Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Вечер, посвящённый жизни и творчеству




Скачать 112.34 Kb.
Дата01.07.2017
Размер112.34 Kb.
ТипПрограмма
ВЕЧЕР, ПОСВЯЩЁННЫЙ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВУ

А.Ф.ИОФФЕ.

С.А.Трубачеева

Алагуевская средняя школа

Ольхонского р-на, Иркутской обл.
ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЛА.


  1. Портрет А.Ф.Иоффе.

  2. Летопись жизни А.Ф.Иоффе. ( Оформить в виде стенда).

ПРОГРАММА ВЕЧЕРА.


1. Слово при открытии вечера.

2. Краткая биография А.Ф.Иоффе.

3. Учёба в школе Рентгена.

4. Научное творчество А.Ф.Иоффе.

5. А.Ф.Иоффе - создатель физической школы.

6. Поле чудес.



  1. Заключительное слово.



СОДЕРЖАНИЕ ВЕЧЕРА.
СЛОВО ПРИ ОТКРЫТИИ ВЕЧЕРА.
В 2000 году исполнилось 120 лет со дня рождения видного советского физика Абрама Федоровича Иоффе. А.Ф.Иоффе прожил большую жизнь. Его научная деятельность началась еще в дореволюционное время и продолжалась в годы становления Советского государства. А.Ф Иоффе - ученому, педагогу, организатору советской науки присущи ярко выраженная индивидуальность. Особенности его научного и педагогического мастерства, удивительный организаторский талант привели к созданию ленинградской школы физиков, оказавшей большое влияние на развитие советской науки. При актином содействии академика Иоффе появились новые научные направления, были созданы физико - технические и научно - исследовательские институты в Харькове, Свердловске, Томске и других городах Советского Союза.
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ А.Ф.ИОФФЕ.
Советский физик, академик Абрам Федорович Иоффе родился в городе Ромны. В 1902г. Он окончил Петербургский институт, а в 1905г. - Мюнхенский университет. В 1903 -1906г.г. работал ассистентом у знаменитого немецкого физика В. Рентгена. В его лаборатории А.Ф.Иоффе сделал крупное открытие - обнаружил внутренний фотоэффект в кристаллах диэлектриков. Вернувшись в 1906г. В Россию, он стал преподавателем в Петербургском политехническом институте.

А.Ф.Иоффе совершенно по - новому поставил вопрос о подготовке физиков в России. Вместо традиционного повторения работ, выполненных иностранными учеными, он добивался от своих учеников оригинальных самостоятельных исследований, открытия и изучения новых физических явлений. Важнейшая заслуга Иоффе – создание научной школы советских физиков, из которой вышли многие ученые.

В 1921 г. Он создал и долгие годы возглавлял Физико - технический институт Академии наук СССР. По его инициативе были созданы Институт полупроводников и Физико -агрономический институт, физико - технические институты в Харькове, Днепропетровске, Свердловске, Томске.

А.Ф.Иоффе провел важные исследования в области физики твердого тела. Он первый применил рентгеновские лучи для исследования механизма пластической деформации монокристаллов, обнаружив скольжение слоев кристаллической решетки относительно друг друга. Ему принадлежат классические опыты, демонстрирующие важную роль поверхностных дефектов кристаллов (микроскопических трещинок) в процессах хрупкого разрушения кристаллических тел. Эти опыты способствовали разработке высокопрочных материалов.

Иоффе одним из первых обратил внимание на необходимость изучения полупроводников как новых материалов для электроники и всесторонне исследовал их свойства. Эти работы положили начало развитию новых областей полупроводниковой техники - термо- и фотоэлектрических генераторов и термоэлектрических холодильных устройств.

А.Ф.Иоффе - Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий.


УЧЕБА В ШКОЛЕ РЕНТГЕНА.
В декабре 1902г. А.Ф.Иоффе едет за границу в Мюнхенский университет. Руководителем Физического института при Мюнхенском университете был известный физик В.Рентген.

Экспериментальная физика в Мюнхенской лаборатории была строго классической. Перед учениками ставились в основном измерительные задачи. При этом никаких собственных теоретических выводов и соображений при обработке полученных результатов не допускалось.

