Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Вечная память мужеству»




Скачать 56.68 Kb.
Дата15.05.2017
Размер56.68 Kb.
Методический материал на тему:

«Вечная память мужеству»

Анализ «Афганских очерков» А. В. Костюнина.

Цели урока: Формирование и развитие личности, обладающей качествами,

гражданина, патриота своей страны, развитие культуры художественного восприятия, умение обосновать свою позицию вескими аргументами, расширить знания учащихся по истории Афганской войны.



Оборудование:

  • распечатка текста «Афганских очерков» писателя

  • географическая карта со значками месторасположения битв и крупных городов

  • гости воины-афганцы

  • гирлянда из хвои, свечи

  • книжная выставка


Методы и приемы, используемые на уроке: беседа, монолог, рассказ учителя, дискуссия, выразительное чтение, работа с текстом.

Ход урока

Учитель (на фоне музыки группы «Любэ» - «Позови меня»)


Помяни нас, Россия, в декабрьскую стужу,

Перед тем как сойдешься за праздничный стол.

Вспомни тех, кто присяги тебе не нарушил,

Кто берег тебя вечно и в вечность ушел.

Помяни на засыпанных пылью и пеплом,

Пулеметами врезанных в скальную твердь.

Запиши нас в историю горестной былью.

И рубцом материнское сердце отметь.

Помяни нас, Россия, и злых, и усталых,

Одуревших от зноя, без сна, без воды,

Отмеряющих жизнь от привала к привалу.

От звезды до звезды, от беды до беды.

Помяни нас и гордых атакой победной,

Ни на шаг не сошедших со взятых вершин.

Не трибунною речью, не строчкой газетной-

На великих скрижалях любви запиши.

Помяни нас, Россия, в извечной печали,

Златорусскую косу свою расплети.

Мы оставшимся помнить и жить завещаем,

Жить, как прожили мы - для тебя!

(И. Морозов «Родина»)

480. 258.... Вслушайтесь в эти цифры.... За ними – судьбы ребят, прошедших Афганистан.

15 февраля для них особый день. Это день вывода советских войск из Афганистана и день памяти воинов – интернационалистов. В 1979 г. началась Афганская война.

Афганистан – это трагедия нашей страны, целого поколения молодых ребят, которым по воинскому долгу там довелось служить.

Они вспоминают об этом времени с болью и любовью одновременно. И нельзя сказать, чего больше. Там осталась юность, когда вчерашние, беззаботные мальчишки быстро взрослели, мужали, становились воинами. Ребята свято верили, что выполняют интернациональный долг, помогают народу Афганистана. Это помогало с честью и доблестью выстоять в той непонятной войне.
II Беседа

- Где же находится Афганистан? Покажите на карте? Что можно рассказать о географическом положении страны?

(Ученик показывает и ведет рассказ о местонахождении республики.)

- В каких местах шли ожесточенные бои?

(Кандагар, Газни, Джелалабад, Мазари – Шариф, Айбак и др.)

Учитель: Один из писателей, который остро понимал необходимость говорить правду об Афгане – Александр Викторович Костюнин. С грустью, болью, беспокойно автор повествует в своих «Афганских очерках» всю правду об этой войне. Говорит смело, жестко и правдиво.

Что вы знаете об этом авторе?



Ученица: (дает короткую справку о писателе)

Это современный писатель из Карелии. Родился 25 августа 1964 г. Председатель совета директоров судостроительного завода «Авангард». Он еще и фотохудожник, член Союза писателей. Выпустил сборники произведений «Рукавичка», «В купели белой ночи».



III Работа с произведением « Афганские очерки»

Каждый момент истории находит свое отражение на страницах художественной литературы. Афганская война – это часть биографии нашей. И какая бы она ни была – героическая, кровавая, позорная – такой теперь и останется. Наша задача, изучая историю своей страны, не повторять ошибок прошлого.

О чем же говорят очерки А. Костюнина?

- О правде, о жестоком времени, есть сцены «мирные», но смерть сквозит с каждой строчки.



Учитель: Вот взгляд А. Костюнина на эту страну, далекую и малопонятную (очерк «Офицер запаса»)

«Афганские горы – царственные, грозные, неприступные.

Поднимающие на тяжелых пиках бездонное голубое небо, окрашенные восходящим розовым солнцем или тающие в восточной ночи, усыпанной каратами мерцающих близких звезд.

