тем более она озабочена своим имиджем. У такой личности стремление к созданию яркого имиджа – мощный внутренний мотиватор, побуждающий её на огромную работу над собой, на преодоление в себе всего того, что мешает быть лидером или звездой... Отсутствие внешних данных не перекрывает дорогу к личному имиджу. Только надо хотеть или уметь наилучшим образом самовыразить свои сильные личные качества. Более того, в каждом имеется дарование нравиться людям... чем больше прилагается усилий нравиться людям, тем ярче высвечиваются интеллектуальные, художественные, телесные и информационные характеристики личности».
В технологию самопрезентации В.М. Шепеля входят четыре мини-технологии:
 визуализация облика,
 коммуникативная механика,
 флюидное излучение,
 вербальный эффект.
Самая выразительная часть личного имиджа – лицо. Создать привлекательную мимику – одна из важных профессиональных проблем телеведущего. Обозначим основные приёмы решения проблемы «строительства внешности» телеведущего.
Гигиена кожи лица. Лицо любого человека, требует постоянного и тщательного ухода. Телеведущему, как человеку публичной профессии, необходимо следить за кожей лица. Не у каждого есть время и возможность посещать косметический салон. Поэтому необходимо знать особенности своей кожи и уметь за ней ухаживать. Хорошо использовать комплексное воздействие на кожу (очищение текстуры, тонизирование, увлажнение, защита), которое даёт хороший результат, помогает держать кожу в тонусе, не затрачивая на это много времени.
Макияж. Как женщины, так и мужчины на телевидении должны пользоваться косметикой, чтобы хорошо выглядеть. В студию необходимо приезжать заранее. Нельзя появляться перед камерой без профессионально сделанного макияжа. В этом процессе большая роль отводится тонированию лица. Хорошо, если на студии есть визажист, который поможет ведущему справиться с этой задачей. Однако многие телеведущие предпочитают это делать сами, зная особенности своей кожи и конфигурацию лица. Для этого необходимы следующие средства: тональный крем, корректирующие или нейтрализующие маскирующие средства, высветлитель, компактная или рассыпная пудра.
Ведущие должны учитывать, что крупный план позволяет увидеть самые незначительные недостатки, подчас даже их усиливая. Так, неправильно поставленный свет буквально на моих глазах состарил обаятельную ведущую канала, высветив все недостатки макияжа неровности кожи. Плюс неудачно подобранная причёска.
Причёска. Привлекательная причёска жизненно необходима для создания хорошего имиджа на экране. Ведущему важно уметь оценить, насколько форма, цвет и структура причёски «работают» на него перед глазом телекамеры. Волосы должны быть не только причёсаны «волосок к волоску», но выглядеть естественно и быть к лицу. Нет проблем, если на канале или в передаче работают опытные стилисты и парикмахеры, что сразу становится заметно. Сложнее, когда приходится обходиться своими силами. В этом случае нужна причёска, за которой было бы легко ухаживать между визитами к хорошему парикмахеру. Густые волосы и хорошую стрижку лучше закрепить гелем для волос, причёска будет выглядеть естественно. Если нанести много лака поверх волос, они будут выглядеть приклеенными. Ведущим программы информационных новостей иметь чрезмерно сложную причёску не желательно.
Глаза. При макияже глаз важно учитывать форму глаз и их цвет. Лучше не использовать голубые и зелёные оттенки теней. Наиболее естественно выглядят мягкие коричневые оттенки.
Одежда. При выборе одежды ведущему необходимо исходить из жанра передачи. Если это новости, то одежда должна быть строгой, в то время как ведущие развлекательных программ могут позволить себе стилевое и цветовое разнообразие. В одежде имеет значение шейный вырез. Если у ведущего шея короткая, то лучше не закрывать её высоким воротником. Идеально подойдёт V-образный вырез. Если шея длинная, то лучше использовать высокие воротники, надевать шарф под жакет, носить более длинные волосы. Важно, чтобы цвет одежды гармонировал с цветом кожи, тоном волос, он должен идти ведущему и не контрастировать с общим оформлением студии. Кстати, обратим внимание на то, как нелегко ведущим новостей канала «Культура» вписаться в новое оформление студии, где использованы яркие контрастные тона.
Выбирая цвет одежды, лучше избегать крайностей, например очень светлых и очень тёмных оттенков. Чёрный цвет подавляет, белый – ослепляет. Насыщенный цвет, от цвета фуксии до красного, в большинстве студий не поддаётся контрастированию. Такие цвета кажутся «кровоточащими», ибо контуры расплываются, будто краска.
Самые приятные тона одежды, которые могут использовать мужчины-телеведущие, это средне-синий, мягкий угольный, серовато-коричневый и зелёный. Белые рубашки на экране обесцвечивают лица белокожих людей, выглядят на них бледными и неинтересными. Предпочтительны светлые пастельные тона. При выборе галстука надо помнить, что не следует использовать галстуки цветов от насыщенных розовых до красного.
Язык жестов. По мнению В.М. Шепеля, имидж без выразительного языка взглядов и языка жестов маловыразителен. Жесты и мимика выдают весьма наглядную информацию о человеке, поскольку имеют рефлекторную природу. Поза, жест и мимика есть опредмеченное проявление чувств и мыслей людей. Телеведущий всегда должен помнить, что поза, жесты говорят часто гораздо больше, чем слова. Они должны соответствовать содержанию того, что происходит на экране.
Вывод: Имидж телеведущего складывается из усилий многих специалистов – модельеров, визажистов, парикмахеров, парфюмеров, но решающая роль в его создании принадлежит специалисту, который научает личность искусно использовать их помощь – мимически, манерно, коммуникабельно, риторически.
Многие специалисты выделяют следующие эталонные качества, которые формируют имидж телеведущего: здоровый вид, гармония черт лица, красивые волосы, стройная и пропорциональная фигура, белые и ровные зубы, приятно звучащий голос, выразительность жестов, живой ум и доверительность.
Главные характеристики имиджа в сфере деятельности СМИ можно описать, учитывая три обстоятельства: во-первых, имидж коммуникатора всегда упрощен по сравнению с объектом; во-вторых, этот имидж как бы живет самостоятельной жизнью в сознании аудитории, значит, динамичен и может изменяться; в-третьих, он находится между реальным и желаемым, восприятием и воображением.
Сам же процесс формирования имиджа можно разбить на несколько этапов: Выявление целевых групп, изучение (хотя бы эмпирическое) пристрастий телезрителей, с которыми индивидуальный коммуникатор предполагает взаимодействовать: образ, который он собирается создавать, должен отражать ожидания реальной и потенциальной аудитории. В качестве доминирующих, можно назвать три составляющих «работающего» имиджа: умение говорить «на языке» своей аудитории; знание того, что именно сегодня ее волнует; острота ума и чувство юмора.

  • Ведущий информационной программы