Рентген щедро передавал ученикам свой опыт точного эксперимента, учил выделять в чистом виде изучаемое явление, приучал к строгому анализу и в то же время представлял большую самостоятельность в действиях.

А.Ф.Иоффе все поставленные перед ним задачи проводил сам. Надо заметить, из мюнхенской школы Иоффе вынес не только экспериментальное мастерство, но и любовь к эксперименту, к приборам и умение много делать самому.

Для выполнения мечты А.Ф.Иоффе научиться физике и физическому эксперименту вряд ли можно желать лучшего места, чем физическая школа Рентгена.

Для начала молодому инженеру было предложено выполнить студенческий практикум, состоящий из 100 работ. С заданием Абрам Федорович справился в очень короткий срок -всего 1 месяц. Когда Рентген ознакомился с полученными результатами, он отметил, что его ученик, помимо большого трудолюбия, обладает еще наиболее ценными качествами будущего ученого - уважением к эксперименту и прекрасной способностью к точным измерениям.

В 1903 году начинающему физику была поручена более ответственная и интересная работа, при выполнении которой А.Ф.Иоффе показал себя с самой наилучшей стороны. При выполнении этого эксперимента он впервые нарушил заповедь Рентгена «не измышлять гипотез» переступил строгие измерительные рамки, установленные в мюнхенской лаборатории.

Молодой Иоффе, будучи всего-навсего практикантом, смело ломал установившиеся каноны, ища собственный путь в науке.

Появившееся сообщение Пьера Кюри о том, что препарат радия выделяет тепло заинтересовало Иоффе, необходимо было проверить это сообщение. Он разработал совершенно оригинальную методику эксперимента, которая позволяла не только установить факт выделения тепла, но и провести его точный количественный учет. В одном из опытов А.Ф.Иоффе заметил, что под действием -лучей резко концентрируется и усиливается свечение экран при наличии магнитного поля. Рентген сам предложил Абраму Федоровичу объяснить наблюдаемое явление. Через два дня теоретическое обоснование было готово и доложено Рентгену. Учитель согласился с объяснением ученика.

После исследования радия Рентген взял Абрама Федоровича в ассистенты. У очень требовательного Рентгена такое случалось не часто, поэтому с полным основанием можно расценить действие немецкого ученого как акт признания недюжинных способностей русского инженера.

В мае 1905 года А.Ф.Иоффе блестяще защитил диссертацию и получил степень доктора философии при Мюнхенском университете. В 1906 году А.Ф.Иоффе покинул Мюнхен.

НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО А.Ф.ИОФФЕ.


С именем академика А.Ф.Иоффе связано большое количество фундаментальных работ в различных областях физики и техники. Наиболее важные результаты были получены при изучении следующих разделов: механические свойства твердых тел; электрические свойства диэлектриков; физика полупроводников.

В послереволюционный период направления научных исследований в значительной степени стимулировались новыми требованиями эпохи социалистического строительства. Фундаментальные знания в физической науке, глубина и широта интересов создали многоплановость проводимого научного поиска, что отмечает научное творчество А.Ф.Иоффе. Надо отметить, что в 20-е годы далеко не все ученые правильно оценили перспективы планового развития науки. Абрам Федорович одним из первых подхватил выдвинутую жизнью потребность планирования науки.

Одна из наиболее ярких и оригинальных страниц научного творчества А.Ф.Иоффе и его школы - это цикл работ по изучению физики полупроводников. Он счел необходимым изучение обширного класса веществ, занимающих промежуточное положение между диэлектриками и металлами.

Вряд ли можно представить современную технику и науку без полупроводников, а в начале 30-х годов начинание Абрама Федоровича было встречено весьма скептически. Но, тем не менее, Иоффе наметил широкую программу исследований полупроводников. Этими исследованиями была установлена зависимость проводимости полупроводников от температуры электрического и магнитного полей. Впервые было введено понятие о дырочной проводимости. Было установлено, что примеси кардинально меняют знак носителя тока, превращая дырочный полупроводник в электронный и наоборот. Также было выяснено, что роль примесей играют не только чужеродные атомы, но и собственные, если они находятся в избытке или недостатке. Изучая полупроводниковые свойства ряда интерметаллических сплавов, А.Ф.Иоффе создал метод получения полупроводников с изменяющимися в широких пределах свойствами.

