Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Василий иванович белов. «Малька провинилась» Цели: продолжать чтение произведений о природе, о «братьях наших меньших»




Скачать 46.31 Kb.
Дата07.07.2017
Размер46.31 Kb.
ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ БЕЛОВ.
«МАЛЬКА ПРОВИНИЛАСЬ»


Цели: продолжать чтение произведений о природе, о «братьях наших меньших», прививать любовь к животным; расширять кругозор учащихся; развивать мышление, речь учеников.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Сегодня у нас много гостей на уроке. Мы всегда рады гостям. Повернитесь, улыбнитесь им. Вот видите, и они вам улыбнулись. Сразу стало уютнее в классе от ваших улыбок.

« Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!»

2. Речевая разминка.

- Ребята, начнём мы наш урок с речевой разминки. Посмотрите на экран, перед вами скороговорка. ( прочитать по заданию слайд 1)
Кричал Архип, Архип охрип.

Не надо Архипу кричать до хрипу.


-Прочитайте скороговорку «птичьим базаром».

-Прочитайте медленно.

-Прочитайте с ускорением.

-Прочитайте наоборот, замедляя темп.

-Прочитайте шепотом.

-Прочитайте громко.


-Прочитайте весело.

-Прочитайте грустно.


-Прочитайте выразительно.

-Прочитайте скороговоркой.

3. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы с вами будем читать рассказ « Малька провинилась», который написал Василий Иванович Белов.

( дети рассказывают биографию автора)

Биография: Василий Белов




(р. 23.10.1932)

Белов Василий Иванович - прозаик. Родился 23 октября в вологодской деревне Тимонихе в семье крестьянина, в 1943 погибшего на войне. Рано, еще мальчишкой, начал работать в колхозе, помогая матери поднимать младших четверых детей.


Окончив сельскую семилетнюю школу, весной 1949 уехал в город Сокол, где в школе фабрично-заводского обучения получил специальность плотника и столяра. Потом освоил специальность моториста-дизелиста, а позже - и электромонтера. Во время службы в армии выучился на радиотелеграфиста.

Но очень скоро обнаружилось, что подлинным его призванием была литература, писательский труд. Он жил в Вологде, писал очерки, статьи, стал сотрудником районной газеты, но больше всего любил поэзию и писал стихи. По совету писателя-земляка А.Яшина посылает свои стихи в Литературный институт им. М.Горького, проходит творческий конкурс и поступает учиться. Поэтом Белов не стал, хотя его первой книгой, появившейся в 1961, был сборник стихов "Деревенька моя лесная". В том же году была опубликована повесть "Деревня Бердяйка", с которой начался известный всем прозаик Белов.

Окончив институт, вернулся в Вологду, отдавая все силы и время литературному творчеству. В 1964 - 67 были написаны рассказы "На Росстанном холме", "Весна", "За тремя волоками", повесть "Привычное дело". В 1969 - "Бухтины вологодские".
Реализуя в полной мере возможности русского языка, Белов ревностно относится к слову, потому так чист и выразителен его язык, богат смысловыми и эмоциональными оттенками.

В 1970-е публикует повести, составившие цикл "Воспитание по доктору Споку", "Плотницкие рассказы", в 1979 - 81 пишет книгу "Лад" - собрание очерков о северной русской деревне, поэма о русском человеке. В 1987 публикует два романа - "Кануны" и "Все впереди", затем - книгу "Такая война..." (1989), куда включил роман и рассказы. В 1989 - 91 пишет несколько произведений для детей - повесть "Старый да малый", сказку "Родничок". В 1996 вышла повесть "Медовый месяц".

В.Белов не оставляет публицистику, страстно выступая в своих статьях в защиту небольших русских деревень, ратует за сохранение величайшего национального достояния - русского языка.
Живет и работает Василий Белов в Вологде, но часто и подолгу бывает в родной Тимонихе.
III. Изучение нового материала.

– Казалось бы, что нового можно еще узнать о наших верных друзьях – собаках: каждый день мы встречаем их на улицах, у многих из нас они живут дома, а сколько прочитано стихов и рассказов, где главный герой – собака. Но нет… эти удивительные животные не устают поражать и восхищать нас, как Малька из рассказов Василия Ивановича Белова.

- Готовы ли вы познакомиться поближе с героиней рассказа?

- Ребята, в тексте вам встретятся слова, которые перед вами на экране. Прочитайте их по слогам, затем целыми словами.

Кри-во-но-га-я КРИВОНОГАЯ

Блуд-ня БЛУДНЯ

Ба-тяв-ка БАТЯВКА

О-ка-зы-ва-ет-ся ОКАЗЫВАЕТСЯ

С не-до-у-ме-ни-ем С НЕДОУМЕНИЕМ

Бес-по-мощ-но БЕСПОМОЩНО

Ша-ро-мыж-ни-ков ШАРОМЫЖНИКОВ

Од-на-о-ди-не-шень-ка ОДНА-ОДИНЕШЕНЬКА

ШАРОМЫЖНИК - человек, который любит поживиться за чу¬жой счет, жулик;

БЛУДНЫЙ- об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.

Честит - ругает

Учитель и учащиеся читают рассказ В. И. Белова «Малька провинилась».( Илюшкина, , Богатикова)

Физминутка.

- Ребята, перед тем продолжим нашу работу, давайте немного отдохнём.

- Мы отдохнули, и я вижу что вы готовы работать дальше.
- Ребята, понравился ли вам рассказ?

- Что вы испытали при чтении рассказа?

- Что произошло в доме Лидии? Перечитайте об этом.

– Как Лидия разговаривала с Малькой? (Как с человеком.)

- Найдите и прочитайте.

- Стремилась Малька охранять и защищать своих щенков?


1)-Работа в парах

Сейчас мы с вами поработаем в парах. Давайте представим себя на месте автора и Лидии. Прочитайте их разговор « Поиграя голосом». Молодцы.


2) Cледующее задание мы выполним в группах. Каждая группа должна подготовить ответ на вопрос. ( слайд)
- Опишите встречу рассказчика с Малькой на тропе.

- Как выглядела Малька?

- Какое открытие сделал автор?

- Какие чувства он испытал?

- На чьей стороне ваши симпатии? Объясните.

- Как заканчивается рассказ? Почему?

– Какой Малька оказалась матерью? (Заботливой и верной, каждый день она бегала в соседнюю деревню кормить своего сына, несмотря ни на какие опасности.)

– Знаете ли вы другие примеры родительской верности у животных? Расскажите об этом.



IV. Итог урока.

Назовите имя писателя, с творчеством которого ознакомились

на уроке.

-Какой рассказ прочитали? О ком он?

Оценки

Домашнее задание.



– Понравилась вам история про Мальку?

– Хотелось бы вам узнать, как складывалась ее жизнь дальше?



– Дома вы прочитаете рассказ «Еще про Мальку» (с. 70–72, часть 2-я) и узнаете, что же с ней произошло дальше.

  • - Сегодня мы с вами
  • (р. 23.10.1932)
  • III. Изучение нового материала.
  • Работа в парах
  • IV. Итог урока.