Горы, которые сначала приводили меня в немой восторг, я затем проклял.

Они не отпускали» .....
1)Работа над текстом «Айбак»

- В какое время происходят события?

- С какими героями вы встретились?

- Чем интересен образ Ахмада?


2) Беседа по очерку «Фархад»

- Кто такой «Фархад»

- Образ Пержу. Почему автор пишет: «В этот момент я мысленно простил ему все. Просто парню не повезло.»
3) Аналитическая беседа по очерку «Глаша»

- О ком вы подумали, когда прочитали название очерка?

- Прочтите описание Глаши

(«Глаша наша боевая подруга – кормилица»)

- Прочтите последний абзац очерка. О чем он?

(Полевая кухня сродни боевому знамени. На ее фоне фотографировались, бережно хранили снимки, как реликвию, потому что походная кухня кормила солдат, скрашивала их будни)


4) Комментированный рассказ очерка «Афганская елка»

- Как проходил Новый год у солдат?

- Как вы понимаете слова «Эпицентр землетрясения – в моем сердце»?
5) Беседа по очерку «Офицер запаса»

Заканчивается книга жутким до боли «Офицером запаса». Без слез читать нельзя. На сердце становится очень тяжело. Такое же впечатление этот очерк оказал на вас? Почему?


Ученик: Впечатление тягостное от прочитанного. Ненужность, вычеркивание из жизни этих ребят, которые неоднократно видели смерть, а теперь, выживание, стали никому не нужны.

- Как композиционно строится очерк?



Ученик: Композиционно рассказ можно разделить на 2 части: Афган с его вездесущим песком и мирная жизнь с женой и сыном.

- Автор пишет: «Невозможно поверить, что Родина способна отказаться от тебя». О чем это?

- Расскажите о судьбе Светланы. Можно сказать, что и она пострадала от афганской войны?

Мы закрыли последнюю страницу книги Костюнина. Что- то новое открыли для себя?

У нас сегодня гости. Это герои, воины, сражавшиеся в Афганистане .

Знакомясь с материалами, публикуемыми ежегодно в нашей районной газете «Харабалинские вести», вы подготовили краткий материал о наших земляках.



Ученик: По данным военкомата 86 человек из Харабалинского района были призваны для участия в боевых действиях в Афганистане. Трое из них погибли – это В. Толстиков (с.Тамбовка), Ж.Айтимов (с.Вольное), К. Сарсенов (с.Хошеутово). Многие из вернувшихся проживают в нашем районе, некоторые уехали в другие города.

Учитель: Я хочу предоставить слово участнику боевых действий, а ныне председателю Астраханской региональной общественной организации Харабалинского районного отделения «Союз ветеранов Афганистана» Максуту Бекбергеновичу Исабаеву.

(Рассказ воина – афганца с привлечением фронтового альбома, как он попал в Афган, служил в пункте Багран, обстрелы, смерть, невыносимая, доходившая до 60º жара, каменистые дороги и раскаленный песок)

Только порой в снах являются живые ребята и снова ожидание обстрела, что было самым страшным. Но вот выжил и вернулся домой».

Учитель: Многие писатели и поэты поднимают тему Афганистана. С какими произведениями знакомы вы?

- Светлана Алексиевич «Цинковые мальчики»

- В.И Аблазов «Афганская арена. Довоенные батальоны»

- проза А.В. Костюнина

- стихи Евгения Евтушенко, А. Позднякова, В.Фомичева

(Чтение учащимся стихотворения Д.Гомбожова «Война»)


Война – это гибель всего родного:

кров без людей

люди без крова

Война – это черное, гнусное дело:

тело без ног

ноги без тела.

Война – это тысяч разлук причина:

сын без отца

отец без сына

Война это слезы, зола и стужа:

муж без жены,

жена без мужа.

Война – это тучи пепла и смрада:

стада без лугов,

луга без стада.

Война – это кровь, эпидемия горя,

пороха дым,

селенья в огне...

Но вновь разгореться мы ей не дадим – войне.
Учитель: Нельзя вычеркнуть войну в Афганистане из памяти, ведь там остались сердца наших ребят.

Они не простят нам забвения.


Домашнее задание: Выразите свое отношение к героям одного из очерков в творческой работе «Размышление над прочитанной книгой»

Оценки за урок.

  • Оборудование
  • Методы и приемы, используемые на уроке
  • III Работа с произведением « Афганские очерки»
  • Учитель