А.Ф.Иоффе совместно со своей женой А.В.Иоффе исследовали внутренний фотоэффект в кристаллах куприта и закиси меди.

В руководимом им коллективе наряду с научными исследованиями развивались работы по их техническому применению. Так были сконструированы новые фотоэлементы из сернистого таллия, которые обладали большой чувствительностью (6000-10000 мкА/лм). Твердые фотоэлементы нашли применение в звуковом кино. Выпрямитель из сернистой меди с магниевым катодом допускал плотность тока в сотню раз превышающую плотность тока в медно-закисных и селеновых выпрямителях.

Широкое применение в промышленности нашли термисторы. Были сконструированы высоковольтные разрядники, тензометры для механических измерений и многие другие полупроводниковые приборы, вызвавшие настоящий переворот в радиотехнике.

Над проблемой полупроводников под руководством А.Ф.Иоффе работали его многочисленные ученики и сотрудники. Среди них А.В.Иоффе, И.В.Курчатов, Я.И.Френкель, И.К.Кикоин и многие другие.

Современная цивилизация не мыслима без полупроводников. И в том, что наша страна является одной из ведущих в мировых исследованиях физики полупроводников, немалая заслуга принадлежит энергии прозорливости академика А.Ф.Иофф
А.Ф.ИОФФЕ – СОЗДАТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ.
Начало педагогической деятельности А.Ф.Иоффе относится к 1907 г. в Петербургском технологическом институте. На формирование педагогических идей А.Ф.Иоффе большое влияние оказало пребывание в Мюнхенском университете, Оттуда он вынес один из главных принципов - научность в преподавании, унаследовал стремление к наглядности в преподавании. Педагогическую деятельность Абрам Федорович в Петербургском технологическом институте продолжал до 1949 года. Здесь ученый прошел все стадии педагогической работы, начиная от внештатного лаборанта и кончая профессором.

В основу организации института была положена идея теснейшей связи между наукой и техникой. Поэтому была высказана мысль о создании отделения по подготовке инженеров для научной деятельности.

В 1919г. многолетняя борьба ученых за создание факультета нового типа увенчалась успехом: физико-математический факультет начал свой первый учебный год, заложив начало инженерно-физического образования в нашей стране. Возглавил его А.Ф.Иоффе. Немало сил отдавал его руководитель расширению связей факультета с промышленностью.

Ленинградский физико-математический факультет- первенец инженерно-физического образования в СССР. При активном содействии Иоффе подобные факультеты возникали в разных городах Союза.

В 1916г. Абрам Федорович организовал научный семинар, в работе которого принимали участие сотрудники и студенты Политехнического института и университета. Много сил и энергии отдавал Иоффе, чтобы организованный им семинар жил и действовал в течение длительного срока. Семинар был первым опытом коллективной проработки научных тем, который затем лег в основу Физико-технического института, созданного в 1918г.

В истории физики известно немало физических школ: школы Кундта, Рентгена, Бора, Резерфорда, Лебедева и др. Однако ленинградская научная школа наиболее мощная по составу и количеству.


ПОЛЕ ЧУДЕС.

Задание для первой тройки игроков.
На формирование научного творчества Иоффе большое внимание оказала дружба с одним известным голландским физиком. Имя этого ученого очень популярно среди ученых начала 19 века. Эта популярность объяснялась тем, что его научные работы посвящались раскрытию коренных проблем новой физики, также он благодаря необычайно развитому критическому дару оказывал существенное влияние на творчество других физиков. Впоследствие Иоффе отмечал, что способность этого знаменитого физика к критическому анализу и строгой физически ясной формулировке оказала большое внимание на его научное развитие.

Вопрос. О каком ученом идет речь?

Ответ. Эренфест.

Задание для второй тройки игроков.
«Мне посчастливилось уже на втором курсе встретиться с профессором А.Иоффе, и он увлек меня своей эрудицией в новой физике, фейерверком своих идей, стремлением проникнуть в самую глубь механизма явлений природы.»

Вопрос. Кому принадлежат эти слова?

Ответ. Семенов.

Задание для третьей тройки.
«... Я с большим волнением пришел на первую лекцию профессора А.Ф.Иоффе,- позднее вспоминал один из учеников Иоффе.- ... я вдруг узнал, что помимо школьной физики, существует микрофизика, физика электронов, протонов, альфа-частиц и атомных ядер, это было поразительно не только для меня , но и для большинства присутствующих. Я испытывал чувство человека, проспавшего столетие и внезапно проснувшегося».

Вопрос. Чьи это слова?

Ответ. Дорфман.

Задание для игры со зрителями.
Работа советских ученых в иностранных лабораториях способствовала усвоению новой методики проведения физического эксперимента, знакомству с разными научными школами, стилем и методами исследования, что, несомненно, обогащало их научную подготовку. Многие молодые иностранцы из Германии, Франции и Англии работали у Иоффе. Физико-технический институт уже был известен как один из лучших научно -исследовательских центров Советского Союза. Геттингенский физик, лауреат Нобелевской премии в разговоре с В.Н.Кондратьевым сказал: « Как вы должно быть счастливы, что работаете вместе с А.Ф.Иоффе. Мне очень хочется бросить все геттинские дела и уехать к нему в ФТИ!».

Вопрос. Кто так рвался в ФТИ, чтобы работать вместе с Иоффе?

Ответ. Франк.

Задание для финальной игры.
Какими знаниями должен обладать ученый, какой удивительной щедростью и дальновидностью, чтобы в течение все жизни к нему стремилась молодежь! « Это был мощный генератор идей, питавший физику в течение десятилетий, целые эпохи для современной физики,»- писал после смерти Иоффе советский физик, принадлежавший уже к четвертому поколению его учеников.

Вопрос. Назовите фамилию этого ученого.

Ответ. Гранин

Задание для супер-игры.
Один из учеников Иоффе, трижды герой социалистического труда, известный физик, академик признался однажды: « Абрам Федорович Иоффе и Физико-технический институт-это то, чему я обязан все, что мне удалось сделать в жизни».

Вопрос. Назовите фамилию известного физика, высказавшего эти слова.

Ответ. Александров.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.
О замечательном ученом, прекрасном педагоге, умелом руководителе лучше сказать словами Н.Н.Семенова- руководителя физико-химической школы, ученика А.Ф.Иоффе. « Искусство руководства сотрудниками сводится к нескольким простым требованиям:

  1. Подбирай по возможности только способных, талантливых учеников, и притом тех, в которых видно страстное желание к научному исследованию, потому что могут быть способными, но если нет страсти-толку не будет

  2. В общении с учениками будь прост, демократичен и принципиален. Радуйся и поддерживай их, если они не правы, научными аргументами. Если ты хочешь, чтобы ученик занялся разработкой какой-либо новой твоей идеи или нового направления, делай это незаметно, максимально стараясь, чтобы он как бы сам пришел к этой идее, приняв ее за свою собственную... Никогда не приписывай своей фамилии к статьям учеников, если не принимал как ученый прямого участия в работе.

  3. Не увлекайся чрезмерным руководством учениками, давай им возможность максимально проявлять свою инициативу, самим справляться с трудностями. Только таким образом ты вырастишь не лаборанта, а настоящего творческого ученого. Давай возможность ученикам идти их собственным путем.

Всему этому меня учил мой дорогой учитель.. .А.Ф.Иоффе.

Это обстоятельство позволяет сделать вывод, что научная школа А.Ф.Иоффе- живая и растущая.»



ЛИТЕРАТУРА.


  1. 1.Ф.М.Дягилев. Из истории физики и жизни ее творцов.М.Проев. 1986.

  2. Воспоминания об А.Ф.Иоффе. Л.Наука.1973.

  3. Основатели советской физики. М.Проев. 1970.

  4. Курс истории физики. М.Проев. 1982.

  5. Т.М.Чернощекова. А.Ф.Иоффе.М. Проев.1983.

  6. Хрестоматия по физике под ред. Спасского.М.Проев. 1982.

  7. Энциклопедический словарь юного физика.Сост. В.А.Чуянов.М.Педагогика. 1984.

  • СОДЕРЖАНИЕ ВЕЧЕРА.
  • Задание для первой тройки игроков.
  • Задание для второй тройки игроков.
  • Задание для третьей тройки.
  • Задание для игры со зрителями.
  • Задание для финальной игры.
  • Задание для супер-игры.